на систему образования положительно влияют такие факторы как
Выступление «Факторы, влияющие на качество образования»
Факторы, влияющие на качество образования
Одним из условий повышения качества образования в школе является уровень профессиональной компетентности учителя, который должен находиться в постоянном и непрерывном развитии. Профессиональная компетентность учителя носит интегрированный характер и понимается как совокупность знаний и умений, определяющих результативность профессионального труда. Восточная мудрость гласит:
Плохой хозяин растит сорняк,
Хороший – выращивает рис,
Умный – культивирует почву,
Дальновидный – воспитывает работников.
Сегодня нужен учитель с высоким уровнем нравственности, профессионализма, способный к самореализации, саморегуляции, самоопределению в любой педагогической ситуации.
Посещение курсов учителями, к сожалению, не всегда предусматривает использование в практике полученных знаний и умений. Так, например, посещение курсов по освоению работы на компьютерах не означает, что все слушатели этих курсов сразу же начнут печатать всю документацию, поурочные планы, участвовать в работе интернетовских сайтов, создавать свои презентации и т.д.
Необходимо организовывать работу не только по предметным направлениям, но и по решению проблемных вопросов психологии и педагогики, создавая творческие группы, включая в них опытных инициативных педагогов .
Следует не упускать из виду вопросы преемственности в образовании. Для этого целесообразно включать в предметные МО учителей начальных классов для выработки единых требований к учащимся при переходе из начальной школы в среднюю.
Коллективный характер деятельности при разумном сочетании общешкольных, групповых и индивидуальных форм и видов методической работы и самообразования способствует включению учителей в творческий поиск, в экспериментальную работу на различных уровнях, участие в новых проектах. А это и есть один из факторов, влияющих на повышение качества образования.
Для создания комфортных условий успешного обучения каждого ученика и учителя необходимо оснащение учебных кабинетов современным оборудованием, организация автоматизированного рабочего места учителя администратора, тщательный подбор учебных программ и качественных учебников, соответствующих не только современным требованиям, но и учитывающие индивидуальные особенности обучающихся.
Стоит отметить те преобразования, которые связаны с реализацией приоритетного национального проекта «Образование», преобразования, проводимые Администрацией города. Это современное оборудованные учебные кабинеты, обновление программного обеспечения компьютерной техники, спортивные сооружения на территории школ города, комфортные условия, созданные в зданиях школы, капитальные ремонты зданий. Школы активнее включились в экспериментальную работу, действует Интернет в каждой школе, расширилась сеть дополнительного образования и т.д. И это еще далеко на все параметры, влияющие на качество образования.
Об этом можно много говорить. Конечно, образование формирует общество: его ценности, цели, духовный и творческий потенциал. Поэтому принципиально должен измениться взгляд на образование, цель которого – не только овладение знаниями, но и становление человека, обретение им себя, своего человеческого образа, неповторимой индивидуальности. И это может быть обеспечено школой, если главным в ее деятельности станет качество образования.
Зам.директора по УВР
из земных благ, если оно наивысшего качества.
В противном случае оно совершенно бесполезно.
Вокруг проблемы качества образования сегодня ведётся много споров. Борьба за качество образования выдвигается как ведущая задача в деятельности образовательных учреждений. Каждый ищет её решения по-своему. Что вкладываем мы в это понятие, каких результатов ожидаем от своих усилий? Качество образования мы сводим сегодня к качеству обучения. Именно обученность ребёнка, вне зависимости от того, какой подход (знаниевый или компетентностный) признаётся оптимальным, провозглашается главным критерием качества образования.
Школа была и остаётся обучающим учреждением, именно в обучении лежит сфера её зримой ответственности. От уровня подготовки человека зависит в конечном итоге, как его собственное будущее благополучие, так и качество жизни общества в целом. Современная информационная эпоха ещё больше обостряет задачу воспитания человека умелого и мобильного, способного успевать за стремительным развитием цивилизации.
Непрерывное образование – должно стать основой жизни человека, условием его профессиональной мобильности, развития потенциала, творческой жизни.
При этом развитие качества образования предполагает постоянное совершенствование трех составляющих:
— организации образовательного процесса;
— квалификации педагогических работников .
Качество образования можно представить в виде трех составляющих:
— качество нормативно – правовой базы;
— качество кадрового потенциала;
— качество научно – методической работы;
— качество материально – технической базы;
— стимулирование педагогического труда;
— психологический климат в общеобразовательном учреждении;
2. Качество учебно – воспитательного процесса.
— качество содержания образования;
3. Качество результата.
— уровень владения творческой деятельностью;
— уровень психического, интеллектуального и социального развития;
— уровень социальной адаптации и социальной защищенности;
— сформированность ключевых компетенций.
Что понимают под качеством образования учащиеся? Для учащихся хорошее качество образования это:
хорошие знания по всем предметам, когда после школы ученик без проблем может поступить в ВУЗ;
в будущем достигнуть успехов в карьере;
дополнительные знания, понимание предмета ;
возможность получения разносторонних знаний для поступления.
Родители под качеством знаний понимают:
высокую квалификацию учителя;
взаимопонимание между учителем и учеником;
доступная школьная программа, хорошие учебники;
интересное и доступное изложение учебного материала педагогом;
корректное отношение друг к другу, основанное на уважении.
Для учителей хорошее качество образования связано:
с умением подготовить школьника в ВУЗ, глубоким раскрытием наиболее интересных вопросов науки, подготовкой ученика не только умственно, но и нравственно ;
с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать;
со школой, которая учитывает индивидуальные особенности школьника, способности и потребности детей; где учителя придерживаются гуманистического принципа воспитания, где есть творческие педагоги и мудрое руководство;
с профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он четко представляет свои цели, знает, как их достичь и чувствует душевный комфорт.
Сформированность учебной деятельности.
Качество предметных знаний учащихся.
Уровень учебных и интеллектуальных достижений учащихся.
Развитие эмоционально-волевой сферы учащихся.
Развитие творческих способностей учащихся.
Уровень учебных и интеллектуальных достижений учащихся.
Качество образования в школе определяется не только глубиной и прочностью знаний, но и уровнем личностного, духовного, гражданского развития обучающихся, их интеллигентностью и культурой, готовностью к самостоятельному решению жизненных проблем, степенью сформированности ключевых компетентностей.
Новое толкование качества образования восстанавливает приоритет воспитания в образовании, что имеет принципиальное значение для развития общества.
Факторы влияющие на повышение качества образования:
повышение уровня подготовки учителей;
— стратегическое планирование качества;
-нормативно-правовое обеспечение образования;
— владение учителем научно-обоснованной методикой обучения;
— отсутствие отрицательной динамики в состоянии здоровья обучающихся;
— эффективное управление качеством образования.
Какими же должны быть условия для качества образования?
Условия достижения нового современного качества образования:
введение в действие государственных образовательных стандартов и компонента школы учебного плана;
оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки учащихся;
обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения;
использование нравственного потенциала искусства как средства духовного развития личности;
введение профильного обучения в старшей школе;
усиление роли дисциплин, обеспечивающих социализацию учащихся;
развитие дистанционного образования;
преемственность обучения, совместная работа учителей и психолога, логопеда;
еще один верный способ улучшения качества образования через использование инновационных технологий.
новые технологии в образовательном процессе важны, но, никакие новые технологии не заменят хорошего учителя.
Современному обществу нужен новый учитель:
глубоко владеющий всеми знаниями педагогики и психологии;
обладающий профессиональными качествами;
четко управляющий учебным процессом;
умеющий терпеть, сдерживаться, не раздражаться, ждать, когда ученики будут делать так как он планирует.
Какими могут быть новые образовательные результаты?
Ученики решают предметные задачи, а в жизни все проблемы межпредметны. Следовательно необходимо формирование общеучебных умений и компетенций, приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений.
Современная эпоха требует не исполнителя, а созидателя, а значит нужно развивать навыки самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности, умений принимать решения в нестандартной ситуации .
Каковы причины снижения качества знаний?
Некачественная работа учителя-предметника.-
Недостаточный уровень интеллектуального развития.
Слабый контроль за посещаемостью и со стороны родителей и со стороны школы (пропуски, как по болезни, так и без уважительных причин).
Отсутствие единства требований к ответу обучающихся со стороны учительского коллектива.
Слабое владение знаниями особенностей возрастной психологии ребенка.
Отсутствие мотивации к учению, снижение интереса к учебной деятельности.
Преобладание пассивных форм обучения (фронтальная, коллективная) над активными.
Потеря связи с родительской общественностью.
Равнодушие, безразличное отношение учителей-предметников, классного руководителя к этому коллективу учеников.
Неблагоприятная социальная среда.
Слабое здоровье ребенка.
«Сборный класс» или появились новые ученики, уровень успеваемости которых ниже общеклассного.
Жизнь подсказывает: образование – это, прежде всего, процесс формирования собственного образа. Это процесс поиска ответа на вопросы «Кто Я?», «Какой Я?»
Не случайно «Я» написано с прописной (большой) буквы. Образование– средство актуализации собственного «Я». Личность воспринимает охотно и прочно запоминает то, что помогает самовыражению.
Проблема качества образования должна рассматриваться с позиции прежде всего человеческой и социальной ценности образования, т.к. полноценное образование, полученное человеком, позволяет ему не только овладеть определенными знаниями о природе, человеке, обществе, но и познать самого себя, проявить в последствии себя в качестве гражданина, семьянина, труженика.
Качество образования в школе. Проблемы и пути решения
Методички Педсовета
Единственный путь, ведущий к
знанию — деятельность.
Современная общеобразовательная школа многообразна и сложна, она непрерывно изменяется. В условиях модернизации Российского образования, которая ведет к росту конкуренции среди общеобразовательных учреждений, перед любой школой встает проблема обеспечения своих учащихся качественным образованием.
Повышение качества образования — одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования.
Качество образования, которое включает в себя обучение и воспитание школьников, представляет собой систему показателей знаний, умений и навыков, а также норм ценностно-эмоциционального отношения к миру и друг другу. Такой подход ориентирует на оценку деятельности школы по конечным результатам, среди которых следует выделить основные показатели эффективности деятельности школы:
уровень обученности учащихся;
готовность их к продолжению образования;
уровень воспитанности учащихся;
состояние здоровья детей;
уровень социальной адаптации выпускников к жизни в обществе;
уровень выполнения стандартов образования.
Все перечисленные параметры взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Но на сегодняшний день показатель качества обученности учащихся был и остается первым и основные при оценке эффективности деятельности школы.
Контроль за качеством знаний (контроль результатов обучения) — выполняет три функции присущие процессу обучения в целом, и имеет чётко выраженное образовательное, воспитательное и развивающее значение. Обучающее значение его выражается в том, что позволяет ученику корректировать свои знания и умения. Постоянная проверка приучает обучающихся систематически работать, отчитываться перед классом за качество приобретённых знаний и умений. У обучающихся вырабатывается чувство ответственности, стремление добиваться лучших результатов. Результаты обучения должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.
Причины снижения качества знаний ЗАВИСЯТ ОТ УЧЕНИКА, УЧИТЕЛЯ и КОНТРОЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
слабый контроль за посещаемостью и со стороны родителей, и со стороны школы;
пропуски занятий, как по болезни, так и без уважительных причин;
отсутствие единства требований к ответу обучащихся со стороны учительского состава;
слабое владение знаниями особенностей возрастной психологии ребёнка;
отсутствие мотивации к учению у ребят и слишком большая опека их со стороны учителей;
невидение учениками перспективы для приложения своих знаний;
преобладание пассивных форм (фронтальная, коллективная) обучения ребят над активными (групповая, проектная, системно-деятельностная, лабораторная работа на предметах гуманитарного цикла, дискуссия, интерактивное и интегрированное обучение…);
потеря связи с родительской общественностью.
Одним из способов повышения качества знаний обучающихся является организация учебного процесса. К современному уроку предъявляются высокие требования. Но мы не сможем добиться их выполнения, если будем относиться к уроку как к фрагменту жизни и превратим его в стихийный процесс. Вовремя начатый урок, организация пространства класса, чёткая организация этапов урока, взаимодействие между учителем и обучающимися, реакция учителя на те или иные поступки обучающихся, подбор учебного материала и способы его подачи, использование современных методик и технологий обучения, использование наглядности и ТСО — всё это влияет на образовательный результат деятельности обучающихся.
Задача учителя — всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить новое, неизвестное детям. Жизнь нередко ставит человека в тупик, а познание помогает найти из него выход. Педагог должен помнить, что интересней полезное и актуальное, и с этой точки зрения готовить материал для уроков Для того чтобы успешно решать вопросы управления качеством образования, необходимо помнить, что образование — это процесс целостного развития растущего человека. При этом необходимо учитывать факторы, влияющие на развитие личности:
Генетические факторы. Генетическая природа человека, как наиболее древняя и консервативная, в наименьшей степени поддаётся изменениям и, как правило, играет доминирующую роль;
Психолого-педагогические факторы, которые создают или не создают среду развития человека (престижность высоких результатов);
Личностно-деятельностные факторы, которые влияют на социально-психологические новообразования в личности школьника, в формировании личностной и духовной зрелости растущего человека.
Результаты, которые характеризуют все виды зрелости растущего человека на каждой ступени обучения:
духовно- нравственное развитие (потенциал личности).
На всех ступенях обучения в школе существует связь между обученностью и интересом обучащихся к учебному предмету. Учебная зрелость как показатель результата обучения включает в себя обученность, мотивацию, устойчивость к обучению, коммуникабельность, социальный статус ученика в классе. Согласно статистике, 57% школьников при переходе из начальной школы в среднее звено находятся на среднем уровне учебной зрелости, недостаточно владеют учебными умениями, что является причиной снижения успеваемости и интереса к учёбе в 5-м классе. Поэтому на первом этапе необходимо обучить пятиклассников способам познавательной деятельности в новых условиях учебной работы с учителями разных предметов. Способы познания должны стать предметом контроля и диагностики, поскольку знания — это результат процесса их приобретения, а главный итог обучения — умение обучающихся применять знания на практике (в дальнейшей учёбе и жизни).
Основные факторы развития системы образования
На развитие системы образования оказывает влияние целый ряд факторов. Рассмотрим основные из них.
а) Уровень развития общественного производства и совершенствование его научно-технических основ. Как уже отмечалось в предыдущих главах, развитие и повышение научно-технического уровня общественного производства предъявляют все возрастающие требования к общеобразовательной и технической подготовке основной массы производителей. Эта объективная потребность обусловливает необходимость создания и развития школьной системы и ее постоянного совершенствования. Вот почему в более развитых в техническом отношении странах быстрее развивается сеть различных школ, раньше возникают и создаются новые типы учебно-воспитательных заведений. Так, начальное образование в Англии стало обязательным уже в середине XIX в. В странах с более развитым техническим производством интенсивнее расширяется сеть общеобразовательных и профессиональных средних учебных заведений, а также открываются университеты и различного рода специализированные высшие учебные заведения. В настоящее время под влиянием научно-технического прогресса во всех странах мира значительно повышается роль среднего специального и высшего, особенно университетского, образования, интенсивно развивается сеть профессионально-технических учебных заведений для подготовки рабочих массовых профессий.
б) Политика общества и интересы различных его сословий. Развитие образовательно-воспитательных учреждений и системы образования вообще в той или иной стране происходит под влиянием политики общества. В обществе, где существуют различные по своему имущественному и политическому положению классы или сословия, система образования так или иначе носит двойственный характер, т.е. одни образовательно-воспитательные учреждения предназначены для представителей более зажиточной прослойки общества, другие же обслуживают низшие классы. В странах, где люди разделены на касты, как, например, в Индии, существуют отдельные школы для обучения детей различных каст.
в) Исторический опыт и национальные особенности в области народного образования. Система образования каждой страны складывается также под влиянием исторического опыта и национальных традиций в области просвещения. Это находит свое выражение, например, в практике раздельного или совместного обучения мальчиков и девочек в некоторых мусульманских государствах, в различной ступенчатости средней школы и т.д. Так, в ряде стран начальное обучение охватывает шесть классов, а в других – пять или четыре класса. Во всех этих отличиях существенную роль играют традиционные особенности в образовании.
г) Педагогические факторы. Многообразным является влияние педагогических факторов на развитие системы образования. Например, открытие детских яслей и детских садов вначале обусловливалось необходимостью высвобождения времени женщин-матерей Для работы на производстве. Потом большое воздействие стал оказывать и чисто педагогический фактор, т.е. необходимость обеспечения более раннего воспитания детей и улучшения их подготовки кшкольному обучению. Педагогический фактор играет существенную роль и при создании различных типов школ и других учебных заведений. В частности, с педагогической точки зрения профессиональное образование целесообразно осуществлять в специальных учебных заведениях, однако на базе соответствующей общеобразовательной подготовки. Поэтому в различных странах мира стала развертываться сеть профессиональных учебных заведений, но она развивается на базе той или иной ступени общеобразовательной школы.
Влияние этих факторов на развитие системы образования в различных странах мира проявляется по-разному. Но постепенно складывались и некоторые общие тенденции, которые характеризуют ее I развитие и совершенствование.
Основные факторы развития образования
Российская академия образования
Институт инновационной деятельности в образовании
В.С. Лазарев Б.П. Мартиросян
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ИННОВАТИКА
Допущено
Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 540600 (050700) «Педагогика»
Москва «Просвещение» 2006
Предисловие
Готовясь стать педагогами, студенты изучают множество дисциплин, освоение которых призвано сформировать теоретическую и методическую базу будущей педагогической деятельности. Но в наше время выпускнику педагогического вуза мало быть готовым только к тому, чтобы обучать и воспитывать детей. Современный учитель должен уметь развивать свою педагогическую деятельность и участвовать в развитии образовательной системы своей школы.
В середине ХХ столетия темпы общественного развития стали значительно более высокими, чем раньше. Крупные изменения произошли и продолжают происходить во всех сферах общественной жизни. Образование так же не может оставаться неизменным, когда все вокруг изменяется. Сегодня приходится прикладывать все бóльшие усилия к тому, чтобы, отвечая вызовам времени, изменять способы и содержание образовательной деятельности. Нет оснований полагать, что в дальнейшем положение станет иным. При этом важно, чтобы темпы осуществляемых изменений соответствовали общественным потребностям и проводимые изменения приводили к желаемым результатам, т.е. были эффективными. Опыт реформирования образования у нас в стране и за рубежом свидетельствует о том, что, если учителя не становятся субъектами инновационной деятельности, активными сотворцами новой практики образования, то проводимые изменения не дают желаемых результатов. Современный учитель должен постоянно думать о том, как завтра делать лучше то, что совместно со своими коллегами он делает сегодня.
Основная задача учебника – ввести будущих учителей в область научного знания, называемую «Педагогическая инноватика», и дать им знания и методы, необходимые для эффективного участия в инновационной деятельности. Учебник состоит из двух частей и одиннадцати глав.
Первая его часть, включающая четыре главы, посвящена изложению истории становления и общих основ «Педагогической инноватики».
В первой главе рассмотрены основные факторы, обусловливающие развитие образования, и проблемы обеспечения эффективности процессов развития.
Во второй главе показано, как и почему возникла потребность в научном знании об инновационных процессах, рассмотрены объект «Педагогической инноватики», ее предмет, задачи, основные понятия и методы.
В третьей главе представлены типологии новшеств и нововведений и их характеристики.
Четвертая глава посвящена структуре и содержанию инновационного процесса, его характеристикам и факторам эффективности.
Во второй части учебника, включающей семь глав,рассматривается инновационная деятельность педагогического коллектива.
В пятой главе рассмотрены факторы, обуславливающие возрастающую сложность достижения школой равновесия со средой своего существования, рассмотрены стили адаптации школ к изменяющейся среде, описаны типы новшеств, внедряемых в школах России.
Шестая глава посвящена рассмотрению инновационной системы школы: ее функций, структуры, уровней и показателей ее развития, характеристик педагогического коллектива как субъекта инновационной деятельности.
В седьмой главе рассмотрены основные подходы к повышению эффективности образовательной деятельности школ и способы их реализации.
В восьмой главе описаны формы и методы поиска новшеств во внешней среде, их оценки, описан проектный подход к внедрению новшеств, изложены принципы эффективного внедрения, требования к разработке целей внедрения, методы планирования внедрения, рассмотрены вопросы формирования и функционирования рабочих групп внедренческих проектов.
Девятая глава посвящена опытно-экспериментальной работе в школе. В ней дано понятие педагогического эксперимента, рассмотрены модели экспериментов, требования к программам экспериментов, их структура и методы разработки, а так же методы мониторинга и оценки результатов экспериментов.
В десятой главе описаны методы, использование которых может быть полезным для рабочих групп осуществляющих внедрение новшеств или ставящих эксперимент.
Одиннадцатая глава посвящена инновационной деятельности учителя. В ней дано понятие о функциях, структуре и содержании этой деятельности, рассмотрены критерии и уровни готовности к ней.
Часть первая
|
|
| |
| |
| |
|
Образование не остается неизменным. Оно развивается на протяжении уже многих столетий. Анализируя его историю, мы можем понять, что движет его развитием, и благодаря этому лучше представить себе, как и почему оно будет изменяться в будущем. Мы, конечно, не можем точно предсказать, каким будет это будущее, но вся история человечества свидетельствует о том, что оно зависит от того, что и как мы делаем сегодня.
Основные факторы развития образования
В ходе исторического развития в структурах образовательных систем, содержании и формах обучения и воспитания происходили изменения под воздействием экономических, политических, культурных факторов. Существенное влияние на них оказывали также изменения в социальной структуре общества, сознании различных социальных слоев и групп, а также развитие науки. В разные исторические эпохи степень влияния названных факторов на образование была различной, но по мере развития общества их действие становилось все более комплексным.
При изучении зарождения начальных форм организованного обучения и воспитания, мы сразу встречаемся с фактором, который на протяжении всей дальнейшей истории образования существенно влиял на качественные изменения в его структуре, содержании и способах – это общественная потребность (иначе – социальный заказ).
Считается, что первые формы организованного обучения и воспитания детей возникли в древнейших цивилизациях Ближнего и Дальнего Востока несколько тысячелетий тому назад. Развитие хозяйства и культуры, проживавших здесь народов, потребовали подготовки грамотных людей, которые бы могли выполнять функции писцов. Эту задачу решали учебные заведения «дома табличек» (от названия табличек из глины, на которых писали клинописью), появившиеся в городах Месопотамии в третьем тысячелетии до н. э. «дома табличек» вначале существовали при семьях писцов, а позднее при дворцах и храмах. Содержание обучения в них со временем становилось более широким. Постепенно школы, возникшие с узкоутилитарными целями, превратились в центры просвещения. В Вавилонском царстве «дома табличек» стали «домами знаний». В содержание обучения в них включались занятия философией, литературой, историей, геометрией, правом, географией.
В Древней Греции в V – IV в.в. до н.э. в общественной жизни важную роль играли политики и ораторы. Потребность в их подготовке удовлетворяли специальные школы, создававшиеся странствующими учителями мудрости – софистами.
В древние и средние века профессиональная подготовка велась в основном путем обучения непосредственно в практике. Специальных образовательных учреждений для этого, как правило, не создавалось. Но были и исключения. Так в Византии уже в раннем средневековье подготовка юристов осуществлялась в специальных учебных заведениях.
В Новое время (начиная с XVII в.) потребности развивающегося хозяйства, обусловили усиление профессиональной направленности образования. Так в Англии в середине XVII в. парламент создал комиссию, которая разработала реформу образования, предусматривавшую организацию общедоступной начальной школы и сети профессиональных школ, в которых могли продолжать обучение все желающие. В США, примерно в этот же период, стали открываться школы практической ориентации. В их учебные программы включалось изучение таких дисциплин как счетоводство, ведение деловой документации и торговых операций, а также предусматривалась ежедневная работа в мастерских. Позднее в XIX в. в американских штатах получили широкое распространение школы общеобразовательная подготовка сочеталась с подготовкой к участию в производительном труде.
В России во время правления царя Петра I, проводившего крупномасштабные преобразования во всех сферах жизни общества, возникла потребность в подготовке профессионалов, которых ранее в стране не готовили. Были созданы инженерные, артиллерийские, инженерно-артилле-рийские, хирургические школы, в которых основное внимание уделялось освоению специальных предметов: математики, инженерии, навигации, артиллерии, медицины. Создавались так же гарнизонные и адмиралтейские школы для подготовки младших армейских и флотских командиров, мастеров по строительству и обслуживанию кораблей, горнозаводские школы для подготовки высококвалифицированных рабочих и мастеров.
В последующие эпохи в связи с изменениями требований к образованности профессионалов и росту потребности в них создавались соответствующие образовательные структуры. В результате этого процесса сегодня профессиональная подготовка осуществляется по многим направлениям и на разных уровнях.
|
Социальный заказ к образованию неоднороден, как неоднородна структура общества. Изучая историю, мы обнаруживаем, что вслед за социальным расслоением общества образование приобрело сословныйхарактер. Наглядным примером влияния этого на структуру и содержание образования служит Древняя Индия. В результате захвата во 2—1- м тысячелетиях до н.э. территории Индии арийскими племенами, пришедшими из Персии, постепенно сложился кастовый строй. Все население было разделено на четыре касты: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (крестьяне-общинники, ремесленники, торговцы) и шудра (слуги, рабы). Общий принцип их обучения и воспитания состоял в том, что каждый человек должен был развивать свои нравственные, физические и умственные качества, чтобы стать полноценным членом соответствующей касты. У представителей каждой касты должны были воспитываться свои отличительные качества. У брахманов – это праведность и чистота помыслов, у кшатриев – мужество, смелость, у вайшьи – трудолюбие и терпение, у шудры – покорность и безропотность. Таким образом, у каждого социального слоя имелось свое представление об идеальном представителе, которое определяло цели и способы образования.
В наиболее развитых странах Древнего мира образование имело многоуровневую структуру, соответствующую структуре общества. Так, в древнем Риме, элементарное образование давалось в так называемых тривиальных школах. Здесь учили чтению, письму, счету. Обучение в тривиальных школах было доступно детям из малообеспеченных семей. Повышенный уровень образования давался в грамматических школах. Дети аристократов учились в риторских школах, где они изучали философию, право, историю, осваивали ораторское искусство.
В последующие эпохи изменения социальной структуры общества также порождали изменения в системе образования. Когда в Западной Европе в средние века города стали центрами образования и культуры, их рост и усиление торговли породили новое сословие – бюргерство (торгово-ремесленную часть городского населения). Для удовлетворения потребностей этой части населения создавались новые типы школ – магистерские, цеховые, гильдейские. Ремесленники на свои средства содержали цеховые школы, дававшие детям общеобразовательную подготовку (чтение, письмо, счет, элементы геометрии и естествознания).
Связь социальной структуры общества, а также структуры и содержания образования хорошо видна на примере изменений в российской системе образования в ХХ столетии. После октябрьской революции 1917 г. и прихода к власти большевиков была разрушена старая социальная структура. Новая структура стала значительно менее дифференцированной и соответственно уменьшилась дифференциация образовательной сети. Диф-ференциация снова стала возрастать после распада в начале 1990-х годов СССР и изменения социально-экономического устройства России.
На содержание и формы образования в разных странах существенно влиял идеал человека, существовавший в общественном сознании в ту или иную эпоху. Влияние такого идеала хорошо видно уже в Древнем мире при сравнении систем образования в древнегреческих городах-государствах Афинах и Спарте. Образование должно было воспитывать человека в соответствии с теми представлениями о нем, которые существовали в каждом из этих государств.
У спартанцев воспитывались храбрость, сила духа, дисциплинированность, честность, чувство собственного достоинства, сдержанность, лаконичность речи. Их воспитывали как воинов. Для этого подбирались и отрабатывались соответствующие формы обучения и воспитания.
Афинское образование ориентировалось на другой идеал человека, предусматривавший гармоничное развитие души и тела. Отсутствие образования считалось здесь крупным недостатком. Начальное образование в Афинах давалось в мусических школах и палестрах (гимнастических школах). В мусических школах дети учились считать, писать и читать. В палестрах дети упражнялись в беге, борьбе, метании копья и диска, прыжках. Последующее совершенствование происходило в государственных гимнасиях, которых в V–IV в.в. было три: Академия, Ликей, Киносарг. С 18 лет юноши проходили двухгодичную военную подготовку.
В эпоху Возрождения (XIV-XVI в.в.) происходит становление нового идеала человека, в основе которого лежал античный идеал разносторонне развитой личности. И это привело к возникновению школ, содержание и формы обучения в которых были ориентированы на этот идеал. Но гуманистический идеал человека вступил в противоречие с реальными возможностями его воплощения.
Изменения во взглядах на то, каким должен быть человек и в дальнейшем оказывало влияние на содержание и формы образования. Следствием этого нередко становилось противостояние носителей различных идеологий, предпринимавших шаги к распространению своих взглядов посредством создания специальных образовательных структур.
Уже в Древней Греции представители различных философских течений создавали свои школы для молодежи. Древнейшими из них были школы пифагорийского братства (последователей учения Пифагора). Обучение молодежи вели и другие известные древнегреческие философы: Аристотель, Сократ, Платон, Антисфен и др.
Развитие церковной культуры в средние века стало важнейшим фактором изменений в образовании. Ранние христиане выдвинули свои взгляды на образование. В христианских общинах обучение осуществлялось путем коллективного изучения священных рукописей. После прекращения преследований христиан в Римской империи и признания христианства равноправной религией христиане учителя стали преподавать в тривиальных и грамматических школах и распространять христианское вероучение. В конце IV – начале V века философом и богословом Августином (Блаженным) была разработана программа церковного обучения в целях внедрения идей христианства. Основное содержание образования определяла Библия. Наряду с этим в программу включались некоторые светские знания, но лишь такие, которые были необходимы христианскому проповеднику для лучшего понимания религии: языки, история, диалектика, риторика, основы математики.
В эпоху раннего средневековья (V–X в.в.) в подавляющем большинстве государств образование оказалось под эгидой церкви. Фактически существовала монополия церкви на образование. Посредством образования церковь внедряла в сознание новых поколений свои идеи и идеалы. Так в исламском мире все школы были религиозными и существовали при мечетях. В Западной Европе в результате широкого распространения в эту эпоху монашества, именно монастырские школы стали доминирующим типом образовательных учреждений. Помимо этого существовали школы при городских соборах (кафедральные, епископские). Школы были ориентированы на подготовку учеников к вступлению в монашество, к обучению священнослужителей и для светской службы.
Весьма показательным примером того, как столкновение идеологий влияет на структуру и содержание образования может служить ситуация возникшая в XIV в. Юго-Западной Руси. В этот период она была включена сначала в состав Литвы, а затем Польши. В результате началась борьба между православными священнослужителями и католическими. Представители католицизма имели преимущество, поскольку получали значительно лучшее образование, чем представители православия. В условиях противостояния, православные братства встали перед необходимостью создавать школы, способные давать хорошее образование. Следствием этого стало ими элементарных школ, средних (духовных семинарий), а позднее и высших (в частности, Киево-Могилевской академии).
Крупные изменения в европейском образовании, произошедшие в эпоху позднего средневековья, также были связаны с борьбой идеологий. В этот период движение Реформации выступило с трактовкой христианского вероучения, отличной от католической, и вело борьбу за перестройку религиозного сознания людей. Значительную роль в распространении своего учения деятели Реформации, руководимые М. Лютером в Германии, Ж. Кальвином во Франции и У. Цвигли в Швейцарии, отводили образованию. Они выдвинули идею обязательного начального образования, в процессе которого учащиеся осваивали Библию, но в ином, чем прежде прочтении. Наряду с этим, они организовывали сеть средних школ, которые должны были готовить чиновников для службы государствам, исповедующим идеи протестантизма. Произведенные в последующем изменения в содержании среднего образования были направлены на установление преемственности между средней школой и университетом.
С целью противостояния влиянию идей Реформации возникло движение Контрреформации. Его лидером стал основатель католического ордена иезуитов И. Лайола. Сторонники Контрреформации создали свою систему воспитания и стремились распространить ее на среднюю и высшую школу. Иезуитская система образования была весьма популярной и просуществовала длительное время.
Влияние борьбы идеологий на содержание и формы образования можно обнаружить и в последующей истории. Особенно острой она была в XX столетии, в период противостояния стран с социалистической и капиталистической ориентацией.
Борьба различных взглядов на человека и общество на протяжении всей истории сопровождалась развитием педагогической мысли. В свою очередь педагогические идеи влияли на изменения в структуре, содержании и формах образования. Можно перечислить множество имен мыслителей, взгляды которых оказывали сильное влияние на образование не только в современную им эпоху, но и в последующие. Это Сократ, Платон, Аристотель, Августин, Э. Роттердамский, Х. Вивеса, В. Ратке, Я.А. Коменский, Д.Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, А. Дистерверг, Л.Ф., М. Монтессори, Д.Дьюи, Л.Ф. Магницкий, М.В. Ломоносов, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, С.Т. Шацкий, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко и многие другие. Сегодня развитие педагогической науки является одним из основных факторов развития практики образования.