можно ли молиться за еретиков

О совместной молитве с еретиками

Сов­мест­ная молитва с ере­ти­ками запре­щена кано­нами Церкви, неза­ви­симо от того, обще­ствен­ная она, или част­ная. Запре­ще­ние Цер­ко­вью молит­вен­ного обще­ния с ере­ти­ками про­ис­те­кает из любви как к своим верным чадам, ради охра­не­ния их от лжи перед Богом и лукав­ства, так и из любви к самим ере­ти­кам: отка­зом от молитвы с ними хри­сти­ане сви­де­тель­ствуют, что заблуж­да­ю­щи­еся нахо­дятся в опас­но­сти, так как они — вне Церкви и значит вне спа­се­ния.

45‑е пра­вило святых Апо­сто­лов: «епи­скоп, или пре­сви­тер, или диакон, с ере­ти­ками молив­шийся токмо, да будет отлу­чен. Аще же поз­во­лит им дей­ство­вать что-либо, яко слу­жи­те­лям Церкви, да будет извер­жен».

10‑е пра­вило святых Апо­сто­лов: «Если кто с отлу­чен­ным от обще­ния цер­ков­ного помо­лится, хотя бы то было в доме: тако­вой да будет отлу­чен».

65‑е пра­вило святых Апо­сто­лов: «Аще кто из клира, или миря­нин, в сина­гогу иудей­скую или ере­ти­че­скую войдет помо­ли­тися: да будет и от чина свя­щен­наго извер­жен, и отлу­чен от обще­ния цер­ков­наго».

33‑е пра­вило Лаоди­кий­ского Cобора: «Не подо­бает моли­тися с ере­ти­ком, или отще­пен­цем».

(Ап. 10, 11, 45, 46, 64; I всел. 19; II всел. 7; III всел. 2, 4; трул. 11, 95; лаод. 6, 7, 8, 10, 14, 31, 32, 34, 37; Васи­лия Вел. 1, 47; Тимо­фея Алекс. 9).

Пра­во­слав­ная Цер­ковь запре­щает не только сов­мест­ные молитвы с рас­коль­ни­ками и ере­ти­ками, но и наме­рен­ное вхож­де­ние для молитвы в собра­ние ино­вер­цев (ере­ти­че­скую сина­гогу – 65 пра­вило Святых Апо­сто­лов), при­я­тие ино­вер­че­ских «бла­го­сло­ве­ний» (32 пра­вило Лаоди­кий­ского Собора), поз­во­ле­ние ино­вер­цам дей­ство­вать в каче­стве слу­жи­те­лей церкви (45 пра­вило Святых Апо­сто­лов), при­но­ше­ние елея и воз­жи­га­ние свеч в ино­вер­че­ских собра­ниях (71 пра­вило Святых Апо­сто­лов).

Ком­мен­ти­руя 45 апо­столь­ское пра­вило, епи­скоп Нико­дим (Милаш) гово­рит: «10‑е Апо­столь­ское пра­вило, как мы видели, вос­пре­щает молиться даже и дома с отлу­чен­ным от цер­ков­ного обще­ния и нала­гает отлу­че­ние на каж­дого, име­ю­щего молит­вен­ное обще­ние с отлу­чен­ным. К отлу­чен­ным от цер­ков­ного обще­ния, есте­ственно, должны при­над­ле­жать и все ере­тики, в силу чего явля­ется после­до­ва­тель­ным вос­пре­ще­ние вся­кому пра­во­слав­ному молит­вен­ного обще­ния с ними. Тем строже должно быть вос­пре­щено подоб­ное обще­ние духов­ным лицам, обя­зан­ным слу­жить при­ме­ром для осталь­ных верных в охра­не­нии чистоты веро­ва­ния, не осквер­нен­ного ника­ким ложным уче­нием. Под молит­вен­ным обще­нием, или как гово­рится в пра­виле, (“кото­рый только будет молиться”), по словам Валь­са­мона в тол­ко­ва­нии этого пра­вила, нужно разу­меть не только вос­пре­ще­ние епи­скопу и осталь­ным кли­ри­кам молиться в церкви вместе с ере­ти­ками, так как за это они уже под­ле­жат извер­же­нию по 46-му Апо­столь­скому пра­вилу, как и за допу­ще­ние ере­ти­ков к совер­ше­нию чего-либо в каче­стве кли­ри­ков; но слова нужно разу­меть в смысле “име­ю­щего просто обще­ние” и “снис­хо­ди­тельно смот­ря­щего на молитву ере­тика”, ибо от тако­вых, как достой­ных отвра­ще­ния, нужно укло­няться. Поэтому, пони­мая таким обра­зом смысл этих слов, Апо­столь­ское пра­вило счи­тает доста­точ­ным нака­за­нием одно отлу­че­ние. Совсем другой оборот при­ни­мает дело, когда пра­во­слав­ное духов­ное лицо допу­стит какого-либо извест­ного ере­тика слу­жить в церкви, и вообще при­знает его насто­я­щим свя­щен­но­слу­жи­те­лем или цер­ков­но­слу­жи­те­лем. В таком случае данное духов­ное лицо ста­но­вится недо­стой­ным свя­щен­ной службы и, по пред­пи­са­нию этого пра­вила, должно быть извер­жено из свя­щен­ного сана. То же самое пред­пи­сы­ва­ется как Апо­столь­скими поста­нов­ле­ни­ями (VI, 16. 18), так и мно­гими дру­гими пра­ви­лами, и таково было учение всей Церкви первых веков. Весьма мудро заме­чает архим. Иоанн в тол­ко­ва­нии этого пра­вила, говоря, что пра­вила стре­мятся не только к охра­не­нию пра­во­слав­ных от заразы ере­ти­че­ского духа, но и к охра­не­нию их от индиф­фе­рен­тизма к вере и к Пра­во­слав­ной Церкви, кото­рый легко может воз­ник­нуть при близ­ком обще­нии с ере­ти­ками в делах веры. Такое отно­ше­ние, впро­чем, не про­ти­во­ре­чит духу хри­сти­ан­ской любви и тер­пи­мо­сти, отли­ча­ю­щей пра­во­слав­ную цер­ковь, так как боль­шая раз­ница — тер­петь у себя заблуд­ших в вере, ожидая их доб­ро­воль­ного обра­ще­ния, или даже и наста­и­вая на нем, жить с ними во внеш­нем граж­дан­ском обще­нии, или всту­пать с ними без раз­бора в рели­ги­оз­ное сопри­кос­но­ве­ние, так как послед­нее озна­чает, что мы не только не ста­ра­емся об их обра­ще­нии в пра­во­сла­вие, но и сами в нем колеб­лемся. Осо­бен­ное зна­че­ние должно это иметь для духов­ных лиц, обя­зан­ных слу­жить для других при­ме­ром в стро­гом охра­не­нии свя­тыни пра­во­слав­ного веро­ва­ния. В силу этого пра­во­слав­ный свя­щен­ник, по пра­ви­лам, не должен пре­по­да­вать ере­ти­кам св. Таин, ни вообще совер­шать для них какой-либо свя­щен­ной службы до тех пор, пока они не изъ­явят твер­дого реше­ния соеди­ниться с цер­ко­вью; тем менее он может допу­стить ере­ти­че­ского свя­щен­ника к совер­ше­нию какой-либо службы для пра­во­слав­ных».

Подвиж­ники XX века не только строго при­дер­жи­ва­лись Пра­во­слав­ного Веро­уче­ния в отно­ше­нии ереси и ере­ти­ков, но и при­зы­вали к отказу от уча­стия в над­цер­ков­ных орга­ни­за­циях напо­до­бие «Все­мир­ного совета церк­вей». Архи­епи­скоп Сера­фим (Собо­лев) в свое время писал: “При­сут­ствуя на ере­ти­че­ском собра­нии, кото­рое эку­ме­ни­сты назы­вают “Все­цер­ков­ной кон­фе­рен­цией”, “собра­нием всех хри­сти­ан­ских церк­вей” и “единою святою Хри­сто­вой цер­ко­вью”, пра­во­слав­ные пред­ста­ви­тели тем самым фак­ти­че­ски утвер­ждают бытие этой “единой святой церкви Хри­сто­вой” со всеми ее ере­ти­че­скими заблуж­де­ни­ями. Сле­до­ва­тельно, без слов, без вся­кого писа­ния пра­во­слав­ные пред­ста­ви­тели-эку­ме­ни­сты одним своим при­сут­ствием на эку­ме­ни­че­ской кон­фе­рен­ции будут содей­ство­вать нис­про­вер­же­нию нашей веры в догмат о Церкви”. А серб­ский бого­слов пре­по­доб­ный Иустин (Попо­вич), убеж­дая не участ­во­вать в «Миро­вом совете церк­вей», писал своему Свя­щен­ному Синоду: «Пози­ция Пра­во­слав­ной Церкви в отно­ше­нии ере­ти­ков — т.е. всех, кто не явля­ется пра­во­слав­ным, — была уста­нов­лена раз и навсе­гда Свя­тыми Апо­сто­лами и Свя­тыми Отцами, то есть бого­вдох­но­вен­ным Пре­да­нием, единым и неиз­ме­ня­е­мым. Согласно этому поло­же­нию, пра­во­слав­ным запре­ща­ется участ­во­вать в какой-либо общей молитве или бого­слу­жеб­ном обще­нии с ере­ти­ками. Ибо какое обще­ние у пра­вед­но­сти с без­за­ко­нием? Что общего у света с тьмою? Какое согла­сие между Хри­стом и Вели­а­ром? Или какое соуча­стие вер­ного с невер­ным? ( 2Кор.6:14-15 ). (…) Не объ­еди­ня­ясь с ере­ти­ками, где бы ни был их центр, в Женеве или в Риме, наша Святая Пра­во­слав­ная Цер­ковь, всегда верная Святым Апо­сто­лам и Отцам, не отка­жется этим от своей хри­сти­ан­ской миссии и еван­гель­ского долга, то есть она будет перед совре­мен­ным пра­во­слав­ным и непра­во­слав­ным миром сми­ренно, но смело сви­де­тель­ство­вать Истину Все­и­стины, живого и истин­ного Бого­че­ло­века и все­с­па­си­тель­ную и все­пре­об­ра­жа­ю­щую силу Пра­во­сла­вия. Цер­ковь, ведо­мая Хри­стом, через свой свя­то­оте­че­ский дух и бого­сло­вов всегда будет готова вся­кому тре­бу­ю­щему отчета дать отчет в нашем упо­ва­нии ( 1Пет. 3:15 ). А наша надежда, во веки веков, явля­ется одной и един­ствен­ной: Бого­че­ло­век Иисус Хри­стос и Его Чело­веко-Боже­ское Тело, Цер­ковь Святых Апо­сто­лов и Отцов. Пра­во­слав­ные Бого­словы должны участ­во­вать не в “эку­ме­ни­че­ской общей молитве”, но бого­слов­ских собе­се­до­ва­ниях в Истине и об Истине, именно как делали это Святые и Бого­нос­ные Отцы в тече­ние веков. Истина Пра­во­сла­вия и истин­ная вера явля­ются “частью” только “спа­са­е­мых” (7 пра­вило II Все­лен­ского Собора).

Ответ на вопрос о допу­сти­мо­сти сов­мест­ных молитв с ино­вер­цами в конце концов сов­па­дает с отве­том на вопрос: веруем ли мы во Единую, Святую Собор­ную и апо­столь­скую Цер­ковь? Да? Нет? Или веруем, но не очень? Вот это «веруем, но не очень», к сожа­ле­нию, и явля­ется наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ным явле­нием и, в то же время, пока­за­те­лем сред­не­ста­ти­сти­че­ской индиф­фе­рент­но­сти к Вере. К Вере, за кото­рую ее святые сви­де­тели – муче­ники и испо­вед­ники отда­вали плоть на рас­тер­за­ние и рас­ста­ва­лись с земной жизнью. Суще­ствен­ное отли­чие древ­них бого­сло­вов от многих назы­ва­ю­щих себя бого­сло­вами ныне не в том, что те имели дело с дру­гими, как бы более страш­ными и ужас­ными ере­ти­ками (ере­тики всегда оди­на­ковы), а в том, что бого­сло­вие Церкви они испо­ве­до­вали шествуя не с докла­дами на три­буны, а за Хри­стом на Гол­гофу. Но и сви­де­тель­ство о Пра­во­слав­ной Вере с трибун меж­ду­на­род­ных кон­фе­рен­ций, совсем не обя­за­тельно под­ра­зу­ме­вает нис­про­вер­же­ние этой Веры уча­стием в сов­мест­ных моле­ниях ино­вер­цев.

«Сов­мест­ные молитвы с ере­ти­ками — это дей­стви­тельно нару­ше­ние кано­нов (45-го апо­столь­ского пра­вила, 33-го пра­вила Лаоди­кий­ского обора и др.).

Обра­тимся к тексту канона: «Не подо­бает молиться с ере­ти­ком или отще­пен­цем» (33‑е пра­вило Лаоди­кий­ского Cобора).

…После Лаоди­кий­ского Собора 364г. прошло уже несколько десят­ков Собо­ров, как Все­лен­ских, так и Помест­ных, но ни один из них, вплоть до самых недав­них, не счел нужным изме­нить эту норму Все­лен­ской Церкви. Напро­тив — ее под­твер­дили на IV Все­лен­ском Соборе 451г., затем на Трулль­ском Соборе 691г., нако­нец, 33‑е пра­вило было под­твер­ждено и «Окруж­ным посла­нием ко всем пра­во­слав­ным хри­сти­а­нам» 1848г.

…соборно при­ня­тое в 1848г. «Окруж­ное посла­ние единой Святой Собор­ной и Апо­столь­ской Церкви ко всем пра­во­слав­ным хри­сти­а­нам» гласит: «Ново­вве­ден­ное мнение, будто Дух Святый исхо­дит от Отца и Сына, есть сущая ересь, и после­до­ва­тели его, кто бы они ни были, — ере­тики; состав­ля­ю­щи­еся из них обще­ства суть обще­ства ере­ти­че­ские, и всякое духов­ное и бого­слу­жеб­ное обще­ние с ними пра­во­слав­ных чад Собор­ной Церкви — без­за­конно».

А вот что в ХХ веке писал пре­по­доб­ный Иустин (Попо­вич), ком­мен­ти­руя пред­ло­же­ние ино­слав­ных к пра­во­слав­ным молиться вместе: «По 45 апо­столь­скому пра­вилу, “епи­скоп, или пре­сви­тер, или диакон, с ере­ти­ками молив­шийся токмо, да будет отлу­чен. Аще же поз­во­лит им дей­ство­вать что-либо, яко слу­жи­те­лям Церкви, да будет извер­жен”. Это свя­щен­ное пра­вило святых Апо­сто­лов не ука­зы­вает, какая именно молитва или слу­же­ние запре­ща­ется, но, напро­тив, запре­щает всякую сов­мест­ную молитву с ере­ти­ками, даже част­ную. Эти ука­зан­ные каноны святых Апо­сто­лов и отцов дей­стви­тельны и теперь, а не только в древ­но­сти: они оста­ются без­условно обя­за­тель­ными для всех нас, совре­мен­ных пра­во­слав­ных хри­стиан. Они без­условно дей­стви­тельны для нашей пози­ции в отно­ше­нии римо-като­ли­ков и про­те­стан­тов».

Сложно при­ду­мать более ясные выра­же­ния. Так что у нас …четкие опре­де­ле­ния апо­сто­лов, Собо­ров и святых отцов.

Есть еще один рас­про­стра­нен­ный оши­боч­ный довод: «Когда в кано­ни­че­ском пра­виле гово­рится о недо­пу­сти­мо­сти молитвы с ере­ти­ками, речь идет о молитве литур­ги­че­ского харак­тера, а не о молитве на “быто­вом” уровне. Неужели вы не можете, при­гла­сив в дом ино­слав­ного хри­сти­а­нина, про­чи­тать вместе с ним “Отче наш” перед едой?»

На этот вопрос Цер­ковь дает ответ 10‑м пра­ви­лом святых Апо­сто­лов: «Если кто с отлу­чен­ным от обще­ния цер­ков­ного помо­лится, хотя бы то было в доме: тако­вой да будет отлу­чен». Как тол­кует кано­нист Ари­стин, «моля­щийся вместе с ере­ти­ками в церкви, или в доме да будет так же лишен обще­ния, как и они».

65‑м апо­столь­ском пра­виле: «Аще кто из клира, или миря­нин, в сина­гогу иудей­скую или ере­ти­че­скую войдет помо­ли­тися: да будет и от чина свя­щен­наго извер­жен, и отлу­чен от обще­ния цер­ков­наго».

Что каса­ется логики, то, на мой взгляд, в этих поста­нов­ле­ниях есть и смысл, и логика, и вели­чай­шая польза для Церкви и попе­че­ние о нас.

Почему апо­столы и святые отцы запре­щали молиться вместе с ере­ти­ками, а также в храмах ере­ти­ков? Может быть, потому, что для них молитва и вера (бого­сло­вие) мыс­ли­лись не как две неза­ви­си­мые друг от друга обла­сти? Для них это нераз­рыв­ное целое. Вспом­ним заме­ча­тель­ное выра­же­ние пре­по­доб­ного Мака­рия Вели­кого: «Кто бого­слов, тот молится, и кто молится — тот бого­слов», а также зна­ме­ни­тое ран­не­хри­сти­ан­ское изре­че­ние: «Закон молитвы есть закон веры». И, есте­ственно, что един­ство в молитве может быть только там и только с теми, с кем есть един­ство веры.

А если мы молимся с ере­ти­ком, то тем самым, во-первых, лжем перед лицом Бога, а во-вторых, лжем тому ере­тику, с кем молимся. Мы вводим его в заблуж­де­ние, давая повод думать, что между его верой и верой пра­во­слав­ных хри­стиан нет суще­ствен­ных раз­ли­чий и что с точки зрения хри­стиан его учение также спа­си­тельно.

И это нетрудно соблю­сти, если мы будем иметь перед гла­зами верный ори­ен­тир и пом­нить, что «запре­ще­ние Цер­ко­вью молит­вен­ного обще­ния с ере­ти­ками про­ис­те­кает из любви к самим ере­ти­кам, кото­рые посред­ством такого рели­ги­оз­ного (а не обще­ствен­ного) “каран­тина” при­зы­ва­ются к осо­зна­нию своего заблуж­де­ния и пони­ма­нию того факта, что они нахо­дятся вне “ков­чега спа­се­ния”».

“В про­цессе диа­лога (с ино­вер­цами и ино­слав­ными — Ред.) наша Цер­ковь не при­ем­лет попы­ток «сме­ше­ния вер», сов­мест­ных молит­вен­ных дей­ствий, искус­ственно соеди­ня­ю­щих кон­фес­си­о­наль­ные или рели­ги­оз­ные тра­ди­ции. Однако для пра­во­слав­ных хри­стиан всегда было поз­во­ли­тельно покло­няться обще­хри­сти­ан­ским свя­ты­ням, не нахо­дя­щимся в пра­во­слав­ных храмах. В прак­тике Пра­во­слав­ной Церкви не воз­бра­ня­ется и ува­жи­тель­ное при­сут­ствие непра­во­слав­ных и неве­ру­ю­щих людей в пра­во­слав­ном храме во время бого­слу­же­ния — так, именно воз­мож­ность посе­ще­ния храма Святой Софии послами вели­кого князя Вла­ди­мира открыла Руси путь к при­ня­тию Пра­во­сла­вия”.

– опре­де­ле­ние Архи­ерей­ского собора 2008 г. «О вопро­сах внут­рен­ней жизни и внеш­ней дея­тель­но­сти Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви».

“Пра­во­слав­ная Цер­ковь исклю­чает всякую воз­мож­ность литур­ги­че­ского обще­ния с непра­во­слав­ными. В част­но­сти, пред­став­ля­ется недо­пу­сти­мым уча­стие пра­во­слав­ных в литур­ги­че­ских дей­ствиях, свя­зан­ных с так назы­ва­е­мыми эку­ме­ни­че­скими или меж­кон­фес­си­о­наль­ными бого­слу­же­ни­ями”.

– «Об отно­ше­нии Пра­во­слав­ной Церкви к ино­слав­ным веро­ис­по­ве­да­ниям и меж­кон­фес­си­о­наль­ным орга­ни­за­циям» (доку­мент одоб­рен на засе­да­нии Свя­щен­ного Синода 20 апреля 2005 г.).

Источник

Молитва за иноверных

На прошедшем 4-5 февраля 2015 г. Совете Митрополии РПСЦ было принято постановление о церковной молитве за инославных и отлученных.

можно ли молиться за еретиков

8.1. Не возбранять священнослужителям совершать молебны о здравии инославных и отлученных, руководствуясь наставлением апостола Павла: Прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2, 1–4); а также толкованием святаго Иоанна Златоустаго: «Не бойся молиться за язычников; и Он (Бог) этого хочет. Бойся только проклинать других. Потому что этого Он не хочет. А если надобно молиться о язычниках, то очевидно и об еретиках, потому что обо всех людях надобно молиться, а не преследовать их» (Творение св. Иоанна Златоуста. Толкование на 1 послание к Тимофею апостола Павла. Беседа 6, том 11, стр. 659).

Данное постановление вызвало множество споров и неоднозначных реакций. В связи с этим публикуем статью из журнала «Церковь» за 1913 год, представляющую собой подборку из Священного Писания на данную тему, а также рассуждения автора.

В конце прошлого года и в начале текущего в газетном мире происходил шум по случаю совершения над могилой гр. Толстого молитвы каким-то иереем господ­ствующей церкви, так и оставшимся не раскрытым. Он напечатал в «Русск. Сл.» разъяснение своего поступка, и защищает его, как дело законное и христианское. Под­писался он под разъяснением: «Священник, помолившийся о грешной душе раба Божия Льва».

В ответ этому священнику профессор московской духов­ной академии Н. Д. Кузнецов напечатал в «Богословском Вестнике» (кн. март) большую и весьма содержательную статью: «К вопросу о молитвах за гр. Л. Н. Толстого», в которой разъясняет значение церковных молитв по усопшим христианам и доказывает, что за отступников и еретиков, умерших вне церковного единения, нельзя совершать ни погребения, ни молитв.

«Свой образ действий, — пишет профессор Кузнецов, — не­известный священник старается оправдать тем, что «мо­литься за кого бы то ни было никому не запрещено и ни­кто запретить не может». Христос, поясняет священ­ник, заповедал нам молиться за врагов. Сам Он мо­лился за Своих мучителей. Христиане первых веков мо­лились за своих гонителей. «Всякий христианин, а Цер­ковь, как любящая мать, должны помолиться о погибших своих чадах и братьях и просить у Создателя прощения грехов, а не запрещать молиться».

Прежде всего, в аргументации священника бросается в глаза произвольная замена одного понятия другим и смешение разных понятий. Устанавливая на основании Евангелия необходимость молитвы за наших врагов, духовный автор письма в своих дальнейших рассуждениях понятие нашего врага подменяет понятием какого бы то ни было умершего лица, а затем самый вопрос о молитве за наших врагов он сливает с вопросом об употреблении церковного чина погребения православного христианина относительно людей, порвавших связь с православной Церковью.

При таких логических дефектах, конечно, можно прийти к какому угодно заключению, но только не к тому, какое может нас убеждать.

Правда, Христос сказал:

Молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мтф. V, 44, Лук. VI, 28).

Правда, первомученик Стефан, побиваемый камнями, воскликнул:

Господи, не вмени им греха сего (Деян. VII, 60).

Правда, Спаситель молился о распинающих Его:

Отче, прости им, ибо они не знают, что делают (Лук. XXIII, 34).

Но каким логическим приемом можно вывести отсю­да необходимость молитвы за всех умерших людей без исключения, например, за сознательных врагов Самого Христа?

Напротив, в св. Писании, на котором старается обо­сноваться священник, встречаются ясные указания, что молитва обязательна далеко не по отношению ко всем. Свя­щеннику, конечно, хорошо известно приглашение великого проповедника любви к ближним, св. апостола Иоанна Бо­гослова, молиться за брата, согрешающего грехом не к смерти, со сделанной апостолом оговоркой:

Есть грех к смерти, не о том говорю, чтобы он молился (I Иоан. V, 16).

Что же это за грех? По разъяснению VII вселенского со­бора, «грехом к смерти называется такой грех, когда совершающие его остаются неисправимыми. Но хуже этого то, когда гордо встают против благочестия и истины, предпочитают мамону повиновение Богу и не держатся Его поста­новлений» (1).

Священник, конечно, знает слова Христа, приводимые у трех евангелистов:

Кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения во век, но подлежит он вечно­му осуждению (Марк. III, 29. Срв. Матф. XII, 30-32 и Лук. XII, 9-10).

Священник не может забыть указание прощальной бе­седы Спасителя с учениками:

Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха, а теперь не имеют извинения во грехе своем (Иоан. XV, 22).

В книге пророка Иеремии находится указание, что великие беззакония людей могут вести к тому, что Бог отвергает их от Своего лица. Относительно таких людей про­року было сказано:

Ты же не проси за этот народ и не возноси за них молитвы и прошения и не ходатайствуй пе­редо Мною, ибо Я не услышу тебя (Иерем. VII, 15-16).

Очевидно, возможны случаи, когда молитва человека за других является бесплодной.

Еще страннее, чтобы не сказать больше, настаивание свя­щенника о необходимости совершить церковное погребение Толстого. Неужели священник не понимает, что Церковь представляет из себя особого рода организацию со своим собственным жизненным миросозерцанием, со своими по­рядками и правилами и, что важнее всего, с особым процессом духовной жизни, который, так сказать, перели­вается в ее живые члены? В этом процессе на первый план выступает вера во Христа, как Сына Божия, и в необходимость благодатного воздействия Его на поврежденную грехом человеческую природу. Процесс этот вызывает затем стремление распространять в мире не какое-либо свое, а подлинное историческое христианство, ощущаемое человеком, как основание его духовной жизни. Церковная мо­литва является плодом этого процесса и, в свою очередь, способствует поддержанию его в душе людей.

Соответствующие молитвы, естественно, установлены и на такой важный момент в жизни членов Церкви, как их кончина. Весь церковный чин погребения и соединенные с ним молитвы об умершем рассчитаны исключительно на членов Церкви. Через эти молитвы происходит наше церковное общение с усопшим. Молитвы эти требуют присутствия в душе че­ловека хотя бы основных представлений и чувств, связанных с мировоззрением Церкви на нашу земную жизнь и на ее отношение к жизни загробной. Они полны какого-то таинственного созерцания самой глубины нашей жизни и назначения человека и стремятся вызвать у нас представление об умершем, как о члене того великого общения, существующего в мире на протяжении веков, главой которого является Сам Спаситель, которое называется Церковью и которой даны великие обетования и милости. Только по отношению к человеку, с которым мы можем связать такое представление, погребальные молитвы достигают и другой цели. Среди сложной и запутанной смены иногда очень тяжелых мыслей и чувств, какие обыкновенно нам при­ходится переживать в виду смерти, погребальное богослужение может вызывать в душе настроение, основанное на вере в Воскресение Христа и соответствующее словам апостола, чтобы христиане не скорбели об умерших, как прочие, не имеющие надежды (I Фес. VI, 13-14).

Один из историков церковного богослужения по по­воду песнопений, составленных св. Иоанном Дамаскиным и вошедших в чин погребения, утверждает, что они одушевлены сильным чувством и вызывают похвалы даже от людей, порицающих греческое песнопение вообще. В них оплакивается краткость человеческой жизни и напрасные суетные заботы людей о временном и преходящем, напоминается о смерти, о неведомом пути, куда отходит почивший, и среди умиленнейших молитв ко Христу Спаси­телю происходят трогательные обращения к собравшимся на гроб иногда от лица умершего (2). Конечно, под фор­мой этих обращений в уста и сердце почившего вклады­ваются мысли и чувства, которые он мог высказать в качестве члена Церкви им — своим сочленам, объединенным прежде всего верою во Христа Сына Божия, пришедшего спасти людей.

Но обращения от лица умершего члена Церкви в погребальных молитвах происходят не только к оставшим­ся живым ее сочленам, но и к Самому Христу Спасите­лю, и к предстательству перед Ним Богоматери. Умерший как бы сам совершает молитву, постоянно вспоми­ная о значении веры во Христа, Сына Божия, ради нас распятого и воскресшего, искупившего род человеческий от греха и вечной смерти, прибегая к Божественному милосердию Христа, прося помощи и молитв у Богоматери, ссы­лаясь на обетования Спасителя, данные Церкви, и т. п. По­добно этому и молитвы об умершем от лица живых про­никнуты тем же содержанием, причем в них постоян­но указывается, что умерший хотя и не совсем чист от греха, но возложил свое упование на Бога и веровал в Божественное милосердие и великое значение крестной жертвы Спасителя.

Молитва же должна быть делом сознательным.

Ста­ну молиться духом, стану молиться и умом, — утверждает апостол Павел, — буду петь духом, буду петь и умом (I Коринф. XIV, 15).

Несознательная молитва едва ли может иметь значение. Апостол убеждает христиан не быть детьми умом (1 Коринф. XIV, 20), а тот, кто составил много молитв к Богу, в виде известных всем нам псалмов, приглашает петь Богу разумно (Псал. 46). Этим, как поясняет, например, Феодорит, мы научаем­ся не только приносить песнь языком, но и возбуждать мысль к разумению произносимого (3).

Мы должны, спра­ведливо говорит Ориген, знать, о чем молимся, разумно относиться и к роду, и к образу молитвы (4).

Применение же церковного чина погребения ко всякому человеку, независимо от его принадлежности к Церкви, обнаружило бы, что самому содержанию в нем молитв не придается значения, и Богу можно петь что угодно, не справляясь со смыслом молитв.

Это отношение древней Церкви к умершим еретикам и отступникам должно бы быть известно всякому пастырю господствующей церкви. Однако некоторые из них тре­бовали, чтобы Толстой был похоронен священником при пении «Святыи Боже». За требование это стоял и волынский архиепископ Антоний, ревностный обличитель синода в антиканонических действиях последнего («Богосл. Вестн.», стр. 600-601). Синод же неоднократно постановлял про­вожать умерших еретиков с пением «Святыи Боже». Духовные лица, просившие о погребении Толстого, «имели в виду», — говорит г. Кузнецов, — указ св. синода от 24-го августа 1797 года, которым было дозволено полковым священникам провожать до кладбищ в ризах и опускать в землю при пении «Святыи Боже» тела умерших военных католического, реформатского и лютеранского исповеданий, если не окажется их духовных лиц.

Основанием для такого разрешения св. синод указал, что люди этих исповеданий «учение евангельское содержат и надежду полагают во Христе Спасителе всего миpa, и притом опреде­лили себя на защиту правоверного нашего отечества» (5). Это постановление св. синода с теми или иными дополнениями повторялось затем в его определениях 20-го фе­враля 1800 года, 3-го августа 1817 г., 10-го июня 1818 г., в определениях 10-15-го марта 1847 г. с дополнениями, предложенными митрополитом Филаретом, и, наконец, в определении 28-го января 1904 года.

Таким образом, сам «синод дал членам и пастырям своей церкви основание пренебрегать древним голосом вселенского православия и не считаться с отношением последнего к еретикам и отступникам. Не только с живыми, но и с мертвыми инородцами синодальная иерархия не перестает быть в духовном общении, живя оче­видно их духом и их верой.

Церковь, призванная к распространению в мире новой жизни, должна отличать себя и своих членов от не признающего ее мира. Церковные молитвы об ее членах уже в силу этого не могут совпадать по своему содержанию с молитвами о других людях. Употребление же их одинаково относительно тех и других, между прочим, показы­вало бы, что представители Церкви потеряли сознание различия ее от мира.

Церковь, представляя из себя известную внешнюю организацию, требует, чтобы члены ее даже в своей частной жизни соблюдали известные правила, например, посты, домашние молитвы и т. п. Подобные требования со стороны Церкви тем необходимее относительно общественной цер­ковной жизни и тех действий, которые совершаются от имени Церкви, например, церковного богослужения. Допущение поступать в этом по произволу и соображениям каждого, хотя бы он был священник или даже епископ, могло бы повести к беспорядкам в церковном обществе.

Никто не спорит, что Церковь, основанная для спасения мира, уже в силу этого находит нужным молиться за всех людей. Еще ап. Павел заповедал творить молитвы за всех людей (I Тим. II, 1). Св. Иоанн Златоуст по по­воду этих слов апостола утверждает, что нам должно приносить молитвы за ближних не только за верных, но и за неверных (6). При совершении таинства св. евхаристии, по убеждению св. Иоанна Златоуста, должны быть приноси­мы молитвы и за язычников.

Путь спасения для мира указан христианством через Церковь и потому, естественно, молитвы за людей, к ней не принадлежащих, выражаются в ходатайстве об их обращении к Церкви. «Не молимся ли мы, замечает св. Иоанн Златоуст, чтобы все обратились ко спасению»? Такая цель молитвы за неверных подтверждается и свидетельствами представителей Церкви еще более ранних веков. Например, св. Ириней Лионский говорит, что христиане молятся за еретиков, чтобы они не остались в той яме, которую сами выкопали, чтобы они оставили тьму и законно родились, об­ратившись к Церкви Божией, и чтобы Христос образовался в них (7). А вот свидетельство об этом св. Иустина Фи­лософа, относящееся к 11-му веку:

Мы и за вас (иудеев) и за всех других гонителей наших молим, чтобы вы раскаялись вместе с ними и не хулили Христа… мы мо­лим, чтобы вы уверовали в Него и спаслись в будущее славное пришествие Его и не были осуждены Им на огонь (8).

В древних литургиях, в этом сосредоточии христианского общественного богослужения всех времен, постоян­но встречаются подобные молитвы за людей, не принадлежа­щих к Церкви. Например, в литургии Апостольских по­становлений диакон, между прочим, должен возглашать: «О врагах и ненавидящих нас помолимся, о гонящих нас за имя Господне помолимся, чтобы Господь, укротив ярость их, рассеял гнев их против нас. О внешних и заблуждьших помолимся». Архиерей затем также произносил:

Еще молимся Тебе и о ненавидящих нас и гонящих нас за имя Твое, за внешних и заблуждьших, чтобы Ты обратил их ко благу и укротил ярость их (9).

Под внешними здесь разумеют нехристиан, а под за­блудшими — еретиков (10). Молитвы за заблудших об их обращении в той или иной форме входят в состав ли­тургии греческой св. ап. Иакова (11), сирской св. ап. Иакова (12), свв. ап. Фаддея и Мария (13), греческой и сирской литургии св. Василия Великого (14), коптской литургии св. Кирилла Александрийского (15), литургии св. ап. Марка. В последней, например, священник должен молиться о заблудших, чтобы Бог привел их на путь спасения и присоединил их к святой Его пастве (16).

В книге «Кормчая», в главе ХV, при толковании 66-го правила собора Карфагенского об отношении к древним раскольникам донатистам, разъясняется, что к отпавшим от Церкви нужно приходить с кротостью, беседовать с ними и молиться о них, чтобы оставили прелесть и по­знали истину (17). Далее в православном исповедании кафолической и апостольской Церкви восточной идет речь о молитвах за еретиков и раскольников, чтобы они обра­тились к вере православной прежде конца своей жизни (18). Таким образом, вполне справедливо сделанное в форме вопроса замечание бл. Августина:

Когда же не возносилась в Церкви молитва за неверных и за врагов Христовых, чтобы они уверовали?

Значение подобной молитвы хорошо разъясняет св. Иоанн Златоуст. «Священник, — говорит он, — есть как бы общий отец вселенной. Поэтому прилично ему заботиться обо всем подобно тому, как печется о всех Бог, на службу Которому он поставлен. Вследствие того апостол и заповедует молиться за всех. Отсюда проистекают два блага. С одной стороны, через это разрушается ненависть, которую иные питают ко внешним (не принадлежащим к Церкви), потому что никто не может питать враждебных чувств к тому, о ком моление творит. С другой — и они становятся лучше отчасти и потому, что за них возносят молитвы, отчасти и потому, что они отлагают ожесточение против нас. Подлинно ничто не содействует столько успеху учения, как то, чтобы любить и быть любимым. Подумай также о том, что значило для тех, которые злоумышляли, наносили побои, изгоняли, умерщвляли христиан, услышать, что те, которые переносят такие страдания, возносят к Богу прилежные моли­твы за причиняющих им эти страдания. Видишь ли, в какой степени согласно с желанием апостола христианин должен быть выше всех? (19). Подобно тому, как малым детям нисколько не уменьшается любовь, хотя бы дитя, взятое на руки, даже ударило своего отца по лицу, так и мы нисколько не должны уменьшать нашей любви ко внешним, хотя бы мы переносили от них и удары» (20).

Но Церковь разрывала уже всякие отношения к лицам, умершим вне общения с нею, предавая их милосердию Божию. Замечательно, что тот же св. Иоанн Златоуст, который так настойчиво выяснял возможность и даже необходимость церковных молитв за людей живых, находя­щихся вне Церкви и даже враждебных ей, рассуждает иначе, когда вопрос касается таких людей, уже умерших. Вот что говорит св. Иоанн Златоуст: «Не напрасно уста­новили апостолы, чтобы при совершении страшных таин поминать усопших. Они знали, что от этого много им выгод и много пользы, когда весь народ и священный лик стоит с воздеянием рук, и когда предлежит страшная жертва, то как не умолить Бога, прося о них (умерших). Но это, — прибавляет Златоуст, — говорим о тех, которые скончались в вере». Даже умершие оглашенными, по утверждению Златоуста, лишены такой молитвенной помощи, и он советует подавать за них бедным, в надежде, что это может доставить им некоторую отраду (21).

В другом месте св. Иоанн Златоуст не напрасными называет молитвы за литургией «о всех в Христе умерших» (22). Поминовение на литургии умершего в глазах, например, св. Феодора Студита, является принятием его в православное общение. Поэтому св. Феодор, по его собственному утверждению, воспретил поминать в церковных молитвах одного еретика, умершего без соединения с Церковью. Это распоряжение он объяснил тем, что как можно вчинять такого в православное общение, когда он отошел в общение с ересью (23). Подобно этому и в разных древних литургиях, содержащих молитвы о живых врагах христианства, мы совершенно не находим молитв о людях, умерших вне общения с Церковью. Молитвы об умерших имеют в виду исключительно «усопших верных» (24), в истинной вере (25) или в надежде воскресения в жизни вечной (26), скончавшихся, тех, которые имели надежду на единородного Сына Твоего (27), умерших в мире с Цер­ковью, (28) облекшихся в Тебя в крещении и принявших Тебя с жертвенника (29), тех, которые со знамением веры предварили нас и спят сном мира (30).

Замечательно, что в чинопоследовании одной из древ­них литургий, мозарабской, при включении в молитву свя­щенника перед началом литургии рядом прошений за жи­вых и усопших сказано:

За грехи всех живых и умерших верных (31).

Если же во время такого богослужения, как литургия, когда приносится евхаристическая жертва, не встречается молитв за умерших, отвергавших основания христианства и Церковь, то уже один этот факт свидетельствует о том, что подобные молитвы в Церкви вообще не допущены» (стр. 594-619).

Журнал «Церковь», 1913 г. № 17 С. 407-410

1. Правило 5. Деяния вселенских соборов, издание ка­занской дух. академии, т. VII. Казань, 1891 г., стр. 304.

2. Флоринский, свящ., Иcтория богослужебных песней пра­вославной восточной церкви. Москва, 1860 г., стр. 162.

3. Евфимий Зигабен, Толковая Псалтырь. Перев. с греч. Киев, 1883 г.

4. О молитве, сочинение Оригена. Перев. Корсунского, § 2, стр. 7 биб. 1898 г.

5. 1-е полное собрате законов, № 18110.

6. Беседы на 1 послание к Тимофею, беседа VI. Полное собрание творений, издание спб. дух. академии, том XI, кн. 2. Спб., 1905 г.

Беседы на 1 послание к фессалоникийцам, беседа 1, и на 1 послание к Тимофею, беседа VI, том XI. кн. 2, стр. 659.

7. Сочинения св. Иринея, еп. лионск. Спб., 1908 г. Пять кн. против ересей, кн. 3, гл. 25, стр. 316.

8. Сочинения св. Иустина философа. Москва, 1892 г. Разговор с Трифоном Иудеем, гл. XVIII, стр. 189, срав. гл. 108.

9. Собрание древних литургий восточных и западных, выпуск I. Спб., 1874 г., стр. 109 и 129.

10. Там же, примечание на стр. 109.

11. Там же, стр. 167 и 179.

12. Выпуск II, Спб., 1875 г., стр. 16.

13. Выпуск IV, Спб., 1877 г., стр. 23.

14. Выпуск II, Спб., 1875 г., стр. 74, 100, 102.

15 Выпуск III, Спб., 1876 г., стр. 64.

16 Собрание древних литургий, выпуск III, стр. 36 и 38

17. Правила свв. соборов с толкованиями, выпуск V, Москва 1903 г., стр. 591.

18. Часть I, ответ на вопрос 92.

19. Беседы на 1 послание к Тимофею, беседа VI, том XI кн. 2, стр. 658. Спб., 1905 г.

20. Полное собрание творений, т. XI, кн. 2, стр. 658. Беседа VI на 1 послание к Тимофею.

21. Полное собрание творений, т. XI, стр. 248, III беседа на послание к Филиппийцам.

22. Там же, т. X, стр. 430, Спб., 1904 г. Беседа 41 на I послание к Коринфянам.

23. Наставления св. Феодора Студита. Добротолюбие, в русск. пер., т. IV. Москва, 1889 г., стр. 643.

24. Собрание древних литургий, выпуск II, Спб. 1875 г. Сирская литургия св. ап. Иакова, стр. 9, 13, выпуск IV Спб, 1877. Литургия мозарабская, стр. 130, 143 и 153, выпуск V, СПб., 1878 г. Литургия медиоланская, стр. 20, выпуск I, Спб. 1878 г. Литургия апостольских постановлений, стр. 132, выпускъ III. Литургия св. ап. Марка, стр. 34.

25. Сирская литургия ап. Иакова, стр. 36. Сирская литургия св. Василия Великого, стр. 102. Литургия св. Иоанна Златоустаго, стр. 127. Литургия св. Григория просветителя Армении, стр. 188, 209, 213, выпуск III. Спб., 1876 г. Коптская литургия Св. Кирилла Александрийского, стр. 59. Общая ефиопская литургия, стр. 90, 102 и 108, выпуск IV. Спб., 1877 г. Литургия Heстория, стр. 51

26. Выпуск II, греческая литургия св. Василия Великого, стр. 72, Литургия св. Иоанна Златоустото

27. Выпуск II, сирская литургия св. Василия Великого, стр. 88

28. Выпуск IV, Спб., 1877 г, литургия галликанская, стр. 103,104, 105

29. Выпуск V, Спб., 1878 г, литургия медиоланская, стр. 22

30. Выпуск V, римская литургия по сокроменторию папы Геласия I, стр. 62

31. Собрание древних литургий, выпуск IV, Спб., 1877 г., стр. 130

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (13)

Отменить ответ

> Но Церковь разрывала уже всякие отношения к лицам, умершим вне общения с нею, предавая их милосердию Божию.

Общение с Церковью — что это? Достаточно ли разок покреститься и потом раз-два в год святить кулич и набирать воды, чтобы поддерживать это общение? А остальное время и в церкви не появляться, и дома не молиться, да и вообще не отличаться богомыслием в повседневной жизни? Достаточно ли разок «вступить»?

У меня есть некоторые небезосновательные подозрения, что если начать дотошно буквоедить по старым книгам да Отцам, то окажется, львиная доля усопших крещеных не может поминаться в молитвах церкви, потому что креститься-то когда-то крестились, а остальное время в «общении с Церковью» почти и не состояли. И необходимого мировоззрения и упования христианина о котором говорится в статье как о необходимом для совершения церковного поминания — фактически не было. Все вопросы при приеме записок ограничиваются «а крещен был?», но не спрашивают «а верил ли в Бога?», «как часто ходил в церковь?», «как жил вообще человек, насколько часто вспоминал о Боге»?
То есть на деле получается все равно формальность: одних не поминают потому что они формально не были в общении с церковью; но и других берут на поминание так же формально проверяя насколько они вообще были в церкви.

Возможно, когда св.Отцы писали правила свои, факт Крещения говорил о религиозной жизни человека куда больше и куда с большей достоверностью, чем сейчас. Возможно, в те времена церковные процедуры и общественный устрой позволяли на порядок лучше и строже допускать людей до Крещения, а так же контролировать их последующую христианскую жизнь и в случае необходимости «обновлять статус»: отлучать за прогулы, ереси, грехи и т.п. Поэтому факт Крещения и отсутствие активных взысканий в те времена мог достаточно достоверно говорить о духовном состоянии человека и степени его общения с церковью.

Но вопрос. Раз мы живем в такое время, что и факт крещения не дает абсолютно никаких механизмов достоверно определить степень общения человека и церкви, не повод ли это к пересмотру каких-то правил? Либо отпевать единицы за которых смогут поручиться об их общении с церковью. Но это нереально, я думаю. Либо отпевать уже всех, в надежде, что мы, ныне живущие, уповаем на милость Божию и на чудо, что человек мог как-то измениться хоть в последний миг перед смертью, покаяться, и наши молитвы за него будут во благо. В конце-концов, риск лишь тот, что наши молитвы будут безплодны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *