можно ли зарегистрировать мотоцикл без страховки
Как поставить мотоцикл на учет в ГИБДД в 2021 году
Содержание
В этом материале разберем, как поставить мотоцикл на учет в ГИБДД, сколько на это отводится времени и какой штраф придется заплатить, если не уложиться в срок.
Когда и кому нужно регистрировать мотоцикл в ГИБДД
Заниматься постановкой двухколесного транспорта на учет должен новый владелец или его представитель по доверенности, заверенной у нотариуса.
Отсчет срока регистрации не зависит от места приобретения байка:
Все модели мототранспорта, мощность которых превышает 50 лошадиных сил, подлежат обязательной постановке на учет.
Не требуют регистрации питбайки и кроссовые мотоциклы. Они не приспособлены к условиям трафика на дорогах общего пользования из-за отсутствия зеркал заднего вида и поворотных огней. Заприметив такой транспорт в городе, сотрудники ГАИ могут его изъять и отправить на штрафстоянку.
Исключением являются отдельные виды кроссбайков, которые все-таки можно поставить на учет и передвигаться на них по дорогам общего пользования. Это мотоциклы супермото и мотоциклы класса эндуро.
Где можно зарегистрировать мотоцикл
На регистрацию байка в ГИБДД, как было сказано выше, отводится 10 дней после покупки, независимо от того, какой мотоцикл приобрели – подержанный или новый. Если не уложиться в этот срок, могут грозить следующие санкции:
Двухколесный транспорт можно поставить на учет в любом отделении ГИБДД, независимо от адреса прописки владельца. Найти ближайшее отделение и уточнить часы приема можно на сайте Госавтоинспекции.
Отправляясь в ГИБДД для регистрации мотоцикла, возьмите с собой стандартный набор документов:
Чтобы оформить мотоцикл на юридическое лицо, предоставьте:
В десятидневный срок нужно успеть пройти ТО и получить полис ОСАГО. Если мотоциклу не больше четрех лет, проходить техосмотр не нужно.
В других случаях потребуется диагностика, которая обойдется в 200 рублей. Для оформления диагностической карты обратитесь в аккредитованный сервис (найти можно на сайте ГИБДД или в Реестре ОТО).
Полис ОСАГО можно оформить в любой страховой компании. Из документов нужны:
На регистрацию можно прийти в любое удобное время, если з аранее записаться через портал «Госуслуги». Войдите в личный кабинет, если он есть. Если нет, зарегистрируйтесь на сайте, загрузите копии документов, перечисленные ранее, и выберите удобный день и время оформления мотоцикла. Если не записываться через «Госуслуги», попадете на прием в порядке живой очереди.
Сколько стоит регистрация мотоцикла
Размер госпошлин при регистрации ТС единый по всей России. Полная стоимость может достигать 10 тыс. рублей, включая оплату услуг эвакуатора.
Примерный перечень базовых затрат:
При оплате госпошлины на портале «Госуслуги» предоставляется скидка 30%. Удастся сэкономить почти тысячу рублей: вместо 3 150 рублей потратите 2 205 рублей.
В назначенный день ТС необходимо доставить в отделение ГАИ для осмотра инспектором. Перевозку осуществляют самостоятельно в прицепе или с помощью эвакуатора. Стоимость услуг эвакуатора зависит от региона проживания и расстояния до места назначения.
Следуйте инструкции, указанной в электронном талоне на портале «Госуслуги», чтобы передать байк на осмотр инспектору.
При осмотре транспортного средства инспектор проверит:
Если состояние мотоцикла не вызывает вопросов, инспектор оформит свидетельство и выдаст номера. Садиться за руль мотоцикла можно сразу после их установки.
Как зарегистрировать мотоцикл без документов
Оформить мотоцикл без документов можно, но это займет много времени и сил. Если на руках нет ПТС на мотоцикл (например, потеряли), придется д оказать факт покупки, предоставив чек и ДКП. Если не будет и этих доказательств, дело будет рассмотрено в суде. На основании статьи 234 ГК РФ можно легализовать транспорт, после чего оформить по стандартной схеме. Важно, чтобы при обращении в судебные органы не возникли какие-либо претензии, которые могут повлечь за собой потерю или арест транспортного средства.
Оформление полиса ОСАГО на мотоцикл в 2021 году
Как и остальные транспортные средства, мотоцикл принимает полноценное участие в дорожном движении. Следовательно, к нему применяются схожие правила, что и к автомобилям. Мотоциклисты по статистике попадают в аварии чаще, поэтому в 2021 году остро стоит вопрос оформления страховки ОСАГО на мотоцикл.
Нужно ли ОСАГО на мотоцикл в 2021 году?
Ответ на вопрос, нужно ли оформлять ОСАГО на мотоцикл в 2021 году, следует искать в законодательстве Российской Федерации. Существует три пункта, из которых вырисовывается необходимость покупки полиса мототехнику:
Путем выстраивания логической цепочки становится ясно – ОСАГО на мотоцикл в 2021 году покупать нужно.
Где купить ОСАГО на мотоцикл?
Теоретически, полис ОСАГО на мототехнику в 2021 году можно купить в любой страховой компании, но на практике некоторые организации отказываются от такого вида страхования – мотоциклы слишком часто попадают в аварии, и в качестве компенсации приходится выплачивать им значительные суммы.
По закону, защищающему права потребителей N 2300-1, страховая компания не вправе отказать мотоциклисту в услуге. Поэтому организации идут на хитрости – создают наименее выгодные условия для владельцев мототехники. Это может быть ограничение по возрасту транспортного средства или чрезмерно длительный срок оформления полиса. Это ставит мотоциклистов в сложное положение – ведь передвигаться без страховки тоже нельзя.
Часто имеет место предложение дополнительных услуг, к примеру, страхования жизни водителя. Несмотря на то, что мера в целом разумная, навязывать ее никто не имеете права в соответствии с тем же законом о правах потребителей.
Поскольку мотоцикл относится к сезонным видам транспорта, можно извлечь из этого выгоду – оформить страховку ОСАГО не на год, а именно на сезон; такая услуга есть почти во всех страховых компаниях.
Необходимые документы для оформления
Для оформления ОСАГО на мотоцикл в 2021 году требуются те же бумаги, что и на автомобиль:
Наконец, требуется написать заявление, извещающее о желании водителя застраховать свой мотоцикл по ОСАГО. Никакие другие документы в 2021 году страховая компания просить не может.
Пошаговая инструкция покупки ОСАГО на мотоцикл
Чтобы в очной форме приобрести страховой полис на мотоцикл, необходимо прийти в офис выбранной компании. Сотрудники изучат предоставленные документы и, если все в порядке, рассчитают стоимость ОСАГО.
Услуги по страхованию мотоциклов предоставляют почти все крупные компании:
Офис хотя бы 2-3 из перечисленных организаций можно найти даже в маленьком городе.
Пошаговая инструкция оформления электронного ОСАГО на мотоцикл онлайн
Если нет желания идти в офис, или имеющиеся в городе варианты не устраивают по условиям, есть вариант получить электронный полис. С юридической точки зрения он имеет полную силу, как и купленный при очном визите. Но внешне будет выглядеть как обычный лист бумаги, распечатанный с помощью принтера. Всегда можно обратиться в офис выбранной компании, чтобы получить и физическую копию документа.
Процедура оформления занимает в пределах 30 минут:
На каждом сайте, предоставляющем услугу получения такой электронной страховки, имеются калькуляторы для предварительного расчета. Суммы фактически не будут различаться, поскольку рассчитываются исходя из общей для всех формулы.
Сколько стоит ОСАГО на мотоцикл?
В 2021 году в порядок расчета стоимости ОСАГО были внесены значимые корректировки, которые в конечном итоге существенно снизили цену страхового полиса на мототехнику. Теперь застраховать мотоцикл – практически вдвое дешевле, чем автомобиль. На то есть причина: автомобилисты чаще признаются виноватыми в совершении ДТП с участием мотоциклистов, а повреждения у них при этом менее серьезные.
Вычисления стоимости ОСАГО на мотоцикл в 2021 году производятся путем умножения стоимости на оговоренные коэффициенты. По итогу расчетов представитель страховщиков называет конечную цену для клиента.
Нужно ли ОСАГО на мопед до 50 кубов?
В этом разделе пойдет речь о транспорте М-категории – о мопедах, объем двигателя которых не превышает 50 кубических сантиметров, а максимальная скорость – до 50 км/ч.
Начать следует с изучения федерального закона, затрагивающего вопросы обязательного страхования ТС. Третий пункт 4-й статьи ФЗ-40 гласит, что обязательное страхование не распространяется на транспортные средства с определенными техническими характеристиками, не подпадающими под законы о допуске к дорожному движению.
Иными словами, ОСАГО не нужно на те ТС, которые не подпадают под данное законодательство. Следующий шаг – узнать, входят ли мопеды в эту категорию. В этом поможет 15-я статья федерального закона о безопасном движении по дороге. Она гласит, что допуск к движению осуществляется методом регистрации ТС и получения надлежащих документов.
То есть, если транспорт в 2021 году не нужно регистрировать, получать номера и свидетельство, то он не участвует в процедуре допуска к движению на дороге. А теперь следует логически объединить первый и второй пункты. Получается, что ОСАГО не требуется тем ТС, которым не требуется регистрация.
Штраф за отсутствие ОСАГО на мотоцикл
Если водитель приобрел полис ОСАГО, но забыл его дома, об этом следует честно сказать инспектору ДПС. Согласно второй части КоАП12.3, в этом случае на усмотрение инспектора будет выписано либо штраф в сумме 500 рублей, либо предупреждение. Если помимо полиса у водителя мотоцикла нет с собой и других документов, удостоверяющих право владения и управления мотоциклом, то сотрудник имеет право отстранить его от вождения транспортного средства и отгрузить технику на штрафстоянку. В этом случае также выписывается штраф.
Если полис ОСАГО на мотоцикл в 2021 году не просто забыт дома, а его заведомо нет, штраф равняется 800 рублей.
Если человек, управляющий мотоциклом на момент проверки – не владелец, и не вписан в страховой полис, это тоже чревато штрафом 500 рублей. Об этом гласит первый пункт статьи 12.37 КоАП РФ.
Можно ли поставить на учет мотоцикл без ОСАГО?
Поставить на учет мотоцикл без страхового полиса ОСАГО в 2021 году нельзя. Процесс регламентирован постановлением Российской Федерации, затрагивающим введение паспортов на ТС. Для регистрации мототехники потребуется следующий пакет документов:
Дополнительно нужно предъявить к осмотру саму мототехнику.
Как рассчитать цену страховки по ОСАГО на мотоцикл и купить онлайн в 2021 году?
Расчет легко осуществить с помощью онлайн-калькулятора ОСАГО.
Вот примерный образец расчета стоимость полис в онлайн-калькуляторе ОСАГО.
Заполните информационные поля:
После нажатия кнопки «Рассчитать» отобразится примерный диапазон стоимости ОСАГО и рекомендованная страховая компания.
Нюансы
Стало появляться все больше сообщений о том, что страховые компании отказывают в страховке мотоциклистам, хотя по закону делать этого не могут. Особенно актуальная проблема в так называемых «токсичных» населенных пунктах и областях – там, где широко распространено мошенничество и несоблюдение законов. Люди сталкиваются с тем, что компании всеми методами стараются сократить выдачу страховых полисов ОСАГО мотоциклистам.
Проблема касается любых «убыточных категорий», куда относятся также владельцы автобусов или таксисты.
При этом ситуация уже выходит за пределы «токсичных» регионов; все чаще с этим сталкиваются в Москве и Санкт-Петербурге, причем отказы в страховании поступают даже от известных и крупных компаний. Тех, кто страхует мотоциклы без проблем, можно пересчитать по пальцам.
Подобными действиями страховщики наносят вред не только владельцам мототранспорта, но и прочим участникам движения. Сам мотоциклист за отсутствие полиса ОСАГО может получить максимум штраф в размере 800 рублей. Но если случится авария с участием незастрахованного мотоцикла, то в более неприятной ситуации окажется второй пострадавший в ДТП. На лечение или ремонт транспорта он отдаст собственные деньги, и только в судебном порядке потом можно будет взыскать их с водителя мотоцикла.
По сообщению Российского союза автостраховщиков, договор страхования ОСАГО мотоцикла относится к категории публичных, и страховая компания не имеет права в нем отказать, это предусмотрено законодательством РФ. Если сотрудники компании нарушают это правило, то в 2021 году страхователь может записать процесс на видео или аудио, затем предоставить эти материалы в РСА.
Подводя итоги: на случай проблем, начинать заниматься оформлением следует за месяц до начала мотосезона. Если времени ждать нет, можно согласиться на дополнительные услуги, а затем отказаться от них в течение 10 дней. В этой ситуации у владельца мотоцикла останется полис на руках, а остальные потраченные деньги вернутся.
Можно ли без прав поставить авто или мотоцикл на учёт ГИБДД и оформить страховку и как?
Регистрация в ГИБДД без прав
Право на управление транспортными средствами даёт возможность ездить за рулём. И это очевидно и предельно понятно. Но что насчёт наличия автомобиля в собственности и его регистрации в ГИБДД. В 2021 году очень часто возникают ситуации, когда владелец автомобиля не имеет водительских прав, но требуется поставить машину на учёт на себя. Другой случай – если нужно зарегистрировать автомобиль или мотоцикл, но на себя в силу разных причин (риск появления запретов регдействий и иные) это делать не хочется, и нужно на родственника – мать, отца, брата, сестру и так далее. Можно ли поставить ТС на учёт на гражданина без прав, а также оформить полис ОСАГО, не имея водительского удостоверения, и как это сделать, если можно, выясним в статье.
Можно ли зарегистрировать машину в ГИБДД, не имея прав?
Да. Для более развёрнутого ответа на этот вопрос нужно понимать, какие документы необходимы для регистрации транспортного средства и какие требования выдвигаются ведомством для этого.
Из документов необходимы:
Как видим, никакого водительского удостоверения среди обязательных документов в 2021 году не требуется, и по закону поставить автомобиль на учёт в ГИБДД можно без прав.
Но что по поводу требований? Они такие:
Итак, обязательного наличия права управления (даже в отсутствии в/у, его подтверждающего) в требованиях нет. То есть и в этом случае подтверждается, что зарегистрировать машину без водительских прав можно.
Чтобы убрать последние сомнения, ищем в соответствующем Приказе №399 о порядке регистрации ТС наличие прав как обязательное условие постановки на учёт. Нет там такого!
Можно ли поставить на учёт мотоцикл без прав?
Да. Тоже можно. Выше мы привели ссылку на соответствующий правовой акт. И он устанавливает требования по регистрации всех транспортных средств, а к ним относятся как автомобили, так и мотоциклы.
Так что без водительских прав и мото можно зарегистрировать в ГИБДД без проблем.
Как в случае с автомобилем, так и с мотоциклом не имеет значения, на кого будет оформлено транспортное средство. Ездить на нём может любой, имеющий при себе право управления, страховку и свидетельство о регистрации.
Как оформить ОСАГО?
Приобрести страховой полис, не имея права управления, также можно. И для этого нужно понимать, что в автогражданке есть 3 основных статуса лиц, которые так или иначе участвуют в страховании авто или мото:
Так вот, если у вас нет прав, то вы просто не сможете быть вписанным в страховку. Но ничто не ограничивает вас в праве выступать страхователем. Собственником в любом случае выступает то лицо, которому автомобиль или мотоцикл перешёл на праве, соответственно, собственности – по договору купли-продажи или иному документу сделки.
А вот чтобы вписать в список допущенных к управлению лиц, потребуется по меньшей мере серия и номер водительского удостоверения. Так как у вас его нет, и ездить на машине вы не можете, то вписаться сами также не можете.
При этом, в 2021 году нет никаких ограничений, если собственник и страхователь не имеет права управления.
Но вам даже не обязательно искать кого-то, чтобы вписать его в полис ОСАГО. Вы можете сделать неограниченную страховку. Но имейте в виду, что стоить она будет гораздо дороже, чем если вы впишете хотя бы одного человека (и желательно со стажем и возрастом побольше, не имеющего страховых случаев по своей вине в последние годы).
Подводим итог: езда на автомобиле или мотоцикле и право ими владеть на законных основаниях, в том числе по допуску этих ТС к дорожному движению, независимы друг от друга. И вопрос о том, как поставить их на учёт, отпадает сам собой.
Но обратите внимание, что штрафы с камер автофиксации в любом случае будут приходить на собственника – так предписывает действующий КоАП.
Почему у вас не получится оформить ОСАГО на мотоцикл
С наступлением теплого времени года у мотоциклистов появились проблемы — не так-то просто оказалось оформить полис ОСАГО. Разбираемся, почему страховщики не хотят страховать двухколесный транспорт.
«Постоянно страхую 3 машины и мотоцикл (точнее раньше страховал). Машины все проходные — Audi, Nissan и свежий ВАЗ — любая страховая рада видеть, а вот со страховкой мотоцикла — боль и страдания — ни одна страховая просто не хочет их видеть», — оставил отзыв в «Народном рейтинге» Банки.ру пользователь под ником hollow.en. (Здесь и далее отзывы публикуются без изменений.) Сайт страховщика выдавал ему сообщение об ошибке, или отсутствии модели в списке, не позволяя ее вписать и т. п., а в офисе СК ответ сотрудников и вовсе удивил — дескать, программа зависла, приходите завтра. «В предыдущие пару лет у меня даже получалось оформить полис на сайте (хоть и после нескольких попыток с «типа ошибками»), — продолжает hollow.en. — В этом году купил новый мотоцикл и финальную стадию пройти так и не удалось».
С продлением полиса тоже все не просто. «Очень обидно, что машины делятся на «проходные» и «непроходные», а мотоциклы как бы все высокорисковые, — продолжает он. — Я бы еще понял, если бы проблемы были только со «спортами» и старыми «япошками», на которых гоняют молодые и дерзкие, но мотоциклы типа BMW Classic, которые покупают дядечки средних лет, никуда не спешащие, можно было бы причислить к «проходным». В результате страховку можно купить только в какой-нибудь сомнительной СК, про которую никто не слышал, переплатив агенту за оформление. Но вопрос-то не только в деньгах, а в качестве сервиса и отношении к клиенту».
Невыездные поневоле
Таких отзывов с десяток в «Народном рейтинге». Жителю Пермского края, оставившему комментарий под ником Oneten, в прошлом году чудом удалось застраховать свой мотоцикл в конкретной СК, перейдя на нее с сайта Российского союза автостраховщиков (РСА). В нынешнем году фокус не удался: на сайте компании ему отказались продать полис и отправили на сайт РСА. «Там видно, что у СК полисы есть, но при выборе ее при проверке документов выходит отказ так как не указаны тип/марка/модель ТС, хотя все данные указаны и указаны корректно», — пишет он.
В аналогичной ситуации оказался пользователь, оставивший отзыв под ником dneezz. На сайте страховщика он получил зубодробительный ответ: «В связи с наличием угрозы наступления рисков нарушения бесперебойности и непрерывности функционирования сайта Вы можете заключить договор ОСАГО в виде электронного документа с иной страховой компанией». А через сайт РСА при выборе полиса именно этой СК оказалось невозможно загрузить сканы документов. «Пишут, что не совпадает марка/модель ТС, не проходят даже сканы водительского удостоверения», — сетует он.
Москвичу Дмитрию СК отказалась продлить купленный в прошлом году полис. «На сайте продлить невозможно, — написал он. — Звонок в службу поддержки, ответ: это не мы, это там проблемы. попробуйте вечером, утром. Пробовал перед сном и перед завтраком, результат отрицательный».
Половина мотоциклистов ездит без ОСАГО?
Портал «Авто Mail.ru» в мае провел опрос 1,9 тыс. мотоциклистов, и оказалось, что у 77% не получилось приобрести электронный ОСАГО. Из тех, кто пытался купить страховку в офисах СК, отказали 74% водителей. Успешно приобрели «автогражданку» самостоятельно лишь 16%. Среди мотоциклистов, которым не удалось купить ОСАГО ни в электронном виде, ни в офисе страховщика, 48% решили ездить без нее. Проблема становится все актуальнее: в первой половине 2021 года россияне купили почти на 60% больше мотоциклов, чем в первом полугодии 2020-го, подсчитал «Автостат».
«Некоторым владельцам мотоциклов не удается купить ОСАГО ни в электронном виде, ни в офисах СК, — говорится в сообщении. — Не спасает даже система «Е-Гарант», которая должна вроде бы бороться с тем, что СК не хотят продавать полисы ОСАГО определенным категориям клиентов. При этом проблема актуальна даже для самых законопослушных мотоциклистов, никогда не попадавших в аварии по своей вине и без проблем приобретающих ОСАГО на свои автомобили».
В РСА сообщили Банки.ру, что «не фиксируют такой тенденции, а жалобы от физлиц на невозможность купить полис ОСАГО для мотоциклов единичны и связаны обычно с техническими сложностями». Не видят проблем в РСА и в работе «Е-Гарант». «Жалобы поступают крайне редко, да и сам «Е-Гарант» занимает в продажах электронного ОСАГО всего пару процентов, — сообщили в РСА, добавив, что сам объем рынка обязательной «автогражданки» для мотоциклов слишком незначителен, чтобы страховщики пытались за его счет выровнять убыточность. — Однако отметим, что РСА фиксирует довольно много попыток оформить полис обязательной «автогражданки» на несуществующий мотоцикл».
Стремятся минимизировать мошенничество
Несколько лет подряд была популярна схема, когда ОСАГО онлайн оформляли на мотоцикл, а затем с помощью специальных редакторов вносили изменения в pdf полиса, меняя сведения о мотоцикле на данные авто. Поскольку у мотоциклов самая низкая базовая ставка тарифа, то стоимость полиса получалась значительно меньше, чем на автомобиль. Разницу посредники клали в карман. Правда, как уверяют в РСА, с появлением дополнительных проверок в АИС ОСАГО, которые блокируют попытки оформить полис «автогражданки» на несуществующий мотоцикл, заниматься таким посредничеством стало почти невозможно.
Но никуда не делся другой соблазн. По словам генерального директора «Совкомбанк Страхования» Игоря Лаппи, часто мотоциклы повреждаются из-за неосторожности владельца, а внешние элементы у них дорогие. «И у мотоциклистов периодически возникает искушение устранить эти повреждения за чужой счет с использованием других транспортных средств и прямого возмещения убытков», — отмечает он.
Поскольку ОСАГО на мотоцикл зачастую приобретают не на год, а на период активного использования, страховщикам получается не выгодно. Даже годовой полис ОСАГО на мотоцикл в 3—4 раза дешевле, чем на легковой автомобиль, а еще и покупают его на несколько месяцев. «В среднем страховая премия по таким коротким полисам не совсем соразмерна убыточности, — рассказывает Игорь Лаппи. — По нашим данным, самая высокая частота страховых случаев наблюдается в мае, июне и сентябре. Июль — август при этом довольно спокойны. Она может достигать 3% в сезон (в годовом выражении примерно 2%), в то время как портфель легковых авто дает частоту страховых случаев на уровне 5%. Cредний убыток по мотоциклам — около 65 тысяч рублей, что на 100% соизмеримо с показателями по легковым авто». При этом, по его словам, половина ДТП с участием мотоциклов происходит по их вине из-за несоблюдения правил дорожного движения и агрессивного вождения.
«У нас теперь есть отличный инструмент контроля аккуратности вождения — индивидуализация тарифов ОСАГО, и мы ждем, что на ее следующем этапе (реформа ОСАГО. — Прим. ред.) будут учтены другие аспекты, влияющие на стоимость «автогражданки» для аккуратных водителей и для злостных нарушителей», — говорит Лаппи.
Базовая ставка слишком низкая
С помощью индивидуального тарифа СК устанавливают лихачам более высокий тариф. Но рассчитывать конечную стоимость полиса для конкретного страхователя страховщики могут, только исходя из базовой ставки, установленной в пределах тарифного коридора. А она, по словам директора департамента андеррайтинга и управления продуктами СК «Согласие» Павла Нефедова, слишком низкая. «В эксплуатации мотоциклов с точки зрения страховых рисков есть определенная специфика — частота наступления страховых событий низкая, но если мотоциклист стал виновником ДТП и наступил страховой случай, то последствия ДТП крайне тяжелые и высока средняя выплата, — объясняет он. — Установленной базовой ставки для расчета тарифа на страхование мотоциклов по ОСАГО просто не хватает на покрытие убытков».
«Благодаря расширению в прошлом году коридора базовой ставки СК имеют возможность предлагать более индивидуализированные тарифы, но в некоторых сегментах рынка этого все равно недостаточно для справедливой цены, — говорит заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов. — Если период страхования полгода, то полис уже дешевле на 30%, а следовательно, и средняя премия по всем мотоциклам занижена по сравнению с параметрами портфеля в целом. Вероятно, поэтому не все мотоциклисты одинаково желанные клиенты для тех или иных страховщиков». На его взгляд, проблемы в ОСАГО могут быть решены с полной либерализацией этого вида страхования.
Согласен с ним и координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов, по мнению которого проблему можно решить только пересмотром базовой ставки и расширением тарифного коридора. «Я полагаю, что пересмотр не должен быть сильно значительным, порядка 20% коррекции проблему должно решить. И это не та цифра, которая должна кого-то сильно огорчить, — считает он. — Ну и плюс расширение тарифного коридора для мотоциклов и для такси (в этих двух сегментах существует проблема в тарифном диапазоне), чтобы тариф был максимально справедливым и индивидуальным». По его словам, очень много мотоциклистов имеют КБМ 0,5, то есть они не попадают в ДТП по своей вине и ездят очень аккуратно, и для них должен действовать пониженный тариф ОСАГО, не только из-за КБМ, но и как часть индивидуального подхода к определению страховой премии. Те, кто ведет себя на дороге неаккуратно, должны платить больше. И это будет справедливо. «Существующих механизмов для страховщиков вполне достаточно и при расширении тарифного коридора и коррекции базовой ставки, они смогут совершенно нормально, справедливо определить тарифы для этой категории транспортных средств. Я не вижу здесь больших проблем», — добавляет Шкуматов.
Но когда случится следующее расширение тарифного коридора и пересмотр базовой ставки, пока неизвестно. В лучшем случае к обсуждению их вернутся осенью.
Что делать, если полис не продали?
«Если владелец мотоцикла столкнулся с проблемами при оформлении электронного полиса ОСАГО на свой мотоцикл, он может обратиться непосредственно в СК для заключения договора», — советуют в РСА, добавляя, что страховщик не имеет права отказать в заключении публичного договора, к которым относится ОСАГО.
Но проблема в том, что напрямую СК и не отказывают, применяя различные уловки, чтобы не продать полис. И как доказать, что не по своей вине оказался на дороге без «автогражданки», что чревато штрафом в размере 800 рублей и проблемами, в случае ДТП?
«Если страховая организация уклоняется от заключения договора ОСАГО, то в первую очередь необходимо зафиксировать факт правонарушения (любым не запрещенным законом способом)», — советует юрист адвокатского бюро «А-ПРО» Валерия Марчукова. Например, в качестве доказательств неправомерного отказа в заключении договора могут быть представлены снимки экрана компьютера с фиксацией даты и времени обращения к официальному сайту СК. «Отсутствие возможности оформить ОСАГО на сайте страховой организации, выраженное в необходимости перехода по ссылке на сайт РСА, свидетельствует о событии админправонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 15.34.1 КоАП РФ», — говорит она.
Собрав доказательную базу, можно обращаться в различные инстанции. «Если СК отказывается заключить договор страхования, то следует обратиться в прокуратуру и (или) Роспотребнадзор с заявлением, в котором указать все обстоятельства отказа в заключении такого договора», — говорит заместитель председателя коллегии адвокатов «Корчаго и партнеры» Тимур Баязитов. Можно написать заявление в Банк России и обжаловать действия СК в суде.
Доказательная база того, что вам не продали страховку, пригодится и если вдруг придется обжаловать постановления о штрафе за езду без полиса. Другой вопрос, насколько успешно это будет. Валерия Марчукова отмечает, что практика оспаривания постановлений о признании виновным в совершении админправонарушения (часть 2 статьи 12.37 КоАП РФ) распространенная, но решения судьи чаще всего выносят в пользу уполномоченного органа, вынесшего такое решение.