можно ли закончить колледж с красным дипломом

можно ли закончить колледж с красным дипломом

В настоящее время правительство проводит активную реформацию отечественной системы образования. Для этого предпринимаются определенные действия – например, дистанционное обучение для школьников и студентов, а также высказываются различные инициативы – к примеру, о введении дипломов «со сроком годности». Не так давно пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сделал заявление, в котором назвал выдачу бессрочных дипломов «абсурдом» и предложил ввести новую категорию образовательных документов – «дипломы по требованию». Имея такой документ, гражданин будет обязан подтверждать актуальность знаний в момент его предъявления – например, при трудоустройстве.

Естественно, общество не поддержало инициативу Пескова и его сторонников. Чиновникам напомнили, что главная проблема заключается не в актуальности знаний, а в том, что дипломы в нашей стране огромное количество людей просто покупают, а не получают честным путем – после нескольких лет обучения. Также не следует забывать, что если человек несколько лет работает по специальности, подтверждать наличие необходимых компетенций ему в принципе не нужно.

Подтверждение и повышение квалификации работника. Действует ли при этом прежний диплом?

В нашей стране существует несколько видов образования. Наряду с традиционными колледжами, техникумами и вузами действуют учреждения ДПО, предлагающие курсы повышения квалификации и профессиональный переподготовки на любой вкус и кошелек. Последние реализуются также удаленно и позволяют за относительно короткий период времени освоить новую специальность, при этом никак не влияя на основное образование, которое гражданин получил ранее. Выдаваемые учебными центрами ДПО документы позволяют работать по новой специальности, однако они не аннулируют полученный в техникуме или вузе диплом.

В большинстве случаев повышение уровня квалификации носит добровольный характер, но есть сферы, в которых это обязательная процедура, закрепленная в официальных нормативно-правовых актах. В качестве примера можно привести педагогическую деятельность и здравоохранение. Сотрудники, прошедшие курс повышения квалификации, сдают итоговый экзамен (проходят аттестацию), по которому оцениваются их профессиональные навыки и компетенции.

Срок годности диплома

Слухи насчет того, что диплом теряет юридическую силу через 5 лет с момента выдачи, если гражданин не работал по специальности, имеют глубокие корни. При СССР в таких случаях было необходимо подтвердить свои профессиональные компетенции, сдав экзамен. В нынешних реалиях абсолютно все дипломы имеют неограниченный срок годности, дополнительные процедуры для уточнения уровня квалификации на законодательном уровне не предусмотрены. Работникам образовательной, медицинской и некоторых других сфер необходимо на регулярной основе проходить курсы повышения квалификации, но даже если они этого не сделают, диплом не «сгорит», просто найти работу будет сложнее.

В нормах ТК РФ указано: если выпускник трудоустраивается впервые в течение 12-ти месяцев после окончания вуза, ему не нужно устанавливать испытательный срок. Но этот пункт нельзя трактовать так, что диплом актуален лишь 1 год.

Что интересует работодателя

Сторонники инициативы введения дипломов «со сроком годности» отмечают в качестве плюса увеличение финансирования вузов, так как многим людям придется начать учебу заново, а второе образование в нашей стране платное. Но минусов от нововведения, конечно, будет больше. Для людей реформа обернется тратой денег, времени и нервов.

Не стоит забывать о том, что в России человек может с отличием закончить вуз, а потом банально не иметь возможности устроиться на работу по специальности на протяжении многих лет. Когда, наконец, ему подвернется походящий вариант (например, через 5 лет), вместо исполнения непосредственных трудовых обязанностей нужно будет снова проходить обучение.

Также стоит помнить, что в крупных компаниях существуют собственные корпоративные университеты (например, в РЖД). Сотрудники на регулярной основе проходят образовательные курсы, организованные работодателем.

Источник

5 мифов о красном дипломе и необходимости учиться на отлично

Встретилась я тут недавно с одним моим старым другом. Давно не виделись. Сидим в кафе, разговариваем. Рассказывает про свою любимую единственную дочку. Девушка прошлым летом окончила университет, защитила ВКР, да вышла осечка. Срубили красный диплом.

можно ли закончить колледж с красным дипломом

— Представляешь, — говорит, — умница моя, красавица, и в школе, и в университете отличница, шла все пять лет на красный диплом. И вот защита. Всё было готово заранее, не в последний день. Всё вроде продумано: доклад, презентация. И рецензия хорошая, у рецензента не было никаких серьёзных замечаний. Сбрасывает смс-ку: «Защищались как могли, на вопросы вроде ответила. Ждём оценок!». Звоню ей через час. Истерика, поток слёз: поставили «хорошо», а не «отлично». Значит, теперь красного диплома не получится. И научный руководитель вроде хороший и всеми уважаемый на факультете человек. И диплом Машенька писала сама, добросовестно писала, старалась. Не подскажешь, как опротестовать?

Удивительно и непонятно мне вот что в этой ситуации. Оценка «хорошо», а не «отлично». Но ведь не тройка же и не двойка. Что ж так убиваться-то и переживать. Диплом не красный? Ну и что?! Что ж теперь, жизнь закончилась что ли? Ну да, согласна, обидно немного, но не конец света же, никто не заболел, не умер. Диплом будет, и университет окончен, высшее образование получено.

Но, бесполезно утешать: «Счастье, Машенька, оно ведь совсем не в красном дипломе. Да и успеха, и карьерных высот многие достигли без него, и для тебя это вполне реально. У меня тоже не красный диплом, и у твоего папы — не красный. И ничего живём ведь, и вполне нормальные люди». Слёзы и слёзы.

Мне вот, например, двадцать лет назад, когда я оканчивала университет и защищалась, и в голову бы не пришло переживать из-за четвёрки. Тогда оценки ставили гораздо строже, защиты дипломных работ проходили на очень серьёзном и высоком уровне, «отлично» мало кому ставили.

Сейчас молодые люди очень уж амбициозны и самоуверенны. И дело здесь даже не в будущем, поиске работы и карьере

Они понимают, что всё это вполне достижимо и без диплома вообще, не то что без красного. Но сам факт того, что как это так, у неё, такой замечательной, и не красный диплом, для юной особы просто не переносим. У неё должен быть красный диплом, и всё тут. В своём университете я замечаю таких вот студентов с претензией «Хочу красный диплом!» всё чаще и чаще.

На вопрос: «Зачем тебе красный диплом?» внятно ответить не могут. Вроде и знают, что у нас сейчас переизбыток красных дипломов, и сам по себе он ничего не даёт. Вроде и смешные картинки с надписью «А что, если я тебе скажу, что всем плевать на твой красный диплом?» в соцсетях все уже сто раз видели. Но «Хочу красный диплом, и всё. Разбейтесь все в лепёшку, расшибитесь, порвитесь, но дайте мне его!». Красный диплом — в студию!

Вокруг красного диплома — много мифов. Вот основные из них, на мой взгляд.

1. Красный диплом — это круто!

Это показатель благополучия, он непременно обеспечит статус успешного и перспективного человека, у которого большое будущее, удовлетворит все амбиции, вызовет гордость родителей и уважение окружающих. Все будут просто в восторге от тебя, ведь у тебя — красный диплом!

Думается мне, дело здесь совсем не в современных студентах и выпускниках университетов. По крайней мере, не только в них.

Проблема в самом нашем обществе: его стереотипах, во многом устаревших, его ориентации на простую показуху, в старой установке «без бумажки ты букашка»

Красный диплом в нашем обществе до сих пор, несмотря на его уже доходящую до абсурда распространённость (иногда у половины потока красный диплом), окружён каким-то непонятным ореолом престижа. Фразы типа «С красным дипломом университет окончила девочка!», «А у моего Вовы красный диплом!», «У меня, может быть, даже красный диплом будет!» до сих пор вызывают и восторг, и зависть, и трепетное отношение. Вот и тянется нить стереотипов от десятилетия к десятилетию.

можно ли закончить колледж с красным дипломом

«Как можно считать высшим то образование, которое есть у всех?»

Система российского образования смертельно больна, это для всех давно очевидно. И там, где просто-напросто давно уже нет ценности реальных знаний и умений и нет даже понимания, что они такое, эти знания, и почему важны, где нет возможности гордиться реальной компетентностью, где вузы просто играют на амбициях молодёжи, красный диплом сам по себе становится такой ценностью. Да, философ Бодрийяр прав. Вот и разрастаются красные дипломы как раковая опухоль, и множатся, множатся, множатся…

2. Человек с красным дипломом действительно отличник. То есть — умный, образованный, талантливый и обязательно компетентный в своей области знаний.

«У меня красный диплом. Знаете, как я его получила? Да без проблем и, честно говоря, без усилий. Нисколько не парясь. В то время как многие мои однокурсники прогуливали пары или тупили в мобильники на них, устраивали пьянки в общаге, я просто ходила на все лекции и семинары, без пропусков (ну, может, пропускала какие-то только по болезни, да и то редко). Садилась всегда непременно в первый ряд, прямо перед носом препода, меня отмечали, запоминали, в конце концов, и в лицо, и по имени. Нууу, иногда подходила к преподавателю, чтобы задать какие-то ничего не значащие вопросы, имитируя интерес к предмету, или просто поболтать за жизнь. В итоге это очень помогало на экзаменах, большинство пятёрок мне поставили автоматом — просто по факту присутствия. И диплом писала также — будучи в хороших отношениях со своим научником — та всё мне объясняла, говорила как надо, все ошибки исправила, можно сказать, больше половины за меня написала. Она была очень авторитетный профессор у нас на кафедре, никто ничего против неё сказать не мог, вопросов мне никаких не задавали — „звёздная“ защита и пятёрка мне была обеспечена».

Задумывались об этом когда-нибудь? А про оценку «ладно» слышали? Так вот, её разновидность — «ну ладно, пять». Часто, увы, очень часто открывает преподаватель зачётку и: «О, у вас все пятёрки, ну ладно, так уж и быть, давайте и я вам поставлю „отлично“. Пусть эта сессия у вас тоже будет красной!». Всем известный факт, не правда ли? И так от одной «красной» сессии к другой — зачётка работает на такого вот отличника, ну, может быть, только на первом курсе он на зачётку. И коронная фраза на госах и на защите диплома: «Ну ладно, давайте поставим отлично: она идёт на красный диплом». Хотя диплом выполнен далеко не на отлично, иногда даже и не на «хорошо», а всего лишь — на «удовлетворительно». И далеко не самостоятельно написан. Иногда, правда, бывает, старательно хотя бы, но «как надо, по ГОСТУ», без каких-либо интересных идей, и по теме, которую уже сто раз писали и защищали. А вот тем, кто действительно пытается продвинуть необычную идею, написать работу в интересной нестандартной форме, смело отстаивает своё личное мнение на защите, наоборот, часто снижают оценку — нечего, мол, тут выпендриваться.

Научный руководитель чаще всего говорит: «Делай, как надо. Делай, как все. Чтобы не было лишних вопросов и лишних проблем». Любят послушных, умных почему-то не любят

Более того, есть ещё причины, увы, очень и очень неприятные. Со студентами сейчас, как все знают, жизненно необходимо поддерживать хорошие отношения. Слишком уж много стало у студентов прав. И много среди них платников с крутыми родителями за спиной. «Студент — наш клиент!» — таков девиз каждого вуза. Вот и стараются все удовлетворить студенческие амбиции, польстить студенту. «Вы здесь для того, чтобы у него всё было хорошо и благополучно!», — слышит научный руководитель от декана. Давайте прогнёмся под студента! Чтобы он потом хорошо отзывался о своём факультете, универе, не писал гадости в интернете, не давал вузу негативную оценку. Не писал жалобы в высшестоящие инстанции о якобы несправедливости преподавателей и целых экзаменационных комиссий. Нельзя идти на конфликт со студентом! Вот и приходится идти на сделку с совестью.

А ещё очень распространено сейчас то, что многие студенты ходят потом пересдают разные экзамены за прошлые годы. На пятом курсе пересдают за первый, второй курс. Несколько раз пересдают. Потому что выясняется, что у них, если бы не эта тройка, мог бы быть красный диплом. А бывает, что им и просто так, без проблем исправляют оценку на отлично, ведь «он же идёт на красный диплом у нас!».

Самому факультету или институту и университету в целом нужны показатели. Обязательно нужно создание образа успешности и конкурентоспособности самого вуза

Типа: смотрите, какие у нас умные выпускники! Сколько отличников! Половина группы идёт на красный диплом (а то и половина выпуска)! Давайте сами себя похвалим. Вот и завышаются оценки искусственно. Ради престижа! Увы — абсурдная ситуация.

Я редко ставлю пятёрки. Я стремлюсь ставить честную оценку. Именно по этой причине слыву в студенческих и в некоторых преподавательских кругах «злобным преподом», заваливающим, излишне строгим и требовательным. И ещё: мне нравятся интересные, странные, порой чудаковатые студенты. Отличающиеся именно нестандартностью мышления и интересом к моему предмету, а не стремящиеся любой ценой получить красный диплом. Иногда, каюсь, даже честнее будет сказать очень часто (да простят меня все мои всё же любимые студенты. ) с удовольствием задаю неординарные, проблемные вопросы, над которыми надо думать и на которые как раз не умеют отвечать наши типичные отличники. И — снижаю оценки.

Много раз ставила четвёрки и даже тройки в «пятёрашные» зачётки. И неизменно слышала о себе потом: «Вот если бы не она (нелестное слово, а то и нецензурное), у меня была бы красная сессия!». Вот и не складываются у меня отношения с типичными отличниками по этой причине. Много конфликтов. Часто бывали на меня жалобы в деканат и даже в ректорат. На защите диплома такие вопросы задавать бесполезно: всё уже предрешено заранее. Да и требуют с нас, чтобы все защитились хорошо и чтобы всё обошлось без проблем и конфликтов. Поэтому любую скользкую ситуацию тут же пытаются замять. И поставить оценку «отлично». Удовлетворим студенческие амбиции. Так всем спокойнее.

можно ли закончить колледж с красным дипломом

«Отчётность калечит не только образование, а всю страну»

Вот так и рождаются, в итоге, липовые отличники и фальшивые красные дипломы. Видимо, всё это говорит о фальшивости нашей системы образования в целом. Но об этом уже и так много сказано, и продолжают говорить. Прошу прощения, если преувеличила и кого-то обидела. Заслуженные красные дипломы редко всё же встречаются. Но в целом, думается, тенденция именно такая.

«Дистресс студентов от того, что им вручают незаслуженные дипломы, равен дистрессу преподавателей и дополняет его. Он более скрыт и более коварен, чем традиционное опасение провалиться на экзамене или получить бесполезное образование. Это страх перед ценностью, лишённой эквивалентности. Эта паника от очевидности того, что ценность отделяется от своего содержания и функционирует сама по себе, в своей чистой форме. Университетские ценности (дипломы и так далее) будут множиться и продолжат циркулировать подобно „блуждающему капиталу“ или евродолларам. Они будут вращаться по кругу, лишённые всякого критерия референтности, пока полностью не обесценятся. Однако это не имеет значения: одного лишь их обращения достаточно для того, чтобы создать социальный горизонт ценности, и присутствие призрачной ценности от этого только возрастает».

3. Красный диплом — реальный пропуск в аспирантуру (магистратуру), он даст возможность заниматься наукой дальше, обеспечит учебные и научные стажировки в зарубежных престижных университетах.

В советские времена, возможно, так оно и было. Да и сегодня иногда так бывает по старой традиции советской системы образования. Многие наши пожилые профессора старой закалки родом ещё оттуда и с теми установками и стереотипами. Да и красный диплом тогда так легко получить не удавалось. Советский красный диплом был действительно красным! И был редкостью, всего 2-3 красных на поток выпускников. Для сравнения: в наше время их 20-30, а то и половина потока. Сейчас ситуация, к счастью, меняется. В данном случае красный диплом может, конечно, как-то поспособствовать научной карьере в самом начале, добавить баллов или голосов «за» при поступлении в аспирантуру, дать первоначальный импульс.

Но сам по себе красный диплом не сделает тебя учёным. Для научной стажировки в зарубежных университетах требуется интересное мотивационное письмо, эссе, оригинальные идеи и реально выигранные научные гранты. Многие научные программы разрабатываются в сотрудничестве с учёными зарубежных университетов. Потому в магистратуру и аспирантуру теперь стараются брать действительно талантливых ребят, чтоб не ударить в грязь лицом.

Умение учиться на отлично ещё не свидетельствует ни о высоком уровне интеллекта, ни о таланте учёного, ни об исследовательских способностях, ни о любви к науке

Часто за ним стоит в лучшем случае обычное трудолюбие, учёба, основанная на зубрёжке, добросовестность и дисциплинированность, в худшем — то, что я описала выше. И вот типичный отличник, работавший над темой исследования по диплому с сильным профессором, получает рекомендацию в аспирантуру и не может там учиться! Поскольку у него создана лишь иллюзия его «высокого научного уровня» и «отличной и сильной» дипломной работы. А в аспирантуре действительно ценится нестандартность и самостоятельность мышления, страсть к науке, стремление к новизне, настоящим открытиям и свершениям.

Бывает, что студент-отличник просто поступает в аспирантуру, потому что не знает, что ему делать дальше, не определился с работой, боится взрослой жизни и потому пытается остаться в привычных университетских стенах. И таких сейчас немало. Вот и не может такой отличник написать диссертацию и выбывает из аспирантуры сам собой, оставаясь один на один со своим красным дипломом и с психологической травмой в придачу.

4. Красный диплом сам собой говорит о том, что человек, только что вышедший из стен вуза, классный специалист, отличный профессионал или сразу (в первый же день работы!) станет таковым.

Ничего подобного. Сказки, да ещё какие! Из разговора с одной моей бывшей студенткой о мытарствах в поисках работы.

«Я пришла на собеседование. Руководитель фирмы на моих глазах набрал номер телефона, потом неожиданно дал телефон мне и сказал: „Переводите!“. Переводить надо было с китайского. На другом конце трубки была китаянка из какой-то партнёрской организации. С ужасом я вдруг осознаю, что понимаю очень мало, почти совсем не понимаю, о чём она говорит. Пытаюсь всё же переводить, что-то перевожу слово через два. Окончательно теряюсь и краснею. Работодатель говорит: „Вот её, вот эту самую китаянку, у нас считают некомпетентной. Если вы сможете хотя бы так же когда-нибудь, то это уже будет для вас великим достижением! До свидания! Удачи!“. Я была в шоке. Я ведь проходила стажировку в Китае и вроде неплохо говорю по-китайски. Такого провала я просто не ожидала!».

Вот так девушка с красным дипломом, привыкшая быть отличницей ещё с первого класса, реально начала осознавать, что она может, а что нет. Университетский мир и мир деловой — разные вселенные. Сейчас, увы, не редкость случаи, когда выпускник вуза даже не имеет реального представления о своей специальности, а живёт иллюзиями о её престижности. И он со своим красным дипломом ничего реально не умеет. Всему придётся чуть ли не с нуля и долго учиться. Учиться работать! Университет сейчас — уютное, комфортное место, где преподаватели относятся к студентам очень корректно, бережно и нежно, продолжая считать их детьми и балуя пятёрками. Рынок труда основан на жёсткой конкуренции и требует огромных знаний, опыта работы и реального умения трудиться. Университет базируется в основном на теории, профессиональный мир — на практике, он требует практических навыков.

В университете тянут всех (и даже на красный диплом тянут, хоть и не всех!), на рынке труда выбирают лучших из лучших

И работодателю выгоднее взять сотрудника с опытом работы, чем учить, а чаще всего переучивать, вчерашнего студента, хвастающегося своим красным дипломом.

5. Красный диплом априори поможет найти хорошую работу, сам собой автоматически откроет двери престижных международных корпораций, обеспечит конкурентоспособность на рынке труда, стремительный карьерный рост и высокую зарплату.

Ерунда! И о том, что это полная чушь, кажется, знают все уже давным-давно! И всё равно «идут на красный диплом»!

Из разговора с другой моей бывшей студенткой, пытавшейся устроиться в престижную компанию переводчиком.

— Какие у вас реальные достижения? — спрашивают меня на собеседовании в одной известной переводческой компании.

— У меня красный диплом, — отвечаю с уверенностью и гордостью.

— У всех у вас сейчас красный диплом. Много вас тут таких приходит с красным дипломом, а языка реально не знаете, — отвечают мне весьма резко. Вот тесты на знание английского. Если вы выполните наши тесты, тогда мы вас возьмём, будь у вас хоть какой диплом по любой специальности. Нет — не обессудьте, не возьмём, даже если у вас красный диплом иняза.

Делаю тесты неделю, наконец, высылаю. Их ответ: «Ваш уровень владения английским языком не отвечает требованиям нашей компании». Когда то же самое повторяется и во второй, и в третий раз в других компаниях, до меня начинает доходить страшная правда: таких, как я, — пруд пруди, и все с красным дипломом! И у всех язык далеко не на уровне».

Часто вчерашние студенты на вопрос потенциального работодателя «Какой вуз и какой факультет вы окончили?» сами сразу же весьма амбициозно и нескромно отвечают: «МГУ (НГУ, ТГУ) и с красным дипломом!», ожидая, что их оторвут с руками и ногами и сразу же предложат минимум должность директора банка с достойной зарплатой. И что они тут же «сразу всех сделают»! У многих всё ещё сохраняются подобные иллюзии. И тут оказывается, что работодателю совсем не важно, какой у тебя диплом, он знает нынешнюю ситуацию с дипломами в вузах. Ему важно, какой ты человек (и он надеется, что ты честный и порядочный), насколько ты реально трудолюбив, инициативен, компетентен, готов учиться и расти дальше. Насколько ты готов к преодолению трудностей и сам, и вместе с коллективом. Насколько ты будешь предан делу. И да, пресловутое: «Есть ли у вас опыт работы?». Вот и становится красный диплом подставкой для кофе или ковриком для мышки.

Вместо того, чтобы 4-5 лет студенческой жизни лелеять мечту о красном дипломе и «идти на красный диплом», лучше пойти реально поработать и приобрести этот «опыт работы»

Те, кто давно и успешно работает, вспомните: спрашивал ли когда-нибудь кто-нибудь у вас про диплом и интересовался ли вашими отличными оценками при устройстве на работу? Скорее всего: нет и ещё раз нет! И у меня никто такого не спрашивал. Было бы хорошо, если бы понимание того, что карьеру в большинстве случаев придётся начинать с самых низов, прилагая массу усилий, набираясь опыта постепенно, пришло к нашим студентам как можно раньше. Это избавило бы их от многих разочарований.

Я реально за отличную учёбу. Но под таковой я подразумеваю не учёбу для того, чтобы получать всё время оценки «отлично» в зачётку, иногда честным, а иногда и не очень честным путём. Оценка вообще не должна быть самоцелью и самоценностью. Под «отлично» я понимаю стремление подготовить отличный ответ, в который вложены силы, ум, душа, реальная работа на совесть и реальное желание заинтересовать преподавателя и однокурсников, отличный проект, который реально можно будет внедрить, отличную, собственным трудом выполненную научно-исследовательскую работу с реальными, пусть и небольшими пока, достижениями. Всё то, что реально поспособствует приобретению знаний, умений, навыков, повышению уровня компетентности. Вот это будет отлично! И красный диплом здесь вовсе ни при чём!

Источник

Как я получил среднее профессиональное образование

И почему не хотел учиться в вузе

Я уверен: в колледжах образование не хуже высшего.

Среднее профессиональное образование, или СПО, раньше получали в ПТУ, то есть техникумах. Сейчас большинство переименовали в колледжи и открыли факультеты СПО при некоторых вузах.

Я окончил факультет среднего профессионального образования в ИТМО — Национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики в Санкт-Петербурге. Расскажу подробнее, что такое СПО, почему после девятого класса я ушел из школы, как поступал и как учился на факультете СПО. И объясню, почему потом не хотел оканчивать вуз.

Что такое среднее профессиональное образование

Если сильно упрощать, то среднее профессиональное образование — что-то промежуточное между школьным и высшим. Школа не дает никакую специальность, а в вузах учат сложным профессиям: врача, инженера, биолога, лингвиста, адвоката, учителя математики в старших классах. А СПО получают будущие специалисты-практики и работники среднего звена:

Многим из этих профессий можно учиться и в вузах, но более углубленно. А СПО дает минимум навыков, чтобы работать по специальности.

Среднее профессиональное образование получают в колледжах, техникумах или на факультетах СПО при вузах. При поступлении можно выбрать любую специальность. Это не вуз, где от будущего юриста требуют ЕГЭ по обществознанию, а от филолога — по русскому языку. Я выбрал специальность «Программирование в компьютерных системах».

После 9 классов СПО получают четыре года, а после 11 классов — три. По итогу выдается диплом и присваивается квалификация. Например, моя квалификация — «техник-программист».

После СПО можно поступить в вуз и углубленно изучать свою специальность.

Почему я решил получить СПО

Я поступил на СПО после 9 класса, в 2012 году. Рассказываю, что меня к этому подтолкнуло.

Надоела школа. К 9 классу я возненавидел некоторые предметы: рисование казалось лишним, а физика и химия — неинтересными. Мне надоело ими заниматься: я хорошо разбирался в компьютерах и вообще-то мечтал стать программистом.

Посмотрел фильм «Социальная сеть» о том, как студент Марк Цукерберг придумал «Фейсбук». Меня впечатлило, что он сделал это без высшего образования, а просто с помощью современных технологий. И заработал на этом большие деньги.

Поговорил с другом-студентом — он как раз учился на факультете СПО на программиста. Друг рассказал про дух студенчества и убедил: чтобы стать программистом, не обязательно учиться в школе до 11 класса.

Средняя заработная плата по занятиям, полу и уровню образования в 2017 году, РосстатDOC, 91 КБ

Решил, что диплом при трудоустройстве не важен. Из статей в интернете я понял: в 2012 году многим работодателям было все равно, окончили вы колледж или вуз. Знакомый из «Хедхантера» говорит, что так происходит до сих пор: в мае 2020 года только 25% работодателей искали специалистов с высшим образованием, 9% — со средним профессиональным, а 64% вообще было все равно.

Хотел сэкономить на обучении. Как и в вузах, на программах СПО есть бюджетные и платные места. Если бы в 2012 году я не поступил на бюджет, учился бы программированию за 55 000 Р в год. Похожая вузовская программа в ИТМО называлась «Прикладная математика и информатика». Обучение там стоило 150 000 Р в год. Сейчас, в 2020 году, СПО в ИТМО стоит 84 000 Р в год, а высшее образование — 200 000 Р в год.

Сходил на день открытых дверей в ИТМО, где учился мой друг. Узнал, что программа СПО в нем охватит порядочно айти-областей : веб- и мобильную разработку, игры и много чего еще. В вузе же узкую специализацию выбирают при поступлении, а потом изучают только ее. Еще мне рассказали, что с дипломом СПО можно поступить без ЕГЭ сразу на второй курс университета.

Моя мотивация выросла до потолка, и я стал готовиться к поступлению на факультет СПО.

Как я поступал на СПО

Чтобы поступить на факультет СПО, я показал приемной комиссии аттестат за 9 класс, написал диктант по русскому языку и сдал экзамен по математике. Сейчас достаточно аттестата: у кого выше средний балл по математике, русскому языку и информатике, те и проходят на бюджет. Остальные учатся за деньги.

Я готовился к диктанту и экзамену три месяца: занимался 1—2 часа в день. Каждый вечер мама сама устраивала мне диктант, и мы анализировали ошибки. А с математикой помогала школьная учительница: давала дополнительные задачи на уроках, потом разбирала их со мной и спрашивала теорию.

В итоге я написал диктант на 95 баллов из 100: немного подвела пунктуация. А на экзамене по математике я не был уверен, что правильно ответил на устные вопросы. Думал уже, что на бюджет не пройду: конкурс был пять человек на место. Но в итоге все-таки прошел.

Как я учился

Я учился четыре года. Расскажу, что такое непрерывная система образования, почему я ее выбрал, какие изучал предметы и как строилось обучение.

Непрерывная система образования. Студенты на бюджете могли учиться по стандартной программе или по расширенной, она называлась непрерывной системой образования. После нее можно было поступить сразу на второй курс в ИТМО.

Предметы и там и там были одинаковые, но в расширенной — больше пар. Можно было освоить цифровую обработку информации, дискретную математику, работу с пакетами «Майкрософт офис». Еще после расширенной программы на втором курсе вуза ставили «автоматы» за некоторые экзамены и зачеты. Например, по физике или численным методам. Это тоже был плюс.

В общем, я выбрал расширенную программу. Обучение по стандартной для меня было бы бесплатным, а расширенная стоила 45 000 Р в год. Но нам с мамой она так понравилась, что мама согласилась платить.

Я учился по этой программе три года из четырех. Потом надеялся сразу поступить в вуз, но узнал, что мне не дадут отсрочку от армии. Армия бы все равно прервала мое обучение, и на четвертом курсе мы перестали платить за непрерывную систему.

заплатила моя мама за три года моей учебы

Предметы я условно делил на общеобразовательные, профессиональные и прикладные. Общеобразовательные были просто для эрудиции. Это дискретная математика, физика, биология, химия, английский и история. Я особенно любил математику, но она тяжело мне давалась.

На профессиональных предметах мы изучали то, что могло пригодиться в работе. Например, программное обеспечение компьютерных сетей, микропрограммирование, компьютерную графику и много чего еще.

Микропрограммирование я ненавидел — это про написание программ на уровне «железа» компьютера. Экзамен сдавал два семестра ценой бессонных ночей. Зато любил «Компьютерные сети»: мы моделировали сети с нуля или исправляли готовые. По этой дисциплине я не прогулял ни одной пары и сдал все лабораторные работы на пятерки.

Прикладные предметы тоже должны были помогать в работе. На «Документировании и сертификации программного обеспечения» нас учили описывать свои проекты и составлять техзадания. На «Технологиях и разработке» — эффективно писать код без привязки к конкретному языку программирования.

Мне часто казалось, что я не переварю столько информации, но одногруппники всегда помогали.

Как строилось обучение. Занятия шли с 09:00 до 16:50. Но от дома до факультета я добирался полтора часа, поэтому вставал в 07:00, а возвращался в 18:30. Потом два с половиной часа делал домашние задания. Кроме учебы, ни на что не было времени.

Сессий было две: летняя и зимняя. Для допуска на экзамен или зачет мы сдавали определенное количество работ. Например, по «Основам программирования» — 12 лабораторных.

Были и контрольные работы. Как правило, я готовился основательно: перечитывал конспекты и решал задания. Но иногда ленился, пересдавал по несколько недель и допуска к экзамену добивался измором.

На четвертом курсе занятия шли два раза в неделю и только по узким темам. А по «Информационной безопасности» мы вообще прошли онлайн-курс на английском языке. Курс был бесплатный и проходил на базе Университета Джорджии в США. Можно было учиться самостоятельно или приходить на занятия — там читали переведенные лекции.

Каждую неделю и в конце курса мы сдавали тесты и писали эссе на английском. В итоге я получил сертификат, а за него — зачет по предмету на факультете. Сертификат мне нигде не пригодился, но на всякий случай я всегда пишу о нем в резюме.

Мои доходы во время учебы

Стипендию я получал первые полтора года — 487 Р в месяц. Помню, как ждал дня икс и бежал к банкомату. Потом появились долги по учебе, и стипендию я потерял.

моя стипендия в 2012 и 2013 годах

Я откликнулся, и меня пригласили на собеседование. Его проводил технический директор — выпускник ИТМО. Он был хорошо ко мне настроен, и я просто рассказал, что разбираюсь в верстке и хочу развиваться. Директор взял меня на стажировку, а потом много помогал в процессе.

Стажировка мне нравилась. Я верстал небольшие статьи для блога компании, изучал язык JavaScript и разрабатывал калькулятор для сотрудников маркетингового отдела. Когда его внедрили, не мог поверить, что мою работу кто-то использует.

Но несмотря на все проблемы, стажировка была полезной. Все, с чем я там столкнулся, было и на других работах, а я уже оказался к этому готов.

Подработка преподавателем. Когда я учился на четвертом курсе, заболел преподаватель по введению в веб-технологии. Он вел занятия для 7—9 классов на подготовительных курсах. А мой дипломный проект как раз был связан с вебом. В итоге мне предложили подменить преподавателя: рассказать ребятам, как устроен интернет, что такое сайты и серверы. Я согласился.

На подготовку первых лекций у меня ушла неделя. На первом занятии я очень волновался, но меня внимательно слушали, и я успокоился. Еще было приятно, что ребята хорошо делают практические задания, потому что я понятно объяснил теорию.

Занятия были по вечерам после моих пар, так что учебе они не мешали. А опыт публичных выступлений потом помог на защите диплома.

Как я писал и защищал диплом

Весь четвертый курс я делал дипломный проект — новый сайт моего факультета. Старый был полезен только абитуриентам и их родителям, но не студентам — я решил это исправить.

К концу сентября я утвердил тему, в декабре — презентовал ее и набросал техзадание. А сам сайт разрабатывал всю весну. Я верил, что им будут пользоваться люди, и сосредоточился на дизайне: смотрел лекции, осваивал «Фотошоп» и «Скетч».

Дипломный проект оказался самым ценным с точки зрения образования: я наконец-то применял знания на практике. Но мне много помогали руководитель и одногруппники: консультировали по вопросам, в которых я не был силен. Часть моего кода ими и написана, а взамен я помогал им с дизайном и версткой.

В конце я представил свой проект преподавателям и одногруппникам и обосновал затраты на него и возможную прибыль. Очень волновался, но в итоге получил «отлично». Только жаль, что мою разработку так и не внедрили, и сайт факультета по-прежнему кажется мне безликим.

Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>

Почему я не стал учиться в вузе

Летом 2017 года я вернулся из армии и стал готовиться к поступлению в вуз. Мне понравилось преподавать, и я хотел стать учителем математики. Выбрал математический факультет Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена в Санкт-Петербурге.

Абитуриенты с дипломом об СПО могут не сдавать ЕГЭ, чтобы поступить в вуз. Для них проводят устные экзамены, тесты и контрольные работы. Я сдавал математику, русский язык и обществознание. Готовился две недели по 3—4 часа в день, в основном решал задания из ЕГЭ. Но вступительные тесты оказались гораздо проще — я набрал 237 баллов из 300 и поступил на бюджет.

Я отучился год и решил, что вузовские знания можно получить и самому, на бесплатных образовательных курсах в интернете. К тому же я продолжал преподавать на подготовительных курсах, и совмещать работу с учебой оказалось сложно. Я не успевал делать домашние задания. Говорил преподавателям, что это из-за работы, но поблажек мне все равно не делали. А уйти с работы я не мог: хотелось зарабатывать деньги, а не сидеть на маминой шее.

Еще мне было тяжело общаться со вчерашними школьниками, которые учились на моем курсе. Я уже работал, а они еще были детьми. В общем, я ушел из университета и стал искать работу по специальности на полную ставку.

Кем я работал

Первую работу по специальности я нашел за две недели. Мой знакомый открыл свою компанию по верстке и взял меня младшим тестировщиком на зарплату 30 000 Р в месяц. За год я вырос до руководителя отдела и стал зарабатывать 45 000 Р в месяц. Но тестировать мне надоело, а зарплата оказалась ниже средней по рынку, и я уволился.

я получал на первой работе в месяц

Еще два месяца я помогал другому знакомому с дизайном и получал 30 000 Р в месяц. Но при этом я мечтал работать в Т⁠—⁠Ж. Вакансий здесь не было — я просто написал управляющему редактору и рассказал, что умею делать. И меня взяли верстальщиком.

Минусы СПО

Я не жалею, что выбрал среднее профессиональное образование, но у него есть и минусы. Например, в 9 классе трудно выбрать специальность на всю жизнь, а тесты по профориентации никто не проводит. А еще после СПО нет отсрочки от армии в вузе, трудно найти работу за границей и занимать руководящие должности в России.

Нет отсрочки от армии в вузе. Отсрочку от армии можно получить один раз: или в колледже, или в вузе. Исключение — если после вуза вы пошли в магистратуру или аспирантуру. Моя отсрочка «включилась» на втором курсе, когда мне исполнилось 18 лет. Потом перед поступлением в вуз мне пришлось сначала отслужить.

Трудности с переездом за рубеж. Не везде российский диплом об СПО ценится, как европейский или американский. Например, во Франции он приравнивается только к диплому о краткосрочном высшем образовании техника или к вузовскому технологическому диплому. То есть стать там поваром или дизайнером с российским СПО трудно.

Чтобы получить «голубую карту» для переезда в Европу, нужно именно высшее образование.

Трудно стать руководителем. Я слышал, что сотрудникам с СПО не всегда предлагают повышение и редко берут их на руководящие должности. Хотя на первой работе мне все же удалось стать руководителем отдела.

Знания из колледжа помогли мне начать свое дело

В 2016 году я окончила художественно-графическое отделение колледжа и одновременно — факультет психологии в вузе. Колледж дал много практики, а университет — только красивый диплом. Психологом я так и не стала, а знания из колледжа помогли мне начать свое дело.

В 2017 году мы с молодым человеком открыли бизнес по росписи стен. Он приносит 100 000—400 000 Р в месяц. Я управляю художниками, рисую эскизы, выбираю технику исполнения и материалы. Еще обучаю новых сотрудников скоростной росписи: наш принцип — делать роспись за один день.

СПО дало мне уверенность в себе и помогло развить талант, чтобы он приносил деньги.

За СПО — будущее

В 11 классе я провалился на ЕГЭ по физике и не поступил в вуз, в который хотел. Решил получить хоть какое-то образование и выбрал первый попавшийся техникум недалеко от дома. Места оставались только на направлении «Монтаж и эксплуатация промышленного оборудования». Меня взяли сразу на второй курс, потому что поступал после 11, а не 9 класса.

можно ли закончить колледж с красным дипломом

Я учился три года. На третьем-четвертом курсах практиковался в такелажно-монтажной службе: работа мне нравилась и приносила 30 000 Р в месяц. Для студента-очника это было много, и я понял, что хочу развиваться в этом направлении.

Сейчас я монтажник лифтов в крупной финской компании. Зарабатываю в среднем 80 000 Р в месяц. Считаю, что за СПО — будущее. А если что, после него можно получить и высшее образование, но уже имея рабочую профессию.

Никто из моих работодателей не спрашивал диплом вуза

Я считал, что учиться в 10—11 классах — бесполезная трата времени. Поэтому после 9-го решил получать рабочую специальность. Ходил на подготовительные курсы и поступил на факультет СПО в ИТМО.

Я учился на программиста и за четыре года понял: главное — делать все вовремя. На четвертом курсе я начал работать программистом за 15 000 Р в месяц. И за семь лет дорос до технического директора и получаю в разы больше. СПО дало мне базовое понимание сферы айти, а диплом вуза никто из работодателей не спрашивал: везде нужны были только знания и опыт.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *