не вынесла душа поэта это значит
Не вынесла душа поэта
Не вынесла душа поэта
Из стихотворения «Смерть Поэта» (1837) М. Ю. Лермонтова (1814— 1841):
Не вынесла душа Поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде. и убит!
Шутливо-иронически: о человеке, у которого иссякло, «лопнуло» терпение или который по каким-либо причинам отказался от чего-либо.
Смотреть что такое «Не вынесла душа поэта» в других словарях:
вы́нести — несу, несешь; прош. вынес, ла, ло; сов., перех. (несов. выносить). 1. Неся, удалить откуда л., унести за пределы чего л. Вынести больного на руках. □ [Обломов] велел вынести вон несколько дрянных картин. И. Гончаров, Обломов. Они выбрали лодку… … Малый академический словарь
мелочный — A/A пр; 110 иск см. Приложение II (придающий преувеличенное значение мелочам; основанный на мелочах) ме/лочен ме/лочна ме/лочнее 260 см. Приложение II … Словарь ударений русского языка
МЕЛОЧНЫЙ — МЕЛОЧНЫЙ, мелочная, мелочное, и (разг.) мелочной, мелочная, мелочное; мелочен, мелочна, мелочно. 1. Склонный придавать значение пустякам, придираться к мелочам. Мелочный человек. Мелочная душонка. Он очень мелочен. 2. Основанный на мелочах,… … Толковый словарь Ушакова
ОБИДА — ОБИДА, обиды, жен. 1. Несправедливо причиненное огорчение, оскорбление. «Соседям то и дело наносил обиды смело.» Пушкин. «Не вынесла душа поэта позора мелочных обид.» Лермонтов. « Вот это обида! Обида кровная.» А.Островский. Проглотить обиду. «Не … Толковый словарь Ушакова
ПОЗОР — ПОЗОР, позора, мн. нет, муж. 1. Бесчестье, постыдное для кого чего нибудь положение, вызывающее презрение. « Как вдруг о чудо, о позор! Заговорил оракул вздор.» Крылов. «Не вынесла душа поэта позора мелочных обид.» Лермонтов. Покрыть кого нибудь… … Толковый словарь Ушакова
Механическая сюита (фильм) — Механическая сюита Mechanic Suit Жанр Чёрная комедия … Википедия
Механическая сюита — Mechanic Suit Жанр комедия драма … Википедия
Пушкин, Александр Сергеевич — — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца «из… … Большая биографическая энциклопедия
Отмщенья, государь, отмщенья!
Паду к ногам твоим:
Будь справедлив и накажи убийцу,
Чтоб казнь его в позднейшие века
Твой правый суд потомству возвестила,
Чтоб видели злодеи в ней пример.
Жан де Ротру (из трагедии «Венцеслав»)
Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей.
Первоначально на этом и заканчивалось стихотворение. Но столкнувшись с мнением некоторых своих аристократических знакомых, приближенных к трону, что Пушкин был сам виноват в своей гибели, Лермонтов со всей прямотой пишет последние роковые строки своего стихотворения.
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный судия: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли, и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
Эти последние строки легли на стол к императору Николаю Павловичу с характерной припиской: «Призыв к революции».
Участь поэта была решена. После этого он проживёт лишь четыре с половиной года.
Не вынесла душа поэта это значит
Бесплатная техническая библиотека:
▪ Все статьи А-Я
▪ Энциклопедия радиоэлектроники и электротехники
▪ Новости науки и техники
▪ Архив статей и поиск
▪ Ваши истории из жизни
▪ На досуге
▪ Случайные статьи
▪ Отзывы о сайте
Техническая документация:
▪ Схемы и сервис-мануалы
▪ Книги, журналы, сборники
▪ Справочники
▪ Параметры радиодеталей
▪ Прошивки
▪ Инструкции по эксплуатации
▪ Энциклопедия радиоэлектроники и электротехники
Бесплатный архив статей
(500000 статей в Архиве)
Алфавитный указатель статей в книгах и журналах
Бонусы:
▪ Ваши истории
▪ Викторина онлайн
▪ Загадки для взрослых и детей
▪ Знаете ли Вы, что.
▪ Зрительные иллюзии
▪ Веселые задачки
▪ Каталог Вивасан
▪ Палиндромы
▪ Сборка кубика Рубика
▪ Форумы
▪ Голосования
▪ Карта сайта
Дизайн и поддержка:
Александр Кузнецов
Техническое обеспечение:
Михаил Булах
Программирование:
Данил Мончукин
Маркетинг:
Татьяна Анастасьева
При использовании материалов сайта обязательна ссылка на https://www.diagram.com.ua
сделано в Украине
КРЫЛАТЫЕ СЛОВА, ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
Справочник / Крылатые слова, фразеологизмы / Не вынесла душа поэта
Крылатые слова, фразеологизмы. Значение, история происхождения, примеры использования
Не вынесла душа поэта
Лермонтов М.Ю.
Фразеологизм: Не вынесла душа поэта.
Значение: О человеке, у которого иссякло, «лопнуло» терпение или который по каким-либо причинам отказался от чего-либо (шутл.-ирон.).
Происхождение: Из стихотворения «Смерть Поэта» (1837) М. Ю. Лермонтова (1814-1841): «Не вынесла душа Поэта // Позора мелочных обид, // Восстал он против мнений света // Один, как прежде. и убит!»
Другие интересные крылатые слова, фразеологизмы:
Случайный фразеологизм: Подпольный миллионер.
Значение: О человеке, неправедно разбогатевшем и потому скрывающем истинные размеры своего состояния (шутл.-ирон.).
Происхождение: Из романа «Золотой теленок» (1931) советских писателей Ильи Ильфа (1897-1937) и Евгения Петрова (1903-1942).
Смотрите еще случайный фразеологизм.
Смотрите другие статьи раздела Крылатые слова, фразеологизмы.
Читайте и пишите полезные комментарии к этой статье.
«. и жаждой мести. »
Это неправда. Перед смертью Пушкин простил Дантеса. Он особо попросил княгиню Е.А. Долгорукову съездить к Дантесам и сказать им, что он их прощает.
«Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид. «,
Это неправда. Обиды были далеко не мелочны.
«Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал. »
Мы знаем больше Лермонтова. И не помогло ему. Мартынов был русским.
«И он убит. »
Это правда
«Как тот певец. »
Как хоронили Ленского, мы не знаем, не описано это.
«. Поэт конца мазурки ждет
И в котильон ее зовет.
«Воспетый им с такою чудной силой. »
Это правда.
«Сраженный, как и он, безжалостной рукой. »
Это неправда. Уж «Евгения Онегина» перечитать он мог бы:
2.
Расстались мы, но твой портрет
Я на груди своей храню:
Как бледный призрак лучших лет,
Он душу радует мою.
Что изменилось? Да автор, как мог, постарался избавиться от исступлений чувств и горячек страсти. И всё.
P.S.
В процессе обсуждения статьи было выдвинуто два конкретных аргумента против:
«АРЕНДТ Николай Федорович (1785—1859), хирург, лейб-медик Николая I. Лечил Лермонтова в 1832, когда того в манеже Школы юнкеров лошадь ударила в правую ногу, расшибив ее до кости, и он лежал в лазарете, а затем в доме Е. А. Арсеньевой. В 1837 руководил лечением раненого А. С. Пушкина и был посредником между ним и Николаем I. В конце января был у заболевшего Лермонтова, рассказал ему подробности дуэли и смерти Пушкина».
Фундаментальная Электронная Библиотека «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ФОЛЬКЛОР»
«Так он писал темно и вяло
(Что романтизмом мы зовем,
Хоть романтизма тут ни мало
Не вижу я; да что нам в том?)»
«Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок»
Эти две метафоры не развивают друг друга и не связаны друг с другом, это просто две модные фразы, стоящие рядом.
И о последних 16 строках.
«Не торговал мой дед блинами,
Не ваксил царских сапогов,
Не пел с придворными дьячками,
В князья не прыгал из хохлов,
И не был беглым он солдатом
Австрийских пудренных дружин;
Так мне ли быть аристократом?
Я, слава Богу, мещанин.»
«Мой дед, когда мятеж поднялся
Средь петергофского двора,
Как Миних, верен оставался
Паденью третьего Петра.
Попали в честь тогда Орловы,
А дед мой в крепость, в карантин.
И присмирел наш род суровый,
И я родился мещанин.»
Сразу отвечу: да, Лермонтов не мог знать, что долгов у Пушкина именно на 120 тысяч, но не мог не знать, что поэт в долгах, как в шелках. как в шелках его Натали.
2009
*
**
***
Это стихотворение не в школе бы наизусть учить, а на первом курсе литературных факультетов изучать, на предмет того, как нельзя писать стихи. С конкурсом, кто в нем найдёт больше ошибок.
I. И в качестве вступления предложить господам студентам представить такую картину: в 1930 году, на следующий день после смерти Владимира Маяковского по Москве распространяются стихи никому не известного поэта:
И как? ничего не напоминает? Сильно это отличается от:
Вот только, Пушкину было тогда лишь 18 лет.
А в 23 года, в возрасте Лермонтова 37-ого года, среди «серьёзных» стихов Пушкина уже встречаются и такие:
«Ф а у с т
Что там белеет? говори.
М е ф и с т о ф е л ь
Корабль испанский трехмачтовый,
Пристать в Голландию готовый:
На нем мерзавцев сотни три,
Две обезьяны, бочки злата,
Да груз богатый шоколата,
Да модная болезнь: она
Недавно вам подарена.
Ф а у с т
Всё утопить.
М е ф и с т о ф е л ь
Сейчас.
(Исчезает.)»
«. Я не ропщу о том, что отказали боги
Мне в сладкой участи оспоривать налоги
Или мешать царям друг с другом воевать;
Найдите здесь хоть один восклицательный взгляд, хоть одну затрёпанную метафору типа «увядшего венка», хоть один жалистный выкрик: «спасенья нет!»
Но миллионы детей именно «позором мелочных обид» каждый год поминают Пушкина. Бедный Александр Сергеевич.
В общем, нельзя обращаться к футуристу Маяковскому со стихами возвышенно-романсового стиля, потому что именно с этим стилем всю свою жизнь он и боролся. Не следует стихи к Анне Ахматовой писать лесенкой, потому что, после того, как создатель лесенки «на три года вычистил Ахматову из поэзии», её не печатали почти двадцать лет. И не стоило писать о Пушкине «уныло-романтические» строки, потому что это выглядит. если не издевательством, то реваншем.
Вот Лермонтов:
«. Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.»
«И песнь его была ясна,
Как мысли девы простодушной,
Как сон младенца, как луна. «
III. И уж совсем не следует приписывать взрослому гению свои мальчишеские чувства.
Перечитаем ещё раз:
«Но русский равнодушно зрел
Сии кровавые забавы.
Любил он прежде игры славы
И жаждой гибели горел.
Невольник чести беспощадной,
Вблизи видал он свой конец,
На поединках твердый, хладный,
Встречая гибельный свинец.»
Как видите, здесь ссылка на ещё один, описанный Пушкиным, поединок. В котором, кстати, Пушкин дал свой стандарт поведения на дуэли: не стенать: «Спасенья нет!», не выводить руладами: «Паду ли я стрелой пронзенный?», а быть «твердым, хладным». На дуэли с Дантесом наш великий поэт таким и был.
То есть в начале стихотворения Лермонтов выложил предельно точный образ.
Но.
Система образов произведения должна быть ещё и последовательной. И если образ «невольник» в начале стихотворения несёт на себе отсвет высокой сути, то таким он должен оставаться и до конца, иначе возникает комический эффект.
(Как в анекдоте:
— Ну и дуб ты, Василий Иванович!
— Да, Петька, могуч я.)
А мы теперь сблизим 1-ую строку с 59-ой:
«Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман. »
Пушкин
Здесь смысловой ряд дополняется рядом визуальным: юноша просыпается и утренний туман вокруг него рассеивается. И помните, чем стихо кончается?
«Россия вспрянет ото сна!»
А теперь Лермонтов:
«. И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар. «
Пожар представили? А теперь читайте дальше:
«Угас, как светоч, дивный гений. «
И можете погадать: имеет ли какое отношение разгоревшийся плохой пожар к хорошему гаснущему светочу.
А заодно и поразмышлять: а так ли плохо раздувать пожар, если:
«Увял торжественный венок. «
Представили поэта как увядший торжественный венок? А теперь читайте дальше:
«Приют певца угрюм и тесен. «
Представили угрюмый тесный гроб? А лежащего Пушкина, пятаки на его глазах? Теперь читайте дальше:
«И на устах его печать.»
«Тело твое
я буду беречь и любить,
как солдат,
обрубленный войною,
ненужный,
ничей,
бережет свою единственную ногу.»
Какую ощутил тоску и муку,
Какое горе в сей блаженный час?
Воспомнил ли с любезным с кем разлуку,
Чей светоч жизни до поры погас?
«Но есть и божий суд, наперсники разврата!»
«. С свинцом в груди и жаждой мести. «
Про жажду мести, которой к моменту смерти не было, я уже писал, а здесь обратите внимание на первую половину этой строки. Начинающий поэт Лермонтов (на тот момент, как поэт, он был неизвестен) тоже не услышал: «С винцом в груди. «