Символ чего была свинья в древнем риме
Символом чего была свинья в Древнем Риме и других странах?
Человечество уже тысячи лет занимается разведением свиней. Но эти животные никогда не считались просто едой или домашним скотом. В разных странах они становились посланниками чего-то возвышенного и важного для человека. Но что же символизировала свинья для жителей Древнего Рима?
Священные животные
Руины древнеримских городов, сохранившиеся до наших дней, зачастую хранят на своих стенах рисунки, посвященные различным представителям фауны. Мифология включала в себя множество историй о диких и домашних животных.
Это может показаться странным, если вспомнить, как обращались с ними на известной во всем мире гладиаторской арене Колизея. Иногда их использовали, чтобы осуществить казнь приговоренного к смерти человека. Но зачастую сами звери становились объектом охоты. Справедливости ради стоит сказать, что животные после гибели хоронились на кладбище рядом с людьми, и при захоронении вместе с ними погребали определенные дары. Это могли быть монеты или украшения. Целью такой щедрости было выражение благодарности за оказанную зверем услугу и за доставленное эстетическое удовольствие. Каким бы жестоким ни казалось такое увлечение, к животным в любом случае относились с должным почтением, а лозунг «Хлеба и зрелищ!» остается актуальным и в наши времена.
К числу почитаемых в Древнем Риме животных можно отнести собаку, дельфина, волка и, конечно же, свинью. Именно о последней пойдет речь далее.
Быть или не быть
Поэтому совершенно справедливо, что свинья символизировала именно бракосочетание.
Разница культур
Символом чего была свинья в Древнем Риме, мы уже разобрались. Но какой же сакральный смысл несла эта «миловидная особа» в других мировых культурах?
Если начать с самых резких контрастов, то стоит упомянуть, что у христиан свинья является символом чревоугодия. А это один из семи смертных грехов. Поэтому такого теплого чувства к свинке, как жители Древнего Рима, христиане не испытывают.
У кельтов, совсем наоборот, она была олицетворением луны и символом плодородия.
А в Китае хрюшка несла в себе значение мужской силы и долголетия. Становится понятно, как разительно отличаются ответы на вопрос о том, символом чего была свинья в Древнем Риме и в других странах!
Свинья в религии и мифологии
В давние времена свинья была главным действующим лицом удивительных легенд и мифов. Жители индонезийского острова Сулавеси полагали, что Земля покоится на громадной свинье и когда она шевелится, происходят землетрясения. А на острове Суматра свинью считали злым духом мира мертвых.
Древние египтяне изображали бога Осириса в виде свиньи — священного тотемного животного. Черная свинья выступала у них как воплощение противника Осириса, злого бога Сета, надругавшегося над телом мертвого Осириса и съевшего глаз его сына Гора. За это преступление свиноподобного Сета предали сожжению и учредили ежегодное приношение свиньи в жертву богам. От имени бога Солнца Ра всех свиней объявили нечистыми животными. Египтянину, хотя бы случайно прикоснувшемуся к свинье, следовало очиститься в водах Нила.
Но это животное почиталось у египтян не только как демон зла: хотя свинья и проглотила правый глаз солнечного Гора, из-за этого она стала временным носителем света, одним из божеств Египта.
В индуистских мифах свинья тоже связана с символикой Солнца. Одним из воплощений солнечного бога Вишну, разгонявшего демонов ночи, был вепрь, то есть дикий кабан. На вепре Гуллинбурсте мчался и скандинавский солнечный бог Фрейр.
В древней Финикии почитатели Аттиса и Адониса верили, будто эти боги могли принимать облик свиньи. Предание, по которому Аттиса растерзал вепрь, хорошо согласуется с таким представлением: согласно законам мифологического мышления, животное, убившее бога, первоначально было самим этим богом.
Солнце и плодородие взаимосвязаны, и не случайно среди многочисленных воплощений древнегреческой богини плодородия Деметры встречается свинья. Сохранились изображения этой богини, сопровождаемой свиньей. Рисунок на греческой вазе из Афинского национального музея запечатлел культовую сцену; жрица бросает в огонь поросенка. Приносили свинью в жертву и римской богине плодородия Церере.
Во время осеннего праздника в честь Деметры, отмечавшегося в Аттике, женщины сбрасывали свиней в священные пещеры. Этот ритуал был связан с мифом о похищении дочери Деметры Персефоны богом подземного царства Аидом. Свиньи подлежали наказанию за то, что затоптали следы несчастной Персефоны. Чтобы умилостивить богов и получить хороший урожай, крестьяне в Аттике перед посевом смешивали с зерном куски свиного мяса.
Сходно с этим некогда распространенное в Европе поверье, будто урожай зависит от «духа хлеба», а «дух» представлялся людям в образе свиньи. Перед севом в почву зарывали отрезанный хвост свиньи; похороненный «дух хлеба» воскресал ко времени жатвы в виде спелых колосьев. На Рождество в Швеции и Дании приносили в жертву кабана или выпекали каравай в форме свиньи, сохраняя его иногда до начала весеннего сева. Часть святочного «вепря» прибавляли к посевному зерну: немного съедал сам пахарь, давали его волу или лошади, впряженным в соху.
В кельтской мифологии бога Карнунтоса сопровождал кабан, воспринимавшийся как символ плодородия и как воплощение бога-лесоруба Эруса, о котором упоминает Лукиан в своих «Фарсалиях». Вместе с тем свирепый кабан олицетворял трудолюбие и воинскую доблесть и потому считался животным правителей. Только вождю племени полагалось носить шлем с изображением кабана. В одной из ирландских саг IX века рассказывается, как герой борется с чудовищным вепрем, в которого некогда был превращен король Мабон. В шерсти побежденного зверя он находит магические золотые ножницы, гребень и бритву — предметы, употреблявшиеся в кельтских обрядах.
Религиозный закон запрещал иудеям убивать свиней и есть их мясо.
В христианской религии не сложилось определенного отношения к свинье. Святой Власий, покровитель и целитель животных, по преданию, жил в окружении зверей, среди которых упоминается и свинья. И все же считали ее существом нечистым. В евангельской легенде Иисус Христос изгоняет из одержимого бесов, и они превращаются в свиней. Жизнеописание святого Антония рассказывает об ужасных демонах, которые мучали и искушали отшельника. Среди них несколько раз упоминается свинья. На донышке глиняного светильника из коптского монастыря Багаут в Египте изображен святой Антоний — он стоит на свинье и посохом ее давит, что должно символизировать победу аскезы над страстями, торжество христианства над язычеством. В память об искушениях святого Антония средневековые монахи ордена антуанцев выращивали в монастырях свиней. Нередко на дорогах Франции можно было встретить монаха, ведущего на поводке свинью с колокольчиками
Как писал ученый-монах Цезарий Гейстербахский (XII—XIII вв.), мир переполнен враждебными людям демонами, многие показываются им в облике свиней. Особенно охотно демоны под видом этих животных будто бы истязают монахов, являются им даже во время молитвы. Об этом же повествует и «Печерский штерик» (XIII—XIV вв.).
Образ свиньи как существа, непосредственно соприкасающегося с адом, часто использовали католики и протестанты в своих богословских поединках. Когда протестанты обвинили римского папу в сношениях с дьяволом и стали распространять карикатуры, на которых черти тащат ватиканского первосвященника в преисподнюю, католики тоже выпустили карикатуру – Лютер и его единоверцы верхом на черных свиньях направляются в открытую пасть чудовища, где их ждет черт с веслом.
Средневековые трактаты, описывающие похождения ведьм, принявших образ свиньи, дают рекомендации для борьбы с ними: если намазать свиным салом детские башмаки, то притаившиеся в храме ведьмы не смогут выйти, пока там находятся дети. За «контакты» с демонами и ведьмами, а также за причиняемый вред людям в средневековой Европе свиней судили с соблюдением всех правовых и процедурных норм. Так, во Франции в 1316 году казнили свинью, которую пред этим облачили в человеческую одежду.
Еще раз вернемся к обычаям и обрядам, ведущим свое происхождение от культа этих животных. Их запрещалось употреблять в пищу не только иудеям, но и многим африканским племенам. Те, кто считал свинью предком всех людей, и кто нарушил это табу, должны были бы сойти с ума. В Египте строго-настрого запрещалось пить молоко свиньи — это якобы могло вызвать неизлечимые болезни. А папуасы Новой Гвинеи с необыкновенной заботой относились к домашним свиньям, женщины даже кормили грудью осиротевших поросят, каждый из которых имел имя. На ночь их отправляли с детьми в «женский дом». Все важнейшие события в жизни племени отмечались жертвоприношениями из свиньих хвостиков. Свиньями расплачивались за убитого во время межплеменных усобиц. Раз в восемь лет папуасы отмечали «праздник свиньи».
В обрядах ассоциативной магии это животное тоже занимало значительное место. Сибирские шаманы играли пантомиму «гахай онгон», в котором подражали его действиям: хрюкали и рыхлили землю. Аборигены острова Суарги ставили на своих жилищах челюсти диких свиней, чтобы обитающие в них духи пригоняли живых кабанов на тропы охотников. Когда на острове Ниас, в Индонезии, в ловушку проваливалась дикая свинья, ее бережно извлекали оттуда, натирали спину опавшими листьями, чтобы в следующий раз в западню попало столько же свиней, сколько бралось листьев. Богатые марокканцы держали в конюшнях свиней, чтобы на них перешло действие обитавших там вредоносных духов, а кони бы остались здоровыми. Во время эпидемии оспы на Тайване демона оспы «загоняли» в свинью и сжигали ее.
Воплощение бога Солнца, вместилище беса, священное животное, нечистое животное — кем только не представала свинья в древних мифах, верованиях и обрядах!
Автор: М. Касперавичюс.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Кабан и свинья
Дикий кабан одновременно является лунным и солярным символом. В качестве олицетворения солнца он связывается с мужским началом в крайних его проявлениях: с кровожадностью, безнравственностью и агрессивностью. Лунный белый кабан ассоциировался с плодородием и женским началом.
Для народов древней Европы символика кабана была позитивной. У кельтов это животное считалось воплощением отваги, мужественности, самоотверженности. Древние германцы наделяли кабана магическими способностями, а для того, чтобы он оберегал воинов на поле боя, они надевали шлемы с изображением этого животного. Воин, использующий специальный кабаний шлем или маску переходил под опеку богов Фрейи. В индоевропейской мифологии широко распространен мотив превращения человека в вепря. Такое наказание грешники получают за свои проступки.
Год Свиньи
Свинья покровительствует двенадцатому году китайского гороскопа. Этот знак символизирует стихию воды. Время года этого знака — осень, а направление — север. Люди, родившиеся в год Свиньи, услужливы, дружелюбны, порядочны и даже наивны. Основное достоинство этого знака — честность, готовность идти на компромисс. Этот год благоприятен для разрешения споров, деловой активности.
Кабаны древних германцев
У скандинавских богов Фрейра и Фрейи имелись священные вепри. Солнечного кабана Фрейра звали Гуллинбурстине, что переводится как «золотая щетина». Фрейя превратила в вепря Хильдисвини своего возлюбленного Отара, поэтому это животное считалось символом покровительства богини, как в воинских делах, так и в любовных. Воины Одина в Вальгалле каждый день съедали кабана Зехримнира, а за ночь его кости вновь обрастали мясом.
Элевсинские мистерии
Древние греки проводили религиозные празднования в честь богини Деметры и ее дочери Персефоны в городе Элевсин в Аттике. Деметра является ипостасью Белой богини, символизирует женское плодородие, цветение, жизнь. Элевсинские мистерии проходят в сентябре, когда в течение девяти дней проводятся ритуальные чествования матери и дочери. Обряды восходят к странствиям Деметры и поискам Персефоны, похищенной Аидом и заключенной в царство мертвых. Мистерии призваны обозначить духовное очищение, страдания матери и ее трагедию. В ходе мистерий Деметре, как богине плодородия, приносят в жертву свиней, ее священных животных.
Охота на вепря
Победа героя над кабаном — распространенный мифологический мотив. Древние культы тесно связывали кабана с потусторонним миром. Считалось, что у правителя царства тьмы всегда в изобилии свинина, которой он кормит гостей. Кельты верили, что преследуемый кабан может привести своих охотников в царство мертвых. Римляне связывали кабана с богом Меркурием, проводником душ в мир мертвых.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Символика Свиньи
Свинья в мифологии.
Смерть Адониса от вепря.
Скульптура Джакомо Мазолли.
Кабан и свинья
Кабан выступает и как лунный, и как солярный символ. Будучи олицетворением солнца, кабан связывается с мужским началом в его крайних проявлениях: агрессивностью, отвагой, воинственностью, кровожадностью, невоздержанностью, обжорством, безнравственностью, распутством. Белая свинья считалась лунным животным и ассоциировалась с женским началом, плодородием. Для кельтов символика кабана была наполнена позитивным значением. Кабан считался воплощением мужественности, самоотверженности и отваги. Скандинавы наделяли кабана магическими способностями, а для того, чтобы он оберегал воинов на поле боя, они надевали шлемы с изображением этого животного, маски кабана. Воин, использующий специальный кабаний шлем или маску, переходил под опеку богини Фрейи. В могилу умершему человеку клали кабанье мясо, поскольку считалось, что именно оно придаст ему сил по дороге в мир мертвых.
В греческой, хеттской и скандинавской мифологии широко распространен мотив превращения человека в вепря. Такое наказание грешники получают за свои проступки. У индейцев Южной Америки есть поверье, что кабаны — это превратившиеся в зверей люди, оскорбившие сына бога или героя.
Друиды ассоциировали вепря с воплощением духовной власти, в то время как его соперник, медведь, олицетворял светскую, военную власть. Вероятно, такая ассоциация возникла из-за того, что кабан живет в чаще леса, ведет там тайную уединенную жизнь, которая напоминает жизнь отшельника. Кроме того, кабаны питаются желудями, плодами священного дерева дуба, а также грибами трюфелями, которые, как считалось, появились от удара молнии.
По китайскому гороскопу Кабан сулит не только изобилие, счастье и радость. Он является символом процветания, благородства, возможности жертвовать собой ради защиты потомства. Кабан имеет мощные клыки, крепкую шкуру, он вынослив, непреклонен и благороден при защите слабых. Считается, что ему покровительствуют космические силы. И даже потакая своим слабостям или уступая другим, Кабан живёт в гармонии и богат не только материально, но и духовно.
В христианстве символ вепря обретает негативные черты. Тут он ассоциируется с дикостью, необузданной слепой силой, жестокостью, похотливостью и чревоугодием. Его также связывают с дьяволом, темными силами. Один из эпизодов Евангелия повествует об изгнании бесов, которое совершил Христос. Однажды он встретил двоих бесноватых, которые настолько обезумели, что прятались в гробах. Бесы, сидящие в этих двоих несчастных, поняли, что Иисус изгонит их. Тогда они попросили послать их в стадо свиней, которое паслось неподалеку. Иисус позволил бесам выйти из одержимых и войти в свиней. Посте этого стадо бросилось с обрыва в море и погибло. У евреев и мусульман свинина — нечистая, запрещенная пища, Символика свиньи также связана с обжорством, похотливостью, неудержимой агрессией. Однако свинья выступает и как символ материнства, благополучия и богатства. Ее посвящали Великой матери, она воплощала, с одной стороны, плодовитость, а с другой — прожорливость и коварство верховного женского божества.
Кабаны древних германцев
У скандинавских богов Фрейра и Фрейи имелись священные вепри. Солнечного кабана Фрейра звали Гуллинбурстине, что переводится как «золотая щетина». Фрейя превратила в вепря Хильдисвини своего возлюбленного Отара, поэтому это животное считалось символом покровительства богини, как в воинских делах, так и в любовных. Воины Одина в Вальгалле каждый день съедали кабана Зехримнира, а за ночь его кости вновь обрастали мясом.
Охота на вепря
Победа героя над кабаном — распространенный мифологический мотив. Древние культы тесно связывали кабана с потусторонним миром. Считалось, что у правителя царства тьмы всегда в изобилии свинина, которой он кормит гостей. Кельты верили, что преследуемый кабан может привести своих охотников в царство мертвых. Римляне связывали кабана с богом Меркурием, проводником душ в мир мертвых.
Элевсинские мистерии
Древние греки проводили религиозные празднования в честь богини Деметры и ее дочери Персефоны в городе Элевсин в Аттике. Деметра является ипостасью Белой богини, символизирует женское плодородие, цветение, жизнь. Элевсинские мистерии проходят в сентябре, когда в течение девяти дней проводятся ритуальные чествования матери и дочери Обряды восходят к странствиям Деметры и поискам Персефоны, похищенной Аидом и заключенной в царство мертвых. Мистерии призваны обозначить духовное очищение, страдания матери и ее трагедию. В ходе мистерий Деметре, как богине плодородия, приносят в жертву свиней, ее священных животных.
Свинопасы
В древности люди, которые пасли домашний скот, были очень уважаемы среди своих соплеменников. Существовали отдельные «касты», профессиональные союзы свинопасов. Считалось, что свинопасы обладают тайной силой, позволяющей им налаживать контакт с животными. Божественные пастухи, властители и защитники животных наделялись способностью проникать в потусторонний мир.
Год Свиньи
Свинья покровительствует двенадцатому году китайского гороскопа. Этот знак символизирует стихию воды. Время года этого знака — осень, а направление — север. Люди, родившиеся в год Свиньи, услужливы, дружелюбны, порядочны и даже наивны. Основное достоинство этого знака — честность, готовность идти на компромисс. Этот год благоприятен для разрешения споров, деловой активности.
Рубрики: | Мифология |
Метки: свинья кабан мифология символика
Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю