Семена первого преслушания что это
Грех первородный
Грех перворо́дный – 1) то, же, что грех прародительский: нарушение первыми людьми, Адамом и Евой, заповеди Бога о верности Ему ( Быт.3 ), повлекшее ниспадение их из состояния богоподобия, бессмертия и богообщения в чувственность, тленность и рабство греху; 2) греховная порча поразившая человеческое естество вследствие грехопадения прародителей, выражаемая в том, что все их потомки (исключение — Господь Иисус Христос) рождаются поврежденными по душе и по телу, со склонностью ко злу; передаётся преемственно, наследственным путём.
Когда появился термин «первородный грех»?
Словосочетание peccatum originale было введено в V в. блаженным Августином. При этом он не является основоположником учения о повреждении человеческой природы грехопадением прародителей. Учение было и ранее, но сам этот термин был введён в V веке. Ранее использовались такие выражения, как тленность, порча, прародительский грех и др.
По отношению к потомкам Адама и Евы, т.е. всему человечеству, первородный (прародительский) грех можно более точно именовать последствиями первородного греха. Таким образом под первородным грехом понимается и сам проступок прародителей, и его последствия.
Несмотря на то, что термины прародительский и первородный грех иногда используются как синонимы, существует традиция относить термин прародительский грех к личному греху прародителей (Адама и Евы), а первородный грех — к наследственной греховной порче человеческой природы.
Грехопадение первых людей и его последствия
Грехопадение первых людей привело к потере человеком первозданного блаженного состояния пребывания с Богом, отпадению от Бога и ниспадению в нижеестественное греховное состояние.
Слово падение означает утрату некой высоты, потерю возвышенного состояния. Для человека таким возвышенным состоянием является жизнь в Боге. Таким возвышенным состоянием человек обладал до грехопадения в раю. Он пребывал в состоянии блаженного благобытия по причине личностностного сопричастия высшему Благу – всеблаженному Богу. Блаженство человека было связано с присутствующей в нем от самого сотворения Божественной благодатью. От самого создания в нем присутствовала благодать так, что он не знал опыта безблагодатного состояния. «Как в пророках действовал Дух и научал их, и внутри их был, и являлся им совне: так и в Адаме Дух, когда хотел, пребывал с ним, учил и внушал…» (св. Макарий Египетский). «Адам, отец вселенной, в раю знал сладость любви Божией, – говорит св. Силуан Афонский. – Дух Святой есть любовь и сладость души, ума и тела. И кто познал Бога Духом Святым, те ненасытно день и ночь рвутся к живому Богу».
Для сохранения и развития этого блаженного благодатного состояния первому человеку в раю была дана единственная заповедь невкушения плодов запрещенного древа. Исполнение этой заповеди было тем упражнением, через которое человек мог научиться осознанному и свободному послушанию Богу, то есть согласованию своей воли и воли своего Создателя. Чрез сохранение этой заповеди человек мог приумножить благодатные дары и достигнуть высшего благодатного дара – обожения. Но, будучи наделен свободной волей, он мог и отпасть от пребывания с Богом, лишиться Божественной благодати.
Падение человека произошло в области воли или произволения. Адам мог и не грешить. Прародитель человечества имел самовластие. Оно выражалось в том, что он мог «иметь ум свой всегда возвышенным и прилепляемым к единому Господу Богу» (св. Симеон Богослов). При содействии Всесвятого Бога, он мог стать совершенно неудобопреклонным ко злу. Встав на путь преслушания заповеди, Адам изменил своему предназначению – отпал от блаженного единения с Богом, лишился обитающей в нем Божественной благодати.
Итак, последствия первородного греха — удобопреклонность ко злу, тленность, страстность, смертность.
Имел ли власть над Христом первородный грех?
По учению Православной Церкви, выраженному IV Вселенским Собором, Господь наш Иисус Христос есть «совершенный в человечестве… во всем подобный нам, кроме греха» (Деяния Вселенских Соборов. Т. 3, с. 48). Господь Иисус Христос воспринял человеческую природу и «неукоризненные страсти», то есть естественные немощи. При этом Его человечество было непричастно всякого греха, Ему было чуждо греховное расстройство и склонность ко греху.
В Новом Завете неоднократно подчеркивается совершенная непричастность воплотившегося Сына Божия какому-либо греху. Святой апостол Павел учит, что «Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной» ( Рим.8:3 ), и «не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех» ( 2Кор.5:21 ). Иисус Христос «подобно нам искушен во всем, кроме греха» ( Евр.4:15 ), «святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников» ( Евр.7:26 ), Он «Духом Святым принес Себя непорочного Богу» ( Евр.9:14 ). Святой апостол Иоанн Богослов говорит о Спасителе, что «в Нем нет греха» ( 1Ин.3:5 ).
И первородного греха Христос не имел с самого момента воплощения. Спаситель, будучи всемогущим и всесовершенным, добровольно, ради спасения людей, воспринял в воплощении такие следствия прародительского греха, как тленность (неукоризненные страсти: усталость, голод, необходимость сна) и смертность. По Воскресении Христос стал нетленным и бессмертным (по человеческой природе).
Как человеку освободиться от безусловной власти первородного греха?
Освобождение от власти первородного греха происходит в Таинстве Крещения – духовном рождении. Некрещёный человек в силу первородного греха в сущности не может не грешить, а крещенный, хотя и может грешить, но властен и не грешить.
После спасения рода человеческого Иисусом Христом человеку открывается возможность вернуть потерянную благодать, вновь исполниться Святого Духа, воскреснуть душою к блаженной духовной жизни. Такое возвращение связано с духовной борьбой с грехом. Оно требует подвига в ответ на который Бог снова вселяется в человека Своей благодатью.
Священник Вадим Леонов: «Словосочетание “первородный грех” отсутствует в Священном Писании. Но это не значит, что соответствующий богословский термин ложный или что в нем нет необходимости. В истории Церкви есть много примеров введения новых небиблейских терминов для изъяснения Православной веры: “кафолический”, “Троица”, “Богородица”, “православный” и “православие”, “единосущный” и др. Понятие о наследственном греховном повреждении всех потомков Адама существовало в Православной Церкви всегда и является одним из важнейших для выражения сути христианского вероучения. Более того, достаточно ясное представление о поврежденности человеческой природы отражено уже в Ветхозаветном Откровении.»
Правило Карфагенского Собора (419 г.): «Кто отвергает нужду Крещения малых и новорожденных от матерней утробы детей или говорит, что хотя они и крещаются в отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыть банею возрождения (из чего следовало бы, что образ Крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), тот да будет анафема. Ибо реченное Апостолом: единым человеком грех в мир вошел, и грехом смерть; и тако (смерть) во вся человеки вниде, в нем же все согрешили ( Рим. 5:12 ), подобает разуметь не иначе, разве как всегда разумела Кафолическая Церковь, повсюду разлиянная и распространенная. Ибо по сему правилу веры и младенцы, никаких грехов сами собою содевать еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да чрез пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения.»
Преп. Иустин (Попович): Новозаветное Откровение основывается на истине: все люди грешные, – все, кроме Господа Иисуса Христа. Происходя путем рождения от растленного грехом Адама как единого родоначальника ( Деян.17:26 ), все люди под грехом, «все согрешили и лишены славы Божией» ( Рим.3:9, 23 ; ср.: Рим.7:14 ), все по зараженному грехом естеству своему являются «чадами гнева» ( Еф.2:3 ). Поэтому, кто имеет, знает и чувствует новозаветную истину о греховности всех людей без исключения, тот не может сказать, что кто-либо из людей без греха: «Аще речем, яко греха не имам, себе прельщаем, и истины несть в нас» ( 1Ин.1:8 ; ср.: Ин.8:7, 9 ). Только Господь Иисус Христос – без греха как Богочеловек, ибо Он рожден не путем естественного, семенного, греховного зачатия, а путем бессеменного зачатия от Девы Святой и Духа Святого. Живя в мире, который «лежит во зле» ( 1Ин.5:19 ), Господь Иисус «греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его» ( 1Пет.2:22 ; ср.: 2Кор.5:21 ), ибо «греха в Нем несть» ( 1Ин.3:5 ; ср.: Ис.53:9 ). Будучи единым безгрешным среди всех людей всех времен, Спаситель мог, смел и имел право дьявольски-лукавых врагов Своих, которые за Ним непрестанно следили, чтобы обвинить Его во грехе, неустрашимо и открыто спросить: «Кто от вас обличает Мя о гресе?» ( Ин.8:46 ).
То, что с тамплиерами нельзя заигрывать, очень художественно доказал ещё Умберто Эко в «Маятнике Фуко». Однако все романтически настроенные кинематографисты, разработчики видео игр и писатели никогда не оставят тамплиерскую тему, и она будет обрастать новыми «историческими» подробностями, персонажами, приключениями и артефактами.
Одним словом, если вы истинный знаток средневековой европейской истории, или критически настроенный всезнайка её «новых» трактовок, то будете разочарованы канвой фильма, где тамплиеры выступают в роли врагов другого таинственного направления – ассасинов.
Однако если вы пришли в кино отдохнуть и посмотреть на
— крутые гонки на средневековых средствах передвижениях,
— бои на мечах, ножах, палицах, копьях и отличные рукопашные,
— превосходную работу знаменитых паркуровцев, дублирующих главных персонажей,
то вы попали по адресу.
Говорят, что большинство фильмов по видео-играм провалились. Но тем не менее кино по ним продолжают снимать, а люди всё равно их смотрят: геймеры сравнивают картинку на экране с первоисточником, а негеймеры получают представление о том, что за миры привлекают любителей видео-игр.
И похоже все довольны.
В связи с этим вполне возможно простить откровенные логические несоответствия, которые для пущей убедительности используют авторы фильма. Например, когда главному герою – ассасину Агилару де Нерху – вместе с ответственным заданием по сохранению мистического артефакта Яблока Эдема отрубают палец.
Мыслимо ли? Настоящего воина и хранителя столь ценного предмета лишают одного из пальцев! Ведь наверняка лишних пальцев у него, как и у любого человека нет, поэтому чтобы безупречно выполнять возложенную на него миссию, потребуются все конечности в целости и сохранности. Однако наставники ничтоже сумняшеся ставят миссию под угрозу, ведь каков бы храбрец и профессионал не был бы Агилар, время на восстановление его исходных боевых функций потребуется, тем более что на дворе не XXI век, где можно воспользоваться всеми благами цивилизованной медицины, вплоть до восстановления стволовыми клетками, а XV – глухое Средневековье, где люди мёрли как мухи от любого чиха, а в качестве лекарства предлагался только элексир от всех болезней, то есть подкрашенная водичка.
Итак, на дворе 1492 год, противостояние ассасинов и тамплиеров приняло форму затяжной войны, в которой главной целью является Яблоко Эдема.
А пока стремящихся к мировому господству тамплиеров сдерживают татуированные на всё лицо ассасины, девизом которых является следующее высказывание:
Пока другие слепо следуют за Истиной, помни — Ничто не истинно!
В то время когда остальные ограничены моралью и законом, помни — Всё дозволено!
Неплохо для борцов за справедливость, то есть для «хороших» по фильму парней, правда? В общем они могут не стесняться в выборе средств для достижения своих (конечно глубоко гуманных) целей, которые направлены на отрезвление зарвавшихся плохишей.
Это завязка, а продолжение переносится в наше время. Спустя пятьсот лет тамплиеры так и не смогли отыскать Яблоко, тщательно спрятанное и оберегаемое поколениями ассасинов. Однако технологии не стоят на месте, и ныне сверхбогатый и архимогущественный Орден Тамплиеров пронизал все управленческие структуры многих стран и ведёт планомерную работу по внедрению в массы новых ценностей (О, дивный новый мир. ). Мы-то думали что это иллюминаты стараются, а это оказывается тамплиеры))
Более того, будучи «банкирами» почти всех европейских дворов вплоть до Средневековья, когда навар от сделок был велик, оказывается Орден сумел не только сохранить свои проценты, но и приумножить богатства, несмотря на то, что один Красивый сжёг всю тамплиерскую элиту на костре. И вот на эти-то средства британские учёные теперь осуществляют свои мировые открытия.
В череде технологических прорывов была изобретена машина регрессии – Анимус.
С её помощью у отловленных тамплиерами потомков ассасинов частичка за частичкой вычленялась генетическая память, содержащая любую информацию о Яблоке.
В итоге учёные напали на ключевую фигуру, которой в незапамятные времена было доверено это самое Яблоко. Им оказался приговорённый к смертной казни за убийство заключённый, потомственный ассасин Каллум Линч.
По всем признакам в одной из своих прошлых жизней он и был тем самым Агиларом.
Тамплиеры перехватывают его и бодро пристёгивают к Анимусу.
И вот тогда живо воссоздаётся картина последних дней Агилара, а вместе с этим обнаруживается местонахождение Яблока.
Так вкратце можно обозначить канву фильма, на которую нанизаны великолепные сражения, погони, драки и скачки.
Никакой исторической достоверности там нет, так что узнавать историческую «правду» по выдумкам очередного буйного воображалы, как это у нас теперь модно, по данному художественному фильму категорически воспрещается.
Это фильм для того, чтобы отдохнуть и
— погрузиться в действия, даже быстродействия героев, нежели выискивать несуществующие параллели,
— восхититься великолепным «прыжком веры», исполненным каскадёром Дэмиеном Уолтерсом с высоты 36,5 метров без страховки,
— «поучаствовать» в эффектных поединках и гонках на колесницах – на большом экране да ещё в 3Дэ это прокатывает на ура,
— отдать должное создателям фильма, в котором 80 процентов снято без дорисовки и применения компьютерной графики, что на сей день большая редкость.
Ответы же на вопросы, которые возникают по ходу фильма, весьма просты. К концу картины проясняются и те, на которые создатели кино по отзывам различных критиков якобы не дали точных ответов. «Сырой» сценарий, где оказывается мало что объяснено популярно, то есть не разжёвано прежде чем положено в рот зрителю, ругают только те, кто привык поедать пережаренный продукт.
Про «кредо» (в смысле убеждение, мировоззрение) все абсолютно понятно. Оно, то есть мировоззрение этих самых убийц (то есть ассасинов) неоднократно озвучивалось. Отсюда и название фильма.
Кстати к этому-то и стремится героиня Марион Котийяр – дочь учёного-тамплиера – она занимается усовершенствованием (!) людей, и параллельно ищет способ уничтожения насилия, возводя его в рамки «болезни» (Здравствуйте, я доктор София, и я алкоголик причиняю насилие).
Отцы! Благость Божия сопровождала жизнь Праотцев в Раю. Ничто не смущало их жизни. Всё вокруг говорило о любви Божией. Каждый раз на закате дня Бог посещал их, беседовал, говоря о том, что им нужно было услышать. Праотцы ощущали Бога, слышали голос Его, и жизнь их текла мирно и счастливо. В Раю у них были все блага, а главное – великое благое присутствие Божие.
Диавол, «древнее зло», коварный лжец, позавидовал такому счастью Праотцев, присутствию Бога в них, возненавидел и захотел повредить это блаженное состояние человека. По своей великой, бескрайней ненависти к Богу диавол вознамерился огорчить Его причинением вреда первым людям. Лицом к лицу он не мог противостать Богу. Он подумал, размыслил и лукавством нашёл способ, как повергнуть долу человека, сие высочайшее творение Божие, лишить его Царствия Божия, райской радости, а вместе с тем огорчить Бога и удовлетворить тем свою злобу.
Однажды, когда Ева со вниманием разглядывала древо познания добра и зла, враг приблизился к ней и говорит:
-Почему ты не ешь этого прекрасного плода?
-Бог сказал нам, что мы не должны его вкушать, потому-то мы к нему не прикасаемся.
-Нет, если вы попробуете от этого плода, то сами станете богами; будете знать добро и зло, лукавство и благо, станете равными Богу.
Поначалу Ева постаралась сохранить послушание, но во время второго приражения диавола склонила внимание к словам, которые он говорил ей через змия, потом она воззрела на плод, увидела, что он действительно очень хорош, и поверила, что, вкусив его, они с Адамом станут богами и будут иметь великую славу и власть. Так, уступив сосложению, Ева приняла помысел, а потом исполнила его на деле, нарушив заповедь: ела сама и дала Адаму. Так они вдвоём согрешили преслушанием.
Согрешив, нарушив заповедь, совершив грех преслушания, они увидели, что наги, хотя прежде не замечали своей наготы, так как жили в незлобии и простоте. Но тут они познали, что наги, и застыдились.
Бог, Который видел их преслушание, пришёл на закате дня и позвал Адама:
-Я услышал Твои шаги, Боже мой, испугался, застыдился и скрылся.
-Но почему, кто сказал тебе, что ты наг? И почему ты испугался, ведь раньше не боялся? Может, ты нарушил заповедь и ел от плода, от которого Я запретил вкушать, поэтому так себя и чувствуешь?
-Я не виноват. Виновата Ева, которую Ты дал мне в помощницы.
Новый Адам – Христос – послушанием Своему Небесному Отцу принёс человеку свободу. Своей Крестной смертью Он возвратил его в Рай, не земной, но Небесный, духовный Рай, непостижимый в своей славе и блаженстве.
Христос Своим послушанием, отсечением Своей воли представил в Своём Лице весь человеческий род, принёс Себя в жертву, пролил Свою Всесвятую Кровь, искупил нас, поднял нас на Свои плечи как победный трофей и принёс омытых и очищенных Своему Небесному Отцу, как жертву, как добычу, которую приобрёл исключительной Божественной расчётливостью.
Мы знаем нечто подобное из собственного опыта. Всякий раз, когда мы проявляем непослушание, то чувствуем себя плохо, чувствуем себя несчастными, испытываем угрызения совести, огорчаемся, лишаемся Благодати Божией! Но когда оказываем послушание, стремимся соблюсти его в точности, то ощущаем радость и покой. Совесть торжествует победу: мы не боимся смерти, потому что знаем, что через послушание идём к Богу. Наш эгоизм мешает нам оказывать послушание, мешает нам оставить свою волю, поэтому мы вступаем в прекословие. Прекословие противоположно смирению, которое заграждает уста, препятствует помыслу – и человек не прекословит. А гордость и эгоизм рождают прекословие.
Адам стал прекословить и свалил вину на Еву, Ева – на змия, а получилось, что вместе Адам и Ева обвинили во всём Бога. Как? Смотрите: Адам сказал: «Ты дал мне Еву, вот на Тебе и ответственность, потому что если бы Ты мне не дал её, то мне не пришлось бы нарушить заповедь». А Ева поддержала: «Ты же, Боже мой, Сам сотворил змия, который меня обольстил». Следовательно, Адам и Ева возложили первопричину вины за всё на Бога и таким изворотом дошли до великого нечестия и неблагодарности. Они неправильно воспользовались своей свободой. Бог дал им возможность поупражняться в добродетели, но они не справились.
Так и теперь послушнику надлежит упражняться в отсечении собственной воли. Если послушник отсечёт свою волю, то получает награду вышнего звания – становится маленьким Христом, становится послушником, похожим на Христа. Потому мы должны всей своей душой возненавидеть преслушание и прекословие. Авва Паламон 93 говорит: «Внимающему заповедям старца нет нужды внимать заповедям Божиим». Мы непрестанно должны заботиться о том, как отсечь свою волю. Послушанием Бог входит в человека, а непослушание заграждает от Него.
Всё просто: мы послушники, мы встали на путь послушания, чтобы трудами следовать ему, и должны не позволять преслушанию и прекословию предварять нас на этом пути, они нас до добра не доведут. Я не говорю о послушании только как о работе, а имею ввиду, в основном, духовное послушание – добровольное следование воле старца. Послушание духовное – это душа, а послушание в труде с понуждением – тело. Разница громадная.
-Быстро же ты пришёл, дитя моё!
-Вот, отче, я вспомнил ещё один помысел и пришёл его исповедать.
Тогда Старец, видя такую аккуратность в исповеди и самоотречение аввы Пимена, произнёс:
И не только по Египту распространилась слава об авве Пимене, но по всему миру и поныне переходит из рода в род. Вот как вознаграждает Бог людей, исполняющих Его волю!
Но видели мы и других послушников, которые поступали наоборот – старец был рядом с ними, а они скрывали от него свои помыслы, что недопустимо и неправославно. Когда послушник услышит диавольский шёпот: «Не говори об этом старцу», – этот шёпот означает обман и ловушку. Тогда послушник должен подумать: «Почему он мне говорит, чтобы я не открывал это старцу? Разве старец не учитель мой, не наставник? Разве он не знает, как мне помочь? Разве он не врач моей души? Если я не покажу ему своей раны, то как получу исцеление?» Поэтому нужно полностью и искренне исповедовать свои помыслы и поступки.
Так, через духовное послушание мы достигаем своей заветной цели – стяжать Бога в сердце. Будем подвизаться в этом делании абсолютного послушания, возненавидим прекословие и преслушание. Уподобимся Христу, и если последуем путём Его послушания, то придём туда, где Он Сам восседает на Престоле Славы.
Добрый послушник, когда он постоянно раскрывает перед своим духовным отцом и старцем свой душевный мир, исповедуется искренне, исправляя неправильное, такой послушник, проходя через мытарства, не испытает никакого беспокойства. Совесть будет извещать его об истине, и монах сей будет свободен от великого страха, который бывает при исходе души. Большое счастье послушнику стяжать мирную совесть, которая приобретается абсолютным послушанием.
Когда послушник всё поверяет старцу, то получает прощение, освобождается от всякого диавольского воздействия, преуспевает на духовном пути, и это доброе состояние рождает в нём спокойствие совести, которая приносит дерзновение к Богу. Дерзновение совести освобождает человека от угрозы адского наказания. Потому каждый из нас пусть подумает так: «Я послушник. Почему бы мне не исполнять этих простых вещей, когда это принесёт мне столько благ, очищение совести, возможность беспрепятственно и безбоязненно пройти мытарства и увидеть Судию моего и Бога Христа со светлым Ликом?!»
Святитель Иоанн Златоуст 96 говорит: «Будем молиться, чтобы нам увидеть светлый Лик Судии и не видеть, как Его тихие очи отворачиваются от нас на Суде». Отвращение 97 Божественного Лика – это первый знак вечного осуждения, который получает душа. Но если мы имеем постоянное размышление о том, как проводить наше жительство правильно, как искоренить свою волю, если постоянно изучаем Святых отцов, размышляем о смерти, Суде, аде, Рае, если во всём этом мы непрестанно поучаемся умом и сердцем, тогда, Благодатью Божией, нам невозможно не получить спасения.
Годы проходят, жизнь утекает как вода, пролетает как птица. Жизнь наша – это ничтожество, она пройдёт, закончится, а приобретением будет вечная жизнь. Душа послушника становится лёгкой, когда совлекается собственной воли, когда упорядочит помыслы, исходя из святоотческого взгляда на послушание, потому что тогда она следует прямым путём спасения.
Что прекраснее смирения! Нет жизни беззаботней, чем у послушника. Если послушник всё делает по послушанию, то ему ни в чём уже не нужно будет давать ответ Богу и путь его к Небу всегда будет открыт.
Необходимо постоянно поучаться в Законе Господнем, и денно и нощно обращать в уме мысль о смерти. Таковое памятование об исходе души пробуждает человека от сна, пробуждает мысль об имеющем быть во время исхода души – мысль о том, что рано или поздно он предстанет перед Праведным Судиёй. Вот где тяжело: час смертный ужасен! Но ужаснее прохождение души по воздушным мытарствам, ведь у бесов всё зафиксировано до последней мелочи, и это подробное описание душа увидит перед своими глазами.
А поучение в Законе Господнем и образ жизни, о которых мы сказали, не позволят бесам задержать нас на мытарствах. Поучение в Законе Господнем – это здоровье души. Когда человек здоров, ему приятно жить, всё у него получается, то же касается и здоровья души. Когда человек ощущает свободу от страстей – это означает душевное здравие, а находясь в состоянии душевного здравия, человек ощущает в себе Бога.
Святые отцы говорят о самодействующей молитве. Эта молитва есть не что иное, как утверждение Христа на престоле сердца. Для того чтобы Христос вошёл в сердце человека, необходима предварительная работа, необходимы самопонуждение и трезвение.
Зачем отказываться от удобного случая? Христос привёл нас сюда. Сколько нам жить, мы не знаем. Потому необходимо понуждать себя постоянно, каждый день проводить в размышлении, молитве, молчании, не нарушать установленного распорядка дня.
У каждого из нас есть определённое послушание, которое мы каждый день исполняем, и каждый точно знает, что в своём послушании должен делать. То же самое и в плане духовном, это у нас должно быть неким духовным послушанием души. С утра, приступая к монастырскому послушанию, будем приступать и к духовному послушанию, и пусть то и другое делаются вместе: тело трудится – пусть трудится и душа, уста пусть творят молитву, а ум пусть размышляет о молитве, чтобы быть готовым противостоять помыслам.
Он приносит нам помыслы против Бога, помыслы против братий, мирские помыслы. Мы им противостоим молитвой, пренебрежением к ним или же возражением. Трудясь ежедневно так, нам просто невозможно не обучиться духовному рукоделию, духовному искусству и науке.
Также – когда мы собираемся в церкви, чтобы сообща петь и молиться Богу. Или, может, кто-то полагает, что в храме нет бесов? Они и туда приходят, и стоят, и нашёптывают нам много всякой всячины. Нам и здесь нужно быть очень-очень внимательными.
Также и вечером будем понуждать себя во время молитвы иметь поменьше мыслей в уме, не позволять уму блуждать тут и там. Кто сможет добиться того, чтобы держать в уме лишь несколько помышлений, как-то: повторение имени Христова, размышление о смерти, о Рае, о любви Божией – тот освободит ум от всякого диавольского размышления. Когда таким образом мы понуждаем ум духовно трудиться, то не даём совершаться диавольской работе и непременно ощутим в сердце радость, мир и что ещё пожелает подать нам Благой Бог.
Так не будем же принимать помыслы против братий. Часто возбуждает в нас раздражение, вызывает внутренний беспорядок и, пользуясь случаем, поднимает бурю помыслов против братий. Тут монаху необходимо пресечь любой помысел, проигнорировать его, углубиться в молитву и таким образом остановить этот диавольский натиск. Ещё можно в этот момент удалиться в келью: одна-две чётки, молитва своими словами – и так отогнать беса, чтобы успокоилась душа и прекратились всякие помыслы осуждения.
Апостол и евангелист Иоанн, согласно «Откровению», видел множество людей, одетых в светлые одежды, исполненных великой Благодати и света, которые воспевали Небесные песнопения. И он спросил Ангела, который сопровождал его и изъяснял Небесные видения: «Кто это такие, что в такой славе воспевают сии неизреченные песнопения?» И Ангел ответил ему: «Это девственники – те, что будут следовать за Агнцем во веки веков». Это десятый Ангельский чин – спасённые монахи, которые будут следовать за Христом во веки веков и во веки веков созерцать Его Лик.
Подумайте о том, что Бог предназначил нам стать Ангелами. Мы плачем в скорбях и искушениях, тяжко вздыхаем и жалуемся на свою горькую долю, а ведь нам уготовано светлое, светлейшее, лучезарное место там, где обитал когда-то Денница; мы составим десятый Ангельский чин. Там все мы будем воспевать ангельские песнопения, все достигнем покоя и вечной радости созерцания Лика Христова.
Подумаем об этом, отцы и братья, и постараемся всеми силами достичь этой великой цели нашей монашеской жизни. Аминь!
Произнесено в монастыре Филофей 19 сентября 1980 года.
*«Раю всечестный, краснейшая доброто, богозданное селение, веселие некончаемое и наслаждение, славо праведных, пророков красото, и святых Жилище, Шумом лист- вий твоих Содетеля всех моли, врата отверст и ми, яже преступлением затворих, и сподобитися древа животнаго прияти, и радости, еяже прежде в тебе насладихся» (в субботу Сырной седмицы на Великой вечерне).
*См. «Толкование на Апокалипсис св. Иоанна Богослова» архиеп. Андрея Кесарийского (гл. 12, ст. 36 «О семиглавом и десятирогом звере»).
*Преподобный Паламон Египетский (Άββας Παλάμων, IV в.) – отшельник, аскет, наставник прп. Пахомия Великого. Память – 12 августа по ст. ст.
*Преподобный Пимен Великий (Μέγας Ποιμήν, ок. 340–450) – аскет, основатель Скитского м-ря. Изречения Преподобного составили основную часть поучительных «Афоризмов». Скончался в возрасте 11о лет. Память – 27 августа по ст. ст.
Пимен – по-гречески значит пастырь. – Ред.
*Иоанн Златоуст (Ιωάννης ό Χρυσόστομος, ок. 347–407) – архиепископ Константинопольский, богослов, один из трёх Вселенских святителей и учителей (вместе со свтт. Василием Великим и Григорием Богословом). Преставился 14 сентября 407 года, но ради праздника Воздвижения Креста Господня память перенесена на 13 ноября по ст. ст., а также – в Соборе трёх святителей 30 января по ст. ст.
*«Толкование отца нашего святого Иоанна Златоуста, архиепископа Константинополя, на святого Матфея, евангелиста», беседа LXVIII.
*Блаженный Андрей (Ανδρέας Σάλος, 936 г.), Андрей Константинопольский, Андрей Цареградский, Христа ради юродивый – известный святой, славянин, жил в X в. в Константинополе. Во время молитвы во Влахернском храме святой Андрей сподобился узреть Пресвятую Богородицу, покрывающую молящихся Своим омофором. Это знаменательное видение вспоминается в праздник Покрова Божией Матери. Память – 2 октября по ст. ст. «Житие» Андрея Юродивого – памятник византийской церковной литературы X в., автором которого считается константинопольский монах Никифор.
Источник: Искусство Спасения. Т. 1 : беседы / старец Ефрем, игум. монастыря Филофей на Святой Горе Афон; пер. с новогреч. А.Л. Данилин. М. : Святая Гора, 2012. – 480 с. ISBN 978-5-902315-14-8
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»