можно ли звуком обозначить эпоху
Программа вступительного испытания творческой направленности по специальности 070701 «Звукорежиссура аудиовизуальных искусств»
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»
«_____» _____________ 2012 г.
070701 «Звукорежиссура аудиовизуальных искусств»
2012
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТВОРЧЕСКОГО КОНКУРСА
Творческий конкурс является испытанием творческого потенциала абитуриента, выявлением его предрасположенности к профессии. Кафедру интересует мотивация выбора и собственное отношение абитуриента к профессии звукорежиссера, его способность к образному мышлению, логика и художественная аргументированность изложения, умение передать свои мысли и чувства с помощью многообразия звуковых красок, его способности не только «слышать», но и «услышать».
РАЗДЕЛ 2. ПЕРЕЧЕНЬ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ
2.1. ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЕГЭ ИЛИ ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ УНИВЕРСИТЕТА
3. Музыкальное тестирование;
4. Звуковое решение;
5. Проверка общекультурной подготовки.
РАЗДЕЛ 3. ПРАВИЛА проведения ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
3.1. предварительный Творческий конкурс
Творческий конкурс является первым испытанием творческого потенциала абитуриента, выявлению его предрасположенности к профессии и проводится в период подачи документов.
3.1.1. ОЧНАЯ, ОЧНО-ЗАОЧНАЯ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Абитуриенту предлагается написать автореферат на одну из нижеперечисленных тем, разработанных мастером, который проводит набор:
1. «Как много в этом звуке»;
2. Слышать и услышать;
3. Человек в мире звуков;
4. Ожившие звуки прошлого;
5. Звук как информация и как художественный образ;
7. Услышать – значит увидеть;
8. Кино, которое я люблю;
9. Профессия звукорежиссер – как я это представляю;
10. «Я звуком мир нарисовал» (Л. Хьюз).
К автореферату прилагается автобиография объемом 1-2 печатных, содержащая сведения об абитуриенте:
3. Музыкальное образование (если имеется);
4. Ф. И.О. родителей, их место работы и должность;
5. Ф. И.О. родных и близких (братья, сестры);
Абитуриентам не рекомендуется обращение к специальной литературе, цитирование признанных авторитетов в области звукорежиссуры. Кафедру интересует мотивация выбора темы собственное отношение абитуриента к разрабатываемой теме, его способность к образному мышлению, логика и художественная аргументированность изложения, умение передать свои мысли и чувства с помощью многообразия звуковых красок, его способности не только «слышать», но и «услышать».
Проверка авторефератов проводится членами приемной комиссии в течение 5-ти дней. При получении «Зачета» за предварительный творческий конкурс, абитуриент допускается до вступительных испытаний.
3.1.2. ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
Абитуриенту предлагается просмотреть одну из нижеперечисленных телевизионных программ:
После чего абитуриент должен написать рецензию на просмотренный материал. Абитуриент оценивает достоинства и недостатки режиссерской трактовки, работу оператора, художника-постановщика. Особое внимание уделяется работе звукорежиссера: общее звуковое решение, целесообразность выбранных для этого средств, художественная выразительность, оправданность (или наоборот) воссозданных звуковых обстановок, наличие лейтмотивов, побочных тем и т. д.
Абитуриентам не рекомендуется обращение к специальной литературе, цитирование признанных авторитетов в области кино и телевидения. Кафедру интересует мотивация выбора телепрограммы, собственное отношение абитуриента к ней, его способность к образному мышлению, логика и художественная аргументированность изложения, умение передать свои мысли и чувства с помощью многообразия звуковых красок, его способности не только «слышать», но и «услышать».
Проверка телерецензии проводится членами приемной комиссии в течение 5-ти дней. При получении «Зачета» за предварительный творческий конкурс, абитуриент допускается до вступительных испытаний.
К рецензии прилагается автобиография объемом 1-2 печатных, содержащая сведения об абитуриенте:
3. Музыкальное образование (если имеется);
4. Ф. И.О. родителей, их место работы и должность;
3.2. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ
По результатам испытания абитуриент получает оценку в баллах. Максимальное количество баллов за одно испытание – 100 баллов. Абитуриент, получивший за испытание 30 и менее баллов, к сдаче последующих испытаний не допускается.
3.3. ПЕРЕЧЕНЬ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ТВОРЧЕСКОГО КОНКУРСА
1. Музыкальное тестирование;
2. Звуковое решение;
3. Проверка общекультурной подготовки;
Перед началом творческого тура проводится специальная консультация по всем вступительным испытаниям.
3.3.1. Музыкальное тестирование
1. Общая музыкальная грамотность;
2. Определение на слух всех музыкальных интервалов;
3. Проверка музыкального слуха;
4. Проверка чувства ритма;
5. Общая музыкальная эрудиция;
6. Степень владения сольфеджио;
7. Музыкальная память;
8. Одноголосный музыкальный диктант;
9. Знание музыкальной литературы, истории и теории музыки.
Экзамен принимает комиссия, в состав которой обязательно входят представители Союза композиторов или преподаватели Консерватории.
Экзамен проходит в форме собеседования устно.
3.3.2. Звуковое решение
Абитуриентам предлагается (по их выбору) ряд литературных произведений (рассказы, новеллы, стихи) широко известных авторов (Чехов, Паустовский, Куприн, О Генри, Грин, Есенин, Блок, Ахматова, Бродский, Толстой, Горький, а также ряда современных писателей) в нескольких экземплярах каждый, что дает возможность нескольким абитуриентам выбрать для сдачи экзамена одинаковые произведения.
Данный литературный материал является для абитуриента литературным сценарием фильма (хронометраж 10-30 минут), над которым он будет работать в качестве звукорежиссера.
Абитуриенту необходимо разработать и аргументировать общее звуковое решение, покадровую звуковую разработку, покадровое звуковое решение. Особое внимание должно быть уделено созданию звукозрительного образа будущего видеофильма.
Экзамен проходит в письменной форме.
3.3.3. ПРОВЕРКА ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ ПОДГОТОВКИ (СОБЕСЕДОВАНИЕ)
Выясняется кругозор абитуриента, его эрудиция, интеллект, приблизительно выясняются его творческие наклонности, коммуникабельность.
Круг вопросов чрезвычайно широк – музыка, литература, поэзия, живопись, скульптура, архитектура, кинематограф, телевидение, театр, история, мифология, психология, логика, этика, эстетика. Проверяется способность абитуриента абстрагироваться, его способность найти нестандартные действия для выхода из нестандартных ситуаций, способность убедительно и аргументировано отстаивать собственную позицию.
Экзамен проходит в форме собеседования устно.
Перечень основных вопросов к собеседованию по звукорежиссуре:
1. Что такое в вашем понимании смысла этого слова «звукорежиссура»?
2. Что такое звукозрительный образ?
3. Какая разница между звуковым сопровождением и звуковым образом?
4. Что такое «прямая» и «косвенная» звуковые характеристики? Приведите пример.
6. Перечислите кого из звукорежиссеров кино Вы знаете?
7. Что такое «звуковой контрапункт»? Приведите пример.
8. Каких кинокомпозиторов Вы знаете?
9. Что такое лейтмотив?
10. Какие жанры в кино Вам знакомы? Приведите пример.
11. Что вам известно по истории звукозаписи?
12. Что означает, с Вашей точки зрения, понятия синхронность и асинхронность. Приведите пример.
13. Можно ли звуком обозначить эпоху? Приведите пример.
14. Можно ли звуком обозначить страну? Приведите пример Можно ли звуком обозначить время года? Приведите пример.
15. Дайте пример звуковой полифонии.
16. Владеете ли Вы компьютерными программами?
17. Каковы основные критерии звукорежиссера при выборе звуковых красок?
18. Что Вы знаете о появлении звука в кинематографе?
19. В каком году звук пришел в кино? Первый в мире звуковой фильм?
20. Первый советский звуковой фильм? Его создатели?
21. Ваш любимый фильм, режиссер, звукорежиссер, …
22. Кого из современников Моцарта вы знаете?
23. Назовите группы симфонического оркестра, эстрадного, джаз-оркестра (Бигбенд).
24. Когда вы были в последний раз в Эрмитаже? Ваш любимый зал? Художник? Полотно?
25. Чему вы хотите здесь научиться?
26. Ваш любимый музыкальный жанр?
27. Что означает понятие классическая музыка?
28. Какие фильмы вызывают у Вас интерес?
29. Назовите представителей Ленинградской кинематографической школы.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Размышления о киноискусстве. –М.: Искусство, 1958;
2. Рождение звукового образа: (Художественные проблемы звукозаписи в экранных искусствах и на радио)/ Сост. Е.М. Авербах. – М.: Искусство, 1985;.
О звуке
Звук с давних пор считался одним из самых загадочных явлений природы. В самом деле, что порождает звук? Что заставляет его неведомыми путями распространяться и достигать нашего слуха? Почему звук, едва родившись, так быстро замирает? Эти вопросы издавна волновали пытливый ум человека.
Ничего не зная о природе звука, человечество на протяжении тысячелетий пользовалось им. Люди очень давно подметили некоторые закономерности в этом явлении, выделив из массы звуков отдельные комбинации их, производившие приятное впечатление на слух. Это было одной из причин зарождения музыки, старейшего из искусств.
Наши отдаленные предки установили чисто практическим путем основные закономерности построения музыкальных инструментов. Они знали, например, что лира или арфа обладают хорошим тоном лишь в том случае, если их струны по своей длине и толщине подобраны с соблюдением некоторых числовых соотношений. Только в этом случае каждая струна дает звук определенного тона. Правильное сочетание этих тонов является основой музыкальной гармонии.
Однако, почему все это происходит, причину явления, древние мастера музыкальных инструментов объяснить не могли.
Открытый Пифагором закон давал объяснение только одному частному явлению из области звука. Более глубокие причины найденной закономерности, так же как и вообще природа звука, по-прежнему оставались загадкой.
О природе и причинах распространения звука древние натурфилософы выдвигали много предположений. Кое-кто уже тогда высказывал смелую догадку о колебательной природе звуковых явлений. Эти идеи нашли наиболее верное и полное обобщение в сочинениях римского писателя Сенеки, жившего в I в. н. э. Его семь книг, объединенных под общим заглавием «Естественные вопросы», были своеобразной энциклопедией естествознания, которая сохранила научную ценность почти до конца Средневековья. В этих книгах, написанных весьма живо и убедительно, Сенека рассказывает о самых разнообразных проблемах естествознания, в том числе и о звуке. Вот что пишет он о природе звуковых явлений:
«Что такое звук голоса, как не сотрясение воздуха ударами языка? Какое пение было бы возможно слышать, не будь этой упругой воздушной жидкости? Разве звуки рожка, трубы и гидравлического органа не объясняются все той же упругой силой воздуха?»
Сенека очень близко подошел к современным взглядам на природу звука. Правда, это были только предположения, не подкрепленные опытными, практическими исследованиями.
Последующие полторы тысячи лет очень мало прибавили к тому, что было известно людям о природе звука. В XVII в. Френсис Бэкон, основатель опытного метода в науке, считал, что звук может распространяться не иначе, как при посредстве некоторой «упругой жидкости», которая, по его мнению, входит в состав воздуха. Это неверное утверждение Бэкона повторяло по существу отвлеченные рассуждения древних натурфилософов.
Между тем к этому времени уже зарождалась опытная наука о звуке. В итальянском городке Флоренции великий ученый Галилей получал музыкальные звуки, быстро проводя ножом по краю монеты, пиастра. Галилей нашел, что когда число зазубрин на монете велико, то получается высокий тон. Отсюда ученый сделал вывод, что высота тона зависит от частоты толчков.
Опыты Галилея послужили основой для работ французского ученого, монаха Мерсенна. В 1636 г. Мерсенн выпустил книгу, в которой описал свои исследования. Он хотел проверить закономерность музыкальных звуков, найденную Пифагором, и объяснить причины её. После длительных исследований и кропотливых изысканий Мерсенн выяснил, что высота тона зависит исключительно от частоты колебаний звучащего тела. Он установил также закон колебания струн, согласно которому число колебаний обратно пропорционально длине струны и квадратному корню из ее веса и прямо пропорционально квадратному корню из степени натяжения ее. Подобный же закон оказался справедливым и в отношении длины труб. Чем короче труба, тем большее число колебаний она дает, тем выше ее звук.
Работы многочисленных ученых подтвердили основную идею Мерсенна. Было установлено, что всякое колеблющееся тело с числом колебаний от 20 до 20 тыс. в секунду порождает в воздухе волны, воспринимаемые ухом в виде звука.
Первое определение скорости распространения звука в воздухе было произведено французским физиком и философом Пьером Гассенди в середине XVII в.
В то время многие считали истиной утверждение Аристотеля, будто высокие тона распространяются быстрее низких. Гассенди решил проверить это. Его опыт заключался в следующем. На определенном расстоянии от наблюдателя производились одновременно выстрелы из ружья и пушки. При этом измерялся промежуток времени между появлением вспышки пороха и звуком выстрела, доходившим до наблюдателя. Опыт показал, что звуки обоих выстрелов распространяются с одинаковой скоростью. Попутно Гассенди определил скорость распространения звука; по его расчетам, она оказалась равной 449 метрам в секунду.
Несмотря на неточность результата, опыт Гассенди имел очень большое значение для дальнейших исследований. Он давал метод, которым воспользовались впоследствии многие ученые. Применив более совершенные приборы, они нашли истинную скорость звука в воздухе. При этом было обнаружено, что она не остается постоянной, а изменяется в зависимости от температуры и давления: в теплый летний день она меньше, чем в холодный, зимний, а, например, при 0° скорость звука составляет около 332 метров в секунду.
В 1667 г, знаменитый исследователь, соотечественник и сподвижник Ньютона, Роберт Гук произвел серию опытов, раскрывших новые свойства звука. До этого времени многие ученые, подобно Бэкону, считали воздух единственной средой, в которой звук способен распространяться. А между тем в обыденной жизни встречались явления, говорившие о другом. Было известно, например, что, припав ухом к земле, можно услышать конский топот. Точно так же, нырнув в воду, можно явственно слышать шум прибоя, плеск весел движущейся лодки, удары камней друг о друга. Гук знал, конечно, об этих фактах. Он решил опровергнуть неправильное утверждение Бэкона и его последователей.
Проведя серию очень интересных и оригинальных опытов, ученый пришел к результатам, которые записал в своем лабораторном журнале: «До сих пор никто еще не занимался вопросом о том, при посредстве каких других сред, кроме воздуха, звук может быть воспринят человеческим ухом. Я утверждаю, что с помощью вытянутой проволоки я передавал звук на значительное расстояние, и притом со скоростью если не равной скорости света, то во всяком случае несравненно более значительной, нежели скорость звука в воздухе».
Гук проделывал весьма любопытный опыт. Он прикладывал скрипку к медной пластинке с припаянной к ней проволокой. Эта проволока выходила через окно в сад и на значительном расстоянии от дома оканчивалась небольшой мембраной. Человек, находившийся у мембраны, мог явственно слышать игру на скрипке, которая происходила в закрытой комнате.
Дальнейшие исследования показали, что скорость распространения звука в различных твердых телах неодинакова. Из всех металлов железо обладает наибольшей звукопроводностью. Скорость звука в нем равна 5 тыс. метров в секунду, а, например, в свинце звук распространяется со скоростью всего 1200 метров в секунду.
После работ Гука и других ученых физики решили исследовать, распространяется ли звук в жидкостях.
В 1827 г. французский геометр и физик Штурм вместе с швейцарским физиком и инженером Колладоном решили определить скорость распространения звука в воде. Опыты были проведены на Женевском озере, глубина и чистота которого делали его особенно пригодным для этой цели. На одном конце озера, близ местечка Ролль, на якоре стояла лодка, в которой поместился Штурм. Он должен был давать одновременные световые и звуковые сигналы при помощи особого механизма. Механизм действовал таким образом, что одновременно с ударом молоточка о находящийся под водой колокол вспыхивала небольшая кучка пороха. Появление света в этот момент служило сигналом отправления звука.
Колладон отъехал от Штурма на 12 километров. Здесь он принимал световые и звуковые сигналы с другого конца озера. В одной руке учёный держал слуховую трубу, конец которой был опущен в воду, в другой — секундомер. Определяя время, прошедшее между появлением светового сигнала от вспышки пороха и гулом колокола, Колладон вычислял скорость распространения звука в воде. Этот опыт был повторен несколько раз. Оказалось, что скорость звука в воде почти в четыре раза больше, чем в воздухе. При температуре воды в 8° она равна 1431 метру в секунду.
К концу XVIII в. колебательная природа звука уже ни у кого не вызывала сомнений.
Знаменитый английский математик, физик и астроном Исаак Ньютон первый произвел блестящий математический анализ волнового и колебательного движений. Он дал формулу, по которой можно было теоретическим путем вычислить скорость звука в различных средах. Исследования Ньютона продолжал Лаплас и другие математики. Их теоретические работы вполне совпали с результатами многочисленных опытов. Так, например, скорость распространения звука в воздухе и других средах, вычисленная на основании математических формул, вполне совпадала с опытными данными. Казалось бы, все, что можно знать о звуке, уже известно. Но вот в 1787 г. в Лейпциге вышла книга молодого немецкого физика Хладни. В этой книге описывались невероятные вещи. Если верить исследователю, то, оказывается, звук можно не только слышать, но и видеть.
Эрнст Хладни всю свою научную деятельность посвятил изучению звуковых явлений. Ему были известны работы Даниила Бернулли и Леонарда Эйлера о вибрациях прута и струн. Это были исследования простейших звучащих тел. Но как ведут себя более сложные звучащие тела, вроде, например, колокола? На этот вопрос современная Хладни наука не давала ответа. О том, что не только струны, но и многие другие предметы — бокалы, трубки, пластинки — можно заставить звучать, проводя по ним смычком, было известно давно. Ученый решил применить смычок к исследованию звучащих тел. Лаборатория исследователя наполнилась многочисленными предметами самой неожиданной формы и назначения. Бокалы, стаканы, чашки, металлическая посуда, пластинки, прутья и стержни из стекла и металла — каждый отвечал своим «голосом» на прикосновение магического смычка.
Конечно, все это не было простой забавой. Вскоре ученый подметил интересное явление. Он налил в чашку воды, желая проверить, одинаково ли звучат пустая чашка и чашка, наполненная жидкостью. Как только Хладни провел смычком по краю чашки, на поверхности воды появилась мелкая зыбь, вызванная дрожанием стенок сосуда. Эта зыбь была слишком мелка, чтобы ее можно было изучать, к тому же она быстро пропадала. Исследователь задумался над тем, как бы сделать эту зыбь более устойчивой.
Хладни взял медный кружок и, закрепив стержень, на котором был укреплен кружок, провел смычком по краю кружка. Кружок начал вибрировать, давая звук низкого тона. Когда звук прекратился, исследователь посыпал кружок песком. После этого он опять провел смычком по краю кружка. Можно представить удивление и радость ученого, когда на звучащем кружке появились четкие линии. Песок соскакивал с вибрирующих частей кружка и собирался там, где движения совсем не было. Теперь стал виден характер вибрации звучащего тела. Чем выше был тон кружка, тем сложнее получались песчаные фигуры.
Известие об опытах Хладни быстро облетело весь ученый мир. Физики всех стран тщательно изучали загадочные Хладниевы фигуры. Эти опыты имели громадное значение не только для изучения звука, но и для популяризации акустики вообще. Опыты Хладни и в наше время служат прекрасной демонстрацией колебательной природы звуковых явлений.
Впоследствии были найдены и другие способы делать звук видимым. Можно, например, приделать к мембране острие, которое упирается в закопченную пластинку. Когда около этого простого прибора ведется разговор, мембрана колеблется, и дрожание ее передается острию. В это время пластинке сообщают поступательное движение. Острие чертит на закопченной поверхности зигзагообразную линию. Характер этой линии меняется в зависимости от характера звуков, воспринимаемых мембраной.
Перед учеными встала новая заманчивая задача. Надо было найти способ фиксирования звуковых колебаний, чтобы потом можно было по полученным следам воспроизвести записанный разговор.
Эту задачу блестяще разрешил знаменитый американский изобретатель Томас Эдисон. В 1876 г. он устроил приспособление к телеграфному аппарату Морзе, позволяющее чисто механическим путем передавать телеграмму, полученную с одной линии, на другую. Этот прибор состоял из металлического цилиндра с винтовой нарезкой. При вращении цилиндра по нарезке ходил металлический штифт. Между цилиндром и штифтом помещался лист бумаги. Во время приема телеграммы штифт прорезал бумагу соответственно принимаемым сигналам.
Однажды Эдисон пустил свой аппарат с необычайной быстротой. Когда скорость возросла до того, что телеграфные сигналы уже нельзя было различить, изобретатель заметил, что аппарат издает музыкальный тон. Этот тон менялся в зависимости от характера передаваемых сигналов. У Эдисона возникла мысль заменить телеграфные сигналы Морзе следами, оставляемыми человеческой речью. Неутомимый исследователь немедленно же осуществил свою идею. Он сделал диафрагму, натянув на рамку промасленную бумагу. К центру диафрагмы был приделан острый стальной штифтик. Вместо бумаги телеграфный цилиндр был обернут оловянной фольгой. Затем Эдисон начал медленно вращать цилиндр, одновременно произнося над диафрагмой различные слова. Звуковые колебания вызывали дрожание диафрагмы, а вместе е ней и штифтика, который, вдавливаясь в фольгу; оставлял на ней след в виде канавки неравномерной глубины. Так впервые был записан человеческий голос. Оставалось воспроизвести его. Эдисон снял первую диафрагму и поместил над цилиндром другую, снабженную тонким и гибким острием. Цилиндр снова был приведен во вращательное движение. Острие, встречая на своем пути возвышения и углубления, вычерченные штифтом на оловянном листе, передавало эти колебания диафрагме. Машина заговорила; фонограф увидел свет.
Изобретение Эдисона ученые встретили по-разному. Одни восхищались, другие недоверчиво качали головой, третьи считали, что здесь какой-то очень ловкий обман. Трудно было отвыкнуть от привычного мнения о звуке, как о материи легкой, подвижной и неуловимой; трудно было поверить, что звук можно поймать, зафиксировать и заставить повторяться сколько угодно раз. По отзывам современников, «фонограф поражал тех, кто его понимает, столько же, если не больше, чем тех, для которых он непонятен».
Фонограф Эдисона оказался родоначальником целого ряда акустических приборов. Развитие техники в наши дни выдвигает ряд новых проблем перед акустикой. Постройка радиостудий, борьба с уличным шумом, строительство больших аудиторий и концертных зал требуют знания законов поглощения звука.
В одном американском университетском городке была построена большая аудитория. Архитектор, проектировавший ее, не учел законов распространения и поглощения звука. Это привело к неожиданным результатам: присутствующие слышали одновременно и речь оратора, идущую непосредственно с кафедры, и звуки, отраженные от потолка. Все это, сливаясь вместе, создавало невообразимый звуковой хаос. Чтобы исправить ошибку архитектора, пришлось спустить с потолка на канатах большой брезент, который упорядочил акустику зала.
Строительство величайшего здания нашей эпохи — Дворца Советов — также выдвинуло ряд совершенно новых задач по акустике. Большой зал Дворца Советов будет вмещать 22 тыс. человек. Высота этого зала составит 100 метров. Советским ученым и инженерам нужно было разработать такую конструкцию купола, которая обеспечила бы полное поглощение всех звуков, доходящих до него. Нужно было создать своего рода «искусственное небо»: ведь под открытым небом все звуки, идущие вверх, замирают в высоте, обратно не возвращаясь. Задача осложнялась отсутствием материалов, которые обеспечили бы очень сильное поглощение звука. Теоретически этот вопрос был также совершенно не разработан. Советские ученые блестяще разрешили эту трудную задачу. На основе разработанной теории были найдены материалы, обладающие необходимыми звукопоглощающими свойствами. По своей акустике Большой зал Дворца Советов будет лучшей аудиторией в мире.
Так развивается наука о звуке, в которой последнее слово принадлежит советским ученым.