на всех уровнях школьного образования учебная неуспешность так или иначе связана с ответ на тест

На всех уровнях школьного образования учебная неуспешность так или иначе связана с ответ на тест

на всех уровнях школьного образования учебная неуспешность так или иначе связана с ответ на тест

+7(498)683-63-53
по рабочим дням с 10 до 17

на всех уровнях школьного образования учебная неуспешность так или иначе связана с ответ на тест

М.М.Безруких, директор Института возрастной физиологии РАО, школьными трудностями называет весь комплекс проблем, которые возникают у ребенка при систематическом обучении и приводят к ухудшению состояния здоровья, к нарушению социально-психологической адаптации и только в последнюю очередь — к снижению успешности обучения».
Среди факторов, влияющих на появление школьных трудностей, М.М.Безруких называет экзогенные (факторы внешней среды) и эндогенные (факторы роста и развития ребенка). Причины школьных трудностей в обучении очень разнообразны. Только знание и понимание физиологических или психофизиологических основ формирования базовых учебных навыков и адаптивного ресурса позволяет понять механизмы возникновения школьных проблем. И выбирая методику помощи ребенку, необходимо прежде всего найти проблему, вызвавшую затруднение.

Очень часто трудности в обучении связаны с усвоением школьной программы, и найти причину этого психолого-педагогического явления бывает непросто. Мало того, что школьники не могут качественно усвоить учебный материал, они еще сталкиваются с вытекающими отсюда неприятными последствиями. Ситуации постоянного неуспеха ведут к равнодушию или негативному отношению к учебе, сопровождаются в большинстве случаев страхами, неврозами, депрессиями и серьезно сказываются на формировании личности ребенка. Некоторые школьники уже с первого класса попадают в разряд неуспешных и остаются таковыми долгие учебные годы. Школьная неуспешность является сильным стрессообразующим фактором, способствующим формированию дезадаптивных форм поведения. У таких учащихся могут наблюдаться агрессия, чувство противоречия, грубые нарушения дисциплины.
Часто неуспешность школьников связана с боязнью высказывать свои мысли, отвечать на вопросы, выражать свое мнение. Они испытывают страх перед опросом учителя, а этот страх может нанести вред как психическому, так и физическому здоровью (головные боли или боли в области живота и т.п.).

Поэтому по мере возникновения у ребенка школьных трудностей во время обучения родителям следует тщательно разбираться в их причинах и делать все возможное, чтобы помочь ему эти трудности преодолеть. Своевременное обращение к психологу позволит подобрать для ребенка с помощью методик по диагностике школьных трудностей и корригирующему обучению необходимые развивающие игры, например, интеллектуальные, ролевые, или определенные занятия, например, ритмикой, оригами, что позволит избежать в дальнейшем многих проблем.

Сейчас синдром школьной неуспешности, как и синдром дефицита внимания, дислексию и дисграфию относят к заболеваниям. Но синдром школьной неуспешности очень часто подменяют комплексом школьных проблем, именуемых школьными трудностями. Этот синдром характеризуется страхами, неврозами, стрессами, вызванными, в основном, несоответствием между ожиданиями взрослых и достижениями ребенка. Риск его возникновения появляется тогда, когда с ребенком начинаются систематические занятия, результаты которых не устраивают родителей и/или педагога. Усугубляется это тем, что постоянное опасение ребенка сделать ошибку отвлекает его внимание от выполняемых им заданий; он фиксируется на случайных мелочах, упуская из виду главное. Постоянного состояния волнения и тревоги приводят к низкой результативности, что в свою очередь ведет к серьезным неврозам.
К нарастающему беспокойству и повышению уровня тревоги приводит любое неблагополучие условий жизни ребенка, отрицательная оценка его окружающими, трудности в общении и т.п.

Чтобы помочь ребенку встать на путь успеха, необходимо обеспечить ему ощущение этого успеха, снизить ценностное значение школьных отметок (но не знаний!), хвалить не за результат, а за любую попытку его достижения, обязательно найти хоть какую-нибудь сферу, в которой ребенок может оказаться успешным, реализовать себя.

Очень важно создать доброжелательную обстановку, атмосферу творчества и сотрудничества, где многие страхи исчезнут, вырастет самооценка, сформируется чувство уверенности в своих силах и желание проявить себя. Если такие условия трудно создать дома, можно определить ребенка в группу школьников с аналогичными проблемами на базе детского социально-психологического центра.

Источник

Программа преодоления школьной неуспешности детей

на всех уровнях школьного образования учебная неуспешность так или иначе связана с ответ на тест

МБОУ «Тургеневская СОШ»

Принято на педсовете
Протокол № _______

от «_____» ___________ 20____г.

Директор школы: ______________

от «___» _________ 20____ г.

школьной неуспешности детей

на 2012 – 2015 уч. годы

Откуда же берутся трудности в обучении, каковы причины школьной неуспешности?

По глубокому убеждению М.М.Безруких, директора Института возрастной физиологии РАО, школьные трудности создают сами взрослые, работающие с детьми. По причине незнания и непонимания закономерностей развития психических и физиологических процессов организма детей разных возрастных периодов они не только не умеют вовремя заметить школьные проблемы, но и не знают, как помочь их преодолеть. И у педагогов, и у родителей часто наблюдается низкая компетентность в вопросах функционального развития и здоровья детей. М.М.Безруких предостерегает: «Проблема школьных трудностей поднимается во всем мире. Это серьезнейшая проблема именно потому, что она и социальная, и психологическая, и медицинская, и педагогическая. Необходимо понимать, что если ребенок 6–7 лет имеет плохую произвольную регуляцию деятельности, то это естественно, с этим нельзя бороться, это нужно только учитывать. Незнание и непонимание физиологических или психофизиологических основ формирования базовых учебных навыков не позволяет понять механизмы возникновения школьных проблем» (http://psy.1september.ru/article.php?ID=200600304).

Итак, школьная неуспешность может являться как следствием, так и причиной нарушения психофизиологического развития, социальной адаптации школьника, и фундамент « школьного благополучия » должен закладываться еще в дошкольном возрасте. Родителям следует задолго до определения ребенка в школу позаботиться о том, чтобы период адаптации в первом классе не стал для их чада болезненным. А по мере возникновения у ребенка школьных трудностей во время обучения родителям следует тщательно разбираться в их причинах и делать все возможное, чтобы помочь ему эти трудности преодолеть. Своевременное обращение к грамотному детскому психологу позволит по результатам диагностики трудностей в обучении и других школьных трудностей подобрать для ребенка необходимые развивающие игры и упражнения, провести тренинги успешности, что позволит избежать в дальнейшем многих проблем. В задачу психолога входит определение готовности детей к школе, выявление причин школьных трудностей.

С «проблемным» ребенком, безусловно, необходимо заниматься. Ни в коем случае нельзя сравнивать своего ребенка с его сверстниками! Разница между физиологическим и паспортным возрастом бывает чрезвычайно велика. Поэтому работу с детьми надо выстраивать очень грамотно, с учетом их индивидуальных особенностей.

Как же помочь ребенку научиться слушать (а не просто слышать), концентрировать внимание на существенном, осмысленно воспринимать информацию, выделять главное, делать выводы, контролировать и анализировать свои действия, нести за них ответственность? Как помочь научиться осмысленно читать, понимать содержание прочитанного? Проверяя с секундомером скорость чтения, вряд ли можно сформировать эффективные механизмы чтения. Как помочь научиться писать разборчиво буквы и цифры? То есть помочь выработать все те умения, которые являются предпосылками учебной деятельности и способствуют предупреждению, а часто и преодолению, школьной неуспешности. И в каких условиях развивать эти способности? На все эти вопросы можно найти ответы на страницах нащего сайта в статьях, приведенных ниже.

Известно, что способности развиваются в эмоционально-благоприятной обстановке, без нажима и в системе. Очень важно ребенку постоянно чувствовать психологическую поддержку родителей, слышать слова одобрения, видеть их доброжелательные лица и осознавать, что он будет принят ими с любыми своими особенностями и недостатками.
Часто неуспешность учащихся связана с боязнью высказывать свои мысли, отвечать на вопросы, проявлять свои способности и возможности. Многие школьники испытывают страх перед опросом учителя. В доброжелательной обстановке, в атмосфере творчества и сотрудничества эти страхи быстро улетучиваются. Растет самооценка, формируется чувство уверенности в своих силах и желание проявить себя. Дома необходимо моделировать школьные ситуации, проигрывать их, тем самым «закаляя» ребенка. Тренинги школьной успешности «расковывают» детей, вырабатывают механизмы предупреждения неврозов.

Важнейшими составляющими школьной успешности являются: здоровье, творческая самореализация, позитивность мышления, активность, адекватная самооценка, осведомленность, произвольность психических процессов, сформированность базовых учебных навыков, высокий адаптивный ресурс (возможность адаптироваться в сложной ситуации), мотивационные факторы и т.д.

По мнению специалистов, школьные трудности, которые не были вовремя выявлены и скомпенсированы, приводят к неуспеваемости. Под неуспеваемостью обычно имеют в виду неудовлетворительные оценки по какому-либо предмету (или по всем предметам сразу) в четверти или в году.

Понятие «неуспеваемость» по-разному трактуется в педагогической и психологической литературе. Педагогика рассматривает как источник неуспеваемости формы, методы организации обучения и даже систему образования в целом.

Неуспеваемость связана с индивидуальными особенностями детей, с условиями протекания их развития, с наследственными факторами. Именно поэтому необходима систематизация различных подходов к проблеме возникновения неуспеваемости, к выявлению вызывающих ее причин.

Абсолютная неуспеваемость выражена оценкой «неудовлетворительно» и соотносится с минимальными требованиями школьной программы.

Относительная неуспеваемость характеризуется недостаточной познавательной нагрузкой тех учащихся, которые могли бы превысить обязательные требования, и соотносится с минимальными требованиями школьной программы и возможностями отдельных учащихся.

Под неуспешностью обычно понимают любую деятельность, которая не сопровождается достижением желаемого результата (успеха).

Факторы, усиливающие неуспешность :

Вопрос о профилактике неуспешности обучения был неоднократно предметом обсуждения на конференциях руководителей образовательных учреждений, педагогических советах, совещаниях, расширенных коллегиях совместно с окружными службами, МО.

Залогом успеха в работе с неуспевающими учащимися является методически грамотное составление учебных планов образовательных учреждений, выделение часов на индивидуальную работу с обучающимися.

Одним из элементов системы работы управления образования по преодолению неуспешности обучения является создание системы мониторинга ( психологического, здоровья, социологического, уровня обученности).

К сожалению, в школах часто бывает так, что сначала учащийся начинает не успевать по нескольким предметам, и лишь потом учитель начинает помогать учащемуся. Это неверная позиция. Неуспешный ученик – это учащийся сумма знаний которого меньше суммы его пробелов в знаниях. И тогда в работе учителя выступает вопрос об индивидуализации. Имея диагностику, зная семью, ее проблемы, учитель-предметник в пространстве образовательного процесса строит свою работу, используя различные направления воздействия на ребенка: медико-психолого-педагогическое сопровождение, организацию познавательной деятельности, индивидуальное и дифференцированное обучение, развитие общеучебных умений и навыков, организацию самостоятельной работы. Учителя-предметники планируют свою работу так, что на уроке для каждого ученика создается ситуация успеха. Учебный материал разбивается на уровни, формируются критерии оценки деятельности учащихся: программа максимум и минимум. Учитель определяет уровень развития знаний, умений, навыков учащихся, их готовность к дальнейшему изучению материала, выделяется материал для повторения каждым учеником, формируется карта индивидуальных достижений учащихся. И тогда учащийся может твердо сказать: «Я это знаю».

Найдя причину отклонения в развитии ребенка, школа ищет наиболее подходящие средства для устранения недостатков.

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке.

Виды помощи в учении

В процессе контроля за подготовленностью учащихся.

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложения учащимся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

При изложении нового материала.

Применение мер поддержания интереса к усвоению темы.

Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

В ходе самос тоятельной работы на уроке.

Разбивка заданий на дозы. Этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.

Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминание приема и способа выполнения задания.

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления.

При организации самостоя тельной работы.

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.

Система работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников.

Необходима разработка технологий индивидуализации школьного образования. Говоря об индивидуализации обучения необходимо выделить два основных аспекта:

учет индивидуальных особенностей детей с последующей адаптацией учебного процесса к индивидуальным особенностям каждого ребенка;

оказание каждому ребенку индивидуальной педагогической помощи с целью развития его индивидуальных ресурсов.

Обучение – это длительный процесс и складывается он из отдельных уроков. Урок, есть основное звено процесса обучения. Как любой трудовой процесс урок включает в себя работника (ученика), предмет его труда (получение знаний), необходимые средства и орудия. Совокупность трудовых операций, осуществляемых учеником, образует технологический процесс, который подчинен определенным требованиям. Концепция образования и должна обуславливаться и строится на данных требованиях. Эти требования можно сформулировать следующим образом:

отчетливая целенаправленность урока;

оптимальный психологический режим;

оптимальный темп и ритм работы;

систематическая последовательность и преемственность учебных операций;

достаточное организационное и материальное обеспечение;

непрерывный контроль и самоконтроль;

восстановление делового равновесия при его нарушении (коррекция);

закрепление и усовершенствование знаний и умений;

экономия времени на уроке.

Исходя из этих требований к современному уроку, строится работа, создавая для каждой группы учащихся свою индивидуальную траекторию развития на каждый конкретный урок.

Факторы преодоления неуспешности в обучении

Успешное обучение является не только искомым результатом всей деятельности школы, но и является необходимым условием для введения расширенного и углубленного обучения отдельным предметам, основой для профессиональной ориентации обучающихся, важным фактором формирования личности ребенка, а также его социализации в общество.

Достижение успешности обусловлено различными факторами, определяющими жизнедеятельность ребенка:

Социальное благополучие (неблагополучие) семьи;

Готовность ребенка к получению образования;

Готовность школы предоставить необходимые образовательные услуги;

Наличие социального запроса на образование.

В связи с наличием учащихся, имеющими трудности в усвоении программы, МО учителей начальных классов рассмотрело на заседании вопрос об оказании помощи детям. Была спланирована работа психолога, логопеда и учителей по преодолению неуспешности.

Построение образовательной деятельности в соответствии с факторами, формирующими неуспешность ученика

Готовность ребенка к получению образования диагностируется как во время его обучения в школе. Различают психологическую, специальную учебную, физическую и социальную готовность к обучению. Недостижение ребенком какого-либо параметра готовности влечет за собой проблемы в обучении, которые школа должна не только констатировать, но и решать в ходе образовательного процесса.

Фактор социального благополучия семьи проявляется в наличии материальной базы семь, достаточной для предоставления ребенка запрашиваемого образования, образовательным уровнем родителей, достаточным для формирования потребностей в образовании и для оказания помощи ребенку в обучении, благоприятном психологическом климате семье как формирующей основе формирования личности ребенка.

Цели и задачи школьной программы преодоления неуспешности в обучении

В виду сказанного, одним из важнейших направлений деятельности школы является исследование и диагностика условий жизнедеятельности обучения ребенка, изучение влияния перечисленных факторов на результаты образовательной деятельности. С учетом этих факторов осуществляется планирование и корректировка работы школы. В свою очередь, реализация этого направления способствует осуществлению цели формирования системного подхода к достижению успеха в обучении.

Мониторинг и диагностика результатов обучения предполагают исследование вопроса качества обучения и поиск критериев успешности. В связи с этим одной из целей программы преодоления неуспешности является исследование причин и корректировка образовательной деятельности на основе результатов школьного мониторинга и реализации педагогического проекта «Карта школьных достижений».

Готовность школы к предоставлению различных образовательных услуг развивается в направлении повышения квалификации педагогов, а также в формировании различных направлений образовательной деятельности в школе. Дифференцированный подход к решению индивидуальных проблем в обучении гарантируется различными системами обучения: коррекционно-развивающей, гимназической, массовой и прогнозируемой профильной.

Дальнейшее их развитие, предоставление каждому обучающемуся индивидуальной траектории обучения является целью реализации как данной, так и всей школьной образовательной программы.

Программа преодоления неуспешности основывается на результатах мониторинга образовательной деятельности, который ведется по направлениям:

Результаты обучения по классам и параллелям;

Успешность в обучении отдельных обучающихся, индивидуальные трудности в обучении;

Результативность работы учителей;

Трудности в освоении образовательных программ.

Ежегодно в школе формируется «группа риска», состоящая из обучающихся, имеющих различные трудности в обучении.

Алгоритм работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися

Определить причину неуспеваемости учащегося через:

анкетирование (анкета: анализ причин неуспеваемости обучающихся);

беседу с психологом;

беседу с социальным педагогом, для выяснения социальных условий;

беседу с преподавателем, у которого учащийся имеет «неудовлетворительную» оценку.

посещением неуспевающего учащегося у психолога (если такая помощь необходима);

успеваемостью при сдаче дополнительных или индивидуальных заданий учителю предметнику.

Уведомлять еженедельно родителей и курирующего завуча о результатах успеваемости учащегося.

Разработать вместе с ребенком индивидуальный план его учебной деятельности и подводить итоги по окончанию четверти.

Выстроить систему взаимодействия с классным руководителем, СПС, родителями учащихся, завучем в решении задач по успешности обучения детей.

Планировать и осуществлять на уроке работу со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.

Составить индивидуальный план по оказанию социально-психологической помощи неуспевающему ребенку.

Довести до сведения родителей и классного руководителя график проводимых занятий, бесед.

Заместителю директор по УВР

Регулировать вопросы взаимодействия учителя-предметника с классным руководителем, СПС школы, родителями учащихся в решении задач повышения успешности обучения детей.

Оценивать теоретическую подготовленность учителя и методику преподавания по вопросу преодоления неуспеваемости учащегося через посещение уроков и собеседования.

Проводить собеседования с классными руководителями по результатам работы с неуспевающими учащимися не менее 1 раза в месяц.

Проводить собеседования с учащимися для выявления причин неуспеваемости и затруднений в обучении.

Технологическая карта педагогической программы работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

Для: предупреждения неуспеваемости;

Индивидуальный подход в работе со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

Индивидуальные и групповые консультации.

в изучении нового материала;

ликвидации выявленных пробелов в знаниях;

Оказание помощи при выполнении домашнего задания (карточки инструкции, помощь сильных учеников).

выявлении пробелов в знаниях.

формирования мотивации, интереса к учебе

Регулярно, опираясь на контроль со стороны учителей-предметников.

Для формирования личности школьника, мотивации, интереса к учебе

Индивидуальный подход, создание комфортной среды.

Проведение тематических классных часов, предметных недель.

Вовлечение в кружки, КТД.

Работа с родителями

При отставании в учебе, пропусках занятий, невыполнении домашних заданий, несоответствующей обстановке в классе, семье.

Для оказания профессионально- педагогической помощи родителям; выяснения причин неуспеваемости;

Определение типа ученика и причин неуспеваемости. Формирование как внутренних, так и внешних мотивов.

Тематические родительские собрания. Индивидуальная и коррекционная работа с родителями

Работа ведется регулярно.

установления единых требований

Помощь родителям в коррекции успеваемости ребенка.

МБОУ «Тургеневская СОШ»
20___- 20 ___ учебный год

Фамилия, имя учащегося _____________________________________________

Класс ________ Классный руководитель ________________________________

Сведения об учащемся.

1.Ф.И.О. матери ______________________________________________________

2.Ф.И.О. отца ______________________________________________________

3.Домашний адрес ____________________________________________________

4.Домашний телефон ________________

1.Обучается в данной школе с _______ года.

2.Проблемы в освоении учебных программ по предметам ________________________________

Не успевает по предметам ___________________________________________________________

3.Проблемы с посещаемостью учебных занятий _________________________________________

4.Проблемы с поведением на уроках ___________________________________________________

5.Отношение к учебной работе на уроках _______________________________________________

6.Отношение к выполнению домашних заданий ___________________________________________

7.Увлечения, дополнительные занятия учащегося _________________________________________

8.Контроль за успеваемостью и посещаемостью занятий учащимся осуществляет_______________________________________________________________________

9.Посещение родителями родительских собраний, дней открытых дверей

10.Наличие контакта родителей с классным руководителем ________________________________

Классный руководитель ___________

Аналитическая справка классного руководителя

по работе с неуспевающим учащимся.

Класс___________ Классный руководитель _______________________________________

Фамилия, имя учащегося________________________________________________________

Предмет(ы), по которому учащийся не успевает _____________________________________
отстает __________________________________________________________________________

Мероприятия по преодолению неуспеваемости

Беседы классного руководителя с учителями-предметниками

Посещение дополнительных занятий учащимся (проводился ли контроль за посещением дополнительных занятий учащимся) _____________________________________________________________________________________

Беседы классного руководителя с родителями

Рекомендации психолога _____________________________________________________________

Организации и специалисты за пределами школы, к которым обращались _________________

Подпись классного руководителя ________________

Промежуточный контроль успеваемости и посещаемости занятий учащимся.

Фамилия, имя учащегося ___________________________________________________________ Класс_____________

Классный руководитель ___________________________________________________________

Период, за который проводится контроль: с «___»_________по «_____»_________20 __г.

Подпись классного руководителя _____________________________

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *