можно ли зевать во время намаза
Адаб зевания
Молитва занимает особое место в жизни мусульман. Исламский этикет предписывает определенный стиль поведения во время совершения намаза. Нужно соблюдать адабы зевания. Ведь, если человек зевает, он расслаблен и легко может стать жертвой шайтана.
Зевание во время намаза расценивается как макрух (нежелательное действие). Оно не делает молитву недействительной, но от него лучше воздерживаться. В хадисах сказано:
«Если во время молитвы кому-нибудь из вас захочется зевнуть, пусть подавляет зевоту, пока может, ибо, поистине, шайтан проникает внутрь через рот зевающего»
Муслим ибн аль-Хаджжадж
Что такое адабы зевания в мусульманстве
В хадисах приводят эпизод из жизни пророка Мухаммада, в котором посланнику Аллаха явился шайтан. Злой дух рассказал ему о том, как сбивает с истинного пути верующих.
Когда человек хочет встать для молитвы, шайтан внушает ему, что еще достаточно времени и можно заниматься другими делами. Если же мусульманин смог побороть искушение, злой дух пытается помешать ему уже во время совершения намаза.
Он говорит: «Но если и в этом человек одолеет меня, то я снова приду к нему и во время намаза стану дуть ему в нос, а он начнет зевать. Если во время зевания человек не закроет свой рот ладонью, то к нему в рот войдет маленький шайтан и усилит его привязанность и влечение к мирской жизни. После этого человек всегда будет покорен нам. Будет слушать наши слова и делать то, что мы ему говорим».
Поэтому Пророк сказал:
«Зевота – от шайтана. Если кто-либо из вас чувствует желание зевнуть, пусть сопротивляется этому насколько возможно: когда любой из вас произносит «Ха» (производит шум зевая), шайтан смеется над ним»
Как бороться с зевотой
Поскольку зевание, согласно мусульманским верованиям, от шайтана, с ним нужно бороться. В хадисах сказано:
«Аллах любит чихание и не любит зевоту. Если любой из вас чихает и восхваляет Аллаха, обязанность каждого мусульманина, который слышит его, сказать «Яркамукаллах» (да смилостивится над тобой Аллах)»
А вот зевоту Всевышний не любит, поэтому нужно сдерживать себя, насколько хватит сил.
Вот что об этом говорит Пророк:
«Всякий из вас, кто хочет зевать, по мере своих сил пусть пытается сдержаться»
Муслим ибн аль-Хаджжадж
Для этого попробуйте один из нескольких способов:
Можно также умыться. На некоторое время это поможет. Но если зевота вызвана усталостью, все эти способы принесут лишь временное облегчение. Поэтому лучше всего просто выспаться.
В ряде случаев зевота одолевает тех, кто привык плотно есть, мало двигаться и вообще является ленивым человеком. Чтобы впредь не возникали эти позывы, стоит избегать переедания и вести активный образ жизни. Это приветствует сам Всевышний.
Во время молитвы вас не должны одолевать никакие прочие мысли, кроме самого намаза. Если вы будете полностью сосредоточены на обряде, желание зевнуть не возникнет.
Как зевать, чтобы при этом не нарушить исламский этикет
Зевота для мусульман – символ лени и вялости. К тому же, во время беседы она является еще и признаком неуважения, а также отвлекает от разговора. Но если уж не получается ее побороть, то нужно следовать правилам, которые прописаны в хадисах.
Так, при зевке обязательно прикрывайте рот тыльной стороной ладони (лучше всего правой) и постарайтесь сделать это очень тихо. В это же время наклонитесь либо поверните голову в другую сторону.
Когда богослова Яхью аль-Хаджури спросили, нужно ли прикрывать рот ребенку, который зевает, он сказал:
«Наш Господь говорит: «Творите добро, быть может, вы преуспеете». И также Он говорит: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности».
Поэтому прикрывайте ребенку рот, если он зевает.
Мусульманский этикет предписывает не только не зевать во время намаза, но и контролировать свой кашель и отрыжку. В хадисах говорится:
«Семь вещей в молитве от шайтана: кровотечение из носа, сонливость, посторонние мысли, зевота, почесывание, осматривание по сторонам и игра руками с чем-либо».
Естественно, вы не сможет полностью воздерживаться от зевания. Однако его можно свести к минимуму, если соблюдать прописанные в хадисах правила. Главное – не зевать во время совершения молитвы. Этого не любит Аллах, а шайтан обязательно воспользуется вашей рассеянностью.
Злой дух будет использовать любое отступление от священного Корана. Позволив себе хоть раз уступить искушению, вы будете все дальше отходить от учения Аллаха, и уже не сможете считаться истинно верующим.
Зевота во время молитвы
Почему возникает зевота по время молитвы и как от нее избавиться? Осман Загитов, Черкесск.
Учёные выяснили, что зевота возникает, если человек чем-то расстроен, нервничает, хочет спать или же страдает бессонницей. Как следствие, в теле возникает расслабленность: лень, инертность, отсутствие внимания. В таком состоянии шайтан легко может овладеть сознанием мусульманина и пытаться сбивать с пути. По этой причине, когда человеку хочется зевать, нужно постараться подавить позыв. Если нет сил воспрепятствовать этому желанию, то следует закрыть рот, умыться или совершить полное омовение. При сильной усталости лучше отдохнуть.
Абу Хурайра сообщал, что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Зевота — от шайтана. Поэтому всякий из вас, кто хочет зевать, по мере своих сил пусть попытается сдержаться» (Муслим). Абу Саид аль-Худри передавал другой хадис: «Пусть тот, кто зевает, закрывает ладонями рот, потому что так шайтан может проникнуть в него» (Муслим). Ещё в одном хадисе говорится: «Если кто-либо из вас хочет зевать, то пусть остановит себя и не скажет «хах». Когда мусульманин зевает, шайтан над ним смеётся» (Бухари). Эти высказывания — о зевании, которое возникает в то время, когда человек переел, находится без движения или очень хочет спать. Все эти состояния радуют Иблиса. Призыв прикрывать рот рукой указывает, как вести себя прилично и отдалиться от всего, что может обрадовать шайтана.
А что происходит, если мусульманин зевает во время совершения намаза? Это расценивается как макрух, то есть нежелательное, и не влияет на молитву. Но если такое желание возникло при чтении намаза, то человек должен препятствовать этому. Если он стоит, то должен тыльной стороной правой руки закрыть рот, в остальное время — левой рукой. Такое поведение является адабом в совершении намаза. Ибо шайтан говорил Пророку (салляллаху алейхи ва саллям): «Как только человек захочет совершить богослужение, каждый раз я буду его останавливать различными наущениями. Если же я не смогу взять над ним верх во время молитвы, то подойду и буду дуть ему в нос. Тогда он начнёт зевать. Если верующий не закроет рот ладонью, то в него заберётся маленький дьяволёнок и станет напоминать о мирских проблемах. После этого человек будет во всём подчиняться и слушать мои приказания» (Из произведения Мухетдина ибн Араби «Уловки шайтана»).
Если желание зевать сильно одолело человека в повседневной жизни, то следует закрыть рот ладонью правой или левой руки. Если остановить процесс невозможно, то нужно повернуть голову в другую сторону или же наклониться.
Как нужно вести себя, чтобы желание зевать не возникало? Существует несколько советов, среди которых наставление Ибн Абедина: «Нужно вспомнить о том, что пророки никогда этого не делали, и прочитать салават для Посланника Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям). Кудури (рахматуллахи алейх) подтвердил это: «Мы это много раз испытали на себе и почувствовали справедливость этого совета».
Чтобы не зевать во время молитвы, необходимо обратить внимание на некоторые моменты. Следует совершать новый апдест (омовение) для каждого намаза. Когда звучит такбир ифтитах и мусульманин поднимает руки, он отодвигает от себя всё, что занимает его внимание и отдаляет от Всевышнего. Произносить «аузу бисмиллях» нужно не механически, а с пониманием смысла. И самое главное — не терять проницательности.
Почему в исламе зевота считается большим грехом
Далеко не всегда люди контролируют такие непроизвольные реакции своего организма, как чихание или зевота. При этом представители разных культур могут иметь противоположные взгляды относительно норм поведения в обществе. Например, последователи ислама считают, что во время молитвы ни в коем случае нельзя зевать. А вот если мусульманин чихнул, то он может быть уверен: его просьба услышана Всевышним.
Зевать нельзя
Пожалуй, ни одна из мировых религий не регламентирует буквально каждый шаг человека настолько щепетильно, как ислам. Практически на любой случай жизни в мусульманской литературе имеется соответствующее наставление, а вся деятельность конкретного человека строится с учетом ритуалов, обязательных к исполнению.
Другой почитаемый мусульманами религиозный деятель — Муслим ибн аль-Хаджжадж (821—875 гг.) — придерживался аналогичного мнения. Его работа, получившая название «Сахих Муслима», состоит из 43 отдельных книг, каждая из которых затрагивает тот или иной аспект жизни последователей ислама. Одна из книг называется «Зухд», что переводится с арабского языка как «аскетизм». В ней автор, помимо всего прочего, написал: «Когда вас охватывает желание зевнуть, закройте рот руками, в противном случае шайтан войдет в рот!».
Большинство современных богословов не советуют понимать данный хадис буквально. В мусульманской литературе высказывается мнение, что это образное выражение, обозначающее негативное отношение к зевоте, распространенное среди последователей ислама. При этом Муслим ибн аль-Хаджжадж в книге «Зухд» порицает и звук «хах», который большинство людей издают во время зевоты.
Считается, что сам пророк Мухаммед не одобрял такое поведение. Не удивительно, ведь зевота воспринимается как свидетельство лени, праздного образа жизни и расслабленности, порицаемых в Коране. Кроме того, лицо человека при этой физиологической реакции обычно искажается, выглядит не эстетично, а любое уродство, даже временное, радует сатану. Во время намаза, когда молящийся обращается к Всевышнему, зевать абсолютно недопустимо, поскольку это доказательство ленивости и нерадивости конкретного человека.
Чихать можно
А вот к чиханию в исламе полностью противоположное отношение. Это самопроизвольное действие воспринимается сугубо положительно. Например, если человек чихнул во время разговора, считается, что все сказанное им — истинная правда.
Уважаемый мусульманами ученый-богослов Абу Дауд Сулейман (817—888 гг.) утверждал, что даже такая малозначительная реакция организма, как чихание, предоставляет людям возможность помолиться за человека. В сборнике хадисов «Сунан Абу Дауда» содержится глава «Адаб», в которой отражен мусульманский этикет, перечислены правила поведения в обществе.
Имам Мухаммад аль-Бухари в сочинении «Аль-Адаб аль-Муфрад» тоже коснулся данной темы. Он оставил мусульманам предписание: «Если кто-нибудь из вас чихнет, то должен сказать: “Хвала Аллаху!”. А его брат или друг должен сказать ему: “Да смилостивится над тобой Аллах!”. А когда ему скажут это, он должен ответить: “Да поведет вас Аллах верным путем и улучшит вашу жизнь!”».
Хотя богословы в целом положительно оценивают чихание, оно должно контролироваться человеком. Так, Абу Дауд Сулейман отметил, что пророк Мухаммед во время чихания всегда старался понизить голос и обязательно прикрывал свой рот платком («Сунан Абу Дауда», глава «Адаб», хадис 98). Мусульманам советуют поступать так же.
В хадисе 127 из сборника имама аль-Бухари приводится предание, которое поведал автору Анас бин Малик. Якобы два человека чихнули почти одновременно в присутствии пророка Мухаммеда. Одному из них посланник Всевышнего пожелал благополучия, произнеся «Йархамука-ллах», а второму пророк ничего не сказал. На вопрос последнего, почему он был обойден вниманием, Мухаммед ответил: «Тот сказал “аль-хамду лиллях”, а ты ничего не сказал. Вот почему я тебе ничего не пожелал». Вероятно, основываясь на этом предании, Муслим ибн аль-Хаджжадж в книге «Зухд» написал: «Если кто-нибудь из вас, чихнув, воздаст хвалу Аллаху, то помолитесь за него; если же он не воздаст хвалы Аллаху, то не молитесь за него».
Большинство богословов считают чихание во время молитвы хорошим знаком: это своего рода подтверждение, что обращение человека к Всевышнему им принято. К тому же люди чувствуют облегчение, чихнув, ведь организм таким образом освобождается от микробов, которые могли бы нанести вред здоровью. Поэтому такая непроизвольная реакция приветствуется мусульманами.
Правила этикета
Несмотря на разницу культур и обычаев, в современном обществе существуют универсальные правила этикета, принятые почти во всех странах мира. Зевать, широко раскрывая рот и издавая громкие звуки, считается некрасивым. Все книги, которые учат читателей хорошим манерам, советуют подавлять зевоту, находясь среди посторонних людей. И в присутствии родных рекомендовано прикрывать рот рукой или платком.
Хотя сам по себе этот естественный рефлекс человеческого организма не должен подвергаться всеобщему осуждению. Зевота полезна, поскольку она позволяет снять усталость и психологическую заторможенность на незначительное время, при этом обновляется воздух в легких, человеку становится проще дышать.
Что касается чихания, то правила этикета его не запрещают. Достаточно лишь делать это как можно тише, чтобы не помешать окружающим, а также прикрывать рот платком, не распространяя вокруг себя микроорганизмы. В России принято желать здоровья чихнувшему человеку, хотя большинство книг по этикету советуют просто ничего не замечать.
Следует помнить, что сдерживать чихание — вредно для здоровья. А если зажимать при этом нос, то можно порвать свои барабанные перепонки.
Добавить комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться
Хадисы про чихание и зевоту
Аудио версия настоящей статьи:
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) любит чихание [когда люди чихают] и порицает зевание (зевоту). Если человек чихнул и поблагодарил Бога [словами «аль-хамду лил-ля»], обязанностью всякого мусульманина, услышавшего это, является сказать ему «будьте здоровы» [«ярхамукял-ла»].
Что же касается зевания (зевоты), то оно — от Дьявола. Следует препятствовать этому, насколько возможно [закрывая рот рукою или чем-либо иным][1]. Если человек скажет «а-а-а» [зевнув во весь рот], Дьявол будет смеяться над ним[2]»[3].
Важно отметить, что сам Дьявол зевоту не вызывает. Дело в том, что всякое порицаемое в Исламе относимо в священных текстах к дьявольскому из-за его участия в этом, а поощряемое — к ангельскому, также из-за участия и содействия. Человек зевает, когда много спит, много ест, ленится. Такое незнание меры порицаемо в Исламе, так как лишает человека активности, созидательного ритма и усердия, превращает его в инертного, думающего лишь о потреблении, удовлетворении потребностей и постоянно чем-то недовольного[4].
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если кто-то из вас чихнул, то пусть скажет «аль-хамду ли-ля» [«я благодарен Богу»]. А другой [услышавший это][5] пусть скажет [ему в ответ]: «Ярхамукял-ла» [«будьте здоровы» или «да помилует вас Господь»]. И если он так скажет, то первый пусть ответит: «Яхдиикумул-ла ва юслих баалякум» [«да наставит вас Господь на верный путь и улучшит мысль вашу (ум, память; душу)»]»[6].
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если кто-либо из вас зевает, то пусть [начиная зевать] прикрывает рот рукой. Поистине, Дьявол входит с зевотой»[7].
Хадис, конечно же, не стоит понимать буквально, будто Сатана входит в человека через рот. Но важно уделить внимание данному пророческому наставлению и всегда, зевая, прикрывать рот рукой либо чем-либо иным.
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если кто-то из вас чихнул [вот-вот чихнет], то пусть обеими руками закроет лицо [свой рот]. И пусть постарается понизить голос [минимизировать шум]»[8].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 747.
[2] Дьяволу нравится (смешно) видеть человека активно зевающим, так как в этом состоянии его лицо изменяется не в лучшую сторону. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 13. С. 746.
[3] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1957, хадис № 6223; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 740–747, хадис № 6223 и пояснение к нему.
[4] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 746.
[5] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 741.
[6] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1957, хадис № 6224; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 741–747, хадис № 6224 и пояснение к нему.
[7] Хадис от Абу Са‘ида; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и Абу Дауда. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 543, хадис № 5026, «сахих»; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1198, хадис № 57–(2995); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 38, хадис № 516, «сахих».
[8] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Хакима и аль-Байхакы. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 52, хадис № 755, «сахих».
Форум для мусульман
Он часто зевает во время молитвы – как бороться с этим?
Please Login or Register to see this Hidden Content
Please Login or Register to see this Hidden Content
Я часто зеваю во время молитвы, хотя я не зеваю в другое время. Посоветуйте, что мне делать? Да благословит вас Аллах.
Ответ: Хвала Аллаху
Аллах похвалил Своих верующих рабов и сказал, что одно из их величайших качеств – это то, что они
فِي صَلاتِهِمْ خَاشِعُونَ
«смиренны во время своих намазов» (Верующие 23:2). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) поведал нам, что шайтан пытается отвлечь верующего от молитвы и это является испытанием от Аллаха. Один из способов, которым шайтан сбивает с толку верующего во время молитвы – это отвлечение его мыслей и нашептывания. Другой способ – это заставить его зевать так часто, чтобы это отвлекло его от молитвы. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал, что зевота приходит от шайтана и он (мир ему и благословение Аллаха) повелел нам сдерживать ее насколько возможно, а если не получается, то прикрыть рот рукой. Далее мы приведем хадисы на этот счет и комментарии к ним:
«Ибн Баттал сказал: «Зевота относится к шайтану в том смысле, что он одобряет ее и она доставляет ему удовольствие. Шайтану нравится смотреть, как человек зевает, потому что при зевоте его лицо изменяется и шайтан смеется над ним. Это не значит, что шайтан является причиной зевоты».
Ибн аль-Араби сказал: «Мы разъяснили, что каждое плохое действие в Исламе связано с шайтаном, поскольку оно делается посредством него; и каждое хорошее действие связано с ангелом, поскольку оно делается посредством него. Сытый желудок вызывает зевоту и лень посредством шайтана; умеренная пища вызывает чихание и энергичность посредством ангела».
Сказал ан-Навави: «Зевота связана с шайтаном, потому что она вызывает вожделение. Она появляется из-за тяжести тела, вялости и сытости. Остерегайтесь того, что является ее причиной, а именно – неумеренности в еде».
Слова «Если один из вас хочет зевнуть, пусть сопротивляется этому настолько, насколько возможно» означают, что человеку следует попытаться остановить ее. Это не значит, что он сможет подавить ее, потому что нельзя изменить то, что уже происходит. Под словами «Если один из вас хочет зевнуть» имеется в виду, что у него только появилось желание зевнуть.
Наш Шейх (имеется в виду аль-Хафиз аль-Ираки) сказал в «Шарх ат-Тирмизи»: «Большинство сообщений в «Сахихах» относятся к зеванию в общем, но в некоторых сообщениях зевота ограничена временем молитвы. Возможно, общее следует понимать в рамках частного. Шайтан стремится отвлечь верующего в молитве, поэтому, возможно, что зевота порицается во время молитвы, но это необязательно значит, что она порицается в других случаях.
То, что зевота порицается в общем, подтверждается тем фактом, что она от шайтана, как на это ясно указал ан-Навави. Ибн аль-Араби сказал: «Необходимо всегда сдерживать зевоту, особенно во время молитвы, так как это время больше всего подходит для того, чтобы избегать зевоты, которая искажает лицо человека.
Что касается фразы «шайтан входит в него», то, возможно, имеется в виду проникновение в прямом смысле, потому что шайтан движется в человеке подобно крови, но тем не менее, он не может овладеет человеком, если он поминает Аллаха; во время зевоты человек не может поминать Аллаха, поэтому шайтан может проникнуть в него в прямом смысле этого слова.
Возможно, под проникновением имеется в виду контроль над человеком, поскольку тот, кто проникает куда-то, способен взять это под контроль.
Что касается приказа прикрыть рот рукой, то человек должен сделать это, если зевает с открытым ртом; если он зевает с закрытым ртом, то все равно следует прикрыть его рукой, чтобы он не открылся.
Относительно смысла прикрытия рта рукой или одеждой, что служит одной и той же цели, то рука упоминается особо в том случае, когда невозможно предотвратить зевоту другим способом. В этом случае нет разницы между молящимся и немолящимся, но важнее сделать это во время молитвы и этот случай является исключением из запрета на прикрытие рта рукой во время молитвы.
Человеку, который зевает во время молитвы, также рекомендуется прекратить чтение, пока он не зевнет, так как в противном случае его чтение исказится». См. «Фатх аль-Бари», 10/612.
Сказал ан-Навави (да смилостивится над ним Аллах): «Когда человек зевает во время молитвы или в любое другое время, то желательно ему прикрыть рот рукой; не рекомендуется прикрывать рот рукой во время молитвы, за исключением случаев зевоты и т.п.». См. «Аль-Азкар», стр. 346.
Сказал шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усеймин (да смилостивится над ним Аллах): «Зевота приходит от шайтана, как об этом сообщается в достоверным хадисах от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Если человек зевает, будь то в молитве или в других ситуациях, то ему следует сдерживать зевоту насколько это возможно; если он не может сделать этого, то ему следует прикрыть рот рукой, даже если он молится». См. «Фатава Нура ля ад-Дарб».
Если человек хочет побороть зевоту во время молитвы, то ему следует молиться, когда он активен и энергичен. Он должен помнить, что шайтан его враг и относится к нему как к врагу; он должен противостоять ему насколько возможно, но если шайтан берет верх, то следует прикрыть рот рукой.
Шейха Мухаммада ибн Салиха ибн Усеймина (да смилостивится над ним Аллах) спросили: «Я молодой религиозный человек, мне 22 года. У меня есть проблема и я надеюсь, вы поможете мне справиться с ней. Когда я начинаю молиться, я начинаю непреднамеренно зевать. Это происходит, даже если я читаю Аят аль-Курси. Мне неизвестны причины этого. Я зеваю по 10 раз за молитву. Надеюсь, вы дадите мне совет».
Он ответил: «Зевание от шайтана, как сказал нам Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Шайтан пытается получить власть над молящимся, нашептывая ему в сердце и отяжеляя его рассудок разными мыслями; точно также он пытается завладеть молящимся посредством зевоты так, что человек часто зевает и это отвлекает его от молитвы. Если кто-то сталкивается с подобным, то пусть поступит так, как велел Пророк (мир ему и благословение Аллаха), а именно: сдерживает зевоту насколько это возможно, а если не получается, то пусть прикроет рот рукой, чтобы шайтан не проник в него.
Он должен стараться совершать молитву тогда, когда чувствует себя энергичным и бодрым, и просить Аллаха защитить его от того, что происходит во время молитвы. Если он искренне попросит Аллаха и постарается сделать все возможное, чтобы избавиться от этой проблемы, то ведь Аллах говорит:
وَإِذَا سَأَلَكَ عِبَادِي عَنِّي فَإِنِّي قَرِيبٌ أُجِيبُ دَعْوَةَ الدَّاعِ إِذَا دَعَانِ فَلْيَسْتَجِيبُوا لِي وَلْيُؤْمِنُوا بِي لَعَلَّهُمْ يَرْشُدُونَ
«Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, – быть может, они последуют верным путем» (Корова 2:186)
См. «Фатава Нура ля ад-Дарб».
И Аллах знает лучше
Islam Q&A фатва № 72313 Перевод:
Please Login or Register to see this Hidden Content