не помню чтобы когда нибудь было такое тихое такое ясное утро
Не помню чтобы когда нибудь было такое тихое такое ясное утро
Дмитрий Васильевич Григорович
I. ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
…Звонили к вечерне. Торжественный гул нескольких сотен колоколов усиливался постепенно и разливался мягкими волнами над Москвою. При ярком блеске весеннего солнца, начинавшего клониться к западу, Москва казалась волшебным, золотым городом. В эти часы весенних ясных вечеров Москва ни с чем сравниться не может! Но все-таки не нахожу слов, чтобы передать радостное чувство, которое овладело мною при расставании с городом. Я как будто воскрес душою, когда миновал Замоскворечье, проехал последнюю улицу, обставленную трактирами, запруженную народом, подводами, сайками, калачами, баранками, и очутился наконец за заставой.
Шум и возня, превращающие близость застав в многолюдный базар, делают еще заметнее резкий переход из города па поле. С каким наслаждением откидываешь верх тарантаса! А между тем впечатление еще не полно: долго попадаются возы с телятами, овощами и припасами всякого рода, встречаются толпы каменщиков, плотников и других рабочих. Все это невольно приводит на память городскую возню и суматоху, которую только что покинул и которая так давно наскучила. Время от времени приходится проезжать длинные села с каменным барским домом, как бы перенесенным сюда прямо с Тверского бульвара. На улице народ в картузах и синих мещанских кафтанах; бабы в штофных коротайках; парни похожи на фабричных щеголей; девки с бойкими глазами и пухлыми, белыми руками, никогда не бравшими серпа. Все почти подворотни превращены в лавочки: везде весы, баранки, деготь и ободья; в окнах неуклюжие самовары. Верст за десять и даже более от заставы встречаются щегольские, расписанные цветами тележки, в которых величественно восседает толстая мещанка с золотисто-фиолетовым платком на голове; рядом помещается такой же толстый сожитель, мещанин, – купец, поставляющий крупу или муку в один из столичных лабазов… И долго, еще долго будут попадаться давно наскучившие и как бы скроенные на один лад физиономии; долго станет преследовать звяканье медных пятаков, смешанное с тем несносным, одуряющим голову дребезжаньем, которое преследует вас в городе и днем, и ночью. Приморские жители уверяют, что звук, который слышится в больших раковинах, происходит от того будто бы, что в их пустоте навсегда остается шум моря: «море нашумело», говорят они. Надо полагать, человеческое ухо, как эти раковины, если не всегда, то надолго способно сохранять шум города. Город давно уже успел исчезнуть; исчезли постепенно и самые признаки городской суетливости; даже колокольный звон, долго покрывавший все остальные звуки, тонул и терялся в пространстве. Но все еще в ушах раздавались шум и трескотня улиц, грохот экипажей, хлопотливый говор, знакомые голоса и восклицания… Я страшно тяготился городом!…
Разлука с ним чувствительна для тех, кто оставляет за собою особенно близких людей или особенно дорогие воспоминания; но когда нет ни тех ни других, когда покидаешь одну суетную, мелкую жизнь, оставляющую после себя чувство умственной и душевной усталости и непременно чувство какого-то неудовольствия и даже раскаяния, – разлука с городом делается сладостною выше всякого описания. Понятно тогда, почему так заботливо стараешься забыть все прошлое; понятно, почему сердце так только вот и рвется вперед и вперед к этому бескрайному горизонту, полному такой невозмутимой, такой торжественной тишины…
С каждом шагом вперед, кругом делалось тише и тише, воздух свежее и свежее. Я нетерпеливо ждал минуты, когда прощусь с большой дорогой. К счастию, недолго было дожидаться: на пятнадцатой версте я повернул на проселок.
И вот я снова в полях, снова на просторе, снова дышу воздухом, пахнущим землею и зеленью!
Чудный был вечер! Солнце было еще высоко над горизонтом: оставалось час или полтора до заката. Прозрачное, безоблачное небо дышало свежестью; оно сообщало, казалось, свежесть самой земле, где на всем виднелись признаки юности. Апрель приближался к концу. Весна была ранняя, дружная; снег давно сбежал с полей. Повсюду, направо и налево от дороги, вдали и вблизи, по всем буграм и скатам, зеленели озими, освещенные косвенными золотыми лучами; тонкие полосы межей были еще темны; над ними вместо тучных кустов кашки, донника, ежевики и шиповника лоснились покуда пунцовые прутья и подымались ноздреватые, пересохнувшие стебли прошлого года; где-где разве развертывался и сквозил мягкий, как бархат, лист земляники. Но как уже хорошо было в поле! Тишина необыкновенная. Так тихо, что ни одна былинка не покачнет головкой; а чувствуешь, между тем, – слышишь даже, что весь этот неоглядный простор земли и воздуха наполнен жизнию и движением. Напрягаешь слух, жадно прислушиваешься… И – странно! – звуки эти радостно даже как-то отдаются в душе и тешат ее… Совсем не то, что в городе… В блестящей глубине небесного свода не видать жаворонка; но воздух наполнен его переливами. В каждой борозде, в чаще мелкой травы, в озимях слышатся писк, шорох. Далеко в рощах воркует горлинка и перелетают с места на место дикие голуби. Все оживает: в самой тонкой ветке, в самых нежных стебельках движется свежий сок, хлынувший из корня, которому так тепло теперь под землею, нагретою солнцем. Мириады насекомых роями жужжат в воздухе, снуют и качаются на гибких травках молодой зелени. Солнце везде и всюду: солнце насквозь пронизывает густые чащи, не успевшие еще заслониться листом; солнце донимает в глубине лесов и оврагов остатки рыхлого, почерневшего снега; солнце жаркими лучами обливает поля, где сквозь редкую еще зелень блистают новые отпрыски озимого хлеба и желтеет прошлогоднее, дотлевающее жнивье. С каким наслаждением выставляешь на вешнее солнце спину и обнаженную руку! В воздухе уже не чувствуешь той проникающей сырости, которая заметна в первую весеннюю пору, когда реки в разливе; реки вступили в берега свои. Вода сквозила и отражала чистую синеву неба: леса – особенно, если смотреть на них сбоку – видимо, почти опушались. Еще два-три такие дня, и птицы, которые поминутно встречаются с соломинкой или перышком в носу, начнут вить свои гнезда в защите под куполами и сводами молодых листьев.
Местами проселок был влажен; но нигде не было следа грязи: колеса катились как по бархату, оставляя по чернозему следы, как бы покрытые лаком.
Славное было время для путешествия!
Мне следовало проехать около двухсот верст по этому проселку. Недалеко, кажется, но, в сущности, это целое странствование: предстояло переехать Оку, на которой, судя по времени, не успели еще навести моста; было на пути еще несколько маленьких речек, которые переезжаются обыкновенно вброд, потому что мосты на них обманчивее всего брода. Но я не скучал этим.
Надо вам сказать: я с детства чувствую особенное влечение к нашим русским проселкам. Если судьба приведет вам когда-нибудь случай ехать по России, если при этом вам спешить некуда, вы не слишком взыскательны в отношении к материальным условиям жизни, а главное, если вам страшно наскучит город, советую чаще сворачивать с больших дорог: большие дороги ведь почти те же города! Это бесконечно длинные, пыльные и пустынные улицы, которыми города соединяются между собою; местами та же суета, но уже всегда и везде убийственная скука и однообразие. От Петербурга до Харькова, от Москвы до Перми – те же станционные дома, те же вытянутые в ряд села и деревни, предлагающие овес, деготь, кузнеца и самовар; вам мечутся в глаза те же полосатые версты, те же чахлые, покрытые едкой пылью ветелки, те же ямщики. Вся разница в том, что один ямщик говорит на «о» и носит шапку на манер гречишника, а сто верст далее делают ударение на «щ», и шапка его несколько приплюснута. «От Мурома до Нижнего столько-то, и столько-то от Орла до Тамбова!» – вот все, что узнаете вы на больших дорогах.
То ли дело проселки! Вы скажете: поэзия! Что ж такое, если и так? И наконец, если хотите знать, поэзия целой страны на этих проселках! Поэзия в этом случае получает высокое значение. Правда, вам не предложат здесь баранков, вы часто исходите целую деревню и не найдете самовара; не увидите вы здесь ни пестрых столбов, ни ветел, ни станций; не вытягиваются проселки по шнуру; не трудился над ними инженер – все это совершенная правда: их попросту протоптал мужичок своими лаптишками; но что ж до этого! Посмотрите-ка, посмотрите, какою частою, мелкою сетью обхватили они из конца в конец всю русскую землю: где конец им и где начало?… Они врезались в самое сердце русской земли, и станьте только на них, станьте – они приведут вас в самые затаенные, самые сокровенные закоулки этого далеко еще не изведанного сердца.
Ни одна тучка не омрачала небо.
Роса сверкала повсюду.
Листья были недвижны.
Изредка под тем или другим деревом раздавался шорох и слышалось, как била по листьям катившаяся капля росы.
Но как звонко зато распевали птицы, каким жужжанием, писком и чириканьем наполнялся недвижный воздух!
Кузнечики, как искры, сыпались по ногами, и жаворонки неумолкаемо заливались по обеим сторонам дороги.
Когда нибудь, недвижны, изредка, звонко, неумолкаемо.
Укажите время и род глаголов?
Укажите время и род глаголов.
Наступило ясное утро.
Солнце ярко сияло в глубоком небе.
Лучи его играли на речке, на крышах домов.
Алмазами сверкала роса на траве, на листьях деревьев.
Кругом стояла тишина.
Только весело щебетала ласточка.
СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ : Кузнечики, как искры, сыпались под ногами, и жаворонки неумолкаемо заливались по обеим сторонам дороги?
СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ : Кузнечики, как искры, сыпались под ногами, и жаворонки неумолкаемо заливались по обеим сторонам дороги.
Составить рассказ из слов рассвет листья деревья птицы капли роса трава солнце лес?
Составить рассказ из слов рассвет листья деревья птицы капли роса трава солнце лес.
Мягкий, янтарный блеск разливался всей окрестности?
Мягкий, янтарный блеск разливался всей окрестности.
Выпишите два существительных которые употребляются только в единственном числе : Утро, летом, лес, полях, траве, алмазы, капли, росы, листах, солнце?
Выпишите два существительных которые употребляются только в единственном числе : Утро, летом, лес, полях, траве, алмазы, капли, росы, листах, солнце.
Найди и впишите слова с проверяемыми бездарно гласными в корне слова?
Найди и впишите слова с проверяемыми бездарно гласными в корне слова.
Раннее весеннее утро.
Капли росы блестят на траве.
Солнце залило лучами всю окрестности.
Молодые листья зеленеет на деревьях.
Летают и поют птицы.
В саду и на лугу пестрит цветы.
Составить рассказ из слов рассвет листья деревья птицы капли роса трава солнце лес?
Составить рассказ из слов рассвет листья деревья птицы капли роса трава солнце лес.
Спишите текст?
Определите вид глаголов.
Звезды одна за другой гасл.
На вершине ели заиграл.
Тени деревьев далека легл.
Капли росы заиграл.
Сь работы в поле и на огороде.
Определить обстоятельство?
Было тихое летнее утро.
Солнце уже довольно высоко сияло на чистом небе.
Поля ещё блестели росой.
Из проснувшихся долин тянуло душистой свежести.
В лесу весело распевали птички.
2)на лево : 3)сюда : 4)потом на право : 5)на верх : 6)на зад.
Учить, как следует поступать т. Е. жить.
Умный и хороший музыкант.
Струнный музыкальный инструмент.
Учебная пожарная тревого необходима в целях безопасности учащихся. Обычно учебная тревога включает в себя следующие : 1) проверка оборудования на наличие дефектов и поломок 2) проверка слышимости ( так как иногда не в каждом кабинете слышно тревогу)..
9 это она 6 это речь 7 это рот.
Пахарь :: Григорович Дмитрий Васильевич
Тихо журчали они, отражая и небо, и зелень, и мирные окрестные виды; но время открыло скважину в русле: ручей заметно мельчает; тускней и тускней делается его поверхность, и наконец он вовсе пропадает, оставив темное земляное дно, в котором не блеснет уже никогда луч солнца!
Так и жизнь невидимым путем своим покидала старого пахаря. Грудь его подымалась все реже и реже; мертвенная бледность покрывала черты его. До сих пор душа все еще как бы носилась над чертою, разделяющею земную жизнь от загробной. Она тревожно, хотя постепенно слабее и слабее, прислушивалась к воплям и крикам; но вот стала она переходить роковую черту… Лицо старца снова стало приобретать спокойствие и ясность, и, казалось мне, в трепетном мерцаний, разливавшемся над изголовьем пахаря, снова являлся улыбающийся ангел, который ласково простирал к нему руку и тихо двигал белыми лучезарными крыльями…
Прошло два дня. Я шел уже отдать последний долг пахарю.
Не помню, чтобы было когда-нибудь такое тихое, такое ясное утро. Ни одна тучка не омрачала неба. Какой-то мягкий, янтарный блеск разливался по всей окрестности, и не было, казалось, такого затаенного уголка, куда бы не проникал луч солнца; а между тем ранний час утра поддерживал прохладу в воздухе и сообщал свежесть полям, холмам и рощам. Роса сверкала повсюду. Листья были недвижны. Изредка под тем или другим деревом раздавался шорох и слышалось, как била по листьям катившаяся капля росы. Но как звонко зато распевали птицы, каким жужжаньем, писком и чиликаньем наполнялся недвижный воздух! Все, что имело только крылья, собралось как словно праздновать в это утро. Кузнечики, как искры, сыпались под ногами, и жаворонки неумолкаемо заливались по обеим сторонам дороги, которая вела из дома в деревню.
Но зрелище, ожидавшее меня там, сильно противоречило веселой, улыбающейся картине утра. Я вошел в деревню, когда совершался вынос. Я увидел густую толпу народа и над нею, несколько дальше, белую верхушку гроба, которая сияла на солнце и медленно раскачивалась из стороны в сторону, как бы посылая прощальные поклоны избам и зеленеющим нивам. Погребальное шествие, сопровождаемое толпою и подводами, скрип которых заглушался рыданиями сидевших в них баб, стало опускаться к лугу. На нем изгибалась дорога, которая вела к приходу.
Достигнув точки, где начинался скат к лугу, я встретился с одним из самых древних стариков деревни. У пего, как видно, недостало сил идти дальше за гробом; он провожал его глазами и крестился. – Прощай, Анисимыч! Прощай… Скоро все там будем! – сказал он, махнул рукою и медленно побрел к избам.
Прежде чем подняться в гору, скрывавшую приходское село, погребальное шествие остановилось. На этом месте, по обеим сторонам дороги, кругом покрытой мелким кустарником, возвышаются два столетних тополя: они обозначают наши границы с соседскими землями. Здесь обыкновенно в последний раз прощаются с покойниками. Вопль и голошенье, заглушаемые говором, раздались сильнее. Народ тесно жался вокруг гроба, опущенного на землю. Каждый хотел проститься с пахарем. Я подошел ближе. Но мне не удалось уже видеть почтенное лицо старца: оно было закрыто; наружу выставлялись одни смуглые, загоревшие руки его. Каждый из присутствовавших подходил к гробу, кланялся в землю и целовал эти смуглые, честные пальцы, которые в продолжение семидесяти лет складывались только для труда и для крестного знамения. Наконец обряд прощанья кончился. Гроб, приподнятый на плечи носильщиков, снова озарился солнцем. Родственники, истомленные продолжительными слезами и скорбию, усажены были на подводы. Мы стали подыматься в гору, постепенно удаляясь от толпы, которая стояла у тополей и провожала нас глазами до тех пор, пока гроб не совершенно скрылся из виду.
Открытый урок Правописание частиц не и ни
Описание презентации по отдельным слайдам:
Не стыдно не знать, стыдно не учиться. (пословица)
Двадцать третье апреля. Классная работа.
Правописание частиц НЕ и НИ.
Цели урока: Продолжить знакомство с частицами. Формировать представления о правилах написания частиц НЕ и НИ. Формировать умения учащихся определять выбор частиц НЕ и НИ в предложении и тексте в зависимости от смысла высказывания. Формировать умения учащихся составлять предложения с использованием отрицательных частиц.
отрицательные не ни
(Не,ни)помню, чтобы было когда-нибудь такое тихое, ясное утро. (Не,ни)одна тучка (не,ни)омрачала небо. Какой-то мягкий, янтарный блеск разливался по окрестности, и (не,ни)было такого уголка, куда бы (не,ни)проникал луч солнца. А между тем ранний утренний час поддерживал прохладу в воздухе и сообщал свежесть полям, холмам и рощам. (По Д.Григоровичу)
Не помню, чтобы было когда-нибудь такое тихое, ясное утро. Ни одна тучка не омрачала небо. Какой-то мягкий, янтарный блеск разливался по окрестности, и не было такого уголка, куда бы не проникал луч солнца. А между тем ранний утренний час поддерживал прохладу в воздухе и сообщал свежесть полям, холмам и рощам. (По Д.Григоровичу)
Запишите номера предложений, разделив на две группы: 1 вариант-НЕ 2 вариант-НИ Кто (не,ни) принимал участие в читательской конференции, все остались довольны. Кто (не,ни) принимал участие в конкурсе, очень сожалел об этом. Сколько (не,ни) читаешь стихи Пушкина, всегда открываешь для себя что-то новое. Сколько я ещё (не,ни) прочитал произведений русских классиков! Сколько волка (не,ни) корми, он все в лес смотрит. Я (не,ни) мог (не,ни) улыбнуться, читая письмо.
Проверим: НЕ: 2, 4, 6 НИ: 1, 3, 5
Домашнее задание 1. Создать небольшой текст на тему «Никто не забыт, ничто не забыто». 2.Упражнение 816
Молодцы! Спасибо за работу!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-042810
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Правительство предложило потратить до 1 млрд рублей на установку флагов РФ у школ
Время чтения: 1 минута
На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр
Время чтения: 1 минута
ФИПИ опубликовал демоверсии ОГЭ и ЕГЭ 2022
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Педагогов и учеников предлагают тренировать на случай нападения
Время чтения: 1 минута
В МГУ разрабатывают школьные учебники с дополненной реальностью
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
А Б Малюшкин,С Г Айрапетова Диктанты с дополнительными заданиями Диктанты 8 класс
В данном материале представлены тексты диктантов для учащихся 8 класса
Просмотр содержимого документа
«А Б Малюшкин,С Г Айрапетова Диктанты с дополнительными заданиями Диктанты 8 класс»
Повторение в начале года.
Не помню ещё такое тихое, такое ясное утро. В освежённом воздухе не чувствовалось приближение весны. И хотя днём на солнце медленно таял грязный снег, ночью по-прежнему было холодно. Вдруг как-то сразу потянуло юго-западным ветром, принёсшим тепло. Надвинулся густой сероватый туман, заливший всю комнату. На его фоне неясно просматривались ближайшие невысокие сосны. В их неподвижности среди никем не нарушаемой тишины было что-то суровое. Затрещали льдины на речонке. К вечеру туман исчез, и весеннее небо прояснилось.
Утром яркое солнце быстро съело непрочный лёд. Тёплый воздух задрожал от испарений. Запели жаворонки над бархатом полей. Внезапно мой слух поразили странные звуки. Мой товарищ заметит: «Это журавлиные стаи начали свою утреннюю перекличку». От всего веяло ранней весной. (114 сл.)
Объяснить условия выбора Н и НН в словах:
первого абзаца (I вар.);
второго абзаца (II вар.).
раздельного написания НЕ со словами (I вар.);
слитного написания НЕ со словами (II вар.).
Сделать фонетический разбор слова:
Разобрать слова по составу:
приближение, сероватый (I вар.);
ближайшие, перекличку (II вар.).
Сделать синтаксический разбор предложения:
Вдруг как-то сразу потянуло… (I вар.);
Надвинулся густой сероватый туман… (II вар.).
Умные бобры умеют строить на реках высокие плотины. Они поднимают воду в реке, возводят на берегах целые посёлки. В высоких хатках ютятся семьи бобров. В каждой бобровой хатке два этажа. В верхнем этаже живут бобры и их дети. Съестные припасы хранятся в нижнем этаже. Выход из хатки скрыт глубоко под водой.
В Воронежском заповеднике я видел устроенную бобрами на небольшой лесной реке высокую плотину. Плотина эта, слепленная из речного ила, огрызков дерева и небольших брёвен, была полукруглой формы. По её гребню легко можно было ходить, а через него струилась запруженная река.
Сделать фонетический разбор слова:
(на) подстилке, слепленная (I вар.);
(в) заповеднике, запруженная (II вар.).
Выполнить морфологический разбор слов:
ютятся, (в) нижнем (этаже) (I вар.);
хранятся, (на) высокую (плотину) (II вар.).
Сделать синтаксический разбор предложения:
Съестные припасы хранятся в нижнем этаже. (I вар.);
Выход из хатки скрыт глубоко под водой. (II вар.).
В лесу по утрам мне не раз приходилось встречать барсуков. Я смотрел, как осторожно пробирается барсук у стволов деревьев, обнюхивает землю, разыскивает насекомых, мышей, ящериц, червяков и другой мясной и растительный корм.
Барсуки не уходят далеко от нор. Они пасутся, охотятся вблизи подземного жилища, не надеясь на свои короткие ноги. И не всегда удаётся услышать их шаги.
Барсук – безобидное и очень полезное животное. К сожалению, в наших лесах теперь барсуков почти не стало. Редко где в глухом лесу сохранились населённые барсучьи норы. Барсук – умный лесной зверь. Он никому не причиняет вреда.
К неволе барсук привыкает трудно. И в зоопарке днём барсуки обычно спят в своих тёмных конурах.
Охотиться на барсуков нетрудно. Очень интересно следить за жизнью обитателей барсучьих нор! (119 сл.)
Разобрать слово по составу:
разыскивает (II вар.).
Сделать синтаксический разбор предложения:
Барсук – безобидное и очень полезное животное. (I вар.);
Барсук – умный лесной зверь. (II вар.).
Выписать из данного предложения все словосочетания и выполнить их разбор:
К неволе барсук привыкает трудно. (I вар.);
Охотиться на барсуков нетрудно. (II вар.).
Наступила осень, и весь лес стоит в золоте листвы. Только иногда мелькнёт зелёное пятнышко.
В лесу тихо, даже как-то непривычно. Высоко над головой тихо шелестят и покачиваются кроны деревьев, обагрённые осенью. Сквозь них просвечивает мутно-жёлтым пятном солнце, скрывающееся за тучами. Из густой листвы иногда выглядывают огненные гроздья рябины.
Багряные кусты шиповника стоят, будто объятые пламенем, и красные ягоды в редкой листве пылают, как огненные язычки.
Тихо. Но иногда тишину нарушает глухой стук жёлудя, падающего с дуба на землю, да хруст веток, попавшихся под ноги. Под серебряными ветвями плакучей ивы журчит, пробираясь между камнями, ручеёк. Недалеко от ручейка – тёмно-бурый гриб, выглядывающий из-под опавшей листвы. Вот хитрец! Прикрылся листиком и думает, что никто его не видит.
Под берёзкой, трепещущей на ветру, муравейник. На нём нет обычного оживления: сюда тоже пришла осень. (130 сл.)
Морфемный разбор слов:
просвечивает (I вар.);
приходилось (II вар.).
Морфологический разбор слова:
падающего (жёлудя) (I вар.);
трепещущей (берёзкой) (II вар.).
Выписать все словосочетания и произвести их разбор:
из первого предложения (I вар.);
из второго предложения (II вар.).
Сделать синтаксический разбор предложения:
Сквозь них просвечивает… (I вар.);
Под серебряными ветвями… (II вар.).
Несколько слов о приметах.
Чтобы не заблудиться в лесах, надо знать приметы. Находить приметы или самим создавать их – очень увлекательное занятие. Мир примет бесконечно разнообразен. Приметы на дорогах не главные приметы. Настоящими приметами считаются те, которые определяют погоду и время.
Самая простая примета – это дым от костра. То он подымается столбом к небу, спокойно струится вверх, выше самых высоких ив, то стелется туманом по траве, то мечется вокруг огня. Глядя на дым, можно определённо сказать, будет ли завтра дождь, ветер или снова, как сегодня, солнце подымется в глубокой тишине, в синих прохладных туманах. Безветрие и теплоту предсказывает и вечерняя роса. Чем она обильнее, тем жарче будет завтрашний день.
Но есть приметы сложные и точные. Иногда небо вдруг кажется очень высоким, а горизонт сжимается, кажется близким. Это признак будущей ясной погоды. Иногда в безоблачный день вдруг перестаёт брать рыба. Это верный признак близкого и длительного ненастья. (140 сл.)
Выполнить фонетический разбор слова:
Морфемный разбор слов:
Подчеркнуть составные именные сказуемые, в которых именная часть выражена:
именем прилаг. (II вар.).
Сделать синтаксический разбор предложения:
Безветрие и теплоту предсказывает… (I вар.);
Иногда в безоблачный день… (II вар.).
На озере, запрятанном в крутых берегах, лежала зелёная илистая тень. А в этой тени серебрились от росы сами по себе серебряные ракиты. На ветке ракиты, склонившейся к воде, сидела маленькая серая птица в красном жилете и жёлтом галстуке. Она издавала дробный и приятный треск, а клюв её при этом оставался закрытым. Я подивился на эту птаху и на её весёлое занятие и пошёл дальше. Мне надо было набрать букет из цветов, растущих в лесу. Цветов было множество, и я решил взять по одному цветку и по одной ветке от всех растений, создававших вокруг озерца непролазные пахучие заросли.
У самого берега расцвела желтоватая таволга, пахнущая мимозой. Рядом распространял свой сильный и пряный аромат широколистый аир. Стрелолист уже дал первые зелёные шишки, сплошь покрытые мягкими иглами. Розовые метёлки водяной гречихи стояли над водой круглыми рощицами. А немного дальше высокой стеной вздымались боярышник и шиповник, перепутавшие свои белые и огненные цветы. (148 сл.)
Выписать из текста слова с чередующимися гласными в корне. Подобрать 2 – 3 однокоренных слова.
Произвести разбор словосочетаний:
издавала треск, маленькая птица (I вар.);
пахнущая мимозой, розовые метёлки (II вар.).
Подчеркнуть в тексте:
составные глагольные сказуемые (I вар.);
составные именные сказуемые (II вар.).
Синтаксический разбор предложения:
На озере, запрятанном… (I вар.);
У самого берега расцвела… (II вар.).
Короткие тусклые деньки поздней осени. Рассвет с сумерками как бы встречается посреди ненастного дня. Пасмурно и туманно, а по ночам морозит. Хмурое, мглистое, низкое небо. Редко проглядывает холодный свет осеннего солнца.
Монотонны и однообразны пустоши. Хмурый осенний пейзаж. В тиши лесов лишь изредка попискивают непоседы-синицы да стучит клювом украшенный красной шапочкой дятел. В ноябре полны кладовые зверей и птиц в норах и дуплах. Матёрые выводки прибылых волков собираются в стаи. Ноябрь – «волчий месяц».
По народному календарю ноябрь – месяц ветров, месяц сева лесных семян.
Ни снега, ни льда на проточных речках и быстротечных ручьях. Ноябрь – последний месяц живой воды.
Ни осени, ни зимы. Предзимье – так называется это время. О ноябре говорят: «Сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме – родной брат». (120 сл.)
Из первого абзаца выписать и объяснить правописание слов:
с непроизносимой согласной в корне слова (I вар.);
с сомнительной согласной в корне слова (II вар.).
Фонетический разбор слова:
проглядывает (I вар.);
попискивает (II вар.).
Синтаксический разбор предложения:
Ноябрь – «волчий месяц». (I вар.);
Ноябрь – последний месяц живой воды. (II вар.).
Найти односоставные предложения, подчеркнуть в них грамматическую основу, определить тип предложения:
в первом абзаце (I вар.);
в предпоследнем и последнем абзацах (II вар.).
Колокольный звон над Москвой.
Большой церковный двор в одном из московских переулков медленно наполняется народом. Ждут. Будет звонить замечательнейший из звонарей! Переговариваются, поглядывая наверх, где виднеется, по временам исчезая за каменными выступами колокольни, силуэт человека в тёмном.
Подняв голову, смотрят стоявшие на того, кто играет наверху. А он летел бы, если б не привязи языков колокольных, которые он держал в самозабвенном движении, как бы обняв распростёртыми руками всю колокольню, увешанную множеством колоколов. (148 сл.)
Морфемный разбор слова:
Морфологический разбор слова:
спорящие (голоса) (I вар.);
уступающие (голоса) (II вар.).
Синтаксический разбор предложения:
Будет звонить… (I вар.);
Ожиданье становится… (II вар.).
Найти односоставные предложения, подчеркнуть в них грамматическую основу. Определить тип предложения.
Март. Вчера небо и снег были синими. Сегодня опять по-зимнему кружится метель. Снова облака и ветер, однако это уже не сплошная пелена, что была две недели назад. Всё чаще мелькает солнце в разрывах туч, клочок синевы вдруг проглянул. И опять облака, тяжёлые и торопливые. Они как отголоски тяжёлой битвы, которая началась уже где-то за горизонтом.
Сдаёт зима. В затишье орут воробьи. На окне в бутылке расцвели красноватые прутики вербы. Эту неделю я всё чаще поглядываю на рюкзак. Мой старый спутник. Ему надоело висеть на гвозде. Он очень стосковался по солнцу, обмяк, отсырел. Летом тонул однажды этот старый рюкзак, солнце выжгло на боках у него белёсые пятна. Тяжело приходилось бедняге. Когда я осенью вешал его на гвоздь, он, кажется, был доволен – сколько ж мотаться! А теперь, услыхав воробьиную драку на улице, запросился с гвоздя старый бродяга. Ничего, дружище, теперь уже недолго ждать.
Утром туч как не бывало. Опять синие тени и синее небо. Воробьи запивают завтрак капелью. Да, теперь уже скоро. (160 сл.)
Сделать фонетический разбор слова:
Объяснить орфограмму в слове, привести 2 – 3 своих примера:
Найти односоставные предложения, подчеркнуть в них грамматическую основу:
в первом и третьем абзацах (I вар.);
во втором абзаце (II вар.).
Объяснить постановку знаков препинания:
в предпоследнем предложении второго абзаца (I вар.);
в последнем предложении второго абзаца (II вар.).