можно ли закрыть ип и открыть через месяц
Как открыть закрытое ИП
Закрывался без долгов.
Есть ли ограничения — по срокам или еще какие-то?
Снова открыть ИП можно в любой момент.
Как открыть ИП повторно
Регистрироваться нужно в налоговой по месту прописки. Для этого вам потребуется:
Рекомендую сразу написать заявление о переходе на спецрежим УСН «Доходы минус расходы» или на УСН «Доходы».
Если все документы в порядке, через три рабочих дня вы получите в налоговой инспекции:
Если вы закрывали ИП в добровольном порядке, то проблем возникнуть не должно. В целом алгоритм повторной регистрации ИП ничем не отличается от первой регистрации.
Кроме того, если вы регистрируетесь как ИП заново, вы также можете претендовать на два месяца бесплатного обслуживания в Тинькофф-бизнесе.
Сколько раз и когда можно подать заявление на повторную регистрацию ИП
Ограничений на повторное открытие ИП нет: можно сколько угодно раз его закрывать, а потом открывать заново. Подать заявление на новую регистрацию ИП можно сразу после закрытия старого.
Сложности могут возникнуть, только если у вас остались долги перед бюджетом или контрагентами либо если вы закрывались по банкротству или судебному решению.
Препятствия для повторной регистрации ИП
Проблемы с повторной регистрацией ИП в основном связаны с принудительным прекращением деятельности. Если в предыдущий раз вы прекратили деятельность по процедуре банкротства, то зарегистрироваться как ИП снова сможете не раньше чем через год.
Если суд по какой-то причине запретил вам заниматься предпринимательской деятельностью, то зарегистрироваться вы сможете не раньше, чем этот запрет утратит силу. Все долги ИП при прекращении его деятельности переходят на него как на физическое лицо.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
После закрытия ИП, когда можно открыть снова?
Нередко у бизнесменов возникает вопрос: Как восстановить ИП после закрытия? Существуют ли какие-либо законодательные ограничения по времени на этот счет? Каким образом проводить регистрацию – в полном объеме или сокращенном? Разберемся в юридических нюансах.
Как закрыть ИП и открыть снова
Аннулирование предпринимательства может происходить по разным причинам – от принятия физлицом добровольного решения до закрытия бизнеса по судебному предписанию. В целом, за исключением некоторых случаев, о которых будет сказана далее, законодательство РФ не запрещает повторное открытие компании со статусом «индивидуальный предприниматель» после официальной ликвидации прежнего. Как восстановить закрытое ИП?
Сразу нужно отметить: восстановить старое ИП не получится. Если бизнес был закрыт в утвержденном Законом № 129-ФЗ от 08.08.01 г. порядке, предприниматель уже был исключен из ЕГРИП. Следовательно, правовой статус деятельности утрачен и его нужно не восстанавливать, а регистрировать заново. Процедура проводится в общем порядке, никаких послаблений для уже опытных бизнесменов не предусмотрено. Если направления деятельности меняются, требуется это учесть при подаче заявления ф. Р21001. Как осуществляется регистрация ИП после закрытия ИП? Через какой промежуток времени можно открываться вновь?
Повторная регистрация ИП после закрытия
Если предприниматель через какое-то время намеревается заново заняться коммерцией, для начала необходимо вспомнить, как проводилось закрытие предыдущего ИП. Если при ликвидации вся отчетность предоставлена, а налоги и сборы уплачены в полной мере, проблем не будет. Если же на момент закрытия оставались непогашенные обязательства, предприниматель их так и не оплатил, а 3 года еще не прошло, зарегистрировать ИП заново не получится. Почему? Очень просто – в течение срока исковой давности гражданин отвечает по обязательствам, возникшим в процессе хоздеятельности, даже после ликвидации предпринимательства.
Что же делать? Прежде всего, рассчитаться по долгам. То есть, заплатить в бюджет государства и внебюджетные фонды задолженность по налогам и сборам, включая страховые. Предварительно лучше свериться с государственными органами (ИФНС, ПФР и ФСС) и уточнить суммы неисполненных обязательств. После расчетов можно приступать непосредственно к общеустановленной процедуре регистрации нового ИП.
Как повторно открыть ИП – алгоритм действий:
Выбор подходящих для рабочих видов деятельности ОКВЭД.
Заполнение заявления типовой ф. Р21001 – если документ подается представителем, необходимо получить нотариальную доверенность.
Уплата госпошлины размером в 800 руб.
Выбор оптимальной системы налогообложения – при использовании УСН одновременно с заявлением ф. Р21001 требуется подать уведомление о применении упрощенки ф. 26.2-1.
Подача пакета документов в ИФНС – заявление ф. Р21001 представляется вместе с паспортом гражданина; его ИНН; квитанцией по уплату госпошлины.
Выдача документов о регистрации физлица в статусе ИП проводится в 3-дневный срок от момента представления всех форм по п. 3 стат. 22.1 Закона № 129-ФЗ. По желанию предпринимателя уже после создания фирмы можно открыть банковский счет и изготовить печати/штампы.
Сколько раз можно открывать и закрывать ИП
Алгоритм регистрации понятен, а после закрытия ИП, когда можно открыть снова? Ответ зависит от того, по какой причине была закрыта фирма. В случае добровольной ликвидации никаких ограничений по времени повторной регистрации бизнеса нет. Иное дело – принудительное закрытие по судебному решению. Это происходит при банкротстве ИП или наложении судебного запрета на ведение деятельности.
Если предприниматель был признан несостоятельным, то есть банкротом, открыть ИП заново можно не ранее, чем через 5 лет. Приостановление прав производится на основании п. 2 стат. 216 Закона № 127-ФЗ от 26.10.02 г. За отчетную дату берется завершение реализации активов физлица или прекращение судебного производства в ходе процедуры неплатежеспособности. Копия решения суда направляется в регистрирующий орган – подразделение ИФНС, где предприниматель состоял на учете. После истечения ограничительного срока гражданин может заново заниматься бизнесом, во время действия ограничений запрещено не только открывать ИП, но и каким-либо образом участвовать в управлении юрлицами (п. 4 стат. 216 Закона № 127-ФЗ).
Вывод – мы разобрались, через сколько можно открыть ИП после закрытия. Как становится понятно, механизм регистрации регламентируется Законом № 129-ФЗ и не запрещает предпринимателям, сколько угодно раз открываться заново при соблюдении нормативных требований.
Можно ли открыть ИП повторно после закрытия
Читатель Сергей И. спрашивает:
Два года назад у меня было ИП, но пришлось закрыть из-за некоторых обстоятельств. Можно ли зарегистрироваться заново и чего ждать от налоговой?
По желанию открывать и закрывать ИП можно сколько угодно
Если зарегистрироваться, а потом передумать, можно подать заявление на закрытие и не объяснять причину. Открыться повторно можно хоть на следующий день после закрытия. Иногда так делают, чтобы быстро перейти на упрощенку и не ждать начала года, а иногда просто так.
Закрыться и открыться заново можно даже с долгами по налогам и взносам. Правда, они не обнуляются, и их всё равно придется заплатить.
Всё это касается ситуаций, когда вы сами решаете, что делать с бизнесом. А вот если ИП закрывает суд, зарегистрироваться заново сразу не получится.
Как закрыть ИП без сотрудников и касс
Если ИП закрыл суд, придется подождать
Иногда ИП закрывают принудительно — по требованию налоговой, прокуратуры или кредиторов. Ситуации бывают разными:
В итоге суд может признать бизнесмена банкротом, просто закрыть ИП или запретить заниматься предпринимательством.
Сразу после этого открыть ИП заново нельзя. При банкротстве и принудительном закрытии нужно ждать год, при запрете срок назначает суд.
Повторная регистрация ИП такая же, как обычная
Повторная регистрация ИП ничем не отличается от обычной. Всё как в первый раз:
Всё это относят в налоговую по месту прописки, в МФЦ или отправляют почтой. Можно отправить через Госуслуги или сайт налоговой, если есть электронная подпись — тогда не придется платить пошлину.
Как закрыть ИП в 2021 году: пошаговая инструкция
Перед предпринимателями, решившими прекратить свою деятельность, стоит несколько задач. Если у них есть сотрудники, то им нужно правильно расторгнуть трудовые отношения с ними, чтобы избежать судебных тяжб. Кроме того, важно сохранить документацию и разобраться с обязательствами по налогам.
В числе основных причин закрытия ИП не только добровольное решение предпринимателя, решение суда о принудительной ликвидации ИП или признание предпринимателя банкротом. В последнее время ИП все чаще присматриваются к специальному налоговому режиму для самозанятых — налогу на профессиональный доход. Если их доход не превышает 2,4 млн в год, то они решают закрыть ИП и перейти в статус официальных самозанятых.
Типичные ошибки при закрытии ИП
При закрытии ИП важно многое учесть: рассчитать сотрудников, сдать налоговую отчетность, разобраться с кассой и навести порядок в документах. А если у вас есть работники, то процедура усложнится.
Но иногда предприниматели допускают некоторые ошибки.
1. Игнорирование необходимости сдачи налоговой отчетности
Некоторые предприниматели, закрыв ИП до окончания отчетного периода, забывают сдать налоговую отчетность. При ликвидации ИП возникает обязанность уплатить налоги в течение 15 дней.
2. Нарушение требования о снятии с учета контрольно-кассового аппарата
Кассовый аппарат, который использует предприниматель, следует снять с учета до подачи заявления о закрытии ИП.
3. Уничтожение документации
Многие считают, что после закрытия ИП можно избавиться от документации. Но законодательство обязывает всю бухгалтерскую и налоговую документацию хранить в течение четырех лет (п. 8 ст. 23 НК РФ). Это обезопасит вас от возможных недоразумений и поможет разрешить спорные ситуации в случае проверок со стороны контролирующих органов.
Сроки хранения кадровой документации гораздо дольше — это десятки лет. Она включает в себя трудовые договоры, приказы работодателя о приеме, увольнении работников, личные дела, личные карточки работников (в том числе временных), лицевые счета или расчетные ведомости по начислению заработной платы.
Как закрыть ИП без сотрудников
Процедура прекращения деятельности ИП состоит из нескольких этапов, но она значительно сокращается и упрощается, если вы не являетесь работодателем и не используете в работе онлайн-кассу.
ИП без сотрудников нужно представить в налоговую:
Способы отправки документов для закрытия ИП могут быть разными: по почте с объявленной ценностью и описью вложения, через МФЦ, на сайте ФНС или через портал госуслуг.
Этапы закрытия ИП с сотрудниками
Остановимся на пошаговой инструкции для закрытия ИП со всеми необходимыми документами и бланками, которые вам могут понадобиться.
1. Выполните свой долг работодателя — разберитесь с сотрудниками, если они у вас есть
Это значит, что вам нужно рассчитать их, а также сдать отчетность и заплатить за них взносы.
Уведомление службы занятости
Согласно п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.91 № 1032-I, о предстоящем сокращении сотрудников нужно в письменном виде предупредить службу занятости — за две недели (по месту жительства ИП).
Установленной формы такого уведомления нет, поэтому оно составляется в произвольной форме. При этом есть целый перечень обязательных сведений о сокращаемых сотрудниках, которые должны быть в нем указаны:
Можно отталкиваться от такой формы уведомления.
Предупреждение работников о предстоящем увольнении
Важно, чтобы с уведомлением каждый сотрудник был ознакомлен под подпись.
В трудовых договорах с работниками могут быть прописаны не только сроки предупреждения об увольнении, но и основания и размеры выходного пособия и других компенсационных выплат в случае прекращения трудового договора. Если все эти пункты указаны в документе, то вы обязаны их соблюдать.
По словам Кирилла Кузнецова, управляющего партнера юридического агентства «ЭКВИ», если трудовой договор не содержит сведений о сроках предупреждения об увольнении, то ИП не обязан соблюдать двухмесячный срок уведомления работника, как это установлено для работодателей-организаций.
По каждому сотруднику нужно подготовить документы:
По письменному заявлению сотрудника вы обязаны выдать ему заверенные копии документов, связанных с трудовой деятельностью.
Отчитайтесь за сотрудников, заплатите за них взносы
Для этого вам нужно отправить формы документов в налоговую, ФСС и ПФР.
Налоговая инспекция должна получить от вас РСВ и 6-НДФЛ. ФСС — форму 4-ФСС. А ПФР — формы СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ и СЗВ-ТД.
После сдачи отчетов необходимо в течение 15 дней уплатить за сотрудников страховые взносы, которые вы насчитали в РСВ и 4-ФСС.
Заявление о снятии с учета в качестве работодателя подается в ФСС только после того, как уволен последний работник (бланк заявления можно скачать на сайте ФСС). Срок снятия — в течение 14 рабочих дней со дня поступления заявления.
Важно помнить, что факт снятия страхователя с регистрационного учета не освобождает его от погашения задолженности по обязательным платежам в ФСС.
2. Не забудьте снять с учета ККТ
Чтобы снять с учета онлайн-кассу при закрытии ИП, нужно подать заявление в ФНС (Приказ ФНС РФ от 29.05.2017 N ММВ-7-20/484@). Это можно сделать лично в налоговой, через интернет — на сайте ФНС, а также в личном кабинете оператора фискальных данных.
Если вы являетесь пользователем Контур.ОФД, ознакомьтесь с подробной инструкцией о том, как снять кассу с учета.
3. Урегулируйте все вопросы с контрагентами
Антон Толмачев, управляющий партнер компании «ЮрПартнерЪ», обращает внимание на то, что перед закрытием ИП, помимо сдачи отчетности, прекращения трудовых отношений с работниками и снятия с учета кассовой техники, обязательно нужно прекратить договорные отношения с контрагентами, выплатить им собственные долги и взыскать с них долги, которые они должны ИП.
Отношения с контрагентами регулируют различные договоры, как обуславливающие деятельность предпринимателя, например, договор аренды, договор обслуживания техники, договор поставки канцелярских принадлежностей, так и договоры, заключенные с контрагентами по непосредственной деятельности предпринимателя.
Эксперт рекомендует все договоры, которые прекращающий свою деятельность ИП не хочет «брать» с собой, расторгнуть перед закрытием предпринимательства.
Необходимо выплатить контрагентам собственные долги и взыскать с них долги, которые должны ИП. Как известно, после закрытия ИП все его долги остаются на физическом лице (бывшем ИП). Когда кредитор готов подождать, не обязательно гасить долг перед закрытием. Но вместе с тем взыскать собственные долги еще в момент работы ИП — это обязательное мероприятие (хотя бы потому, что в этом случае большинство споров будут рассматриваться в арбитражном суде, который гораздо компетентнее в спорах, вытекающих из экономических правоотношений).
4. Уничтожьте печать (при ее наличии)
Законодательство РФ не обязывает ИП иметь печать. Тем не менее ИП никто не запрещает ее иметь.
Только стоит помнить, что после закрытия ИП печать теряет свою юридическую силу, ведь ИП, обозначенный на печати, уже фактически не существует. Поэтому лучше уничтожить печать, чтобы исключить риски ее неправомерного использования третьими лицами.
Важный момент: уничтожение печати оформляется актом, который свидетельствует комиссия. Она может состоять из любых лиц: родственников, знакомых.
5. Подготовьте необходимый пакет документов для закрытия ИП
Его нужно будет направить в ту налоговую, где осуществлялась регистрация ИП.
Какие именно документы потребуются:
Если вы это не сделаете, то территориальный орган сам сделает эту работу за вас: направит налоговой необходимую информацию в электронном виде в рамках межведомственного обмена.
Способы подачи документов в ФНС
Сейчас доступно несколько способов — вы можете выбрать любой удобный:
Для формирования документов в электронном виде потребуется квалифицированная электронная подпись.
Инспекция, приняв документы, выдаст (или направит) в ответ расписку в их получении.
Какие документы вы получите от ФНС
С момента получения документов у налоговой есть 5 дней на то, чтобы закрыть ИП. Но это если с вашим пакетом документов всё в порядке.
По факту процедуры вы получите уведомление о снятии с учета и лист записи ЕГРИП.
Обязательства после утраты статуса ИП
Даже утратив статус ИП, вы, как физлицо, продолжаете нести обязательства, взятые на себя во время ведения бизнеса, то есть над вами продолжают висеть долги — их не стоит оставлять непогашенными.
Если при закрытии ИП выяснится, что есть задолженность перед Пенсионным фондом, то ее надо оплатить, так как по закону ИП несет ответственность по долгам и после закрытия.
Кроме того, надо понимать, что ИП — сам себе работодатель, поэтому обязанность обеспечивать себе пенсию и медицинское страхование ложится на него. Предприниматель обязан вносить страховые взносы за себя все то время, пока он имеет статус субъекта предпринимательской деятельности.
Кирилл Кузнецов
Управляющий партнер юридического агентства «ЭКВИ»
6. Разберитесь с отчетностью
Если вы применяете «упрощенку», то вы не можете не подать декларацию. Это нужно сделать не позднее 25 числа месяца, следующего за месяцем снятия с учета.
ИП на ЕНВД подают декларацию не позднее 20 числа первого месяца, следующего за месяцем закрытия ИП.
Если вы являетесь пользователем Эльбы, то сервис поможет вам сдать декларацию по УСН или ЕНВД и посчитает страховые взносы после закрытия ИП.
ИП на ОСН подают 3-НДФЛ (в течение 5 дней после внесения записи о закрытии ИП) и декларацию по НДС (до 25 числа месяца, следующего за кварталом, в котором закрылся ИП).
По страховым взносам нужно отчитаться в течение 15 дней после остановки деятельности. Фиксированная часть взносов уменьшится пропорционально дням существования ИП — ее можно посчитать с помощью калькулятора взносов. Нужно будет заплатить дополнительный 1 % пенсионных взносов от суммы, на которую полученный доход превысил 300 000 руб.
7. Закройте расчетный счет
Чтобы разобраться с расчетным счетом, заполните заявление по форме, выданной в банке, который открыл счет.
Часто возникают вопросы о том, можно ли не закрывать расчетный счет в связи с прекращением деятельности ИП. Эксперты в большинстве своем сходятся во мнении, что лучше все-таки закрыть, чтобы избежать претензий со стороны банка и налоговых органов.
Когда нужна помощь юриста в закрытии ИП
По словам Антона Толмачева, управляющего партнера компании «ЮрПартнерЪ», помощь специалиста особенно необходима при закрытии ИП с большими оборотами.
Юрист может оградить как от банальных ошибок, например, неправильно заполненного заявления (в этом случае ФНС откажет в закрытии), так и от более серьезных — если перед закрытием не предпринять необходимых действий по увольнению сотрудников, по снятию с регистрации ККТ.
Эксперт предупреждает, что в этом случае ФНС не только откажет в закрытии, но и может организовать проверку деятельности ИП, а сотрудники, с которыми перед закрытием не прекратили трудовые отношения по всем правилам трудового законодательства, смогут обратиться в суд.
Как закрыть ИП в пандемию
В период пандемии могут вводиться различные ограничения, которые делают невозможным посещение налоговых органов.
В этом случае заявления о прекращении деятельности по
Приложение N 10. Форма N P26001 "Заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя" (форма по КНД 1112512)
Приказ Федеральной налоговой службы от 31 августа 2020 г. N ЕД-7-14/617@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистраци.
В качестве способа представления заявления нужно указать: «В электронном виде без использования электронной подписи заявителя (заявителей)».
К заявлению прилагаются:
Также нужно будет уплатить в электронном виде пошлину (160 руб.).
Дальнейшее личное взаимодействие с налоговым органом не потребуется.
Налоговый орган даст ответ в течение пяти рабочих дней и направит документы на указанный электронный адрес.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Как закрыть ИП в 2021 году
Основания для закрытия ИП
Основания для закрытия ИП условно можно разделить на две категории:
Как подготовиться к закрытию ИП
Чтобы закрыть ИП, нужно привести в порядок дела и документы — налоговая исключит предприятие из ЕГРИП только в том случае, если у него не будет незакрытых долгов. Перед обращением в ФНС нужно:
Все перечисленные действия нужно выполнять только в том случае, если у вас есть наемные работники. Если работников нет, шаги, направленные на взаимодействие с фондами, вы пропускаете.
В «КонсультантПлюс» есть множество готовых решений, в том числе статья «Осторожно, ИП закрывается». Если у вас еще нет доступа к системе, оформите пробный онлайн-доступ бесплатно. Вы также можете получить актуальный прайс-лист К+.
Какие документы понадобятся
Чтобы закрыть ИП, понадобятся следующие документы:
Заполнение заявления по форме Р26001
Форма заявления на ликвидацию ИП Р26001 унифицированная — она закреплена приказом ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@. Новая форма действует с 25.11.2020. Ее можно заполнить на компьютере или от руки — черными чернилами, разборчиво и без исправлений. В заявлении указывают номер телефона заявителя и адрес электронной почты — на нее придет результат обращения в налоговую. Раздел 3 формы заполнять не нужно — это сделают сотрудники налоговой при приеме документа.
Бланк и образец такого заявления вы можете увидеть и скачать в нашем материале.
Уплата госпошлины
В соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 333.33 НК РФ размер госпошлины, которую следует уплатить при закрытии ИП, составляет 160 рублей (20 процентов от размера пошлины, взимаемой при регистрации ИП; ее размер составляет 800 рублей). Можно сэкономить, подав документы не на бумажном носителе, а через интернет — в этом случае платить не придется (подп. 32 п. 3 ст. 333.35 НК РФ).
Документ об оплате нужно приложить к заявлению по форме Р26001 — налоговая примет (п. 3 ст. 333.18 НК РФ):
Квитанцию для оплаты можно сформировать на сайте ФНС — для этого воспользуйтесь сервисом «Уплата госпошлины».
Способы сдачи документов
Документы подаются в налоговую инспекцию по месту жительства. Найти инспекцию, которая обслуживает ваш адрес, можно на сайте ФНС. Передать документы можно разными способами:
Срок рассмотрения заявления
ФНС рассматривает документы в течение пяти рабочих дней с момента получения (п. 1 ст. 8, п. 8 ст. 22.23 ФЗ № 129). Если по заявлению будет вынесено положительное решение, налоговая направит заявителю выписку из ЕГРИП, содержащую запись о том, что ИП ликвидирован. В случае отказа налоговая пришлет соответствующее уведомление — в нем будет указана причина, по которой предпринимателя не сняли с регистрационного учета.
Получение подтверждения факта снятия с регистрации
Подтверждение факта снятия с регистрации выдается в электронном виде — выписка из ЕГРИП заверяется усиленной электронной подписью налоговой. Бумажный документ предоставляется только в том случае, если заявитель заранее подавал запрос на его выдачу (п. 3 ст. 11 ФЗ № 129).
Если вы подавали такой запрос, порядок выдачи бумажной выписки зависит от способа обращения в налоговую — документ можно получить в отделении ФНС, в МФЦ или у нотариуса.
Нужно ли посещать фонды?
В том случае, если у предпринимателя были наемные работники, после закрытия ИП придется оповестить об этом все фонды, в которые он производил отчисления.
Так, в Пенсионный фонд сведения о сотрудниках, которые работали у ИП, нужно передать в течение месяца со дня принятия решения о закрытии (абз. 5 п. 2 ст. 9 федерального закона «Об индивидуальном…» от 01.04.1996 № 27-ФЗ). Если этого не сделать, закрыть ИП через налоговую не получится — налоговики заявление о ликвидации отклонят (см., например, постановление ФАС Центрального округа от 26.11.2012 по делу № А14-745/2012).
После увольнения последнего работника и регистрации факта закрытия ИП в налоговой подается заявление о снятии с учета в ФСС. К нему нужно приложить копии приказа (приказов) о расторжении с работниками трудовых договоров. В течение 14 дней с момента получения документов ФСС снимет бывшего предпринимателя с учета (подп. 3 п. 3 ст. 6 ФЗ № 125).
Итоги
Итак, чтобы закрыть ИП, нужно привести в порядок документы и уволить работников (если они есть). После этого можно обращаться в налоговую — лично или через интернет. Заявление о закрытии ИП рассматривают в течение пяти дней. Если у предпринимателя нет непогашенных долгов, сведения о предприятии будут исключены из ЕГРИП.