кто такой созидатель человек
Созидание – это, простыми словами
Созидание – это, простыми словами, деятельность, направленная на гармонизацию окружающего пространства. Она представляет собой высшую форму творчества, призванную не только изменить реальность, но и духовно обогатить самого человека.
Несколько слов о созидании
Созидательная деятельность может называться только в одном случае – если ее результатом будет благо, не связанное с ответным получением материальных ценностей. Говоря простыми словами, созидание включает в себя деятельность индивида в одной из 3 плоскостей:
Изменение реальности созидательного характера приносит благость в разных формах:
Общепринятое в психологии и философии определение созидания подразумевает полезное деяние, приносящее ощутимую общественную пользу. Причем в этом смысле личность может не только улучшать мир, но и восстанавливать разрушенную ранее гармонию.
Творчество: созидать или создавать
Созидание во многих литературных и научных источниках приравнивается к творческому процессу. Во многом эти понятия схожи, но между ними существуют ключевые различия.
Если говорить кратко, то творчество являет собой хаотичный процесс. Оно рождается силой чувств и становится результатом вдохновения. Цель творчества:
Тогда как созидание всегда сознательно. Им движет сила разума, а конечная цель видится четко и ясно.
Нередко знак равенства ставится между терминами «созидать» и «создавать». Несмотря на то, что с точки зрения русского языка первое понятие классифицируется как устаревшая форма второго, они различны.
Стоит более детально рассмотреть, что это значит. Человек способен создавать как материальное, так и нематериальное. Но при этом характер процесса и его результат может быть с одинаковым успехом:
Созидание, напротив, конструктивно по своей сути. Оно несет в себе гармонию и оттенок возвышенного, что в итоге позволяет появиться чему-то более ценному и важному для общества в целом. Некоторые специалисты интерпретируют созидание как исключительное умение направлять умственную и творческую энергию на создание:
Поэтому понятие созидания направлено в 97% случаев на нематериальные объекты. Наиболее актуально его применение в отношении духовных и моральных ценностей.
Что такое созидание и как ему научится?
Есть мнение, что способность созидать – это некое супер-умение идеального человека. Созидательность – действительно удивительное (и не единственное) качество, но не идеальной, а психологически зрелой личности. Узнайте об остальных особенностях психологической зрелости, позитивной терапии творчеством и трех приятных техниках арт-терапии.
Что такое созидание?
Созидание — это высшая из известных человеку форм творческого изменения реальности. Созидательная деятельность всегда направлена на то, чтобы улучшить мир, сделать его более гармоничным. Она сопровождает действия, приносящие людям благость: материальную, практическую, душевную, духовную, полезную для расширения сознания или наработки хороших качеств. В широком смысле созидание – это не столько преобразование, сколько постижение сущего; волевая, сознательная и духовная деятельность человека.
Созидание в литературной речи имеет пафосный или величественный оттенок. Чаще применяется к нематериальным объектам: душе, моральным ценностям, духовному воспитанию. В словарях слово «созидать» описывается как устаревшая форма от «создавать». Но различия в этих понятиях есть. Созидание не просто создает – оно вдохновляет. Оно носит положительный оттенок чего-то конструктивного, полезного, гармоничного и приводит возникновению чего-то более ценного. А создавать можно и проблемы или неприятности.
Созидательность как качество личности – умение направлять умственную и творческую энергию на создание чего-то красивого, величественного, полезного. В повседневной речи словосочетание «созидательный человек» чаще заменяют на «творческий человек», а творчество и созидательность употребляют как синонимы. Хотя и в этих понятиях есть отличия. Творчество – это сила чувства и вдохновения, нечто стихийно-хаотическое; созидание – это сила разума, сознательно направленная на движение к цели.
Созидание невозможно постичь без его дуальной пары – разрушения. Чтобы создать что-то новое, нужно предварительно что-то разрушить: весна разрушает снежный покров, торнадо разрушает прежний ландшафт, давая возможность создать что-то новое. Разрушать всегда легче, ведь разрушение не требует душевных затрат. Поэтому каждый человек делает свой выбор: саморазрушение (преумножение зла) или самосозидание (преумножение добра).
Способность созидать как признак зрелой личности.
Созидательность — это одна из характеристик психологически зрелой личности. Зрелость приходит тогда, когда человек не просто взрослеет, но набирается мудрости. В рамках теории психоанализа психологическая зрелость личности рассматривалась как конечная цель психотерапии.
Термин «зрелая личность» в психологическую науку ввел австрийский психолог Альфред Адлер. В своих работах ученый предложил понятие творческого «Я» как первопричины человеческого в человеке, того, что делает его созидателем своей жизни, придает смысл существованию. Позже вопросы зрелости рассматривались русским профессором психологии Н. Рыбниковым, швейцарским философом К. Юнгом, американским психоаналитиком Э. Эриксоном.
Сама по себе зрелость – не конечная точка, а состояние, которое подобно паззлу складывается из качеств:
Списки качеств зрелой личности составляли основатель психоанализа Зигмунд Фрейд и его современник, разработчик теории черт личности Гордон Олпорт. Основатель гуманистической психологии Абрахам Маслоу полагал, что на звание зрелой личности могут претендовать не более 1% людей. Одной из показательных характеристик он считал креативность – способность к творчеству, которая проявляется в любом деле, даже в быту.
Арт-терапия или как начать созидать?
Автор бестселлера «Ешь, молись, люби» Элизабет Гилберт сравнивает творчество с доступной каждому магической силой способной сделать жизнь более насыщенной, необычной, интересной. Психологи советуют практиковать терапию творчеством всем, кто хочет привнести в жизнь гармонию, повысить способность к самовыражению, раскрыть творческий потенциал.
С момента зарождения арт-терапии у нее появилось несколько различных направлений. Проходить психотерапию и просто получать удовольствие можно через фотографию, музыку, составление коллажей, раскрашивание мандалы, работу с тканями, тестом или глиной. Одним из самых популярных направлений считается изотерапия – лечение изобразительным искусством. Она помогает добраться до глубинных переживаний, избавиться от стресса и просто отвлечься от повседневных забот с помощью несложных техник.
Техника 1. Рисование в темноте.
Большая часть внутреннего напряжения прибывает от критики со стороны. Ослабить силу внутреннего критика поможет рисование в полной темноте. Попробуйте сначала создать рисунок одноцветным карандашом, позже можно перейти к сложным изображениям. Сосредоточьтесь на создании абстрактных линий, узоров, фигур. При включенном свете рисунок, скорее всего, вас сильно удивит.
Техника 2. Раскрасьте свое физическое состояние.
Нарисуйте на листе бумаги очертания своего тела. Закройте глаза, представьте свое тело и свои ощущения. Раскрасьте изображение внутри контура акварельными красками так, как вы это чувствуете. Подумайте, что для вас значат эти оттенки и почему они появились именно на этих участках. Эту технику можно практиковать в больших масштабах: взять рулон обоев, обрисовать на нем контуры своего тела в натуральную величину и разрисовать.
Техника 3. Мандала желаний.
Круглая мандала – символ вечности. Поместив внутрь свое желание, мы создаем условия для его исполнения. Для начала нужно нарисовать на бумаге круг-основу – обвести тарелку или использовать циркуль. Визуализируйте желание. Начинайте раскрашивать. Это может быть конкретный или фантазийный узор. В процессе рисования нужно отмечать свои инсайты и просто получать удовольствие.
Выводы:
Созидательность Созидатель Созидательный
Замечательное чувство — знать, что ты сам строишь мир.
Видеть и делать новое — очень большое удовольствие.
Созидая, мы творим самих себя.
Латинское крылатое выражение
Созидательность как качество личности – способность, постоянно проявляя энергию воли и разума, делать что-то существующим, создавать, производить, основывать.
Известный мудрец сидел в молчании, и лицо его выражало устремление. Его спросили: — Чем занят ум твой? Он отвечал: — Сейчас строю храм. — Где же храм твой? — Он за двадцать переходов отсюда, и строители в большой нужде. — Так даже в бездействии ты созидаешь? Мудрец улыбнулся: — Неужели действие только в пальцах и ступнях?
Человеческий ум пытлив и неугомонен, ему всегда всего мало, ему всё не так, всё всегда надо созидать. Созидательное начало подталкивает создавать что-то новое. Так возникают новые потребности и конца этому процессу не видно, хотя бы потому, что в обществе действует объективный, всеобщий экономический закон – закон возвышения потребностей. Словом, пока существует человечество, оно постоянно будет направлять свою мысль на созидание.
Созидание и разрушение – дуальная пара. Два полюса. Две стороны одной медали. То есть созидание – это разрушение с обратным знаком. Созидательность – дочь добра. Всю огромную материнскую силу она, проявляя сострадание, направляет на помощь людям. Сострадание – самая мощная созидательная сила Вселенной. Добро множит добро. Каждый человек делает свой выбор – созидать добро или попустительствовать злу, быть созидателем или разрушителем. Современный французский писатель Бернар Вербер в книге «Муравьи» пишет по этому поводу: «Ах, как длинна жизнь, и какой разрушительной она может быть, и насколько легче сделать её разрушительной, чем созидательной…»
Есть такая пословица: «Ломать – не строить, душа не болит». Верно подмечено. Созидание требует душевных затрат. Взять, к примеру, семейные отношения. Если у женщины грубое, каменное сердце, она не сможет воодушевлять своего мужа на созидание, ибо воодушевляющей силой в семье обладает исключительно женщина. «Мужчина – это олицетворение созидательной силы, женщина – воодушевляющей. Когда жена не может воодушевлять, ей придется вопреки женской природе созидать всё самой.
Воодушевляющая энергия женщины соткана из любви и может творить настоящие чудеса. Созидательная энергия мужчины соткана из силы разума и воли. Мужчина и женщина дополняют и уравновешивают друг друга. На этом стоит семья. Рэй Брэдбери в книге «Дом» пишет: «Любовь всегда что-то где-то строит. Иначе она угасает. Всю свою совместную жизнь вы строите — строите себя, строите дома, растите детей. Если один останавливается, тогда получается, лишь половина всего строения. В конце концов, оно рассыпается, как карточный домик».
Начало созидания – воображение или визуализация того, что хочешь создать. Человек, созидая дом, уже мысленно нарисовал его у себя в голове. Муравьи строят муравейник на инстинктах. Ни одно животное не способно создать в своей голове мысленный план будущей созидательной деятельности. Иными словами, созидательность – прерогатива разумных существ. Еще Бернард Шоу подметил: «Воображение — это начало создания. Вы воображаете то, что хотите; вы желаете то, что воображаете; и, наконец, вы создаете то, что желаете».
Зависть лишена созидательного начала. Завистник будет исходить злобой к созидателю, но сам не способен на созидание. Квалификация не та. Зависть – это всегда разрушение. Пусть у меня сарай сгорит, лишь бы у соседа сгорел дом. Пусть мне выбьют один глаз, но соседу два. Словом, всегда найдутся завистники, которые обвинят в своей никчемности и неудачливости тех, кто творит и созидает.
Армянский поэт Аветик Исаакян в стихотворении «Я возвещаю вам…» пишет:
Для вас, кто осмеял величье созиданья,
Для вас, пресыщенных, придет духовный глад.
И будете молить и клянчить подаянье,
Блуждая по земле, мечась из града в град.
Какой огромной, животворящей силой обладает созидательность, мы убедимся на примере невероятной по своему масштабу личности — Иване Ивановиче Бецком – образованнейшим человеком своего времени. О нем рассказывает А. Бушков в романе «Екатерина II. Алмазная Золушка».
К моменту восшествия Екатерины на престол российское образование было в состоянии крайне горестном. Существовало несколько военных корпусов, где преподавали не только «специальные» предметы, но и, так сказать, общеобразовательные, общенаучные. Программа была довольно широкая – но в эти корпуса принимали исключительно дворян. «Гражданское» образование тоже не блистало особенным разнообразием: Академический университет и гимназия в Петербурге, университет и две гимназии в Москве, гимназия в Казани. И это – все. По всей стране более не имелось не то что университетов, но и простых школ – одни духовные училища. Не приходские школы, где учат духовные лица (как до Петра), а именно духовные училища со своим специфически узким кругом задач.
И вот выбор императрицы выпал на И.И. Бецкого, в ком во всю мощь была развита созидательность как качество личности. По замыслу Бецкого школа должна воспитывать новых людей – образованных, высоконравственных. Вообще Бецкой обучение ставил на второе место, а на первое – как раз воспитание высокой морали и нравственности.
Бецкой составил новую программу: «Генеральный план воспитания юношей обоего пола». Многое из него Екатерина осуществила на практике. Даже краткий пересказ биографии Бецкого поражает. Именно он (на равных с Екатериной) был основателем «Смольного общества благородных девиц» – того самого, знаменитого впоследствии Смольного института. А также – подобного Смольному Екатерининского училища в Москве.
Реформа Сухопутного кадетского шляхетского корпуса – снова Бецкой. Коммерческое училище при Воспитательном доме, «родовспомогательное училище при Санкт-Петербургском воспитательном доме, училище при Академии художеств, педагогические училища, дворянские „благородные училища“, „мещанские училища“ – и это Бецкой. Более тридцати лет Иван Иванович руководил всеми учебными заведениями империи, старыми и вновь создаваемыми. Он был главным попечителем Московского воспитательного дома, попечителем Смольного, президентом Академии художеств, фактическим руководителем Сухопутного шляхетского кадетского корпуса. Да вдобавок был одним из основателей Комиссии от строений Санкт-Петербурга и Москвы (подготовка и распределение всевозможных специалистов для заводов и фабрик, постройки и реставрации зданий, создание проектов застройки городов, строительство набережных). И разрабатывал уставы трех банков, и написал немало книг о воспитании детей…
И на всех этих должностях работал всерьез. И, между прочим, на связанные с воспитанием и образованием проекты израсходовал свои собственные, огромные средства (по подсчетам изумленных французов, два миллиона франков золотом). В отличие от подавляющего большинства тогдашних сановников, не принимал от Екатерины никаких «материальных благ» – за исключением крохотной усадебки в Лифляндии. Одним словом, потрясающий был человек, неизмеримо много сделавший для России…
На наш взгляд, человек изначально не понимал своего места на планете и в чём – то не понимает и сейчас. Человек хорошо разобрался в растительном и животном мире, забыв, что он сам есть высшее животное. Все закономерности борьбы за существование в живой природе для него действительны. Если для зайца в лесу или в поле закончилась пища, то заяц уходит в другой лес и поле. Птица летает, потому что ищет пищу. Домашнюю курицу кормит человек, и она не летает. Человек постоянно трудиться в поле, в лесу, на воде, чтобы себя прокормить. Но человек ещё обладает способностью созидания нового. Человек практически освоил все континенты и острова, загрязнил почти все воды и почвы. И всё это не столько из-за того, что ему не хватало пищи для существования, сколько потому, что имеет возможности создавать новые потребности. Способность созидания начинает подводить человека. Он начинает создавать то, что уничтожает живую природу. Это приводит к отрыву человека от живой природы, которая его создала. Далее, мы попытаемся привести отдельные примеры такого созидания.
Научно – технический прогресс – объективная закономерность существования человечества. Обвинять в этом какое – либо общество или какого – то великого учёного было бы неверно. До промышленной революции, до 19-го века, человек во всём уповал на волю Всевышнего, и все свои свершения можно было свалить на него. Противоречия между обществами и внутри обществ были всегда, разрешались они далеко не мирными способами. До изобретения пороха отрицательное влияние войн на окружающую среду было минимальным. До промышленной революции человек расширял свои потребности за счёт захвата чужих территорий. Сегодня вся территория планеты распределена между обществами. Куда приведёт технический прогресс дальше, если рассматривать его только для увеличения потребностей.
Промышленная революция породила потребности, которых у человека не было ещё лет двести назад. Ранее человек был настолько близок к живой природе, что у него не возникало устремлений в чём – то себя ей противопоставлять. Сегодня у человека также нет злых намерений, а есть неуёмное желание облегчить собственную жизнь. Изобретение паровой машины и связанное с этим строительство железных дорог было большим прорывам человека в решении транспортной проблемы. Это, конечно, отрицательно воздействует на окружающую среду, но не фатально. Изобретение двигателя внутреннего сгорания (ДВС), связанное с этим производство автомобилей, строительство дорог с твёрдым покрытием, стало уже необратимым процессом нарушения целостности поверхности почвы и особенно загрязнения атмосферного воздуха. Скоро автомобиль будет главным участником городской жизни.
Изобретение пластических материалов (пластмасс) дополнило натуральные материалы, и стало исключительно полезным для человека. Но человек уже вошёл в раж вседозволенности, потерял чувство опасности для самого себя. В результате трудно разлагаемые пластмассовые отходы на долгие годы загрязняют почвы и водные источники.
И тут следует сказать, что незаметно для себя человек меняется в оценке восприятия природы. Успехи в научно- техническом прогрессе сделали этот прогресс самоцелью. Открыв новые источники энергии, постоянно облегчая свой труд, увеличивая и удовлетворяя свои потребности, человек оторвался от реальной действительности, в которой существует живая природа. В природе ни для какого существа ничего готового нет, а человек добился того, что энергия падающей воды (гидроэлектростанции), энергия ветра и Солнца вырабатывается для него, не прикладая больших усилий.
На сайте «Проза.ру» появилась статья Ларисы Мызниковой «Две гипотезы изменения климата». Автор приводит примеры действующих объектов, источников мощных электромагнитных излучений, возможно, влияющих на климат планеты. В текущем году климатические катаклизмы стали особенно типичны.
Большие успехи в создании совсем недавно, в прошлом веке, вычислительной техники дали дополнительный толчок в облегчении умственного труда человека. Человек соз-дал своего «думающего» двойника, не предполагая, что этот двойник может постепенно стать его личным врагом. Активная игра с этим двойником в Интернете уже сгубила не одну, а может несколько тысяч представителей новых поколений человечества. Обман живого существа на расстоянии, без последствий для обманщика, такого нет в живой природе. Это наживка на рыболовном крючке, которую тоже придумал человек. Направление искусственного интеллекта сейчас активно развивается, получило название «цифровизация». Эта потребность человека в «облегчении» своего умственного труда проявит себя как землетрясение, уже в обществе людей. Увлечение Интернетом, цифровизацией пока не влияет на уничтожение живой природы, а влияет только на живого человека, превращая его в больного головой.
Физически развитый, эмоциональный, живущий в семье и обществе живой человек заменяет свой мозг быстродействующим компьютером, этим самым вытесняя себя из живой природы. Оценить это негативное общественное явление может только сам человек в лице какого – то общественного движения, политической партии, сохранившей свой исторический интеллект. В средствах массовой информацией есть понимание этой проблемы. Для примера можно привести газету «Аргументы и факты» №25 от 23-29.06, 2021г., статью «IT и смотри». Компьютерные системы создают цифровые анкеты, которые подменяют живого человека и доступны многим заинтересованным лицам в неблаговидных целях.
Сегодня в российском обществе активно обсуждается противостояние социализма и капитализма, наблюдаемое на собственном опыте. Не будем пояснять, что такое капитализм. Каждый уже прочувствовал на собственной судьбе. Частная собственность и конкуренции во всех областях общественных жизни, дали человеку возможность превзойти возможности живой природы, а значит, и увеличить потребности человека. В результате человек покорил и подавил живую природу. Человек это на конец – то понял и создал науку в защиту окружающей среды, экологию, но во многом это стало уже поздно.
Социализм, следующая после капитализма общественно – экономическая формация, основанная на коллективной собственности на средства производства, на плановой системе ведения народного хозяйства. Социализм не предполагает конкуренции между равными.
Социализм планирует отношения людей внутри общества, а также отношение общества к окружающей среде. Вот эта социалистическая демократия и раздражает апологетов рыночной экономики внутри общества, поскольку сдерживает рост и удовлетворение потребностей на индивидуальном уровне. Каким бы ни был высокоразвитым существом человек, животное чувство превосходства, эгоизма у него остаётся. Это чувство может быть преодолено только в обществе равных. Поэтому социализм в отдельной стране, в окружении капитализма построить трудно, но можно. В Советском Союзе социализм успешно существовал в течение 70 лет. Существовал бы и сейчас, тем более, что по его пути пошли некоторые общества Азии и Африки. К сожалению, теория дальнейшего существования социализма остановилась в своём развитии, именно из – за бесконтрольного увеличения потребностей.
Что дальше ожидать от природы и от человека? От природы мы уже получили COVID-19, который появился не без участия человека. Достигнутая плотность населения в городах способствует быстрому распространению вируса в населённых пунктах. Между городами, государствами вирус распространяется со скоростью самолёта. Создаётся ощущение, что живая природа разгадала намерения человека – созидателя окончательно загубить живую природу.
Со стороны человека анализы и прогнозы выполняет наука. Можно познакомиться с таким прогнозом в книге «Глобалистика: Основы науки о Земной управляемой цивилизации. Курс лекций./ А.П. Федотов, С.В.Плотников. М. : Профиль – 2С. 2009». В книге дана богатая статистика по росту численности населения на планете за многие века, по природным ресурсам, состоянию биосферы, экономическим и энергетическим показателям. Отдельная глава посвящена России, её и потенциалу в мировой экономике.
На наш взгляд это очень оптимистичная стратегия. В живой природе чего – то новое достигается за счёт исключения чего – то старого. Мы имеем в виду достигнутые потребности человека. Сегодня удовлетворение этих потребностей практически разорили земную планету. Именно это вызвало экологические и глобальные проблемы, обсуждение которых сейчас занято множество умов.
Лишиться каких – то потребностей не хочет никто. Но это надо делать. Мирная перспектива сохранения любого общества, человечества должна опираться на более скромные потребности. Рациональная политика общества была при плановой экономике в Советском Союзе. Именно эта экономическая политика будет управляемой цивилизацией. Может показаться, что это не реально для живущих сегодня людей. Но реально для последующих поколений при соответствующем воспитании и образовании. А для этого в обществе должна быть провозглашена соответствующая идеология, реализующая равенство в труде, доходах и расходах. Лозунг социализма «от каждого по способностям, каждому по труду» снова становится актуальным. До сих пор человек созидал только для себя. Но настало время вспомнить, что он погубил в живой природе. Всякие другие частные цели должны быть подчинены этой цели.
У автора в «Проза.ру» есть статьи на эту тему: «Наука глобалистика», «Эпоха технического прогресса».
Шулепов В.Г., июль, 2021г.
г. Калининград
Значение слова «созидатель»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
СОЗИДА’ТЕЛЬ, я, м. (книжн. ритор.). Тот, кто созидает что-н.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
созида́тель
1. тот, кто созидает, создаёт что-либо
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова некондиционный (прилагательное):
Ассоциации к слову «созидатель»
Синонимы к слову «созидатель»
Предложения со словом «созидатель»
Цитаты из русской классики со словом «созидатель»
Сочетаемость слова «созидатель»
Понятия, связанные со словом «созидатель»
Димиу́рг или Демиу́рг (др.-греч. δημι-ουργός — «мастер, знаток, специалист; ремесленник, мастеровой; создатель, творец» от др.-греч. δῆμος — «земля, народ» + др.-греч. ἔργον — «дело, труд, работа») —
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «созидатель»
Он даёт во многом верную оценку буржуазии, отличает её прогрессивную роль в экономическом развитии страны, но отказывает ей в роли творца и созидателя новой жизни.
Легендарный герой, как правило, является созидателем – он открывает новую эпоху, создаёт новую религию, закладывает новый город или меняет образ жизни окружающих.
Это позволяет вам выйти из привычной роли, что всё уже создано и решено за вас и до вас, и стать созидателем, который даёт миру нечто очень ценное.