можно ли закрывать глаза во время намаза

Дозволена ли молитва с закрытыми глазами?

можно ли закрывать глаза во время намаза

Действия, которые являются нежелательными в намазе, следующие:

1. Сознательное несовершение необходимых действий (ваджиб), например, чтения суры «Аль-Фатиха». В таком случае намаз необходимо возместить, истекло его время или нет.

2. Сознательное несовершение желательных действий, например, чтения молитвы восхваления после вступления в намаз или тасбиха в поясном или земном поклонах.

3. Читать во втором ракаате суру на три аята больше, чем в первом.

4. Играть с одеждой или какой-либо частью тела, так как это нарушает смиренность в намазе.

5. Совершать намаз в рабочей (грязной, рваной) или домашней одежде (пижама или одежда, в которой не покажешься перед уважаемыми людьми, так как Аллах  более достоин стеснения).

6. Опираться на что-либо во время намаза.

7. Крутить головой по сторонам без необходимости.

8. Совершать намаз перед человеком, который стоит лицом к вам.

9. Совершать намаз, сильно испытывая естественную нужду.

можно ли закрывать глаза во время намаза

10. Совершать намаз на чужой земле без разрешения хозяина.

11. Совершать намаз, повернувшись лицом к огню.

12. Совершать намаз в местах, в которых порицается его совершать, например, в бане или туалете.

13. Совершать намаз посреди дороги, мешая движению.

14. Совершать намаз на кладбище.

15. Совершать намаз рядом с нечистотами.

16. Совершать намаз в одежде, на которой есть наджас, размер которого не портит намаз, или имея при себе такое же количество наджаса.

17. Совершать намаз в одежде, на которой есть изображения живых существ.

18. Совершать намаз в комнате, где есть фотографии и изображения живых существ, независимо от того, с какой стороны они расположены.

19. Совершать намаз перед спящими людьми.

20. Скрещивать пальцы рук.

можно ли закрывать глаза во время намаза

21. Щелкать пальцами.

22. Сидеть, скрестив ноги.

23. Сидеть по-собачьи.

24. Мужчинам во время земного поклона прижимать локти к земле.

25. Стоять, опираясь руками на пояс.

26. Заворачивать рукава выше локтей.

27. Совершать намаз только в брюках и майке, имея при этом возможность надеть рубашку.

28. Совершать намаз без головного убора.

29. Совершать намаз в последнем ряду, если передние не заполнены.

30. Считать прочитанные аяты и тасбихи, сгибая пальцы.

31. Без причины протирать лоб от пыли.

32. Без причины совершать земной поклон, прикасаясь к земле только лбом.

можно ли закрывать глаза во время намаза

33. Совершать намаз голодным, если есть готовая пища. Если ещё есть время, то сначала нужно поесть, а затем совершить намаз.

34. Повторять чтение одной суры в двух ракаатах фард намаза, если только другие суры не знаешь наизусть.

35. Читать в ракаатах суры, специально нарушая порядок их следования в Коране. Например, в первом ракаате прочитать суру «Аль-Фаляк», а во втором – «Аль-Ихлас».

36. Читать в двух ракаатах суры, оставляя между ними одну суру. Например, в первом ракаате прочитать суру «Аль-Ихлас», а во втором – «Ан-Нас».

37. Совершать намаз, думая о чем-либо, что нарушает его смиренность и отвлекает мысли от намаза.

38. Во время намаза поворачивать пальцы рук или ног от кыблы.

39. Совершать земной поклон на край головного убора или на изображение живого существа.

40. Не опираться руками о колени во время поясного поклона.

можно ли закрывать глаза во время намаза

41. Не класть руки на бедра во время сидения при чтении «Ат-Тахийята» и между двумя земными поклонами.

42. Если невозможно удержаться от зевания, то нужно прикрыть рот тыльной стороной ладони правой руки. Также порицается потягивание.

43. Отвечать на приветствие кивком головы или движением руки.

44. Во время намаза ловить насекомых и убивать их.

45. Совершать намаз, обвязав голову платком и оставив макушку неприкрытой.

46. Во время поясного и земного поклонов приподнимать одежду спереди или сзади, опасаясь испачкать ее.

47. Совершать поясной поклон до окончания чтения Корана и заканчивать чтение там.

48. Нежелательно, чтобы имам стоял в михрабе (ниша в мечети со стороны кыблы) без причины. Если же он стоит из-за тесноты в мечети, то это не порицается.

49. Нежелательно, чтобы имам стоял в одиночестве на приподнятом месте высотой в один локоть или в углублении глубиной в один локоть без причины. Но если один человек из джамаата стоит рядом с ним, то совершение намаза не порицается.

можно ли закрывать глаза во время намаза

50. Закрывать глаза без причины. Если глаза закрываете, чтобы сосредоточиться и не отвлекаться, тогда можно.

51. Смотреть на небо во время совершения намаза.

52. При поясном поклоне держать голову поднятой или опущенной.

53. Закрывать рот и нос чем-либо во время совершения намаза.

54. Совершать намаз, накинув верхнюю одежду на голову сзади.

55. Совершать намаз, накинув верхнюю одежду на плечи, обвернувшись ею и не продев руки в рукава.

56. Удлинять первый ракаат в желательных намазах.

57. Нюхать благовония.

58. Обмахиваться одеждой или веером, пусть даже один или два раза.

59. Совершать намаз, положив что-либо в рот, что препятствует правильному чтению Корана.

Источник

Закрытие глаз во время намаза

можно ли закрывать глаза во время намаза

Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам.

Относительно вопроса о закрытии глаз во время намаза у учёных имеются разногласия, одни считали это нежелательным действием, другие дозволяли его. Согласно шафиитскому мазхабу, закрытие глаз при намазе считается нежелательным действием, если это причиняет вред молящемуся. Если закрытие глаз не причиняет вреда и способствуют смиренности во время совершения намаза, то в этом нет нежелательности.

Имам Абу Закария Яхья ибн Шараф ан-Навави (631–676 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет:

والمختار أنه لا يكره إذا لم يخف ضررا لأنه يجمع الخشوع وحضور القلب ويمنع من إرسال النظر وتفريق الذهن

«Согласно избранному мнению, в этом нет нежелательности, если молящийся не опасается вреда, потому что закрытие глаз способствует присутствию сердца и смиренности в намазе, препятствует взглядам по сторонам и рассеянности». («Аль-Маджму’», 3/314)

Имам Аль-Хатыб аш-Ширбини (умер в 977 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет:

«Некоторые учёные сказали, что нежелательно закрывать глаза (при намазе) по той причине, что так поступали иудеи, об этом сказал аль-‘Абдари[1] из числа наших учёных-шафиитов, последовав в этом за некоторыми таби’инами. И не передаётся об этом действии ничего ни от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), ни от одного сподвижника (да будет доволен ими Аллах), но запрет на это имеется в слабом хадисе, как на это указал аль-Байхаки».

[Далее имам ан-Навави пишет]: “По моему мнению, в этом нет нежелательности”. А в книге “Ар-Равдат” назвал это мнение избранным в том случае, если молящийся не опасается вреда для себя либо для других, из-за отсутствия запрета на это, как ранее было упомянуто. Если молящийся опасается вреда, то нежелательно закрывать глаза.

Ибн ан-Накиб[2] сказал: “В некоторых ситуациях это даже запрещено”, а Ибн Абдус-Салям вынес фетву о том, что если открытые глаза мешают (препятствуют) покорности и смиренности сердца молящегося перед Господом, то в таком случае предпочтительнее закрывать глаза». («Мугни аль-Мухтадж», 1/390)

Старайтесь приучить себя не делать намаз с закрытыми глазами, чтобы выйти из разногласия и воплотить Сунну об открытии глаз.

[1] Али ибн Абдур-Рахман аль-‘Абдари абу ль-Хасан, обучался у шейха Абу Исхака аш-Ширази. Он был из числа асхаб уль-вуджух, умер в Багдаде в 493 году по хиджре.

[2] Ахмад ибн Лу’лу’ ибн Абдулла ар-Руми, Шихабуддин ибн ан-Накиб аль-Мисри, автор известного матна по шафиитскому фикху «Умдат ус-Салик», умер в Каире в 769 году по хиджре.

Источник

Нежелательные действия во время намаза

Во время совершения любой молитвы-намаза молящемуся не рекомендуется:

– поворачивать голову в разные стороны без особой необходимости;

– закрывать глаза, кроме как в случае острой надобности;

– обращать взор вверх;

– совершать намаз возле предметов, имеющих ясные и четкие изображения людей или животных;

– читать во втором ракяате ту суру, которая предшествует прочитанной в первом (имеется в виду последовательность сур в Священном Коране);

– опираться на что-либо без необходимости;

– совершать молитву в одежде с очевидным изображением людей или животных[2];

– считать на пальцах количество аятов или сур, читаемых в молитве;

– опускать локти на землю во время совершения земного поклона[3].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Зевание – от Сатаны. Если возникло желание зевнуть, постарайтесь подавить его. Поистине, если кто-то из вас зевает, то Сатана смеется над ним» (св. х. аль-Бухари и Муслима). См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 203, хадис № 3396. В св. х. ат-Тирмизи добавлено: «Пусть прикроет рот рукой своей».

[2] Пророк Мухаммад предостерегал: «Не зайдут ангелы [проявления милости Господа] в дом, где есть собака или изображение [живого существа]» (хадис от Абу Талха; св. х. имамов аль-Бухари и Муслима).

[3] Супруга Пророка ‘Аиша передала, что посланник Всевышнего «запрещал опускать локти на землю [во время молитвы], подобно тому, как это делают животные» (св. х. имама Муслима).

Источник

Является ли нежелательным закрывать глаза во время молитвы?

можно ли закрывать глаза во время намаза

Вопрос: Какой хукм в отношении тех, кто закрывает глаза во время молитвы? Что, если это делается для концентрации внимания?

بِسْمِ اللهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ

Ваалейкум ассалам,
Закрывать глаза во время молитвы нежелательно, потому что:

• это отказ от сунны смотреть на место суджуда;
• это похоже на поклонение немусульман;
• говорится, что первые мусульмане не одобряли этого.

Существует слабый хадис на эту тему, который сам по себе не является достаточным доказательством, но в нем подтверждаются эти соображения.

Тем не менее:
• если человеку не удается полностью сосредоточиться в намазе или если он отвлекается во время молитвы с открытыми глазами, то допустимо (или, возможно, даже желательно) закрыть глаза.

Об этом сказали такие ханафиты, как имам Хаскафи в “Дурр аль-Мухтар”, Ибн Абидин в “Радд аль-Мухтар”, ибн Нуджайм в “Аль-Бахр ар-Раик” и имам Касани в “Бадаи ас-Санаи”. [Также об этом сказали такие] ханабалиты, как, [к примеру], имам Бухути в “Кашшаф аль-Куна”. Маликиты: имам Дардир в “Аш-Шарх ас-Сагир”.

Передается, что в шафиитском мазхабе нежелательно закрывать глаза во время молитвы. Тем не менее, имам Навави в книгах “Маджму” и “Минхадж” придерживается мнения, что это не порицается. Это мнение одни ученые истолковали как разрешение закрывания глаз во время молитвы, а другие – как отнесение [закрывания глаз во время молитвы] к действиям, которые предпочтительнее не совершать (хиляф аль-авля), кроме случаев, когда это помогает человеку достичь хузура в намазе.

Имам Бухути также упоминал в книге “Кашшаф аль-Кина”, что это не одобряется, потому что может сделать человека сонным [например, во время молитвы ночью].

Имам Касани объяснял в книге “Бадаи”, почему необходимо смотреть на место суджуда во время молитвы. Дело в том, что каждая часть тела и каждый огран человеческого организма молящегося участвует в поклонении.

Имам Ибн Нуджайм упоминал, что человек не закрывает глаза во время поклонения, а также писал: “Некоторые суфии (пусть Аллах поможет нам через них) говорили, что человек не закрывает глаза в намазе, потому что глаза тоже совершают суджуд”.

Имам Абу Бакр аль-Джассас (да смилостивится над ним Аллах) в своем великолепном комментарии к аятам, касающимся вопросов фикха, “Ахкам аль-Куран” поясняет слова Всевышнего Аллаха: «Несомненно, преуспеют те верующие, которые благоговейны в молитве» [23:1-2]:

• Мухаммад ибн Сирин сообщает о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, до этого смотрел в небо во время молитвы. После ниспослания этого аята он стал склонять голову в намазе.
• Также он сообщает, что после ниспослания этого аята сподвижники опускали взгляды так низко, что их глаза видели только место суджуда.
• Передаётся от Ибрахима, Муджахида и Зухри: «Быть благоговейным (хушу) значит быть спокойным».
• Сообщается, что наш господин Али говорил: «Благоговение должно быть в сердце и поэтому необходимо стараться не отвлекаться во время молитвы».
• Хасан аль-Басри сказал: «Благоговейный значит богобоязненный»
• Абу Бакр аль-Джассас прокомментировал: «[Слово] «благоговейный» (хушу) имеет следующий смысл: остающийся спокойным во время молитвы, смиренный, не отвлекающийся, не смотрящий по сторонам или делающий лишние движения, боящийся Аллаха».

•Вот почему, как сообщается, наш господин ибн Мас’уд хотел быть подобным брошенной одежде (в своем спокойствии) и «в молитве понижал свой голос, опускал тело и взгляд».

Источник

Правда ли, что нельзя закрывать глаза во время намаза?

можно ли закрывать глаза во время намаза

можно ли закрывать глаза во время намаза

Можно ли закрывать глаза во время намаза? (Источник фото: freepik.com)

Правда ли, что нельзя закрывать глаза во время намаза?

Закрытие глаз во время намаза относится к нежелательным (макрух) действиям. Давайте рассмотрим основные нежелательные действия, при намазе, которые должен знать каждый мусульманин:

1) сознательное невыполнение одной из сунн намаза;

2) облокачиваться на что-либо без надобности или сидение по-турецки;

3) играть краями одежды или частями тела;

5) вертеть головой по разным сторонам;

6) совершать намаз с непокрытой головой;

7) совершать намаз с закатанными рукавами;

9) хрустеть суставами пальцев (это считается макрухом и вне намаза);

10) совершение намаза в той одежде, в которой человек постесняется показаться перед другими людьми;

11) наличие изображений живых существ на месте моления;

12) несоблюдение очередности при чтении дополнительных сур;

13) читать дополнительные суры через одну;

14) пропуск некоторых аятов при чтении суры в одном рака‘ате;

15) совершение намаз в задних рядах, при наличии свободных мест в передних рядах.

16) совершать руку’ или саджда раньше имама (во время коллективных молитв);

17) совершать намаз перед человеком, сидящим лицом к молящемуся, также макрухом является смотреть в лицо молящемуся (это относится к тем, кто не совершает намаз).

можно ли закрывать глаза во время намаза

Так лучше не делать: 80 порицаемых (макрух) действий в намазе

можно ли закрывать глаза во время намаза

80 порицаемых (макрух) действий в намазе. Часть 2

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *