можно ли ловить рыбу на пасху
2 мая все православные будут праздновать главное событие года — Светлую Пасху. Это поистине значимый день, в который нужно стараться делать все правильно, не нарушая основных запретов. О них поговорим далее.
Заниматься домашними хлопотами
Как и в любые другие значимые церковные праздники, в Пасху нельзя работать. Речь идет не о той работе, на которую люди ходят, чтобы исполнить свои трудовые обязанности или послужить на благо людям, — говорится о делах в саду и по дому. От работы ради денег, которую можно отложить на другое время, тоже лучше отказаться.
В праздник Пасхи не нужно готовить — все приготовления к праздничному столу лучше завершить накануне, в Великую субботу.
Сквернословить и ругаться
Пасха (2 мая) — это добрый и светлый праздник, в который нужно стараться нести людям свет и творить хорошие дела. Можно приглашать гостей в свой дом, угощать их, радовать.
Ругаться и выяснять отношения не нужно, сквернословие также под запретом. Не стоит портить настроение ни себе, ни окружающим, старайтесь в этот день не беседовать на неприятные темы. Особенно важно поддерживать теплую, спокойную атмосферу в семье.
Но верующим не стоит забывать, что Пасха — это не 24 часа, а целая неделя — Светлая седмица.
Злоупотреблять алкоголем
Церковь не запрещает ставить на праздничный стол вино, символизирующее кровь Христа. Но злоупотреблять алкоголем и пьянствовать в этот светлый день точно не нужно. Если искушение выпить слишком сильное, то в этом случае не стоит пить даже немного.
Стелить грязную скатерть на стол
Пасхальный стол — это не только куличи и крашеные яйца, но еще и правильное его оформление. И речь идет не о декоре.
Обязательно проследите за тем, чтобы 2 мая стол был покрыт белоснежной, идеально чистой скатертью. Пятна и грязь на ней сулят несчастья в семье, слезы и неурядицы.
Венчаться
В число пасхальных запретов входит и венчание в храмах. В этот день все священники заняты празднованием Пасхи — им не до благословления союзов.
Стоит заметить, что венчание невозможно и в канун Пасхи (в Великую субботу), и в дни, когда вспоминаются страсти Христовы: эти дни связаны с печальными событиями, описанными в Библии, отчего любое веселье в них под запретом. Вряд ли празднование венчания может быть связано с грустью.
Поминать усопших
В Пасху (2 мая) нельзя заказывать панихиды по усопшим. Все потому, что Светлое Воскресенье — это день, предназначенный для радости, в такое время нужно избегать любых грустных мыслей и печали. Вряд ли кто-то станет поминать усопших с внутренним ликованием.
Ходить на кладбище
Посещение кладбища также не может сопровождаться радостными эмоциями. По этой причине не рекомендуется ходить в светлый праздник к местам, ставшим последним пристанищем для родных и близких сердцу людей.
Навестить могилы можно чуть позже, тем более что для этого существует специальный день — Радоница, которая наступает во вторник, следующий сразу после пасхальной недели. Именно в это время верующие традиционно ходят на кладбище, наводят там чистоту, молятся и заказывают заупокойные службы о душах близких людей и родных.
Что нельзя делать на Пасху
Секс вне пасхальных законов – всю неделю до Пасхи и в сам праздник супругам воспрещается вести интимную жизнь.
Категорически нельзя в день Пасхи думать о плохом, изменять второй половинке, ругаться, желать людям зла, лгать, мстить и использовать в речи нецензурщину.
Телевизор, развлекательные заведения, шумные застолья и компьютер – табу в день Пасхи. Под запретом рукоделие и хозяйственные хлопоты: нельзя шить, вязать, вышивать, наводить порядок в доме и даже рубить дрова.
Плакать, скорбеть и венчаться в этот день тоже нельзя. Считается, что браки, заключенные в Пасху, не благословляются Всевышним. По поверью, у семьи, скрепивший себя узами брака в день Пасхи, не будет детей.
Остатки пасхальной пищи нельзя выбрасывать в мусорное ведро. Особенно запрет касается скорлупы от освященных яиц. По старой традиции, скорлупу закапывают в землю рядом с домом, что сулит хороший урожай.
Фото Аркадия Уварова
Запрета на распитие спиртных напитков на Пасху нет. Пить можно, но в меру, и только красное вино, желательно церковный Кагор.
Зато касательно модных нынче наклеек на яйца есть запрет: если на наклейках изображены лики святых, то использовать их категорически нельзя, ведь яйцо нужно почистить. Мало того, что лики святых будут порваны, их еще могут отправить в помойное ведро как отходы.
В этот день нежелательно мыть посуду, но строгого ограничения на хозяйственную деятельность все же нет. Ведь после пасхального застолья хозяйку дома неизбежно ожидают домашние хлопоты, и от горы грязной посуды никуда не деться. То же самое касается и работы. Трудиться в этот день в огороде или поле нельзя. Работать можно на месте трудоустройства, если того требует ситуация. Говорить при встрече «Здравствуй» или «Привет» в день Пасхи не принято, друг друга полагается встречать словами «Христос Воскресе!» и отвечать «Воистину Воскресе!». Считается, что первым пасхальное приветствие должен говорить более молодой участник беседы. При этом тремя поцелуями обмениваются только люди одного пола.
Фото Алексея Танюшина
А вот подарки на Пасху дарить не принято, хотя и не запрещено. Как правило, в качестве сюрпризов преподносят сладости, пасхальные яйца и украшения, предметы быта.
Целоваться на Пасху нужно правильно. Согласно народным приметам, поцелуи на пороге дома в день Светлой Пасхи – к разлуке. А если во время поцелуя вдруг закаркает ворон, это пророчит ссору. Зато приметы рекомендуют целоваться под деревом – по преданиям, это сулит радостную жизнь.
Охота и нравственность
Мнение православного священника об охоте
ОХОТА — ДЕЛО РАЗУМНЫХ ЛЮДЕЙ
Редакция газеты представляет читателю беседу с православным священником о духовно-нравственных аспектах охоты. Надеемся, что она будет интересна широкому кругу читателей, так как затрагивает вопросы отношения Церкви и ее пастырей древнейшему виду деятельности человека – охоте. Не секрет, что среди духовенства на этот счет нет единого мнения. Некоторые хотели бы вообще запретить охоту, считая ее убийством «братьев наших меньших», т.е. смертным грехом. Но правы ли они? Или это ограниченный, односторонний взгляд на охоту и охотников?
А что если это частное заблуждение, и Церковь вовсе не противится охоте и не запрещает своим чадам (в том числе священникам) охотиться?
КАКОЙ ОН, СОВРЕМЕННЫЙ ОХОТНИК?
У охотничьего люда существует присказка: «На охоте и в бане все равны». Конечно, попробуйте закурить в парилке или зайти в нее намыленным! Да вас тотчас выгонят за дверь! Это в бане. А на охоте? Оставить после привала мусор – в порядке вещей, не погасить в лесу окурок – сплошь и рядом, выбрать для мишени аншлаг местного охотхозяйства – пара пустяков.
Особенно этим грешат охотники, приехавшие в угодья из больших городов. Об их поступках, несовместимых с нравственными нормами, прекрасно осведомлены местные жители. И в лицо, и за глаза они обличают таких горе-охотников. Но у тех всегда виноваты кто угодно (а чаще всего егеря!), только не они сами.
Вот типичный случай. Сидит клиент ночью на вышке в ожидании кабанов. Надоело ждать. Глотнул из фляжки коньяку, закурил, а потом и закемарил. Кабаны учуяли дым и не пришли. Или же пришли, а клиент их проспал. Кто виноват? Егерь!
В конце 1980-х он, страстный охотник и рыболов, приобрел избу в Вологодской области, а спустя несколько лет был рукоположен в сан священника и четыре года прослужил в Тарногском р-не сельским батюшкой. Впечатления тех лет и наблюдения над жизнью деревенского прихода легли в основу его книг «Отказываться не вправе» (2000), «Долгота дней» (2002), «Лесная пустынь» (2009), «Первая молитва» (2011). Недавно вышел в свет новый сборник рассказов отца Ярослава Шипова «Райские хутора» и другие рассказы».
«Проза писателя-священника лишена назидательности и морализаторства, отличается умным и немного грустным взглядом на жизненные нестроения, чувством сострадания» (В.В. Дементьев).
Вот что рассказал нам об охоте и охотниках отец Ярослав.
С тех пор, как меня рукоположили, я не охочусь, езжу в Астрахань на рыбалку. Рыбачу с приятелем – местным жителем, а он охотник. Мотаемся с ним на моторке по протокам, и он даже на скорости по запаху определяет места, где кабаны находятся! Вот это опыт! Вот это чутье! Люди, живущие на природе, обнаруживают зверя по запаху, как мы на городских улицах по запаху выхлопа определяем тип двигателя автомобилей…
В конце 80-х я охотился в глухих лесах на севере Вологодской области. Купил там избушку. Помогал местным жителям восстанавливать храм. А в 1991 году стал священником, принял приход. Время было голодное. Деревенские как-то выручают друг друга – кругом ведь родня, а я один, и никакого хозяйства – как выживать? Спрашиваю архиерея: «Что делать?» Тот: «Если есть нечего, занимайся охотой. Ты же умеешь. На Аляске в тяжелые времена наши священники охотились». Он имел в виду времена, когда численность русского населения на Аляске стала сокращаться. Думается, что священники тогда занимались не только любительской охотой – для пропитания, но и промысловой, добывая пушнину для заработка. …
Однако вскоре мне удалось наладить и рыбалку, и огород, и заготовку грибов, так что тяготы выживания отступили.
Письменных указаний о том, что священник не может охотиться, очень немного. Они относятся в основном к средним векам, когда охота была развлечением, барской забавой – на конях, с собаками. Невозможно же представить себе архиерея или священника с крестом, на коне, в руках ружье… Нет, охота – не священническое дело. Строго говоря, священник вообще не должен работать, и это абсолютно правильно: надо быть в постоянной готовности к служению.
Скажем, приедут с просьбой отпеть преставившегося или причастить умирающего, а батюшки нет. И где он? А на охоте (в лесу, на стройке и т.д.)! Так нельзя. Мне многое приходилось делать своими руками: и баню строить, и дом ремонтировать, и дрова заготовлять… Руки от работы черные – как потом служить или венчать? У меня в алтаре была шкурка-нулевка, вот только с ее помощью чистоту и наводил.
Как-то отправился я валить лес, а за мной приехали, чтобы отвезти к больному и причастить его.
– Где батюшка? – спрашивают.
– Батюшка дрова заготовляет.
– Батюшка не должен дрова заготовлять. Он должен сидеть и ждать.
Конечно, если есть нечего, священнику придется и на охоту пойти. Православие – это религия здравомыслия. Здесь ничто не доводится до абсурда. Вот, скажем, женщинам нельзя в алтарь входить. Но, допустим, упала свечка, начался пожар. Что же? Ждать, когда все сгорит? Нет, пусть уж женщина войдет и поможет в тушении пожара. Бог, конечно, как правило, оберегает нас от сложных для разрешения ситуаций, но время от времени Он же и попускает их по причинам, только Ему известным. Возможно, для того, чтобы испытать нас.
СВЯТОЙ ТРИФОН, ЗАМОЛВИ ЗА НАС СЛОВО!
В Библии записано, что Господь заповедал людям употреблять в пищу мясо животных, птиц и рыб. Церковь правильную охоту считает богоугодным делом, иначе не было бы у охотников и рыболовов такого мощного помощника и покровителя, как святой мученик Трифон. Его житие охотникам хорошо известно. Но кроме мученика Трифона, покровителями охотников и рыболовов почитаются на Руси еще 19 угодников Божиих. В 2005 году по просьбе членов Русского охотничьего клуба и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II была написана икона «Собор святых покровителей охотников и рыболовов» (она находится в храме Воскресения Христова в Сокольниках).
Святые, изображенные на ней, действительно не раз спасали людей от потопления во время бури и шторма, от гибели в суровые морозы, заблудившимся указывали путь, а охотникам и рыболовам даровали обильную добычу. Помогают они и сегодня всем, кто обращается к ним с верой и молитвой. Просите – и дастся вам! Кстати, икона святого мученика Трифона есть и в храме Георгия Победоносца на Варварке, где служит о. Ярослав.
ОХОТА ВЕЛИКИМ ПОСТОМ
Перед весенней охотой идет Великий пост, и частенько случается так, что охота выпадает на Светлое Христово Воскресение, то есть на Пасху. Можно ли охотиться в это время? Ни в коем случае! И это – традиция. Кто-то, вероятно, не придаст этому значения, но человек верующий и воцерковленный ни во время Великого поста, ни на Пасху, охотиться не станет. Ведь если ты постишься, и не только телесно, но и духовно, то все постороннее, отвлекающее нужно от себя отстранить.
– У меня неоднократно во время Великого поста просили дать благословение на весеннюю охоту, – рассказывает о. Ярослав. – Говорю: «Подожди. Вот Светлая пройдет – поедешь!» – «Да как же так? Все утки улетят!» – «Потерпи!». Не потерпел – поехал. Но оказалось, что там лед еще не сошел, а снег в лесу вообще не таял. Зато после Пасхи рвануло! Чуть ли ни в один день наступила весна.
После Великого поста и пасхальных праздников у человека появляется особый душевный настрой, чувство, что все в жизни складывается правильно: тут уж любое доброе дело пойдет успешно.
В дореволюционной России, когда Православие было основой русской жизни, охота – что в дворянской среде, что в мещанской или крестьянской – была делом совершенно естественным, и я не могу припомнить никаких особенных запретов или ограничений со стороны Церкви по этому вопросу.
Беседовали Вячеслав ЛОБАЧЕВ, Александр ЛИСИЦИН.
Если у читателей-охотников есть вопросы к священнику, просим присылать их в редакцию. Они будут переданы о. Ярославу, и его ответы мы опубликуем в «РОГ».
Вячеслав Лобачов, Александр Лисицин 26 декабря 2012 в 00:00
Рыбалка на пасху
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20.
Всем привет. Как известно, в свете проведения мероприятия на Фиш-Хуке «Я вырос с Айко», я стал одним из участников этого мероприятия. Перед светлым праздником Пасхи, я получил свой комплект снастей, и, конечно же, мне не терпелось его опробовать и обкатать на воде. И вот долгожданный момент настал.
12 апреля 2015 года, в принципе, можно считать моим стартом в этом интересном мероприятии. Накануне вечером созвонились с Сергеем, решаем ехать после обеда, отдав должное семьям в этот праздник. Не заморачиваясь, из снастей я взял только снасти AIKO, уж больно мне хотелось поскорее попробовать их в деле. Итак, комплект:
Договорились ехать на водоем, в котором есть и окунь, и судак, и щука, водоем платный, так что вопросов с нерестовым запретом не возникало. Погода просто идеальная, двадцать градусов тепла, солнышко, ветер 1-2 метра, а порой и вовсе штиль.
Приехали на водоем примерно к часам 12-00, собрали снасти. Ввиду отсутствия «правильного» шнура, пришлось намотал старый шнур Sunline Super PE 20 lb. Понятное дело, что шнур не в тему, но, увы, новый шнурочек еще не приехал.
Серега быстро собрал свой комплект (тоже тестировал какие-то свои новинки), и ушел бродить по берегу в поисках рыбацкого счастья.
Итак, я готов и приступаю к ловле. Оснащаю снасть 5-ти граммовой чебурахой и твистерком Aiko Curly Tail 2″, в морковной расцветке. Должен сказать, что твистерок довольно мягкий, и подвижный, в воде играет даже на минимальной проводке. Под прицелом такого оснащения был, конечно же, окунь, а его на этом пруду просто море, однако и окунь и судак и щука в этот день вероятно тоже праздновали.
Первые впечатления о снасти в целом однозначно положительные, но хотя, как мне показалось, тест спиннинга немного занижен, 5-ть грамм кидать совсем некомфортно, про проводку и отслеживание касания дна вообще говорить не приходится, тут большое дело играет, конечно, шнур «не в тему», но все же. Перешел на чебурашку весов в 7 грамм, тут уже повеселей, и заброс по-комфортнее, да и касание дна приманкой уже кончик спиннинга стал отыгрывать.
Катушка очень понравилась, шнур лег как к себе домой: ровно, без бугров и провалов, правильным цилиндром. Отличная укладка, легкий ход, за время рыбалки ни одной петли, все это обещает приятные рыбалки в дальнейшем.
Около часа мы с Сержиком меняли приманки, вес огрузки, различные проводки, но так ни одной поклевки не заработали. Увы, не наш день.
Переезжаем на другой водоем, это небольшая речка в пределах населенного пункта.
Картина та же, не клюет, рыб объявил забастовку. А тут еще и сеточники за долбали. Две сетки мы изъяли из воды и уничтожили, и хоть рыбы в них не было, неприятный осадок в душе остался однозначно.
В общем, первый блин комом, но я не расстроен, уверен все еще впереди и только начинается.
Пасхальная рыбалка
Вот уже прошли новогодние праздники, и россияне по привычке уже начали ждать прихода весны, который всегда знаменуется своими праздниками, а пока можно вспомнить праздник Пасха в картинках прошлого, или позапрошлого года – эх и погода-благодать, и комаров пока ещё нет, и настоящее тепло уже настало, но самое главное, в это время, как правило начинается уверенный спад воды.
Рыба – существо хитрое, каждый год она не использует одни и те же «дороги» во время своего массового бегства с лугов, а на поиски тяг нужно отправляться, как раз на Пасху, в начале мае, или в апреле, хотя стабильный клев на них будет наблюдаться ещё долго, особенно затягивает такая рыбалка в конце мая, когда подводная растительность начинает поднимется, а рыба клевать как сумасшедшая.
Для рыбалки в апреле лучше выбирать неширокие и не глубокие протоки, поскольку вода в них теплее, рыба идет охотнее по ним, как по трубе, по которой течёт теплая вода с прогретых солнцем лугов. Клёв в таких местах скоротечен, и зависит скорости убывания воды, поэтому надо «держать ухо востро», но если вам удастся попасть вовремя на такую тягу, то стабильный клев подъязков, плотвы и уклейки на опарыша или червя вам гарантирован.
Большинство пойманных экземпляров – самцы, а самочки без икры. Самый оптимальный тип проводки – свободное плавание приманки с придержками очень короткими и очень аккуратными, в противном случае, рыба, попробовав опарыша может и бросить его, а слегка «покусанный» опарыш для рыбы делался не аппетитным. Поклевку можно даже спровоцировать, для этого нужно подбросить по течению к плывущему поплавку немного прикормки. Вот такая вот непростая пасхальная рыбалка, но некоторым нравится.