Сервисный сбор за оформление авиабилетов что это такое
Сервисный сбор за оформление авиабилетов: что это такое и каков его размер у разных авиакомпаний?
Многие потребители при приобретении авиабилетов сталкиваются с необходимостью оплатить сервисный сбор. А при оформлении возврата ненужных им билетов они сталкиваются с тем, что плата за билет возвращается им за вычетом сервисного сбора.
Поэтому покупателей волнует вопрос, что понимается под сервисным сбором и как его вернуть.
Из чего складывается стоимость авиабилетов
Стоимость авиабилета складывается из таких составляющих:
Изначально при покупке билета покупателю кажется стоимость низкой, так как в нее включена лишь тарифная часть, и только в конце он может увидеть полную стоимость авиабилета со всеми сборами и наценками.
Сервисный сбор за оформление авиабилетов: понятие и особенности оплаты
Сервисный сбор представляет собой дополнительную плату, которая взимается с пассажира за пользование сервисом по онлайн-бронированию или оплате перевозки. Законность такого сбора подтверждается Федеральными авиационными правилами РФ и утвержденными в авиакомпании правилами.
Авиабилеты допускается приобрести разными способами:
Например, когда покупается бумажный билет, в дополнительный сервисный сбор включается стоимость бланков, работа принтера и кассового аппарата. Когда билет покупается онлайн, то под сервисным сбором понимается определенная плата за программное обеспечение.
Если билет приобретается у посредников, то весь сервисный сбор направляется им как вознаграждение за оказанную услугу. Некоторые посредники получают комиссионные от самих перевозчиков, что позволяет им сделать сервисный сбор для покупателей минимальным. Другие же добавляют сервисный сбор к стоимости, поэтому цена билетов у разных агентов может существенно варьироваться.
Сумма этого дополнительного платежа обычно не отображается в стоимости самого билета. Она должна быть в отдельном кассовом чеке, который выдается при оформлении.
Размер сервисного сбора у различных авиакомпаний
Сервисный сбор зависит не только от политики авиакомпании, но и от способа приобретения билета. Сумма сервисного сбора обычно невелика, особенно на фоне цены перевозки (например, некоторые агентства установили его в размере 150-300 р.).
Сервисный сбор может иметь форму фиксированной величины либо привязан к стоимости авиабилета (взиматься в виде определенного процента от стоимости билета). Величина сбора у некоторых российских и зарубежных перевозчиков приведена ниже:
Авиабилеты могут быть приобретены разными способами: через авиакассу, авиакомпанию, турагентство или сайт онлайн-агентства, занимающегося продажей билетов. Сейчас у клиентов авиакомпаний пользуется популярностью услуга сайтов-агрегаторов, которые сами ищут по заданным пользователем параметрам (дата, количество пассажиров, их возраст, пункты отправления и прибытия) все на данный момент имеющиеся варианты перелета. Они сортируются по стоимости и по времени пересадки (если она есть). При покупке через сайт-агрегатор пользователь попадает на сайт онлайн-агенства, у которого имеется нужный ему билет, и дальнейшее оформление идет уже через него.
О том, оплачивается ли сервисный сбор за оформление авиабилетов, поговорим далее.
Из чего складывается стоимость авиабилета?
Разные авиакомпании устанавливают свои тарифы, поэтому билеты по одному и тому же направлению могут существенно различаться в цене. Это зависит от политики авиакомпании, складывающейся из таких факторов, как наполняемость рейса, развитость конкуренции по данному направлению, сезонность и т. д.
Для начала рассмотрим, как формируется цена на авиаперелет. Окончательная стоимость билета состоит из тарифа, сборов аэропорта и сервисного сбора за оформление авиабилетов компаний-посредников.
Сервисный сбор за оформление авиабилетов у различных агентств
Чем отличаются тарифы?
Довольно часто можно столкнуться с ситуацией, когда двое пассажиров, сидящих на соседних местах, выясняют, что приобрели билеты по ощутимо различной цене. Как такое возможно? Все дело в тарифах.
Тариф первого класса
Например, пассажиры этого уровня на рейсах «Эмитрейтс» могут воспользоваться душевыми кабинками, комфортной зоной отдыха, по просьбе им подается персональный автомобиль прямо к выходу из аэропорта.
Тариф бизнес-класса
Это широко распространенный тариф повышенной ценовой категории и комфортности. Он имеется у большинства авиакомпаний и практически на всех самолетах. Исключением являются два случая: во-первых, его нет на небольших по размерам моделях авиалайнеров, т. к. там просто нет возможности разместить отдельный салон для пассажиров этого класса; а во-вторых, его обычно не применяют лоу-костеры (низкобюджетные авиакомпании).
Тариф экономкласса
Этот тариф отличается, прежде всего, правилами обмена и возврата билетов. Чем дешевле авиабилет, тем выше будет сбор за его возврат в кассу. И обратная зависимость: за дорогие билеты сбор авиакомпании при возвращении их будет ниже. Питание на борту самолета в данном случае не предусмотрено.
Многие авиакомпании внедряют новую сетку тарифов, у них появились подклассы. К примеру, экономкласс предлагается в двух вариантах (и, соответственно, по двум ценам): билет с возможностью провозить багаж и предусмотренным вариантом возврата и билет без багажа и без возможности возврата. Разница между ними составит примерно 1-2 тысячи рублей.
Сборы аэропорта
Полеты с пересадками или «туда и обратно»
Когда же сумма миль при полете с пересадками значительно выше, то авиакомпанией суммируются полные цены по отдельным сегментам перелета.
Покупка билетов на авиаперелет туда и обратно иногда (в основном на международных рейсах) обходится дешевле суммы двух билетов. Порой компании устанавливают правило, согласно которому более дешевый вариант возможен только при пребывании в месте прилета-вылета на протяжении от 12 часов и больше.
Как сэкономить?
Бухгалтерский взгляд
Проводки сервисного сбора за оформление авиабилетов следующие: Дт 50.3 «Денежные документы» Кт 60.1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Услугу по сервисному сбору за бронирование авиабилета приходуют как правило на 26 счет.
Что касается НДС, то в книге покупок регистрируется квитанция авиабилета. Действующие нормативы позволяют принять к вычету сервисный сбор за оформление авиабилетов с НДС по сумме расходов на основании бланка строгой отчетности. Однако в нем должна быть выделена сумма рассматриваемого налога.
К расходам на командировки сервисный сбор за продажу билетов не относится. Также данный сбор нельзя приобщить к отдельным платежам и сборам, который приведен в последнем абзаце пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Соответственно, комиссионный (сервисный) сбор, который уплачивается посреднической организации при покупке авиабилетов и не входит в тариф на перевозку, не может быть признан в качестве расхода на командировку для целей исчисления налога на прибыль.
Вместе с тем его можно признать для целей налогообложения прибыли как прочий расход, связанный с производством или реализацией, как сумму комиссии и иные подобные расходы за предоставленные услуги или выполненные работы сторонней организацией.
Как вернуть полную стоимость билета, если агрегатор списал комиссию?
Могу ли я вернуть деньги и не остаться в минусе?
По закону вы вправе получить обратно всю сумму. Но есть вероятность, что агрегатор откажется сделать это добровольно. Тогда вам придется обращаться в суд. Расскажу подробнее.
Почему агрегатор обязан вернуть сервисный сбор
Если рейс задержали или отменили, пассажир вправе отказаться от услуги перевозчика. Такой отказ считается вынужденным — авиакомпания должна вернуть полную стоимость билета. Это значит, что пассажир получит все деньги, которые он заплатил за перевозку: провозную плату и разные сборы, из которых складывается стоимость билета. К ним относятся, например, топливный сбор, расходы на оформление билета, суммы, которые взимают иностранные государства.
Сервисный сбор, о котором вам пишет агрегатор, не входит в стоимость билета. Это наценка за услуги системы бронирования. На своих сайтах агрегаторы обычно указывают, что удержат штраф за возврат билета из-за отмены рейса. Но на самом деле они не вправе так поступать. Дело в том, что агрегаторы продают билеты авиакомпаний по агентским договорам. Это значит, что агент действует по поручению авиакомпании, или принципала. За это он должен получать вознаграждение именно от авиакомпании, а не от клиента.
Если вы пойдете в суд, лучше укажите ответчиками и авиакомпанию, и агрегатора. Если в ходе процесса выяснится, что отвечать должен только перевозчик или только агрегатор, вы скорректируете состав ответчиков.
Р в случае отмены рейса» loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Что говорят о возврате денег суды
В ситуациях, когда пассажиры отказываются от полетов вынужденно, например из-за болезни или отмены рейса, суды говорят, что возврат должен быть полным.
Так, жительница Оренбурга купила билеты через агентство OneTwoTrip на рейс «Аэрофлота», но получила травму и не смогла лететь. Женщина сообщила в агентство и авиакомпанию, что отказывается от полета, и подала заявление на вынужденный возврат денег. К нему она приложила медицинские документы, которые подтверждали полученную травму. Но агентство отказалось возвращать деньги. Тогда клиентка направила агрегатору и перевозчику претензию и пошла в суд.
Суд начал рассматривать дело, и перевозчик перечислил часть денег, не дожидаясь решения. Пассажирка же настаивала, чтобы ей вернули всю сумму, а еще выплатили неустойку и штраф. Суд ее поддержал и сказал: истец имеет право на возврат провозной платы и сборов за оформление билетов в полном объеме. А доводы ответчиков, что штраф за обмен авиабилетов, сбор агентства и комиссия платежной системы не подлежат возврату, не соответствуют нормам закона.
Поскольку «Аэрофлот» вернул клиентке провозную плату в установленный законом 30-дневный срок со дня получения претензии, он больше не должен ничего возвращать. Невыплаченную сумму удержало агентство OneTwoTrip — с него и следует взыскать остаток денег. Еще суд снизил размер неустойки — с 150 000 до 10 000 Р — и присудил ответчику штраф 17 000 Р за то, что тот не вернул деньги добровольно.
Апелляционное определение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 12.12.2019 № 11-202/19 PDF, 123 КБ
Все, что бухгалтеру надо знать про учет электронных билетов на поезд и самолет
Электронные билеты
При покупке электронного железнодорожного билета пассажиру выдается контрольный купон, являющийся выпиской из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте. Этот купон (подчеркнем, именно купон, являющийся частью электронного билета) в соответствии с п. 2 Приказа № 322 признается документом строгой отчетности, то есть БСО.
При приобретении электронного авиабилета оформляется и выдается пассажиру маршрутная квитанция – выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок, признаваемая документом строгой отчетности в силу п. 2 Приказа № 134. А при регистрации на рейс пассажир получает еще посадочный талон, который подтверждает сам факт перевозки. В нем указываются инициалы и фамилия пассажира, номер рейса, дата отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку и номер посадочного места на борту воздушного судна (п. 84 Приказа Минтранса России от 28.06.2007 № 82).
В связи с тем, что оба документа – и контрольный купон, и маршрутная квитанция – признаются БСО, в каждом из них должна содержаться обязательная информация. Какая именно – показано на схеме.
Чтобы правильно отразить стоимость электронных билетов в налоговом учете, бухгалтеру необходимо знать некоторые нюансы, связанные с данными проездными документами. Начнем с признания затрат на их покупку в составе налоговых расходов.
Налог на прибыль
Но достаточно ли указанных документов для обоснования расходов на проезд? Для ответа на этот вопрос обратимся к разъяснениям официального органа. В Письме от 06.06.2017 № 03‑03‑06/1/35214 чиновники Минфина пояснили, что для подтверждения расходов на покупку авиабилета в электронной форме необходимы и маршрутная квитанция, и посадочный талон. Причем посадочный талон (в том числе полученный при регистрации на рейс через Интернет) должен содержать реквизиты, подтверждающие факт потребления подотчетным лицом услуги воздушной перевозки. Таким подтверждением, как правило, является штамп о досмотре.
Иными словами, даже если сотрудник купил билет и зарегистрировался на рейс через Интернет, на распечатанном посадочном талоне должен стоять штамп «Досмотрено».
Если же штампа о досмотре на распечатанном электронном посадочном талоне нет, то факт осуществления перелета подотчетным лицом, по мнению финансистов, можно подтвердить иным способом, например, справкой о перелете, выданной авиаперевозчиком или его представителем (см. также письма от 09.01.2017 № 03‑03‑06/1/80056, от 19.06.2015 № 03‑03‑07/35548). Указанная справка для обоснования расходов понадобится и в том случае, если командированное лицо утратит посадочный талон (см. письма Минфина России от 07.06.2013 № 03‑03‑07/21187, от 18.05.2015 № 03‑03‑06/2/28296).
Разумеется, в маршрутной квитанции тоже должны быть все обязательные реквизиты. Если в ней, к примеру, не указана стоимость перевозки, такая квитанция не может являться основанием для признания расходов (см. Письмо Минфина России от 26.09.2012 № 03‑07‑11/398).
Обратите внимание. Если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то оправдательными документами, подтверждающими расходы на приобретение авиабилета для целей налогообложения, по мнению Минфина, являются сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрутная квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета, и посадочный талон, подтверждающий перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту.
Аналогичный подход применяется для обоснования расходов на покупку электронных железнодорожных билетов. В частности, документом, подтверждающим для целей налогообложения прибыли расходы на их приобретение, является контрольный купон (см. письма Минфина России от 07.06.2013 № 03‑03‑07/21187, от 14.04.2014 № 03‑03‑07/16777). Дополнительных документов, подтверждающих оплату билета, в том числе выписки, подтверждающей оплату банковской картой, не требуется (см. письма Минфина России от 15.10.2014 № 03‑03‑07/51936, от 25.08.2014 № 03‑03‑07/42273). Помимо контрольного купона, транспортные расходы можно подтвердить (при необходимости) посадочным талоном. В нем содержится необходимая информация о состоявшейся поездке (время отправления, стоимость проезда и др.). Следовательно, при помощи этого талона организация может обосновать расходы на проезд командированного работника в поезде (Письмо Минфина России от 14.04.2014 № 03‑03‑07/16777).
Вычет НДС
– на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав;
– либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п. 3, 6 – 8 ст. 171 НК РФ.
Словом, наличие счета-фактуры не является обязательным условием для принятия к вычету НДС по расходам на проезд. Вместе с тем в налоговых нормах прямо не назван иной документ (альтернатива счету-фактуре), который может стать основанием для применения налогового вычета.
Однако в п. 18 Правил ведения книги покупок [1] сказано, что при приобретении услуг по перевозке командированных работников в книге покупок регистрируются либо счета-фактуры, либо заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности (их копии). При этом НДС в документе должен быть показан отдельной строкой. А раз так, оформленный на командированного сотрудника бланк строгой отчетности (например, маршрутная квитанция или контрольный купон), в котором выделена сумма НДС, является основанием для применения вычета по данному налогу. Это следует из Письма ФНС России от 09.01.2017 № СД-4-3/2@.
Таким образом, «входной» НДС может быть принят к вычету, если в маршрутной квитанции авиабилета или в контрольном купоне электронного железнодорожного билета сумма налога будет выделена (см. также письма Минфина России от 26.02.2016 № 03‑07‑11/11033, от 30.01.2015 № 03‑07‑11/3522, от 30.07.2014 № 03‑07‑11/37594).
Обратите внимание. Указание в маршрут/квитанции электронного авиа-билета и в контрольном купоне электронного железнодорожного билета идентификационного номера перевозчика или агентства, оформившего этот билет, не предусмотрено. Поэтому при регистрации электронных билетов в книгу покупок вместо ИНН/КПП продавца нужно ставить прочерк (см. Письмо Минфина России от 28.05.2015 № 03-07-11/30876).
Но если к проездному документу был выставлен счет-фактура (пусть даже агентом перевозчика или субагентом), то налогоплательщик вправе на его основании принять к вычету НДС, хотя сумма налога в электронном билете не показана отдельной строкой (см. Постановление ФАС ВСО от 27.11.2012 по делу № А19-5831/2012). И это справедливо, поскольку в силу п. 18 Правил ведения книги покупок основанием для налогового вычета в равной степени могут служить и счет-фактура, и бланк строгой отчетности. Одновременное указание налога в обоих документах не требуется.
Редакция «Клерка» получила информацию от источников в ФНС о том, что в 2022 году налоговики начнут массово снимать расходы компаний.
Чтобы подготовить вас к непростому 2022 году, «Клерк» оперативно разработал уникальный курс по защите при налоговых проверках. Записаться и получить подарок тут.
От чего зависит цена на авиабилет
И на чём можно сэкономить
Я летаю больше десяти лет, по 10—15 раз в год.
На перелеты трачу больше 150 тысяч рублей в год, но хотел бы тратить меньше.
Я разобрался, от чего зависит цена на авиабилет. Оказалось, что мало от чего, но сэкономить на перелете всё равно можно.
Из чего состоит стоимость билета
Билет состоит из тарифа, сборов и дополнительных опций продавца. На тариф и сборы повлиять нельзя, а на опциях продавца можно сэкономить.
Тариф. Это стоимость билета для авиакомпании — за эти деньги она готова отвезти вас до места назначения. Тариф не зависит ни от времени вылета, ни от заполняемости самолета. Даже если на борту полетит один пассажир, он заплатит за билет по тарифу. Авиакомпании меняют тарифы, но не часто — обычно раз в сезон.
В тариф входит класс обслуживания. Бюджетные путешественники летают экономом, на бизнес — дороже, богачи летают первым классом.
Еще бывают промотарифы, они дешевле всего. Но такой билет нельзя вернуть или сдать, багаж и выбор места на борту будут за отдельную плату. У лоукостеров все тарифы — промо.
Сборы. В сборы перекладывают дополнительные платежи: налоги, плату за обслуживание в аэропорту, государственные налоги и сборы и прочее. Еще в сборы авиакомпании относят часть стоимости перелета, например плату за топливо.
Сборы зависят от страны и аэропорта вылета, а также от курса валют: авиакомпании платят за керосин в долларах.
Странные сборы
Если пассажир сдаст билет, то авиакомпания вернет все сборы, даже для промотарифов.
Опции продавца. Авиабилетные сайты показывают тариф и сбор авиакомпаний и пытаются заработать на своих дополнительных услугах. Сайты продают страховку, смс-информирование, сдают отель и машину в аренду, предлагают зарегистрироваться за деньги.
Чтобы сэкономить на билете, выключайте все опции продавца. Будьте особенно внимательны, когда покупаете билет на сайте лоукостеров: «Изиджет», «Эйр-берлин», «Райнэйр», «Визз-эйр». Лоукостеры не стесняются включать опции в стоимость билета без спроса.