можно ли законсервировать часть здания
Частичная консервация ос в налоговом учете
«Информационный бюллетень «Экспресс-бухгалтерия», 2012, N 44
Длительная консервация или реконструкция основных средств требуют от налогоплательщика приостановить по данным объектам начисление амортизации. Такие активы автоматом исключаются из состава амортизируемого имущества. Можно ли избежать подобного поворота событий в случае, когда объект лишь частично выведен из строя, а в остальной своей части продолжает использоваться в деятельности, направленной на получение дохода?
Расходы организации по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества в силу п. 5 ст. 270 Налогового кодекса не учитываются при налогообложении прибыли. В том числе в соответствии с п. 1 ст. 256 Налогового кодекса речь при этом идет об основных средствах первоначальной стоимостью более 40 000 руб. и сроком полезного использования более 12 месяцев, которые используются налогоплательщиком для извлечения дохода и погашают свою стоимость в налоговом учете путем начисления амортизации. Иными словами, расходом в данном случае признается именно сумма начисленной амортизации, по общему правилу, установленному п. 3 ст. 272 Кодекса, учитываемая при налогообложении прибыли ежемесячно.
Однако п. 3 ст. 256 Налогового кодекса предусмотрено, что в целях расчета налога на прибыль основные средства, переведенные по решению руководства на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев, из состава амортизируемого имущества исключаются вплоть до расконсервации. Впоследствии амортизация по такому объекту ОС начисляется в прежнем порядке, а срок полезного использования продлевается на период нахождения актива на консервации.
Частичная амортизация требует раздельного учета
В свое время в отношении начисления амортизации по зданию, часть которого реконструируется, представители Минфина России указывали буквально следующее (Письмо от 2 ноября 2007 г. N 03-03-06/1/765).
Если налогоплательщик в налоговом учете может выделить в два самостоятельных объекта учета часть здания, находящуюся на реконструкции более 12 месяцев, и нереконструируемую часть здания, то в отношении последней (учитываемой как самостоятельный инвентарный объект) начисление амортизации может и не приостанавливаться. Если же здание учитывается как амортизируемое имущество в целом, то с изданием приказа о начале реконструкции амортизация до окончания соответствующих работ не начисляется также в отношении здания в целом.
Напомним, что, так же как и при длительной консервации, при реконструкции или модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев актив подлежит исключению из состава амортизируемого имущества (п. 3 ст. 256 НК).
В Письме от 19 октября 2012 г. N 03-03-06/1/560 в ответ представители Минфина России слово в слово повторили свои разъяснения в отношении частично реконструируемого здания.
Таким образом, по сути, при обеспечении раздельного учета налогоплательщик вправе в рассматриваемой ситуации продолжить начисление амортизации в отношении эксплуатируемой части здания. Однако вопрос о том, может ли он разделить в учете части здания, уже учитываемого как единый инвентарный объект, все же остается открытым.
Порядок разделения стоимости ОС
Ни бухгалтерское, ни налоговое законодательство не содержит указаний о том, как отразить операцию по разделению основного средства на два и более объекта ОС, или даже упоминания о таковой. Впрочем, это еще не означает, что она в принципе неосуществима. Так, алгоритм действий на этот случай можно найти в Письме Минфина России от 6 октября 2011 г. N 03-03-06/1/632.
Как указали финансисты, стоимость отдельных частей здания при его разделении в целях налогового учета следует определять исходя из первоначальной стоимости актива и доли площади нового помещения за вычетом сумм начисленной по нему амортизации, также рассчитанной пропорционально площади вновь образованного помещения. При этом срок полезного использования каждого нового помещения должен остаться неизменным и соответствовать установленному ранее сроку службы здания. Это означает, что прежней должна остаться и норма амортизации.
Таким образом, первоначальная стоимость помещения 1 составит:
38 000 000 руб. x 0,1 = 3 800 000 руб.
Первоначальная стоимость помещения 2 будет равна:
38 000 000 руб. x 0,9 = 34 200 000 руб.
Сумма амортизационных отчислений, приходящаяся на помещение 1, составляет:
19 000 000 руб. x 0,1 =1 900 000 руб.
Сумма амортизационных отчислений, приходящаяся на помещение 2, равна:
19 000 000 руб. x 0,9 = 17 100 000 руб.
Допустим, что разделение было проведено в связи с переводом на консервацию помещения 1 площадью 150 кв. м. Следовательно, амортизация по нему до расконсервации начисляться не будет.
Ежемесячная сумма амортизационных отчислений по помещению 2 составит:
17 100 000 руб. x 0,25% = 42 750 руб.
Вместе с тем необходимо учитывать, что данный порядок в Письме от 6 октября 2011 г. N 03-03-06/1/632 специалистами Минфина России был приведен в отношении ситуации, когда организацией было переоформлено право собственности на здание. Так, свидетельство о праве собственности на само здание было погашено, а взамен него получено пять новых свидетельств на различные помещения, составляющие в совокупности все здание. Иными словами, здание было разделено компанией на части фактически, что повлекло его выбытие и возникновение двух новых объектов ОС с собственными кадастровыми номерами. Следовательно, соответствующие операции должны были быть отражены и в учете. Однако при консервации части здания его выбытия и возникновения новых объектов не происходит.
Единый инвентарный объект
Как указали представители Минфина России в Письме от 16 января 2008 г. N 03-03-06/1/8, если в бухгалтерском учете здание учитывается как единый объект основных средств, то и в налоговом учете оно является объектом амортизируемого имущества в целом. И при таком раскладе с момента издания приказа о начале частичной реконструкции здания амортизация по нему не начисляется также в целом вплоть до окончания соответствующих работ. Следовательно, можно сделать вывод, что аналогичные последствия наступают и при консервации части такого здания.
Согласно п. 6 ПБУ 6/01 единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Таковым признается:
При этом только в случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно различаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
Исходя из этого, Минфин в своих разъяснениях в отношении объектов недвижимости, к коим и относится здание, указывает, что их составные части могут учитывать как самостоятельные инвентарные объекты, если:
Под эти критерии, в частности, подпадают лифты, встроенные системы вентиляции, локальные сети, другие коммуникации здания (Письма Минфина России от 23 октября 2009 г. N 03-03-06/2/203, от 23 сентября 2008 г. N 03-05-05-01/57).
Кроме того, в целях налогового учета финансисты апеллируют к Классификации основных средств, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1. Наличие в таковой разных сроков полезного использования частей ОС, как, например, лифта и здания, указывают они, может свидетельствовать о возможности самостоятельного учета этих объектов. Именно такой подход поддерживают судьи (Постановления ФАС Московского округа от 16 сентября 2011 г. по делу N А40-130812/10-127-755, от 21 января 2011 г. N КА-А40/16849-10, ФАС Уральского округа от 17 февраля 2010 г. N Ф09-564/10-С3; ФАС Поволжского округа от 26 января 2010 г. по делу N А65-8600/2009; ФАС Центрального округа от 10 сентября 2009 г. по делу N А08-8752/2008-16). Однако такие части ОС, как отдельные помещения здания (уровни, этажи), в Классификации не поименованы.
В этом смысле здание, на которое оформлено (оформляется) единое свидетельство о праве собственности, являющееся единым объектом согласно технической документации, с единым кадастровым номером, по большому счету и в бухгалтерском, и в налоговом учете должно учитываться как единый объект. И разделить его лишь на основании консервации его отдельных помещений компания не вправе. А значит, в этом случае должно приостановиться начисление амортизации в отношении здания в целом.
С другой стороны, организации ничто не мешает разделить здание, в том числе и в учете, переоформив права собственности на него как на отдельные помещения.
Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2011 г. N 802 «Об утверждении Правил проведения консервации объекта капитального строительства»
ГАРАНТ:
Настоящий документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 1 января 2021 г., установленное Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ. Соблюдение обязательных требований, содержащихся в настоящем документе, оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора), их несоблюдение может являться основанием для привлечения к административной ответственности
В соответствии с частью 9 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые Правила проведения консервации объекта капитального строительства.
Председатель Правительства
Российской Федерации
30 сентября 2011 г.
Правила
проведения консервации объекта капитального строительства
(утв. постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2011 г. N 802)
2. Решение о консервации объекта принимается в случае прекращения его строительства (реконструкции) или в случае необходимости приостановления строительства (реконструкции) объекта на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем.
4. Решение о консервации объекта (за исключением объекта государственной собственности) и об источнике средств на оплату расходов, связанных с консервацией объекта, принимает застройщик (заказчик).
5. В решении о консервации объекта должны быть определены:
а) перечень работ по консервации объекта, сформированный с учетом требований пункта 9 настоящих Правил;
б) лица, ответственные за сохранность и безопасность объекта, в том числе конструкций, оборудования, материалов и строительной площадки (должностное лицо или организация);
6. В настоящих Правилах под технической документацией понимается комплект документов, разрабатываемых проектной организацией по договору с застройщиком (заказчиком), включающих графические, расчетные и текстовые материалы, необходимые для организации и проведения работ по консервации объекта.
7. На основании принятого решения о консервации объекта застройщик (заказчик) совместно с подрядчиком проводит инвентаризацию выполненных работ по строительству (реконструкции) объекта с целью зафиксировать фактическое состояние объекта, наличие проектной документации, конструкций, материалов и оборудования. При этом:
а) выполняются схемы и чертежи с описанием состояния объекта и указанием объемов выполненных работ;
б) составляются ведомости, в которых указываются сведения:
о конструкциях, оборудовании и материалах, примененных (смонтированных) на объекте, в том числе о конструкциях, оборудовании и материалах, не использованных на объекте и подлежащих хранению;
о наличии сметной документации;
о наличии исполнительной документации (включая журналы проведения работ, в том числе общий журнал работ), актов освидетельствования скрытых работ, актов проведенных испытаний, опробований и иных первичных документов.
8. После принятия решения о консервации объекта застройщик (заказчик) обеспечивает подготовку технической документации. Объем и содержание технической документации определяются застройщиком (заказчиком).
9. В состав работ по консервации объекта входят в том числе:
а) выполнение конструкций, принимающих проектные нагрузки (в том числе временных);
б) монтаж оборудования, дополнительно закрепляющего неустойчивые конструкции и элементы, или демонтаж таких конструкций и элементов;
в) освобождение емкостей и трубопроводов от опасных и горючих жидкостей, закрытие или сварка люков и крупных отверстий;
г) приведение технологического оборудования в безопасное состояние;
д) отключение инженерных коммуникаций, в том числе временных (за исключением тех, которые необходимы для обеспечения сохранности объекта);
е) принятие необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки.
10. Застройщик (заказчик) в течение 10 календарных дней после принятия решения о консервации объекта уведомляет об этом подрядчика, орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию), а также орган государственного строительного надзора в случае, если строительство (реконструкция) объекта подлежит государственному строительному надзору.
11. Решение о возобновлении строительства (реконструкции) законсервированного объекта (за исключением объекта государственной собственности), а также об источнике средств на оплату расходов, связанных с приведением объекта в состояние, при котором возможно продолжение строительства (реконструкции), принимает застройщик (заказчик).
12. В случае возобновления строительства (реконструкции) на ранее законсервированном объекте застройщик (заказчик) осуществляет:
а) техническое обследование объекта, по результатам которого определяются необходимый объем и стоимость работ по восстановлению утраченных или разрушенных за период консервации конструктивных элементов или деталей объекта;
б) внесение (при необходимости) изменений в ранее подготовленную проектную документацию с последующим проведением государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы этих изменений, если законодательством Российской Федерации предусмотрено проведение такой экспертизы, либо подготовку новой проектной документации.
13. Застройщик (заказчик) обязан заблаговременно, но не позднее чем за 7 рабочих дней до возобновления строительства (реконструкции) объекта, направить в орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию) объекта, а также в орган государственного строительного надзора в случае, если строительство (реконструкция) объекта подлежит государственному строительному надзору, уведомление о возобновлении строительства (реконструкции) объекта.
II. Особенности принятия решения о консервации объекта государственной собственности
14. Решение о консервации объекта государственной собственности принимается в форме акта Правительства Российской Федерации.
16. Главный распорядитель средств федерального бюджета направляет субъекту бюджетного планирования согласованный в установленном порядке проект акта о консервации, который вносится в установленном порядке субъектом бюджетного планирования в Правительство Российской Федерации.
Одновременно с проектом акта о консервации в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации вносится на согласование проект акта о внесении изменений в соответствующий акт или решение, которым было предусмотрено предоставление за счет средств федерального бюджета бюджетных инвестиций в строительство (реконструкцию) объекта.
17. Финансовое обеспечение расходов, связанных с консервацией объекта государственной собственности, или расходов, связанных с приведением ранее законсервированного объекта государственной собственности в состояние, при котором возможно продолжение его строительства (реконструкции), осуществляется за счет средств федерального бюджета.
18. Решение о возобновлении строительства (реконструкции) ранее законсервированного объекта государственной собственности за счет средств федерального бюджета принимается в форме акта Правительства Российской Федерации.
Установлен порядок консервации объекта капстроительства.
Решение о консервации принимается застройщиком (заказчиком) в 2 случаях. Если строительство (реконструкция) прекращается или приостанавливается на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем.
Застройщик (заказчик) приводит объект и стройплощадку в состояние, при котором обеспечиваются прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов. Также они должны быть безопасны для населения и окружающей среды.
В решении указываются перечень и сроки работ по консервации, лица, ответственные за сохранность и безопасность объекта, время подготовки необходимой техдокументации, сумма затрат. Последняя определяется на основании акта, составленного подрядчиком и утвержденного застройщиком (заказчиком).
Объем и содержание технической документации определяются застройщиком (заказчиком).
В ходе работ по консервации, в частности, выполняются конструкции, принимающие проектные нагрузки (в том числе временные). Освобождаются емкости и трубопроводы от опасных и горючих жидкостей. Закрываются или свариваются люки и крупные отверстия. Отключаются инженерные коммуникации (за исключением тех, которые обеспечивают сохранность объекта). Следует исключить несанкционированный доступ внутрь объекта и на территорию строительной площадки.
Застройщик (заказчик) в течение 10 календарных дней после принятия решения о консервации объекта уведомляет об этом подрядчика, орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию), а также орган государственного строительного надзора (если он должен проводиться).
Урегулирована процедура возобновления строительства (реконструкции).
Установлены особенности принятия решения о консервации объекта госсобственности.
Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2011 г. N 802 «Об утверждении Правил проведения консервации объекта капитального строительства»
Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 7 октября 2011 г. N 225, в Собрании законодательства Российской Федерации от 10 октября 2011 г. N 41 (ч. II) ст. 5739
Настоящий документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 1 января 2021 г., установленное Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ. Соблюдение обязательных требований, содержащихся в настоящем документе, оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора), их несоблюдение может являться основанием для привлечения к административной ответственности
Что делать с неиспользуемым имуществом
В практике предпринимательства нередки случаи, когда основные средства в какой-то период перестают использоваться для деятельности, которая приносит доход. Возможно, позже эти активы понадобятся снова, а может быть, стали ненужными навсегда.
Как отражать такое имущество в бухгалтерском учете? Как списывать его амортизацию, если по факту оно не изнашивается, поскольку не работает? Каким образом вновь вовлекать «законсервированные» ОС в оборот? Можно ли их реализовать? Рассуждаем в нижеприведенной статье.
Что такое неиспользуемое имущество
Неиспользуемым считается имущество, которое временно не участвует в основной деятельности организации. Причины, по которым это может иметь место, различны:
СПРАВКА! В качестве таких основных средств может выступать оборудование или (чаще) недвижимость.
Если планируется через определенное время вновь пользоваться этим активом, это означает, что с точки зрения учета он «законсервирован». Можно сдать неиспользуемое ОС в аренду или продать – то есть так или иначе вновь вовлечь в хозяйственный оборот.
Перевод неиспользуемого имущества на консервацию
Консервация – это перевод активов в такое состояние, которое позволит сохранить их в пригодности к эксплуатации через установленное время. Консервации можно подвергать:
ВАЖНО! Такую процедуру можно выполнять на основании п. 23 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и п. 3 ст. 256 НК РФ.
Процедура консервации
Перевод на консервацию делается согласно решению руководства предприятия или, если имущество государственное, соответствующим постановлением министерства.
Порядок процедуры консервации и расконсервации принимается внутренним решением руководства конкретной организации и фиксируется локальным нормативным актом. Должен быть составлен и подписан акт о переводе объекта основных средств на консервацию (типовой формы нет, ее нужно утвердить). Акт подписывается комиссией, которую руководство учредило приказом. В акте нужно в обязательном порядке отразить:
Бухучет законсервированного ОС
Расходы на содержание неиспользуемых основных средств, в том числе и переведенных на консервацию, относятся к прочим, их следует отражать на счете 91 «Прочие расходы».
Когда утрачивается амортизация
На неиспользуемое имущество временно не нужно начислять амортизацию, если выполняется одно из условий:
Если временный простой меньше, экономически не обоснован либо его не оформляют как консервацию, амортизация начисляется обычным порядком.
При консервации срок полезной эксплуатации основного средства увеличивается на тот период, пока оно не использовалось.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если законсервировано было не все ОС, а только его часть, при этом остальные части продолжают принимать участие в деятельности предприятия, амортизация не начисляется на все ОС, хотя оно и значится на балансе как единое целое. Например, в эксплуатируемом здании закрывают один этаж под ремонт, остальные продолжают функционировать.
Налоговый учет консервации
Налоги платятся с тех средств, которые применяются для извлечения дохода. С одной стороны, ОС продолжают находиться на балансе и являться имуществом предприятия. С другой, вследствие простоя они прямо не применяются для извлечения экономической выгоды.
Если на неиспользуемое основное средство продолжает начисляться амортизация, она может быть учтена для снижения налоговой базы по налогу на прибыль (п. 1 ст. 252 НК РФ), поскольку эти расходы:
Как только расконсервирование произошло, амортизация должна начисляться так, как это делалось раньше, до начала простоя.
Если не консервация, то что?
Когда средство не планируют возвращать в эксплуатацию, консервировать его нет смысла. Практичнее все же получить с него определенный доход, а затем списать с баланса. Это можно сделать одним из способов:
Как правило, условия для этих действий получаются льготными, выгодными для покупателя или арендополучателя. Часто реализация неиспользуемых объектов недвижимости происходит путем аукционов или другим способом организованных торгов.
Вовлечение неиспользуемого имущества в оборот
Государство особенно строго относится к неиспользуемому имуществу, находящемуся в коммунальной собственности. Перечень его утверждается правительством, а далее вовлекается в хозяйственный оборот согласно соответствующему указу. Основные пути вовлечения:
Безвозмездно, но не бесконтрольно
Передача ненужных государству объектов частным инвесторам происходит не просто так, а на основании конкретного инвестиционного проекта. Если предприниматель готов вложить деньги в неиспользуемый объект (чаще всего это недвижимость), этот процесс строго регламентируется и контролируется. Инвестор должен доказать, что данному объекту будет действительно дано целевое применение, предоставив проект (бизнес-план). В случае удачи получится обоюдная выгода:
Продажа с аукциона
Аукционные торги по неиспользуемому имуществу как средство вовлечения его в оборот применяются наиболее часто.
С предметами и оборудованием все ясно – они просто переходят в собственность нового владельца, который планирует их использовать. Если же продается недвижимость, то земельный участок, на котором она расположена, чаще всего отдается в аренду. О торгах заранее объявляется в СМИ, на специализированных площадках и изданиях, подаются заявки на участие, и аукцион проводится среди заявителей.
Если лот никто не приобрел, могут приниматься следующие меры:
Новый владелец должен внести деньги в установленный срок, иначе результаты торгов будут аннулированы.
Если объект совершенно нерентабелен
Если вновь ввести в оборот неиспользуемое имущество не представляется целесообразным, его следует утилизировать, чтобы хранение не занимало экономически неоправданные ресурсы.
Если ОС не требуется ни инвестору, ни собственнику, нужно освободить место для нового. В отношении недвижимости это означает снос.
Частичная консервация объекта
По общему правилу для целей налогообложения прибыли амортизация не начисляется в случае перевода объекта основных средств на консервацию сроком свыше трех месяцев (п. 3 ст. 256 НК РФ). Как видите, в этой норме Кодекса речь идет об объекте в целом. В вашем случае на консервацию переводится только часть здания. Поэтому начисление амортизации по эксплуатируемой части здания возможно при условии, что вы сможете выделить в два самостоятельных объекта действующую и переведенную на консервацию части здания.
Если сможешь — раздели
Заметим, что аналогичного мнения придерживается и Минфин России. В письме от 19.10.2012 № 03-03-06/1/560 специалисты финансового ведомства рассмотрели похожую ситуацию и пришли к следующему выводу. Если организация может выделить в два самостоятельных объекта учета часть здания, находящуюся на консервации более трех месяцев, и остальную часть здания, то в этом случае она вправе на период консервации продолжать начислять амортизацию на действующую часть здания. Но при этом эксплуатируемая часть здания должна учитываться как самостоятельный инвентарный объект. В противном случае с момента издания приказа о начале реконструкции здания амортизация по нему не начисляется до окончания соответствующих работ.
Заметим, что налоговики так же считают, что при решении вопроса о начислении амортизации по действующей части здания в ситуации частичной консервации объекта нужно отталкиваться от того, можно или нет части здания выделить в два самостоятельных инвентарных объекта. Если да, то амортизация эксплуатируемой части здания правомерна (письмо УФНС России по г. Москве от 10.02.2012 № 16-15/011627@). Интересен тот факт, что основанием для таких выводов налоговых органов послужило все то же письмо Минфина России от 02.11.2007 № 03-03-06/1/765 о реконструкции части здания.
Надо сказать, что позиция чиновников в отношении разделения объекта на части по своей сути является справедливой и выгодна налогоплательщикам. Но, к сожалению, они не разъяснили, в каких случаях и на основании каких норм законодательства можно разделить один инвентарный объект на два.
Единое и неделимое
Ни бухгалтерское, ни налоговое законодательство не допускает такой операции разделения на части уже принятого к учету объекта.
В бухгалтерском учете инвентарный объект основных средств формируется один раз — в момент принятия основного средства на учет. Это следует из положений п. 6, 7 и
14 ПБУ 6/01 «Учет основных средств». Каждому такому объекту при его принятии к учету должен присваиваться соответствующий инвентарный номер. Этот номер сохраняется за инвентарным объектом основных средств на весь период его нахождения в данной организации (п. 11 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н). Таким образом, нормы бухгалтерского учета не предусматривают разделение одного сформированного инвентарного объекта на несколько новых.
В отношении налогового учета специалисты финансового ведомства в письме от 20.06.2012 № 03-03-06/1/313 сами же указали, что положения главы 25 НК РФ не предусматривают такой категории движения основных средств, как «разукрупнение» объекта, так как амортизация начисляется в целом по объекту основных средств. В этом письме они также отметили, что разделение инвентарного объекта на несколько инвентарных номеров, а также объединение нескольких инвентарных номеров в один инвентарный объект не предусмотрены и Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013—94, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.94 № 359. В нем сказано, что объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое.
Сразу скажем, что предлагаемый вариант разделения здания на части приемлем далеко не для всех компаний и достаточно трудоемок. Поэтому перед тем, как прибегнуть к такому варианту, нужно все тщательно взвесить и решить, стоит ли овчинка выделки.
Для того чтобы сформировать в учете два самостоятельных инвентарных объекта, нужно оформить права собственности на две части здания. А это возможно только при условии, что эти части могут функционировать отдельно друг от друга.
Если организация решит пойти по этому пути, то после получения на руки новых свидетельств о праве собственности на части здания, у организации, взамен старого объекта (здания целиком) появляются новые объекты (части здания). Фактически в этом случае происходит не разделение имеющегося объекта на части, а ликвидация одного объекта и возникновение взамен него новых объектов.
Юридически оформленные части здания могут участвовать в гражданском обороте независимо друг от друга. Поэтому организация не вправе учитывать их как один объект. Один из основных принципов бухучета предполагает приоритет содержания перед формой (п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»). Кроме того, бухгалтерский учет должен достоверно отражать имущественное положение организации (п. 3 ст. 1 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Исходя из этих требований организация обязана сформировать в бухгалтерском учете новые объекты основных средств. Их первоначальная стоимость будет определяться из остаточной стоимости здания пропорционально площади этих частей. Соответственно по тому объекту (части здания), который переведен на консервацию, амортизация начисляться не будет. А другая часть, используемая в деятельности, будет амортизироваться в обычном порядке.