Семена первого преслушания что это

Грех первородный

Грех перворо́дный – 1) то, же, что грех пра­ро­ди­тель­ский: нару­ше­ние пер­выми людьми, Адамом и Евой, запо­веди Бога о вер­но­сти Ему ( Быт.3 ), повлек­шее нис­па­де­ние их из состо­я­ния бого­по­до­бия, бес­смер­тия и бого­об­ще­ния в чув­ствен­ность, тлен­ность и раб­ство греху; 2) гре­хов­ная порча пора­зив­шая чело­ве­че­ское есте­ство вслед­ствие гре­хо­па­де­ния пра­ро­ди­те­лей, выра­жа­е­мая в том, что все их потомки (исклю­че­ние — Гос­подь Иисус Хри­стос) рож­да­ются повре­жден­ными по душе и по телу, со склон­но­стью ко злу; пере­да­ётся пре­ем­ственно, наслед­ствен­ным путём.

Семена первого преслушания что это

Когда появился термин «пер­во­род­ный грех»?

Сло­во­со­че­та­ние peccatum originale было вве­дено в V в. бла­жен­ным Авгу­сти­ном. При этом он не явля­ется осно­во­по­лож­ни­ком учения о повре­жде­нии чело­ве­че­ской при­роды гре­хо­па­де­нием пра­ро­ди­те­лей. Учение было и ранее, но сам этот термин был введён в V веке. Ранее исполь­зо­ва­лись такие выра­же­ния, как тлен­ность, порча, пра­ро­ди­тель­ский грех и др.

По отно­ше­нию к потом­кам Адама и Евы, т.е. всему чело­ве­че­ству, пер­во­род­ный (пра­ро­ди­тель­ский) грех можно более точно име­но­вать послед­стви­ями пер­во­род­ного греха. Таким обра­зом под пер­во­род­ным грехом пони­ма­ется и сам про­сту­пок пра­ро­ди­те­лей, и его послед­ствия.

Несмотря на то, что тер­мины пра­ро­ди­тель­ский и пер­во­род­ный грех иногда исполь­зу­ются как сино­нимы, суще­ствует тра­ди­ция отно­сить термин пра­ро­ди­тель­ский грех к лич­ному греху пра­ро­ди­те­лей (Адама и Евы), а пер­во­род­ный грех — к наслед­ствен­ной гре­хов­ной порче чело­ве­че­ской при­роды.

Гре­хо­па­де­ние первых людей и его послед­ствия

Гре­хо­па­де­ние первых людей при­вело к потере чело­ве­ком пер­во­здан­ного бла­жен­ного состо­я­ния пре­бы­ва­ния с Богом, отпа­де­нию от Бога и нис­па­де­нию в ниже­есте­ствен­ное гре­хов­ное состо­я­ние.

Слово паде­ние озна­чает утрату некой высоты, потерю воз­вы­шен­ного состо­я­ния. Для чело­века таким воз­вы­шен­ным состо­я­нием явля­ется жизнь в Боге. Таким воз­вы­шен­ным состо­я­нием чело­век обла­дал до гре­хо­па­де­ния в раю. Он пре­бы­вал в состо­я­нии бла­жен­ного бла­го­бы­тия по при­чине лич­ност­ност­ного сопри­ча­стия выс­шему Благу – все­б­ла­жен­ному Богу. Бла­жен­ство чело­века было свя­зано с при­сут­ству­ю­щей в нем от самого сотво­ре­ния Боже­ствен­ной бла­го­да­тью. От самого созда­ния в нем при­сут­ство­вала бла­го­дать так, что он не знал опыта без­бла­го­дат­ного состо­я­ния. «Как в про­ро­ках дей­ство­вал Дух и научал их, и внутри их был, и являлся им совне: так и в Адаме Дух, когда хотел, пре­бы­вал с ним, учил и внушал…» (св. Мака­рий Еги­пет­ский). «Адам, отец все­лен­ной, в раю знал сла­дость любви Божией, – гово­рит св. Силуан Афон­ский. – Дух Святой есть любовь и сла­дость души, ума и тела. И кто познал Бога Духом Святым, те нена­сытно день и ночь рвутся к живому Богу».

Для сохра­не­ния и раз­ви­тия этого бла­жен­ного бла­го­дат­ного состо­я­ния пер­вому чело­веку в раю была дана един­ствен­ная запо­ведь нев­ку­ше­ния плодов запре­щен­ного древа. Испол­не­ние этой запо­веди было тем упраж­не­нием, через кото­рое чело­век мог научиться осо­знан­ному и сво­бод­ному послу­ша­нию Богу, то есть согла­со­ва­нию своей воли и воли своего Созда­теля. Чрез сохра­не­ние этой запо­веди чело­век мог при­умно­жить бла­го­дат­ные дары и достиг­нуть выс­шего бла­го­дат­ного дара – обо­же­ния. Но, будучи наде­лен сво­бод­ной волей, он мог и отпасть от пре­бы­ва­ния с Богом, лишиться Боже­ствен­ной бла­го­дати.

Паде­ние чело­века про­изо­шло в обла­сти воли или про­из­во­ле­ния. Адам мог и не гре­шить. Пра­ро­ди­тель чело­ве­че­ства имел само­вла­стие. Оно выра­жа­лось в том, что он мог «иметь ум свой всегда воз­вы­шен­ным и при­леп­ля­е­мым к еди­ному Гос­поду Богу» (св. Симеон Бого­слов). При содей­ствии Все­свя­того Бога, он мог стать совер­шенно неудо­бо­пре­клон­ным ко злу. Встав на путь пре­слу­ша­ния запо­веди, Адам изме­нил своему пред­на­зна­че­нию – отпал от бла­жен­ного еди­не­ния с Богом, лишился оби­та­ю­щей в нем Боже­ствен­ной бла­го­дати.

Итак, послед­ствия пер­во­род­ного греха — удо­бо­пре­клон­ность ко злу, тлен­ность, страст­ность, смерт­ность.

Имел ли власть над Хри­стом пер­во­род­ный грех?

По учению Пра­во­слав­ной Церкви, выра­жен­ному IV Все­лен­ским Собо­ром, Гос­подь наш Иисус Хри­стос есть «совер­шен­ный в чело­ве­че­стве… во всем подоб­ный нам, кроме греха» (Деяния Все­лен­ских Собо­ров. Т. 3, с. 48). Гос­подь Иисус Хри­стос вос­при­нял чело­ве­че­скую при­роду и «неуко­риз­нен­ные стра­сти», то есть есте­ствен­ные немощи. При этом Его чело­ве­че­ство было непри­частно вся­кого греха, Ему было чуждо гре­хов­ное рас­строй­ство и склон­ность ко греху.
В Новом Завете неод­но­кратно под­чер­ки­ва­ется совер­шен­ная непри­част­ность вопло­тив­ше­гося Сына Божия какому-либо греху. Святой апо­стол Павел учит, что «Бог послал Сына Своего в подо­бии плоти гре­хов­ной» ( Рим.8:3 ), и «не знав­шего греха Он сделал для нас жерт­вою за грех» ( 2Кор.5:21 ). Иисус Хри­стос «подобно нам иску­шен во всем, кроме греха» ( Евр.4:15 ), «святой, непри­част­ный злу, непо­роч­ный, отде­лен­ный от греш­ни­ков» ( Евр.7:26 ), Он «Духом Святым принес Себя непо­роч­ного Богу» ( Евр.9:14 ). Святой апо­стол Иоанн Бого­слов гово­рит о Спа­си­теле, что «в Нем нет греха» ( 1Ин.3:5 ).

И пер­во­род­ного греха Хри­стос не имел с самого момента вопло­ще­ния. Спа­си­тель, будучи все­мо­гу­щим и все­со­вер­шен­ным, доб­ро­вольно, ради спа­се­ния людей, вос­при­нял в вопло­ще­нии такие след­ствия пра­ро­ди­тель­ского греха, как тлен­ность (неуко­риз­нен­ные стра­сти: уста­лость, голод, необ­хо­ди­мость сна) и смерт­ность. По Вос­кре­се­нии Хри­стос стал нетлен­ным и бес­смерт­ным (по чело­ве­че­ской при­роде).

Как чело­веку осво­бо­диться от без­услов­ной власти пер­во­род­ного греха?

Осво­бож­де­ние от власти пер­во­род­ного греха про­ис­хо­дит в Таин­стве Кре­ще­ния – духов­ном рож­де­нии. Некре­щё­ный чело­век в силу пер­во­род­ного греха в сущ­но­сти не может не гре­шить, а кре­щен­ный, хотя и может гре­шить, но вла­стен и не гре­шить.
После спа­се­ния рода чело­ве­че­ского Иису­сом Хри­стом чело­веку откры­ва­ется воз­мож­ность вер­нуть поте­рян­ную бла­го­дать, вновь испол­ниться Свя­того Духа, вос­крес­нуть душою к бла­жен­ной духов­ной жизни. Такое воз­вра­ще­ние свя­зано с духов­ной борь­бой с грехом. Оно тре­бует подвига в ответ на кото­рый Бог снова все­ля­ется в чело­века Своей бла­го­да­тью.

Свя­щен­ник Вадим Леонов: «Сло­во­со­че­та­ние “пер­во­род­ный грех” отсут­ствует в Свя­щен­ном Писа­нии. Но это не значит, что соот­вет­ству­ю­щий бого­слов­ский термин ложный или что в нем нет необ­хо­ди­мо­сти. В исто­рии Церкви есть много при­ме­ров вве­де­ния новых небиб­лей­ских тер­ми­нов для изъ­яс­не­ния Пра­во­слав­ной веры: “кафо­ли­че­ский”, “Троица”, “Бого­ро­дица”, “пра­во­слав­ный” и “пра­во­сла­вие”, “еди­но­сущ­ный” и др. Поня­тие о наслед­ствен­ном гре­хов­ном повре­жде­нии всех потом­ков Адама суще­ство­вало в Пра­во­слав­ной Церкви всегда и явля­ется одним из важ­ней­ших для выра­же­ния сути хри­сти­ан­ского веро­уче­ния. Более того, доста­точно ясное пред­став­ле­ние о повре­жден­но­сти чело­ве­че­ской при­роды отра­жено уже в Вет­хо­за­вет­ном Откро­ве­нии.»

Пра­вило Кар­фа­ген­ского Собора (419 г.): «Кто отвер­гает нужду Кре­ще­ния малых и ново­рож­ден­ных от матер­ней утробы детей или гово­рит, что хотя они и кре­ща­ются в отпу­ще­ние грехов, но от пра­ро­ди­тель­ского Ада­мова греха не заим­ствуют ничего, что над­ле­жало бы омыть банею воз­рож­де­ния (из чего сле­до­вало бы, что образ Кре­ще­ния во отпу­ще­ние грехов упо­треб­ля­ется над ними не в истин­ном, но в ложном зна­че­нии), тот да будет ана­фема. Ибо речен­ное Апо­сто­лом: единым чело­ве­ком грех в мир вошел, и грехом смерть; и тако (смерть) во вся чело­веки вниде, в нем же все согре­шили ( Рим. 5:12 ), подо­бает разу­меть не иначе, разве как всегда разу­мела Кафо­ли­че­ская Цер­ковь, повсюду раз­ли­ян­ная и рас­про­стра­нен­ная. Ибо по сему пра­вилу веры и мла­денцы, ника­ких грехов сами собою соде­вать еще не могу­щие, кре­ща­ются истинно во отпу­ще­ние грехов, да чрез паки­рож­де­ние очи­стится в них то, что они заняли от вет­хого рож­де­ния.»

Преп. Иустин (Попо­вич): Ново­за­вет­ное Откро­ве­ние осно­вы­ва­ется на истине: все люди греш­ные, – все, кроме Гос­пода Иисуса Христа. Про­ис­ходя путем рож­де­ния от рас­тлен­ного грехом Адама как еди­ного родо­на­чаль­ника ( Деян.17:26 ), все люди под грехом, «все согре­шили и лишены славы Божией» ( Рим.3:9, 23 ; ср.: Рим.7:14 ), все по зара­жен­ному грехом есте­ству своему явля­ются «чадами гнева» ( Еф.2:3 ). Поэтому, кто имеет, знает и чув­ствует ново­за­вет­ную истину о гре­хов­но­сти всех людей без исклю­че­ния, тот не может ска­зать, что кто-либо из людей без греха: «Аще речем, яко греха не имам, себе пре­льщаем, и истины несть в нас» ( 1Ин.1:8 ; ср.: Ин.8:7, 9 ). Только Гос­подь Иисус Хри­стос – без греха как Бого­че­ло­век, ибо Он рожден не путем есте­ствен­ного, семен­ного, гре­хов­ного зача­тия, а путем бес­се­мен­ного зача­тия от Девы Святой и Духа Свя­того. Живя в мире, кото­рый «лежит во зле» ( 1Ин.5:19 ), Гос­подь Иисус «греха не сотвори, ни обре­теся лесть во устех Его» ( 1Пет.2:22 ; ср.: 2Кор.5:21 ), ибо «греха в Нем несть» ( 1Ин.3:5 ; ср.: Ис.53:9 ). Будучи единым без­греш­ным среди всех людей всех времен, Спа­си­тель мог, смел и имел право дья­воль­ски-лука­вых врагов Своих, кото­рые за Ним непре­станно сле­дили, чтобы обви­нить Его во грехе, неустра­шимо и открыто спро­сить: «Кто от вас обли­чает Мя о гресе?» ( Ин.8:46 ).

Источник

Семена первого преслушания что это

То, что с тамплиерами нельзя заигрывать, очень художественно доказал ещё Умберто Эко в «Маятнике Фуко». Однако все романтически настроенные кинематографисты, разработчики видео игр и писатели никогда не оставят тамплиерскую тему, и она будет обрастать новыми «историческими» подробностями, персонажами, приключениями и артефактами.

Одним словом, если вы истинный знаток средневековой европейской истории, или критически настроенный всезнайка её «новых» трактовок, то будете разочарованы канвой фильма, где тамплиеры выступают в роли врагов другого таинственного направления – ассасинов.

Однако если вы пришли в кино отдохнуть и посмотреть на

— крутые гонки на средневековых средствах передвижениях,

Семена первого преслушания что это

— бои на мечах, ножах, палицах, копьях и отличные рукопашные,

Семена первого преслушания что это

— превосходную работу знаменитых паркуровцев, дублирующих главных персонажей,

Семена первого преслушания что это

то вы попали по адресу.

Говорят, что большинство фильмов по видео-играм провалились. Но тем не менее кино по ним продолжают снимать, а люди всё равно их смотрят: геймеры сравнивают картинку на экране с первоисточником, а негеймеры получают представление о том, что за миры привлекают любителей видео-игр.
И похоже все довольны.

В связи с этим вполне возможно простить откровенные логические несоответствия, которые для пущей убедительности используют авторы фильма. Например, когда главному герою – ассасину Агилару де Нерху – вместе с ответственным заданием по сохранению мистического артефакта Яблока Эдема отрубают палец.

Мыслимо ли? Настоящего воина и хранителя столь ценного предмета лишают одного из пальцев! Ведь наверняка лишних пальцев у него, как и у любого человека нет, поэтому чтобы безупречно выполнять возложенную на него миссию, потребуются все конечности в целости и сохранности. Однако наставники ничтоже сумняшеся ставят миссию под угрозу, ведь каков бы храбрец и профессионал не был бы Агилар, время на восстановление его исходных боевых функций потребуется, тем более что на дворе не XXI век, где можно воспользоваться всеми благами цивилизованной медицины, вплоть до восстановления стволовыми клетками, а XV – глухое Средневековье, где люди мёрли как мухи от любого чиха, а в качестве лекарства предлагался только элексир от всех болезней, то есть подкрашенная водичка.

Итак, на дворе 1492 год, противостояние ассасинов и тамплиеров приняло форму затяжной войны, в которой главной целью является Яблоко Эдема.

Семена первого преслушания что это

А пока стремящихся к мировому господству тамплиеров сдерживают татуированные на всё лицо ассасины, девизом которых является следующее высказывание:
Пока другие слепо следуют за Истиной, помни — Ничто не истинно!
В то время когда остальные ограничены моралью и законом, помни — Всё дозволено!

Неплохо для борцов за справедливость, то есть для «хороших» по фильму парней, правда? В общем они могут не стесняться в выборе средств для достижения своих (конечно глубоко гуманных) целей, которые направлены на отрезвление зарвавшихся плохишей.

Это завязка, а продолжение переносится в наше время. Спустя пятьсот лет тамплиеры так и не смогли отыскать Яблоко, тщательно спрятанное и оберегаемое поколениями ассасинов. Однако технологии не стоят на месте, и ныне сверхбогатый и архимогущественный Орден Тамплиеров пронизал все управленческие структуры многих стран и ведёт планомерную работу по внедрению в массы новых ценностей (О, дивный новый мир. ). Мы-то думали что это иллюминаты стараются, а это оказывается тамплиеры))

Семена первого преслушания что это

Более того, будучи «банкирами» почти всех европейских дворов вплоть до Средневековья, когда навар от сделок был велик, оказывается Орден сумел не только сохранить свои проценты, но и приумножить богатства, несмотря на то, что один Красивый сжёг всю тамплиерскую элиту на костре. И вот на эти-то средства британские учёные теперь осуществляют свои мировые открытия.

В череде технологических прорывов была изобретена машина регрессии – Анимус.

С её помощью у отловленных тамплиерами потомков ассасинов частичка за частичкой вычленялась генетическая память, содержащая любую информацию о Яблоке.

В итоге учёные напали на ключевую фигуру, которой в незапамятные времена было доверено это самое Яблоко. Им оказался приговорённый к смертной казни за убийство заключённый, потомственный ассасин Каллум Линч.

Семена первого преслушания что это

По всем признакам в одной из своих прошлых жизней он и был тем самым Агиларом.
Тамплиеры перехватывают его и бодро пристёгивают к Анимусу.

Семена первого преслушания что это

И вот тогда живо воссоздаётся картина последних дней Агилара, а вместе с этим обнаруживается местонахождение Яблока.

Так вкратце можно обозначить канву фильма, на которую нанизаны великолепные сражения, погони, драки и скачки.

Семена первого преслушания что это

Никакой исторической достоверности там нет, так что узнавать историческую «правду» по выдумкам очередного буйного воображалы, как это у нас теперь модно, по данному художественному фильму категорически воспрещается.
Это фильм для того, чтобы отдохнуть и

— погрузиться в действия, даже быстродействия героев, нежели выискивать несуществующие параллели,

Семена первого преслушания что это

— восхититься великолепным «прыжком веры», исполненным каскадёром Дэмиеном Уолтерсом с высоты 36,5 метров без страховки,

Семена первого преслушания что это

— «поучаствовать» в эффектных поединках и гонках на колесницах – на большом экране да ещё в 3Дэ это прокатывает на ура,

— отдать должное создателям фильма, в котором 80 процентов снято без дорисовки и применения компьютерной графики, что на сей день большая редкость.

Ответы же на вопросы, которые возникают по ходу фильма, весьма просты. К концу картины проясняются и те, на которые создатели кино по отзывам различных критиков якобы не дали точных ответов. «Сырой» сценарий, где оказывается мало что объяснено популярно, то есть не разжёвано прежде чем положено в рот зрителю, ругают только те, кто привык поедать пережаренный продукт.

Про «кредо» (в смысле убеждение, мировоззрение) все абсолютно понятно. Оно, то есть мировоззрение этих самых убийц (то есть ассасинов) неоднократно озвучивалось. Отсюда и название фильма.

Кстати к этому-то и стремится героиня Марион Котийяр – дочь учёного-тамплиера – она занимается усовершенствованием (!) людей, и параллельно ищет способ уничтожения насилия, возводя его в рамки «болезни» (Здравствуйте, я доктор София, и я алкоголик причиняю насилие).

Семена первого преслушания что это

Семена первого преслушания что это

Источник

Отцы! Благость Божия сопровождала жизнь Праотцев в Раю. Ничто не смущало их жизни. Всё вокруг говорило о любви Божией. Каждый раз на закате дня Бог посещал их, беседовал, говоря о том, что им нужно было услышать. Праотцы ощущали Бога, слышали голос Его, и жизнь их текла мирно и счастливо. В Раю у них были все блага, а главное – великое благое присутствие Божие.

Диавол, «древнее зло», коварный лжец, позавидовал такому счастью Праотцев, присутствию Бога в них, возненавидел и захотел повредить это блаженное состояние человека. По своей великой, бескрайней ненависти к Богу диавол вознамерился огорчить Его причинением вреда первым людям. Лицом к лицу он не мог противостать Богу. Он подумал, размыслил и лукавством нашёл способ, как повергнуть долу человека, сие высочайшее творение Божие, лишить его Царствия Божия, райской радости, а вместе с тем огорчить Бога и удовлетворить тем свою злобу.

Однажды, когда Ева со вниманием разглядывала древо познания добра и зла, враг приблизился к ней и говорит:

-Почему ты не ешь этого прекрасного плода?

-Бог сказал нам, что мы не должны его вкушать, потому-то мы к нему не прикасаемся.

-Нет, если вы попробуете от этого плода, то сами станете богами; будете знать добро и зло, лукавство и благо, станете равными Богу.

Поначалу Ева постаралась сохранить послушание, но во время второго приражения диавола склонила внимание к словам, которые он говорил ей через змия, потом она воззрела на плод, увидела, что он действительно очень хорош, и поверила, что, вкусив его, они с Адамом станут богами и будут иметь великую славу и власть. Так, уступив сосложению, Ева приняла помысел, а потом исполнила его на деле, нарушив заповедь: ела сама и дала Адаму. Так они вдвоём согрешили преслушанием.

Согрешив, нарушив заповедь, совершив грех преслушания, они увидели, что наги, хотя прежде не замечали своей наготы, так как жили в незлобии и простоте. Но тут они познали, что наги, и застыдились.

Бог, Который видел их преслушание, пришёл на закате дня и позвал Адама:

-Я услышал Твои шаги, Боже мой, испугался, застыдился и скрылся.

-Но почему, кто сказал тебе, что ты наг? И почему ты испугался, ведь раньше не боялся? Может, ты нарушил заповедь и ел от плода, от которого Я запретил вкушать, поэтому так себя и чувствуешь?

-Я не виноват. Виновата Ева, которую Ты дал мне в помощницы.

Новый Адам – Христос – послушанием Своему Небесному Отцу принёс человеку свободу. Своей Крестной смертью Он возвратил его в Рай, не земной, но Небесный, духовный Рай, непостижимый в своей славе и блаженстве.

Христос Своим послушанием, отсечением Своей воли представил в Своём Лице весь человеческий род, принёс Себя в жертву, пролил Свою Всесвятую Кровь, искупил нас, поднял нас на Свои плечи как победный трофей и принёс омытых и очищенных Своему Небесному Отцу, как жертву, как добычу, которую приобрёл исключительной Божественной расчётливостью.

Мы знаем нечто подобное из собственного опыта. Всякий раз, когда мы проявляем непослушание, то чувствуем себя плохо, чувствуем себя несчастными, испытываем угрызения совести, огорчаемся, лишаемся Благодати Божией! Но когда оказываем послушание, стремимся соблюсти его в точности, то ощущаем радость и покой. Совесть торжествует победу: мы не боимся смерти, потому что знаем, что через послушание идём к Богу. Наш эгоизм мешает нам оказывать послушание, мешает нам оставить свою волю, поэтому мы вступаем в прекословие. Прекословие противоположно смирению, которое заграждает уста, препятствует помыслу – и человек не прекословит. А гордость и эгоизм рождают прекословие.

Адам стал прекословить и свалил вину на Еву, Ева – на змия, а получилось, что вместе Адам и Ева обвинили во всём Бога. Как? Смотрите: Адам сказал: «Ты дал мне Еву, вот на Тебе и ответственность, потому что если бы Ты мне не дал её, то мне не пришлось бы нарушить заповедь». А Ева поддержала: «Ты же, Боже мой, Сам сотворил змия, который меня обольстил». Следовательно, Адам и Ева возложили первопричину вины за всё на Бога и таким изворотом дошли до великого нечестия и неблагодарности. Они неправильно воспользовались своей свободой. Бог дал им возможность поупражняться в добродетели, но они не справились.

Так и теперь послушнику надлежит упражняться в отсечении собственной воли. Если послушник отсечёт свою волю, то получает награду вышнего звания – становится маленьким Христом, становится послушником, похожим на Христа. Потому мы должны всей своей душой возненавидеть преслушание и прекословие. Авва Паламон 93 говорит: «Внимающему заповедям старца нет нужды внимать заповедям Божиим». Мы непрестанно должны заботиться о том, как отсечь свою волю. Послушанием Бог входит в человека, а непослушание заграждает от Него.

Всё просто: мы послушники, мы встали на путь послушания, чтобы трудами следовать ему, и должны не позволять преслушанию и прекословию предварять нас на этом пути, они нас до добра не доведут. Я не говорю о послушании только как о работе, а имею ввиду, в основном, духовное послушание – добровольное следование воле старца. Послушание духовное – это душа, а послушание в труде с понуждением – тело. Разница громадная.

-Быстро же ты пришёл, дитя моё!

-Вот, отче, я вспомнил ещё один помысел и пришёл его исповедать.

Тогда Старец, видя такую аккуратность в исповеди и самоотречение аввы Пимена, произнёс:

И не только по Египту распространилась слава об авве Пимене, но по всему миру и поныне переходит из рода в род. Вот как вознаграждает Бог людей, исполняющих Его волю!

Но видели мы и других послушников, которые поступали наоборот – старец был рядом с ними, а они скрывали от него свои помыслы, что недопустимо и неправославно. Когда послушник услышит диавольский шёпот: «Не говори об этом старцу», – этот шёпот означает обман и ловушку. Тогда послушник должен подумать: «Почему он мне говорит, чтобы я не открывал это старцу? Разве старец не учитель мой, не наставник? Разве он не знает, как мне помочь? Разве он не врач моей души? Если я не покажу ему своей раны, то как получу исцеление?» Поэтому нужно полностью и искренне исповедовать свои помыслы и поступки.

Так, через духовное послушание мы достигаем своей заветной цели – стяжать Бога в сердце. Будем подвизаться в этом делании абсолютного послушания, возненавидим прекословие и преслушание. Уподобимся Христу, и если последуем путём Его послушания, то придём туда, где Он Сам восседает на Престоле Славы.

Добрый послушник, когда он постоянно раскрывает перед своим духовным отцом и старцем свой душевный мир, исповедуется искренне, исправляя неправильное, такой послушник, проходя через мытарства, не испытает никакого беспокойства. Совесть будет извещать его об истине, и монах сей будет свободен от великого страха, который бывает при исходе души. Большое счастье послушнику стяжать мирную совесть, которая приобретается абсолютным послушанием.

Когда послушник всё поверяет старцу, то получает прощение, освобождается от всякого диавольского воздействия, преуспевает на духовном пути, и это доброе состояние рождает в нём спокойствие совести, которая приносит дерзновение к Богу. Дерзновение совести освобождает человека от угрозы адского наказания. Потому каждый из нас пусть подумает так: «Я послушник. Почему бы мне не исполнять этих простых вещей, когда это принесёт мне столько благ, очищение совести, возможность беспрепятственно и безбоязненно пройти мытарства и увидеть Судию моего и Бога Христа со светлым Ликом?!»

Святитель Иоанн Златоуст 96 говорит: «Будем молиться, чтобы нам увидеть светлый Лик Судии и не видеть, как Его тихие очи отворачиваются от нас на Суде». Отвращение 97 Божественного Лика – это первый знак вечного осуждения, который получает душа. Но если мы имеем постоянное размышление о том, как проводить наше жительство правильно, как искоренить свою волю, если постоянно изучаем Святых отцов, размышляем о смерти, Суде, аде, Рае, если во всём этом мы непрестанно поучаемся умом и сердцем, тогда, Благодатью Божией, нам невозможно не получить спасения.

Годы проходят, жизнь утекает как вода, пролетает как птица. Жизнь наша – это ничтожество, она пройдёт, закончится, а приобретением будет вечная жизнь. Душа послушника становится лёгкой, когда совлекается собственной воли, когда упорядочит помыслы, исходя из святоотческого взгляда на послушание, потому что тогда она следует прямым путём спасения.

Что прекраснее смирения! Нет жизни беззаботней, чем у послушника. Если послушник всё делает по послушанию, то ему ни в чём уже не нужно будет давать ответ Богу и путь его к Небу всегда будет открыт.

Необходимо постоянно поучаться в Законе Господнем, и денно и нощно обращать в уме мысль о смерти. Таковое памятование об исходе души пробуждает человека от сна, пробуждает мысль об имеющем быть во время исхода души – мысль о том, что рано или поздно он предстанет перед Праведным Судиёй. Вот где тяжело: час смертный ужасен! Но ужаснее прохождение души по воздушным мытарствам, ведь у бесов всё зафиксировано до последней мелочи, и это подробное описание душа увидит перед своими глазами.

А поучение в Законе Господнем и образ жизни, о которых мы сказали, не позволят бесам задержать нас на мытарствах. Поучение в Законе Господнем – это здоровье души. Когда человек здоров, ему приятно жить, всё у него получается, то же касается и здоровья души. Когда человек ощущает свободу от страстей – это означает душевное здравие, а находясь в состоянии душевного здравия, человек ощущает в себе Бога.

Святые отцы говорят о самодействующей молитве. Эта молитва есть не что иное, как утверждение Христа на престоле сердца. Для того чтобы Христос вошёл в сердце человека, необходима предварительная работа, необходимы самопонуждение и трезвение.

Зачем отказываться от удобного случая? Христос привёл нас сюда. Сколько нам жить, мы не знаем. Потому необходимо понуждать себя постоянно, каждый день проводить в размышлении, молитве, молчании, не нарушать установленного распорядка дня.

У каждого из нас есть определённое послушание, которое мы каждый день исполняем, и каждый точно знает, что в своём послушании должен делать. То же самое и в плане духовном, это у нас должно быть неким духовным послушанием души. С утра, приступая к монастырскому послушанию, будем приступать и к духовному послушанию, и пусть то и другое делаются вместе: тело трудится – пусть трудится и душа, уста пусть творят молитву, а ум пусть размышляет о молитве, чтобы быть готовым противостоять помыслам.

Он приносит нам помыслы против Бога, помыслы против братий, мирские помыслы. Мы им противостоим молитвой, пренебрежением к ним или же возражением. Трудясь ежедневно так, нам просто невозможно не обучиться духовному рукоделию, духовному искусству и науке.

Также – когда мы собираемся в церкви, чтобы сообща петь и молиться Богу. Или, может, кто-то полагает, что в храме нет бесов? Они и туда приходят, и стоят, и нашёптывают нам много всякой всячины. Нам и здесь нужно быть очень-очень внимательными.

Также и вечером будем понуждать себя во время молитвы иметь поменьше мыслей в уме, не позволять уму блуждать тут и там. Кто сможет добиться того, чтобы держать в уме лишь несколько помышлений, как-то: повторение имени Христова, размышление о смерти, о Рае, о любви Божией – тот освободит ум от всякого диавольского размышления. Когда таким образом мы понуждаем ум духовно трудиться, то не даём совершаться диавольской работе и непременно ощутим в сердце радость, мир и что ещё пожелает подать нам Благой Бог.

Так не будем же принимать помыслы против братий. Часто возбуждает в нас раздражение, вызывает внутренний беспорядок и, пользуясь случаем, поднимает бурю помыслов против братий. Тут монаху необходимо пресечь любой помысел, проигнорировать его, углубиться в молитву и таким образом остановить этот диавольский натиск. Ещё можно в этот момент удалиться в келью: одна-две чётки, молитва своими словами – и так отогнать беса, чтобы успокоилась душа и прекратились всякие помыслы осуждения.

Апостол и евангелист Иоанн, согласно «Откровению», видел множество людей, одетых в светлые одежды, исполненных великой Благодати и света, которые воспевали Небесные песнопения. И он спросил Ангела, который сопровождал его и изъяснял Небесные видения: «Кто это такие, что в такой славе воспевают сии неизреченные песнопения?» И Ангел ответил ему: «Это девственники – те, что будут следовать за Агнцем во веки веков». Это десятый Ангельский чин – спасённые монахи, которые будут следовать за Христом во веки веков и во веки веков созерцать Его Лик.

Подумайте о том, что Бог предназначил нам стать Ангелами. Мы плачем в скорбях и искушениях, тяжко вздыхаем и жалуемся на свою горькую долю, а ведь нам уготовано светлое, светлейшее, лучезарное место там, где обитал когда-то Денница; мы составим десятый Ангельский чин. Там все мы будем воспевать ангельские песнопения, все достигнем покоя и вечной радости созерцания Лика Христова.

Подумаем об этом, отцы и братья, и постараемся всеми силами достичь этой великой цели нашей монашеской жизни. Аминь!

Произнесено в монастыре Филофей 19 сентября 1980 года.

*«Раю всечестный, краснейшая доброто, богозданное селение, веселие некончаемое и наслаждение, славо праведных, пророков красото, и святых Жилище, Шумом лист- вий твоих Содетеля всех моли, врата отверст и ми, яже преступлением затворих, и сподобитися древа животнаго прияти, и радости, еяже прежде в тебе насладихся» (в субботу Сырной седмицы на Великой вечерне).

*См. «Толкование на Апокалипсис св. Иоанна Богослова» архиеп. Андрея Кесарийского (гл. 12, ст. 36 «О семиглавом и десятирогом звере»).

*Преподобный Паламон Египетский (Άββας Παλάμων, IV в.) – отшельник, аскет, наставник прп. Пахомия Великого. Память – 12 августа по ст. ст.

*Преподобный Пимен Великий (Μέγας Ποιμήν, ок. 340–450) – аскет, основатель Скитского м-ря. Изречения Преподобного составили основную часть поучительных «Афоризмов». Скончался в возрасте 11о лет. Память – 27 августа по ст. ст.

Пимен – по-гречески значит пастырь. – Ред.

*Иоанн Златоуст (Ιωάννης ό Χρυσόστομος, ок. 347–407) – архиепископ Константинопольский, богослов, один из трёх Вселенских святителей и учителей (вместе со свтт. Василием Великим и Григорием Богословом). Преставился 14 сентября 407 года, но ради праздника Воздвижения Креста Господня память перенесена на 13 ноября по ст. ст., а также – в Соборе трёх святителей 30 января по ст. ст.

*«Толкование отца нашего святого Иоанна Златоуста, архиепископа Константинополя, на святого Матфея, евангелиста», беседа LXVIII.

*Блаженный Андрей (Ανδρέας Σάλος, †936 г.), Андрей Константинопольский, Андрей Цареградский, Христа ради юродивый – известный святой, славянин, жил в X в. в Константинополе. Во время молитвы во Влахернском храме святой Андрей сподобился узреть Пресвятую Богородицу, покрывающую молящихся Своим омофором. Это знаменательное видение вспоминается в праздник Покрова Божией Матери. Память – 2 октября по ст. ст. «Житие» Андрея Юродивого – памятник византийской церковной литературы X в., автором которого считается константинопольский монах Никифор.

Источник: Искусство Спасения. Т. 1 : беседы / старец Ефрем, игум. монастыря Филофей на Святой Горе Афон; пер. с новогреч. А.Л. Данилин. М. : Святая Гора, 2012. – 480 с. ISBN 978-5-902315-14-8

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *