на систему образования положительно влияют такие факторы как

Выступление «Факторы, влияющие на качество образования»

на систему образования положительно влияют такие факторы как

Факторы, влияющие на качество образования

Одним из условий повышения качества образования в школе является уровень профессиональной компетентности учителя, который должен находиться в постоянном и непрерывном развитии. Профессиональная компетентность учителя носит интегрированный характер и понимается как совокупность знаний и умений, определяющих результативность профессионального труда. Восточная мудрость гласит:

Плохой хозяин растит сорняк,

Хороший – выращивает рис,

Умный – культивирует почву,

Дальновидный – воспитывает работников.

Сегодня нужен учитель с высоким уровнем нравственности, профессионализма, способный к самореализации, саморегуляции, самоопределению в любой педагогической ситуации.

Посещение курсов учителями, к сожалению, не всегда предусматривает использование в практике полученных знаний и умений. Так, например, посещение курсов по освоению работы на компьютерах не означает, что все слушатели этих курсов сразу же начнут печатать всю документацию, поурочные планы, участвовать в работе интернетовских сайтов, создавать свои презентации и т.д.

Необходимо организовывать работу не только по предметным направлениям, но и по решению проблемных вопросов психологии и педагогики, создавая творческие группы, включая в них опытных инициативных педагогов .

Следует не упускать из виду вопросы преемственности в образовании. Для этого целесообразно включать в предметные МО учителей начальных классов для выработки единых требований к учащимся при переходе из начальной школы в среднюю.

Коллективный характер деятельности при разумном сочетании общешкольных, групповых и индивидуальных форм и видов методической работы и самообразования способствует включению учителей в творческий поиск, в экспериментальную работу на различных уровнях, участие в новых проектах. А это и есть один из факторов, влияющих на повышение качества образования.

Для создания комфортных условий успешного обучения каждого ученика и учителя необходимо оснащение учебных кабинетов современным оборудованием, организация автоматизированного рабочего места учителя администратора, тщательный подбор учебных программ и качественных учебников, соответствующих не только современным требованиям, но и учитывающие индивидуальные особенности обучающихся.

Стоит отметить те преобразования, которые связаны с реализацией приоритетного национального проекта «Образование», преобразования, проводимые Администрацией города. Это современное оборудованные учебные кабинеты, обновление программного обеспечения компьютерной техники, спортивные сооружения на территории школ города, комфортные условия, созданные в зданиях школы, капитальные ремонты зданий. Школы активнее включились в экспериментальную работу, действует Интернет в каждой школе, расширилась сеть дополнительного образования и т.д. И это еще далеко на все параметры, влияющие на качество образования.

Об этом можно много говорить. Конечно, образование формирует общество: его ценности, цели, духовный и творческий потенциал. Поэтому принципиально должен измениться взгляд на образование, цель которого – не только овладение знаниями, но и становление человека, обретение им себя, своего человеческого образа, неповторимой индивидуальности. И это может быть обеспечено школой, если главным в ее деятельности станет качество образования.

Источник

на систему образования положительно влияют такие факторы как

Зам.директора по УВР

из земных благ, если оно наивысшего качества.

В противном случае оно совершенно бесполезно.

Вокруг проблемы качества образования сегодня ведётся много споров. Борьба за качество образования выдвигается как ведущая задача в деятельности образовательных учреждений. Каждый ищет её решения по-своему. Что вкладываем мы в это понятие, каких результатов ожидаем от своих усилий? Качество образования мы сводим сегодня к качеству обучения. Именно обученность ребёнка, вне зависимости от того, какой подход (знаниевый или компетентностный) признаётся оптимальным, провозглашается главным критерием качества образования.

Школа была и остаётся обучающим учреждением, именно в обучении лежит сфера её зримой ответственности. От уровня подготовки человека зависит в конечном итоге, как его собственное будущее благополучие, так и качество жизни общества в целом. Современная информационная эпоха ещё больше обостряет задачу воспитания человека умелого и мобильного, способного успевать за стремительным развитием цивилизации.

Непрерывное образование – должно стать основой жизни человека, условием его профессиональной мобильности, развития потенциала, творческой жизни.

При этом развитие качества образования предполагает постоянное совершенствование трех составляющих:

— организации образовательного процесса;

— квалификации педагогических работников .

Качество образования можно представить в виде трех составляющих:

— качество нормативно – правовой базы;

— качество кадрового потенциала;

— качество научно – методической работы;

— качество материально – технической базы;

— стимулирование педагогического труда;

— психологический климат в общеобразовательном учреждении;

2. Качество учебно – воспитательного процесса.

— качество содержания образования;

3. Качество результата.

— уровень владения творческой деятельностью;

— уровень психического, интеллектуального и социального развития;

— уровень социальной адаптации и социальной защищенности;

— сформированность ключевых компетенций.

Что понимают под качеством образования учащиеся? Для учащихся хорошее качество образования это:

хорошие знания по всем предметам, когда после школы ученик без проблем может поступить в ВУЗ;

в будущем достигнуть успехов в карьере;

дополнительные знания, понимание предмета ;

возможность получения разносторонних знаний для поступления.

Родители под качеством знаний понимают:

высокую квалификацию учителя;

взаимопонимание между учителем и учеником;

доступная школьная программа, хорошие учебники;

интересное и доступное изложение учебного материала педагогом;

корректное отношение друг к другу, основанное на уважении.

Для учителей хорошее качество образования связано:

с умением подготовить школьника в ВУЗ, глубоким раскрытием наиболее интересных вопросов науки, подготовкой ученика не только умственно, но и нравственно ;

с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать;

со школой, которая учитывает индивидуальные особенности школьника, способности и потребности детей; где учителя придерживаются гуманистического принципа воспитания, где есть творческие педагоги и мудрое руководство;

с профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он четко представляет свои цели, знает, как их достичь и чувствует душевный комфорт.

Сформированность учебной деятельности.

Качество предметных знаний учащихся.

Уровень учебных и интеллектуальных достижений учащихся.

Развитие эмоционально-волевой сферы учащихся.

Развитие творческих способностей учащихся.

Уровень учебных и интеллектуальных достижений учащихся.

Качество образования в школе определяется не только глубиной и прочностью знаний, но и уровнем личностного, духовного, гражданского развития обучающихся, их интеллигентностью и культурой, готовностью к самостоятельному решению жизненных проблем, степенью сформированности ключевых компетентностей.

Новое толкование качества образования восстанавливает приоритет воспитания в образовании, что имеет принципиальное значение для развития общества.

Факторы влияющие на повышение качества образования:

повышение уровня подготовки учителей;

— стратегическое планирование качества;

-нормативно-правовое обеспечение образования;

— владение учителем научно-обоснованной методикой обучения;

— отсутствие отрицательной динамики в состоянии здоровья обучающихся;

— эффективное управление качеством образования.

Какими же должны быть условия для качества образования?

Условия достижения нового современного качества образования:

введение в действие государственных образовательных стандартов и компонента школы учебного плана;

оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки учащихся;

обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения;

использование нравственного потенциала искусства как средства духовного развития личности;

введение профильного обучения в старшей школе;

усиление роли дисциплин, обеспечивающих социализацию учащихся;

развитие дистанционного образования;

преемственность обучения, совместная работа учителей и психолога, логопеда;

еще один верный способ улучшения качества образования через использование инновационных технологий.

новые технологии в образовательном процессе важны, но, никакие новые технологии не заменят хорошего учителя.

Современному обществу нужен новый учитель:

глубоко владеющий всеми знаниями педагогики и психологии;

обладающий профессиональными качествами;

четко управляющий учебным процессом;

умеющий терпеть, сдерживаться, не раздражаться, ждать, когда ученики будут делать так как он планирует.

Какими могут быть новые образовательные результаты?

Ученики решают предметные задачи, а в жизни все проблемы межпредметны. Следовательно необходимо формирование общеучебных умений и компетенций, приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений.

Современная эпоха требует не исполнителя, а созидателя, а значит нужно развивать навыки самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности, умений принимать решения в нестандартной ситуации .

Каковы причины снижения качества знаний?

Некачественная работа учителя-предметника.-

Недостаточный уровень интеллектуального развития.

Слабый контроль за посещаемостью и со стороны родителей и со стороны школы (пропуски, как по болезни, так и без уважительных причин).

Отсутствие единства требований к ответу обучающихся со стороны учительского коллектива.

Слабое владение знаниями особенностей возрастной психологии ребенка.

Отсутствие мотивации к учению, снижение интереса к учебной деятельности.

Преобладание пассивных форм обучения (фронтальная, коллективная) над активными.

Потеря связи с родительской общественностью.

Равнодушие, безразличное отношение учителей-предметников, классного руководителя к этому коллективу учеников.

Неблагоприятная социальная среда.

Слабое здоровье ребенка.

«Сборный класс» или появились новые ученики, уровень успеваемости которых ниже общеклассного.

Жизнь подсказывает: образование – это, прежде всего, процесс формирования собственного образа. Это процесс поиска ответа на вопросы «Кто Я?», «Какой Я?»

Не случайно «Я» написано с прописной (большой) буквы. Образование– средство актуализации собственного «Я». Личность воспринимает охотно и прочно запоминает то, что помогает самовыражению.

Проблема качества образования должна рассматриваться с позиции прежде всего человеческой и социальной ценности образования, т.к. полноценное образование, полученное человеком, позволяет ему не только овладеть определенными знаниями о природе, человеке, обществе, но и познать самого себя, проявить в последствии себя в качестве гражданина, семьянина, труженика.

Источник

Качество образования в школе. Проблемы и пути решения

Методички Педсовета

Единственный путь, ведущий к

знанию — деятельность.

Современная общеобразовательная школа многообразна и сложна, она непрерывно изменяется. В условиях модернизации Российского образования, которая ведет к росту конкуренции среди общеобразовательных учреждений, перед любой школой встает проблема обеспечения своих учащихся качественным образованием.

Повышение качества образования — одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования.

Качество образования, которое включает в себя обучение и воспитание школьников, представляет собой систему показателей знаний, умений и навыков, а также норм ценностно-эмоциционального отношения к миру и друг другу. Такой подход ориентирует на оценку деятельности школы по конечным результатам, среди которых следует выделить основные показатели эффективности деятельности школы:

уровень обученности учащихся;

готовность их к продолжению образования;

уровень воспитанности учащихся;

состояние здоровья детей;

уровень социальной адаптации выпускников к жизни в обществе;

уровень выполнения стандартов образования.

Все перечисленные параметры взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Но на сегодняшний день показатель качества обученности учащихся был и остается первым и основные при оценке эффективности деятельности школы.

Контроль за качеством знаний (контроль результатов обучения) — выполняет три функции присущие процессу обучения в целом, и имеет чётко выраженное образовательное, воспитательное и развивающее значение. Обучающее значение его выражается в том, что позволяет ученику корректировать свои знания и умения. Постоянная проверка приучает обучающихся систематически работать, отчитываться перед классом за качество приобретённых знаний и умений. У обучающихся вырабатывается чувство ответственности, стремление добиваться лучших результатов. Результаты обучения должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.

Причины снижения качества знаний ЗАВИСЯТ ОТ УЧЕНИКА, УЧИТЕЛЯ и КОНТРОЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

слабый контроль за посещаемостью и со стороны родителей, и со стороны школы;

пропуски занятий, как по болезни, так и без уважительных причин;

отсутствие единства требований к ответу обучащихся со стороны учительского состава;

слабое владение знаниями особенностей возрастной психологии ребёнка;

отсутствие мотивации к учению у ребят и слишком большая опека их со стороны учителей;

невидение учениками перспективы для приложения своих знаний;

преобладание пассивных форм (фронтальная, коллективная) обучения ребят над активными (групповая, проектная, системно-деятельностная, лабораторная работа на предметах гуманитарного цикла, дискуссия, интерактивное и интегрированное обучение…);

потеря связи с родительской общественностью.

Одним из способов повышения качества знаний обучающихся является организация учебного процесса. К современному уроку предъявляются высокие требования. Но мы не сможем добиться их выполнения, если будем относиться к уроку как к фрагменту жизни и превратим его в стихийный процесс. Вовремя начатый урок, организация пространства класса, чёткая организация этапов урока, взаимодействие между учителем и обучающимися, реакция учителя на те или иные поступки обучающихся, подбор учебного материала и способы его подачи, использование современных методик и технологий обучения, использование наглядности и ТСО — всё это влияет на образовательный результат деятельности обучающихся.

Задача учителя — всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить новое, неизвестное детям. Жизнь нередко ставит человека в тупик, а познание помогает найти из него выход. Педагог должен помнить, что интересней полезное и актуальное, и с этой точки зрения готовить материал для уроков Для того чтобы успешно решать вопросы управления качеством образования, необходимо помнить, что образование — это процесс целостного развития растущего человека. При этом необходимо учитывать факторы, влияющие на развитие личности:

Генетические факторы. Генетическая природа человека, как наиболее древняя и консервативная, в наименьшей степени поддаётся изменениям и, как правило, играет доминирующую роль;

Психолого-педагогические факторы, которые создают или не создают среду развития человека (престижность высоких результатов);

Личностно-деятельностные факторы, которые влияют на социально-психологические новообразования в личности школьника, в формировании личностной и духовной зрелости растущего человека.

Результаты, которые характеризуют все виды зрелости растущего человека на каждой ступени обучения:

духовно- нравственное развитие (потенциал личности).

На всех ступенях обучения в школе существует связь между обученностью и интересом обучащихся к учебному предмету. Учебная зрелость как показатель результата обучения включает в себя обученность, мотивацию, устойчивость к обучению, коммуникабельность, социальный статус ученика в классе. Согласно статистике, 57% школьников при переходе из начальной школы в среднее звено находятся на среднем уровне учебной зрелости, недостаточно владеют учебными умениями, что является причиной снижения успеваемости и интереса к учёбе в 5-м классе. Поэтому на первом этапе необходимо обучить пятиклассников способам познавательной деятельности в новых условиях учебной работы с учителями разных предметов. Способы познания должны стать предметом контроля и диагностики, поскольку знания — это результат процесса их приобретения, а главный итог обучения — умение обучающихся применять знания на практике (в дальнейшей учёбе и жизни).

Источник

Основные факторы развития системы образования

на систему образования положительно влияют такие факторы как на систему образования положительно влияют такие факторы как на систему образования положительно влияют такие факторы как на систему образования положительно влияют такие факторы как

на систему образования положительно влияют такие факторы как

на систему образования положительно влияют такие факторы как

На разви­тие системы образования оказывает влияние целый ряд факторов. Рассмотрим основные из них.

а) Уровень развития общественного производства и совершенствование его научно-технических основ. Как уже отмечалось в предыдущих гла­вах, развитие и повышение научно-технического уровня обществен­ного производства предъявляют все возрастающие требования к об­щеобразовательной и технической подготовке основной массы производителей. Эта объективная потребность обусловливает необходимость создания и развития школьной системы и ее постоянного совершенствования. Вот почему в более развитых в техническом отношении странах быстрее развивается сеть различных школ, раньше возникают и создаются новые типы учебно-воспитательных заведений. Так, начальное образование в Англии стало обязатель­ным уже в середине XIX в. В странах с более развитым техническим производством интенсивнее расширяется сеть общеобразователь­ных и профессиональных средних учебных заведений, а также от­крываются университеты и различного рода специализированные высшие учебные заведения. В настоящее время под влиянием науч­но-технического прогресса во всех странах мира значительно повы­шается роль среднего специального и высшего, особенно универси­тетского, образования, интенсивно развивается сеть профессио­нально-технических учебных заведений для подготовки рабочих массовых профессий.

б) Политика общества и интересы различных его сословий. Развитие образовательно-воспитательных учреждений и системы образова­ния вообще в той или иной стране происходит под влиянием поли­тики общества. В обществе, где существуют различные по своему имущественному и политическому положению классы или сосло­вия, система образования так или иначе носит двойственный харак­тер, т.е. одни образовательно-воспитательные учреждения предна­значены для представителей более зажиточной прослойки общест­ва, другие же обслуживают низшие классы. В странах, где люди раз­делены на касты, как, например, в Индии, существуют отдельные школы для обучения детей различных каст.

в) Исторический опыт и национальные особенности в области народ­ного образования. Система образования каждой страны складывается также под влиянием исторического опыта и национальных тради­ций в области просвещения. Это находит свое выражение, напри­мер, в практике раздельного или совместного обучения мальчиков и девочек в некоторых мусульманских государствах, в различной ступенчатости средней школы и т.д. Так, в ряде стран начальное обучение охватывает шесть классов, а в других – пять или четыре класса. Во всех этих отличиях существенную роль играют традици­онные особенности в образовании.

г) Педагогические факторы. Многообразным является влияние пе­дагогических факторов на развитие системы образования. Напри­мер, открытие детских яслей и детских садов вначале обусловлива­лось необходимостью высвобождения времени женщин-матерей Для работы на производстве. Потом большое воздействие стал ока­зывать и чисто педагогический фактор, т.е. необходимость обеспечения более раннего воспитания детей и улучшения их подготовки кшкольному обучению. Педагогический фактор играет существен­ную роль и при создании различных типов школ и других учебных заведений. В частности, с педагогической точки зрения профессио­нальное образование целесообразно осуществлять в специальных учебных заведениях, однако на базе соответствующей общеобразо­вательной подготовки. Поэтому в различных странах мира стала развертываться сеть профессиональных учебных заведений, но она развивается на базе той или иной ступени общеобразовательной школы.

Влияние этих факторов на развитие системы образования в раз­личных странах мира проявляется по-разному. Но постепенно скла­дывались и некоторые общие тенденции, которые характеризуют ее I развитие и совершенствование.

Источник

Основные факторы развития образования

на систему образования положительно влияют такие факторы как на систему образования положительно влияют такие факторы как на систему образования положительно влияют такие факторы как на систему образования положительно влияют такие факторы как

на систему образования положительно влияют такие факторы как

на систему образования положительно влияют такие факторы как

Российская академия образования

Институт инновационной деятельности в образовании

В.С. Лазарев Б.П. Мартиросян

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ИННОВАТИКА

Допущено

Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 540600 (050700) «Педагогика»

Москва «Просвещение» 2006

Предисловие

Готовясь стать педагогами, студенты изучают множество дисциплин, освоение которых призвано сформировать теоретическую и методическую базу будущей педагогической деятельности. Но в наше время выпускнику педагогического вуза мало быть готовым только к тому, чтобы обучать и воспитывать детей. Современный учитель должен уметь развивать свою педагогическую деятельность и участвовать в развитии образовательной системы своей школы.

В середине ХХ столетия темпы общественного развития стали значительно более высокими, чем раньше. Крупные изменения произошли и продолжают происходить во всех сферах общественной жизни. Образование так же не может оставаться неизменным, когда все вокруг изменяется. Сегодня приходится прикладывать все бóльшие усилия к тому, чтобы, отвечая вызовам времени, изменять способы и содержание образовательной деятельности. Нет оснований полагать, что в дальнейшем положение станет иным. При этом важно, чтобы темпы осуществляемых изменений соответствовали общественным потребностям и проводимые изменения приводили к желаемым результатам, т.е. были эффективными. Опыт реформирования образования у нас в стране и за рубежом свидетельствует о том, что, если учителя не становятся субъектами инновационной деятельности, активными сотворцами новой практики образования, то проводимые изменения не дают желаемых результатов. Современный учитель должен постоянно думать о том, как завтра делать лучше то, что совместно со своими коллегами он делает сегодня.

Основная задача учебника – ввести будущих учителей в область научного знания, называемую «Педагогическая инноватика», и дать им знания и методы, необходимые для эффективного участия в инновационной деятельности. Учебник состоит из двух частей и одиннадцати глав.

Первая его часть, включающая четыре главы, посвящена изложению истории становления и общих основ «Педагогической инноватики».

В первой главе рассмотрены основные факторы, обусловливающие развитие образования, и проблемы обеспечения эффективности процессов развития.

Во второй главе показано, как и почему возникла потребность в научном знании об инновационных процессах, рассмотрены объект «Педагогической инноватики», ее предмет, задачи, основные понятия и методы.

В третьей главе представлены типологии новшеств и нововведений и их характеристики.

Четвертая глава посвящена структуре и содержанию инновационного процесса, его характеристикам и факторам эффективности.

Во второй части учебника, включающей семь глав,рассматривается инновационная деятельность педагогического коллектива.

В пятой главе рассмотрены факторы, обуславливающие возрастающую сложность достижения школой равновесия со средой своего существования, рассмотрены стили адаптации школ к изменяющейся среде, описаны типы новшеств, внедряемых в школах России.

Шестая глава посвящена рассмотрению инновационной системы школы: ее функций, структуры, уровней и показателей ее развития, характеристик педагогического коллектива как субъекта инновационной деятельности.

В седьмой главе рассмотрены основные подходы к повышению эффективности образовательной деятельности школ и способы их реализации.

В восьмой главе описаны формы и методы поиска новшеств во внешней среде, их оценки, описан проектный подход к внедрению новшеств, изложены принципы эффективного внедрения, требования к разработке целей внедрения, методы планирования внедрения, рассмотрены вопросы формирования и функционирования рабочих групп внедренческих проектов.

Девятая глава посвящена опытно-экспериментальной работе в школе. В ней дано понятие педагогического эксперимента, рассмотрены модели экспериментов, требования к программам экспериментов, их структура и методы разработки, а так же методы мониторинга и оценки результатов экспериментов.

на систему образования положительно влияют такие факторы как

В десятой главе описаны методы, использование которых может быть полезным для рабочих групп осуществляющих внедрение новшеств или ставящих эксперимент.

Одиннадцатая глава посвящена инновационной деятельности учителя. В ней дано понятие о функциях, структуре и содержании этой деятельности, рассмотрены критерии и уровни готовности к ней.

Часть первая

Введение в педагогическую инноватику
на систему образования положительно влияют такие факторы как

на систему образования положительно влияют такие факторы как
Развивающееся образование
1.1. Основные факторы развития образования 1.2. Интенсификация процессов развития образования 1.3. Инновационное движение в российском образовании
на систему образования положительно влияют такие факторы как

Образование не остается неизменным. Оно развивается на протяжении уже многих столетий. Анализируя его историю, мы можем понять, что движет его развитием, и благодаря этому лучше представить себе, как и почему оно будет изменяться в будущем. Мы, конечно, не можем точно предсказать, каким будет это будущее, но вся история человечества свидетельствует о том, что оно зависит от того, что и как мы делаем сегодня.

Основные факторы развития образования

В ходе исторического развития в структурах образовательных систем, содержании и формах обучения и воспитания происходили изменения под воздействием экономических, политических, культурных факторов. Существенное влияние на них оказывали также изменения в социальной структуре общества, сознании различных социальных слоев и групп, а также развитие науки. В разные исторические эпохи степень влияния названных факторов на образование была различной, но по мере развития общества их действие становилось все более комплексным.

При изучении зарождения начальных форм организованного обучения и воспитания, мы сразу встречаемся с фактором, который на протяжении всей дальнейшей истории образования существенно влиял на качественные изменения в его структуре, содержании и способах – это общественная потребность (иначе – социальный заказ).

Считается, что первые формы организованного обучения и воспитания детей возникли в древнейших цивилизациях Ближнего и Дальнего Востока несколько тысячелетий тому назад. Развитие хозяйства и культуры, проживавших здесь народов, потребовали подготовки грамотных людей, которые бы могли выполнять функции писцов. Эту задачу решали учебные заведения «дома табличек» (от названия табличек из глины, на которых писали клинописью), появившиеся в городах Месопотамии в третьем тысячелетии до н. э. «дома табличек» вначале существовали при семьях писцов, а позднее при дворцах и храмах. Содержание обучения в них со временем становилось более широким. Постепенно школы, возникшие с узкоутилитарными целями, превратились в центры просвещения. В Вавилонском царстве «дома табличек» стали «домами знаний». В содержание обучения в них включались занятия философией, литературой, историей, геометрией, правом, географией.

В Древней Греции в V – IV в.в. до н.э. в общественной жизни важную роль играли политики и ораторы. Потребность в их подготовке удовлетворяли специальные школы, создававшиеся странствующими учителями мудрости – софистами.

В древние и средние века профессиональная подготовка велась в основном путем обучения непосредственно в практике. Специальных образовательных учреждений для этого, как правило, не создавалось. Но были и исключения. Так в Византии уже в раннем средневековье подготовка юристов осуществлялась в специальных учебных заведениях.

В Новое время (начиная с XVII в.) потребности развивающегося хозяйства, обусловили усиление профессиональной направленности образования. Так в Англии в середине XVII в. парламент создал комиссию, которая разработала реформу образования, предусматривавшую организацию общедоступной начальной школы и сети профессиональных школ, в которых могли продолжать обучение все желающие. В США, примерно в этот же период, стали открываться школы практической ориентации. В их учебные программы включалось изучение таких дисциплин как счетоводство, ведение деловой документации и торговых операций, а также предусматривалась ежедневная работа в мастерских. Позднее в XIX в. в американских штатах получили широкое распространение школы общеобразовательная подготовка сочеталась с подготовкой к участию в производительном труде.

В России во время правления царя Петра I, проводившего крупномасштабные преобразования во всех сферах жизни общества, возникла потребность в подготовке профессионалов, которых ранее в стране не готовили. Были созданы инженерные, артиллерийские, инженерно-артилле-рийские, хирургические школы, в которых основное внимание уделялось освоению специальных предметов: математики, инженерии, навигации, артиллерии, медицины. Создавались так же гарнизонные и адмиралтейские школы для подготовки младших армейских и флотских командиров, мастеров по строительству и обслуживанию кораблей, горнозаводские школы для подготовки высококвалифицированных рабочих и мастеров.

В последующие эпохи в связи с изменениями требований к образованности профессионалов и росту потребности в них создавались соответствующие образовательные структуры. В результате этого процесса сегодня профессиональная подготовка осуществляется по многим направлениям и на разных уровнях.

на систему образования положительно влияют такие факторы как

Социальный заказ к образованию неоднороден, как неоднородна структура общества. Изучая историю, мы обнаруживаем, что вслед за социальным расслоением общества образование приобрело сословныйхарактер. Наглядным примером влияния этого на структуру и содержание образования служит Древняя Индия. В результате захвата во 2—1- м тысячелетиях до н.э. территории Индии арийскими племенами, пришедшими из Персии, постепенно сложился кастовый строй. Все население было разделено на четыре касты: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (крестьяне-общинники, ремесленники, торговцы) и шудра (слуги, рабы). Общий принцип их обучения и воспитания состоял в том, что каждый человек должен был развивать свои нравственные, физические и умственные качества, чтобы стать полноценным членом соответствующей касты. У представителей каждой касты должны были воспитываться свои отличительные качества. У брахманов – это праведность и чистота помыслов, у кшатриев – мужество, смелость, у вайшьи – трудолюбие и терпение, у шудры – покорность и безропотность. Таким образом, у каждого социального слоя имелось свое представление об идеальном представителе, которое определяло цели и способы образования.

В наиболее развитых странах Древнего мира образование имело многоуровневую структуру, соответствующую структуре общества. Так, в древнем Риме, элементарное образование давалось в так называемых тривиальных школах. Здесь учили чтению, письму, счету. Обучение в тривиальных школах было доступно детям из малообеспеченных семей. Повышенный уровень образования давался в грамматических школах. Дети аристократов учились в риторских школах, где они изучали философию, право, историю, осваивали ораторское искусство.

В последующие эпохи изменения социальной структуры общества также порождали изменения в системе образования. Когда в Западной Европе в средние века города стали центрами образования и культуры, их рост и усиление торговли породили новое сословие – бюргерство (торгово-ремесленную часть городского населения). Для удовлетворения потребностей этой части населения создавались новые типы школ – магистерские, цеховые, гильдейские. Ремесленники на свои средства содержали цеховые школы, дававшие детям общеобразовательную подготовку (чтение, письмо, счет, элементы геометрии и естествознания).

Связь социальной структуры общества, а также структуры и содержания образования хорошо видна на примере изменений в российской системе образования в ХХ столетии. После октябрьской революции 1917 г. и прихода к власти большевиков была разрушена старая социальная структура. Новая структура стала значительно менее дифференцированной и соответственно уменьшилась дифференциация образовательной сети. Диф-ференциация снова стала возрастать после распада в начале 1990-х годов СССР и изменения социально-экономического устройства России.

на систему образования положительно влияют такие факторы как

На содержание и формы образования в разных странах существенно влиял идеал человека, существовавший в общественном сознании в ту или иную эпоху. Влияние такого идеала хорошо видно уже в Древнем мире при сравнении систем образования в древнегреческих городах-государствах Афинах и Спарте. Образование должно было воспитывать человека в соответствии с теми представлениями о нем, которые существовали в каждом из этих государств.

У спартанцев воспитывались храбрость, сила духа, дисциплинированность, честность, чувство собственного достоинства, сдержанность, лаконичность речи. Их воспитывали как воинов. Для этого подбирались и отрабатывались соответствующие формы обучения и воспитания.

Афинское образование ориентировалось на другой идеал человека, предусматривавший гармоничное развитие души и тела. Отсутствие образования считалось здесь крупным недостатком. Начальное образование в Афинах давалось в мусических школах и палестрах (гимнастических школах). В мусических школах дети учились считать, писать и читать. В палестрах дети упражнялись в беге, борьбе, метании копья и диска, прыжках. Последующее совершенствование происходило в государственных гимнасиях, которых в V–IV в.в. было три: Академия, Ликей, Киносарг. С 18 лет юноши проходили двухгодичную военную подготовку.

В эпоху Возрождения (XIV-XVI в.в.) происходит становление нового идеала человека, в основе которого лежал античный идеал разносторонне развитой личности. И это привело к возникновению школ, содержание и формы обучения в которых были ориентированы на этот идеал. Но гуманистический идеал человека вступил в противоречие с реальными возможностями его воплощения.

Изменения во взглядах на то, каким должен быть человек и в дальнейшем оказывало влияние на содержание и формы образования. Следствием этого нередко становилось противостояние носителей различных идеологий, предпринимавших шаги к распространению своих взглядов посредством создания специальных образовательных структур.

Уже в Древней Греции представители различных философских течений создавали свои школы для молодежи. Древнейшими из них были школы пифагорийского братства (последователей учения Пифагора). Обучение молодежи вели и другие известные древнегреческие философы: Аристотель, Сократ, Платон, Антисфен и др.

Развитие церковной культуры в средние века стало важнейшим фактором изменений в образовании. Ранние христиане выдвинули свои взгляды на образование. В христианских общинах обучение осуществлялось путем коллективного изучения священных рукописей. После прекращения преследований христиан в Римской империи и признания христианства равноправной религией христиане учителя стали преподавать в тривиальных и грамматических школах и распространять христианское вероучение. В конце IV – начале V века философом и богословом Августином (Блаженным) была разработана программа церковного обучения в целях внедрения идей христианства. Основное содержание образования определяла Библия. Наряду с этим в программу включались некоторые светские знания, но лишь такие, которые были необходимы христианскому проповеднику для лучшего понимания религии: языки, история, диалектика, риторика, основы математики.

В эпоху раннего средневековья (V–X в.в.) в подавляющем большинстве государств образование оказалось под эгидой церкви. Фактически существовала монополия церкви на образование. Посредством образования церковь внедряла в сознание новых поколений свои идеи и идеалы. Так в исламском мире все школы были религиозными и существовали при мечетях. В Западной Европе в результате широкого распространения в эту эпоху монашества, именно монастырские школы стали доминирующим типом образовательных учреждений. Помимо этого существовали школы при городских соборах (кафедральные, епископские). Школы были ориентированы на подготовку учеников к вступлению в монашество, к обучению священнослужителей и для светской службы.

Весьма показательным примером того, как столкновение идеологий влияет на структуру и содержание образования может служить ситуация возникшая в XIV в. Юго-Западной Руси. В этот период она была включена сначала в состав Литвы, а затем Польши. В результате началась борьба между православными священнослужителями и католическими. Представители католицизма имели преимущество, поскольку получали значительно лучшее образование, чем представители православия. В условиях противостояния, православные братства встали перед необходимостью создавать школы, способные давать хорошее образование. Следствием этого стало ими элементарных школ, средних (духовных семинарий), а позднее и высших (в частности, Киево-Могилевской академии).

Крупные изменения в европейском образовании, произошедшие в эпоху позднего средневековья, также были связаны с борьбой идеологий. В этот период движение Реформации выступило с трактовкой христианского вероучения, отличной от католической, и вело борьбу за перестройку религиозного сознания людей. Значительную роль в распространении своего учения деятели Реформации, руководимые М. Лютером в Германии, Ж. Кальвином во Франции и У. Цвигли в Швейцарии, отводили образованию. Они выдвинули идею обязательного начального образования, в процессе которого учащиеся осваивали Библию, но в ином, чем прежде прочтении. Наряду с этим, они организовывали сеть средних школ, которые должны были готовить чиновников для службы государствам, исповедующим идеи протестантизма. Произведенные в последующем изменения в содержании среднего образования были направлены на установление преемственности между средней школой и университетом.

С целью противостояния влиянию идей Реформации возникло движение Контрреформации. Его лидером стал основатель католического ордена иезуитов И. Лайола. Сторонники Контрреформации создали свою систему воспитания и стремились распространить ее на среднюю и высшую школу. Иезуитская система образования была весьма популярной и просуществовала длительное время.

Влияние борьбы идеологий на содержание и формы образования можно обнаружить и в последующей истории. Особенно острой она была в XX столетии, в период противостояния стран с социалистической и капиталистической ориентацией.

на систему образования положительно влияют такие факторы как

Борьба различных взглядов на человека и общество на протяжении всей истории сопровождалась развитием педагогической мысли. В свою очередь педагогические идеи влияли на изменения в структуре, содержании и формах образования. Можно перечислить множество имен мыслителей, взгляды которых оказывали сильное влияние на образование не только в современную им эпоху, но и в последующие. Это Сократ, Платон, Аристотель, Августин, Э. Роттердамский, Х. Вивеса, В. Ратке, Я.А. Коменский, Д.Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, А. Дистерверг, Л.Ф., М. Монтессори, Д.Дьюи, Л.Ф. Магницкий, М.В. Ломоносов, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, С.Т. Шацкий, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко и многие другие. Сегодня развитие педагогической науки является одним из основных факторов развития практики образования.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *