не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего что значит

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Исх. 20:16

Свт. Григорий Палама

Не послушествуй на друга своего свидетелства ложна

Не лжесвидетельствуй (Мф. 19:18; Лев. 19:11). Иначе уподобишься искони клеветавшему Еве на Бога и подвергнешься равному с ним осуждению (Быт. 3:1, 5, 14). Лучше, поэтому, если не произойдет отсюда какого либо вреда для многих, прикрой грех ближнего. Чрез это уподобишься не Хаму, а Симу и Иафету, и получишь благословение (Быт. 9:22, 23, 26).

Изъяснение десяти заповедей.

Свт. Филарет (Дроздов)

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего

Что запрещается девятой заповедью?

Девятой заповедью запрещается ложное свидетельство на ближнего, а также всякая ложь.

Какие бывают виды ложного свидетельства?

Запрещается под наименованием ложного свидетельства: ложное свидетельство судебное, когда на кого-либо в суде ложно доносят, жалуются, или о чём-либо лжесвидетельствуют; ложное свидетельство помимо суда, когда на кого-либо клевещут заочно, или кого-то в лицо порицают несправедливо.

Можно ли укорять людей, если в них есть пороки?

Непозволительно укорять других за их пороки. Евангелие не позволяет нам судить о пороках или недостатках ближних, если мы не призваны к обличению их особой обязанностью, а исправлять ближних примером кротости: Не судите, да не судимы будете (Мф. 7:1).

Является ли грехом ложь без желания навредить ближнему?

Непозволительна также ложь, при которой нет намерения вредить ближнему. Потому что всякая ложь противоречит любви и уважению к ближнему и недостойна человека, тем более христианина, созданного для истины и любви. Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему; потому что мы члены друг друга (Еф. 4:25).

Как избежать греха против девятой заповеди?

Чтобы избегать грехов против девятой заповеди, следует обуздывать язык. Кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей (1 Пет. 3:10). Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие (Иак. 1:26).

Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви. О девятой заповеди

Свт. Николай Сербский

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего

Не будь лживым ни в отношении себя, ни по отношению к другим. Если ты лжешь о самом себе, ты сам знаешь, что лжешь. Но если ты наговариваешь на кого-то другого, тот, другой, знает, что ты о нем клевещешь.

Когда ты расхваливаешь себя и хвастаешься перед людьми, люди не знают, что ты ложно свидетельствуешь о себе, но сам ты это знаешь. Но если ты станешь повторять эту ложь о себе, люди со временем поймут, что ты их обманываешь. Однако если ты станешь постоянно повторять одну и ту же ложь о себе, люди будут знать, что лжешь, но тогда ты сам начнешь верить в свою ложь. Так ложь станет у тебя истиной, и ты свыкнешься с ложью, как слепец свыкается с тьмой.

Вера Святых. Первый Божий Закон. Десять Заповедей, данных Моисею.

Прп. Ефрем Сирин

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего

Прп. Никодим Святогорец

Не послушествуй на друга своего свидетельства ложна

Против нее погрешают те, кто приносят ложное и несправедливое свидетельство, чтобы нанести ущерб или повредить своему брату. Те, кто питают подозрения на своего брата. Те, кто осмеивают природные недостатки ума, или голоса, или лица, или других членов тела ближнего, потому что человек не является виновником этих недостатков. А также те судьи, которые либо по лицеприятию, либо за подарки, либо хорошо не исследуют дело и творят несправедливый суд.

Руководство к исповеди.

Блаж. Августин

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего

Те, кому нравится никогда не лгать, поступают гораздо лучше… ибо в самом Декалоге написано: Не произноси ложного свидетельства, что включает в себя всякую ложь. Ведь всякий, сообщающий что-либо, свидетельствует своей душой. Что скажут на написанное: клевещущие уста убивают душу (Прем 1:11), говорящие, что не всякая ложь может быть названа ложным свидетельством? А чтобы кто-либо не счел, что это может быть понято в смысле «за исключением некоторых, говорящих неправду», пусть в другом месте прочтут: Ты погубишь всех, говорящих ложь (Пс 5:7). Сам Господь Своими устами говорит: Но да будет слово ваше: да, да, нет, нет, а что сверх этого, то от лукавого (Мф 5:37). Отсюда и апостол, когда говорит о том, что надо отложить образ жизни ветхого человека, под которым подразумеваются все грехи, последовательно говорит, ставя на первое место: Посему, отвергнув ложь, говорите истину (Еф 4:25).

Против лжи.

Ведь тебе говорит Закон, например: Не произноси ложного свидетельства. Если ты знаешь истинное свидетельство, имеешь свет разума. Если же, побежденный жаждой грязной прибыли, ты в душе решишь сказать ложное свидетельство, то без Христа тебя уже начнет швырять буря. Тебя будут бросать волны собственной жадности, ты будешь обуреваем своими желаниями и можешь утонуть, ибо рядом не будет Христа.

Проповеди.

Лопухин А.П.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего

Требование восьмой заповеди расширяется в девятой. В то время как первая запрещает нанесение вреда лишь собственности ближнего, вторая имеет в виду вред, причиняемый жизни, чести и т. п. ближнего, как ложным показанием перед судьей (Втор 19:18), так и клеветой (Пс 14:2-3; 49:20; Сир 7:12-13).

Источник

За нарушение этой заповеди будут расплачиваться потомки

не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего что значит

– Отче, девятая заповедь велит: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего». Почему люди прибегают к ложным свидетельствам?

– Главная причина заключается в человеческой самости, самолюбии. Когда человек живет только для себя, в свое удовольствие, тогда все другие люди вокруг – это винтики, которые он использует для достижения своих целей. Среди этих людей могут быть и ближние, и дальние. И если кто-то не угождает ему, не делает так, как ему хочется, тогда идут в ход лжесвидетельства, чтобы таким образом приструнить этого человека, чтобы он всегда исполнял исключительно его волю. Корень – в самости.

Классический ветхозаветный пример лжесвидетельства находим в 3-й Книге Царств, 21-й главе, где говорится о царе Ахаве, которому очень понравился виноградник Навуфея. Царь захотел завладеть этим виноградником и позвал владельца, предложил деньги, серебро и даже хотел дать ему виноградник в другом месте, но Навуфей отказался идти на такую сделку, потому что виноградник был очень дорог ему, достался по наследству от отца, деда. Навуфей сказал об этом Ахаву и не намеревался виноградный участок отдавать.

И вот Ахав «возмутился духом», а его жена Иезавель, увидев беспокойство мужа, сразу предложила выход.

– Зачем ты печалишься? Я все решу.

Она разослала письма старейшинам города, созвали суд, вызвали Навуфея, подкупили двух лжесвидетелей, которые оклеветали его, мол, он выступал против царя. Такое себе политическое обвинение. И обвиненного, согласно Закону, побили камнями. Так Ахав завладел виноградником.

Пророк Илия обличил царя за это и пообещал ему и его жене Иезавели разные кары. После обличительных слов пророка, Ахав смирился и раскаялся в своем беззаконном поступке. Тогда Господь через пророка Илью вынес другой приговор: Ахав не пострадает, но потомки его будут истреблены. Через какое-то время это пророчество полностью исполнилось.

– То есть потомки лжесвидетелей расплачиваются за грехи своих отцов?

– Получается так. Если не сам человек страдает за неправду, то его наследники обязательно несут ответственность за лжесвидетельство. Беззаконие записывается в памяти. И если не было покаяния, то цепочка вины тянется до тех пор, пока этот род не истребится. Не зря сказано святым пророком Давидом, что погубит Господь всех глаголющих ложь (Пс.5:7).

Другой яркий пример лжесвидетельства мы встречаем в Новом Завете. Христа привлекли к суду и, чтобы предать его смерти, начали искать лжесвидетельства. Два клеветника стали утверждать: Иисус говорил, что разрушит храм и за три дня воздвигнет его.

Это было «доказательством» Его вины на беззаконном суде.

– Какова причинно-следственная связь лжесвидетельства? Как люди приходят к этому? Ведь не сразу же на это решаются? Какие предпосылки?

– Человек клевещет на другого, когда теряет связь с Богом через свои грехи и страсти: сребролюбие, зависть и т. д.

Сегодня можно наблюдать бесконечные разбирательства в судах. Даже близкие и родные люди из-за каких-то квадратных метров готовы перегрызть друг друга и решаются на лжесвидетельства. Бывает, в селах за колодец, который расположен на границе участков, судятся. Эта картина сплошь и рядом.

Моя мама была председателем сельсовета и все время сталкивалась с такими ситуациями: постоянные разбирательства, заявления, кляузы друг на друга. Это было в порядке вещей.

– В селе свои дележи, в городе – более крупные запросы, в среде чиновников иные методы обогащения.… А в результате – лжесвидетельства. Что с этим делать? Как от них избавиться?

– У клеветника нет страха Божьего. Нет любви. Лишь присутствует какая-то расчетливость, зачастую материального плана. Как мы можем противостоять ему? Верою и любовью. Не надо на ложь отвечать ложью.

– Если против тебя направлена такая кампания, что нужно делать?

– Не надо использовать те же средства. Нельзя поступать по ветхозаветному принципу: око за око. Прежде всего следует пожалеть человека, который клевещет. Его совесть мучает душу, он не спокоен, не мирен духом. Наша основная защита – молитва о лжесвидетеле.

В Ветхом Завете есть такой пример. Когда Иосиф служил в доме египетского вельможи, то его оклеветала жена вельможи, мол, еврей хотел с ней переспать.

Сидя в тюрьме, он пытался найти себе каких-то ходатаев. Он, например, предсказал благую участь царского виночерпия и попросил у него: «Когда будешь наливать вино царю, тогда вспомни, что я сделал тебе благое, доброе дело».

Господь не дал бы ему такого провидческого дара, если бы он не молился и потерял веру. Если бы он пребывал в ожесточенном, озлобленном состоянии, то, конечно, не смог бы пророчествовать и его судьба бы не изменилась.

Виночерпий через некоторое время был освобожден и во время застолья, разливая вино, шепнул царю на ухо, что Иосиф несправедливо сидит в тюрьме. И его освободили.

Именно молитвенная связь с Богом – самое сильное средство против клеветы.

Добавлю еще пример из относительно недавней истории. Выпускник и преподаватель Киевской духовной академии архимандрит Антонин (Капустин), когда был начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме, постоянно терпел всякую клевету и напасти как от своих, так и от чужих. Как же он спасался от этого? Он ежедневно, утром и вечером, старался молиться в храме на Богослужении. Об этом свидетельствуют его дневниковые записи. В результате, несмотря на все чинимые ему препятствия, он столько сумел сделать полезного для паломников на Святой земле, сколько никто другой бы не смог сделать даже при самых благоприятных условиях.

– Лжесвидетельство приобретает огромные масштабы. Не брезгует этим и ТВ, где без зазрения совести отказываются от вчерашних слов, лгут.

– Это результат полного равнодушия, формального отношения к Богу, к заповедям. Ничего нет нового под солнцем. Оно всегда было в мире, в большей или меньшей степени. В советское время тоже исходила сплошная ложь со всех СМИ, на государственном уровне в том числе.

Правда, в советское время многие люди еще умели различать, где черное, а где белое. По-видимому, тогда еще сохранялся иммунитет против лжи, добытый предыдущими поколениями, воспитанными в православной вере, на заповедях Божиих.

А сейчас этот иммунитет разрушен или очень слабенький. Большинству людей очень сложно разобраться, где правда, а где ложь. При том, что еще и Церковь пытаются всячески дискредитировать.

– А как Церковь должна реагировать на то, что на Нее клевещут?

– Есть две противоположные точки зрения. Одни считают, что нужно молиться и ничего не предпринимать. Другие утверждают: нужно бить в набат, во все колокола и сразу разоблачать неправду.

– Какая позиция Вам ближе?

– Истина всегда на золотой середине. Нужно и молиться, и не бездействовать. Нужно сочетать и то, и другое.

Если мы будем только молиться и ничего не будем предпринимать, то под лежачий камень вода не потечет. А если мы начнем действовать, забыв о Боге, – ничего не добьемся без Божьего благословения и содействия.

Когда теряется связь с Богом, когда мы начинаем бороться за правду, но при этом забываем о молитве, ситуация лишь усугубляется.

А с молитвой всегда виден просвет. Господь не дает искушений больше, чем мы можем перенести.

Источник

Толкование на Исход 20:16

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на Исход 20:16 / Исх 20:16

Григорий Палама (

Не послушествуй на друга своего свидетелства ложна

Не лжесвидетельствуй (Мф. 19:18; Лев. 19:11). Иначе уподобишься искони клеветавшему Еве на Бога и подвергнешься равному с ним осуждению (Быт. 3:1, 5, 14). Лучше, поэтому, если не произойдет отсюда какого либо вреда для многих, прикрой грех ближнего. Чрез это уподобишься не Хаму, а Симу и Иафету, и получишь благословение (Быт. 9:22, 23, 26).

Источник: Изъяснение десяти заповедей.

Филарет (Дроздов) (1782−1867)

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего

Что запрещается девятой заповедью?

Девятой заповедью запрещается ложное свидетельство на ближнего, а также всякая ложь.

Какие бывают виды ложного свидетельства?

Запрещается под наименованием ложного свидетельства: ложное свидетельство судебное, когда на кого-либо в суде ложно доносят, жалуются, или о чём-либо лжесвидетельствуют; ложное свидетельство помимо суда, когда на кого-либо клевещут заочно, или кого-то в лицо порицают несправедливо.

Можно ли укорять людей, если в них есть пороки?

Непозволительно укорять других за их пороки. Евангелие не позволяет нам судить о пороках или недостатках ближних, если мы не призваны к обличению их особой обязанностью, а исправлять ближних примером кротости: Не судите, да не судимы будете (Мф. 7:1).

Является ли грехом ложь без желания навредить ближнему?

Непозволительна также ложь, при которой нет намерения вредить ближнему. Потому что всякая ложь противоречит любви и уважению к ближнему и недостойна человека, тем более христианина, созданного для истины и любви. Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему; потому что мы члены друг друга (Еф. 4:25).

Как избежать греха против девятой заповеди?

Чтобы избегать грехов против девятой заповеди, следует обуздывать язык. Кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей (1 Пет. 3:10). Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие (Иак. 1:26).

Источник: Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви. О девятой заповеди

Николай Сербский (1880−1956)

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего

Не будь лживым ни в отношении себя, ни по отношению к другим. Если ты лжешь о самом себе, ты сам знаешь, что лжешь. Но если ты наговариваешь на кого-то другого, тот, другой, знает, что ты о нем клевещешь.

Когда ты расхваливаешь себя и хвастаешься перед людьми, люди не знают, что ты ложно свидетельствуешь о себе, но сам ты это знаешь. Но если ты станешь повторять эту ложь о себе, люди со временем поймут, что ты их обманываешь. Однако если ты станешь постоянно повторять одну и ту же ложь о себе, люди будут знать, что лжешь, но тогда ты сам начнешь верить в свою ложь. Так ложь станет у тебя истиной, и ты свыкнешься с ложью, как слепец свыкается с тьмой.

Когда ты клевещешь на другого человека, тот человек знает, что ты лжешь. Это первый свидетель против тебя. И ты знаешь, что клевещешь на него. Значит, ты — второй свидетель против самого себя. А Господь Бог — третий свидетель. Следовательно, когда бы ты ни произнес ложного свидетельства на ближнего твоего, знай, что против тебя покажут трое свидетелей: Бог, ближний твой и ты сам. И будь уверен, один из этих трех свидетелей разоблачит тебя перед всем миром.

Источник: Вера Святых. Первый Божий Закон. Десять Заповедей, данных Моисею.

Никодим Святогорец (1749−1809)

Не послушествуй на друга своего свидетельства ложна

Против нее погрешают те, кто приносят ложное и несправедливое свидетельство, чтобы нанести ущерб или повредить своему брату. Те, кто питают подозрения на своего брата. Те, кто осмеивают природные недостатки ума, или голоса, или лица, или других членов тела ближнего, потому что человек не является виновником этих недостатков. А также те судьи, которые либо по лицеприятию, либо за подарки, либо хорошо не исследуют дело и творят несправедливый суд.

Источник: Руководство к исповеди.

Августин (354−430)

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего

Те, кому нравится никогда не лгать, поступают гораздо лучше… ибо в самом Декалоге написано: Не произноси ложного свидетельства, что включает в себя всякую ложь. Ведь всякий, сообщающий что-либо, свидетельствует своей душой. Что скажут на написанное: клевещущие уста убивают душу (Прем 1:11), говорящие, что не всякая ложь может быть названа ложным свидетельством? А чтобы кто-либо не счел, что это может быть понято в смысле «за исключением некоторых, говорящих неправду», пусть в другом месте прочтут: Ты погубишь всех, говорящих ложь (Пс 5:7). Сам Господь Своими устами говорит: Но да будет слово ваше: да, да, нет, нет, а что сверх этого, то от лукавого (Мф 5:37). Отсюда и апостол, когда говорит о том, что надо отложить образ жизни ветхого человека, под которым подразумеваются все грехи, последовательно говорит, ставя на первое место: Посему, отвергнув ложь, говорите истину (Еф 4:25).

Источник: Против лжи.

Ведь тебе говорит Закон, например: Не произноси ложного свидетельства. Если ты знаешь истинное свидетельство, имеешь свет разума. Если же, побежденный жаждой грязной прибыли, ты в душе решишь сказать ложное свидетельство, то без Христа тебя уже начнет швырять буря. Тебя будут бросать волны собственной жадности, ты будешь обуреваем своими желаниями и можешь утонуть, ибо рядом не будет Христа.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего

Требование восьмой заповеди расширяется в девятой. В то время как первая запрещает нанесение вреда лишь собственности ближнего, вторая имеет в виду вред, причиняемый жизни, чести и т. п. ближнего, как ложным показанием перед судьей (Втор 19:18), так и клеветой (Пс 14:2−3; 49:20; Сир 7:12−13).

Источник

ДЕВЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего что значит

не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего что значит

ДЕВЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Заповеди Божии мало знать, их нужно понимать, а понимая, легче их исполнять.

В сегодняшней главе, посвященной Девятой Заповеди (Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего), речь пойдет об одном из самых распространенных грехов среди людей. О лжи и клевете…

Казалось бы, в сравнении с Шестой Заповедью (Не убий), неисполнение предписания Девятой Заповеди не столь пагубно. Но это совсем не так. Клевета на ближнего своего убивает нашу душу изнутри, загрязняет сердце и отрешает от нас милосердие Божие, закрывая дорогу в Царство Небесное…

Святитель Николай Сербский объясняет великую тяжесть сего прегрешения и предостерегает от пагубы его последствия.

не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего что значит

“Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего” (Исх.20:16).

Не будь лживым ни в отношении себя, ни по отношению к другим. Если ты лжешь о самом себе, ты сам знаешь, что лжешь. Но если ты наговариваешь на кого-то другого, тот, другой, знает, что ты о нем клевещешь.

Когда ты расхваливаешь себя и хвастаешься перед людьми, люди не знают, что ты ложно свидетельствуешь о себе, но сам ты это знаешь. Но если ты станешь повторять эту ложь о себе, люди со временем поймут, что ты их обманываешь. Однако если ты станешь постоянно повторять одну и ту же ложь о себе, люди будут знать, что лжешь, но тогда ты сам начнешь верить в свою ложь. Так ложь станет у тебя истиной, и ты свыкнешься с ложью, как слепец свыкается с тьмой. Когда ты клевещешь на другого человека, тот человек знает, что ты лжешь. Это первый свидетель против тебя. И ты знаешь, что клевещешь на него. Значит, ты — второй свидетель против самого себя. А Господь Бог — третий свидетель. Следовательно, когда бы ты ни произнес ложного свидетельства на ближнего твоего, знай, что против тебя покажут трое свидетелей: Бог, ближний твой и ты сам. И будь уверен, один из этих трех свидетелей разоблачит тебя перед всем миром. Вот как Господь Бог может разоблачить ложное свидетельство против ближнего.

Есть притча о клеветнике.

не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего что значитВ одном селе жили два соседа, Лука и Илья. Лука терпеть не мог Илью, потому что Илья был человек правильный, работящий, а Лука — пьяница и лентяй. В приступе ненависти Лука обратился в суд и донес, что Илья говорил бранные слова в адрес царя. Илья защищался, как мог, и под конец, обернувшись к Луке, сказал: «Даст Бог, Господь Сам откроет твою ложь против меня». Однако суд отправил Илью в темницу, а Лука вернулся домой.

Подходя к своему дому, он услышал плач в доме. От ужасного предчувствия кровь застыла в жилах, ибо вспомнил Лука проклятие Ильи. Войдя в дом, он ужаснулся. Его старый отец, упав в костер, сжег себе все лицо и глаза. Когда увидел это Лука, он онемел и не мог ни говорить, ни плакать. На заре следующего дня он отправился в суд и признался, что оговорил Илью. Судья тут же отпустил Илью, а Луку наказал за лжесвидетельство. Так Лука за один грех понес два наказания: и от Бога, и от людей.

А вот пример, как ближний твой может разоблачить твое лжесвидетельство.

В Ницце жил один мясник по имени Анатоль. Некий богатый, но нечестный торговец подкупил его, чтобы тот дал ложные показания против своего соседа Эмиля, что он, Анатоль, видел, как Эмиль облил керосином и поджег дом этого торговца. И Анатоль засвидетельствовал это на суде и присягнул. Эмиль был осужден. Но он поклялся, что когда отбудет наказание, станет жить лишь для того, чтобы доказать, что Анатоль лжесвидетельствовал.

Выйдя из тюрьмы, Эмиль, будучи человеком дельным, скопил вскоре тысячу наполеондоров. Он решил, что отдаст всю эту тысячу, чтобы заставить Анатоля признаться перед свидетелями в своей клевете. Прежде всего Эмиль нашел людей, знающих Анатоля, и составил такой план. Они должны были пригласить Анатоля на ужин, хорошенько напоить его и тогда сказать ему, что им нужен свидетель, который бы на суде под присягой показал, что некий трактирщик укрывает грабителей.

План удался на славу. Анатолю изложили суть дела, выложили перед ним тысячу золотых наполеондоров и спросили, может ли он найти надежного человека, который бы на суде показал то, что им нужно. У Анатоля загорелись глаза, когда он увидел перед собой кучу золота, и он тотчас заявил, что сам возьмется за это дело. Тогда приятели сделали вид, что сомневаются, сумеет ли он проделать все, как надо, не испугается ли, не растеряется ли на суде. Анатоль стал горячо убеждать их, что сумеет. И тут они его спросили, приходилось ли ему когда-нибудь делать такие вещи и насколько успешно? Не догадываясь о западне, Анатоль признался, что был такой случай, когда ему заплатили за ложное свидетельство против Эмиля, которого в результате отправили на каторгу.

Услышав все, что им было нужно, друзья отправились к Эмилю и все ему рассказали. Наутро Эмиль подал жалобу в суд. Анатоля судили и отправили на каторгу. Так неминуемая кара Божия настигла клеветника и восстановила доброе имя порядочного человека.

не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего что значитА вот пример, как сам лжесвидетель признался в своем преступлении.

«О, Господи, Боже Праведный, как же несчастны люди, которые не следуют Твоей святой заповеди и не обуздывают железной уздой свое грешное сердце и свой язык. Боже, помоги мне, грешному, не погрешить против истины. Умудри меня истиной Твоей, Иисусе, Сыне Божий, испепели всю ложь в сердце моем, как садовник сжигает гнезда гусениц на фруктовых деревьях в саду. Аминь».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *