можно ли засыпать под коран
Можно ли читать Коран лёжа?
Вопрос: Я часто читаю Коран, а также слушаю записи его чтения. Слушаю в разных ситуациях и по дороге на работу и отдыхая, сидя, лёжа. Но когда я слушаю Коран лёжа, меня всегда посещают мысли, что я поступаю неправильно. Скажите, пожалуйста, можно ли читать или слушать Священный Коран лёжа?
Ответ:
«الذين يذكرون اللّه قياما وقعودا وعلى جنوبهم ويتفكرون في خلق السماوات والأرض. «
«(Воистину, к обладателям разума относятся) те, которые поминают Аллаха (не забывают о Нем) в положении стоя, сидя или лежа на боку и размышляют о сотворении небес и земли» (смысл 191 аята суры «Алю ‘Имран»).
Этот аят повествует о достоинстве людей, поминающих Аллаха во всех состояниях: стоя, сидя и лежа, то есть поминающих его постоянно. Исходя из того, что Коран является зикром, то есть поминанием Аллаха Всевышнего, то нет ничего предосудительного в том, чтобы читать или слушать его лежа.
Также существует хадис, приведённый имамом Муслимов, в котором сообщаются слова ‘Айши (да будет доволен ею Аллах):
«كان رسول الله صلى الله عليه وسلم يتكئ في حجري وأنا حائض فيقرأ القرآن«
فيه جواز قراءة القرآن مضطجعا ومتكئا،على الحائض وبقرب موضع النجاسة
«Этот хадис указывает на дозволенность читать Коран лёжа или облокотившись (даже) на жену, которая в состоянии менструального цикла, а также на дозволенность читать Коран вблизи от нечистоты».
(См.: Шарх Сахих Муслим, №301, с. 545).
Заключение:
Разрешается читать или слушать чтение Священного Корана лёжа. Однако этикой чтения или слушания является облачение в чистую одежду и нахождение в чистом месте. Если есть возможность, то лучше читать, сидя на коленях, повернувшись в сторону Киблы, в состоянии спокойствия, умиротворения и степенности.
Отдел фетв Муфтията РД
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Дозволено ли засыпать под чтение Корана?
Вопрос: Можно ли включить чтение Корана, лечь спать и уснуть при этом?
Ответ:
Чтение священного Корана является одним из лучших желательных деяний верующего. За чтение Корана награду получает не только тот, кто его непосредственного читает, но и тот, кто слушает это чтение.
Лучше всего читать Коран самостоятельно по книге, за это человек получит самую большую награду. Точно так же и слушающий получает большую награду, если слушает чтение Корана вживую.
С появлением радио и различных технических средств, которые записывают и воспроизводят звук, человек получил возможность слушать чтение Корана в прямом эфире или в записи. А в последнее время люди получили возможность слушать чтение Корана в любое время и в любом месте, имея при себе только телефон, который может воспроизводить звук.
Один из адабов для человека, который слушает Коран – внимательно слушать чтение и не разговаривать. Также адабом чтения или слушания Корана является облачение в чистую одежду и пребывание в чистом месте.
Если есть возможность, то лучше всего читать Коран, сидя на коленях, повернувшись в сторону Киблы, в состоянии спокойствия, умиротворения и степенности. То же самое касается и того, кто слушает чтение. Соблюдая всё это, верующий получает большую награду.
Однако не запрещается слушать чтение Корана, не соблюдая эти адабы, например, слушать чтение Корана во время работы по телевизору, компьютеру, радио, телефону и через иные технические средства. Однако нельзя включить чтение Корана и преднамеренно не слушать его, а также запрещается относиться к чтению Корана пренебрежительно.
Что касается слушания Корана, когда человек лежит и собирается спать, то в этом нет ничего предосудительного. Нет запрета и даже нежелательности в чтении и слушании Корана лёжа, если у человека нет намерения пренебрежительно отнестись к Корану.
Всевышний Аллах в священном Коране говорит:
الَّذِينَ يَذْكُرُونَ اللَّهَ قِيَامًا وَقُعُودًا وَعَلَىٰ جُنُوبِهِمْ وَيَتَفَكَّرُونَ فِي خَلْقِ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ
(смысл): «Воистину, к обладателям разума относятся те, которые поминают Аллаха в положении стоя, сидя или лёжа на боку и размышляют о сотворении небес и земли». (сура Али ‘Имран: 191)
В этом аяте Всевышний говорит, что обладатели разума поминают Аллаха в любом положении – стоя, сидя и лёжа – то есть поминают Его постоянно. Исходя из того, что Коран является зикром, то есть поминанием Всевышнего Аллаха, то нет ничего предосудительного в том, чтобы читать его лёжа, а если можно читать Коран лёжа, то слушать – тем более можно.
От ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся:
كَانَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَتَّكِئُ فِي حِجْرِي وَأَنَا حَائِضٌ، فَيَقْرَأُ الْقُرْآنَ
«Когда у меня были месячные, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не раз клал голову мне на колени и затем начинал читать Коран». (Имам Ахмад, 26221; Бухари, 297; Муслим, 301)
В одной из версий этого хадиса, которую приводит имам Аль-Бухари, говорится:
وَرَأْسُهُ فِي حَجْرِي وَأَنَا حَائِضٌ
«. и голова его лежала у меня на коленях, когда у меня были месячные».
Также от ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся:
إني لأقرأ حزبي وأنا مضطجعةٌ على السرير
«Я читала свой хизб Корана (часть Корана, которую человек вменяет себе в обязанность читать ежедневно), лёжа на кровати». («Ат-Тибьян фи адаби хамалат Аль-Куръан», 165)
Имам Ан-Навави в своей книге «Аль-Минхадж Шарх Сахих Муслим ибн Аль-Хаджадж», комментируя вышеприведённый хадис имама Муслима, пишет следующее:
فِيهِ جَوَازُ قِرَاءَةِ الْقُرْآنِ مُضْطَجِعًا وَمُتَّكِئًا عَلَى الْحَائِضِ وَبِقُرْبِ مَوْضِعِ النَّجَاسَةِ وَاللَّهُ أَعْلَمُ
«Этот хадис указывает на дозволенность читать Коран лёжа или облокотившись (даже) на жену, которая находится в состоянии менструального цикла, а также на дозволенность читать Коран вблизи от нечистоты».
Исходя из всего этого, учёные посчитали, что читать Коран и поминать Аллаха можно в любом состоянии, за исключением тех обстоятельств, указания на которые имеются в шариате.
Всё вышеприведённое касается чтения и слушания Корана вживую. Что же касается трансляции и записи, то здесь ограничения не будут такими строгими, как по отношению к чтению Корана вживую. Ведь мы не можем однозначно утверждать, что запись и трансляция приравниваются к полноценному чтению Корана.
Но это не значит, что слушающий такое чтение не получит вознаграждения, хотя его награда не сравнится с наградой, которую получит тот, кто слушает чтение Корана вживую. А также нельзя, исходя из этого, демонстрировать пренебрежение к нему.
Таким образом, хотя слушание аудиозаписи или трансляции чтения Корана не достигает степени слушания чтения вживую, это является дозволенным и поощряемым действием, и проявление неуважения к этому категорически запрещено.
Где бы человек ни находился, в каком бы состоянии он ни был, слушание Корана является благим делом, за которое предусмотрено вознаграждение. Поэтому нет ничего предосудительного в том, чтобы слушать Коран в положении лёжа, даже когда человек засыпает под чтение.
Однако лучше выключить запись или трансляцию, прежде чем заснуть, или же попросить кого-то из находящихся рядом выключить чтение, как только вы уснёте. Ведь если оставить чтение Корана включённым, когда человек спит и никто не слушает, это выглядит как пренебрежение адабом по отношению к Священному Корану.
Дозволено ли засыпать под чтение Корана?
Ассаламу алайкум! Можно ли работать и при этом слушать чтение Корана? А как на счет того, чтобы включить чтение Корана в наушниках и лечь спать и уснуть при этом?
Если какой-то человек читает Коран вслух, то для других является фардом-кифая слушать чтение этого человека. Аллах Всевышний говорит в Коране:
«Когда читается Коран, то слушайте его и храните молчание, быть может, вас помилуют» (аль-Араф 7/204).
Что же касается слушания Корана во время работы через телевизор, компьютер, радио и через иные технические средства, то в этом нет ничего предосудительного.
Муфассир Элмалылы Хамди Языр в тафсире 204 аята суры аль-Араф следующим образом разъясняет хукм, касающийся слушания Корана через радио, интернет и так далее:
«Так же, как невозможно назвать кыраатом (чтением) в полном смысле слова, чтение какой-либо книги про себя, так же невозможно считать слушанием кыраата, слушание звуков, воспроизводимых техническими средствами. Таким образом, аудио запись голоса человека читающего Коран или трансляция по радио, не могут считаться кыраатом. Эти звуки являются отголоском кыраата. На эту трансляцию не распространяется приказ о необходимости молчать и слушать.
Не смотря на то, что слушание аудиозаписи или радиотрансляции чтения Корана, не является ваджибом, нельзя исходя из этого демонстрировать пренебрежение. Так как хоть это и не является кыраатом в полном смысле слова, тем не менее, эта трансляция имеет сходство с кыраатом.
Таким образом, хоть слушание аудио записи или радиотрансляции чтения Корана не является ваджибом, но является дозволенным и поощряемым действием, и проявление неуважения к этому категорически запрещено. Где бы человек не находился, слушание Корана является хорошим делом, за которое предусмотрено вознаграждение».
Точно так же нет ничего предосудительного в том, чтобы слушать Коран в положении лежа.
Дозволено ли засыпать под чтение Корана?
Дозволено ли засыпать под чтение Корана?
Если какой-то человек читает Коран вслух, то для других является фардом-кифая слушать чтение этого человека. Аллах Всевышний говорит в Коране: «Когда читается Коран, то слушайте его и храните молчание, быть может, вас помилуют» (аль-Араф 7/204).
Что же касается слушания Корана во время работы через телевизор, компьютер, радио и через иные технические средства, то в этом нет ничего предосудительного. Муфассир Элмалылы Хамди Языр в тафсире 204 аята суры аль-Араф следующим образом разъясняет хукм, касающийся слушания Корана через радио, интернет и так далее: «Так же, как невозможно назвать кыраатом (чтением) в полном смысле слова, чтение какой-либо книги про себя, так же невозможно считать слушанием кыраата, слушание звуков, воспроизводимых техническими средствами.
Таким образом, аудио запись голоса человека читающего Коран или трансляция по радио, не могут считаться кыраатом. Эти звуки являются отголоском кыраата. На эту трансляцию не распространяется приказ о необходимости молчать и слушать. Не смотря на то, что слушание аудиозаписи или радиотрансляции чтения Корана, не является ваджибом, нельзя исходя из этого демонстрировать пренебрежение. Так как хоть это и не является кыраатом в полном смысле слова, тем не менее, эта трансляция имеет сходство с кыраатом.
Таким образом, хоть слушание аудио записи или радиотрансляции чтения Корана не является ваджибом, но является дозволенным и поощряемым действием, и проявление неуважения к этому категорически запрещено. Где бы человек не находился, слушание Корана является хорошим делом, за которое предусмотрено вознаграждение». Точно так же нет ничего предосудительного в том, чтобы слушать Коран в положении лежа.
Можно ли засыпать под звуки Корана?
Салям алейкум, у меня есть такой вопрос: можно ли мусульманину включить чтение Корана, лечь спать и уснуть при этом? Или же чтобы мои дети засыпали под чтение сур, которые я им хочу поставить?
Чтение Корана является одним из лучших желательных деяний верующего, за которое получает награду не только декламатор, но и слушатель. Лучше всего читать Священную Книгу самостоятельно. За это человек получит самую большую награду. Точно так же верующий получает большую награду, если слушает чтение Корана вживую.
С появлением радио и различных технических средств, которые записывают и воспроизводят звук, человек получил возможность слушать чтение Корана в прямом эфире или в записи. А в последнее время люди могут слушать чтение Корана в любое время и в любом месте, имея при себе только мобильный телефон.
Один из адабов верующего, который слушает Коран, – внимательно относиться к декламированию сур и не разговаривать. Также желательно во время чтения или слушания Корана облачиться в чистую одежду и находиться в чистом месте.
Если есть возможность, то лучше всего читать Коран, сидя на коленях, повернувшись в сторону Киблы, в состоянии спокойствия, умиротворения и степенности. То же самое касается и того, кто слушает чтение. Так верующий получает большую награду.
Не запрещается слушать чтение Корана, не соблюдая эти адабы, например, во время работы — по телевизору, компьютеру, радио, телефону и через иные технические средства. Однако нельзя включить чтение Корана и преднамеренно не слушать его, а также относиться к декламированию пренебрежительно.
Что касается слушания Корана перед сном, то в этом нет ничего предосудительного. Нет запрета и даже нежелательности в чтении и слушании лёжа, если у человека нет намерения пренебрежительно отнестись к тексту Откровения.
Известен аят: «Воистину, к обладателям разума относятся те, которые поминают Аллаха в положении стоя, сидя или лёжа на боку и размышляют о сотворении небес и земли» (Сура «Али Имран», 3 / 191).
Всевышний подчеркивает, что обладатели разума поминают Аллаха в любом положении – стоя, сидя и лёжа, то есть постоянно. Исходя из того, нет ничего предосудительного в том, чтобы читать его лёжа, а если можно читать Коран лёжа, то слушать – тем более можно.
Благочестивая Айша (радыяллаху анха) говорила: «Во время наступления у меня дней очищения Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) не раз клал голову мне на колени и затем начинал читать Коран» (Ахмад, 26221; Бухари, 297; Муслим, 301).
Имам Навави в книге «Аль-Минхадж Шарх Сахих Муслим ибн Аль-Хаджадж» комментировал: «Этот хадис указывает на дозволенность читать Коран лёжа или облокотившись даже на жену, которая находится в состоянии очищения».
Исходя из всего этого, учёные посчитали, что читать Коран и поминать Аллаха можно в любом состоянии, за исключением тех обстоятельств, указания на которые имеются в исламском праве.
Всё вышеприведённое касается чтения и слушания Корана вживую. Что же касается трансляции и записи, то здесь ограничения не будут такими строгими. Но это не значит, что слушающий такое чтение не получит вознаграждения, хотя его награда не сравнится с наградой, которую получит тот, кто слушает чтение Корана вживую. А также нельзя, исходя из этого, демонстрировать пренебрежение к нему.
Слушание аудиозаписи или трансляции чтения Корана является дозволенным и поощряемым действием, и проявление неуважения к этому категорически запрещено. Где бы человек ни находился, в каком бы состоянии он ни был, слушание Корана является благим делом, за которое предусмотрено вознаграждение. Поэтому нет ничего предосудительного в том, чтобы слушать Коран в положении лёжа.
Однако лучше выключить запись или трансляцию, прежде чем заснуть, или же попросить кого-то из находящихся рядом выключить чтение, как только вы уснёте. Ведь если оставить чтение Корана включённым, когда человек спит и не слушает, это выглядит как пренебрежение по отношению к Корану.