можно ли мастихином рисовать гуашью
Как работать мастихином? 6 приёмов и 14 видов мастихинов
На иллюстрации вверху представлены различные замесы краски при помощи мастихина. Такие мазки создают иллюзию и обогащают живопись техничным исполнением. Но как создать красивую фактуру? В этой статье я поделюсь шестью основными способами работы мастихином в масляной живописи, хотя, вариантов здесь, конечно, может быть великое множество. Однако, прежде чем говорить о технике работы, нужно увидеть какими бывают мастихины.
Четырнадцать видов мастихинов
Мастихин представляет собой стальную, упругую пластину в виде «лопаточки», которая соединяется с рукоятью посредством изогнутого металлического стержня. Эта «лопатка» может иметь самую разнообразную форму. От классической клиновидной, до нестандартной. В начале списка я перечислю основные формы классических мастихинов, которые, впрочем, могут иметь различные вариации. А в конце списка посмотрим на мастихины с нестандартным лезвием. Я выбрал четырнадцать видов мастихинов, но в жизни их разновидностей намного больше. Однако, разница между другими видами непринципиальная, поэтому я сосредоточусь на этих четырнадцати:
1. Самый распространённый мастихин ромбовидной формы. Удобный в работе. Позволяет наносить краску как широкой плоскостью, так и острым кончиком.
2. Этот мастихин похож на предыдущий, за исключением основания. Оно не треугольной, а округлой формы. Благодаря этому, боковые стороны мастихина овальные. Ими можно снимать и укладывать краску таким образом, что она приобретёт «волнообразный» рельеф.
3. Мастихин со скошенным лезвием и округлыми боковинами.
4. Мастихин прямоугольной формы.
5. Узкий мастихин овальной формы. Интересный вариант для создания рельефных мазков не имеющих прямолинейных контуров. Можно работать как плоскостью, так и кончиком. Универсален и удобен в работе, подобно ромбовидному мастихину в начале списка.
6. Широкий мастихин овальной формы. Имеет те же преимущества, что и предыдущий, только оставляет более округлые мазки и создаёт более глубокий рельеф, если работать боковой стороной.
7. Очень «вытянутый» мастихин ромбовидной формы. Удобен для укладки краски в линию, а также для работы широкими мазками.
8. Мастихин в виде многоугольника, имеющий грани разной длины. В процессе работы данным мастихином можно менять размеры мазков, благодаря выбору грани нужной длины.
9 — 14. Мастихины необычной формы. Данная разновидность напоминает инструменты кондитера. Эти мастихины позволяют создавать мазки краски, похожие на лепестки, ленты, борозды… Хорошо подходят для декоративных работ.
Шесть основных приёмов работы мастихином
Теперь, когда мы рассмотрели какими бывают мастихины, можно подумать над техникой работы этим замечательным инструментом. Сразу оговорюсь, что в практической работе художники импровизируют и придумывают десятки и сотни своих собственных приёмов. Но существуют наиболее распространённые:
1. Широкие пастозные мазки плоскостью мастихина. Такая манера наиболее часто встречается у художников. В зависимости от формы мастихина, мазки краски могут приобретать разный характер.
2. Объёмные точечные мазки, выполненные кончиком мастихина. Эта техника чем-то напоминает пуантелизм. Однако, совсем необязательно писать в таком стиле всю живописную работу. Этим способом можно проработать какие-либо детали, например, блики, листья… Другие же части живописи можно написать посредством иных приёмов.
3. Процарапывание красочного слоя острым кончиком мастихина или боковой стороной его лезвия. При помощи такого подхода можно изобразить тонкие ветви деревьев или стебли травы. Из под снимаемой мастихином краски, просматривается светлый холст — это позволяет изображать светлые тончайшие линии простым процарапыванием. Если же снимать краску широкой, боковой стороной мастихина, то будут образовываться широкие просветы. При наличии нижнего слоя подмалёвка, эти просветы могут иметь не только светлую окраску, но и глубокий сложный цвет.
4. Фактурные, рельефные линии, образующиеся посредством продольных движений плоскостью мастихина. На иллюстрации видно, как такие линии могут изгибаться, иметь разную толщину, ширину… Некоторые художники пишут только мастихином и, вообще, не используют кисти. В их творчестве даже мельчайшие детали прорабатываются лезвием мастихина.
5. Обобщение посредством смазывания краски. В масляной живописи этот приём выглядит следующим образом: художник подробно пишет какой-нибудь элемент своей живописи, а потом, поверх проводит ребром мастихина. В результате контуры изображения размываются. Такое обобщение может «увести» на второй план слишком резкие силуэты. В живописи бывает необходимо что-то сделать менее заметным и уходящим вдаль. И этот приём обобщения при помощи мастихина может прийти весьма кстати.
6. Введение одной краски в другую. Данный способ работы мастихином может приобретать самую разную форму. Здесь большое значение имеет импровизация. Суть этого приёма такова: в пастозно уложенную краску, как бы «втирается» новый мазок плоскостью мастихина. Объёмные массы краски вливаются друг в друга и, порой, это происходит самым неожиданным образом. Краска то вливается, то «закручивается», то замешивается, а иногда и «врывается». Переходы одного цвета в другой во многом зависят от движений руки и наклона мастихина.
В начале этой статьи я разместил подборку разных фрагментов из своей живописи. Здесь Вы можете видеть самые разные приёмы работы мастихином — и те, что описаны выше, и другие. Наглядный пример поможет лучше понять как можно «играть» краской при помощи такого замечательного инструмента как мастихин.
Некоторые приемы рисования мастихином
Если вы не покупаете готовый грунтованный картон, придется его обработать. Так же необходимо поступить и с оргалитом. Основу нужно несколько раз покрыть клеем, можно использовать ПВА. Покрасить любой акриловой краской светлого цвета.
Краски нужны масляные. Можно обойтись небольшим количеством цветов: белая, желтая, коричневая, черная, синяя. При необходимости их смешивать.
Итак, нам понадобятся:
1. Грунтованный оргалит или картон размером приблизительно 2030;
2. Масляные краски;
3. Мастихин;
4. Тонкая кисточка для проработки деталей;
5. Палитра (одноразовая тарелочка);
6. Тряпочка, салфетки;
7. Лист плотной бумаги (для эскиза и черновика), карандаш
Задача мастер-класса – нарисовать петуха. Причем мы будем изображать только его голову и грудку.
Сложные сюжеты начинающему художнику не под силу. Не секрет, что МК должен приносить удовольствие и от работы, и от результата. Занимать немного времени. Картинка должна быть красочной и понятной.
Шаг 1
Для начала нужно сделать эскиз карандашом на бумаге. Постараемся выделить несколько интересных моментов, которые будут привлекать внимание, поэтому решим, что является характерными чертами именно нашего петуха. Он задирист, независим и горд. Какие детали могут это показать. У нас это большой и яркий гребешок. Просто корона, а не гребешок, и крепкий бойцовский клюв.
Возьмем карандаш и бумагу. Немного отойдя от действительности, но только немного, изобразим нашего петуха. На бумаге можно все исправлять несколько раз. Убедившись, что рисунок вам нравится, перенесите его на основу – оргалит или картон.
Если вы исправляете некоторые детали, стирать предыдущие не нужно. Масляная краска укрывистая, линий видно не будет.
На кончик мастихина набираем краску.
Прижимаем мастихин к основе и плавным движением растираем.
На этом моменте можно не придерживаться определенного направления. Главное, не выходить за контуры рисунка. Краска должна лежать тонким слоем. Оставшиеся не закрашенные места мы будем выделять другими оттенками.
Переходим на шелкову бородушку петушка. Такими же кроющими движениями наносим красную краску. Захватываем и область вокруг глаза. Постепенно добавляем другие цвета.
Шаг 3.
Выделяем белым цветом область вокруг глаза. Для этого берем краску на самый кончик мастихина.
Короткими движениями укладываем мазочки по кругу, перекрывая друг друга.
Так же взяв краску на кончик мастихина поочередно желтую, белую и черную выделяем клюв. Прикладываем мастихин с краской к основанию клюва и плавно доводим до конца. Подобными движениями прописываем черные перышки вокруг клюва. Они очень мелкие.
Для этого делаем поглаживающие движения и сразу отрываем мастихин от основы.
Каждый раз переходя к изображению перьев иного цвета аккуратно вытирайте мастихин салфеткой. Самый центр грудки петуха белоснежный. Выделив светлое пятно, мы придаем объем. Цвета перьев с двух сторон от грудки должны перекликаться. Мазочки находят друг на друга. Не выравнивайте мазки. Перья должны быть фактурными.
Шаг 5.
Работаем над фоном. На палитру добавим синий цвет и подготовим достаточное количество краски, смешивая белый, синий, коричневый. Взяв краску на все ребро мастихина, широкими мазками прописываем фон.
Работаем сразу в нескольких местах картины. Это делается для того чтобы выровнять цветовые оттенки. Если подготовленной краски не хватает, добавляем прямо на основу белила, немного мешаем как на палитре и растягиваем.
Аккуратно прорабатываем узкие места рядом с гребнем петуха. Если сделать это аккуратно не получается, возьмите маленькую кисть и поработайте ею.
Шаг 6.
Маленькой кистью прорабатываем мелкие детали. Мастихином это делать неудобно. Добавляем блики на глазу петуха, отдельными черточками кладем мелкие тени между перышками.
За это время предлагаю подумать, как ее использовать. Я всегда за то, чтобы наши работы жили своей жизнью, а не пылились где-то. Как может быть использование ваше произведение?
Можно поместить работу в широкую рамочку и сделать из нее дверку для ключницы. Рамочка должна быть достаточно широкой. Если картина на картоне, сделайте подложку из оргалита.
Обратную сторону оклейте плотной бумагой и закрепите картину петельками на ящичке. Этой же бумагой оклейте внутреннюю сторону ящичка. Прикрепите к ней планочку. Прибейте на нее мебельные гвоздики, на них можно вешать ключи. Чтобы дверка не открывалась поставьте магнитики. Прикрепите ключницу на стену и каждый сможет любоваться вашей работой. Но. это уже совершенно другой мастер-класс.
О другом мастер-класс. Если есть желание, заходите на новый масте-класс!
Скоро!
Что такое мастихин?
Еще один вид инструмента, который может значительно упростить процесс написания картин — это мастихин.
Что такое мастихин? Это инструмент для живописи, визуально похожий на лопатку или шпатель.
Существует огромное разнообразие мастихинов. Так для чего же они нужны и какой из них лучше выбрать?
1. Мастихином очень удобно наносить краску на палитру, а также счищать остатки краски после окончания работы.
2. Для смешивания цветов. Если необходимо смешать большое количество краски, а кисть пачкать зазря не хочется, то такая «лопаточка» отлично справится с этой задачей.
3.Если вы нанесли слишком много краски на холст или хотите переделать какой-то фрагмент, то мастихин вам в помощь.
4. И, наконец, мастихин можно использовать непосредственно для рисования.
Какой мастихин выбрать, зависит от цели его использования:
Я в свой работе предпочитаю мастихин «Рыбка». У фирмы Сонет это номер 2036.
Ребром мастихина удобно рисовать прямые тонкие линии. Например, усы у животных или тонкие стебли деревьев на дальнем плане.
Если нанести небольшое количество краски на всю поверхность инструмента и провести легонько, слегка касаясь, как будто вы щекочите холст, то можно изобразить текстуру камня или гор.
Кроме того, если вы нанесете на кончик мастихина более светлую краску, а на туловище — оттенком темнее и проведете по холсту, формируя лепесток, то у вас получится очень красивый цветок.
А еще этим инструментом можно создавать целые картины в стиле импрессионизм, при этом у вас будут яркие чистые и сочные цвета. Главное не забывать протирать мастихин от излишков краски после каждого движения.
Творческих успехов вам, художники!
Использование нетрадиционной техники «Нанесение гуашевых мазков мастихином»
Презентация Мастер – класса. Использование нетрадиционной техники «Нанесение гуашевых мазков мастихином»
Воспитатели в своей работе активно используют нетрадиционные техники рисования (НТР). Термин: «нетрадиционный» от лат. Tradition – непривычный подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными. Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности. Рисование тесно связано с развитием наглядно образного и наглядно – действенного мышления, а также с выработкой навыков анализа и, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Работа над рисунком, дошкольники учатся выделять внешние особенности предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей.
Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения. Детей учат рисовать не только красками, карандашами. Фломастерами, но и подкрашенной мыльной пеной, свечой, показывают, как использовать для рисования клей и т. д. Дети знакомятся с разными способами окрашивания бумаги. В том числе цветным клейстером, методом набрызгивания краски, узнают, что рисовать можно не только на бумаге, но и на специальном стекле. Они пробуют рисовать ладошкой, пальцами, кулачком, ребром ладони, почать изображение с помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек) и природного материала (листьев деревьев)
На занятиях с использованием нетрадиционной техники изображения дошкольникам предоставляется возможность экспериментировать – смешивать краску с мыльной пеной, на изображение, сделанное цветными мелками наносить гуашь или акварель.
При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства (густоту, твердость, вязкость, а при добавлении разного количества воды в акварель получают различные оттенки цвета. Таким образом, развиваются тактильная чувствительность, цветоразличение
Всё необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту. Дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.
Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок развитию мышления, воображения, проявлению самостоятельности.
Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Затем они анализируют результат, сравнивают свои работы, учатся высказывать собственное мнение, у них появляется желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным, непохожим на другие.
Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольника. У них сохраняются высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
В изобразительном искусстве под техникой (от греч. technike – искуссная и techne –искусство, мастерство, способов и приемов, посредствам которых исполняется художественное произведение. Понятие техники в узком смысле слова соответствует прямой, непосредственный результат работы художника специальным материалом и инструментом (отсюда техника масляной живописи, акварели и т. д.) умение использовать художественные возможности этого материала; в более широком значении это понятие охватывает и соответствующие элементы изобразительного характера – передачу вещественности предметов. Таким образом, под техникой рисунка понимается владение материалом и инструментом.
Т. С. Комарова пишет, что исходя из разнообразия видов рисуночной техники в изобразительном искусстве и учитывая возможности детей дошкольного возраста, целесообразно обогатить техническую сторону детского рисования.
Хочу, поделится еще одной интересной техникой рисования «Нанесение мазков мастихином»
II слайд
Цель: обучение основам рисования в технике «Нанесение маков мастихином» и развитие интереса к данному виду рисования.
Задачи: Познакомить с техникой.
Обучить приемам нанесения мазков.
Развить цветовое восприятие, чувство ритма, самостоятельность в подборе цветовой гаммы красок.
Обогащать и расширять художественный опыт работы с гуашью.
III слайд
Характеристика рисования мастихином – позволяет выразить всю силу звучания той или иной краски.
IV слайд
Термины техники. Мастихин – тонкая упругая палочка, которой художник – живописец наносит грунт на полотно и удаляет лишнюю краску.
Мазок – след, оставляемый на холсте или бумаге мастихинам с краской. Мастика – род густой массы различного состава (в нашем случаи гуашь).
VI – VIII слайд
Работы детей подготовительной группы, выполненные в этой технике.
IX слайд
Изготовление мастихина из бросового материала. Разрезаем пластиковую карточку поперек на полоски разной ширины. От этого зависит ширина мазка
X слайд
Палитра – небольшая дощечка, на которой во время работы смешивают краски. Мы будем использовать 1/4 картонного листа это удобнее.
XI слайд
Вначале решается схема композиции. На чистом листе бумаги тонкими линиями выполняем набросок эскиза карандашом (набросок ели).
XII слайд
На палитру выкладываем мастику из разных цветов гуаши небольшими порциями, т. к. работаем без воды.
XIII слайд
Набираем краски на мастихин два цвета одновременно. Вначале набираем один цвет, следом на этот цвет набираем другой темнее либо светлее. Темно зелёный и светло зелёный, зелёный и белый.