Символом чего является алый цвет парусов
Как «Алые паруса» стали символом прекрасной эпохи?
Начало XX века в российском искусстве было поистине волшебным. Это тяжело отрицать, особенно на контрасте с тем, что ожидало всех художников – в широком смысле слова – спустя всего пару десятилетий. Пока весь мир упивался зарождающимся постмодернизмом, деконструкцией всего, что так долго развивалось в Европе, но так и не спасло ее от Первой мировой войны, в России шли иным путем. Да, безусловно, базисом была вся та же предпосылка о несостоятельности современной культурной парадигмы, но цель была другая. Не разрушить, а создать что-то новое сверх.
На протяжении всего XIX века Россия будто накапливала свой интеллектуальный капитал. Каждое десятилетие дарило все более совершенных художников, музыкантов, но в первую очередь, конечно, писателей и поэтов. Первые два десятилетия новой столетки благодаря этому взорвались невиданным ранее обилием талантливых людей. Им было тесно в существующих рамках. Ведь никто не называет Сергея Есенина «новым Пушкиным», а Максима Горького «вторым Достоевским». Они – другие. Акмеисты, футуристы, имажинисты, младшие и старшие символисты, не важно. Главное, что у них получалось проложить дорожку к сердцу читателя в совершенно новых формах.
Впрочем, новых, да не совсем. Если положить перед человеком, который никогда не слышал об Александре Грине, книгу «Алые паруса», сможет ли он определить, когда повесть была написана? Что это, романтизм начала XIX века? Символизм начала XX-го? Может, новая искренность, которая разрослась ближе к концу прошлого века? Наверное, все вместе. Грин написал вневременную книгу, которая покажется актуальной человеку из любой эпохи. В конце концов, что может быть более современным каждому веку, чем мечта?
Посмотреть советскую экранизацию «Алых парусов» можно будет в пятницу, 17 сентября, в 17:05 и в воскресенье, 19 сентября, в 7:05 на телеканале «Мир».
Так почему же все-таки «Алые паруса» и что они символизируют? Чтобы ответить на этот вопрос, придется углубиться в черновики писателя. Он называл повесть «феерией». И не просто так. Эта книга должна была стать его откровением, главным произведением в жизни. Сначала она вообще была посвящена конфликту автора с собственным литературным талантом. В поисках какого-то синонима ликованию от творчества, Грин отправился в город, где на одной из витрин и обнаружил ту самую лодочку с парусом. Правда, белый шелк показался писателю слишком скучным. Нет, полотно непременно должно быть красным. Вернее – алым.
Первоначально в книге главный герой должен был рассуждать о тонкостях восприятия и о том, как писатель продумывает сюжет и реализует свой замысел, где находит образы. Алые паруса должны были стать катализатором творческого процесса для главного героя. У этого есть интересная подоплека: на самом деле полотнище корабля, по замыслу Грина, оставалось белым. Просто персонажи книги видят его на закате, когда Солнце багровеет на самом горизонте, окрашивая все вокруг в кроваво-алый цвет. Приглушенный шум моря, яркий свет, переливающиеся красным паруса – все это должно было помочь герою начать работать над своими произведениями.
А затем Грину пришла в голову еще более интересная мысль. Ведь действительно, никто и никогда алые паруса на свои суда не ставит. Это дорого и непрактично. Зато красиво и захватывающе. Главный герой хотел увидеть что-то подобное, что-то столь же потрясающее, вот и принял эффект от заката за настоящие алые паруса. Это великолепная метафора исполнимости мечты, которая в конечном итоге в глазах смотрящего и в руках делающего. Так изменилась тема повести.
Главный герой феерии, несмотря на то, что кажется на первый взгляд, вовсе не девочка Ассоль. И даже не Артур Грэй. Их ветка, пусть и занимает большую часть страниц, является побочной. На самом деле это повесть о старике Эгле, собирателе песен, легенд, преданий и сказок. То есть, по сути, авторе. Вспомните, ведь именно он рассказывает Ассоль о некоем корабле с алыми парусами, который он якобы придумал и обманул бедную девочку. Ничего он, конечно, не придумывал. Это он должен был стоять на берегу моря по первоначальному замыслу Грина. Это он видел судно с белыми полотнами, которое озарялось солнцем и казалось кроваво-красным. И в первую очередь ему нужно, чтобы Ассоль действительно забрал принц на таком корабле. Потому что только тогда его произведение, пересказанное девочке в лесу, обретет хоть какой-то смысл, подарит хотя бы одному человеку счастливую жизнь. Можно ли автору мечтать о большем?
Впрочем, конечно, речь вовсе не о судах и принцах. Ассоль просто дарят смысл жизни. С самого начала повести читателю показывают, как несчастно она живет. Никому не пожелаешь такой жизни, как у дочки моряка, которого ненавидит весь город. В результате с детства у нее вырабатывается защитный механизм. Героиня живет в мире сказок, она постоянно о чем-то мечтает и переносит себя из жестокого мира в собственные сны. Чтобы выйти из этого состояния, ей просто необходим некий образ из жизни, которыми и становятся алые паруса, а вернее, само Солнце. Всю дальнейшую жизнь, с момента встречи с Эглем, она посвящает стремлению к нашей звезде. Недаром Грин дал ей столь символичное имя – Ассоль. Будто «к солнцу» по-латински. Мечта о счастливой жизни, которой она никогда не знала, мечта о солнце, мечта о принце – все это двигало главную героиню день за днем, пока она трудилась, собирая игрушки на продажу, пока выживала в том мире, в котором она родилась, но не хотела бы рождаться.
Артур Грэй, в свою очередь, стал для Ассоль проводником в новый, счастливый мир. И сделал это максимально правильным способом. Да, он действительно просто влюбился в девушку и хотел забрать ее себе в жены, но ведь принцу ничего не стоило просто снарядить красивый королевский корабль, приехать к возлюбленной и попросить у нее руки и сердца. Или, в конце концов, прийти к ней домой пешком. Нет, Грэй подслушивает разговор о мечтах девушки, о ее вожделенных алых парусах, и намеренно покупает красную ткань, чтобы водрузить ее на свой небольшой корабль. Он хочет не столько жениться на девушке, не столько увезти ее с собой в страну, где он наследный принц, сколько реализовать ее мечту, ее желание. Довезти Ассоль до Солнца. Он становится вторым элементом в паззле, который дарит душевный покой главному герою Эглю. Ассоль была той, кто искренне поверил в его сказку и сделал ее смыслом своей жизни, спасительной веточкой из серого мира, а Артур Грэй не просто сам спас девушку. Он воплотил сказку. И это главный итог произведения.
Грин считает, что человека от его мечты отделяет толстое и мутное стекло реальности. Через него очень тяжело увидеть то, что делает нас по-настоящему счастливыми. И Ассоль, и Грэй, и Эгль сумели в какой-то момент посмотреть сквозь эту линзу, пусть и каждый со своего особого ракурса. Алые паруса – это не просто символ мечты. Это чудо. А, как мы знаем из повести Грина, «чудеса нужно делать своими руками. Если душа человека жаждет чуда – сделай для него это чудо. Новая душа будет у него и новая – у тебя».
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Символика цвета в повести «Алые паруса»
Символика цвета является основным художественным приёмом у многих писателей и поэтов. В повести Грина «Алые паруса» цветовая символика имеет особое значение.
Мы сможем глубже понять произведение, если обратимся к словарю символов. Описание цветовой символики потребовало бы очень много времени, поэтому я назову символические значения лишь основных цветов.
По-иному представлен алый цвет в словаре Ожегова. Это всего лишь ярко- красный цвет. А теперь посмотрим, что осталось от этой ало-розово-белой блистательной палитры в словах нищего, подслушавшего разговор отца с дочерью: «Специальный красный корабль…». Оговорка здесь не случайна: Алый цвет – цвет мечты. Красный – кровавый, недобрый Изображая дома в Каперне, автор обращает внимание на Красные стекла окон.
Очень много в повести белого цвета
Белый цвет был многозначным символом во все времена и у всех народов. Главное и исходное его значение — свет. Белый тождествен солнечному свету, а свет — это божество, благо, жизнь, полнота бытия,чистота.
В повести мы не раз видим сияющую громаду алых парусов белого корабля. Ему противопоставляется черная крыша трактира. Вернувшись домой после случая с Меннерсом, Лонгрен говорит дочери: «Черную игрушку я сделал, Ассоль». Черный цвет символизирует траур, скорбь, печаль, зло.
Очень интересно автор использует золотой и желтый цвета. В словаре Ожегова это слова-синонимы. Золотой цвет – блестяще- желтый. А в повети Грина это скорее антонимы. «Золотое кольцо, величиной с солнце, «золотые ворота Моря» откроют Грэю путь к мечте. И здесь же «пожелтевшая скатерть» в трактире Миннерса, рыжие глаза Хина. Желтый цвет часто ассоциируется с чем-то болезненным, фальшивым.
Значительная роль отведена синему и серому цветам.
Серый цвет часто считают цветом несчастья и посредственности. Однако у серого цвета есть и позитивное значение. В эпоху Возрождения серой цвет считался цветом изящества, элегантности, благородства. Именно такого цвета глаза благородного сказочника Эгля «серые, как песок, и блестящие, как сталь.»
Цветовые символы в повести Грина неоднозначны, они помогают понять характер героев, их внутренний мир.
«Алые паруса»: как в России появился символ романтической любви и трогательного выпускного
До выпускного «Алые паруса» осталось меньше месяца. «Пятый канал» опубликовал очередной экскурс в его историю. О том, как Александр Грин создавал свою повесть-феерию, вдохновившую на создание зрелищного шоу.
Над своим первым крупным произведением Александр Грин работал шесть лет. За это время несколько раз появлялись и исчезали разные герои, менялось место действия и даже цвет знаменитых парусов. Писатель задумал повесть еще до революции, в 1916 году, а дописывал уже после окончания гражданской войны. Все происходящее перед его глазами закономерно отразилось и в его тексте.
Сам Александр Грин рассказывал, что идея повести пришла к нему случайно. Он остановился перед витриной с игрушками и там увидел лодочку с шелковым парусом. Правда тот парус был не алого, а белого цвета. Писательская фантазия самостоятельно дорисовала образ. Грин задумался, что мог бы ему рассказать корабль с красным парусом. В поисках ответа на этот вопрос он и написал свою самую известную книгу.
Кстати, именно «Красные паруса» – первое название повести. А первое место действия – революционный Петроград. Писатель вдохновенно встретил февральскую революцию, но к революции октябрьской его настроение резко изменилось. К большевистским идеям он был равнодушен. В конце концов Грину начало казаться, что паруса слишком густо окрашены политическими красками. Красный цвет он заменил на алый, что, впрочем, не спасло книгу от спекуляций советской пропаганды, которая много лет пыталась делать из литературного корабля революционный символ, а самой книге приписывало удобные для власти смыслы.
«Надо оговориться, что, любя красный цвет, я исключаю из моего цветного пристрастия его политическое, вернее – сектантское значение. Цвет вина, роз, зари, рубина, здоровых губ, крови и маленьких мандаринов, цвет этот – в многочисленных оттенках своих – всегда весел и точен. К нему не пристанут лживые или неопределенные толкования», – писал Александр Грин.
По этой же причине Грин меняет и место действия. Из революционного, голодного и нищего Петрограда герои переезжают в сказочную Гренландию, в прибрежную деревушку Каперна. Писатель страстно любил природу морских городов – именно её он считал самой привлекательной. Он и сам долго жил у моря – в Крыму. Поэтому в своих произведениях он описал почти все порты в акватории Черного моря.
Были в повести «Алые паруса» ещё два героя, которые со временем исчезли из черновиков Грина. Герой-рассказчик и летающий человек Мас-Туэль, который обрёл свой дар благодаря силе желания.
По задумке Грина герой-рассказчик видит корабль с парусом, но из-за необычного солнечного эффекта парус кажется ему не белым, а почти алым. Он рассказывает эту историю Мас-Туэлю, а тот в свою очередь делится с ним историей Ассоль. Позже автор принял решение отказаться от второстепенных героев, оставив только две сюжетные линии – Ассоль и Грея. Кстати, в многочисленных черновиках Александра Грина можно найти и совсем другое имя главной героини – Аюта.
Работа над повестью происходила на фоне трагических событий не только в стране, но и в жизни самого писателя. В 1919 году Грина призвали в Армию, где он подхватил сыпной тиф и надолго оказался в больнице. Он дважды дезертировал из армии, потому что не разделял тех идей, за которые ему предстояло сражаться. В какой-то момент он оказался на грани нищеты и скитался по друзьям в поисках ночлега. И всё это время Александр Грин делал заметки и писал черновики будущей повести. Естественно, всё разочарование происходящим и надежда на то, что и в его жизни, и в жизни Петрограда наконец появится тот самый корабль с алыми парусами, выплеснулись на страницы повести.
В привычный нам текст «Алые паруса» сложились к 1920 году. Все дальнейшие правки были уже стилистического характера.
В мае 1922 года в газете «Вечерний Телеграф» опубликовали одну главу из повести – «Грей». Целиком произведение вышло в 1923 году. Свою книгу Александр Грин посвятил любимой жене Нине, которая была рядом с ним до самой смерти.
Символ победы, символ надежды: «Алые паруса» признаны лучшим праздником в мире
Лучший выпускной, которому может позавидовать вчерашний школьник с любой точки планеты (а если уж быть честным, то и давно вышедший из-за парты взрослый), проходит в России: «Алые паруса – 2019» взяли главную награду конкурса The Best Event Awards World и две серебряные статуэтки. Праздник, вдохновленный образом мечты, уже несколько лет как перестал быть главным выпускным Санкт-Петербурга и даже России. Как идея «Алых парусов», зародившаяся более 50 лет назад в Ленинградском дворце пионеров, выросла в лучший мировой праздник, читайте в материале «Известий».
Показательный пример
О том, что проект Пятого канала победил на The Best Event Awards World, стало известно в субботу, 23 ноября. «Алые паруса» взяли главную награду в номинации ICONIC EVENT AWARD 2019, а также серебряные награды в номинациях BEST MUSICAL EVENT 2019 и BEST BEA WORLD EVENT AGENCY 2019. Выпускной убедителен по всем критериям: креативность, технологические инновации, вовлеченность участников, целостность бренда и многие другие. И опередил порядка 160 заявок из 30 стран, победив в основной номинации главного международного мероприятия в индустрии.
Сейчас «Алые паруса» — мероприятие, внесенное в реестр мирового событийного туризма. The Telegraph в 2015 году включил шоу «Алые паруса» в десятку самых посещаемых туристических событий мира наряду с Октоберфестом и Бразильским карнавалом. Репортажи с петербургского выпускного с международным статусом занимают полосы The Times, транслируются телеканалом Euronews и попадают в сводки крупнейших мировых информационных агентств, в том числе Синьхуа. Но еще совсем недавно этот романтический праздник оставался грустным воспоминанием для многих жителей Санкт-Петербурга.
Символ надежды
Первый городской выпускной «Алые паруса» организовывали в Ленинградском дворце пионеров, где с 1940-х проходили все выпускные балы. Тогда, в 1968 году, Дворцовую набережную расчертили мелом: в разных точках читали стихи, пели песни и устраивали конкурсы. А по Неве прошел адмиралтейский катер «Ленинград» с выпускниками Суворовского и Нахимовского училищ на борту, двое из которых высокими факелами зажгли Ростральные колонны на стрелке Васильевского острова — это стало одной из традиций «Алых парусов».
По словам Лидии Буланковой, которая в те годы занимала пост замдиректора Ленинградского дворца пионеров, первым делом на ум всем пришло название «Аврора», но оно не совсем подходило: «В результате долгих споров вдруг кто-то сказал даже только первую букву: «А что если а. » И все хором: «Ой, Алые паруса!»
«Петербург возник как результат и символ победы России, ее утверждения на Балтийском море. «Ногою твердой встать при море» — помните, да, эти замечательные фразы? Вот поэтому это символ победы и символ надежды одновременно, надежды на развитие страны в ее новом великом качестве, — говорил глава государства. — Я думаю, что и этот праздник примерно имел такое же значение. Символ победы одного этапа жизни молодого человека, который заканчивает школу, и символ надежды на интересную, интересное будущее, полноценное будущее».
«Алые паруса» оставались грустным воспоминанием вплоть до 2005 года. С предложением возобновить его проведение выступил президент.
«Фактически, идея идея о возрождении «Алых парусов» пришла от Путина», — рассказал он в документальном фильме Андрея Кондрашова, посвященном истории праздника.
За воплощение идеи взялся акционерный банк «РОССИЯ», правительство Санкт-Петербурга и Пятый канал. Уже в 2007 году праздник, театрализованное представление на котором ставил итальянский дизайнер Валерио Фести, установил европейский рекорд посещаемости в 1 млн человек. Был побит рекорд по фейерверкам — за полчаса в небо запустили 25 т пиротехнических разноцветных зарядов с площадки у Петропавловской крепости и барж на реке.
Год спустя праздник отличился тем, что алые паруса поднял самый быстроходный в мире трехмачтовый парусник «Мир». В 2010 году шоу побило свой же рекорд посещаемости, собрав 3,5 млн зрителей. Еще спустя четыре года «Алые паруса» проводили во взрослую жизнь 80 тыс. школьников, и тогда полноправными российскими выпускниками стали ребята из Крыма. Всех их с окончанием школы помимо высокопоставленных гостей поздравил российский экипаж МКС. А в прошлом году «Алые паруса» привлекли к себе еще болельщиков, приехавших на чемпионат мира по футболу, — более миллиона иностранных гостей.
Ворох сюрпризов
«Алые паруса – 2019» снова собрали все характеристики «самый». 29 июня 1,5 млн человек с набережной Санкт-Петербурга провожали белоснежное судно под алыми парусами, идущее по Неве под залпами фейерверков — 60 тыс. залпов за 22 минуты! Для подростков, которые готовятся войти во взрослую жизнь, это сказочный момент прощания с детством, а для взрослых — напоминание о том, что детство всегда остается рядом. Взрослых, наблюдающих за волшебством в небе и на воде, ощутимо больше. Из 1,5 млн человек выпускников — 40 тыс. Это ребята из Петербурга и еще 16 субъектов страны, а также из Армении, Киргизии, Молдавии, Сербии и Южной Осетии. Каждый выпускник получает два пригласительных, чтобы отправиться на праздник вместе с другом или членом семьи.
Над организацией театрализованного представления, участником которого становится каждый житель и гость Северной столицы, трудится более 7 тыс. человек.
Всего за праздником вживую, онлайн и в эфире следили более 10 млн гостей — это на 1,8 млн больше, чем годом ранее. Но организаторы не собираются останавливаться на достигнутом.
На воду в этом году сошла «Россия» — первый отечественный парусник, созданный специально для праздника с многолетней историей, с портом приписки Санкт-Петербург. Он идет с парусами размером около 900 кв. м, подсвеченными таким образом, чтобы его можно было видеть издалека. До этого несколько лет в празднике участвовало шведское судно Tre Kronor af Stockholm.
Весь город благодаря «Алым парусам» превращается в сцену. Шоу захватывает сразу несколько площадок: Дворцовую площадь, Петропавловскую крепость, стрелку Васильевского острова, акваторию Невы. В этом году вживую воспроизвели выход из воды «в чешуе, как жар горя, 33 богатыря» — не все зрители верили, что это взаправду, а не мастерство иллюзионистов. В действительности актеры, дайверы и каскадеры часы напролет репетировали под водой у стен Петропавловки эту сцену. Участники шоу, чеканившие тяжелые шаги под водой, признавались, что и сами под впечатлением от праздника. «После салюта я приходил в себя часа три, наверное. Первый раз в жизни такое. Мы стояли в эпицентре взрывов, и я такие эмоции искренние испытал, как ребенок радовался», — поделился актер Алан Томаев.
А на уникальной многоуровневой сцене-трансформере, за минуту сменяющей декорации, сменялись лучшие артисты России: певцы Сергей Лазарев, Полина Гагарина, #2МАШИ, Зара, Lera, группа «Марсель» и другие.
«Каждый год прихожу сюда с семьей и выпускниками, всё нравится. Несмотря на то что они у нас такие взрослые, всё уже видели и путешествовали, но этот момент прощания с детством их пробивает и такое единение», — рассказала учитель английского языка Ася Саттарова.
Главные участники
Главные участники праздника российские выпускники из года в год делятся восторгом и заваливают соцсети фотографиями, в первую очередь — «Я и корабль».
«От счастья хотелось просто плакать, так как было невероятно. Я стояла на берегу Невы и видела этот парусник!» — радовалась в этом году выпускница, убедившаяся в правильности своего решения поступать в санкт-петербургский университет.
А петербургский выпускник Давид Карапетян предложил ввести новую традицию — загадывать желания при приближении парусника: «Символом нашей взрослой жизни стал именно этот корабль, который прошел под алыми парусами. Этот корабль шел очень уверенно и быстро, поэтому он олицетворяет наше будущее».
Цвет и его символика в феерии «Алые паруса» А. Грина
В мировой литературе А. Грин известен как автор большого числа повестей и рассказов, самыми известными из которых являются «Алые паруса», «Золотая цепь», «Серый автомобиль», «Крысолов» и многие другие.
Просмотр содержимого документа
«Цвет и его символика в феерии «Алые паруса» А. Грина»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №75 г. Саратова
Цвет и его символика в феерии «Алые паруса» А. Грина Ученицы 6 «В» класса Ананьевой Нины Руководитель: Полякова М.В. (учитель русского языка и литературы)
История создания феерии «Алые паруса»…………………………. 6
Символика цвета в произведении………………………………………7
Символика цвета как характеристика героев…………………. …. 9
Функции цвета в произведении……………………………………….11
Что такое символ. Цветовые символы в произведении………….…..12
Список использованной литературы……………. ……………………. 19
В мировой литературе А. Грин известен как автор большого числа повестей и рассказов, самыми известными из которых являются «Алые паруса», «Золотая цепь», «Серый автомобиль», «Крысолов» и многие другие.
Читая произведение «Алые паруса», невольно обращаешь внимание на большое количество слов, так или иначе связанных с понятием цвета. Символика цвета имеет давние традиции, она формировалась на протяжении всего периода развития человечества. Слово «символ» происходит от греческого слова «symbolon», что означает «условный язык».
Белый – жизнь (от близости к дневному свету), чистота, невинность, божественность, само христианство. У новокрещённых существовал обычай в течение 8 дней ходить в белых одеждах, дабы всем было видно, как они блюдут чистоту.
Таким образом, цвет имеет обширный и сложный диапазон символических значений.
Данная работа является попыткой разобраться в символике цвета повести А.Грина «Алые паруса». Ведь правильное понимание символов цвета помогает раскрыть характеры героев и понять их.
Тема реферата: «Символика цвета в феерии А.Грина «Алые паруса».
Объект исследования: феерия А.Грина «Алые паруса».
Предмет исследования: слова со значением цвета, использованные в произведении.
Цель работы: изучение вопроса символики цвета в феерии А. Грина как одного из основных элементов сюжета произведения, а так же определение основных функций слов со значением цвета в произведении. Представить результаты исследования в виде диаграмм преобладания цветовых тонов по главам. На основании этого сделать вывод о роли цветовых образов в раскрытии характеров героев повести.
Исследований, посвященных феерии «Алые паруса», достаточно много. Но символике цветовых образов внимания весьма мало, эта тема систематически не изучена. Исходя из вышесказанного можно говорить об актуальности нашего исследования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Познакомиться с произведением А.Грина «Алые паруса».
2. Познакомиться с символическими значениями цвета в мировой культуре.
3. Определить основные функции слов со значением цвета в повести.
4. Понять, как цветовая характеристика связана с характером героев.
5. На основе изученного материала выдвинуть и обосновать предположение о том, какую роль играют слова со значением цвета в повести А.Грина «Алые паруса».
История создания феерии «Алые паруса»
Однажды в витрине магазина игрушек Грин увидел лодочку с острым парусом из белого шёлка. Сам Грин говорит об этом так: «Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал, что. Тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. И вот, развёртывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия». 1
Это произведение не имело сразу большого успеха, так как в эти годы, в годы Гражданской войны, литературный успех имели произведения, которые вещали на злобу дня. О героях революции, о светлом будущем коммунизма.
Автору пришлось услышать много критики в свой адрес. Разные авторы публиковали небольшие заметки с рецензиями на произведение А. Грина.
Очень многие режиссёры пытались снимать фильмы по мотивам повести «Алые паруса», известны и театральные постановки по этому произведению. Все постановки объединяет одно: яркая цветовая палитра, выразительные костюмы, запоминающиеся световые спецэффекты. Это не случайно, потому что цвет играет важную роль в произведении.
Символика цвета в произведении
Цветовая гамма «Алых парусов» очень разнообразна.
Грин использует весь спектр основных цветов: синий (18 раз), белый (24 раза), красный (36 раз), чёрный (32 раза), зелёный (5 раз), жёлтый (13 раз) (диаграмма в Приложении №1). Причём это не только основные цвета, но и их разнообразные оттенки и их вариации.
Так, например, трижды используется:
голубой цвет: «украшенного голубой ленточкой», « голубизна камней», «голубой краской»;
стальной: «стальной цвет спящего океана», «как чистая сталь», «стальной рыцарский хлам»;
серебряный: «серебром блях», «серебряными волосами», «за трепетным серебром рыб»;
ледяной: «ледяным молчанием»;
пурпурный: «пурпурная волна», «пурпурный дым»;
седой; «седой пеной», «седые кудри» и множество других оттенков цветов. Общая цветовая палитра Грина повести «Алые паруса» представлена в диаграмме. (Приложение №1).
Помимо характеристики цветов, надо отметить, что слова со значением цвета относятся к разным частям речи: прилагательные (133), существительные (11), причастия (3) и глагол (1), наречие (1).
Вывод из всего вышесказанного мы делаем следующий: А.Грин в своем произведении использует цветовые определения в разных ситуациях и применительно к разным объектам и субъектам в произведении. Цвет характеризует:
людей (внешность, одежда, мысли и чувства, действия, состояния) – «серебряными волосами», «ледяным молчанием», «рыжие глаза», «тёмные, густые волосы».
пейзаж – «стальной цвет спящего океана», «бледно светились звёзды», «сорта тюльпанов – серебристо – голубых», «в прозрачной воде», «к тёмным расселинам дремучего сумрака», «седой пеной», «жёлтого песчаного обрыва», «лиловый ирис», «пурпурная волна», «жёлтого песчаного обрыва», «серые грибы», «на золотой уголь звезды», «в розовой глубокой долине».
животных – «серые утки», «фосфорические глаза рыб», «за трепетным серебром рыб».
Символика цвета как характеристика героев
Первая глава «Предсказание» (см. Приложение №2) её цветовой фон светлый, теплый, несмотря на то, что мы узнаем, о признании Лонгрена в том, что он не спас Меннерса: «Черную игрушку сделал я, Ассоль». На протяжении всей главы преобладают алые и белые цвета. Черный, синий, голубой, серый и золотой цвета появляются в тексте всего по 2 раза.
Через цвет автор показывает внутреннюю жизнь героев, следовательно, мы можем посредством цветовой картины говорить о внутреннем состоянии героев в тот или иной момент их жизни. По пути в город Ассоль встречается с собирателем песен Эглем, который увидел на её лице «невольное ожидание прекрасного…» И он предсказывает ей дальнейшую судьбу: «Однажды утром в морской дали, под солнцем сверкнет алый парус. Тебя посадят в лодку и привезут на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну». Ассоль выросла мечтательной. Она поэтична, даже в самом обычном ей видится чудесное. Девушка живет в гармонии с природой. Она разговаривает с деревьями, травами, цветами, жуками, птицами… Для характеристики цветового образа Ассоль автор использует следующие цвета: розовый, белый, алый, черный и зелёный. Черный цвет символизирует трудную жизнь девушки, грубых жителей Каперны. Но этот цвет постепенно побеждается зеленым, который дарит Ассоль красоту природы. Переливаясь, черные цветовые пятна становятся алыми – главными цветами героини, цветами мечты, любви и надежды.
Наиболее интересной в цветовом решении представляется глава «Рассвет». Несмотря на название, в ней преобладают цвета темного спектра: черные, синие, зеленые. Какова же их символическая «нагрузка»? «День начался для Грея в черных лучах». Описание природы ночью дается в черных и желтых тонах. Каперна же представляется герою за «красным стеклом окон». Следовательно, в этой главе чёрный и красный цвет символизируют злобность по отношению к Ассоль. Ему противопоставлен «зеленый мир» леса, в котором Грей нашел девушку (см. Приложение №2).
При описании этого эпизода встречи Ассоли с Грэем нельзя не заметить частое употребление слова «пёстрый»: «Грэй выбрался на открытое место, заросшее пестрой травой, и увидел спящую Ассоль».
Цветовые символы шестой главы. Вот «золотое кольцо» на пальце, надетое Грэем, которое она обнаруживает, проснувшись. Обратим внимание, что в повести у Грина нет желтого цвета, а только золотой. Вероятно, золотым цветом окрашен для героев тот манящий мир, мечта, к которому они стремятся. Это сказка, фантазия, феерия, значит, она не может не быть золотой. (см. Приложение №2)
Функции цвета в произведении
1) Слова передающие оттенок цвета: «тёмных килей», «на белых камнях дна», «синий разлив моря», «голубизна камней», Таких слов из общего числа слов со значением цвета – 14 %. Выполняя данную функцию, слова со значением цвета используются в описании предметов, природы, животных, внешности и одежды героев. В этом случае они употреблены в своём прямом значении и ничего кроме цветовой характеристики предметов не несут.
2) Переносное значение «цветовых слов»: «покрывалами воздушного золота», «дно дымилось седой пеной», «унизанный серебром блях», «блестящие, как чистая сталь», «тёмные, с оттенком грустного вопроса глаза», «в розовой глубокой долине», «парусов, издали нарядных и белых», «с мутным стеклом», «фосфорические глаза», «дымного света», «пунцовый огонь», «пурпурная волна», «розовый отсвет», «синие тени деревьев», «белый утренний час», «пурпурный дым». Таких слов – 26 % из общего числа слов со знаяением цвета. Это средства художественной выразительности. В этом случае они не просто характеризуют предмет с точки зрения цвета и света, но и подчёркивают его необычные индивидуальные свойства и качества, делают его ярким и неповторимым.
Что такое символ. Цветовые символы в произведении
Несколько цветов в произведении занимают особое место:
1) красный и все его оттенки (алый, пламенный, розовый, вишнёвый, огненный, рыжий, пунцовый, пурпурный, оранжевый);
2) белый и его вариации (прозрачный, бледный, бесцветный), чёрный и близкие к нему (серый, седой, дымный, мрачный, мутный, тусклый, тёмный);
3) голубой и золотой.
Проанализировав «цветовые» слова, мы обнаружили, что их в тексте около 65%. И мы сделали предположение, что это слова – символы.
Но прежде всего надо понять, что же такое символ. Для этого обратимся к словарю В.И. Даля. И так «символ – от греч. сокращенье, перечень, полная картина, сущность в немногих словах или знаках». 5
Таким образом, символы – это слова, которые получают в художественных текстах кроме своих основных значений ещё и новые (переносные). Это происходит на основе родства, связи между тем предметом (явлением) и другим, которое ощущается нами ассоциативно, интуитивно. Например, «утро» как начало суток может, сопоставляется с началом человеческой жизни. Так возникает метафора «утро жизни» и символическая картина утра как начала жизненного пути. Но символ, в отличие от аллегории или метафоры, нацелен огромным множеством значений, он очень эмоционален, чтобы его постичь, надо вжиться в настроение текста.
Символ – самый сложный троп. Он способен бесконечно расширять значения, втягивать в себя различные смыслы. Символ – многоязычное иносказание. Основная особенность символа в том, что он возникает не только в текстах, где мы их находим. Они имеют историю, длиной в десятки тысяч лет, восходя к древним представлениям о мире, к мифам и обрядам. Нередко в роли символов в мировой литературе используется и цвет. Попытаемся разобраться, что же символизируют цвета в феерии А.Грина «Алые паруса».
Чаще всего на страницах произведения встречается красный цвет (37 раз), а точнее его оттенок – алый (6 раз). Автор использует его в описании шёлковой ткани, использованной Грэем для парусов корабля, на котором он плывёт навстречу своей мечте. Алый – это оттенок цвета и как мы знаем, он рождается при смешении красного и белого. Как мы знаем красный цвет является символом любви, а белый – чистоты, непорочности, невинности. Смешав краски, словно художник, мы можем предположить, что в произведении А. Грина он символизирует собой чистую романтическую любовь.
Розовый цвет, использованный писателем 10 раз, часто при при описании природы глазами главных героев: Ассоль и Грэя. В данном случае он ассоциируется с мечтой, которая делает осмысленным их существование. Это своеобразные «розовые очки», сквозь которые они смотрят на мир, полный зла, боли и страданий, который, в свою очередь, изображён Грином в тёмных, мрачных тонах (чёрным, серым, дымным, седым, мутным, тусклым). Поэтому данная цветовая гамма тоже может рассматриваться в качестве символа.
Синий цвет. Чаще всего с ним мы встречаемся при описании моря (13 раз). Поэтому и символизирует он, как нам думается, небо, море, бесконечность, силу и непреклонность Грэя, преодолевающего много препятствий на пути к своей мечте. С ним ассоциируются также и такие понятия, как честь, верность, искренность, самоуглубление, потому что наряду с синим, мы встречаем в произведении и голубой цвет, который, как известно, рождается из сочетания синего и белого.
Белый цвет использован Грином 18 раз. Он прибегает к его помощи и в описании корабля Грэя, и в изображении пейзажей, созданных воображением юной Ассоль, и в характеристике мыслей и чувств главных героев, которые чисты и невинны. Белый в повести – символ свободной жизни, где нет места боли и страданиям. Именно к такой жизни плывёт Грэй на своём белом корабле. Именно такую жизнь видит Ассоль сквозь белую полосу тумана.
Золотой цвет в тексте употребляется 10 раз. Золотой цвет – цвет царский и символизирует он величие, уважение, богатство, божественность. Это мир мечты, фантазии героев. Тот мир, куда они стремятся попасть, там, где им самое место. Это сказка, фантазия, феерия…
Таким образом, мы делаем вывод, что феерия А.Грина «Алые паруса» – произведение, в котором цвет занимает особое место. Автор работает с цветом как настоящий художник: он тщательно сверяет палитру красок с мыслями и настроениями своих героев, что позволяет передать соответствующее настроение читателям произведения, даёт им возможность понять идею текста, проникнутого верой в мечту, уверенностью в то, что она обязательно сбудется, самая несбыточная сказка когда-нибудь станет явью. Грин знал силу любви и силу мечты. Многие его произведения заканчиваются одной фразой: «Они жили долго и умерли в один день». Самое главное, считал писатель, найти друг друга. Мечта, если в неё верить, то есть отдать ей жизнь, чтобы при этом не говорили «благоразумные люди», становится могучей творящей силой. Эту идею «Алых парусов» мне во многом удалось постичь, благодаря цветовой символике данного произведения.
Романы Грина дают силу и веру мечтателям. Всё, что существует в романах Грина создано для того, чтобы человек хотя бы на мгновение поверил в радостное чудо и стремился бы к нему в своей обыденной жизни.
Грин с детских лет был лишён любви к действительности. Окружающий мир был страшным, жизнь – невыносимой. Он всегда пытался уйти от реальности и, считая, что лучше жить неуловимыми снами, Грин начал писать и создал в своих книгах мир весёлых и смелых людей, прекрасную землю, не нанесённую на карту, и удивительные события, кружащие голову.
Автор с помощью цветовой символики приводит нас к мысли: у каждого должны быть свои алые паруса; он убеждает в правоте нехитрой истины, выведенной автором: «Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками».