Сингл на электрогитаре что это

Звукосниматель сингл

Опубликовано: 2016-01-12 / Автор: Сергей Хмарук

Сингл на электрогитаре что это

Наверное, среди гитаристов самым любимым и довольно часто применяемых из всех звукоснимателей, является сингл. Конечно, данное утверждение можно отнести и к любителям хамбакеров. Сегодня вы узнаете, чем же все-таки хорош легендарный звукосниматель сингл, а также его достоинства и недостатки.

Об устройстве звукоснимателя электрогитары мы уже говорили в предыдущей статье, поэтому в первую очередь прочитайте именно ее, а также статью о выборе звукоснимателей, которая тоже довольно интересная и содержательная. Ну а теперь перейдем к нашему синглу.

Звукосниматель сингл, какой он?

Для начала, собственно, разберемся, что собой представляет этот гитарный звукосниматель, его вы 100% видели на гитарах Fender Stratocaster да и не только. Ну так вот, внутреннее строение сингла выполнено следующим образом:

Сингл на электрогитаре что это

Его конструкция настолько проста и легка, что использовать этот звукосниматель одно удовольствие. Из-за наличия у сингла только лишь одной катушки и ее чувствительности к магнитному полю, образованному около струны, появляется зависимость от наводок. Если гитара подключена, то в процессе игры стоять рядом с включенной аппаратурой не стоит, иначе будет очень сильно «фонить».

Несмотря на этот недостаток, благодаря синглу можно получить довольно чистый звук, так как в нем не существует вычитания сигналов двух катушек, как в хамбакерах. К сожалению, при всей своей чистоте, он быстро затухает, т.е. имеет достаточно слабый сустейн.

Сингл отлично подходит для игры без каких-либо дополнительных эффектов, красивых соло или игры боем. Для сингла характерен чистый с мягким оттенком звук. В его составе помимо одной катушки, находится от четырех до шести постоянных магнитов, количество витков равно примерно 10-ти тысячам. Толщина проволоки составляет 0,06 миллиметра.

При установке трех синглов, появится возможность выбора индивидуального звучания из-за переключателя, находящегося в темброблоке между ними, и резисторов, участвующих в регулировке звука. Существуют бриджевый и нековый синглы. Для улавливания высоких частот только с первой, второй и третьей струны бриджевый сингл ставят под наклоном, тогда низкие частоты будут с четвертой, пятой и шестой.

Для улавливания более высоких частот звукосниматель ставят близко к бриджу. Нековый сингл предпочтительнее использовать для игры боем или блюзовых соло. Играть скоростные рифы, используя синглы, не стоит, нужный звук все равно не получится. При желании игры тяжелых рифов лучше использовать хамбакеры.

Сердечники, которые расположены под струнами, имеют разную длину. Это связано с тем, что гриф гитары закруглен в сторону струн, а, следовательно, и сами струны находятся в полукруге. Этот метод применяется с целью удержания баланса звучания всех струн. Синглы влияют на качество звука как хорошо, так и отрицательно. Целесообразнее использовать сочетание двух синглов и одного хамбакера. Это позволит играть исполнителю практически в любом стиле.

В любом случае, чтобы почувствовать звук синглов, поиграйте на соответствующей гитаре некоторое время и тогда вы точно поймете разницу между синглом и хамбакером. Конечно, все еще зависит от того, какую музыку вы будете исполнять, будь то легкий рок, джаз или что-то потяжелее.

Для разного стиля исполнения существует также масса разновидностей гитарных синглов, с помощью которых вы сможете найти свое нужное звучание. Но о выборе «правильного» сингла, мы уже поговорим как-нибудь в другой статье. Посмотрите это видео, и вы примерно поймете разницу между звучанием хамбакеров и синглов.

Источник

Звукосниматели: виды, устройство и применение

Электрогитара, бас-гитара, электроакустика и электроукулеле – все эти и многие другие музыкальные инструменты оснащаются таким устройством, как звукосниматель. Первый звукосниматель появился почти 100 лет назад и с тех пор технология изготовления и применения существенно не изменилась.

Звукосниматель предназначен для преобразования колебания инструмента (струны, корпус) в электрический сигнал.

Сингл на электрогитаре что это

Виды звукоснимателей – активные и пассивные

Пассивные звукосниматели преобразуют колебания в электрический сигнал, который подаётся в усилитель/звуковую карту и т.д. Обладают слабым по мощности выходным сигналом.

Активные звукосниматели имеют встроенный в корпус гитары предусилитель (преамп), который питается от батарейки типа «крона». Следовательно, если начальный сигнал будет усилен, то на выходной сигнал будет максимально мощным и с минимальным количеством фоновых помех.

Виды звукоснимателей по конструкции

Несмотря на огромное количество самых разных музыкальных инструментов, звукосниматели можно условно разделить на несколько типов:

Сингл на электрогитаре что это

Сингл (single) – устанавливают в основном на гитары типа Stratocaster и Telecaster. Конструкция представляет собой одну катушку с медной обмоткой. Отличается яркостью и чёткостью звучания, обладает перкуссионным призвуком. С другой стороны, таким звукоснимателем свойственна высокая чувствительность к помехам.

Использование в музыке: поп-музыка, фанк-рок, современный прогрессив-метал и прогрессив-рок.

Хамбакер (humbucker) – звукосниматель, состоящий из двух рядом расположенных катушек, что значительно снижает чувствительность к помехам. Обладает насыщенным и объёмным звучанием, что очень важно для рок-музыки. Электрогитары с хамбакерами могут использоваться как в блюзе, так и в экстремально тяжёлых жанрах.

Использование в музыке: вся современная музыка

Также существует такой подтип звукоснимателя, как Хамканселлер – катушки в нём располагаются друг над другом, что обеспечивает возможность установки такого звукоснимателя на место сингла, но получение на выходе сигнала как у хамбакера.

Электроакустический звукосниматель (пьезо-элемент) – используется в акустических инструментах, звук от которых снимается целиком с инструмента (колебания дерева, фурнитуры и т.д.), а не только со струн.

В последнее время получили распространение электро- и бас-гитарные бриджи с пьезо-элементом, что делает их звучание более объёмным.

Применение звукоснимателей

Определённо лучшего решения в плане выбора типа звукоснимателей не существует. Объясняется это тем, что каждый звукосниматель сделан для одной цели.

Синглы звучат ярко, звонко и четко. Синглы типа P90 выдают хорошие низкие частоты, от чего звучание становится более «жирным» или «мясным» (P90 чаще всего можно увидеть на гитарах типа Les Paul). В основном преобладают высокие частоты.

Как уже было сказано выше – синглы фонили, фонят и будут фонить, что является их фишкой и бедой одновременно. Инженеры стремились избавиться от фона, но с потерей фона терялось качество звука и его узнаваемость.

Хамбакер, наоборот, фонит значительно меньше, но при этом чёткого и перкуссионного звучания от него тяжело добиться. При этом хамбакер прекрасно справляется с различными гитарными эффектами по типу дисторшн, овердрайв, фуз и т.д.

Разновидности звукоснимателей

Разновидностей сингловых звукоснимателей превеликое множество. В основном они сделаны под тот или иной тип электрогитар, например: Jazzmaster, Jaguar, Telecaster, Р90 и т.д.

Тем не менее, у всех их есть общее – одна катушка.

Разновидностей хамбакеров еще больше – закрытый и открытый тип, рельсовый хамбакер, рельсовый минихамбакер и т.д.

Сингл на электрогитаре что это

В мире звукоснимателей существует один интересный тип – рельсовый минихамбакер. С одной стороны, это сингл, но у него две катушки, что характеризует его как хамбакер (и по факту он является хамбакером, размером с сингл). Существуют также классические хамбакеры, помещённые в корпус сингла.

Звучание звукоснимателей

На характер звучания звукоснимателей влияет всего два показателя:

Тип магнита Альнико имеет небольшое сопротивление (5-8 кОм), что даёт более винтажное и чистое звучание. Для современной тяжёлой музыки вполне нормальным считается установка звукоснимателей с сопротивлением от 10 до 20 кОм. Следовательно, чем выше сопротивление, тем более податливым будет датчик для тяжёлой музыки. С другой стороны, желаете мягкий и лёгкий звук – выбирайте звукосниматель с низким сопротивлением.

Если с сопротивлением всё более-менее понятно, то теперь предлагаем разобраться с типом магнитов:

Лучшие фирмы-производители звукоснимателей

Самое высокое качество производства звукоснимателей можно встретить у таких производителей как Gibson, Fender, Seymour Duncan, DiMarzio, EMG.

Цена на именитые звукосниматели довольно высокая, однако существуют довольно неплохие аналоги китайского, корейского и российского производства – Belcat, Tesla и Fokin Pickups, соответственно. Последние пользуются большой популярностью в России из-за низкой цены при высоком качестве.

Как настроить звукосниматель?

Запомните одно простое правило – не трогайте обмотку, если звукосниматель исправно работает!

Звукосниматель следует надёжно закрепить на корпусе электрогитары, чтобы он не болтался, а высота звукоснимателя регулируется в зависимости от ваших предпочтений.

Если желаете получить более громкий и яркий звук – поднимайте звукосниматели, хотите тёплый и мягкий звук – опускайте звукосниматели, но не переборщите и следите, чтобы струны не бились об сердечники звукоснимателей.

Бытует мнение, что опущенный звукосниматель лучше снимает звук с дерева, однако это миф. На звук влияет, как уже было сказано выше, расстояние от звукоснимателя до струн, качество проводов и прочей электроники.

Стоит ли устанавливать на гитару новые звукосниматели?

Если гитара куплена в Ашане, то даже премиальные звукосниматели не сделают её звучание значительно лучше. Если гитара любительского или среднего уровня, то в таком случае замена звукоснимателей может быть очень даже эффективной.

Во-первых, гитара может быть старой, и звукосниматели вполне могли размагнититься. Во-вторых, замена звукоснимателей может помочь вам подогнать гитару под определённый жанр (вы же не будете играть метал на звукоснимателях с Альнико 2?)

Поэтому заменять звукосниматели целесообразно только в двух вышеперечисленных случаях. Забудьте про модернизации гитар, которые выходят плохими с завода.

Источник

Звукосниматели для гитары

Сингл на электрогитаре что это

Процесс преобразования колебаний струны в сигнал, происходит следующим образом: струна колеблется в поле, которое создает постоянный магнит (магниты) датчика. При этих колебаниях струны, в датчике начинает появляться электрический ток соответственной частоты (закон Фарадея), который потом подается на усилитель.

Датчики могут существенно влиять на окраску звука. У разных типов и моделей свои частотные характеристики (АЧХ), сопротивление, уровень сигнала и т.п. Исходя из вышесказанного, можно сказать, что заменив датчики можно изменить и само звучание инструмента.

По типу преобразовываемой энергии звукосниматели делятся на пьезоэлектрические и электромагнитные. Пьезо более распространены среди акустических гитар, а звукосниматели для электрогитары, как правило электромагнитные. Поговорим об этих типах более подробно.

Пьезоэлектрические звукосниматели

Пьезоэлектрические звукосниматели при более сложной физике преобразования механической энергии в электрическую, являются довольно простыми устройствами. Пьезозвукосниматель представляет собой пьезокристал с обкладками из проводника, поэтому его свойства заранее определены физическими свойствами этого кристалла. Пьезодатчик это, в 90% случаев, звукосниматель для акустической гитары. Также в силу своего принципа работы, пьезодатчики работают со струнами абсолютно любого типа. Даже с нейлоном.

Пьезозвукосниматели бывают в основном двух типов:

Электромагнитные звукосниматели

Сингл на электрогитаре что это

При колебании струн в постоянном магнитном поле, в катушке индуктивности возникает электродвижущая сила (ЭДС). Это явление открыл физик Фарадей и называется оно электромагнитной индукцией. Именно так в звукоснимателе возникает электрический сигнал, который потом, проходя цепь примочек и усилитель, попадает нам в уши и слышится, как звук гитары.

Конструкция электромагнитных звукоснимателей

Итак, по конструкции, звучки делятся на 2 типа: сингл звукосниматели (Single Coil) и хамбакеры (Humbucker). На вид сингл как бы одинарный, а хамбакер двойной.

Сингл на электрогитаре что этоСингл на электрогитаре что это
СинглХамбакер

Синглы (Single Coil)

Синглы – это звукосниматели с одной катушкой. Синглы выдают чистый и стеклянный звук с мягким оттенком. В конструкцию этих датчиков входит от 4-х до шести постоянных магнитов с количеством витков около 10 тысяч.

У синглов есть один неприятный недостаток: они довольно сильно фонят. Это особенность конструкции. Также на датчик могут воздействовать различные паразитные поля, что также добавляет море фона к полезному сигналу. Особенно это заметно на перегрузе.

Чаще всего синглы используют в легкой музыке, например в блюзе, где необходим кристально чистый и мягкий звук электрогитары.

Хамбакеры (Humbuckers)

Звучание хамбакеров отличается от звучания синглов. Хамбакеры дают более громкий звук, без фона. Они хорошо справляются на перегрузе. Звук получается более мощный и агрессивный. Чистый же звук хамбакера менее стеклянный и соответственно менее «верхастый». Причина эта в том, что катушки, разнесенные в пространстве дают два совершенно разных сигнала, которые в итоге при сложении в один, теряют некоторые высокочастотные составляющие.

Как было сказано выше, звукосниматели хамбакеры хорошо подходят для дисторшена и овердрайва. Поэтому их повсеместно используют в тяжелой музыке и ее поджанрах.

О том как распаять звучки на гитаре, читайте здесь: Распайка звукоснимателей (H+S+S).

Пассивные и активные звукосниматели

Пассивные звукосниматели

Сингл на электрогитаре что это

Принцип работы звукоснимателя, как мы уже знаем, состоит в том, что механические колебания струны под действием магнитного поля, преобразуются в колебания электрического тока. Далее этот сигнал поступает на вход усилителя. Пассивные датчики посылают сырой сигнал, без различных преобразований, а регулировки громкости и тона могут только ослаблять уровень громкости высоких частот. В их схеме кроме магнитов и катушек больше ничего нет.

Сигнал с пассивного, да и любого другого датчика будет тем громче, чем большее количество витков намотано на его катушках. А большое количество витков – это высокая индуктивность и большое сопротивление. Это приводит к ослаблению сигнала по верхним и нижним частотам. Получается будто в звуке с пассивных звукоснимателей больше выражены средние частоты. Поэтому одна из причин, почему пассивы могут звучать мощно и сильно — наше ухо более восприимчиво именно к средним частотам, в то время как высокие и низкие ослаблены.

Большое количество витков на катушках и сильные магниты в пассивных звукоснимателях, могут привести к тому, что магнитное поле датчика будет влиять на колебание струн. Проявляются это как их более быстрое затухание колебания струн, а так же всякие волчки и т.п.

Все эти и другие факторы придают пассивным звукоснимателям свое уникальное звучание.

Активные звукосниматели

Сингл на электрогитаре что это

В отличие от пассивного датчика, активные имеют на борту катушки с очень малым количеством витков. Сопротивление такого датчика будет ниже, а также и меньше ослабление низких и высоких частот. Звук с активов получается более широкодиапазонным, более полным. Но сырой сигнал с этих датчиков будет очень слабым, чтобы раскачать усилитель. Поэтому в их конструкции был предусмотрен миниатюрный усилитель звукоснимателя, который усиливает сигнал до нужных значений.

Активные звучки дают как правило более высокий уровень сигнала, чем пассивные (естественно после предусиления). Поэтому вам не нужно будет сильно выкручивать гейн на усилителе, который может добавить фона.

Конструктивно звукосниматель помещен в пластиковый корпус, залитый компаундом, что обеспечивает ему хорошую защиту от окисления. Недостаток активных звучков это то, что для их питания необходимо наличие батарейки, расположенной в корпусе электрогитары. Хотя конечно она прослужит вам довольно долго, например, если играть часов по 5-6 в день, то на год ее вполне хватит. Но сядет она в самый неподходящий момент, это точно. =)

В плане разницы звука у пассивов и активов, обычно говорят, что активные датчики менее «живые», звук у них более стерильный по сравнению с пассивными датчиками.Ну а вообще конечно я рекомендую никого не слушать, а прежде послушать самому и сделать собственные выводы. Большое количество известных гитаристов мира используют активы и довольны ими. Может и вам стоит попробовать?

Источник

Виды гитарных звукоснимателей. Часть 1: самые распространенные синглы.

Сингл на электрогитаре что это

В прошлый раз мы поговорили о том, как появились электрогитаре звукосниматели, разобрались, когда все началось и кто в этом виноват.

Сегодня мы попробуем разобраться в огромном разнообразии существующих электрогитары звукоснимателей и как-то сравнить их и сопоставить между собой. Конечно, мы не беремся описать каждую модель каждого производителя. Это нереально, их слишком много. Мы, вместо этого, постараемся описать основные типы датчиков, существующих на данный момент. Опять же, придётся сузить список до более распространенных вариантов, обделив своим вниманием таких кандидатов в Красную Книгу, как Rickenbacker Horseshoe, Les Paul Low Impedance, Greco V-Shaped Pickups или, упаси нас все силы небесные, Sekova Grecian! Если вам когда-нибудь они попадутся живьем – обращайтесь, обсудим и их. Но пока сосредоточимся на основных известных типах.

Сингл на электрогитаре что этоДа, именно о таких датчиках, как на Sekova Grecian, мы не будем вести речь!

Пока оставим в стороне активные и даже басовые датчики, а то опять слишком много букв получится. Их обсудим в другой раз. Договорились? Отлично. Тогда начнем!

Часть первая: самые распространенные синглы.

Итак, как мы уже обсуждали, в основе любого электромагнитного гитарного звукоснимателя – магнит и намотанная катушка. Если она одна, то получается, как правило, более открытый и динамичный звук с более широким частотным диапазоном. Но чувствительный к любым наводкам, «шумящий». Такой датчик называют Single-Coil Pickup или сингл. Если же он состоит из двух катушек с обратной полярностью, соединенных друг с другом, то звучание получается, как правило, более плотное, темное, скомпрессированное. Но такие датчики отлично сопротивляются многим наводкам, подавляют шумы, поэтому их называют Hum-Cancelling Pickups, Humbuckers, хамбакеры. В рамках каждой из этих категорий есть достаточно различных типов звукоснимателей. Постепенно мы рассмотрим их все.

Основные типы синглов:

Самый распространённый тип сингловых звукоснимателей. Устанавливаются далеко не только на Stratocaster. Признайтесь честно, именно о таком звукоснимателе Вы и подумали, когда прочитали слово «сингл»?

Компания Fender в 54 году, когда представила гитару Stratocaster просто попала в десятку по всем параметрам: контуры деки, тремоло машина. И, конечно же, датчики! Они отлично звучали, а кроме того имели чрезвычайно удобный формфактор. Компактные, к тому же катушки у них защищены пластиковой крышкой – вряд ли случайно проткнешь соскочившей отверткой, когда отстраиваешь высоту датчиков.

В оригинальных стратовых датчиках катушки наматывались на бобину из вулканизированной фибры. В ней размещались 6 отдельных магнитных сердечников из AlNiCo. Их способ литья и обработки, форма и длина влияют на тембр датчика и межструнный баланс звучания. Однако, сама такая технология – отдельные магнитные сердечники под каждую струну – имеет характерные звуковые черты. Магнитное поле здесь точечно сосредотачивается под струной. Звукосниматели с такой конструкцией имеют «взрывное» звучание с быстрой четкой атакой и ярким звучанием в области верхов.

При использовании таких магнитов проявляется естественная компрессия сигнала, которая становится заметнее, если датчики находятся близко к струне. Здесь нужно проявлять осторожность: чуть ближе, чем надо – и струна уже не сможет свободно колебаться, звук станет неприятно искаженным. Это свойственно всем датчикам, но сильнее всего проявляется с такой конструкцией.

К тому же, в случае с классической комбинацией из трех таких синглов, получается, что каждая струна проходит над целыми тремя магнитными стержнями, которые удерживают ее в своем магнитном поле (эффект String-Pull). Слишком близкая отстройка звукоснимателей к струне может привести к потере сустейна, искаженному звучанию, нечистому тону (эффект еще называют Stratitis)

Позже появились синглы такой же формы и вида, но с керамическим (иногда и AlNiCo, но реже) магнитом-бруском, приклепленным к бобине снизу, а стержни в датчике – просто металлические магнитоводы. Такие датчики имеют чуть более равномерное распределение магнитного поля, более ровное звучание, но намного меньше того самого характера, атаки и очерченного верхнего края.

Сингл на электрогитаре что этоЗвукосниматель с керамическим магнитом – бруском. Отдельные металлические цилиндры в нем – уже не самостоятельные магниты, а магниводы, помогающие ему распространять свое живительное магнитное поле в нужном направлении.

Еще одна особенность традиционного сингла – небольшой провал громкости сигнала при бенде струны, когда она оказывается не прямо над магнитным стержнем, а между ними. Специально, чтобы избавится от этого недостатка разработаны звукосниматели с магнитоводом-пластиной или «лезвием» – Blade. Они звучат значительно более ровно при бендах. И, как правило, здесь намного меньше проявляется эффект String Pull. Но, опять же, здесь получается совсем другая атака за счет более равномерного магнитного поля и совсем другая динамика игры. Тем более, что многие музыканты понижение уровня сигнала при бенде не считают проблемой, ведь это дает дополнительные оттенки звуку, придает натуральность динамике, «дыхание», «разговорные интонации» – как только это не называют.

В общем, классический звук с мощной атакой – традиционные синглы с отдельными AlNiCo-магнитами, модерновый ровный и плотный сустейнистый звук – лезвия.

В первых стратах все три датчика ставились одинаковые, разница в тембре была обусловлена лишь физической позицией. Позже, начнут ставить более мощные датчики в бридж и менее мощные возле грифа, чтобы получить лучший баланс. Также, в ранних стратах не было промежуточных положений переключателя, датчики использовались по одному. Однако, после появления 5-позиционных переключателей стало стандартной практикой изготавливать средний датчик с обратной полярностью и обратным направлением намотки, чтобы в во 2-м и 4-м положениях достигать эффекта шумоподавления, такого же, как на хамбакерах.

Есть огромное количество разных вариаций таких стратовых синглов. У каждой приличной компании обязательно должно быть хотя бы пара-тройка отличных вариантов. Пробуйте и экспериментируйте на здоровье!

Bare Knuckle Irish Tour – классическая винтажная атака, яркое стекло, без рези в глазах и с некоторой долей теплоты. Чуть больше мускулов на бриджевом датчике, чтобы он был поплотнее (а то на стратах они бывают тонковаты для современного гитариста). Средний датчик очень цельный и самодостаточный, нековый – воздушный, с свободным дыханием. Динамика просто огонь, очень хорошее соотношение сигнал/шум как для честного сингла с умеренным выходом.

Bare Knuckle Trilogy Suite – невероятно мощный комплект с жирной серединой и мощным низом. При этом – безукоризненно сингловая динамика и широкое звучание. Очень теплые на чистом звуке. И неописуемо крутые на перегрузе!

Bare Knuckle Cobra – идеальный модерновый сет. Сингловое звучание с мощнейшим выходом и нереальной ровностью и чистотой. Керамический магнит и два стальных лезвия дают мощное, но очень равномерное магнитное поле. Потрясающий сустейн, четкая атака и божественный баланс. Так должны звучать можерновые синглы. Что на клине, что с перегрузом.

Мы намеренно не затрагивали тут тему «бесшумных синглов» или «хамбакеров в сингловом корпусе». Потому что это не синглы. А хамбакеры в сингловом корпусе. Вот, когда о хамбакерах речь зайдет, тогда о них и поговорим. В другой раз, то есть.

За 5 лет до стратокастера Fender представили Esquire с одним бриджевым датчиком. Годом позже добавился нековый датчик. И комбинация на все времена была готова. Этот тип звукоснимателей остается вторым сингловым бестселлером, уступая только стратовым синглам по объемам продаж.

Здесь Fender опробовали свой принцип – катушка с отдельными магнитами под каждую струну. Получилось отлично, так что использовать это будут потом практически во всех своих дизайнах.

Любопытно, что хотя в страт сначала будут ставить три одинаковых датчика, в своей более ранней модели Tele, Fender уже придут к мысли о том, чтобы использовать в разных позициях разные звукосниматели. Более того, в случае с Tele они настолько разные, что кажется, будто пришли они из разных миров!

Визитная карточка теле – конечно бриджевый датчик. Как говорил Jeff Beck, если у вас есть Esquire с только одним этим звучком, то пройдут годы, прежде чем вам сможет прийти в голову мысль, что можно поставить сюда еще один. Многие гитаристы, имея классический телек с двумя синглами, за всю жизнь ни разу не переключаются с бриджевой позиции. Потому что этот датчик ЗВУЧИТ! И звучит очень своеобразно.

Его звук отличается от бриджевого сингла страта. При том же типе конструкции, здесь больше габариты самой катушки, что меняет распределение магнитного поля и съем сигнала. Дело в том, что Leo Fender не разрабатывал этот датчик для электрогитары с нуля. Он адаптировал свой датчик для слайд-гитары. Более широкая и глубокая намотка, чем в будущих датчиках для страта пришли именно оттуда.

Не последнюю роль в своеобразии бриджевого датчика теле играют еще два фактора.

Сингл на электрогитаре что это

Во-первых, это металлическая пластина в основании звукоснимателя. Опять-таки дань родословной, идущей от слайд-гитары. Эта пластина позволяла проще закреплять датчик в корпусе гитары. Но, помимо этого, она влияет на звук! Изначально делалась из оцинокванной или медненой стали, сейчас доступны варианты и из других материалов. В зависимости от материала, влияние на звук будет разным. Так, медь или латунь делают звук теплее и полнее, а сталь – усиливает выход, за счет усиления индуктивности катушки (стальная пластина тут становится как бы дополнительными витками). И практически все варианты металлической пластины делают более равномерным магнитное поле и слегка усиливают его, что было очень важно, учитывая, что Fender изначально имели возможность использовать только довольно слабый сплав AlNiCo 3.

Кстати, сейчас некоторые гитаристы приделывают подобные металлические пластины на дно и стратокастерного бриджевого датчика, чтобы придать ему большее сходство с тембром теле. Некоторые компании выпускают готовые пластины с инструкцией, как их приделать к своему датчику. Обратите внимание: это будет корректно работать только с традиционным синглом с отдельными 6 Alnico магнитами!

А компания Bare Knuckle Pickups позволяет выбрать в качестве опции при заказе изготовление датчика для страта сразу с такой пластиной.

Второй фактор звучания бриджевого датчика теле – это сам его бридж! Да, вот эта большая железяка, в дырку в которой вставлен звукосниматель, тоже имеет значение. Иначе и быть не может – такое количество металла вокруг датчика влияет на магнитное поле и съем сигнала. И, конечно, тоже вносит свой вклад в звук. Обратите внимание: на некоторых инструментах известные гитаристы и заменяли стандартный бридж ради звука или настройки. Отличный пример: гитары Francis Rossi и Rick Parfitt из Status Quo. У обоих этих телекастерных героев бриджи совершенно по-варварски переделаны. Но! Металлическая часть над датчиком оставлена. Потому что звук потерять не хотелось.

Сингл на электрогитаре что это“Небольшая кастомизация” телекастеров Francis Rossi и Rick Parfitt

Это часто очень яркие датчики. Но всегда с плотным телом звука. Энергичные и пробивные. И потрясающе работающие вместе с ручками громкости и тона, тут просто здоровенная коллекция эффектов под пальцами! Супер-мастера, у которых этому стоит учиться – Roy Buchanan и Merle Haggard. Есть много других гениальных гитаристов, но эти два имени приходят на ум в первую очередь, когда думаешь о креативном использовании одного только бриджевого датчика теле и двух ручек гитары. Ну и собственных рук, конечно.

Нековый датчик – это совсем другой зверь. Он разрабатывался отдельно и должен был создать некую тональную антитезу яркому и сильному бриджевому датчику. Поэтому он заранее делался значительно более слабым и мягко звучащим. Однако его важнейшая эстетическая составляющая (заметно влияющая и на звук) – металлическая крышечка – была создана чтобы решить совсем другую проблему. Проблему фона.

Сингл на электрогитаре что этоОригинальный датчик середины 50-х.

Слабые синглы, подключенные в слабые усилители простейшими кабелями с минимальным экранированием (до появления кабелей Analysis Plus оставалось еще сорок лет), конечно же, вся эта цепь была отличной антенной для любых наводок! В первую очередь, звукосниматели – катушки из проволоки с огромной индуктивностью. Парафинирование датчиков тогда еще не практиковалось, что усугубляло ситуацию. Надо было постараться сделать так, чтобы датчики ловили поменьше чего попало помимо колебаний струны.

С бриджевым датчиком Leo Fender решил проблему довольно просто – поверх бортиков бриджа надевалась дополнительная металлическая крышка, прикрывающая бридж над звукоснимателем. Называли ее Ashtray – пепельница, поскольку выглядело это устройство реально похоже. Контактируя с бриджем, к которому подводилась земля (причем, через болты, которыми крепился бриджевый звукосниматель – вот зачем еще была нужна металлическая пластина снизу – посредством ее экранировался бридж), эта крышка создавала своеобразную камеру Фарадея вокруг звукоснимателя. То есть внешние электромагнитные излучения почти не попадали со всех защищенных сторон.

Подобные вещи использовались и на басах Fender, где металлические крышки устанавливались отдельно от бриджа поверх датчиков, и на басах Rickenbacker и на других винтажных инструментах. Эффективной эта конструкция может быть только если туда нормально подведена земля, да и то весьма относительно, а вот неудобной она может оказаться значительно чаще. Поэтому многие музыканты и снимали такие крышки. На том же Tele, струны ребром ладони при надетой пепельнице у бриджа не приглушишь.

В случае с нековым датчиком для телекастера крышку решили приспособить на сам звукосниматель, разместив ее поверх катушки и подключив к выходу датчика на землю. Насколько уменьшились наводки – вопрос более, чем спорный. Но то, что эстетика Telecaster была бы неполна без этого элемента, можно считать аксиомой.

Однако же, снова нашлись музыканты, которые стали снимать такие крышки. Но не из-за эстетики, как правило, а по причине звука. Дело в том, что такая крышечка влияет на звучание датчика. В зависимости от используемого материала, она в разной степени съедает какое-то количество верхов. Менее всего – при использовании нейзильбера, больше – при хромированной или никелированной меди, еще больше – при стали, цинке. Но традиционная крышечка делает звук от чуть более округлого, чем без нее, и вплоть до вялого и тусклого.

Поэтому, не всем музыкантам нравился звук такого датчика. Кто-то заменял на другой звукосниматель в неке: Keith Richards трудно представить без его знаменитого телека по имени Micawber с хамбакером в неке, кантри-виртуоз Clarence White ставил в нек стратовые синглы, Danny Gatton – звукосниматели Charlie Christian, Eddie Vedder из Pearl Jam заменял на P90, Brent Mason – мини-хамбакеры, а Skunk Baxter из Steely Dan и Doobie Brothers ставил вместо стандартного некового датчика на Tele звукосниматели Filter’Tron.

А кто-то просто снимал с него крышечку! Если вдруг решитесь повторить таку процедуру, будте осторожны. Крышечка припаяна, хорошо зафиксирована, а у некоторых моделей еще и посажена на клей. Пытаясь ее просто оторвать, можно прийти к обрыву катушки. Лучше обратитесь к мастеру, если так уж хочется поэкспериментировать!

Без крышечки датчики звучать более открыто и ярко, а хорошо ли это для Вашей гитары – решать только Вам. Некоторые компании сразу выпускают сейчас версии некового датчика для Tele без крышечки. Эстетически – некоторые предпочитают именно так. Говорят, что так инструмент выглядит модерновее и «спортивнее». Другие хотят звук датчика без крышечки, и вид датчика с крышечкой. Для них можно найти модели с декоративными пластиковыми крышечками, которые сохранят традиционный внешний вид, благодаря металлизированному напылению, но не повлияют на звук. Но и от наводок не защитят от слова совсем. Только декоративная функция. Некоторые бутиковые компании пошли более сложным путем: металлическая крышечка с отверстиями для магнитных стержней – с расстояния нескольких шагов выглядит как обычный телековый датчик, такой компромиссный вариант по виду и звуку.

Но есть гитаристы, готовые клясться на традиционном нековом теле-датчике как на Библии, Уголовном Кодексе или биографии Джимми Хендрикса. Потому что звук их, не такой сильный и яркий, все же обладает характером. Воздушным, объемным, округлым, они могут быть разными. Но отличный нековый датчик – это чистое волшебство! Просто не всегда стоковый датчик на гитаре действительно отличный. Даже на крутейших винтажных инструментах: технология намотки была несовершенной, магниты и материалы для крышечек Fender брали в разное время у разных поставщиков, результат оказывался разным.

К счастью, в наше время выбор чрезвычайно велик. Каждый сможет найти себе датчики по душе.

Bare Knuckle Blackguard Series Flat ‘50 – самый винтажный звук этих датчиков не был особенно звонким и ярким. Это потом, выпустив усилители помощнее Fender станут делать звукосниматели с более тихим выходом и звонким звуком. А модель 1950 года – это был мощный, серединистый плотный и напористый звук. Звучит просто шикарно и с модерновыми усилками, которые часто резковаты сами по себе. Максимально густой и авторитетный тон.

Bare Knuckle Brown Sugar – яркий и мощный комплект с горячим выходом и винтажным характером. Идеально комбинирует в себе лучшее из двух миров: классический Twang на чистом звуке и вкуснейший жирный овердрайв. Атака быстрая, динамика отлична.

Bare Knuckle Cobra T – хоть это не комплект, а только бриджевый датчик, но не назвать его здесь было бы преступлением! Та же концепция, что и в Cobra для Strat, но, как мы уже выяснили, сама форма датчика для теле – это уже другая формула звука! Модерновый рельсовый датчик, мощный выход, открытый, яркий звук. Потрясающий Hi-Gain. И невероятный клин. При этом – 100% сингл. Уточнение: телекастерный сингл. Потрясающее ощущение одновременно нового, уникального и знакомого родного звука телека! Да, это бесстыдная реклама. Этот датчик стоит того.

Сингл на электрогитаре что это

Кстати, заказывая звукосниматели для Tele у Bare Knuckle Pickups можно самому выбрать, будет ли нековый датчик с эпохокорректной крышкой или без крышки. Так что можно самому выбрать. Трудно решить, какой вариант выбрать? Заказывайте оба! Два комплекта – это лучше, чем один. Их можно поставить на два телекастера!

3. Звукосниматели P90 или «мыльницы».

Эти звукосниматели, значительно менее распространенные, но не менее легендарные, появились еще в 1946 году. Именно тогда Gibson начали ставить их на свои Archtop-гитары. Если сравнивать P90 со стратовскими синглами, то можно выделить несколько основных отличий.

Сингл на электрогитаре что это

Бобина, на котрорую наматывается провод, здесь более плоская и широкая, чем у звукоснимателей Strat-Style. Так что даже при всем прочем одинаковом, они уже звучали бы иначе: ведь значительная часть намотки здесь располагается дальше от сердечников-магнитоводов. Да и другая геометрия датчика обуславливает несколько другой съем сигнала со струны. Особенно, если не выкручивать особенно высоко подстроечные винты-магнитоводы. Тогда получается более равномерный и широкий съем сигнала с большего участка струны. Результат – менее яркая атака, но более ровный и плотный сигнал.

Второе глобальное отличие, вероятно, еще более значительно: в отличие от Fender-овских синглов, в большинстве своих датчиков Gibson использовали не индивидуальные магниты-стержни, а магниты-бруски, располагающиеся под катушкой, между которыми находятся регулировочные винты-магнитоводы. Зачем их регулировать? Чтобы добиться равномерной амплитуды звучания от струны к струне. Ведь у разных по толщине струн будет разное воздействие на магнитное поле датчика. А если у гитары заметный радиус грифа, то этот эффект еще заметнее.

Fender не делали таких регулировочных винтов, но на многих своих датчиках делали индивидуальные магниты разной длины, чтобы добиться компенсации. Другое дело, что такие датчики могут быть адаптированы только к одному из типов струн: с третьей струной в оплетке или без. И при использовании другого типа комплекта, треться струна может звучать значительно громче других или проваливаться. Поэтому далеко не во всех моделях синглов делается такая компенсация.

Так вот, в большинстве P90 использовались магниты-бруски и регулируемые магнитоводы. Это дает более контролируемую атаку (как для сингла, по сравнению с любым хамбакером атака тут будет значительно ярче и сильнее) и более ровный съем сигнала.

Исключение – звукосниматели Staple Magnet P90, которые можно, например, услышать на классических записях Elvis. Ведь гитары Gibson L5 и Super 400 Scotty Moore, его гитариста, были оборудованы такой разновидностью P90 – с индивидуальными AlNiCo магнитами в виде брусочков с прямоугольным сечением. Такие датчики давали более HiFi-ный звук с более ярким тембром и звонкой атакой. Тем не менее, геометрию катушки никто не отменял и звучали они вовсе не как датчики Strat или Tele.

А еще P90 – это всегда очень мощные ребята по меркам синглов. У них большой выход, более теплый звук, они звучат более скомпрессированно и легче ввергают усилитель в овердрайв. А уж на овердрайве они безумно хороши! Более плотные, чем у других синглов средние частоты в паре с агрессивной атакой и динамикой, недоступной хамбакерам, позволяют им звучать очень круто. Их звук БОЛЬШОЙ. Открытый, ясный, жирный, густой, вкусный. И их много. Тембрально они почти на полпути от обычного сингла к хамбакеру. Но они синглы. И они шумят как синглы. А все бесшумные версии – это уже не честный P90, а хамбакер. Есть очень крутые, но все равно хамбакер. А мы тут пока еще о синглах говорим.

Кто только на них не играл! Danny Cedrone, гитарист группы Bill Haley – The Comets, начал весь на свете рок-н-ролл, сыграв Rock Around The Clock на гитаре с P90. Альбом The Beatles Revolver практически весь записан на гитарах Epiphone Casino с датчиками P90, как и многие другие их работы. На Les Paul с P90 играл Pete Townshend на Live At Leeds. На гитаре Gibson “Monkey” SG Tony Iommi, которая звучит на первых альбомах Black Sabbath стояли именно P90. На Les Paul с P90, а вовсе не на Stratocaster, как принято думать, записал David Gilmour соло в Another Brick In The Wall Pt.II. Гитарист Clutch Tim Sult говорит, что для более мягких партий он использует хамбакеры, а более агрессивные фрагменты пишет на P90. Список можно продолжать еще очень долго!

Классические P90 выпускают в двух стандартных форм-факторах: Soapbar (мыльница), брусок-параллелепипед, с виду и впрямь напоминающий мыльницу и Dog-Ear (собачьи уши) – вытянутый шестигранный корпус. В первом случае крепится звукосниматель к корпусу двумя винтами, проходящими через катушку, во втором – винты проходя через сами «уши». Заказывая себе датчики P90, будьте внимательны! Корпуса у этих версий реально разные и поставить себе не тот вариант без сложной доработки не получится. Лучше заранее уточнить, какой именно вариант исполнения датчика заказывать.

Отдельно стоит упомянуть и о таком, довольно недавно появившемся, подвиде: P90 в хамбакерном корпусе. Дело в том, что гитар, сделанных в расчете на использование в них хамбакеров, в мире намного больше, чем с фрезеровкой под P90. А число гитаристов, желающих получить звук P90 с каждым годом растет. Конечно, делают и новые гитары с этими датчиками, но как же тем, кто хочет получить этот потрясающий жирный, но динамичный сингловый звук от уже имеющейся гитары? К примеру, заменив мутноватый нековый хамбакер на любимом Les Paul на «мыльницу»?

Размеры и способы крепления у хамбакера и P90 заметно отличаются. Что же тогда, пилить дерево? Вовсе нет, специально для таких случаев некоторые производители стали выпускать P90 в хамбакерном корпусе. Это честный сингл, только вместо пластиковой мыльницы он помещен в тело обычного хамбакера. Всегда с крышкой! Иначе страшно смотреться будет – катушка-то всего одна и по центру. Звучит? У хороших производителей – в точности, как P90. А у плохих лучше ничего брать не надо. Для многих музыкантов, это лучший нетравматичный способ познакомиться как следует со звуком P90. Ведь если окажется, что это все же «не твое» и решишь вернуться к хамбакеру, то на корпусе не останется никаких ужасных дыр от фрезеровки.

Звук этих датчиков вдохновляет столь многих гитаристов и производителей, что существует множество версий для стратов и, особенно для телеков, воссоздающих звучание P90 в корпусе маленького сингла. Конечно, некоторая незначительная разница будет, геометрию никто не отменял, но звук получается очень близкий.

Bare Knuckle Half Note – аутентичное звучание джазовых банок 40х-50х годов. Или отличное органичное звучание для любого цельнокорпусного инструмента. Звучат максимально естественно. Сложно передать словами, но ощущается это так, как будто датчика нет вообще. Просто инструмент становится громче и звучит через усилитель. Волшебный чистый звук и отличный светлый драйв. Улетная динамика.

Bare Knuckle Supermassive 90 – настоящий характер P90 с совершенно модерновым звуком. Расширенный частотный диапазон и увеличенный выход – редкое сочетание для пассивных звукоснимателей. Но здесь оно именно таково. Читаемый и пробивной звук, который не превращается в кашу на Hi-Gain любого уровня злости. И даже сохраняет фирменное тепло! Чистый, кстати, тоже более, чем достойный.

Bare Knuckle ‘Pig HSP90 – а вот это и есть самый настоящий P90 в хамбакерном корпусе. Злющий до предела. Колоссальный выход, побольше, чем у других хамбакеров, а читаемость и динамика – сингловая. Теплый, очень теплый чистый звук. И перегруз хоть до экстремального металла.

Bare Knuckle Manhattan HSP90 – еще один P90 в сингловом корпусе, но он – полная противоположность предыдущему. Мягкий, светлый датчик будто сняли с джазовой гитары начала 50х. Округлая атака и гладкий, долгий, натуральный сустейн. Поставьте на приятную «в дереве», без подключения гитару, у которой не было хорошего чистого звука с хамбакерами. Будет. Точно будет.

На этом пока вынуждены прерваться. А то количество букв уже просто зашкаливает. В следующей части нашего разговора о датчиках будем писать о чуть менее распространенных синглах. Тех, которые стоят не на каждой второй гитаре, а на каждой двадцатой. Jazzmaster, Jaguar, Lipstick, Gold Foil и так далее.

Так что не переключайте канал, оставайтесь с нами!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *