можно ли заиграть учебный процесс в ноо
Особенности учебного занятия в рамках ФГОС НОО
В ФГОС НОО цель образования определена как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Важнейшей задачей современной школы является формирование совокупности УУД, обеспечивающих компетенцию «научить учиться»
Просмотр содержимого документа
«особенности учебного занятия в рамках ФГОС НОО»
Особенности учебного занятия в начальной школе
с позиции требований ФГОС НОО
В ФГОС главная цель образования определена как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.
Важнейшей задачей современной школы является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Поэтому наиболее актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности, необходимые на протяжении всей жизни.
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?
Остановимся на критерии результативности урока.
1. Цели урока задаются с передачи функции от учителя к ученику.
2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений искать способы выхода из затруднения)
3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
4. Учитель использует диалог, обучает учащихся ставить и отвечать на вопросы.
5. На уроке даются четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
6. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого разные приемы.
7. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
8. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
Сегодня мы более подробно остановимся на каждом этапе урока и попытаемся понять, как правильно использовать педагогические приемы, способствующие формированию умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. научить школьников умениям и навыкам самостоятельности и саморазвития.
Рассмотрим ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА:
1. Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.
2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.
3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе.
4. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом.
5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.
6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п.
7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.
8. Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.
Рассмотрим подробно структуру урока введения нового знания в рамках деятельностного подхода. Этот материал есть в ваших папках.
Остановимся на каждом этапе отдельно.
Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
— актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо”);
— создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу”);
— устанавливаются тематические рамки («могу”).
— учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям, предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони);
— учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы, дети высказываются;
— девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех» и др.)
— Прием коммуникации – взяться за руки со словами «Если будет трудно – я тебе помогу»,
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».
Это может быть побуждающий и подводящий диалоги,
— идеальный опрос (Учащиеся сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю. Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (Учащиеся поднимают руки.) На «4»? На «3»? Спасибо. ).
III. Выявление места и причины затруднения.
Цель: «Чего мы ещё не знаем?»)
На данном этапе учитель организует выделение цели и задач урока (целью всегда является устранение возникшего затруднения).
— домысливание при помощи слов- «помощников»,
— удивляй (Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей),
Цель: проговаривание нового знания, (запись в виде опорного сигнала)
— фронтальная работа, работа в парах, группах;
— комментирование, обозначение знаковыми символами;
— лови ошибку (учитель допускает ошибки, которые необходимо исправить),
— свои примеры на изученное правило.
Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет.
— Письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (2-3 типовые задания).
Сначала детям предлагаются задания, которые содержат
новый алгоритм, новое понятие.
Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
— задание массивом (учитель дает 10 заданий из которых необходимо выполнить обязательно оговоренное количество),
— особое задание (особое задание для особых учеников по сложности).
Цель: осознании обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
Возможно использовать вопросы:
Какую задачу ставили на уроке?
Удалось решить поставленную задачу?
Какие получили результаты?
Что нужно сделать ещё?
Где можно применить новые знания?
Что на уроке у вас хорошо получилось?
Над чем ещё надо поработать?
Остановимся подробнее на видах рефлексии. Так как сложилось мнение, что рефлексия это только кружочки, цветочки и т. д.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Рефлексия может быть :
Физическая (успел – не успел);
Интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
Духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других)
Отметим виды рефлексии:
— рефлексия настроения и эмоционального состояния,
— рефлексия учебного содержания.
Изменения в деятельности педагогов
Деятельность педагога, работающего по ФГОС, также изменилась.
• по поиску и обработке информации;
• обобщению способов действия;
• постановке учебной задачи и т. д.
— Результаты обучения не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные.
— Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки.
Все чаще при планировании урока групповые и парные формы организации деятельности учащихся преобладают над фронтальными.
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС, представлена в папке.
Изменения в деятельности обучающихся
Изменения коснулись и деятельности обучающихся. Самостоятельной работе детей на уроке отводится больше времени, чем ранее, причем характер ее стал исследовательским, творческим, продуктивным. Учащиеся выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности.
— Самостоятельный поиск решения поставленной задачи
— Учителем организована деятельность детей:
• по поиску, обработке информации;
• обобщению способов действия;
• постановке учебной задачи и т. д.
— Детям предоставлена возможность вариативного выполнения задания; учащиеся свободно выражают мысли, доказывают свою точку зрения, не боятся высказывать мнения, противоположные мнению учителя.
Характеристика изменений в деятельности первоклассника, обучающегося в соответствии с ФГОС, представлена в папке.
В заключении попробуем ответить на вопрос что же главное в уроке?
Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение.
Для одних успех обеспечивается эффектным началом, захватывающим учеников сразу с появлением учителя.
Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого.
Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему давать урок, развивая понимание знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.
Статья «Особенности учебного занятия в начальной школе с позиции требования ФГОС НОО «
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Особенности учебного занятия в начальной школе с позиции требований ФГОС НОО
Чурнусова Лада Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ лицей № 1 г. Волжского Волгоградской области
В данной статье рассматриваются критерии результативности урока, структура урока в рамках деятельностного подхода, изменения в деятельности педагога и обучающегося, классификация уроков деятельностной направленности по целеполаганию.
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения? Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.
Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений)
Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность)
Рассмотрим примерную структуру урока введения нового знания в рамках деятельностного подхода.
1. Мотивирование к учебной деятельности.
актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо”);
создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу”);
устанавливаются тематические рамки («могу”).
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
3. Выявление места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
5. Реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. Какую ставили учебную задачу? Удалось ее решить? Каким способом? (работа в паре, с помощью учителя и т.д.) Где будете применять знания?
Деятельность педагога, работающего по ФГОС, также изменилась.
Теперь более половины времени урока занимает самостоятельная деятельность обучающихся. Главная цель учителя на уроке «Организовать преимущественно групповую, индивидуальную деятельность детей: по поиску и обработке информации; обобщению способов действия; постановке учебной задачи». Учитель использует формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте.
Изменения коснулись и деятельности обучающихся. Самостоятельный поиск решения поставленной задачи, самостоятельный выбор необходимых информационных ресурсов, самостоятельное использование интернет-ресурсов, уточнение вопроса (ученики задают вопросы с целью уточнить, пояснить детали задания), работа в группе согласно установленным правилам, самостоятельная деятельность детей на уроке осуществляется для достижения поставленной целит по поиску, обработке информации, обобщению способов действия, постановке учебной задачи, активное включение обучающихся в образовательный процесс, постепенное выстраивание субъект-субъектных отношений, возможность вариативного выполнения задания, учащиеся свободно выражают мысли, доказывают свою точку зрения, не боятся высказывать мнения, противоположные мнению учителя, возможность самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, дети умеют применять знания на практике, способны действовать в нестандартных ситуациях.
Требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы: самоопределение (внутренняя позиция школьника; самоидентификация; самоуважение и самооценка); смыслообразование (мотивация (учебная, социальная), границы собственного знания и «незнания»); ценностная и морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков).
Требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы: регулятивные (управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность); коммуникативные (речевая деятельность; навыки сотрудничества); познавательные (работа с информацией; работа с учебными моделями; общих схем решения; использование знако-символических средств, выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие).
Требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы: опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания, предметные и метапредметные действия с учебным материалом.
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на 4 группы:
Урок «открытия» нового знания. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.
Урок рефлексии. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей в рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы. Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов.
Урок общеметодологической направленности. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
Урок развивающего контроля. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции. Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
2. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.
От чего зависит успешность обучения в школе?
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
От чего зависит успешность обучения в школе?
Цель собрания: актуализировать проблему успешности учебной деятельности первоклассников.
Рассмотреть некоторые проблемы адаптации первоклассников к школе; показать пути их преодоления.
Повысить уровень педагогической и психологической культуры родителей.
Повысить интерес родителей к вопросам воспитания и образования детей, активизировать родителей на их решение.
Форма проведения : родительское собрание.
Участники: классный руководитель, родители обучающихся.
Обучения в начальной школе – важнейший этап в жизни ребёнка и его родителей. От чего зависит успех обучения? Что может помочь более полноценному развитию школьника? Какая роль принадлежит родителям, учителю в формировании учебной деятельности?
Эти и многие другие вопросы волнуют родителей. Однозначно на все вопросы ответа, конечно, нет, но можно подобрать нужную информацию, советы, опыт, рекомендации, которые помогут избежать ошибок в воспитании и обучении ребёнка, помочь ему стать успешным.
Какая часть речи в русском языке не относится ни к самостоятельной, ни к служебной части речи?
При каком императоре было отменено крепостное право?
Какая величина является мерой гравитации?
Кто считается русским энциклопедистом в области науки, культуры, искусства и технологии производства?
Задача школы – научить детей учиться, приобретать знания из различных источников информации самостоятельным путем.
Самостоятельность не дается человеку от рождения . Она формируется и достигает определенного уровня развития в результате включения ребенка в специально организованную взрослыми деятельность.
Мы все хотим, чтобы наш ребёнок хорошо учился.
Но может ли он это?
Мы, родители, передаём ребёнку в генах не только цвет волос и форму глаз, но и природные задатки, на базе которых развиваются способности к различным учебным предметам. Но, как показывает практика, эти способности развиваются не всегда успешно.
Проблема ребёнка уходит корнями в дошкольный период. Многие родители не знают, что половина прижизненного развития заканчивается к 4-м годам, ещё треть – заканчивается к 8-ми и только 20% остаётся на всю жизнь. Но кто обучал родителей, как и что надо делать?
Вот и несёт ребёнок в школу вместе с портфелем мешок проблем.
Приготовление домашнего задания является важным моментом в жизни школьника, а также в воспитании самостоятельности у ребенка
Родителям следует запомнить несколько правил:
4. По русскому языку обращайте внимание на выполнение упражнений полностью (заданий может быть несколько). При трудностях выполните вслух всё упражнение, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов: при его письменном выполнении ребёнок ещё раз будет вспоминать. Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание, не стойте за его спиной.
6. В ходе выполнения домашнего задания не отвечайте ни на один вопрос, пока задание не будет выполнено до конца, посмотрите, есть ли ошибки, предложите поискать их самому. Не высмеивайте ошибки своих детей.
Если ребёнку с трудом даётся учёба и выполнение домашнего задания, то первоначально за учёбу придётся засесть и родителям.
Самостоятельный ребёнок – это отлично, но родительский контроль должен быть ежедневным. Именно контроль, а не работа за ребёнка.
Успешные ученики не рождаются таковыми. Они могут достигнуть успеха, соблюдая важные условия организации обучения.
Не старайтесь втиснуть в одно занятие большой блок учебной информации.
Если вы хотите, чтобы ваш ученик стал успешным, он должен научиться быть последовательным в познавательной деятельности и иметь регулярный, но обязательно короткий, период обучения.
Установите график обучения.
Ученики, которые учатся от случая к случаю, как правило, не добьются успеха. Составьте учебное расписание.
3. Учиться в одно и то же время.
Необходимо не только учебное расписание, но и строгий распорядок дня. Важно, чтобы ученик мог рассчитывать своё время, знал, какие часы выделены на учёбу, а когда можно поиграть во дворе. Умственно и эмоционально он должен быть готов учиться в одно и то же время каждый день и каждую неделю. Лишь тогда учеба станет частью его жизни.
4. Обучение должно иметь конкретные цели.
Бесцельное обучение является контрпродуктивным. Каждый раз, когда ученик садится за учебный стол, перед ним должна стоять чёткая учебная задача, которая приведёт к достижению его долговременной учебной цели (к примеру, выучить умножение на 8 и т.п.).
5. Не откладывайте дальнейшую учёбу.
После достижения определённой промежуточной учебной цели, сложно устоять перед искушением немного полениться. Оправдаться очень легко, когда у вашего ребенка много других дел (тренировки, компьютерные игры, кино, интересные поездки). Пауза не должна затягиваться. Иначе весь предыдущий труд будет напрасен.
6. Начинайте домашнюю работу с самого сложного предмета.
Поскольку большинство моральных и физических сил затрачивается при изучении самых сложных тем, то они должны начинаться первыми. Начиная с самой сложной работы, мы сможем значительно повысить эффективность занятий.
7. Посмотрите учебные задания вместе с вашим ребенком.
Конечно, ученик должен в первую очередь сам разобраться, но в случае необходимости придите к нему на помощь. Ни в коем случае не подсказывать, но убедитесь, что ученик знает, как выполнить новое задание правильно.
8. Создайте такое рабочее место, где ваш ученик не будет отвлекаться.
Учебный процесс не терпит многозадачности. Если ученика лишний раз побеспокоили, то он теряет ход своих мыслей, отвлекается на разговоры родителей, работающий телевизор и т.п. Прежде чем ваш ученик начнёт занятие, убедитесь в отсутствии работающих компьютеров, планшетников, телевизор, которые могут помешать ему.
9. Подведение итогов за неделю.
Подведите итоги с вашим ребёнком во время выходных. Конкретно разберитесь, что получилось, где допущены промахи. В чём их причины. Это пригодится для продолжения успешной учёбы на следующей неделе и в последующем.
И главное. Не сравнивайте ребёнка с другими одноклассниками, другими сверстниками. Пусть он равняется по своим результатам и стремится к новым высотам.