можно ли митинговать в россии

Можно ли митинговать в россии

Статья 7. Уведомление о проведении публичного мероприятия

(в ред. Федеральных законов от 09.03.2016 N 61-ФЗ, от 07.06.2017 N 107-ФЗ, от 30.12.2020 N 497-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником, не требуется, за исключением случая, если этот участник предполагает использовать быстровозводимую сборно-разборную конструкцию. Минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими указанное пикетирование, определяется законом субъекта Российской Федерации. Указанное минимальное расстояние не может быть более пятидесяти метров. Совокупность актов пикетирования, осуществляемого одним участником, объединенных единым замыслом и общей организацией, в том числе участие нескольких лиц в таких актах пикетирования поочередно, может быть признана решением суда по конкретному гражданскому, административному или уголовному делу одним публичным мероприятием.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 08.06.2012 N 65-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 09.03.2016 N 61-ФЗ, от 30.12.2020 N 497-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.2. Решением суда по конкретному гражданскому, административному или уголовному делу публичным мероприятием может быть признано объединенное единым замыслом и (или) общей организацией массовое одновременное пребывание и (или) передвижение граждан в общественных местах, направленные на выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

(часть 1.2 введена Федеральным законом от 30.12.2020 N 497-ФЗ)

2. Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.

3. В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:

1) цель публичного мероприятия;

2) форма публичного мероприятия;

3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств;

(в ред. Федерального закона от 08.12.2010 N 344-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия;

О выявлении конституционно-правового смысла п. 5 ч. 3 ст. 7 во взаимосвязи с другими нормами см. Постановление КС РФ от 18.05.2012 N 12-П.

5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия;

О выявлении конституционно-правового смысла п. 6 ч. 3 ст. 7 см. Постановление КС РФ от 18.06.2019 N 24-П.

6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи и санитарного обслуживания, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 497-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;

8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;

8.1) реквизиты банковского счета организатора публичного мероприятия, используемого для сбора денежных средств на организацию и проведение публичного мероприятия, предполагаемое количество участников которого превышает 500 человек;

(п. 8.1 введен Федеральным законом от 30.12.2020 N 541-ФЗ)

9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.

4. Уведомление о проведении публичного мероприятия в соответствии с принципами, изложенными в статье 3 настоящего Федерального закона, подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.

Источник

Можно ли митинговать в россии

Норма, изложившая в новой редакции ст. 20.2, во взаимосвязи с другими нормами признана частично не соответствующей Конституции РФ (Постановление КС РФ от 14.02.2013 N 4-П). О правовом регулировании до внесения соответствующих изменений см. указанное Постановление.

КоАП РФ Статья 20.2. Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования

(в ред. Федерального закона от 08.06.2012 N 65-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 20.2. КоАП РФ

(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 24-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 27.12.2018 N 557-ФЗ)

Ч. 2 ст. 20.2 во взаимосвязи с другими нормами признана частично не соответствующей Конституции РФ (Постановление КС РФ от 17.05.2021 N 19-П).

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 258-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 511-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть 3 в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 258-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 258-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.

влекут наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок до двухсот часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 258-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть 6.1 введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 258-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

(часть 6.2 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 102-ФЗ)

(часть 8 введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 258-ФЗ)

(часть 9 введена Федеральным законом от 24.02.2021 N 24-ФЗ)

(часть 10 введена Федеральным законом от 24.02.2021 N 24-ФЗ)

Источник

Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации

можно ли митинговать в россии

Диалог власти и общества: Пленум ВС дал свои разъяснения о митингах

Пленум Верховного суда впервые дал разъяснения на эту тему – поспособствовало этому поручение президента Владимира Путина, которое он дал в декабре 2017 года по итогам заседания Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ).

Судья Верховного суда Владимир Меркулов, который представил проект, заявил, что разъяснения необходимы для единообразия судебной практики и цивилизованного диалога общества и власти.

Как правильно согласовать митинг: инструкция от Пленума ВС

Документ условно состоит из двух частей, первая из которых подробно описывает процесс согласования публичного мероприятия, а также разъясняет порядок обжалования возможного отказа в судебном порядке.

Когда нужно уведомить о митинге?

Один из спорных вопросов – срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия. Пленум ВС напоминает, что уведомление о проведении публичного мероприятия должно быть получено госорганом не ранее дня, после которого остается 15 дней до дня, в который планируется митинг, и не позднее дня, после которого остается 10 дней до дня встречи. Если последний день для подачи заявки воскресенье или другой нерабочий праздничный день, уведомление нужно подать в последний рабочий день до этого момента. Уведомление, поданное за пределами этих сроков, не подлежит даже рассмотрению, и госорган должен незамедлительно уведомить заявителя об этом.

Где можно провести митинг?

Пленум указывает, что проведение митинга на территории частной собственности, например, в торговом центре, не освобождает его организаторов от обязанности уведомить власть. У властей также есть право отказать в проведении митинга в предложенном месте, но при этом они должны предложить альтернативное место, и мотивированное предложение о замене места не может считаться отказом в проведении митинга. Если в течение трех дней не сообщили о изменении места, то публичное мероприятие может расцениваться как согласованное за исключением случаев, когда организатор уклоняется от получения соответствующих предложений.

Может ли митинг мешать жизни города?

Пленум Верховного суда утверждает: да, может. Судам необходимо учитывать, что, например, неудобства, связанные с необходимостью временного изменения маршрутов движения транспорта или помехи движению пешеходов не могут расцениваться в качестве уважительной причины предложения об изменении места проведения митинга. В то же время, если акция будет опасной для дорожно-транспортной безопасности, он должен быть перенесен.

Когда власти могут отказать в проведении митинга?

ВС указывает, меры, принимаемые органами публичной власти в ходе реализации полномочий по согласованию проведения публичного мероприятия, должны предусматривать наименьшую степень вмешательства в право проведения мирных публичных мероприятий. Судам следует учитывать, что решения органов публичной власти по вопросам согласования акций должны основываться на законе, отвечать принципам необходимости, пропорциональности, недискриминации и не препятствовать открытому и свободному выражению гражданами своих взглядов, мнений и требований посредством организации и проведения мирных публичных мероприятий.

В связи с этим Пленум ВС указывает, что власти вправе отказать в согласовании митинга, когда о нем уведомило лицо, не имеющее права быть его организатором, либо если митинг планируется провести в месте, где публичные акции запрещены.

Кто может обжаловать отказ в согласовании митинга?

Зачастую у организаторов и госорганов возникают разногласия – не все заявки получают одобрение. Возможность обжалования такого отказа законом предусмотрена, но у судов также возникают расхождения в том, как рассматривать такие дела. Оспорить решение об отказе в проведении митинга может организатор, его уполномоченное лицо или прокурор. Административное исковое заявление может быть подано в суд по месту нахождения административного ответчика вне зависимости от места проведения митинга. Кроме того, такой иск может быть подан коллективно.

Поведение, достойное гражданина

Второй важный блок разъяснений, которые дал Пленум ВС, по делам об административных правонарушениях, связанных с применением законов о публичных мероприятиях. В числе прочего, Верховный суд рассказал, как не стоит вести себя на митингах и в каком виде на них лучше не появляться.

Начальство просит сходить на митинг – законно?

Нет. Разъяснения Верховного суда, в числе прочего, затрагивают и вопросы привлечения к административной ответственности за такие действия (ст. 5.38 КоАП). При этом судам следует учитывать, что такие действия квалифицируются в качестве административного правонарушения, если были осуществлены должностным лицом с использованием своего служебного положения, например, путем угрозы увольнением с работы, переводом на нижеоплачиваемую должность, лишением премии, надбавки, применения мер взыскания и т. п., либо с применением насилия или с угрозой его применения. Такие действия содержат признаки уголовно наказуемого деяния, предусмотренного ст. 149 Уголовного кодекса.

Перекричать толпу

Пленум ВС разъяснил, что по ст. 5.38 КоАП можно привлечь к ответственности не только за принуждение к участию в митинге, но и за воспрепятствование его проведению. К таким, говорится в тексте проекта, следует относить действия не являющихся участниками публичного мероприятия граждан, нарушающие нормальный ход публичного мероприятия и затрудняющие или исключающие достижение его целей.

Такие действия могут представлять собой в том числе издание громких криков и звуков с целью невозможности доведения мнений участников публичного мероприятия и их требований до сведения конкретного лица, организации, органа публичной власти, которым они адресованы; уничтожение или повреждение плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации, быстровозводимых сборно-разборных конструкций.

Закрыл лицо – заплатишь штраф

Верховный суд напоминает, что использование масок, шарфов и иных предметов для того, чтобы закрыть лицо, может расцениваться как объективная сторона административного правонарушения. Но ответственность за такие действия наступит, только если целью этих действий было именно затруднение определения личности. Для установления наличия такой цели судьям следует учитывать используемые способы и средства маскировки, реагирование участников публичного мероприятия на замечания уполномоченных лиц и наступившие последствия в том числе с точки зрения обеспечения безопасности и общественного порядка.

Слишком много людей

Согласно предложенным разъяснениям, организатор акции, проведенной с превышением заявленной численности ее участников, может быть привлечен к административной ответственности лишь в случае наличия реальной угрозы общественной безопасности. Например, когда организатор понял, что пришло много людей, но не предпринял никаких действий для того, чтобы обеспечить дополнительную безопасность.

Неодиночные пикеты

По общему правилу уведомление об одиночном пикете не требуется – это отличает такое мероприятия от митингов. При этом, отмечает ВС, совокупность актов пикетирования, осуществляемого одним участником, объединенных единым замыслом и общей организацией, может быть признана решением суда по конкретному делу одним публичным мероприятием.

Административная ответственность за несогласованное проведение публичных мероприятий может наступить, если несколько пикетов, каждый из которых формально подпадает под признаки одиночного, «с достаточной очевидностью» объединены единством целей и общей организацией, проводятся одновременно и территориально тяготеют друг к другу, а их участники используют ассоциативно узнаваемые или идентичные наглядные средства агитации и выдвигают общие требования и призывы.

При этом доказать в суде, что пикетчики на самом деле связаны одной целью, должны органы власти.

Справедливое наказание

Пленум ВС указывает: при назначении административного наказания судам необходимо иметь в виду, что такое наказание должно отвечать требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствовать целям предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

При этом административный арест по этой категории дел должен назначаться лишь в исключительных случаях, в том числе когда применение иного, более мягкого административного наказания не будет соответствовать целям и задачам законодательства.

Комментируя проект постановления Пленума, Михаил Сорокин, судья Нижегородского областного суда, призвал к скорейшему принятию разъяснений. По его словам, российские суды должны работать «без права на ошибку», потому что многие дела об административных нарушениях на митингах в итоге доходят до ЕСПЧ. А такой «единый системный документ», как постановление Пленума, поспособствует балансу публичных и частных интересов и облегчит для судов рассмотрение спорной категории дел. Разъяснения также поддержали замминистра юстиции Алу Алханов и заместитель генерального прокурора Леонид Коржинек.

По итогам рассмотрения документа председатель ВС Вячеслав Лебедев решил отправить документ на доработку и собрал редакционную комиссию, которая обсудит возможные изменения.

Источник

Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 497-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» «

Документ является поправкой к

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 23 декабря 2020 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2020 года

Внести в Федеральный закон от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2485; 2010, N 50, ст. 6602; 2011, N 50, ст. 7366; 2012, N 24, ст. 3082; 2014, N 30, ст. 4259; 2015, N 18, ст. 2617; 2016, N 11, ст. 1488; N 27, ст. 4160; 2017, N 24, ст. 3476; 2018, N 42, ст. 6381) следующие изменения:

а) пункт 2 части 3 после слов «агитацию в поддержку» дополнить словами «указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия»;

в пункте 2 слова «(непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени» заменить словами «его предложения об изменении места и (или) времени (а в случае, указанном в пункте 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, также о выборе одной из форм проведения публичного мероприятия, заявляемых его организатором)», дополнить словами «, либо о неприятии предложения соответствующих органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления и об отказе от проведения публичного мероприятия в указанных в таком уведомлении месте, времени и форме»;

дополнить пунктом 2 1 следующего содержания:

«2 1 ) в случае изменения в одностороннем порядке целей, формы публичного мероприятия и (или) заявленного количества его участников подать не позднее дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) новое уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона. При этом ранее направленное организатору публичного мероприятия согласование его проведения считается отозванным;»;

в) часть 5 изложить в следующей редакции:

«5. Организатор публичного мероприятия не вправе его проводить, если он не подал в срок уведомление о проведении публичного мероприятия либо не принял направленное ему органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления обоснованное предложение об изменении места и (или) времени (а в случае, указанном в пункте 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, также о выборе одной из форм проведения публичного мероприятия, заявляемых его организатором), и в случаях, предусмотренных частями 4, 5 и 7 статьи 12 настоящего Федерального закона.»;

а) часть 4 дополнить пунктом 4 следующего содержания:

«4) использовать отличительный знак (признак) представителя средства массовой информации, предусмотренный частью 5 настоящей статьи.»;

в) дополнить частями 6 и 7 следующего содержания:

«6. На журналиста, присутствующего на публичном мероприятии в целях осуществления своей профессиональной деятельности, распространяются обязанности и запреты, предусмотренные частями 3 и 4 настоящей статьи.

7. Журналист, присутствующий на публичном мероприятии в целях осуществления своей профессиональной деятельности, не вправе осуществлять следующие действия:

1) проводить агитацию в поддержку или против целей публичного мероприятия путем распространения листовок, использования плакатов, транспарантов, лозунгов и в иных формах, в том числе использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации;

2) выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия, а также уполномочивать отдельных участников публичного мероприятия на аналогичные действия;

3) организовывать сбор добровольных пожертвований, подписей под резолюциями, требованиями и другими обращениями граждан;

4) принимать непосредственное участие в обсуждении и принятии решений, иных коллективных действиях в соответствии с целями публичного мероприятия;

5) скрывать отличительный знак (признак) представителя средства массовой информации, предусмотренный частью 5 настоящей статьи.»;

а) часть 1 дополнить предложением следующего содержания: «При исчислении сроков подачи уведомления о проведении публичного мероприятия не учитываются день получения такого уведомления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления и день проведения публичного мероприятия.»;

б) часть 1 1 после слов «общей организацией,» дополнить словами «в том числе участие нескольких лиц в таких актах пикетирования поочередно,»;

в) дополнить частью 1 2 следующего содержания:

г) пункт 6 части 3 после слов «медицинской помощи» дополнить словами «и санитарного обслуживания»;

а) пункт 3 части 2 после слов «занимаемым судами,» дополнить словами «экстренными оперативными службами,»;

б) дополнить частью 5 следующего содержания:

«5. Условия предоставления и использования помещений для организации и проведения публичного мероприятия определяются по соглашению между собственниками (владельцами) соответствующих помещений и организаторами публичных мероприятий.»;

5) статью 10 дополнить частью 3 1 следующего содержания:

а) в пункте 2 части 1 после слов «времени проведения публичного мероприятия» дополнить словами «с указанием конкретных места и (или) времени, предлагаемых организатору публичного мероприятия для его проведения (а в случае получения уведомления о проведении публичного мероприятия, сочетающего различные его формы, также обоснованное предложение о выборе одной из форм проведения публичного мероприятия, заявляемых его организатором)», слово «закона» заменить словами «закона. В случае, если последний день указанного срока совпадает с воскресеньем или нерабочим праздничным днем, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления вправе направить такие предложения организатору публичного мероприятия в первый рабочий день, следующий за воскресеньем или нерабочим праздничным днем, но не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия»;

б) дополнить частями 1 1 и 1 2 следующего содержания:

«4. В случае, если в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, рассмотревшие уведомление о проведении публичного мероприятия, поступила информация от уполномоченных органов об отсутствии права у подавшего уведомление лица быть организатором публичного мероприятия в соответствии с настоящим Федеральным законом, соответствующие орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления отзывают согласование проведения публичного мероприятия либо предложение, указанное в пункте 2 части 1 настоящей статьи, направленные организатору публичного мероприятия.

5. В случае, если организатором публичного мероприятия с момента согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия и до начала проведения публичного мероприятия публично (в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или иными способами, обеспечивающими доступ неопределенного круга лиц к информации) распространяется информация об изменении в одностороннем порядке целей, формы публичного мероприятия и (или) заявленного количества его участников, а также не выполняется обязанность, предусмотренная пунктом 2 1 части 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, соответствующие орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления вправе отозвать согласование проведения публичного мероприятия либо предложение, указанное в пункте 2 части 1 настоящей статьи, направленные организатору публичного мероприятия.

6. В случае, если в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта либо при наличии реальной угрозы их возникновения (совершения) не может быть обеспечена безопасность участников публичного мероприятия при его проведении, соответствующие орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления незамедлительно обязаны предложить организатору публичного мероприятия изменить место и (или) время его проведения.

7. В случае, если указанные в части 6 настоящей статьи обстоятельства были выявлены в день, предшествующий дню проведения публичного мероприятия, или в день публичного мероприятия до его начала, соответствующие орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления незамедлительно обязаны уведомить организатора публичного мероприятия о невозможности его проведения и предложить ему изменить дату, а при необходимости также место и (или) время проведения публичного мероприятия путем подачи нового уведомления.»;

7) пункт 3 части 2 статьи 14 дополнить словами «, в том числе по соблюдению порядка его организации и проведения».

Президент Российской Федерации В. Путин

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *