Ситком это жанр что это
Ситуационная комедия
Телевидение в России
Телевидение в СССР
Апфронт · Рейтинг Нильсена
Замена в середине сезона
Премьера сезона
Финал сезона · Клиффхэнгер
Прайм-тайм · Закадровый смех
Ситком
Процедурная драма
Ток-шоу
Мини-сериал
Реалити-шоу
Категории
Ситуацио́нная коме́дия, или ситко́м (англ. situation comedy, sitcom ) — разновидность комедийных радио- и телепрограмм, с постоянными основными персонажами и местом действия. Изначально появившийся на радио в США в 1920-х годах, к 1970-м годам ситком выделился в жанр почти исключительно телевизионной комедии и получил широкое распространение в телесериалах. Для телевизионных ситкомов характерен определённый временной формат — как правило, 20-30 минут, включая титры и рекламу (если она есть). Первые ситкомы, как правило, снимались в студии, перед публикой, поэтому для них характерен закадровый смех. СодержаниеИстория жанраСитуационные комедии появились в 1920-х годах на американском радио. Согласно двенадцатому изданию Merriam-Webster Collegiate Dictionary, ситком как термин появился в 1951 году, с показом комедии «Я люблю Люси». Ситуационные комедии стали частью культуры уже в свои первые дни. Канал BBC в Великобритании начал показ сериала «Прогресс Пинрайта (англ.)», который был запущен в конце 1946 года и шёл до начала следующего года. [1] Первым американским ситкомом стал проект «Мэри Кей и Джонни (англ.)», пятнадцатиминутное шоу, стартовавшее на DuMont Television Network в ноябре 1947 года. С 1983 года ситкомы в Америке столкнулись с конкуренцией в лице «мыльных опер». Шоу «Кейт и Элли (англ.)» являлось единственным ситкомом, вошедшим в хит-парад самых популярных телепроектов того года. В следующем году состоялась премьера четвёртого сезона «Шоу Косби», но «золотое время» ситкомов уже окончилось. На их место пришли реалити-шоу. Постепенно этот жанр стал популярным и во многих других странах мира. Характерные особенностиТрадиционно в ситкомах серии имеют очень слабую связь между собой. Персонажи практически не меняются на протяжении всего сериала. Большинство ситкомов придерживаются этого формата. Изредка присутствуют двойные серии; школьные друзья или любимые родственники могут появиться из ниоткуда и исчезнуть в никуда, как в ситкоме «Семейке Брэди» (англ. The Brady Bunch ); часто присутствуют киноляпы. В ситкомах часто пародируются или используются элементы мыльной оперы. В анимационном сериале «Симпсоны» это встречается наиболее часто, элементы мыльной оперы встречаются даже в «Друзьях», например продолжение сюжетных линий на длительное время. Это встречалось и во многих ситкомах, например в «Папиных дочках» или в «Деревенщине в Беверли-Хиллз» (англ. The Beverly Hillbillies ). Общественный аспект семейных ситкомов состоит в том, что рано или поздно в семье должен появиться ребёнок. Исключение составляют ситкомы с Бобом Ньюхартом (Bob Newhart). Новый ребёнок изменяет ситком, но в большинстве случаев действие переносится на несколько лет вперёд, как это было с Эндрю Китоном в «Семейных узах» и Крисси Сивер в Growing Pains. Временного скачка нет с персонажами Эрин Мёрфи в роли Табаты Стивенс («Моя жена меня приворожила») и с сёстрами Олсен, играющими Мишель Таннер («Полный дом»). Многие семейные и офисные ситкомы использовали технологию многокамерной съемки, то есть съемки сцен несколькими камерами и последующий монтаж. Но с 60-х ситуационные комедии, такие как The Munsters, «Семейка Аддамс», «Я мечтаю о Джинни (англ.)» и «Моя жена меня приворожила», стали сниматься с использованием одной камеры. Это нововведение позволило уделять больше внимания визуальным эффектам этих сериалов. Например, ситком-пародия «Напряги извилины» также использовал этот стиль съёмок, и время, которое раньше тратили на монтаж, оставалось на проработку сюжетных линий и улучшение качества графики. В сериале «МЭШ» также использовалась эта технология, благодаря которой шоу становилось более реалистичным. В 80-х при съёмках ситкомов снова стала использоваться многокамерная съемка, но тенденция на съёмки одной камерой возвращается. Также характерной особенностью ситкомов является закадровый смех. Однако в таких ситкомах, как: «Симпсоны», «Клиника», «Меня зовут Эрл», «В Филадельфии всегда солнечно» и «Офис» закадровый смех не используется, а комедия «Замедленное развитие» использует его лишь частично. В старых ситкомах, как «Я люблю Люси», использовались готовые записи смеха, но в наше время чаще всего устраивают просмотр сериала и записывают живой зрительский смех. КонтрастыНекоторые ситкомы базируются на контрастах. В драматических сериалах и «мыльных операх» под этим термином подразумевается то, что главному герою противостоит злодей. В ситкоме это понятие расширено и не имеет чётких границ. Контраст в ситкоме — не столько общее направление, «хороший-плохой», сколько подчёркивание особенностей. Примерами могут служить «Я женат на Джоане», «Я люблю Люси», «Дарма и Грег». В этих сериалах прямой, приземлённый, рациональный муж женится на ветреной, смешной, эмоциональной женщине. Это и создаёт абсурдные ситуации. Юношеское пониманиеТреть [источник не указан 376 дней] существующих ситкомов рассказывает историю с точки понимания главного героя-подростка (то есть, использует ненадёжного рассказчика). Этот вариант используют такие ситкомы, как «Gidget», «Leave It To Beaver», «Лиззи Магуайер», и, частично, «Семейка Брэди». В этих шоу главными героями являются подростки или почти подростки [кто?] со своим видением мира, раздражённым и ласковым одновременно. На мир они смотрят чистыми, наивными глазами и порой не понимают смысла некоторых событий. Часто они делают ситуацию ещё хуже, и тогда их родителям или кому-нибудь ещё, мудрому и любящему, нужно расхлёбывать ситуацию. А юный герой становится немного мудрее и взрослее. ПародияТакие ситкомы как «Бэтмэн» и «Напряги извилины» строятся на пародировании более серьёзных жанров и, иногда, некоторых социальных факторов. Звезда «Бэтмэна» Адам Уэст так шутил над американским обществом, что выносился вопрос об ограничении показа его комедии. Сериал был снят с трюками и драками в стиле комиксов, с соответствующим звуковым сопровождением и динамично развивающимся действием. Таким же образом ситком «Напряги извилины» (Дон Адамс, Барбара Фелдон, Эдвард Платт) пародировал приключения секретных агентов, таких как Джеймс Бонд, которые были популярны в середине 60-х. Политический ситкомКолоссом среди всех ситкомов стоит английский политический ситком «Да, господин министр» и его продолжение «Да, господин премьер-министр». Он реализован в классическом английском жанре политической сатиры и живописует функционирование вымышленного министерства. Несмотря на остроту, сериал получил признание политических сторон Соединённого Королевства. Кроме того, поклонницей сериала была Маргарет Тэтчер. Большинство североамериканских ситкомов, как правило, получасовые в общей сложности состоящие из 22 минут самого шоу, а восемь минут отдаются под рекламу. Шоу, сделанные за пределами США, как правило, длиннее или короче 22 минут и американские вещательные сети крайне редко покупают права на их трансляцию. Таким образом ситкомы Великобритании практически никогда не показываются в США. Ситкомы в США как правило насчитывают в сезоне от 13 до 24 эпизодов. Канадские ситкомы обычно насчитывают не более 14 эпизодов, а Британские шесть. Сценарии к ситкомам в США пишутся большими группами сценаристов, а также продюсеры часто приглашают к написанию отдельных эпизодов известных сценаристов. История американских ситкомов началась в 1947 году и продолжается по настоящее время. Часто снимаются шоу, направленные на определенную аудиторию: на детей или тинейджеров. С начала 1950-х годов, и получивший известность в 70-х, является жанр черная комедия, ситкома, с участием преимущественно афро-американских актеров. Ситкомы 1940—1950 годовВ конце 1940-х, комедии были одним из первых форматов шоу для телевидения. Большая часть их выходила еженедельно в получасовом формате. Многие из ранних комедий были адаптациями существующих радио-шоу, к примеру « Программа Джека Бенни» или хитовое шоу «Джорджа Бернса и Грейси Аллен», перешедшее от радио к телевидению и шоу кинодуэта «Эбботта и Костелло». Ранние комедии транслировались в прямом эфире и не были сняты на пленку. «Мэри Кей и Джонни» и позже «Голдбергс» были сняты без живой аудитории или закадрового смеха. В начале пятидесятых производство ситкомов стало более активным, их начали снимать на пленку и они получали большие успехи чем свои предшественники. В тот же период была организована премия «Эмми», которая награждала как сами шоу, так и актеров и производителей. Первой комедийной актрисой, получившей премию за роль в ситкоме стала Бетти Уайт в 1952 году. Я люблю Люси«Я люблю Люси» стал революционным ситкомом в плане многокамерной съемки. Каждая сцена в шоу снималась одновременно тремя камерами, и в итоге режиссер отбирал наиболее выгодные кадры. Звезда шоу Люсиль Болл впоследствии стала телевизионной иконой. В 80ых популярный комик Бил Козби, снялся в ситкоме «The Cosby Show», который стал первым среди успешных ситкомов, действия в которых строятся вокруг одного сценического образа. Комедийная актриса Розанна Барр продолжила эту тенденцию в конце 80ых со своим одноименным ситкомом, как делал и Гарри Шендлинг (Шоу Гарри Шенлдинга и Ларри Сандерса). 2000 — настоящее времяКанадаКанадские комедии в основном получали отрицательные отзывы от критиков и не имели успеха у зрителей. Известный пример, ситком 1971 года «Проблемы с Трейси», по мнению многих канадцев одно из худших ТВ-шоу когда-либо снятых. [2] Прочие канадские шоу, такие как «Snow Job», «Check It Out!», «Mosquito Lake» и «Not My Department» также никогда не достигали признания критиков. В настоящее время канадское телевидение производит один-два ситкома в год, хотя с ростом популярности кабельного телевидения их качество улучшилось. Несмотря на провалы игровых ситкомов, канадское телевидение смогло привлечь к себе внимание делая анимационные ситкомы в 21 веке. В 2004 году анимационный ситком «6teen» выиграл премию «Эмми». ИндияСиткомы в Индии стали очень популярны в середине 1980-х. Одним из самых популярных шоу в стране считается «Sarabhai vs Sarabhai» 2005 года. КитайСиткомы в Китае отличаются большим количеством эпизодов в год. Первым успешным «конвейерным» ситкомом стал «Я люблю свою семью», который насчитывает 120 серий в сезоне. Другой известный китайский ситком «Home with Kids» насчитывает более чем 350 эпизодов. Новая ЗеландияНовая Зеландия начала производить телевизионные программы позже, чем многие другие развитые страны. Из-за небольшой численности населения Новой Зеландии два основных телеканала страны редко показывали более одного-двух ситкомов в год. ДанияПервым успешным ситкомом Дании стало шоу «Far From Las Vegas», выходившее с 2001 по 2003 год. ВеликобританияСитком – что за жанр?ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО СЦЕНАРИСТА Ситком – это комедийный сериал с постоянными персонажами, простыми и повторяющимися локациями и общей историей. Жанр ситуационной комедии пришел в Россию из Голливуда, и с каждым годом число его поклонников только растет. Это связано с хорошими ТВ-рейтингами, умеренными бюджетами, опытом и профессионализмом работников киноиндустрии, что за пару десятилетий практически с нуля освоили новое перспективное направление. Жанровые особенности ситкомаГлавное условие – наличие смешных ситуаций. Отсюда и название «ситком» – комедия ситуаций. Чем больше, тем лучше. И тут важно отходить от клише и не прогонять одну тему из серии в серию. В классическом ситкоме персонажи развиваются только внутри серии, а в начале следующего эпизода откатываются назад, забывая все уроки. Как, например, Эл Банди из сериала «Женаты с детьми…», он же Гена Букин из российской адаптации «Счастливы вместе». Он годами не может ничему научиться. Но сегодня все чаще можно встретить ситкомы, где герои пусть медленно и незначительно, но все же меняются: «Теория большого взрыва», «Американская семейка», «Дылды», «Ольга» и т. д. Разумеется, хорошо, если в вашем ситкоме помимо комедийных ситуаций будет еще и пара шуток. Шутки состоят на нескольких элементов: На заходе лежит важная миссия – подготовить зрителя к шутке, тем самым вызвав максимальную обратную реакцию. Панчлайн – хлесткий финал, который чаще всего разворачивает то, что презентовал сетап, на 180 градусов. Во многом здесь заложен парадокс и разрушение ожиданий. – У меня и правда, есть чувства к тебе. – Да, я чувствую, что ты мне действуешь на нервы. Шутки умело разбросаны по таймингу, чтобы не дать заскучать зрителю. Еще один важный момент – пережидание смеха, то есть дать возможность зрителю высмеяться. В классическом ситкоме после каждой шутки обычно идет пауза, которую герои отыгрывают мимикой. Сделано это для того, чтобы следующая шутка достигла цели, а не затерялась в смеховой реакции на предыдущий панчлайн. Но сегодня есть и противоположные примеры. Например, в «Рике и Морти» шутки выдаются в таком количестве и с такой скоростью, что часть из них теряется при первом просмотре. Однако в эпоху интернета такой подход оказался даже полезным, потому что он повышает пересматриваемость старых серий онлайн. Как появился жанр ситкомаНаправление вышло из комедийных радиосценок и стендапа. Первым ТВ-ситкомом в Великобритании стал сериал «Прогресс Пинрайна» (1946), в Штатах – «Мэри Кей и Джонни» (1947). Сам термин появился в 1951 году в Америке с выходом на экраны «Я люблю Люси» (1951–1956), что повлияло на развитие жанра. Эта картина стала самым популярным сериалом США, достигнув вершины рейтинга Нельсона. В 80-е годы американское телевидение захлестнул наплыв мыльных опер, ситуационные комедии стали терять рейтинги и отходить на второй план. В России первые ситкомы появились в начале 90-х («Клубничка» и «Мелочи жизни»), они надолго отбили желание у зрителей поглощать этот ТВ-продукт. В 2000-х было много попыток вновь привить россиянам любовь к коротким комедийным сериям. Сперва пошла в ход адаптация успешных западных проектов («Счастливы вместе», «Моя прекрасная няня», «Воронины»), а потом принялись за авторские проекты («Универ», «Интерны»). В итоге в 2010-е ситкомы в России обрели вторую жизнь. После успеха «Универа», «Интернов» на ТНТ и «Ворониных», «Папиных дочек» на СТС их производство было поставлено на поток. Каждый сезон каналы радуют зрителя сразу несколькими комедийными проектами этого жанра – «Саша и Таня», «Два отца и два сына», «Две девицы на мели». Ситуационные комедии дали продюсерам уверенность в окупаемости комедийного продукта, посему развлекательные ТВ-каналы предлагают зрителю комедийный жанр в большом разнообразии. Большинство современных отечественных ситкомов снимают студии Yellow, Black and White и Good Story Media для каналов ТНТ и СТС. Сейчас на эту сцену активно выходят 1-2-3 Production и Art Pictures Studio. На мировом ТВ-рынке ситкомы сегодня чувствуют себя вполне комфортно. Они не хватают звезд с неба, но и не падают на самое дно. Но иногда некоторым из них удается обойти даже драматические проекты с бОльшими бюджетами и потенциалом в сетке рейтингов и наград. Вот только несколько примеров: Отличительные особенностиПремьерные показы серий преимущественно идут по ТВ, иногда – на стриминговых платформах или видеохостингах. В США они выходят с осени и до конца весны по одной серии в неделю. Из-за чего на вечер каждого буднего дня нужен свой проект. В России серии выходят обычно с понедельника по четверг, иногда с понедельника по пятницу. На показ всего сезона уходит от двух до трех месяцев, после чего канал запускает в этот слот следующий проект КонтрастыКонтрасты – важнейший элемент хороших комедийных ситкомов. И если в драмах и боевиках на художественных весах автора расположились антагонист и протагонист, то в комедийном жанре это разношерстные и необычные персонажи, которые во многом являют собой абсолютные противоположности: Во многих сериях именно контрасты помогают создавать конфликты и нелепые ситуации, из которых герои потом сообща ищут выход. Структура серии ситкомаПроследить, как строятся серии ситуационной комедии, можно, например по правилам, что вывел Билли Айделсон («Чертова служба в госпитале МЭШ»). Другие подходы могут отличаться в нюансах, но по сути очень близки к этой схеме. ШуткиВ сценарий ситкома часто вставляются вербальные и визуальные шутки. Разобраться в словесных (вербальных) можно, изучив, например, классификацию Дина Грега: А визуальные шутки хорошо разобрал Константин Глинка: Особый эффект достигается при умелом сочетании визуальных и вербальных шуток. Популярные ситкомы всех временГлавные героиВ ситкомах характеры и личные качества героев гипертрофированы. Если это умник, то он знает все (Шелдон в «Теории Большого взрыва»), если любит выпивку и женщин, то каждую серию у него будут новые приключения и загулы (Чарли в сериале «Два с половиной человека»). Всем им дал характеристику Скотт Седита. Рассмотрим их на примере «Друзей». Как видим, в современных ситкомах чистые амплуа характеров по этой классификации встречаются редко и достаются исключительно второстепенным героям. Главные же персонажи ситкома наделены сразу несколькими яркими чертами. Подобная тенденция прослеживается и в мире российских ситуационных комедий. Он ширится, растет и наполняется новаторскими героями. Ситком — что это такое, суть, понятие и жанр простыми словами.Ситком — это комедийный сериал, основанный на обыгрывании обыденных проблем и житейских ситуаций. Отсюда и название “ситуационная комедия” (дословно от Situation Comedy), а сокращенно — ситком. Суть и особенности ситкомов.Современный ситком имеет ряд характерных особенностей. Каждая серия имеет свой, практически не связанный с другими сериями, сюжет. В коротких, 24 минутных эпизодах, нам рассказывают очередную забавную историю, в которую попали герои. Хотя многие ситкомы также имеют отдельную сюжетную линию, которая тянется из серии в серию, эдакая мыльная опера. Кстати, длина серий не случайна, рассчитано на то, что каждые пять минут шоу будут сменяться минутой рекламы, что в итоге дает нам полчаса эфирного времени. Еще очень характерно то, что нас не отягощают сложными и частыми сменами декораций. История большинства серий происходят в уже знакомых нам помещениях — квартира, кухня, работа, школа… Их можно посчитать на пальцах, и они практически не видоизменяются на протяжении многих сезонов. Есть и другие особенности, например наличие характерных музыкальных вставок, играющих в определенных ситуациях/локациях или просто при переходе сцен. Как появился жанр ситкома? Первый ситком.Первыми ситкомом стал американский сериал «Я люблю Люси», который увидел свет в 1951 году. Но что-то похожее появилось гораздо раньше в виде комедийных радио шоу 20-ых годов. Хотя эти передачи более походили на стендап от которого они и произошли. Раньше эти сериалы снимались вживую перед зрителями, откуда и пошел закадровый смех, а сейчас в основном проигрывается аудиозапись. За последние 20 лет вышли десятки ситкомов, о которых слышал практически каждый. Популярные ситкомы которые собрали огромную аудиторию:Этот жанр не минул стороной и отечественное телевидение. В последнее время наблюдается настоящий бум ситкомов. Вот некоторые из них: Что такое ситкомВозникновение и развитие жанраСитком – это ситуационная комедия. На радио и телевидении этот жанр утвердился как многосерийное шоу с постоянными главными героями и определенным местом действия. Закадровый смех зрителей – типичная черта большинства ситкомов. Продолжительность каждой серии обычно не превышает 30 минут. Ситком появился в двадцатые годы 20 века на американском радио. Через полвека, в семидесятые годы, этот жанр получил широкое признание благодаря телевизионным комедийным сериалами. Термин «ситком» (sitcom) известен с 1951 года – так был назван жанр телекомедии «Я люблю Люси», которая шла на американском телевидении в течение шести лет и считается самым популярным телесериалом в истории кино. Однако ещё раньше, в 1946 году на BBC в Великобритании вышел комедийный сериал «Прогресс Пинрайта», а в США в 1947 году на телевидении вышло шоу «Мэри Кэй и Джонни», которые по своей форме и содержанию являлись ситуационными комедиями.
Тем не менее, в дальнейшем было снято много смешных ситкомов, заслуживших любовь зрителей. К ним можно отнести сериал «Мистер Бин» (1990, Великобритания), «Друзья» (1994, США), «Книжный магазин Блэка» (2000, Великобритания), «Офис»(2005, США). Особенности ситуационных комедийСиткомы условно можно классифицировать на семейные и офисные. Иногда же сюжет строится вокруг дружеских и приятельских отношений – например, в американских сериалах «Друзья» (1994), «Теория большого взрыва» (2007), «В Филадельфии всегда солнечно» (2005). В любом случае во всех вариантах шоу присутствуют характерные для этого жанра черты. Во-первых, особенность, связанная собственно с комедийным характером сюжета. В них обязательно присутствует пародийная, юмористическая составляющая, отражающая социокультурные особенности той или иной общественной среды. Определенные человеческие типы и темпераменты, а также связанные с ними ситуации доведены до абсурда, поэтому становятся нелепыми и смешными. Во-вторых, постоянные персонажи. Сюжеты каждого эпизода могут быть не связаны межу собой, но персонажи — неизменны. В-третьих, закадровый смех. Иногда (особенно в первых постановках) использовался смех, записанный на пленку ранее. Потом появился другой способ – демонстрация фильма и запись смеха при его просмотре. Отсутствие записанного смеха – исключение из общего правила (например, «Клиника» (2001), «Офис» (2005), «Меня зовут Эрл» (2005)). Семейное шоуСемейный ситком основан на юмористическом описании взаимоотношений в семье, подчеркивании различных, зачастую контрастных характеров персонажей.
Семейные ситкомы, снятые в США и получившие большую известность: «Все в семье» (1971), «Дарма и Грег» (1997), «Полный дом» (1987), «Все любят Рэймонда» (1996), «Задержка в развитии» (2003), «Американская семейка» (2009) «Женаты и с детьми» (1987). В сюжетах, где главное место отведено непростым и забавным отношениям пары, закономерным финалом является рождение ребенка. В комедийных сериалах, где главными персонажами являются дети-подростки, действие строится вокруг характеров тинейджеров, которые по-своему понимают взаимоотношения между людьми и смысл многих событий. Поэтому взрослым приходится справляться с нелепыми и смешными ситуациями, помогая пока еще наивным детям. Таковы американские сериалы «Лиззи Магуайер» (2001) «Семейка Брейди» (1969). Жёсткого разделения персонажей на «плохой – хороший», «добрый – злой» в этих комедиях нет. Забавные и смешные ситуации основаны на противопоставлении эмоциональности и рациональности, мудрости и наивности, желании избежать осложнений и нелепостью средств, используемых для этих целей. Ситком как пародийный жанрСиткомы пародируют не только социальные ситуации, но и другие телевизионные и художественные жанры – «мыльные оперы», комиксы, «бондиану». Например, довольно острым и смелым в качестве социальной критики был «Бэтмен» (1966-1968, США). Они вышли на телевидении, а потом были адаптированы для радио. Вымышленные персонажи замечательно отразили реальные проблемы администрирования и манипулирования людьми. Ситком про служебные отношения «Офис»(2005, США) стал ремейком снятого в Великобритании «Офиса» (2001). Примечательно, что есть также и другие его версии — французская, немецкая, бразильская, канадская, шведская, израильская, чилийская. Зритель оценил смешное изображение нелепой рутины провинциального офиса. На его фоне развиваются отношения, связанные с карьерой, успехом, а также с тщеславием и другими человеческими слабостями. К «офисным» пародийным ситкомам можно отнести «Судию 30», «Компьютерщиков», «Массовку», «Трудоголиков», «Парки и зоны отдыха», «Безумцев». Технология съемкиВ истории ситкомов многокамерная съемка и последующий монтаж применялись в 40-50 годы. С начала 60-х эти постановки стали снимать одной камерой, уделяя больше внимания видеоэффектам. Так были сняты «Напряги извилины» (1965), «МЭШ» (1968), «Моя жена меня приворожила» (1964), «Семейка Аддамс» (1964). Новая волна комедийных сериалов, снятых по многокамерной технологии, началась в 80-х годах. Хотя съемка одной камерой нашла своих приверженцев и в более поздний период.
|