можно ли запатентовать имя

Как запатентовать имя

можно ли запатентовать имяРегистрация имени как товарного знака становится все более распространённой. Патент на имя даёт вам исключительное право на его использование. С момента получения патента охрана товарного знака подтверждается законом Российской Федерации.

Описание процесса как запатентовать имя (товарный знак)

Перед началом процедуры патентования чётко решите, как вы будете использовать имя в будущем. Определитесь, в отношении каких услуг вы начинаете процесс регистрации.

Подавая заявку на регистрацию вашего имени, вы должны представить товарный знак в том виде, в каком он и будет использоваться в дальнейшем. Помните, что не всякое имя может стать товарным знаком. Так, например, просто имя вам зарегистрировать не удастся. Сочетание имени с фамилией уже может стать товарным знаком. А лучше всего, если ваше имя будет индивидуальным или хотя бы будет иметь оригинальное визуальное оформление в виде сопутствующих рисунков. Представить его вы должны в качественном виде. Предпочтительно на электронном носителе. Добавьте краткое описание. Из него должно быть понятно, что вы вкладываете в этот знак.

Вместе с товарным знаком вы должны представить описание деятельности, которую собираетесь вести. Подробно объясните, как будете использовать товарный знак. Уточните, какую деятельность не должны осуществлять под вашим товарным знаком другие лица.

Также вы должны предоставить в Роспатент некоторые данные заявителя. Если вы представляете фирму, то напишите её полное название в соответствии с уставом. Имеет значение и расположение кавычек, дефисов, размер букв. Укажите все имеющиеся реквизиты: юридический адрес, код по ОКПО, если он есть, почтовый адрес, ИНН, КПП, банковские реквизиты. Добавьте контактные данные: фамилию, имя и отчество, телефоны, факсы, адрес для переписки.

Кроме этого, вы должны оплатить госпошлину. Общая стоимость подачи товарного знака на регистрацию, включая пошлины, составит примерно 29 000 рублей.

Получить патент вы сможете примерно через год с момента подачи заявления. Все это время вы имеете право пользоваться вашим именем, как торговой маркой. Также вы имеете право требовать оплату от всех, кто использует ваше имя в коммерческих целях. Если имя используется незаконно, обратитесь в суд за принудительным прекращением деятельности нарушителя, ареста продукции, продаваемой под вашим именем.

Источник

Запатентовать название и логотип

можно ли запатентовать имя

Регистрировать название и логотип нужно, чтобы им не могли воспользоваться конкуренты и чтобы избежать исков. Кроме страховки от судебных разбирательств есть и чисто экономические причины — например, если вы хотите продавать франшизу и выставить свои товары на маркетплейсе. Рассказываем, что можно и нельзя запатентовать и прикладываем пошаговую инструкцию.

можно ли запатентовать имя

Какими бывают товарные знаки

И название, и логотип с точки зрения законодательства — товарные знаки. В России организация, которая выдает свидетельства на товарные знаки, называется Роспатент. Законодательство разграничивает понятия «регистрация» и «выдача патента», применяя к товарным знакам именно понятие «регистрация». Следовательно, по закону товарные знаки регистрируют, однако в обиходе допустимо использовать и термин «запатентовать».

Товарные знаки бывают нескольких видов, из них самые распространенные — словесные, изобразительные и комбинированные. К словесным товарным знакам относятся, собственно, названия, к изобразительным — логотипы, а к комбинированным — их сочетания.

С точки зрения Роспатента, название — это словесное коммерческое обозначение, любое сочетание букв и шрифта. Под это определение попадают названия компаний, внесенные в ЕГРЮЛ, фантазийные имена, названия литературных произведений и даже личные бренды индивидуальных предпринимателей.

Логотип — любая изобразительная или комбинированная композиция. Это может быть дизайн упаковки, векторная иллюстрация и так далее.

можно ли запатентовать имя

Требования к названиям и логотипам

Патентование названия и логотипа возможно только после его проверки на охраноспособность. При рассмотрении заявки Роспатент выясняет, соответствует ли обозначение определенным требованиям, и если нет — отказывает в регистрации. Полный перечень оснований для отказа есть в ст. 1483 ГК РФ. Вот семь основных требований, по которым обозначение:

1. Должно быть уникальным.

Название и логотип должны обладать различительной способностью, не походить до степени смешения на уже зарегистрированные по «своим» классам МКТУ.

Например, есть конкуренты с зарегистрированным товарным знаком Luxe Coach — магазин дизайнерских диванов (20 класс МКТУ).

Откажут в регистрации:

Luxe Coach: студия кухонной мебели (тоже 20 класс МКТУ). Мебель и диваны — однородные товары.

Luxe Coach: фабрика по производству специальной мебели для лабораторий (9 класс МКТУ). Диваны и мебель для лабораторий — разнородные товары.

2. Не должно содержать госсимволику.

В регистрации откажут, если элементы логотипа включают, копируют или подражают официальной символике, наименованиям, отличительным знакам. Например, запатентовать логотип с флагом, гербом или знаком валюты не получится.

можно ли запатентовать имя

3. Не должно включать географические названия.

Географическое название в наименовании товара или услуги будет основанием для отказа, если оно может ввести потребителя в заблуждение относительно места происхождения товара или места оказания услуги.

Например, Роспатент отказал в регистрации товарного знака NEAPOL одному российскому ИП, поскольку его компания не имела никакого отношения к итальянскому городу. С другой стороны, успешно прошел регистрацию знак «Донская кухня», потому что компания, владеющая им, действительно происходила из Ростовской области.

4. Должно соответствовать моральным и этическим нормам.

Роспатент откажет в регистрации, если обозначение оскорбляет группы граждан или вызывает негативные ассоциации. Не получится запатентовать название, содержащее нецензурную лексику, или логотип с оскорбительным образом.

Например, Роспатент отказал в регистрации товарного знака «Йошкин кот», поскольку данное выражение напоминает «Ёшкин кот», относящееся к бранной лексике.

5. Не должно включать аббревиатуры.

Аббревиатуры не должны быть доминирующими в товарном знаке, то же касается абстракций — геометрических фигур или общепринятых графических обозначений.

можно ли запатентовать имя

6. Должно быть осмысленным и содержательным.

Роспатент откажет в регистрации, если обозначение будет слишком расплывчатым или, наоборот, содержать общеупотребительные элементы для обозначения конкретных товаров и услуг.

можно ли запатентовать имя

7. Не должно описывать характеристики товара или услуги.

Не получится запатентовать название и логотип, которые описывают качество товара или услуги, назначение, способ производства или сбыта и так далее. Например, «Молоко» для производства молочной продукции или «Хлебная лавка» для пекарни.

можно ли запатентовать имя

Проверка на уникальность

Решая, уникально название и логотип или нет, Роспатент проверяет их на сходство с уже зарегистрированными знаками и ранее поданными заявками. Проверка довольно объемна: специалисты сличают с другими наименованиями не только написание названия, но и звучание и даже внешний визуальный образ.

можно ли запатентовать имя

При этом эксперты Роспатента учитывают, к какому классу МКТУ относится поданное на регистрацию наименование. МКТУ — это Международная классификация товаров и услуг. В нее входят 45 классов, к 36-ти из них относятся различные категории товаров, к 9-ти — услуги. Товарный знак, зарегистрированный для одного класса МКТУ, не нарушает права одноименного обозначения в другом классе.

Но есть нюанс. Во-первых, порой при подаче заявки в Роспатент сложно верно определить, к какому классу относится товар, потому что подробных характеристик или примеров продукции в описании классов нет. Во-вторых, существует такое понятие, как «корреспондирующие классы» — это классы, в которые входят «однородные» товары. Например, к 1-му классу МКТУ относят «замазки для трещин в деревьях», а к 17-му классу — «замазки», и они являются корреспондирующими.

Но от правильного выбора классов МКТУ при подаче заявки в Роспатент напрямую зависит не только сумма госпошлин (чем больше классов указано, тем она выше), но и результат проверки названия на уникальность.

Проверить, удастся ли запатентовать название, можно самостоятельно еще до подачи заявки в Роспатент. Для этого существует несколько бесплатных сервисов. Часть из них работают и с логотипами.

1. Открытый реестр Роспатента — основная база данных, которой пользуются остальные сервисы. Чтобы проверить название, нужно ввести его в строку поиска, и сайт выдаст все похожие наименования на кириллице и латинице. Однако к заполнению предлагается большое количество граф, что может сбить с толку нового пользователя. Поиск выдает много результатов, чтобы его сузить — можно выставить фильтры по классам МКТУ. Но поиск ограничен: он не выдает информацию о заявках, которые еще находятся на рассмотрении. В этом есть определенный риск — схожее с вашим наименование могут успеть зарегистрировать раньше.

2. Сервис WIPO предназначен для поиска схожих названий по всему миру. У него англоязычный интерфейс. Количество российских знаков в базе существенно ограничено: есть только те, которые выведены на международный уровень.

3. Сервис Linkmark.ru позволяет проверить не только названия, но и изобразительные товарные знаки, предварительно оценить, получится ли запатентовать логотип. Для такого поиска нужно описать изображение словами, что может быть затруднительно. Проверка по графическим элементам платная, как и проверка наименования на схожесть с теми, что еще не прошли регистрацию.

4. Сервис Legal-support.ru проводит проверку как по зарегистрированным знакам, так и по заявкам в РФ. Сервис не предоставляет возможность проверить графические элементы, но показывает вероятность регистрации названия.

5. Сервис msp-patent.ru представляет собой базу для проверки наименований, но не делает поиск по заявкам, которые еще находятся на рассмотрении в Роспатенте. Искать можно только названия.

Все эти сервисы полезны для проверки уникальности знака, но на охраноспособность название и логотип не проверит ни один сервис. Например, если поиск по названию «ABBA» не выдал никаких совпадений, это не означает, что знак можно зарегистрировать. Просто он не является охраноспособным, то есть не соответствует требованиям ГК.

Уникальность — это безусловный плюс, но еще не гарантия регистрации. Необходимо убедиться, что ваше наименование не противоречит законодательству. С этим помогают патентные поверенные.

Кто такие патентные поверенные?

Это специалисты, которые оказывают юридическую помощь с проверкой и регистрацией в области патентного права, в том числе защищают интересы клиента в суде.

Поверенные различаются по объектам патентования, они могут заниматься товарными знаками, изобретениями и полезными моделями, промышленными образцами, программами (ЭВМ, БД, ТИМС).

Проверить квалификацию ПП можно в реестре на сайте Роспатента.

Логотип и название не прошли проверку. Что делать?

Если предварительная проверка по какой-то из систем поиска показала, что ваше наименование схоже с чужим и не является охраноспособным, можно принять следующие меры:

1. Доработать логотип или название с учетом замечаний Роспатента.

2. Подобрать подходящие классы МКТУ.

3. Аннулировать знак, который препятствует получению патента на имя из-за неиспользования. Правовую охрану можно отменить, если знак не используют три года подряд (ст. 1486 ГК РФ).

4. Получить письмо-согласие на регистрацию от владельца схожего товарного знака.

5. Доказать, что ваш знак стал узнаваемым задолго до регистрации.

Доработка логотипа часто может решить проблему. Например, можно сделать одну из букв нечитаемой, заменить кириллицу латинскими символами или графическим элементом.

В практике «Гардиума» был интересный случай: нужно было убедить Роспатент, что клиент, Городская клиническая больница им. С. П. Боткина, может зарегистрировать обозначение «Боткинская больница, 1910» в качестве товарного знака. Наименование было неохраноспособным: прямо указывало на видовое назначение предприятия. Обычно это — абсолютное основание для отказа в патенте на наименование.

Для регистрации такого знака нужно было доказать, что обозначение уже известно потребителям и ассоциируется непосредственно с деятельностью организации. Юристы провели большую работу, предоставив в Роспатент доказательства интенсивного и многолетнего, с 1910 года, использования учреждением наименования. Роспатент одобрил регистрацию товарного знака «Боткинская больница, 1910».

можно ли запатентовать имя

Обязательно ли регистрировать название и логотип?

Патентование названия и логотипа — необязательная процедура, но это самый надежный способ защиты своего бизнеса. Получение патента на имя означает, что только его обладатель может использовать название и логотип в своей деятельности на законных основаниях. Использование аналогичных и схожих с зарегистрированными средств индивидуализации, в том числе в доменных именах, является нарушением патентных прав. Правообладатель может потребовать с нарушителя не только крупную компенсацию, но и отнять через суд доменное имя и запретить любые упоминания бренда-нарушителя.

можно ли запатентовать имя

Кроме того, есть некоторые законодательные и рыночные процессы, которые требуют обязательного наличия патента на наименование:

Как получить патент на название и логотип. Пошаговая инструкция

Заявки на патентование принимает Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС). ФИПС базируется в Москве, но у него есть региональные отделения — в Санкт-Петербурге и Новосибирске. Заявку можно отправить по почте, факсу, через сайт Роспатента или лично через представителя по доверенности.

На регистрацию товарного знака потребуется около полутора лет (или даже больше), независимо от того, что именно вы хотите запатентовать — логотип, название сайта, фирмы и так далее. Сделать нужно будет следующее:

1. Проверить знак на уникальность.

2. Обратиться к патентному поверенному или в патентное бюро по необходимости.

3. Сформировать заявку в Роспатент, оплатить госпошлину за ее регистрацию и формальную проверку.

4. Получить решение по итогам формальной проверки, если потребуется — доработать знак или заявку.

5. Оплатить пошлину за экспертизу.

6. Дождаться или добиться положительного решения о регистрации знака.

7. Оплатить пошлину за регистрацию и выдачу свидетельства.

8. Получить свидетельство о регистрации товарного знака на руки.

Убедиться в уникальности и охраноспособности названия и логотипа нужно до подачи заявки в Роспатент. Если вы сразу минимизируете риски, проверите ваше обозначение, проработаете слабые стороны вашей будущей заявки, то избежите серьезных финансовых и временных потерь.

Источник

Предпринимателям: как запатентовать название и логотип

можно ли запатентовать имя

Старший партнер патентно-адвокатского бюро «Гардиум», патентный поверенный № 1947. В практике более 20 лет.

Чтобы защитить бизнес и взыскать с конкурентов до 5 млн. руб.

Одна компания открыла маникюрный салон: придумала звучное имя, зарегистрировала бренд в Роспатенте. Но через время появился недобросовестный конкурент — другой салон с там же именем. Компания решила, что это нарушает ее исключительные права и подала в суд. В итоге конкуренту запретили использовать название и заставили заплатить компенсацию 600 тыс. руб. (Решение АС Новосибирской области от 01.02.2016 по делу № А45-15826/2015).

В 2021 году за свои бренды воюют не только крупные корпорации, как Кока-Кола или Найк. Защитить можно даже небольшой маникюрный бизнес, если своевременно запатентовать название. Если кто-то использует бренд без разрешения, он заплатит компенсацию до 5 млн. руб. А еще ему запретят использовать обозначение и заставят уничтожить товары с незаконной маркировкой.

В практике бюро «Гардиум» такие случаи — рутина. Рассказываем, как запатентовать название и логотип, чтобы защитить бизнес.

Что значит запатентовать название фирмы и логотип

Название — это словесное коммерческое обозначение или шрифтовая композиция. Фирменное наименование компании из ЕГРЮЛ, фантазийное имя, название книги, личный бренд ИП — любое сочетание букв и шрифта. Например, название фирмы NIKE.

Логотип — это изобразительная или комбинированная композиция. Эмблема, принт, дизайн упаковки, этикетка, векторная иллюстрация — любой изобразительный элемент. Например, галочка бренда NIKE. И название, и логотип — это средства индивидуализации.

Запатентовать название и логотип — значит обеспечить им правовую охрану. Когда компания патентует название или логотип, она становится единственным их владельцем. Другие будут использовать эти и сходные с ними средства индивидуализации незаконно. На нарушителей подают в суд: заставляют убрать все упоминания бренда, отбирают доменные имена сайтов, взыскивают крупную компенсацию.

Правовую охрану можно обеспечить двумя способами:

Название и логотип вносят в госреестр — это значит, товарный знак под охраной (ст. 1482 ГК РФ). Пользоваться им по закону может только владелец (ст. 1484 ГК РФ). Например, он сможет указывать логотип на товарах и этикетке, публиковать название в рекламе, рисовать на документах, размещать в интернете. А всем остальным — запретить это делать.

Зарегистрировать можно любые обозначения для индивидуализации бизнеса. Включая словесные, изобразительные, объемные изображения, сочетания цветов, звуки, другие элементы и их комбинации (ст. 1482 ГК РФ). Но чаще всего бизнес использует три формы: название, логотип и их комбинацию.

Проверьте можно ли зарегистрировать ваше название

Проверьте свой товарный знак на уникальность бесплатно

Зачем нужно патентование названия и логотипа

Чтобы запретить конкурентам использовать обозначение и потребовать компенсацию до 5 млн. руб. Первый, кто запатентовал название и логотип, становится единственным его владельцем (ст. 1484 ГК РФ). Если кто-то другой использует идентичное или сходное обозначение, его незаконную деятельность можно пресечь.

Например, если конкурент использует сходное название на вывеске, подают в суд: заставляют сменить название и снять вывеску. Если он использует сходный товарный знак на упаковке — заставляют изъять все товары из гражданского оборота и уничтожить. А еще требуют компенсацию: от 10 тыс. до 5 млн. руб. (ст. 1515 ГК РФ).

Максимальную сумму обычно не назначают. Например, в пользу Фабрики мороженого «Славица» юристы бюро «Гардиум» взыскали 1 млн. руб. компенсации. Это хороший результат, часто компенсацию назначают в меньшем размере.

Одна компания продавала джинсы и зарегистрировала товарные знаки «Masterjeans» и «Мастерджинс». А потом обнаружила, что есть интернет-магазин с очень похожим наименованием — «Мистер Джинс». Тогда юристы обратились в суд: потребовали запретить ответчику использовать товарные знаки и заплатить компенсацию 1 млн. руб. Требования удовлетворили частично: заставили сменить название и взыскали 100 тыс. руб. компенсации (решение АС г. Москва от 12.04.2017 по делу № А40-3632/16-26-22).

Чтобы изъять у нарушителя красивый домен в интернете. Только владелец товарного знака может давать сайту доменное имя со своим названием (пп. 5 п. 2 ст. 1484 ГК РФ). Если кто-то другой запустит сайт с таким же или сходным доменным именем, через суд его можно отобрать.

Чтобы запретить ввоз контрафактных товаров на таможне. Обозначения можно внести в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС). После этого ввезти маркированный товар в Россию смогут только импортеры с разрешением от владельца товарного знака. Остальные товары станут контрафактом и таможенное оформление не пройдут.

Например, в сентябре 2020 года Выборгская таможня пресекла ввоз в Россию пневмохлопушек с изображением Микки-Мауса. Это известный герой мультфильмов компании «DISNEY», товарный знак которой внесен в ТРОИС и принадлежит «DISNEY ENTERPRISES, INC».Товары с незаконной маркировкой изъяли, на импортера составили протокол по ст. 14.10 КоАП РФ.

Чтобы запустить франшизу. По договору концессии владелец передает в пользование другому лицу свой товарный знак и другие связанные с ним исключительные права (п. 1 ст. 1027 ГК). Например, если пекарня «Семейный хлеб» продает франшизу, она передает право использовать свое название «Семейный хлеб» другому предпринимателю. Если продать франшизу, но не запатентовать название — будут проблемы. Франчайзи может подать в суд и потребовать возмещения убытков.

Один ИП нашел компанию-франчайзера и заключил с ней договор концессии. В договоре было написано, что ИП можно использовать название «Секундочку» в своей работе. Но оказалось, что на момент заключения договора франчайзер владельцем товарного знака не был. Тогда ИП пошел в суд и взыскал с компании 2,5 млн. руб. необоснованного обогащения и еще 660 тыс. руб. процентов за использование денег (решение АС Московской области от 26.04.2017 по делу № А41-4910/16).

Чтобы законно продавать товары в маркетплейсах и супермаркетах. Если фирма запатентует название, а кто-то другой будет продавать товары с ее маркировкой на маркетплейсах, этого человека могут привлечь к ответственности. Некоторые торговые площадки стараются противодействовать нарушителям самостоятельно и не разрешают продавать контрафакт.

Например, Lamoda требует от продавцов товаров показать свидетельство на товарный знак. А OZON сразу предупреждает: если магазин привлекут к ответственности за недостоверную маркировку товара, придется возмещать убытки и заплатить штраф 150 тыс. руб. (п. 10.6 Приложения № 1 к Договору оферты для Продавцов на Платформе Ozon). Наверное, их «вдохновил» недавний случай.

Одна компания зарегистрировала товарный знак «ЖДУН». А потом нашла в каталоге на сайте ozon.ru товар с таким наименованием. Она посчитала, что площадка OZON нарушает ее права как правообладателя товарного знака и подготовила иск. Суд поддержал компанию — OZON заставили заплатить компенсацию 2 млн. руб. (решение АС г. Москва от 15.01.2020 по делу № А40-182069/17-105-1266).

Чтобы запретить показ контекстной рекламы конкурентов по бренду в Гугле и Яндексе. Условия рекламных площадок Google Ads и Яндекс.Директ запрещают нарушать чужие интеллектуальные права. Например, если в тексте рекламных объявлений рекламодатели используют чужие товарные знаки — это нарушение. Их объявления поисковые системы могут удалить. Для этого нужно написать в Гугл и Яндекс жалобу: приложить патент на наименование (свидетельство на товарный знак) и указать, что средство индивидуализации используется незаконно.

Чтобы превратить расходы в нематериальный актив и поставить его на баланс. Товарный знак — это нематериальный актив компании. Его можно поставить на баланс фирмы, и тогда стоимость компании вырастет. Это полезно при капитализации или для привлечения инвесторов. А еще логотип, как и другое имущество, можно заложить. Например, при получении кредита в банке.

Обычно товарный знак и любые другие нематериальные активы для бизнеса оценивают затратным методом. Например, Сбербанк в 2020 году обновил свой логотип, на что потратил 100 млн. руб. Это значит, что он получил нематериальный актив на ту же сумму.

Но есть и другие подходы к оценке товарных знаков. Например:

Рыночный и доходный подходы позволяют оценить экономический эффект от хозяйственного использования товарного знака. Их применение при оценке помогает увеличить чистые активы и капитализацию компании.

Где и как запатентовать логотип и название

Регистрирует товарные знаки Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС) при Роспатенте. Этот орган находится в Москве и не имеет региональных подразделений. Чтобы запатентовать наименование, в ФИПС обращаются лично, направляют заявку по почте или подают в электронной форме.

Регистрация товарного знака с гарантией и без переплат

Помогает с регистрацией патентный поверенный. Это специалист, который в совершенстве знает, как запатентовать название и логотип. Он ведет дела в ФИПС по просьбе заявителей и от их имени: готовит документы, подает заявку, отвечает на запросы экспертов и в целом сопровождает процесс регистрации (п. 2 ст. 1 Федерального закона «О патентных поверенных», далее — закон № 316-ФЗ). Крупные патентные бюро гордятся наличием в штате сразу нескольких патентных поверенных.

Квалификацию специалистов подтверждает Роспатент. Он аттестует поверенных, выдает им аттестационные свидетельства, вносит в специальный реестр (ст. 7 закона № 316-ФЗ). Когда клиенты обращаются к патентному поверенному, они могут проверить его квалификацию через сервис на сайте Роспатента.

Можно запатентовать название фирмы самостоятельно. Например, подать заявку в электронной форме через сервис АРМ «Регистратор» на сайте ФИПС или через Госуслуги. Для этого нужна учетная запись юр. лица или ИП и усиленная квалифицированная электронная подпись. Предприниматель потратит 3–5 часов на настройку рабочего места, оформление заявки и расчеты, но сэкономит 30% на оплате госпошлины (обычно экономят больше 10 тыс. руб.).

Порядок регистрации включает 5 этапов:

Предварительная проверка по базам. Перед тем как запатентовать название продукта или фирмы, его проверяют по базам и решают, есть ли смысл в регистрации. Например, можно использовать бесплатный онлайн-сервис на сайте патентного бюро «Гардиум». Или заказать в ФИПС платный поиск по словесным и по изобразительным обозначениям за 47 тыс. руб. каждый. Подать заявку можно и без проверки. Но если в реестре есть сходные изображения, эксперты их найдут — в регистрации откажут.

Проверьте свой товарный знак на уникальность бесплатно

Оплата госпошлины. Чтобы запатентовать логотип, сначала нужно заплатить госпошлину. Мы рекомендуем вносить деньги в два этапа (Постановление Правительства № 941 от 10.12.2008):

До подачи заявки — не менее 15 тыс. руб.:

После вынесения положительного решения — не менее 18 тыс. руб:

Подготовка и подача заявки. На сайте регистрирующего органа есть бланк заявки и образец заполнения. К заявке прикладываю:

По желанию прикладывают квитанцию об уплате госпошлины. Заявку подают лично в институт, отправляют по почте заказным письмом или с помощью электронных сервисов. О том, как получить патент на название и логотип и как подать заявку, подробно рассказано на сайте ФИПС.

Ответ на запрос эксперта. После принятия заявки регистрирующий орган проводит формальную экспертизу обозначения (ст. 1498 ГК РФ) и экспертизу по существу (ст. 1499 ГК РФ). Бывает, что ходе этих процедур экспертам нужны уточнения — тогда они пишут запрос, на который нужно ответить за 3 месяца. Если находят препятствия для регистрации — присылают уведомление. На ответ есть 6 месяцев. Обычно в нем стараются опровергнуть доводы эксперта, Роспатент будет учитывать это при вынесении решения.

Получение свидетельства. Если все в порядке, товарный знак вносят в реестр, а заявителю в течение месяца присылают свидетельство (ст. 1504 ГК РФ). Оно подтверждает, что компания или ИП — единственные, кто может законно использовать обозначение.

Срок регистрации — обычно 3–12 месяцев. Но при патентовании названия важна не дата выдачи свидетельства, а момент подачи заявки. Как раз в этот момент у правообладателя возникает приоритет — преимущество перед теми, кто подаст заявку позже. После этого никто не сможет зарегистрировать такой же, похожий знак, или запатентовать название сайта (п. 1 ст. 1494 ГК РФ).

Регистрация товарного знака с гарантией и без переплат

Какие логотипы и названия нельзя запатентовать

Перед тем, как запатентовать логотип и название, ФИПС проводит экспертизу и ищет основания для отказа. Эксперты проверяют, обладает ли название и логотип «различительной способностью», не похожи ли они «до степени смешения» с ранее зарегистрированными знаками. Все это — оценочные понятия, у каждого эксперта свой подход и аргументы.

Исчерпывающий список оснований для отказа приведен в ст. 1483 ГК РФ. Разобраться в нем без специальных знаний сложно, поэтому мы указали только очевидные случаи. Например, нельзя зарегистрировать обозначения, которые:

Не обладают различительной способностью, а именно:

Содержат только сочетание букв. Например, аббревиатуру, не имеющую словесного выражения или графического исполнения. Но если буквенные сочетания выражены в графической манере и формируют оригинальную композицию, они смогут претендовать на охрану. Например, логотипы телеканалов ТНТ и СТС.

Используют символику, принятую на официальном уровне. Например, флаги или логотипы международных организаций.

Являются ложными и вводят в заблуждение. Например, название «Вареный картофель» в отношении чипсов. Или «Прованс» в отношении молочной продукции, произведенной на территории России.

Противоречит общественным интересам, нарушает принципы гуманности и морали. Например, название алкогольной продукции «Прохоровское поле» будет оскорблять патриотические чувства граждан и вызывать негативные ассоциации. Такой знак не зарегистрируют.

Напоминают ценные объекты культурного наследия, культурные ценности. Например, использование в логотипе изображения Моны Лизы, яйца Фаберже или Кремля.

Повторяют или очень похожи на ранее зарегистрированные обозначения. Например, комбинированный знак, повторяющий логотип Макдональдс и включающий шрифтовую композицию Mac Donna.

Обычно патентные поверенные заранее проверяют возможность регистрации знака в открытых и закрытых базах. Для предварительной проверки предприниматели могут использовать онлайн-сервис на сайте патентного бюро «Гардиум».

Чем больше баз охватывает предварительная проверка, тем больше уверенность, что вы увидите максимум препятствующих знаков, которые найдет и экспертиза Роспатента. И все же результат это не гарантирует.

Заявителям отказывают примерно в половине случаев. Нужно понимать, что отказ не окончательный — он всегда носит оценочный характер и обусловлен позицией эксперта. Обычно юристы по интеллектуальным правам знают, как переубедить Роспатент и преодолеть отказ.

Как запатентовать логотип и название, несмотря на ограничения

Подобрать правильные классы МКТУ. Это Международная классификация, которая делит товары и услуги на 45 условных классов. Товарные знаки вносят в реестр с указанием конкретных классов МКТУ. В отношении других, не указанных в реестре классов, зарегистрированный товарный знак не действует.

Допустим, обозначение «Конский волос» зарегистрировано только в классе 19 «Строительные материалы». Это значит, что компании-производители товаров и услуг из других классов могут законно использовать обозначение «Конский волос» для маркировки своих товаров. Например, производители фармацевтических препаратов — класс 5. И это не будет нарушать ничьих прав.

Классы МКТУ выбирают перед подачей заявки (пп. 3 п. 3 ст. 1492 ГК РФ). Если правильно подобрать классы, можно зарегистрировать товарные знаки, очень похожие на обозначения известных конкурентов.

Допустим, ИП запускает бизнес по доставке продуктов питания. Ему очень нравится название одного конкурента, но тот уже зарегистрировал товарный знак в классе 43 «Общественное питание». Тогда ИП проверил остальные классы и оказалось, что в классах 29 и 30 «Продукты питания» название конкурента не числится. ИП сможет подать заявку в Роспатент, зарегистрировать сходный с конкурентом товарный знак и законно его использовать в работе.

Исключение — случаи, когда Роспатет признал товарный знак конкурента общеизвестным. Защита такого знака распространяется на все классы МКТУ. Скажем, в каком бы классе ни использовали обозначение «УАЗ», это будет нарушением. Благодаря «Гардиуму» товарные знаки Ульяновского автомобильного завода стали общеизвестными.

Обычно предприниматели выбирают только те классы, к которым реально относится их хозяйственная деятельность. Набросать в заявку побольше классов, чтобы покрыть все возможные случаи — плохая идея. За каждый дополнительный класс в заявке (больше 5) Роспатент берет дополнительную госпошлину тыс. руб. А еще за экспертизу в каждом дополнительном классе придется доплатить по 2500 руб. Заявка, которая покрывает все классы, стоит 165 тыс. руб. Если ее одобрят, сверху доплачивают еще 58 тыс. руб. Всего — 223 тыс. руб., и это только госпошлины.

Доработать логотип. Если подать заявку на обозначение, сходное с уже зарегистрированным, в регистрации откажут. Но по заданию юриста, дизайнер может доработать первоначальный вариант до уникальности, чтобы логотип обладал различительным свойством. Такую услугу предоставляют в патентных бюро. После доработки риск отказ значительно ниже.

Получить письмо-согласие от владельца другого обозначения. Если компания сможет договориться с владельцем ранее зарегистрированного знака или знака с более ранним приоритетом, это поможет обойти запрет. По письменному согласию владельца обозначения ФИПС может зарегистрировать сходный товарный знак даже в отношении однородных товаров. Например, предметов одежды.

Но ФИПС примет согласие только при условии, что использование товарного знака не будет обманывать потребителя (абз. 2 п. 6 ст. 1483 ГК РФ). Например, если владелец товарного знака, которым маркируют лекарства, разрешит использовать его для алкогольной продукции, в регистрации откажут.

Аннулировать обозначение из-за неиспользования в нужном классе. Бывает, что компании патентуют названия, а потом не используют их в зарегистрированном классе МКТУ. Если доказать, что это происходит в течение 3 лет подряд, правовую охрану обозначения можно прекратить. А взамен зарегистрировать свой товарный знак. В 2018 году в практике бюро «Гардиум» был такой случай.

Одна компания долгое время развивала сеть продуктовых магазинов под названием «Байрам». А когда собралась регистрировать товарный знак, оказалось, что он уже зарегистрирован за другой компанией — пекарней. Юристы пошли в суд и доказали, что пекарня долгое время не использует товарный знак. Суд частично удовлетворил требования компании и прекратил правовую охрану для знака «Байрам» в отношении нескольких классов (решение СИП от 01.06.2018 по делу № СИП-50/2018).

Доказать различительную способность в суде. Мнение эксперта — только мнение. Если в регистрации отказали, такой отказ всегда можно оспорить в Палате по патентным спорам и Суде по интеллектуальным правам (п. 1 ст. 1500 ГК РФ). Юристы изучают вопрос, проводят собственную экспертизу, собирают доказательную базу и оспаривают аргументы эксперта.

Одна компания пыталась зарегистрировать обозначение торгового комплекса «LONDON MALL». Но Роспатент отказал, причина: логотип обманывает клиентов — включение в название столицы Великобритании может вызвать у потребителя ложные ассоциации с местом нахождения компании. Но компании удалось доказать, что включение в название слова «LONDON» носит фантазийный характер и не будет обманывать людей, которые ходят в торговый центр. Суд встал на сторону истца и обязал Роспатент зарегистрировать знак (решение СИП от 05.12.2014 по делу № СИП-837/2014).

Чеклист: как запатентовать логотип и защитить бизнес

Придумать оригинальные название и логотип. Можно разработать самостоятельно или заказать дизайнеру. Затем проверить логотип на уникальность в специальном сервисе.

Если обозначение не уникально — доработать. Можно пойти к юристам: они проверят классы МКТУ, найдут возможности для доработки, подготовят задание дизайнеру. Еще можно пойти к правообладателю и получить от него согласие.

Подать заявку в Роспатент. Можно поручить эту работу патентному поверенному или подать самостоятельно: лично, через Госуслуги или по почте. Если у эксперта будут вопросы — дать разъяснения или подготовить отзыв.

Получить свидетельство. Его выдадут в месячный срок после принятия решения.

Оценить товарный знак доходным или рыночным методом. Поставить его как нематериальный актив на баланс компании.

Провести работу по поиску нарушителей в офлайне и интернете, чтобы найти компании, которые используют зарегистрированный товарный знак. Можно воспользоваться мониторингом бренда. Подготовить им претензию: потребовать убрать все упоминания и выплатить компенсацию. Если ответа нет — подготовить и подать иск в суд.

Ирина Резникова

Старший партнер патентно-адвокатского бюро «Гардиум», патентный поверенный № 1947.
В практике более 20 лет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *