на основе такого композиционного принципа как строится действие романа преступление и наказание
Особенности сюжета и композиции романа «Преступление и наказание»
В русской классической литературе немало примеров интересного построения композиции романа и не более интересных сюжетов, взятых для произведения. Интересны и сюжет и композиция романа Достоевского «Преступления и наказание». «Преступление и наказание» Достоевского принято считать философским романом, однако философским в чистом виде его назвать нельзя, скорее, это социально-философский роман. Роман Достоевского приобретает дополнительные социально-психологические и идеологические черты и таким образом становится полифоническим по жанру.
Роман построен на диалогах героев, а сюжет строится на борьбе идей, суть которых передается в диалогической форме. Диалог существует как форма проверки идей. Весь роман подчинен следующему замыслу – осуждению принципа вседозволенности. Каждый герой в романе нарушает нравственные устои и по-разному реагирует на собственное поведение. Но главный нарушитель – Родион Раскольников, который проверяет ценность собственной личности в превосходстве над личностью старухи-процентщицы. Раскольников совершает убийство, после которого его начинает мучить голос собственной совести.
Таким образом, весь роман пронизан психологической борьбой, которая ведется внутри главного героя – между его рассудком и чувством. Смысловое содержание романа – развенчание теории Раскольникова, которая основывается на том, что человек и общество, по сути своей, преступны. Таково содержание романа, неразрывно связанное с его композицией. В построении композиции романа Достоевский достиг предельной четкости. Фигура Раскольникова – идейно-композиционный центр романа. Он – участник большинства сцен, поэтому все события даются через их восприятие главным героем.
Роман делится на части, в каждой из которых излагаются отдельные моменты из жизни главного героя, его размышления, мытарства его души. В первой части Р.Р. бродит по Петербургу, вынашивая св.страшную идею преступления. В основе романа лежит интрига («дело», совершенное Раскольниковым). Преступлению посвящена только одна часть, а остальные пять частей – наказанию, саморазоблачению. На протяжении всего повествования происходит взаимодействие и взаимопроникновение двух этих процессов. Наказание начинается в душе героя еще до начала преступления: «И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, мое сердце!» Но реальная жизнь давала Раскольникову примеры того, что ужас нужно притворить в жизнь: пьяная девочка, семья Мармеладовых, разговор студентов. Достоевский создает вокруг Раскольникова особое, преступное состояние мира, где право на существование покупается ценой постоянных сделок с совестью. Наказание возникает из предчувствий, но преступление живет в мыслях героя еще долгое время. В романе множество действующих лиц, и все сюжетные линии переплетаются и непосредственно связаны с образом Раскольникова.
Главная тема – преступление и наказание Раскольникова; но выделены также три побочные темы: история семьи Мармеладовых, история Дуни и Пульхерии Андреевны, история сестры и претендентов на ее руку – Лужина и Свидригайлова.
В канву романа гармонично вплетены эпизоды снов-кошмаров Раскольникова, а также библейский сюжет о воскрешении Христом Лазаря, связанный с предстоящим воскрешением души самого героя. Фоном, на котором происходит действие романа, служит образ Петербурга: описание города и уличные сцены занимают огромное место в произведении. Серые, темные улицы создают определенное настроение у читателя, которое помогает приблизить сознание героя пониманию его главного судьи – самого читателя романа.
Последняя часть романа – это эпилог, в котором автор рассмотрел возможность духовного воскресения героя. В эпилоге Достоевский как бы ставит вопросы, вытекающие из всего романа. Каков же выход? Как же быть? Что делать? Ответ Достоевского предельно прост: уверовать в Бога. Прежде чем кидаться помогать другим, спасать всех, помоги себе самому, спаси себя, свою душу, сделай себя человеком, утверди в себе закон добра и любви.
В этом и заключается залог будущего нравственного возрождения Родиона Раскольникова. Впрочем, как сказал Достоевский в последних строках «Преступления и наказания», это могло бы составить тему нового романа.
Композиция романа «Преступление и наказание», особенности сюжета, «полифонический» роман
Лужин и Дуня (кадр из фильма 1969 г.) |
Роман «Преступление и наказание» — самое известное произведение великого русского писателя Ф. М. Достоевского.
В этой статье представлен анализ композиции романа «Преступление и наказание»: особенности сюжета, «Преступление и наказание» как «полифонический» роман.
Смотрите:
— Все материалы по «Преступлению и наказанию»
— Все статьи о Раскольникове
Композиция романа «Преступление и наказание», особенности сюжета, «полифонический» роман
2. Временные рамки
Роман «Преступление и наказание» отличается довольно внушительным объемом. При таком объеме в романе вполне могла бы «уместиться» многолетняя история (как например, в романе «Война и мир»). На самом деле в романе «Преступление и наказание» события разворачиваются в течение всего около двух недель (не беря в расчет эпилог).
В эти две недели в жизни большинства героев происходит множество судьбоносных событий. Эта сжатость повествования и насыщенность событиями являются яркими особенностями романа «Преступление и наказание».
3. Особенности композиции
На первый взгляд, композиция романа «Преступление и наказание» кажется вполне лаконичной и понятной: роман содержит 6 частей и эпилог. Каждая из частей разбита на главы — по 6-7 глав в каждой части. Эту разбивку на части и главы можно считать вполне традиционной.
Однако важной особенностью романа является то, что дни Раскольникова протекают в своем ритме и мало соотносятся с частями и главами. 1-ая часть романа, до преступления, выглядит относительно стройной: здесь автор описывает 3 дня из жизни главного героя, включая день преступления. Повествование протекает довольно размеренно.
Начиная со 2-ой части, после преступления, события происходят более интенсивно, в сюжет вплетается все больше персонажей.
В романе события протекаются в своем порядке, а разбивка на главы идёт в своём режиме (см. Краткое содержание по дням и главам). Это отсутствие синхронизации между днями и главами, вероятно, можно считать задумкой автора. Таким способом Достоевский, вероятно, хотел подчеркнуть рассеянность, бредовое состояние Раскольникова после преступления, когда герой теряет ощущение времени.
4. Трагическая судьба героев
Это был анализ композиции романа «Преступление и наказание»: особенности сюжета, «Преступление и наказание» как «полифонический» роман.
Преступление и наказание какова композиция романа и каков замысел
Замысел романа Достоевский вынашивал во время своего пребывания
на каторге, во период сильнейших душевных переживаний.
По плану произведение задумывалось как исповедь Раскольникова,
в котором раскрывался духовный опыт главного героя. Однако во
время написания романа автор стал понимать, что не в
состоянии ограничиться переживаниями одного Раскольникова –
сюжет требовал большей глубины и наполненности. Достоевский сжег
практически завершенный роман и написал его заново – таким,
каким знает его весь литературный мир.
Проблема у писателя возникла и с названием произведения.
Было несколько рабочих версий, среди которых «Рассказ преступника»,
«Под судом»,автор остановился на варианте «Преступление и наказание»
. Суть и смысл названия романа заключается не только в
уголовном наказании за совершение преступления, но, прежде всего,
в душевных муках преступника.
Над романом Федор Михайлович трудился в 1865-1866 годах, и
сразу после завершения он был опубликован в популярном журнале
«Русский вестник».
На первый взгляд, композиция романа «Преступление и наказание»
кажется вполне лаконичной и понятной. Роман содержит 6 частей
и эпилог.
Каждая из частей разбита на главы (по 6-7 глав в каждой части).
Эту разбивку на части и главы можно считать вполне традиционной.
Однако важной особенностью романа является то, что дни
Раскольникова протекают в своем «ритме» и мало соотносятся с
частями и главами.
1-ая часть романа, до преступления Раскольникова, выглядит
относительно стройной: здесь автор описывает 3 дня из
жизни Раскольникова, включая день преступления.
Повествование протекает довольно размеренно.
Начиная со 2-ой части, после преступления Раскольникова,
события происходят более интенсивно, в сюжет вплетается все
больше персонажей.
В романе отсутствует «привязка» событий к разбивке на главы и части.
Это отсутствие синхронизации между днями и главами можно
считать задумкой автора. Таким способом Достоевский, вероятно,
хотел подчеркнуть «потерянное» состояние Раскольникова, который
после преступления живет в «своем мире», теряя ощущение
времени.
В заключительной части романа – эпилоге – писатель указал на
возможное исцеление Раскольникова благодаря искреннему
раскаянию и вере в Бога.
Нравственное возрождение героя стало возможным только благодаря
его полному переосмыслению своей жизни, поступков, ценностей.
На основе такого композиционного принципа как строится действие романа преступление и наказание
Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
В «Преступлении и наказании» нашли отражение принципы __________, предполагающего изображение _________ героя в типичных обстоятельствах.
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания B1—B7; C1, C2.
Жилец открыл глаза, вздрогнул и узнал Настасью.
— Чай-то от хозяйки, что ль? — спросил он, медленно и с болезненным видом приподнимаясь на софе.
Она поставила перед ним свой собственный надтреснутый чайник, с спитым уже чаем, и положила два жёлтых кусочка сахару.
— Вот, Настасья, возьми, пожалуйста, — сказал он, пошарив в кармане (он так и спал одетый) и вытащив горсточку меди, — сходи и купи мне сайку. Да возьми в колбасной хоть колбасы немного, подешевле.
— Сайку я тебе сею минутою принесу, а не хошь ли вместо колбасы-то щей? Хорошие щи, вчерашние. Ещё вчера тебе отставила, да ты пришёл поздно. Хорошие щи.
Когда щи были принесены и он принялся за них, Настасья уселась подле него на софе и стала болтать. Она была из деревенских баб и очень болтливая баба.
— Прасковья-то Павловна в полицу на тебя хочет жалиться, — сказала она.
Он крепко поморщился.
— В полицию? Что ей надо?
— Денег не платишь и с фатеры не сходишь. Известно, что надо.
— Э, черта ещё этого недоставало, — бормотал он, скрипя зубами, — нет,
это мне теперь. некстати. Дура она, — прибавил он громко. — Я сегодня к ней зайду, поговорю.
— Дура-то она дура, такая же, как и я, а ты что, умник, лежишь как мешок, ничего от тебя не видать? Прежде, говоришь, детей учить ходил, а теперь пошто ничего не делаешь?
— Я делаю. — нехотя и сурово проговорил Раскольников.
— Думаю, — серьёзно отвечал он помолчав.
Настасья так и покатилась со смеху. Она была из смешливых и, когда рассмешат, смеялась неслышно, колыхаясь и трясясь всем телом, до тех пор, что самой тошно уж становилось.
— Денег-то много, что ль, надумал? — смогла она наконец выговорить.
— Без сапог нельзя детей учить. Да и наплевать.
— А ты в колодезь не плюй.
— За детей медью платят. Что на копейки сделаешь? — продолжал он с неохотой, как бы отвечая собственным мыслям.
— А тебе бы сразу весь капитал?
Он странно посмотрел на неё.
— Да, весь капитал, — твёрдо отвечал он помолчав.
— Ну, ты помаленьку, а то испужаешь; страшно уж очинна. За сайкой-то ходить али нет?
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
Укажите жанр, к которому относится произведение Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
Роман — произведение большой эпической формы, охватывающее широкий круг явлений частной и общественной жизни, изображающее в процессе развития многочисленные человеческие характеры в их противоречивых взаимоотношениях. Именно к жанру романа и относится «Преступление и наказание».
Как называется значимая подробность, несущая определённую смысловую нагрузку («надтреснутый чайник» Настасьи, «горсточка меди» в кармане Раскольникова)?
Художественная деталь — одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности.
Ответ: художественная деталь.
Речь Настасьи далека от литературной нормы («Ну, ты помаленьку, а то испужаешь; страшно уж очинна»). Как называются подобные слова и выражения?
Выражения или слова, стилистически характерные только для разговорного стиля, называются просторечными или просторечиями.
Разве термин «устаревшие слова» тут не подходит? Конкретно здесь используются именно устаревшие слова.
Нет, точнее будет все же «просторечие», прочтите отрывок целиком, тогда определите наверняка.
Как называется литературное направление, принципы которого нашли своё воплощение в «Преступлении и наказании»?
Реализм — от латинского realis — вещественный. Основной чертой реализма принято считать правдивое изображение действительности. Определение, данное Ф. Энгельсом: «. реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах» — непосредственно относится к литературе XIX века.
Какие особенности личности Раскольникова раскрываются в его разговоре с Настасьей
Родион Раскольников, подверженный увлечениям Наполеоном, символом эпохи, вынашивает свою теорию сильной личности. Он человек мыслящий, пытающийся разобраться в устройстве мира и человеческих отношений. Именно эти черты прослеживаются в приведенном отрывке. Ясно, в каком направлении думал Раскольников, желая сразу получить «весь капитал». Сам того не сознавая, он приискивал убедительное оправдание для весьма скорого и «мрачного» дела. Раскольников настроен решительно и готов идти до конца в подтверждении своей теории, о чем свидетельствует твердость его высказываний:
— За детей медью платят. Что на копейки сделаешь? — продолжал он с неохотой, как бы отвечая собственным мыслям.
— А тебе бы сразу весь капитал?
Он странно посмотрел на неё.
— Да, весь капитал, — твёрдо отвечал он помолчав.
Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором изображены герои, находящиеся в нравственном поиске. Чем они схожи (или чем различаются) с Раскольниковым в «Преступлении и наказании»?
Лев Николаевич Толстой в романе-эпопее «Война и мир» показал нам героев: Пьера Безухова и Андрея Болконского. Они прошли через множество испытаний, чтобы понять свое предназначение и определить место в жизни. Андрей был одержим идеей славы, ради нее он отправился на войну, где ему пришлось пережить немало потрясений, чтобы понять: он ошибается в своем представлении о счастье.
Пьер пробовал себя в разных делах, пока, наконец, не осознал, что жизнь стоит посвятить делу, семье и любви. Герои толстого, как и Раскольников из «Преступления и наказания», испытывали свои теории в жизни, разочаровывались в них, искали себя. Авторы показывают, что только нравственные искания способны привести человека к счастью и спокойствию.
Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.
Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
5.1. Какие особенности личности Раскольникова раскрываются в его разговоре с Настасьей?
5.1. Родион Раскольников, подверженный увлечениям Наполеоном, символом эпохи, вынашивает свою теорию сильной личности. Он человек мыслящий, пытающийся разобраться в устройстве мира и человеческих отношений. Именно эти черты прослеживаются в приведенном отрывке. Ясно, в каком направлении думал Раскольников, желая сразу получить «весь капитал». Сам того не сознавая, он приискивал убедительное оправдание для весьма скорого и «мрачного» дела. Раскольников настроен решительно и готов идти до конца в подтверждении своей теории, о чем свидетельствует твердость его высказываний:
— За детей медью платят. Что на копейки сделаешь? — продолжал он с неохотой, как бы отвечая собственным мыслям.
— А тебе бы сразу весь капитал?
Он странно посмотрел на неё.
— Да, весь капитал, — твёрдо отвечал он помолчав.
5.2. Нелепая теория Раскольникова и ее крушение видится Достоевскому закономерным событием. Он показал, как под воздействием подобных теорий стираются границы между понятиями добра и зла. Раскольников постепенно осознает сущность своей идеи, ее гибельность, ее действительный смысл. Но это случится позже, а пока он старается укрыться от хозяйки. Нищета душит Раскольникова. Вот и зреет в его сознании гибельная теория. Он, конечно, сомневается. Но тут же себя оправдывает, потому и отвечает Настасье, что не собирается за копейки работать — он словно убеждает себя, что хочет всего и сразу: «Да, весь капитал, — твёрдо отвечал он помолчав». Так постепенно Родион убеждает себя в том, что этот шаг единственно верный, поэтому стоит попробовать. Но такими «несовершенными» (как отмечает Короленко) способами нельзя добиться справедливости, поэтому теория Раскольникова терпит крушение.
Роман «Преступление и наказание». Сюжетные особенности и образная система
Урок 40. Русская литература 10 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Роман «Преступление и наказание». Сюжетные особенности и образная система»
Сегодня на уроке мы:
– Поговорим о героях романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание».
– Узнаем, как строится композиция романа «Преступление и наказание».
– Рассмотрим главные сюжетные особенности «Преступления и наказания».
На прошлом уроке мы говорили, что Достоевский в романе «Преступление и наказание» соединяет проблемы современности и вечные проблемы человечества.
Современники писателя могли даже назвать точное время действие романа – лето 1865 года. На это указывают многие детали. В том числе и невыносимая жара, которая действительно мучила жителей Петербурга тем летом.
Сюжетной основой романа стала уголовная хроника, которую печатали в газетах того времени. Одним из источников сюжета называют убийство двух женщин, которое совершил «купеческий сын» Герасим Чистов. В романе Раскольников использует такое же орудие убийства – топор. Совпадает и время убийства – приблизительно 8 вечера.
Ещё одним источником называют двойное убийство, которое совершил образованный молодой человек. Грузинскому князю Микеладзе было всего 19. Как и Раскольников, он был очень беден и горд. С его преступлением в романе совпадают улики и места, где убийца прятал награбленное. Убитый был ростовщиком, как и Алёна Ивановна в романе Достоевского. Точно так же и второе убийство было совершено случайно, потому что кухарка ростовщика внезапно вошла в комнату. Она увидела убитого и убийцу. Микеладзе сначала отрицал свою вину, но потом полностью раскаялся.
Кроме того, на Достоевского произвела огромное впечатление история француза Пьера Франсуа Ласенера. Писатель даже опубликовал запись процесса по делу Ласенера в своём журнале «Время».
И сюжет романа Достоевского строится вокруг «идейного убийцы» Родиона Раскольникова.
Формально сюжет романа несложен. Бедный студент совершает убийство, а следователь пытается его разоблачить. Убийцу терзают угрызения совести, он приходит к следователю с повинной и отправляется на каторгу.
Но главный конфликт романа – это не детективная история, не противостояние преступника и следователя. Главный конфликт романа развивается в душе Родиона Раскольникова. Это борьба бесчеловечной теории с божественной природой человеческой души. Противостояние модных философских идей и вечных христианских ценностей.
Сюжет романа построен на борьбе идей, а суть этих идей передается в форме диалогов. Именно в диалогах идеи героев проходят проверку. Споры раскрывают противоположность характеров персонажей, их резкую противопоставленность друг другу.
В романе писатель последовательно развенчивает эгоистические теории. Достоевский осуждает принцип вседозволенности.
Раскольников – центральный персонаж романа «Преступление и наказание».
Все остальные персонажи так или иначе связаны с ним. Образы в романе «Преступление и наказание» условно можно разделить на несколько групп.
Это «жертвы Раскольникова», «двойники Раскольникова», «противники Раскольникова», «униженные и оскорблённые».
«Двойниками Раскольникова» в романе являются Лужин и Свидригайлов. Почему их называют двойниками? Что общего у барина Свидригайлова, расчетливого дельца Лужина и бедного студента Раскольникова?
Их теории. Каждый из них делит людей на особенных и всех остальных. И каждый даёт особенным людям право на преступление. Свидригайлов замечает, что они с Раскольниковым «одного поля ягоды». А сам Раскольников в разговоре возмущается теорией Лужина:
«А доведите до последствий то, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…»
«Противниками Раскольникова» можно назвать людей, которые опровергают теорию Раскольникова. К таким героям можно отнести Разумихина, Дунечку, Порфирия Петровича и Сонечку Мармеладову. Они разрушают теорию Раскольникова одним только фактом своего существования. Разве можно того же Порфирия Петровича или Разумихина назвать «тварью дрожащей» и «вошью», как старуху-процентщицу? Нет, это сильные личности. Пойдут ли они на преступление, чтобы изменить историю? Нет, эта идея им противна.
Разумихин находится в той же ситуации, что и Раскольников. Он такой же студент, как и Раскольников. Тоже вынужден оставить учёбы из-за крайней нищеты. Но при этом он не опускает руки и не становится жертвой бесчеловечных теорий, как его друг Раскольников.
Порфирий Петрович видит, что Раскольников по своей сути не преступник. Следователь понимает и причины, по которым Раскольников решился на убийство. И то, что Раскольникова терзает вина за убийство. Следователь добивается от него признания, но и делает всё возможное, чтобы облегчить его участь после суда.
Важнейшим персонажем романа является Соня Мармеладова. Именно она стала и судьёй и спасителем Раскольникова. Так же, как и Раскольников, Соня Мармеладова совершила преступление. Но она совершила преступление против себя, пожертвовала собой ради детей Катерины Ивановны. Соня – жертвенная натура, которая живёт по христианскому закону. Именно она – ключ к духовному возрождению Родиона Раскольникова.
Порфирию Петровичу Раскольников сопротивляется, потому что для него следователь – это часть бесчеловечной системы. Того миропорядка, в котором люди измучены, несчастны и вынуждены идти на сделки с совестью, чтобы выжить. Соня – такая же униженная и оскорблённая, как и сам Раскольников. Но в отличие от Раскольникова, она сохранила свою душу чистой. Соня прощает Раскольникова, приводит его к раскаянию, к возможности духовного возрождения.
Ещё одна важная категория персонажей в романе это «униженные и оскорблённые»: это вся семья Мармеладовых. Пьяная девочка на бульваре, которую Раскольников пытается спасти. Женщина, которая пытается покончить с собой, бросившись в реку. Эти персонажи не только раскрывают светлые стороны Раскольникова. Такие как сочувствие, способность бескорыстно помогать людям, доброта, обострённое чувство справедливости. Эти герои показывают порочность общества, которое толкает людей на преступления.
Примечательно, что в романе идея преступления во благо общества не принадлежит только главному герою «Преступления и наказания». Эту мысль Раскольников слышит в случайном разговоре незнакомого студента с офицером.
«Убей её и возьми её деньги, с тем, чтобы с их помощию посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»
Итак, Раскольников – это центральный образ романа. Все идеи и сюжетные линии концентрируются на нём. И в названии романа говорится о его преступлении и его наказании. Кроме того, в названии отражена и композиция романа. «Преступление и наказание» делится на две части. Первая часть посвящена подготовке убийства и самому убийству.
Преступление. А вторая часть посвящена влиянию преступления на душу Раскольникова. То есть наказанию.
При внушительном объёме романа события в нём охватывают очень небольшой промежуток времени. Роман «Преступление и наказание» состоит из 6 частей и эпилога. В первой части романа описаны только три дня из жизни Раскольникова, включая день преступления. Остальные пять частей занимают около 14 дней. В них рассказывается о последствиях этого преступления. А события эпилога отделяются от основных событий сроком в полтора года.
Исследователи обращают внимание на неравномерность времени в романе. Первая часть романа подробно описывает три дня из жизни Раскольникова. В следующих частях событий становится гораздо больше, появляется множество действующих лиц и сюжетных линий. Получается, что события одного дня могут занимать и две, и четыре, и пять глав. Но при этом три дня полностью выпадают из повествования. Это те дни, когда Раскольников находится в забытьи. Такое построение подчёркивает болезненную разобщённость в душе героя с собой и окружающей действительностью.
Философ Лев Исаакович Шестов писал о творчестве Достоевского:
«Всё, что было у него рассказать, Достоевский рассказал нам в своих романах, которые и теперь, через двадцать пять лет после его смерти, притягивают к себе всех тех, кому нужно выпытывать от жизни ее тайны. »