на уроках в начальной школе следует чаще использовать игру как метод обучения так как
Статья «Игра как активный метод обучения в начальной школе»
Игра как активный метод обучения в начальной школе
Задача, конечно, не слишком простая:
Играя учить и учиться играя.
Но если с учёбой сложить развлеченье,
То праздником станет любое ученье.
Всем известно, что игра является ведущей деятельностью дошкольника. У школьника на первое место выходит учебная деятельность. Так играть в школе или не играть? Конечно, играть! Уверена, что так ответят многие учителя, особенно учителя начальных классов. Во-первых, игровые технологии помогут обеспечить преемственность с дошкольным образованием, во-вторых, многие игры созданы специально для того, чтобы помочь детям в игровой форме усвоить учебный материал. Перед учителем важной задачей будет правильно подобрать соотношения игры и обучения и уместно использовать игровые технологии.
По мнению педагога и психолога П.Ф.Каптерева, игры должны быть признаны существенным подспорьем систематическому учению; обучение и игры не враги – это друзья, которым сама природа указала идти одною дорогою и взаимно поддерживать друг друга. Считаю, что эти слова актуальны и в настоящее время.
В своих работах К.Селевко отмечал, что реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:
Внедрением ИКТ позволило поднять использование игровых приемов на новый уровень. Графические, звуковые, интерактивные возможности компьютерных программ позволяли изучать и проверять усвоение материала ненавязчиво, играючи. Активно использовала в обучении обучающие компьютерные игры, научилась сама создавать интерактивные презентации с анимацией, гиперссылкими, триггерами.
В настоящее время я использую все возможности создания игровых ситуаций. На уроках окружающего мира герои учебника Мудрая Черепаха и Муравей Вопросик являются постоянными нашими гостями. Ученикам нравится, что эти герои рассуждают, спорят, обращаются за помощью к ученикам, знакомят с новой и интересной информацией. Звук сама записываю и обрабатываю в программе Audaciti.
Но чаще всего стараюсь использовать универсальные игры, которые отвечают следующим требованиям:
возможность использования на любом уроке;
минимум подготовки наглядности и простота проведения;
имеют соревновательный характер;
содержат элемент здоровьесбережения.
Самой любимой игрой у первоклассников стала игра «Цифробойка». В эту игру они играют не только на каждом уроке математики, но и самостоятельно на переменах.
На уроке русского языка» Цифробойка» превращается с «Буквобойку». Удобно отрабатывать темы «Правописание безударных гласных», «Слова с парными согласными» и другие. Учитель называет слово. Ученики должны назвать проверочное слово и хлопнуть по соответствующей букве. Падежи, склонения, части речи и другие понятия отрабатываются с лёгкостью и без принуждения.
Игра «По-порядку становись!» помогает усвоить темы «Алфавит», «Нумерация чисел», «Единицы времени, длины, массы». Ученики одного ряда или группа учеников получают карточки с буквами (числами, словами) По команде они должны выстроиться в алфавитном порядке (в порядке увеличения или уменьшения). Если раньше, чтобы расставить буквы по алфавиту, уходило 1-1,5 минуты, то сейчас первоклассники 7-8 букв выстраивают за 15-20 секунд. Далее предлагаю разделиться на группы: гласные и согласные, звонкие согласные или глухие, парные или непарные.
Данное упражнение чаще всего провожу, когда нужно спросить всех учеников. Ученики встают, даю задание, кто первый ответил, тот садится. Игра проводится до тех пор, пока за парты не сядут все ученики.
Сразу становится понятным, кто усвоил данную тему, а кто испытывает затруднения.
За правильность и аккуратность выполнения заданий, активность на уроке, старательность и помощь другу ученики получали снежинки. Эти снежинки они обменивали на необходимые части.
Ученики с огромным интересом включились в игру. Заметно повысилась активность детей на уроке, аккуратность в ведении тетрадей. Даже родители с большим вниманием наблюдали за процессом создания аппликации.
Полностью согласна с высказыванием Селевко Г.К., который считал, что результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
Список литературы и ресурсов
Выготский Л.С. Психология развития ребёнка. – М: Изд-во Смысл. Изд-во Эксмо, 2004. – 512с. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка
Кавтарадце Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. М.: Московский психолого-социальный институт, изд-во «Флинта», 1998.-192с.
Лемов Д Мастерство учителя. Проверенные методики выдающихся преподавателей. Манн, Иванов и Фебер; Москва; 2014
Селевко Г.К.Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005.
Степанова О.А. Психолого-педагогический потенциал детской игры: ретроспектива и современные подходы к изучению. «Начальная школа плюс до и после»№1.2006
Примечание: фото с детьми выложено с разрешения родителей.
Методические рекомендации для учителей начальных классов «Использование игровых технологий в начальной школе»
Методические рекомендации для учителей начальных классов «Использование игровых технологий в начальной школе»
Бадамшина В.А. 16 октября 2016г
В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, монотонную деятельность по запоминанию, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и прочее.
В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению учебных предметов. Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного мира информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Игровые технологии как вид педагогических технологий.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Педагогические технологии по преобладающему методу различаются на:
2. Догматические, репродуктивные.
5. Проблемные, поисковые.
10. Информационные (компьютерные).
В жизни людей игра выполняет такие важнейшие функции, как:
— развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
— коммуникативную: освоение диалектики общения;
— по самореализации в игре как на «полигоне человеческой практики»;
— терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
— диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
— коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
— межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей;
— социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Значение игры в обучении.
Игра учит. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
— в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
— как элементы более обширной технологии;
— в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
— как технология внеклассной работы.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованны, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Особенность игры педагогической в том, что ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре в так называемом, «чистом виде», учитель должен организовать и координировать игровую деятельность детей. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:
— дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
— учебная деятельность подчиняется правилам игры;
— учебный материал используется в качестве её средства;
— в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;
— успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Ю.В.Геронимус выделил следующие факторы, способствующие возникновению игрового интереса:
— удовольствие от контактов с партнерами по игре;
— удовольствие от демонстрации партнерам своих возможностей как игрока;
— азарт, от ожидания непредвиденных игровых ситуаций и последовательных их разрешений в ходе игры;
— необходимость принимать решения в сложных и часто неопределенных условиях;
— удовлетворение от успеха – промежуточного и окончательного;
— если игра ролевая, то удовольствие от процесса – перевоплощение в роль.
Привлекательность игры заключается в возникновении новых возможностей. Это зависит от типа игры. Очевидно, наиболее привлекательны возможности, соответствующие актуальным потребностям возраста и личности. Проблема игровой мотивации очень важна.
В играх могут быть реализованы следующие потребности:
— наличие собственной деятельности;
— потребность в ином;
— самоопределение через ролевое экспериментирование;
— самоопределение через пробы деятельностей.
Требования к играм в образовании, обеспечивающие привлекательность игр:
1. Игровая оболочка должен быть задан игровой сюжет, мотивирующий всех учеников на достижение игровых целей.
2. Включенность каждого: команды в целом и каждого игрока лично.
3. Возможность действия для каждого ученика.
4. Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих; должен быть риск неудачи.
5. Игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями. С другой стороны, задания должны быть доступны каждому, поэтому необходимо учитывать уровень участников игры и задания подбирать от легких (для отработки учебного навыка) до тех, выполнение которых требует значительных усилий (формирование новых знаний и умений).
6. Вариативность – в игре не должно быть единственно возможного пути достижения цели.
7. Должны быть заложены разные средства для достижения игровых целей.
— эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»);
— наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Роль игры на уроках в начальной школе
Роль игры на уроках в начальной школе.
Согласно требованиям ФГОС, задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить ребят учиться. Этой задаче адекватен деятельностный метод обучения, обеспечивающий системное включение детей в учебно-познавательную деятельность.
В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения, в частности, дидактические игры.
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
В.А. Сухомлинский
Как повысить эффективность урока? Какими способами вызвать интерес у детей? На помощь учителю приходит замечательное средство — игра.
Дидактическая игра имеет определённую структуру. Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяют следующие структурные составляющие дидактической игры:
1) дидактическая задача;
3) игровые действия;
5) результат (подведение итогов).
Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формулируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета и т. д.
В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения, недостаточно освещенным в методике преподавания русского языка, относятся игровые технологии.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению русского языка. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Сущность игровой технологии.
«Учебная (дидактическая) игра как технология обучения давно интересует ученых и практиков. Как педагогическая технология игра интересна тем, что создает эмоциональный подъем, а мотивы игровой деятельности ориентированы на процесс постижения смысла этой деятельности».
В настоящее время в игровой технологии выделяются следующие компоненты:
мотивационный;
•ориентационно-целевой;
•содержательно-операционный;
•ценностно-волевой;
•оценочный.
Мотивационный компонент связан с отношением ученика к содержанию и процессу деятельности, включает его мотивы, интересы и потребности в игре. Мотивация, которая обеспечивает активность в игре и связь с другими видами деятельности, закладывается в процессе игры.
Ориента ционно-целевой компонент связан с тем, что ученик воспринимает цели учебно-познавательной деятельности, нравственные установки, ценности, которые, став лично значимыми, становятся регуляторами игрового поведения учащихся.
Содержательно-операционный компонент предполагает, что ученики владеют учебным материалом и способностью опираться на имеющиеся знания и способы деятельности.
При выполнении любого умственного действия человек опирается на определенную систему ориентиров (Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина). Ориентировочная основа действий (ООД) может быть дана в виде алгоритма, эвристической схемы, которые, как показывает учительский опыт, легко усваиваются и используются в работе. Пример: в играх- путешествиях алгоритм действий для капитана, штурмана и др.
Ценностно-волевой компонент обеспечивает высокую степень целенаправленности познавательной активности, включает внимание, эмоциональные переживания. Оценочный компонент игры обеспечивает сопоставление результатов игровой деятельности с целью игры, а также самоуправление процессом игры и рефлексию собственной деятельности.
Все рассмотренные компоненты игры определяют технологическую структуру игры. Выделенные компоненты игровой технологии включают ряд структурных элементов.
Обязательным структурным элементом игры является ее результат. Результат может быть наглядным (выиграл, отгадал, выполнил); менее заметным (получил удовольствие, заинтересовался вопросом) и отсроченным (создал свой вариант игры спустя какое-то время).
Различают результат для учителя (игра продемонстрировала умения, уровень усвоения знаний и норм поведения) и результат для учеников (игра пробудила интерес к проблеме, принесла моральное удовлетворение).
Важна коллективная оценка игры, которая стимулирует учащихся. При этом можно вносить коррективы в игру, отметить положительные моменты, подчеркнуть успехи слабых учеников, закончить игру на эмоциональном подъеме.
Характер игры и игровые ситуации определяются темой, возрастными особенностями участников, их интересами.
Ребята стремятся к групповому сотрудничеству, увлекаются словарными играми, состязаниями. Для них организуются игры, сюжеты которых взяты из исторических и приключенческих книг. Особый интерес в этом возрасте вызывают компьютерные игры.
Разновидности игр. Основные цели и задачи игр на уроках.
Среди многообразия игр, которые используются в работе с детьми в школе, различают: учебно-ролевые (сюжетно-ролевые) и дидактические игры.
Отличительной особенностью ролевых игр является то, что ученики вместе с учителем становятся исполнителями определенных ролей. Ролевые игры развивают фантазию, воображение и речь, имеют большое значение в нравственном воспитании.
Дидактические игры специально создаются педагогами в учебно-воспитательных целях; являются познавательными и развивающими. В школьной практике широко используются словесные игры, уроки-путешествия, КВИ, уроки-викторины. Во время игры решаются определенные задачи:
1) победить в конкурсе, осуществить поиск, выступить в какой-либо роли. Перед учениками не ставится прямая цель — овладеть определенными знаниями, умениями;
2) добровольный характер игры диктует добровольное подчинение всех участников игровым правилам;
З) игра должна заинтриговать (удивить, поразить воображение и, может быть, поставить в тупик). Поэтому в ней должны участвовать все («слабым» ученикам надо дать возможность поверить в себя).
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются от игр вообще тем, что они обладают четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Говоря о характеристиках игры, необходимо отметить особенности их трансформации в игре педагогической: ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре, в так называемом «чистом виде», преподаватель должен организовывать и координировать игровую деятельность детей. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Зачем нужны игры на уроках в начальных классах
В статье рассматривется необходимость применения игровых технологий на различных уроках в начальных классах, особенно в период адаптации детей к обучению в школе.
Просмотр содержимого документа
«Зачем нужны игры на уроках в начальных классах»
Зачем нужны игры на уроках в начальных классах
Как утверждал советский педагог В.А.Сухомлинский, «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Применение игровых технологий на уроках в начальных классах необходимо, так как ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна. При условии адекватного отношения взрослых к детской игре и разумного использования ее мощного психолого-педагогического потенциала, игра способна стать тем оптимальным инструментом, который обеспечивает успешность адаптации ребенка в новой ситуации, развитие младшего школьника как субъекта собственной деятельности и поведения, его эффективную социализацию, сохранение и укрепление его нравственного, психического и физического здоровья.
В жизни детей начальной школы игра выполняет важнейшие функции, такие как развлекательную, коммуникативную, терапевтическую, диагностическую, коррекционную, функцию самореализации, межнациональной коммуникации, социализации.
Вместе с тем, игра учит. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
как элемент более обширной технологии;
в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
как технология внеклассной работы.
Проведение уроков в начальной школе диктует целесообразность использования игровых технологий, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся и ведущих к более осмысленному усвоению знаний.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые, в свою очередь, обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Особенность педагогической игры в том, что ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре в «чистом виде»: учитель должен организовать и координировать игровую деятельность детей.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства;
в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игровые приемы обычно воспринимаются детьми с радостью в силу того, что отвечают возрастному стремлению к игре; в основу их учитель вкладывает привлекательные задачи и действия, характерные для самостоятельных детских игр. Использование столь свойственных им элементов тайны, интриги и разгадки, поиска и находки, ожидания и неожиданности, игрового передвижения, соревнования стимулирует умственную активность и волевую деятельность детей, способствует обеспечению осознанного восприятия учебно-познавательного материала, приучает к посильному напряжению мысли и постоянству действий в одном направлении, развивает самостоятельность.
В тоже время игровой прием должен не отвлекать детей от учебного содержания, а наоборот, привлекать к нему еще больше внимания.
К.Д. Ушинский писал: «Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не может еще войти по сложности её явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более чем дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни, в игре же ребенок, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».
Можно выделить следующие факторы, делающие игру для ребенка не просто привлекательной, но и незаменимой, единственной сферой реализации потребностей:
— самостоятельность: игра – единственная сфера жизни, в которой ребенок сам определяет цели и средства.
— возможность творчества вне игры доступна лишь небольшому количеству школьников. Игра же представляет собой возможность «безнаказанно» творить в очень многих областях жизни. В области межличностных отношений (классические игры типа «дочки-матери»), в управлении (игры в «города», которые дети населяют вымышленными персонажами), собственно в исполнительном творчестве – вылепить из пластилина, нарисовать, сшить костюм.
Ю.В.Геронимус выделил факторы, которые способствуют возникновению игрового интереса:
удовольствие от контактов с партнерами по игре;
удовольствие от демонстрации партнерам своих возможностей как игрока;
азарт, от ожидания непредвиденных игровых ситуаций и последовательных их разрешений в ходе игры;
необходимость принимать решения в сложных и часто неопределенных условиях;
удовлетворение от успеха – промежуточного и окончательного;
удовольствие от процесса – перевоплощение в роль, если игра ролевая.
Привлекательность игры заключается в возникновении новых возможностей для ребенка.
В играх могут быть реализованы следующие потребности:
наличие собственной деятельности;
потребность в ином;
самоопределение через ролевое экспериментирование;
самоопределение через различную деятельность.
Учебный процесс предъявляет к играм определенные требования: игровая оболочка (должен быть задан игровой сюжет, мотивирующий всех учеников на достижение игровых целей); включенность каждого (команды в целом и каждого игрока лично); возможность действия для каждого ученика; результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих; игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями. В тоже время, задания должны быть доступны каждому, поэтому необходимо учитывать уровень участников игры и задания подбирать от легких (для отработки учебного навыка) до тех, выполнение которых требует значительных усилий (формирование новых знаний и умений). В игре не должно быть единственно возможного пути достижения цели.
Исходя из перечисленных требований к игре становится понятно, что игра – очень затратная по времени и трудоемкая форма. Подготовка игры требует обыкновенно на порядок большего количества времени, нежели её проведение.
Теория и классификация игр.
Наряду с обучением игра – один из основных видов деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Каждая учебная игра делится на этапы:
анализа результатов, в которых ученик полностью реализует себя как субъект возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации.
В структуру игры как процесса входят:
роли, взятые на себя играющими;
игровые действия как средства реализации этих ролей;
игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
реальные отношения между играющими;
сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Большинство игр отличает следующие черты:
свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;
творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер этой деятельности («поле творчества»);
эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»);
наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Педагогические игры достаточно разнообразны по:
целям (дидактические (расширение кругозора, развитие трудовых навыков), воспитывающие ( коллективизм, сотрудничество), развивающие (память, внимание); социализирующие (приобщение к нормам ценностей общества));
возрастным возможностям их использования;
По характеру педагогического процесса бывают:
обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
познавательные, воспитательные, развивающие;
репродуктивные, продуктивные, творческие;
коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.
По характеру игровой методики делятся на предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры – драматизации.
По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.
По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии: