на всех уровнях школьного образования учебная неуспешность так или иначе связана с ответ на тест
На всех уровнях школьного образования учебная неуспешность так или иначе связана с ответ на тест
+7(498)683-63-53
по рабочим дням с 10 до 17
М.М.Безруких, директор Института возрастной физиологии РАО, школьными трудностями называет весь комплекс проблем, которые возникают у ребенка при систематическом обучении и приводят к ухудшению состояния здоровья, к нарушению социально-психологической адаптации и только в последнюю очередь — к снижению успешности обучения».
Среди факторов, влияющих на появление школьных трудностей, М.М.Безруких называет экзогенные (факторы внешней среды) и эндогенные (факторы роста и развития ребенка). Причины школьных трудностей в обучении очень разнообразны. Только знание и понимание физиологических или психофизиологических основ формирования базовых учебных навыков и адаптивного ресурса позволяет понять механизмы возникновения школьных проблем. И выбирая методику помощи ребенку, необходимо прежде всего найти проблему, вызвавшую затруднение.
Очень часто трудности в обучении связаны с усвоением школьной программы, и найти причину этого психолого-педагогического явления бывает непросто. Мало того, что школьники не могут качественно усвоить учебный материал, они еще сталкиваются с вытекающими отсюда неприятными последствиями. Ситуации постоянного неуспеха ведут к равнодушию или негативному отношению к учебе, сопровождаются в большинстве случаев страхами, неврозами, депрессиями и серьезно сказываются на формировании личности ребенка. Некоторые школьники уже с первого класса попадают в разряд неуспешных и остаются таковыми долгие учебные годы. Школьная неуспешность является сильным стрессообразующим фактором, способствующим формированию дезадаптивных форм поведения. У таких учащихся могут наблюдаться агрессия, чувство противоречия, грубые нарушения дисциплины.
Часто неуспешность школьников связана с боязнью высказывать свои мысли, отвечать на вопросы, выражать свое мнение. Они испытывают страх перед опросом учителя, а этот страх может нанести вред как психическому, так и физическому здоровью (головные боли или боли в области живота и т.п.).
Поэтому по мере возникновения у ребенка школьных трудностей во время обучения родителям следует тщательно разбираться в их причинах и делать все возможное, чтобы помочь ему эти трудности преодолеть. Своевременное обращение к психологу позволит подобрать для ребенка с помощью методик по диагностике школьных трудностей и корригирующему обучению необходимые развивающие игры, например, интеллектуальные, ролевые, или определенные занятия, например, ритмикой, оригами, что позволит избежать в дальнейшем многих проблем.
Сейчас синдром школьной неуспешности, как и синдром дефицита внимания, дислексию и дисграфию относят к заболеваниям. Но синдром школьной неуспешности очень часто подменяют комплексом школьных проблем, именуемых школьными трудностями. Этот синдром характеризуется страхами, неврозами, стрессами, вызванными, в основном, несоответствием между ожиданиями взрослых и достижениями ребенка. Риск его возникновения появляется тогда, когда с ребенком начинаются систематические занятия, результаты которых не устраивают родителей и/или педагога. Усугубляется это тем, что постоянное опасение ребенка сделать ошибку отвлекает его внимание от выполняемых им заданий; он фиксируется на случайных мелочах, упуская из виду главное. Постоянного состояния волнения и тревоги приводят к низкой результативности, что в свою очередь ведет к серьезным неврозам.
К нарастающему беспокойству и повышению уровня тревоги приводит любое неблагополучие условий жизни ребенка, отрицательная оценка его окружающими, трудности в общении и т.п.
Чтобы помочь ребенку встать на путь успеха, необходимо обеспечить ему ощущение этого успеха, снизить ценностное значение школьных отметок (но не знаний!), хвалить не за результат, а за любую попытку его достижения, обязательно найти хоть какую-нибудь сферу, в которой ребенок может оказаться успешным, реализовать себя.
Очень важно создать доброжелательную обстановку, атмосферу творчества и сотрудничества, где многие страхи исчезнут, вырастет самооценка, сформируется чувство уверенности в своих силах и желание проявить себя. Если такие условия трудно создать дома, можно определить ребенка в группу школьников с аналогичными проблемами на базе детского социально-психологического центра.
Программа преодоления школьной неуспешности детей
МБОУ «Тургеневская СОШ»
Принято на педсовете
Протокол № _______
от «_____» ___________ 20____г.
Директор школы: ______________
от «___» _________ 20____ г.
школьной неуспешности детей
на 2012 – 2015 уч. годы
Откуда же берутся трудности в обучении, каковы причины школьной неуспешности?
По глубокому убеждению М.М.Безруких, директора Института возрастной физиологии РАО, школьные трудности создают сами взрослые, работающие с детьми. По причине незнания и непонимания закономерностей развития психических и физиологических процессов организма детей разных возрастных периодов они не только не умеют вовремя заметить школьные проблемы, но и не знают, как помочь их преодолеть. И у педагогов, и у родителей часто наблюдается низкая компетентность в вопросах функционального развития и здоровья детей. М.М.Безруких предостерегает: «Проблема школьных трудностей поднимается во всем мире. Это серьезнейшая проблема именно потому, что она и социальная, и психологическая, и медицинская, и педагогическая. Необходимо понимать, что если ребенок 6–7 лет имеет плохую произвольную регуляцию деятельности, то это естественно, с этим нельзя бороться, это нужно только учитывать. Незнание и непонимание физиологических или психофизиологических основ формирования базовых учебных навыков не позволяет понять механизмы возникновения школьных проблем» (http://psy.1september.ru/article.php?ID=200600304).
Итак, школьная неуспешность может являться как следствием, так и причиной нарушения психофизиологического развития, социальной адаптации школьника, и фундамент « школьного благополучия » должен закладываться еще в дошкольном возрасте. Родителям следует задолго до определения ребенка в школу позаботиться о том, чтобы период адаптации в первом классе не стал для их чада болезненным. А по мере возникновения у ребенка школьных трудностей во время обучения родителям следует тщательно разбираться в их причинах и делать все возможное, чтобы помочь ему эти трудности преодолеть. Своевременное обращение к грамотному детскому психологу позволит по результатам диагностики трудностей в обучении и других школьных трудностей подобрать для ребенка необходимые развивающие игры и упражнения, провести тренинги успешности, что позволит избежать в дальнейшем многих проблем. В задачу психолога входит определение готовности детей к школе, выявление причин школьных трудностей.
С «проблемным» ребенком, безусловно, необходимо заниматься. Ни в коем случае нельзя сравнивать своего ребенка с его сверстниками! Разница между физиологическим и паспортным возрастом бывает чрезвычайно велика. Поэтому работу с детьми надо выстраивать очень грамотно, с учетом их индивидуальных особенностей.
Как же помочь ребенку научиться слушать (а не просто слышать), концентрировать внимание на существенном, осмысленно воспринимать информацию, выделять главное, делать выводы, контролировать и анализировать свои действия, нести за них ответственность? Как помочь научиться осмысленно читать, понимать содержание прочитанного? Проверяя с секундомером скорость чтения, вряд ли можно сформировать эффективные механизмы чтения. Как помочь научиться писать разборчиво буквы и цифры? То есть помочь выработать все те умения, которые являются предпосылками учебной деятельности и способствуют предупреждению, а часто и преодолению, школьной неуспешности. И в каких условиях развивать эти способности? На все эти вопросы можно найти ответы на страницах нащего сайта в статьях, приведенных ниже.
Известно, что способности развиваются в эмоционально-благоприятной обстановке, без нажима и в системе. Очень важно ребенку постоянно чувствовать психологическую поддержку родителей, слышать слова одобрения, видеть их доброжелательные лица и осознавать, что он будет принят ими с любыми своими особенностями и недостатками.
Часто неуспешность учащихся связана с боязнью высказывать свои мысли, отвечать на вопросы, проявлять свои способности и возможности. Многие школьники испытывают страх перед опросом учителя. В доброжелательной обстановке, в атмосфере творчества и сотрудничества эти страхи быстро улетучиваются. Растет самооценка, формируется чувство уверенности в своих силах и желание проявить себя. Дома необходимо моделировать школьные ситуации, проигрывать их, тем самым «закаляя» ребенка. Тренинги школьной успешности «расковывают» детей, вырабатывают механизмы предупреждения неврозов.
Важнейшими составляющими школьной успешности являются: здоровье, творческая самореализация, позитивность мышления, активность, адекватная самооценка, осведомленность, произвольность психических процессов, сформированность базовых учебных навыков, высокий адаптивный ресурс (возможность адаптироваться в сложной ситуации), мотивационные факторы и т.д.
По мнению специалистов, школьные трудности, которые не были вовремя выявлены и скомпенсированы, приводят к неуспеваемости. Под неуспеваемостью обычно имеют в виду неудовлетворительные оценки по какому-либо предмету (или по всем предметам сразу) в четверти или в году.
Понятие «неуспеваемость» по-разному трактуется в педагогической и психологической литературе. Педагогика рассматривает как источник неуспеваемости формы, методы организации обучения и даже систему образования в целом.
Неуспеваемость связана с индивидуальными особенностями детей, с условиями протекания их развития, с наследственными факторами. Именно поэтому необходима систематизация различных подходов к проблеме возникновения неуспеваемости, к выявлению вызывающих ее причин.
Абсолютная неуспеваемость выражена оценкой «неудовлетворительно» и соотносится с минимальными требованиями школьной программы.
Относительная неуспеваемость характеризуется недостаточной познавательной нагрузкой тех учащихся, которые могли бы превысить обязательные требования, и соотносится с минимальными требованиями школьной программы и возможностями отдельных учащихся.
Под неуспешностью обычно понимают любую деятельность, которая не сопровождается достижением желаемого результата (успеха).
Факторы, усиливающие неуспешность :
Вопрос о профилактике неуспешности обучения был неоднократно предметом обсуждения на конференциях руководителей образовательных учреждений, педагогических советах, совещаниях, расширенных коллегиях совместно с окружными службами, МО.
Залогом успеха в работе с неуспевающими учащимися является методически грамотное составление учебных планов образовательных учреждений, выделение часов на индивидуальную работу с обучающимися.
Одним из элементов системы работы управления образования по преодолению неуспешности обучения является создание системы мониторинга ( психологического, здоровья, социологического, уровня обученности).
К сожалению, в школах часто бывает так, что сначала учащийся начинает не успевать по нескольким предметам, и лишь потом учитель начинает помогать учащемуся. Это неверная позиция. Неуспешный ученик – это учащийся сумма знаний которого меньше суммы его пробелов в знаниях. И тогда в работе учителя выступает вопрос об индивидуализации. Имея диагностику, зная семью, ее проблемы, учитель-предметник в пространстве образовательного процесса строит свою работу, используя различные направления воздействия на ребенка: медико-психолого-педагогическое сопровождение, организацию познавательной деятельности, индивидуальное и дифференцированное обучение, развитие общеучебных умений и навыков, организацию самостоятельной работы. Учителя-предметники планируют свою работу так, что на уроке для каждого ученика создается ситуация успеха. Учебный материал разбивается на уровни, формируются критерии оценки деятельности учащихся: программа максимум и минимум. Учитель определяет уровень развития знаний, умений, навыков учащихся, их готовность к дальнейшему изучению материала, выделяется материал для повторения каждым учеником, формируется карта индивидуальных достижений учащихся. И тогда учащийся может твердо сказать: «Я это знаю».
Найдя причину отклонения в развитии ребенка, школа ищет наиболее подходящие средства для устранения недостатков.
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке.
Виды помощи в учении
В процессе контроля за подготовленностью учащихся.
Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.
Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
Предложения учащимся примерного плана ответа.
Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
При изложении нового материала.
Применение мер поддержания интереса к усвоению темы.
Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.
Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.
Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.
В ходе самос тоятельной работы на уроке.
Разбивка заданий на дозы. Этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.
Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.
Напоминание приема и способа выполнения задания.
Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.
Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.
Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.
Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.
Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления.
При организации самостоя тельной работы.
Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.
Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.
Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.
Система работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников.
Необходима разработка технологий индивидуализации школьного образования. Говоря об индивидуализации обучения необходимо выделить два основных аспекта:
учет индивидуальных особенностей детей с последующей адаптацией учебного процесса к индивидуальным особенностям каждого ребенка;
оказание каждому ребенку индивидуальной педагогической помощи с целью развития его индивидуальных ресурсов.
Обучение – это длительный процесс и складывается он из отдельных уроков. Урок, есть основное звено процесса обучения. Как любой трудовой процесс урок включает в себя работника (ученика), предмет его труда (получение знаний), необходимые средства и орудия. Совокупность трудовых операций, осуществляемых учеником, образует технологический процесс, который подчинен определенным требованиям. Концепция образования и должна обуславливаться и строится на данных требованиях. Эти требования можно сформулировать следующим образом:
отчетливая целенаправленность урока;
оптимальный психологический режим;
оптимальный темп и ритм работы;
систематическая последовательность и преемственность учебных операций;
достаточное организационное и материальное обеспечение;
непрерывный контроль и самоконтроль;
восстановление делового равновесия при его нарушении (коррекция);
закрепление и усовершенствование знаний и умений;
экономия времени на уроке.
Исходя из этих требований к современному уроку, строится работа, создавая для каждой группы учащихся свою индивидуальную траекторию развития на каждый конкретный урок.
Факторы преодоления неуспешности в обучении
Успешное обучение является не только искомым результатом всей деятельности школы, но и является необходимым условием для введения расширенного и углубленного обучения отдельным предметам, основой для профессиональной ориентации обучающихся, важным фактором формирования личности ребенка, а также его социализации в общество.
Достижение успешности обусловлено различными факторами, определяющими жизнедеятельность ребенка:
Социальное благополучие (неблагополучие) семьи;
Готовность ребенка к получению образования;
Готовность школы предоставить необходимые образовательные услуги;
Наличие социального запроса на образование.
В связи с наличием учащихся, имеющими трудности в усвоении программы, МО учителей начальных классов рассмотрело на заседании вопрос об оказании помощи детям. Была спланирована работа психолога, логопеда и учителей по преодолению неуспешности.
Построение образовательной деятельности в соответствии с факторами, формирующими неуспешность ученика
Готовность ребенка к получению образования диагностируется как во время его обучения в школе. Различают психологическую, специальную учебную, физическую и социальную готовность к обучению. Недостижение ребенком какого-либо параметра готовности влечет за собой проблемы в обучении, которые школа должна не только констатировать, но и решать в ходе образовательного процесса.
Фактор социального благополучия семьи проявляется в наличии материальной базы семь, достаточной для предоставления ребенка запрашиваемого образования, образовательным уровнем родителей, достаточным для формирования потребностей в образовании и для оказания помощи ребенку в обучении, благоприятном психологическом климате семье как формирующей основе формирования личности ребенка.
Цели и задачи школьной программы преодоления неуспешности в обучении
В виду сказанного, одним из важнейших направлений деятельности школы является исследование и диагностика условий жизнедеятельности обучения ребенка, изучение влияния перечисленных факторов на результаты образовательной деятельности. С учетом этих факторов осуществляется планирование и корректировка работы школы. В свою очередь, реализация этого направления способствует осуществлению цели формирования системного подхода к достижению успеха в обучении.
Мониторинг и диагностика результатов обучения предполагают исследование вопроса качества обучения и поиск критериев успешности. В связи с этим одной из целей программы преодоления неуспешности является исследование причин и корректировка образовательной деятельности на основе результатов школьного мониторинга и реализации педагогического проекта «Карта школьных достижений».
Готовность школы к предоставлению различных образовательных услуг развивается в направлении повышения квалификации педагогов, а также в формировании различных направлений образовательной деятельности в школе. Дифференцированный подход к решению индивидуальных проблем в обучении гарантируется различными системами обучения: коррекционно-развивающей, гимназической, массовой и прогнозируемой профильной.
Дальнейшее их развитие, предоставление каждому обучающемуся индивидуальной траектории обучения является целью реализации как данной, так и всей школьной образовательной программы.
Программа преодоления неуспешности основывается на результатах мониторинга образовательной деятельности, который ведется по направлениям:
Результаты обучения по классам и параллелям;
Успешность в обучении отдельных обучающихся, индивидуальные трудности в обучении;
Результативность работы учителей;
Трудности в освоении образовательных программ.
Ежегодно в школе формируется «группа риска», состоящая из обучающихся, имеющих различные трудности в обучении.
Алгоритм работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися
Определить причину неуспеваемости учащегося через:
анкетирование (анкета: анализ причин неуспеваемости обучающихся);
беседу с психологом;
беседу с социальным педагогом, для выяснения социальных условий;
беседу с преподавателем, у которого учащийся имеет «неудовлетворительную» оценку.
посещением неуспевающего учащегося у психолога (если такая помощь необходима);
успеваемостью при сдаче дополнительных или индивидуальных заданий учителю предметнику.
Уведомлять еженедельно родителей и курирующего завуча о результатах успеваемости учащегося.
Разработать вместе с ребенком индивидуальный план его учебной деятельности и подводить итоги по окончанию четверти.
Выстроить систему взаимодействия с классным руководителем, СПС, родителями учащихся, завучем в решении задач по успешности обучения детей.
Планировать и осуществлять на уроке работу со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.
Составить индивидуальный план по оказанию социально-психологической помощи неуспевающему ребенку.
Довести до сведения родителей и классного руководителя график проводимых занятий, бесед.
Заместителю директор по УВР
Регулировать вопросы взаимодействия учителя-предметника с классным руководителем, СПС школы, родителями учащихся в решении задач повышения успешности обучения детей.
Оценивать теоретическую подготовленность учителя и методику преподавания по вопросу преодоления неуспеваемости учащегося через посещение уроков и собеседования.
Проводить собеседования с классными руководителями по результатам работы с неуспевающими учащимися не менее 1 раза в месяц.
Проводить собеседования с учащимися для выявления причин неуспеваемости и затруднений в обучении.
Технологическая карта педагогической программы работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
Для: предупреждения неуспеваемости;
Индивидуальный подход в работе со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
Индивидуальные и групповые консультации.
в изучении нового материала;
ликвидации выявленных пробелов в знаниях;
Оказание помощи при выполнении домашнего задания (карточки инструкции, помощь сильных учеников).
выявлении пробелов в знаниях.
формирования мотивации, интереса к учебе
Регулярно, опираясь на контроль со стороны учителей-предметников.
Для формирования личности школьника, мотивации, интереса к учебе
Индивидуальный подход, создание комфортной среды.
Проведение тематических классных часов, предметных недель.
Вовлечение в кружки, КТД.
Работа с родителями
При отставании в учебе, пропусках занятий, невыполнении домашних заданий, несоответствующей обстановке в классе, семье.
Для оказания профессионально- педагогической помощи родителям; выяснения причин неуспеваемости;
Определение типа ученика и причин неуспеваемости. Формирование как внутренних, так и внешних мотивов.
Тематические родительские собрания. Индивидуальная и коррекционная работа с родителями
Работа ведется регулярно.
установления единых требований
Помощь родителям в коррекции успеваемости ребенка.
МБОУ «Тургеневская СОШ»
20___- 20 ___ учебный год
Фамилия, имя учащегося _____________________________________________
Класс ________ Классный руководитель ________________________________
Сведения об учащемся.
1.Ф.И.О. матери ______________________________________________________
2.Ф.И.О. отца ______________________________________________________
3.Домашний адрес ____________________________________________________
4.Домашний телефон ________________
1.Обучается в данной школе с _______ года.
2.Проблемы в освоении учебных программ по предметам ________________________________
Не успевает по предметам ___________________________________________________________
3.Проблемы с посещаемостью учебных занятий _________________________________________
4.Проблемы с поведением на уроках ___________________________________________________
5.Отношение к учебной работе на уроках _______________________________________________
6.Отношение к выполнению домашних заданий ___________________________________________
7.Увлечения, дополнительные занятия учащегося _________________________________________
8.Контроль за успеваемостью и посещаемостью занятий учащимся осуществляет_______________________________________________________________________
9.Посещение родителями родительских собраний, дней открытых дверей
10.Наличие контакта родителей с классным руководителем ________________________________
Классный руководитель ___________
Аналитическая справка классного руководителя
по работе с неуспевающим учащимся.
Класс___________ Классный руководитель _______________________________________
Фамилия, имя учащегося________________________________________________________
Предмет(ы), по которому учащийся не успевает _____________________________________
отстает __________________________________________________________________________
Мероприятия по преодолению неуспеваемости
Беседы классного руководителя с учителями-предметниками
Посещение дополнительных занятий учащимся (проводился ли контроль за посещением дополнительных занятий учащимся) _____________________________________________________________________________________
Беседы классного руководителя с родителями
Рекомендации психолога _____________________________________________________________
Организации и специалисты за пределами школы, к которым обращались _________________
Подпись классного руководителя ________________
Промежуточный контроль успеваемости и посещаемости занятий учащимся.
Фамилия, имя учащегося ___________________________________________________________ Класс_____________
Классный руководитель ___________________________________________________________
Период, за который проводится контроль: с «___»_________по «_____»_________20 __г.
Подпись классного руководителя _____________________________