наиболее эффективными являются такие формы повышения профессионального уровня педагогов как
Из опыта работы «Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов на современном этапе»
Ирина Манина
Из опыта работы «Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов на современном этапе»
В системе дошкольного образования произошли серьёзные изменения. С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. В связи с этим существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка.
Освоение ребенком первого уровня общего образования официально подкреплено государственным стандартом вступившим в силу с 1 января 2014г,. Федеральные государственные стандарты задают ориентиры развития системы дошкольного образования и вносят ряд изменений в организацию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Соответственно, повышаются требования к качеству работы педагога, его профессиональной подготовке.
Чтобы соответствовать современнымтребованиям воспитатель должен быть:
— активным, чтобы поддерживать детей в их проявлениях активности и соответствовать им.
— внимательным – к себе, своему поведению, словесному самовыражению, к тому, как собственное поведение, речь влияет на окружающих, в том числе на детей.
— компетентным – стремящимся к повышению самообразования, компетентным в профессии.
Необходимым условием введения ФГОС ДО стало освоение педагогами целевых ориентиров образовательного процесса, развитие и преобразование профессиональной компетентности педагогических работников. В этой ситуации для нас важно было определить те проблемы и противоречия, которые сопутствуют процессу введения стандартов в ДОУ. С этой целью в ДОУ был проведен мониторинг самоанализа готовности педагогов к введению ФГОС ДО. Результаты анкетирования показали, что основная часть педагогов готова к введению стандарта, но были отмечены трудности, возникающие в работе по внедрению ФГОС ДО. Это умение построить образовательную деятельность, ориентированную на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающую социальную ситуацию его развития, соответствие требованиям ФГОС развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, а также материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.
В этих условиях очевидным стала необходимость перестройки профессиональных стереотипов и установок у педагогов.
Поэтому, целью нашей работы стало повышение уровня профессиональной компетенции педагогов на современном этапе.Для достижения поставленной цели выделили ряд задач:
1. Изучить новые нормативные документы, оказать помощь педагогам в самообразовании;
2. Расширить возможности и потребности педагогов в повышении своей профессиональной компетентности за счет использования разных форм повышения квалификации;
3. Способствовать формированию инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива на основе изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта.
Для того, чтобы повысить профессиональную компетентность педагогических работников в области организации образовательного процесса и обновления содержания образования в соответствии с ФГОС был разработан план-график повышения квалификации педагогических работников по проблеме введения ФГОС ДО.
Одной из традиционных форм повышения квалификации является самообразование. Педагоги самостоятельно приобретают знания из различных источников с учетом своих интересов и склонностей. Самообразование помогает им быстрее адаптироваться к изменениям социальной среды, своевременно знакомиться с инновациями в сфере образования, регулярно пополнять запас теоретических знаний педагогической науки, а также совершенствовать свои навыки и умения. Отчетом работы по темам самообразования педагогов ДОУ стали выступления на педагогических планерках, организация выставок, разработка проектов, проведение мастер-класса.
Любой педагогический коллектив разнороден по возрасту, педагогическому опыту, профессионализму. Поэтому в методической работе мы используем разноуровневый подход. Так, с начинающими воспитателями для обеспечения личностной, социальной, профессиональной поддержки была организована такая форма работы, как наставничество.Наставничество является двусторонним процессом: с одной стороны – деятельность наставника, с другой – деятельность молодого специалиста. Этот процесс носит субъект-субъектный характер и является одной из разновидностей педагогического взаимодействия. В ходе реализации поставленных задач педагог-наставниксопровождает начинающего воспитателя и оказывает практическую помощь в изучении таких вопросов как:
— планирование и реализация содержания основной общеобразовательной программы ДОУ,
— внедрение педагогических технологий, отбор эффективных методов работы с детьми
— организация взаимодействия с родителями и др.
По итогам деятельности педагогом-наставником проводится подробный анализ работы начинающего воспитателя, что позволяет ускорить процесс профессионального становления вновь принятого педагога. Наставничество помогает опытному педагогу увидеть и наметить новые перспективы в сфере своей педагогической деятельности ощутить свой вклад в систему профессиональной адаптации начинающего педагога.
В ходе ПО обсуждались разные вопросы воспитания и образования детей: организация режимных моментов в ДОУ, организация образовательной деятельности в условиях ФГОС ДО, речевое развитие дошкольников в соответствии ФГОС ДО и т. д.
Оказывая реальную, действенную, своевременную помощь молодым педагогам, мы тем самым давали возможность и педагогам – стажистам поделиться своим мастерством, рассказать о своих профессиональных находках.
• Рабочая группа по введению ФГОС ДО. Цель работы этой группы координация действий всего коллектива в переходный период
• Рабочая группа по разработке образовательной программы ДОУ
В ее состав входят педагоги ДОУ, имеющие стаж работы 5 лет и более. Данная группа отвечает за разработку образовательной программы детского сада и создания условий для ее внедрения.
• Рабочая группа по разработке методических материалов к комплексно – тематическому планированию по всем возрастам. В ее состав входят педагоги ДОУ, имеющие разный стаж педагогической работы. Данная группа отвечает за подбор содержания по реализации комплексно-тематического планирования
• Такие группы, как Рабочая группа по оформлению и дизайну дошкольного образовательного учреждения, Рабочая группа по разработке программы развития ДОУ, Рабочая группа по разработке Кодекса профессиональной этики и другие. Данные группы – это кратковременное, добровольное объединение педагогов, заинтересованных во взаимном творчестве.
Таким образом, более 80% педагогов принимали участие в деятельности той или иной рабочей группы. Что в свою очередь позволило поднять статус педагогов в собственных глазах и глазах коллектива.
В ходе введения ФГОС ДО в образовательный процесс наиболее эффективной формой деятельности педагогов стала проектная деятельность. Именно проект позволяет объединить педагогов, детей и родителей в коллективную творческую деятельность, способствовать познавательному, личностному развитию, формированию коммуникативных навыков, самостоятельности, инициативности у всех участников реализации проекта. В нашем детском саду были реализованы такие проекты, как «Россия мастеровая», «Путешествие вокруг света», «Куклы наших бабушек» и т. д.
Продуктами проекта стали фото и видео материалы, макеты, выставки, альбомы, праздники, игры, книга, сделанная в совместной деятельности со взрослым, проектная папка и другое.
Одной из форм повышения профессионального роста является вовлечение педагогов в создание электронного портфолио. Создание портфолио педагога, способствует не только рефлексии собственной педагогической деятельности, но и выступают в качестве одного из возможных механизмов повышения квалификации в работе с ИКТ и является своеобразным стимулом к дальнейшему саморазвитию.
Следующий показатель профессионализма педагогов – это разработка программ дополнительного образования. В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное, т. к. именно оно дает возможность выявить и развить творческие способности детей, приобрести дополнительные знания, умения и навыки и что самое важное научиться применять их на практике.В нашем дошкольном учреждение реализуются такие программы дополнительного образования как: программа «Играем в баскетбол», «Грация» (степ-аэробика, «Волшебные ручки» (работа с тестом)», «Умный язычок» (логоритмика, «Игралочка» и т. д.
В связи с новыми требованиями к дошкольному образованию каждый педагог ищет новые подходы и идеи для осуществления своей педагогической деятельности на более высоком уровне. Одним из таких подходов является создание методических разработок, которые содержат не только логично структурированный и подробно описанный ход проведения мероприятия, но и включает характеристику поставленных педагогом целей и средств их достижения, позволяет предположить результаты деятельности детей. В детском саду создан сборник методических разработок,в который вошли: «Азбука дорожных наук», «По тропинке здоровья», «Путешествие вокруг света», «Бабушкин сундук», «Приключение Лунтика» и др.
Новинкой педагогического словаря в последнее время явилось понятие «Лэпбук». Работа с лэпбуком дает возможность педагогам эффективно выстраивать партнерское взаимодействие с детьми, родителями для решения образовательных задач, самостоятельно осуществлять отбор содержания образования и адаптировать его с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей конкретной группы, ориентируясь на требования ФГОС дошкольного образования.
Таким образом, целенаправленная система методической работы ДОУ по сопровождению педагогов на современном этапе позволило обеспечить создание необходимых условий для его внедрения и реализации. Главным результатом работы стал профессиональный рост каждого педагога, который проявится в освоении и применении им новых профессиональных знаний и умений, в развитии его позитивного, ценностного отношения к изменениям в системе образования, накопление им полезного опыта реализации требований ФГОС ДО.
Повышение уровня психологической компетентности педагогов через учет особенностей индивидуального стиля ребенка Цель мероприятия- выявление и обоснование условий, способствующих повышению уровня психологической компетенции педагога в образовательной.
Доклад для августовской конференции педагогов ДОУ «Работа с родителями на современном этапе образования» Доклад для августовской конференции педагогов ДОУ на тему: «Работа с родителями на современном этапе образования.» Подготовила : воспитатель.
Мастер-класс для педагогов «Организация новых форм социального партнерства ДОУ на современном этапе» Тема: «Организация новых форм социального партнерства ДОУ на современном этапе с целью повышения воспитательного и образовательного потенциала.
Презентация «Опыт работы по повышению профессиональной компетенции и и педагогического мастерства педагогов» Слайд № 1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет совокупность обязательных требований.
Повышение ИКТ-компетентности педагогов (из опыта работы) Современное образование невозможно себе представить без использования информационных ресурсов (ИКТ). Сейчас компьютеры входят активно и.
Повышение педагогической компетенции родителей детей с ОВЗ, посредством нетрадиционных форм работы Повышение педагогической компетенции родителей детей с ОВЗ, посредством нетрадиционных форм работы Идея разработки проекта «Школа для родителей»,.
Повышение педагогической компетенции родителей Повышение педагогической компетенции родителей. 1. Стадия накопления согласия. Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если вы подозреваете,.
Семинар-практикум «Повышение экологической компетенции педагогов» Семинар-практикум «Повышение экологической компетенции педагогов» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах.
Система методической работы по формированию профессиональной компетенции воспитателей: мастерство мотовирования ребенка 2 слайд. Новые социально-экономические отношения в современном обществе обусловили изменения, происходящие в системе дошкольного образования.
Консультация «Профессиональный стандарт педагогов на этапе реализации образования в современном мире» Профессиональный стандарт педагогов на этапе реализации образования в современном мире. Н. С. Романова Беловский район, с. Старопестерёво,.
Формы повышения квалификации учителей в образовательном учреждении
Вы будете перенаправлены на Автор24
Принципы организации работы по повышению профессионального уровня педагогов
Квалификация педагога – это уровень профессиональной подготовки педагога, отражающий совокупность знаний и практических навыков педагога, его готовность к профессиональной деятельности и выполнению своих профессиональных функций, обязанностей и несение ответственности.
Качество образовательного процесса, его эффективность, реализация образовательных целей и задач определяется, прежде всего, профессиональной компетентностью педагога.
Профессиональная компетентность – это характеристика умений, способностей и возможностей педагога в выполнении им педагогических функций, организации образовательного процесса и формировании воспитательных мероприятий, которая проявляется в уникальной форме, за счет индивидуальных особенностей развития личности каждого отдельного педагога, стиля его преподавания.
Профессиональная компетентность педагога требует развития, которое обеспечивает успех в профессиональной сфере деятельности и достижение соответствующего уровня квалификации педагога.
Профессиональный уровень педагога, его квалификация повышаются на основании ряда принципов организации работы. К ним относятся следующие:
Готовые работы на аналогичную тему
Повышение квалификации педагогов образовательного учреждения имеет преимущества для всех его участников. Это обусловлено тем, что профессиональный уровень педагога растет, а соответственно, он лучше справляется со своими функции, выполняет обучение более качественно и эффективно, а значит, учащиеся получают более качественное образование, у них формируются универсальные учебные действия, компетенции. В конечном итоге, происходит достижение целей и задач образования, которое приводит к выпуску специалистов в социально-экономическое пространство, а значит, социальный заказ оказывается успешно реализованным.
Повышение уровня квалификации педагогов способствует:
Система повышения квалификации педагогических работников
Повышение квалификации педагогов реализуется на основании применения системного подхода. Он включает в себя три уровня организации профессиональной подготовки и переподготовки педагогов:
Рисунок 1. Методические формы повышения квалификации педагогических работников. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Повышение профессионального мастерства педагогов может быть реализовано, также, одним из следующих видов деятельности:
Статья «Повышение профессионального мастерства педагогов»
Повышение профессионального мастерства педагогов. Забродкина И.К.
Преподаватель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого студента– вот это всё и есть главный ресурс, без которого требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса не могут существовать.
Педагог – это организатор и координатор
самостоятельной познавательной деятельности учащихся на всех этапах занятия. Он как профессионал:
— демонстрирует культурные образцы действий;
-инициирует пробные действия детей;
-консультирует, корректирует действия;
-ищет способы включить в работу каждого.
Современному образованию нужен преподаватель, способный к постоянному профессиональному совершенствованию и умеющий выбирать необходимые направления и формы для собственного профессионального роста. В соответствии с требованиями ФГОС ресурсные возможности развития профессиональной компетентности преподавателя должны быть использованы в полной мере. Образовательный процесс не может быть без качественной подготовки педагогических кадров, совершенствования их мастерства. В современной системе профподготовки преподавателя должна быть реализована одна из задач – принципиальная новизна вопросов инструментально-методического достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных).
В современной образовательной системе созданы условия для повышения профессиональной компетентности преподавателя. Существуют различные формы и направления повышения квалификации педагога в предметных областях и в направлении воспитательной работы.
Основные формы и направления повышения уровня профессионального мастерства:
курсы повышения квалификации различных образовательных учреждений самого разного содержания, объема часов, направленности;
курсы ИКТ-технологий как форма проверки и обучения ИКТ-компетентности учителя;
выступления, участие в научно-практических конференциях;
участие в профессиональных конкурсах, в том числе предметных Олимпиадах дляпреподавателей;
подготовка студентов к олимпиадам и конкурсам с использованием инновационных практик;
проектная деятельность и презентация результатов урочной и внеурочной деятельности;
мастер-классы и предъявление методических достижений педагогическому сообществу в рамках методических объединений;
участие в сетевых сообществах педагогов;
самообразование, в том числе дистанционные курсы повышения квалификации и другие.
Реализуя это направление, в своей деятельности на примере последних лет хотелось показать возможности использования профессионального потенциала различных форм и направлений повышения квалификации и результаты личностного роста.
Одной из форм повышения профессионального мастерства и одновременно результатов этого процесса является предъявление профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности и методического опыта в предметных областях. Участие и выступления на научно-практических конференциях, таких как: Всероссийская Научно-практическая конференция «Галактика знаний» 2 место 2016 год; Общероссийская заочная научно-практическая конференция «Инновационная деятельность образовательного учреждения, как условие повышения качества подготовки специалистов в системе начального и сред. Проф.образования»-г.Пермь;
Сертификат участника всероссийской интернет-конференции Поиск эффективных форм и методов обучения в профессиональном образовании.
Участие в профессиональных олимпиадах:
1 м-Всероссийской олимпиаде Современные педагогические технологии для реализации требований ФГОС
2м- международная онлайн олимпиада Основы компьютерной граммотности педагога
Важным направлением в росте мастерства педагога являются конкурсы профессионального мастерства.
Диплом лауреата Всероссийского конкурса профессионального мастерства и личных достижений педагогов профессионального образования
2 место в конкурсе «Педагогическое мастерство. Его применение в обучении и воспитании»
2 место-в конкурсе Оценка уровня профессионального мастерства педагогических работников
1 место в конкурсе Коммуникативные составляющие профессиональной деятельности педагога.
Всероссийская эстафета педагогических знаний Профессиональная компетентность педагога СПО по трём направлениям:
Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса 1 место
Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе 2 место
Психоллого –педагогические основы образовательного процесса 2 место
В результате получен сертификат об успешном освоении информационно-теоретического компонента профессиональной компетентности педагога СПО
Сертификат об успешном усвоении информационного компонента на знание и содержание профессионального стандарта педагога проф. образования.
Приняла участие в смотре кабинетов и лабораторий образовательных учреждений НПО И СПО России и стран СНГ имею диплом участника
Мною как классным руководителем, каковым я являюсь, используются и возможности для профессионального роста в этом виде деятельности. выступления на заседаниях метод объединения классных руководителей, участие в различных конкурсах
1м всероссийский конкурс классных часов
2м в областном конкурсе классный час по выборной тематике
Основными проблемами сегодня при выборе форм и направлений профессионального обучения являются: организационная (приходиться терять много учебного времени) и проблема выбора конкретных содержательных направлений, наиболее эффективных форм.
Первую отчасти удается разрешить за счет прохождения конкурсов в каникулярное время
Одним из важнейших итогов этого направления деятельности считаю личностный и профессиональный рост. Полагаю, что условия для повышения профессионального мастерства преподавателя созданы, важнейшая задача педагога – использовать ресурсные возможности и в перспективе не только традиционные, но и принципиально новые с максимальным диапазоном для саморазвития, которое является залогом творческого долголетия педагога.
Обобщение опыта работы «Повышение профессиональной компетенции педагогов через активные формы»
Екатерина Ваганова
Обобщение опыта работы «Повышение профессиональной компетенции педагогов через активные формы»
Система Российского образования в настоящее время претерпевает существенные изменения. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге, они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге.
Несомненно, педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач, педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности.
На формирование опыта работыоказали влияние следующие условия:
Научно –исследовательские условия:
Активные формы взаимодействия с педагогами – Бельчикова Я. М., Бирштейн М. М., Попова В. Р., Веселова Т. Б., Метенова Н. М.
Белая К. Ю. «Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы»; Лосев П. Н. «Управление методической работой в современном ДОУ»; Метенова Н. М. «Педсовет: «Нравственное воспитание»
Организационно – педагогические условия:
Выступление на городском методическом объединении старших воспитателей «Повышение профессиональной компетенции воспитателя в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников; Участие в научно-практическом областном семинаре для руководителей и педагогов образовательных организаций, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья; Выступление на городском ресурсном центре для воспитателей «Создание условий для духовно-нравственного развития воспитания личности»; Курсы повышения квалификации по теме «Психолого-педагогические условия развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности в контексте ФГОС ДО»,; «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС ДО». Страничка на сайте http://www.maam.ru/ ; ООП ДОО;
Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя дошкольного образовательного учреждения на современном этапе очевидна для всех.
Об этом говорится и в 273-ФЗ «Законе РФ об образовании», и в «Профессиональном стандарте педагога, и во «ФГОС ДО»
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», статья 48.1.1. Педагогические работники обязаны: осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне… Систематически повышать свой профессиональный уровень».
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)» «Развитие личностных качеств и профессиональных компетенций, необходимых педагогу для осуществления развивающей деятельности»;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г №1155 (рег. в Минюсте России 14.11.2013 № 22303) п. 3.4.2. «педагогические работники, реализуемые Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимым для создания условий развития детей».
Для целостного представления о возможных путях, способах формирования профессиональной компетентностивоспитателей дошкольных образовательных учреждений мною были рассмотрены такие ключевые понятия:
Компетентность – способность применять знания, умения и с наличием личностных качеств специалиста, необходимых для успешной деятельности в определенной области. Антипина Л. Б.
Профессиональная компетентность рассматривается в единстве профессиональных и личностных качеств педагога. Асаева И. Н., Майер А. А., Яфаева В. Г.
Модель профессиональной компетентности педагога должна содержать знания о структуре процесса образования (целях, содержании, средствах, объекте, деятельности, результате и т. д., о себе как о субъекте профессиональной деятельности. Она должна включать опыт применения приемов профессиональной деятельности и творческий компонент. Майер А. А.
Структура профессионально-педагогической компетенции педагога (Чеменева А. А., Вербовская Е. В., Попова В. Р.):
Методическая компетентность
Коммуникативная компетентность
Технологическая компетентность
Деятельностная компетентность
Креативная компетентность
Игровая компетентность
Рефлексивная компетентность
Рассмотрены несколько классификаций активных форм взаимодействия: Все формы методической работыможно представить в виде двух взаимосвязанных групп: групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т. д.); индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т. д.) Белая К. Ю.
В педагогической литературе организационные формы методической работы классифицируются по способу организации и по степени активности участников (активные, пассивные) Бельчикова Я. М., Бирштейн М. М.
Активные формы стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов и ориентированы на зону ближайшего развития педагогов. (Педагогическая мастерская, мастер-класс, семинар-практикум, деловая игра, мозговой штурм, ярмарка педагогических идей, педагогический КВН)
Активизация творческой деятельности педагогов возможна через активные формы работы с педагогами. В. Н. Кругликов.
Наиболее эффективной формой методической работы с активным включением педагогов в творческую деятельность являются семинары-практикумы, которые способствуют повышению уровня практической подготовки педагога, совершенствованию его практических навыков, необходимых для успешного решения педагогических задач. Веселова Т. Б.
Педсовет не должен быть скучным и формальным. Педсовет – это неотъемлемая часть работы педагогов. И если здесь активно внедряются новые формы и технологии проведения мероприятий, поощряется инициатива и новаторство, то это неизбежно плодотворно отразиться и на самом учебно-воспитательном процессе. Метенова Н. М.
Исследователями доказана зависимость усвоения материала от методов и форм его сообщения. При слушании лекции слушатели усваивают лишь пятую часть информации, при использовании наглядного материала, технических средств, при проведении дискуссий – более половины, а при разработке конкретных ситуаций, в деловых играх – почти всю.
Поэтому необходимо использование активных форм работы в системе взаимодействия, в процессе которых педагоги не получают готовые знания, а проектируют способы решения какой-либо проблемы в процессе изучения методической литературы, сравнения и анализа разных точек зрения во время дискуссий, деловых игр; создание творческих групп, что создает условия для развития творчества воспитателей.
Не вызывает сомнения, что использование активных форм взаимодействия в дошкольном учреждении способствует профессиональному совершенствованию педагогов, повышению качества образовательной работы, а также развитию учреждения в целом.
1. Выявление уровня профессиональной компетентности воспитателей, уровня их потребности в инновационных педагогических знаниях;
2. Разработка и апробация системы работы по повышению профессиональной компетентности педагогов через активные формы взаимодействия;
3. Определение эффективности системы работы по повышению профессиональной компетентности педагогов через активные формы взаимодействия;
4. Обогащение педагогического процесса новыми технологиями, формами в обучении, воспитании и развитии ребенка;
5. Создание условий для повышения активности и инициативы педагогов, для пробуждения и поощрения их творческих поисков;
6. Развитие мотивации к самосовершенствованию, профессиональному росту, самореализации.
Работа по повышению профессиональной компетентности педагогов через использование активных форм взаимодействия проходила в 3 этапа. На первом этапе выявляла уровень профессиональной компетентности воспитателей, уровень развития отдельных компетенций. Разработала перспективное планирование работы с педагогами, Разработала систему работы по повышению профессиональной компетентности педагогов через активные формы взаимодействия.
С целью получения объективной информации, об уровне профессиональной компетентности педагогов нашего ДОУ, я использовала шкалу профессиональной компетентности, разработанную на основе исследований Е. Н. Ноздриной.
У большинства педагогов низкий уровень – 64% профессиональной компетентности. Основными трудностями является отсутствие личностной мотивации к профессиональному росту, нежелание осваивать новшества. Они не проявляют инициативу в представлении педагогического опыта, не стремятся участвовать в выступлениях перед коллективом.
Педагоги, имеющие средний уровень профессиональной компетентности (24%, владеют учебным материалом и методиками, способны осуществлять анализ теории и практики воспитания и обучения, однако редко принимают самостоятельное участие в публичных мероприятиях, требующих демонстрации личного опыта, им требуется признание со стороны администрации. Поэтому они охотно выполняют задания и поручения.
Высокий уровень профессиональной компетентности выявлен у 12 %. Для данных педагогических работников свойственно стремление к исследовательской деятельности; ярко выраженное чувство нового. Они стремятся к творческому преобразованию опыта на основе актуальных потребностей. Доминирующими внутренними мотивами педагога являются личностный, профессиональный рост, возможность экспериментирования, творчество, самовыражение, стремление продемонстрировать свои способности, уровень собственных достижений, проявить инициативу.
В ходе мониторинга отдельных компетентностей педагогов мы видим сниженный уровень технологической компетентности, поэтому необходимо активно внедрять современные образовательные технологии, в том числе ИКТ-технологию, используя такую форму работы, как эстафету педагогического мастерства, включать мастер-классы, открытые показы.
— Низкий уровень креативной компетенции, поэтому необходимо проводить работу для развития творческого потенциала педагогов, используя проектный метод.
— Низкий уровень рефлексивной компетентности, поэтому необходимо развивать мотивацию к профессиональному росту педагогов, внедрив технологию портфолио.
Далее я провела анкетирование «Самооценка профессиональных навыков воспитания». И дифференцировала педагогов по степени мастерства. Полученные данные показали, что педагоги готовы делиться накопленным опытом, однако не стремятся выйти за пределы коллектива своей группы.
Исходя из данных результатов и поставленных задач, мною была разработана модель по повышению профессиональной компетентности с учетом дифференциации педагогов по степени мастерства с подбором соответствующих форм методической работы.
На втором этапе был проведен установочный педсовет в форме круглого стола. В теоретической части решались вопросы, касающиеся цели и задач педагогического коллектива на год, одной из которых была использование современных образовательных технологий в образовательном процессе. Вниманию педагогов была представлена презентация «Современные образовательные технологии». В практической части «Педагогам-новаторам» и «Педагогам мастерам» было предложено взять «опеку» над «педагогами успешными» и «молодыми педагогами» и рассмотреть с ними в творческих микрогруппах одну из выбранных образовательных технологий.
К выступлениям педагогов по технологиям построения развивающей среды и познавательно-исследовательской деятельности мною были разработаны памятки для воспитателей, представленные на слайде.
Завершила эстафету педагогического мастерства – деловая игра
Для повышения активности и инициативности педагогов и развития их творчества был проведен семинар-практикум, также состоящий из теоретической части, в которой было освещено содержание проектной деятельности и практическая часть, в которой педагоги разрабатывали творческие образовательные проекты. В итоге данного мероприятия педагогам было предложено поучаствовать в конкурсе образовательных проектов. В конкурсе приняли участие воспитатели из 9 групп с привлечением специалистов ДОУ. Наиболее яркие проекты были «Новый год у ворот» в средней группе и «Его величество Этикет» в подготовительной группе.
С целью развития мотивации к профессиональному росту педагогов я создала портфолио,которое включает в себя следующие разделы: Общие сведения о педагоге, материалы работы педагога с детьми, научно-методическая деятельность, развивающая предметно-пространственная среда, работа с родителями.
Следующая форма – это создание доски почета, где присутствуют более отличившиеся педагоги.
На третьем этапе был проведен сравнительный мониторинг. Полученные результаты на начало и на конец учебного года показывает положительную динамику профессионального развития педагогов. В результате проделанной работы увеличилось число педагогов, с уровнем развития профессиональной компетентности, соответствующий высокому показателю (на– 23%). При этом педагоги, уровень профессиональной компетентности которых характеризовался как средний или низкий, стали проявлять творческую активность и более охотно демонстрировать свои достижения педагогической практики коллегам, посредством участия в коллективных мероприятиях проекта, в конкурсах профессионального мастерства и т. д.
Качественные изменения и в результатах сравнительного анализа развития отдельных компетентностей воспитателей
Анализ самооценки профессиональных навыков воспитания тоже дал положительные результаты.
Воспитатели реализуют приоритетные направления образовательной деятельности: активно включают в образовательный процесс современные образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникативные, разрабатывают творческие образовательные проекты, вносят изменения в развивающую предметно-пространственную среду, создавая условия для социализации и индивидуализации детей, способны к самоанализу, саморазвитию, творческому подходу в профессиональной деятельности, стремятся к профессиональному самосовершенствованию.
Хотелось бы отметить, что внедрение активных форм работы с педагогами позволило внести свежую струю в жизнь детского сада. Горящие глаза педагогов, их стремление к поиску, по-детски непосредственная радость от хорошо сделанного творческого дела красноречиво доказывают успешность методической работы.о чем свидетельствуют следующие данные:
1.Увеличилось количество участий в конкурсах:
2. Повысилось число аттестованных педагогов
3. Увеличилось количество транслируемости обощенного опыта :
Мной была разработана и апробирована система работы по развитию профессиональной компетенции педагогов через активные формы взаимодействия;
Разработаны:
•Конспекты: круглого стола «Перспективы работы участников образовательного процесса на новый учебный год», семинара- практикума «Проектная деятельность в образовательном процессе», деловой игры «Современные образовательные технологии»
• Консультация для педагогов «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками», «Пирамида здоровья», «Лепбук как средство развития познавательных способностей дошкольников», «Технологии создания и многофункционального использования ширм-трансформеров и крупных маркеров при создании игровых ситуаций в разных формах образовательного процесса».
• Разработаныпамятки для воспитателей: «Содержание уголков экспериментальной деятельности», «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах», «Алгоритм проекта».
• Положение о смотре-конкурсе «Дидактическое пособие своими руками», «Лучший образовательный проект»
Составлена презентация «Современные образовательные технологии»;
Созданы портфолио педагогов;
Создана игротека «Интерактивные игры для дошкольников».
Транслировала свой опыт работы на ГМО для старших воспитателей.
«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г №1155
Лосев П. Н. Управление методической работой в современном ДОУ. – М. :ТЦ Сфера, 2005
Майер А. А. «Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ», М., ТЦ «Сфера», 2012
Медведникова Л. Ф. Методика комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогов ДОУ Л. Ф. Медведникова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2011. №10-. – С. 21 – 33.
Метенова Н. М.Педсовет: «Нравственное воспитание». Методическое пособие. – Ярославль, Издательско-полиграфический комплекс «Индиго», 2017
Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Диагностика и развитие проф. мастерства педагогов ДОУ. Метод. пособие. – М. : Айрис – Пресс, 2008
Г. В. Цветкова, Г. А. Ястребова Профессиональный стандарт педагога. Учитель, 2016.
Чеменева А. А., Вербовская Е. В., Попова В. Р. Компетентностная модель современного педагога ДОО в контексте реализации ФГОС ДО», Журнал «Нижегородское образование» № 3. 2015, с. 109-116
Активные формы методической работы как средство повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ «Активные формы методической работы как средство повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ» Составитель: старший воспитатель.
Обобщение опыта работы «Оздоровление детей дошкольного возраста через закаливание» «…забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.
Повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ в сфере общения с родителями воспитанников Администрация городского округа город Урюпинск муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Золотой ключик».
Деловая игра для воспитателей «Повышение экологической компетенции педагогов» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 «Золотая рыбка» Деловая игра для педагогов «Повышение.
Обобщение опыта работы «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру» I. Описание опыта 1.1. Условия возникновения и становления опыта. Актуальность Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Обобщение опыта работы педагога «Формирование здорового образа жизни у младших дошкольников через игровые макеты» Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения.
Обобщение опыта работы воспитателя «Развитие творческих способностей детей 4–7 лет через нетрадиционные техники рисования» Идея опыта: развивать художественно-творческие способности каждого ребёнка средствами нетрадиционных техник, постижение детьми возможностей.
Описание опыта работы по теме «Повышение педагогического мастерства педагогов по развитию творческой самостоятельности» Описание опыта работы по теме «Повышение педагогического мастерства педагогов по развитию творческой самостоятельности, инициативы, эстетического.
Выступление «Активные формы методической работы как средство повышения профессиональной компетенции педагогов» СЛАЙД 2 Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего педагога дошкольного образовательного.