можно ли менять объемы работ в смете по 44 фз
Возможно изменить виды работ в контракте по 44-ФЗ, если сумма контракта не изменится?
Г. С. Акимова
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам
Вопрос
Можно ли изменить виды работ в контракте по 44-ФЗ, если сумма контракта не изменится?
Ответ
Если речь о контракте, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, и возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом, то изменить виды работ можно.
Если предметом контракта являются иные виды работ, то исходя из разъяснений Минэкономразвития и Минфина изменение видов работ в заключенном государственном контракте не допускается.
Обоснование
Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях: если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом: при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (пп. «в» п.1 ч.1 ст. 95, Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).
Таким образом, по общему правилу изменение существенных условий контракта не допускается, за исключением вышеуказанного случая. В договорах подряда виды работ относятся к существенным условиям. Существенными условиями государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд являются предмет договора, определяющий, в том числе, виды, содержание и объемы работ, конечный срок выполнения работ, их стоимость (пункты 1, 2 статьи 740, пункт 1 статьи 743, пункт 1 статьи 708 ГК РФ) (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 02.11.2017 N Ф04-4191/2017 по делу N А70-2131/2017 ).
Следовательно, изменение видов работ в договорах подряда, предметом которых не является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия не допустимо.
Аналогичное мнение высказано в Письме Минэкономразвития России от 16.09.2016 N Д28и-2465: «В случае возникновения необходимости в видах работ, не предусмотренных контрактом, такую закупку следует осуществить конкурентными способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленными Законом N 44-ФЗ, или у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, определенных частью 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ. Заменять один вид работ на другой вид работы, который не предусмотрен контрактом, Законом N 44-ФЗ не установлено (Вопрос: Об изменении объема, вида работ, предусмотренных контрактом.
Г. С. Акимова
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам
Перераспределение работ по смете. И можно и нельзя…
Перераспределение работ по смете. И можно и нельзя…
Перераспределение работ по смете. И можно и нельзя… А Вы хотели однозначный ответ?
Вопрос: Каким образом при исполнении контракта на выполнение любых строительно-монтажных работ по локальным сметным расчетам корректировать объемы? Зачастую фактическое выполнение работ отличается от объемов работ, заложенных при составлении сметных расчетов и проектировании выполнения работ на объекте в силу различных объективных причин.
При корректировке сметных расчетов может выйти следующая ситуация: цена контракта остается неизменной, а виды работ внутри сметного расчета будут перераспределены по отдельным строкам, какие-то работы будут исключены. Но еще раз отметим, что в целом цена контракта не изменится. Главная проблема в указанной ситуации состоит в том, что основания для внесения изменений в части корректировки сметного расчета не предусмотрено ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ.
По данной проблеме существует ряд неоднозначных мнений Минэкономразвития России, изложенных в письмах от 16.09.2014 № Д28и-1866, от 22.01.2015 № Д28и-101, от 06.03.2015 № Д28и-561, от 17.03.2015 № Д28и-736, от 22.06.2015 № Д28и-1813, от 20.07.2015 № Д28и-2057, от 10.09.2015 № ОГ-Д28-11913, от 27.11.2015 № Д28и-3532, от 17.02.2016 № Д28и-359 и т.п. Но, как известно, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, к тому же согласно изменениям, внесенными Федеральным конституционным законом от 15.02.2016 №2-ФКЗ в статью 43.4 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и статью 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» теперь акты федерального органа исполнительной власти, которые содержат разъяснения законодательства и обладают нормативными свойствами, разрешено обжаловать в Верховном суде РФ.
СПОРНАЯ ПРАВОВАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ИЗМЕНЕНИЯ ЦЕНЫ ВЫПОЛНЯЕМЫХ РАБОТ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ПОЗИЦИЯМ СМЕТЫ ПРИ СОХРАНЕНИИ ОБЩЕЙ ЦЕНЫ КОНТРАКТА
В соответствии с п. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.
При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 Закона № 44-ФЗ.
Таким образом, положения Закона № 44-ФЗ предусматривают, что корректировке (за исключением случаев, установленных законодательством) не подлежит именно общая цена контракта.
Кроме того, согласно пп «а» п.1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ возможно снижение цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта.
Ввиду изложенного, Закон № 44-ФЗ не предусматривает ограничений на изменение стоимости выполняемых работ по отдельным позициям сметы при условии непревышения общей цены контракта.
Согласно Письму Госстроя от 29.08.2013 № 9286-БМ/12/ГС «О повторном направлении на государственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий», учитывая, что твердые цены государственных контрактов, заключаемых по результатам торгов (аукционов), как правило, ниже начальной (предельной) стоимости объекта капитального строительства, содержащейся в проектной документации, в пределах определенной государственным контрактом твердой цены могут составляться сметы, определяющие цену работ.
Порядок составления таких смет, в том числе порядок проведения взаиморасчетов между подрядчиком и государственным заказчиком работ определяются исключительно условиями заключенных государственных контрактов.
Таким образом, если иное не установлено государственным контрактом, допускаются изменения сметной документации, а также перераспределение стоимости отдельных статей сметного расчета, в соответствии с рабочей документацией в пределах твердой договорной цены государственного контракта, не снижающие конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства.
На основании при расчете за выполненные работы, по решению заказчика, также допускается корректировка стоимости отдельных конструктивных элементов в случае использования новых технологий или способов производства работ, при условии, что это не снижает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства.
В соответствии с Письмом Минрегиона РФ от 03.05.2011 № 8629-08/ИП-ОГ «Об определении цены государственного или муниципального контракта» взаиморасчеты за выполненные работы (затраты) рекомендуется осуществлять в порядке, предусмотренном государственным контрактом, в пределах твердой договорной цены, в том числе и на основании проектно-сметной документации, разработанной на стадии рабочая документация. При этом внесение изменений (переутверждение) в сводный сметный расчет стоимости строительства в пределах твердой договорной цены является прерогативой заказчика строительства.
Указанные Письма были изданы в отношении ранее действующего Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», однако Закон № 44-ФЗ содержит аналогичные положения, касающиеся твердой цены контракта
Указанная позиция подтверждается также материалами судебной практики, в частности, Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.03.2017 по делу № А53-6816/2016.
ВАЖНАЯ ОГОВОРКА:
Законом о контрактной системе не предусмотрена возможность заменять один вид работ на другой, который не предусмотрен контрактом, а в части замены материалов (оборудования) на другие только в случае, когда их качество, а также технические и функциональные характеристики улучшены по сравнению с указанными в контракте.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 22 июня 2016 г. N Д28и-1705 «О применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ»
Заказчики имеют право предусмотреть в документации о закупке и контракте возможность перераспределить стоимость, указанную в отдельных статьях сметного расчета, при оплате выполненных работ. Такая корректировка допустима в пределах цены контракта. Однако в процессе внесения изменений смету нельзя дополнить изначально не предусмотренными в ней элементами.
В случае возникновения необходимости в видах работ, не предусмотренных контрактом, такую закупку следует осуществить конкурентными способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленными Законом N 44-ФЗ, или у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, определенных частью 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ. Возможность заменять один вид работ на другой вид работы, который не предусмотрен контрактом, Законом N 44-ФЗ не установлена.
С другой стороны, Президиум ВАС РФ постановлением от 13.05.2014 № 19371/13 признал ошибочной позицию о том, что цена контракта является твердой и подлежит оплате в изначально согласованном размере независимо от объема оказанных услуг. По мнению Президиума, поскольку цена контракта определяется применительно к согласованному в нем объему услуг, уменьшение объема услуг влечет соразмерное уменьшение цены контракта.
Президиум ВАС РФ пришел к выводу о том, что требование о взыскании платы за не оказанные услуги удовлетворению не подлежало как необоснованное, незаконное, недобросовестное.
Иной подход, по мнению Президиума ВАС РФ, противоречит принципам возмездности гражданско-правовых договоров и возмездного оказания услуг, нарушая баланс прав и интересов сторон, и нарушает публичные интересы при оплате услуг на основании государственного контракта ввиду необоснованного расходования бюджетных (публичных) денежных средств.
Таким образом, Президиум ВАС РФ фактически приравнял твердую договорную цену, значение которой раскрыто в пункте 6 статьи 709 ГК РФ, к иногда используемой в предпринимательской практике максимальной гарантированной цене, когда расчет за выполненные подрядчиком работы осуществляется исходя из их фактических объемов, но не выше предусмотренного договором максимального предела.
Получается, что, принимая на себя риски возможного удорожания строительства при заключении договора на условиях твердой цены, подрядчик не получает адекватной компенсации, а сами риски существенно увеличиваются, поскольку при таком подходе подрядчик уже не может перераспределить свои затраты внутри твердой сметы, покрыв издержки, связанные с выполнением в большем объеме одних работ, за счет того, что объем других работ оказался меньше.
По данному вопросу можно сформировать следующую позицию:
Условия о видах и объемах работ по контракту являются его существенными условиями. Закон N 44-ФЗ не предусматривает возможности изменять такие условия заключенного контракта — может измениться только условие контракта об объеме работ путем пропорционального изменения объема всех предусмотренных контрактом видов работ (но не более чем на 10%) и только, если возможность такого изменения была предусмотрена в документации о закупке и контракте.
Если в ходе исполнения контракта выяснилось, что потребность в выполнении отдельных видов работ отсутствует, при этом есть потребность в выполнении других работ, заказчик может заключить с подрядчиком соглашение о расторжении контракта, оплатив лишь фактически выполненный объем работ.
По общему правилу виды работ и объем работ по контракту являются существенными условиями контракта, которые не могут изменяться. При этом норма пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ позволяет изменять только условие об объеме работ по подписанному контракту по соглашению сторон (по предложению заказчика) в пределах 10% и только, если это было предусмотрено в документации о закупке и контракте. Изменять содержание, виды работ данная норма не позволяет.
Комитет ставропольского края по государственным закупкам
Памятка – Изменения объемов работ, услуг, количества товаров в пределах 10%
Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в определённых Законом 44-ФЗ случаях[1]. В памятке разберем один из случаев изменения количества товаров, объема работ, услуг.
Подпункт «б» пункта 1 части 1 ст. 95
«… если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства, проведению работ по сохранению ОКН) количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10% или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на 10%. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства РФ цены контракта пропорционально доп. количеству товара, доп. объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10% цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара…».
Любые товары, работы, услуги, кроме выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведения работ по сохранению объектов культурного наследия.
Способ определения поставщика
При исполнении контракта
Какие условия контракта можно менять
Величина изменения количества/ объема
Если в одном контракте закупается несколько видов товаров, работ, услуг или закупаются работы по смете
Изменение цены контракта
Иные условия контракта
Порядок изменения условий контракта
Когда нельзя применять данное условие об изменении объема/количества
Сколько раз можно вносить такие изменения в контракт
Но изменение объемов/количества по отношению к первоначальному не должно быть более 10%. Т.е. можно поменять объем/количество сразу один раз на 10% или вносить изменения несколько раз (оформить несколько дополнительных соглашений) пока не достигнем максимально допустимого предела изменений в 10% от первоначального.
Административная ответственность за незаконное изменение условий контракта:
Состав административного правонарушения
Изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок
статья 7.32 часть 4
Изменение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий государственного контракта не предусмотрена законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок
статья 7.32 часть 4.1
Изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок и такое изменение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
статья 7.32 часть 5
[1] Ч.1 ст.95 Закона 44-ФЗ
[2] Письмо Минфина России от 01.12.2017 N 24-03-07/79960, от 09.11.2017 N 24-03-07/73936
[3] Определение Верховного Суда РФ от 21.01.2021 N 301-ЭС20-21798 по делу N А31-15420/2018.
[5] Письма Минэкономразвития России от 31.12.14 №Д28и-2884, от 21.09.16 №Д28и-2476, от 21.02.2017 N ОГ-Д28-1836, письма Минфина России от 10.09.19 N24-03-07/69644, от 21.11.19 N24-03-07/90275
[6] Письмо Минфина России от 03.11.2020 N 24-03-06/95838.
[7] Письмо Минэкономразвития России от 27.11.2015 N Д28и-3532
[8] Письмо Минфина России от 24.10.2017 N 24-03-08/69599, письмо Минэкономразвития России от 13.01.2017 N Д28и-166
[9] Постановление Семнадцатого ААС от 08.05.2019 N 17АП-4606/19, постановление Десятого ААС от 20.03.2019 N 10АП-2567/19, постановление Восьмого ААС от 13.12.2018 N 08АП-12392/18, письмо Минфина России от 21.01.2020 N 24-03-07/3057, письмо Минэкономразвития России от 12.12.2016 N Д28и-3400
[10] Постановление Двадцать первого ААС от 20.01.2020 N 21АП-3841/19, постановление АС Северо-Западного округа от 20.06.2019 N Ф07-6981/19 по делу N А56-40368/2017, постановление Тринадцатого ААС от 15.01.2019 N 13АП-31249/18
[11] Ч.3 ст.103 Закона 44-ФЗ
[12] Письмо Минфина России от 05.03.2020 N 24-03-07/16668.
Материал подготовила Юлия Боровых.
Можно ли менять объемы работ в смете по 44 фз
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обязан ли победитель электронного аукциона по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» переделать смету на снятие дорожного покрытия с учетом понижения цены контракта (снижение начальной (максимальной) цены в результате проведения электронного аукциона до значения цены, предложенной победителем аукциона)? Правильно ли, как предлагает победитель, не менять смету, а изменить только сумму с учетом снижения?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемом случае смету следует изменить с учетом снижения начальной (максимальной) цены контракта в результате осуществления закупки.
Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
— Энциклопедия решений. Составление смет для определения цены контракта по Закону N 44-ФЗ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Отант прошел контроль качества
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Можно ли менять объемы работ в смете по 44 фз
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в ноябре 2019 года заключен контракт на выполнение ремонтно-реставрационных работ. В ходе выполнения работ было выявлено, что проектно-сметная документация не предусматривает всех необходимых работ по одним разделам проекта и в то же время предусматривает избыточные работы по другим разделам сметы.
Кроме того, подрядчик предложил лучшие решения в отношении способов выполнения работ, ведущие к увеличению надежности их результата, и применение лучших материалов. Предмет договора при этом не меняется, работы, не учтенные изначально, необходимы для достижения изначально предусмотренного результата. Контрактом предусмотрена возможность изменения объема и видов выполняемых работ, с условием о том, что цена договора изменится не более чем на десять процентов.
1) Будет ли являться нарушением изменение видов и объемов работ в смете, если в суммовом выражении объем изменений составит 25% от цены договора, но при этом цена договора не изменится или изменится в пределах 10% (например, убрали одних работ и материалов на 50 млн. руб. добавили других работ и материалов на 50 млн. руб.)?
2) Нужно ли повторно проходить проверку достоверности сметной стоимости работ при внесении изменений в смету в части изменения видов работ и замены материалов, притом что первоначальная смета была проверена в рамках действия постановления Правительства РФ от 18.05.2009 N 427, которое на сегодняшний день утратило силу?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Стороны описанного контракта вправе изменить состав видов работ, исключив одни и добавив другие.
Повторная проверка достоверности сметной стоимости должна проводиться только в случае повторного прохождения государственной экспертизы проектной документации, которое обязательно только в случае внесения в нее изменений, затрагивающих конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————
*(1) Подробнее об этом смотрите в следующем материале:
— Энциклопедия решений. Определение предмета контракта на выполнение подрядных работ на проектирование и строительство.