можно ли кушать барсука по исламу
Мясо и жир барсука
Имам ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-Мухтадж» в разделе «Разъяснение того, что можно и нельзя употреблять» пишет:
( ﻭﺇﻥ ﻟﻢ ﻳﻜﻦ ﻟﻪ اﺳﻢ ﻋﻨﺪﻫﻢ اﻋﺘﺒﺮ ﺑﺎﻷﺷﺒﻪ ﺑﻪ) ﻣﻦ اﻟﺤﻴﻮاﻧﺎﺕ ﺻﻮﺭﺓ ﺃﻭ ﻃﺒﻌﺎ ﻣﻦ ﻋﺪﻭ ﺃﻭ ﺿﺪﻩ ﺃﻭ ﻃﻌﻤﺎ ﻟﻠﺤﻢ. ﻭﻳﻈﻬﺮ تقديم اﻟﻄﺒﻊ ﻟﻘﻮﺓ ﺩﻻﻟﺔ اﻷﺧﻼﻕ ﻋﻠﻰ اﻟﻤﻌﺎﻧﻲ اﻟﻜﺎﻣﻨﺔ ﻓﻲ اﻟﻨﻔﺲ ﻓﺎﻟﻄﻌﻢ ﻓﺎﻟﺼﻮﺭﺓ.ﻓﺈﻥ اﺳﺘﻮﻯ اﻟﺸﺒﻬﺎﻥ ﺃﻭ ﻟﻢ ﻧﺠﺪ ﻟﻪ ﺷﺒﻬﺎ ﺣﻞ
«Если у арабов в ранние века не было определенного названия для животного (по причине того, что оно не водится в этой местности), то его определяют по внешне схожему на него животному, по характеристикам, будь это способность бегать или же наоборот и т. д., а также по вкусу мяса. Более аргументированным мнением считается, что предпочтение даётся сначала внешним характеристикам в силу того, что они указывают на скрытые качества, потом вкусу мяса, а затем и внешнему виду. Если же сходство одинаково с двумя животными (с теми, что можно есть и нельзя) или же если нет ему подобного, то его дозволено употреблять»
[См.: Тухфат аль-Мухтадж, т. 9, с. 385].
Ученого шафиитского мазхаба Мухаммада аль-Халили спросили:
ﺳﺌﻞ ﻣﺎ ﺣﻜﻢ اﻟﻐﺮﻳﺮاء (الغريرة) اﻟﻤﻮﺟﻮﺩﺓ ﻓﻲ اﻟﺒﻼﺩ اﻟﺸﺎﻣﻴﺔ؟
«Каково положение шариата относительно животного под названием «г’урайра», которое встречается на земле Шама»?
ﺃﺟﺎﺏ ﻟﻢ ﻧﻈﻔﺮ ﺑﻬﺬا اﻻﺳﻢ ﻓﻲ ﻛﺘﺐ اﻟﻔﻘﻬﺎء ﻭﺇﻧﻤﺎ ﺭﺃﻳﻨﺎ ﻓﻲ ﻣﺨﺘﺼﺮ اﻟﺤﻴﻮاﻥ ﺃﻧﻬﺎ الضربان (الظرﺑﺎﻥ) ﺃﺧﺬا ﻣﻦ ﺃﻭﺻﺎﻑ ﺫﻛﺮﻫﺎ ﻣﻮﺟﻮﺩﺓ ﻓﻲ اﻟﻐﺮﻳﺮاء، ﻭﺃﻧﻬﺎ ﻻ ﺗﺤﻞ
Он ответил: «Я не нашел животного с таким названием в книгах исламских правоведов. Однако я видел, что автор книги «Мухтасар аль-Хайаван», называет животное с подобными характеристиками «зарибан», и что это животное нельзя употреблять в пищу».
[См.: Фатава аль-Халили, т. 2, с. 168].
Из источников арабского языка понимается, что «г’урайра»— это барсук, а «зарибан» —это скунс».
Ученые-зоологи так определяют нижеследующие виды:
Ску́нсовые (лат. Mephitidae) — семейство млекопитающих отряда хищных. До недавнего времени скунсов относили к семейству куньих на правах подсемейства Mephitinae, однако молекулярные исследования дали основания выделить их в отдельное семейство, возможно, ближе к пандовым, чем к куньим и енотовым.
Барсу́к, или обыкнове́нный барсу́к (лат. Melesmeles) — вид млекопитающих из рода барсуков семейства куньих.
Куньи, или куницевые (лат. Mustelidae) — семейство млекопитающих отряда хищных. К куньим относятся куница, норка, выдра, барсук, ласка и хорёк и т. д.
Мухаммад ар-Рамли в своей книге «Нихаят аль-Мухтадж» пишет:
«Также дозволено употреблять ласку»
[См.: Нихаят аль-Мухтадж, т. 8, с. 153].
Египетский Муфтият вынес следующую фатву относительно норки:
«Норка — млекопитающее, более похожее на хорька и белку, которые относятся к животным, чьё мясо дозволено в пищу, согласно шафиитскому и маликитскому мазхабам. Биологи относят этих животных к одному семейству. И согласно мнению о его дозволенности в пищу в соответствии с принципом шафиитского мазхаба «животное, в дозволенности употребления мяса, которого нет ясности, относят к более похожему (дозволенному)», и его жир является чистым, пригодным для употребления и использования, если оно заколото по нормам Ислама».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
• Из вышесказанного следует, что употребление мяса и жира не только барсука, но и остальных представителей семейства куньих дозволено, если их закололи по нормам Ислама.
МУФТИЯТ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
МЯСО И ЖИР БАРСУКА
ОТВЕТ:
Имам ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-Мухтадж» в разделе «Разъяснение того, что можно и нельзя употреблять» пишет:
(ﻭﺇﻥ ﻟﻢ ﻳﻜﻦ ﻟﻪ اﺳﻢ ﻋﻨﺪﻫﻢ اﻋﺘﺒﺮ ﺑﺎﻷﺷﺒﻪ ﺑﻪ) ﻣﻦ اﻟﺤﻴﻮاﻧﺎﺕ ﺻﻮﺭﺓ ﺃﻭ ﻃﺒﻌﺎ ﻣﻦ ﻋﺪﻭ ﺃﻭ ﺿﺪﻩ ﺃﻭ ﻃﻌﻤﺎ ﻟﻠﺤﻢ. ﻭﻳﻈﻬﺮ تقديم اﻟﻄﺒﻊ ﻟﻘﻮﺓ ﺩﻻﻟﺔ اﻷﺧﻼﻕ ﻋﻠﻰ اﻟﻤﻌﺎﻧﻲ اﻟﻜﺎﻣﻨﺔ ﻓﻲ اﻟﻨﻔﺲ ﻓﺎﻟﻄﻌﻢ ﻓﺎﻟﺼﻮﺭﺓ.ﻓﺈﻥ اﺳﺘﻮﻯ اﻟﺸﺒﻬﺎﻥ ﺃﻭ ﻟﻢ ﻧﺠﺪ ﻟﻪ ﺷﺒﻬﺎ ﺣﻞ
«Если у арабов в ранние века не было определенного названия для животного (по причине того, что оно не водится в этой местности), то его определяют по внешне схожему на него животному, по характеристикам, будь это способность бегать или же наоборот и т. д., а также по вкусу мяса. Более аргументированным мнением считается, что предпочтение даётся сначала внешним характеристикам в силу того, что они указывают на скрытые качества, потом вкусу мяса, а затем и внешнему виду. Если же сходство одинаково с двумя животными (с теми, что можно есть и нельзя) или же если нет ему подобного, то его дозволено употреблять»
[См.: Тухфат аль-Мухтадж, т. 9, с. 385].
Ученого шафиитского мазхаба Мухаммада аль-Халили спросили:
(ﺳﺌﻞ) ﻣﺎ ﺣﻜﻢ اﻟﻐﺮﻳﺮاء (الغريرة) اﻟﻤﻮﺟﻮﺩﺓ ﻓﻲ اﻟﺒﻼﺩ اﻟﺸﺎﻣﻴﺔ؟
«Каково положение шариата относительно животного под названием «г’урайра», которое встречается на земле Шама»?
(ﺃﺟﺎﺏ) ﻟﻢ ﻧﻈﻔﺮ ﺑﻬﺬا اﻻﺳﻢ ﻓﻲ ﻛﺘﺐ اﻟﻔﻘﻬﺎء ﻭﺇﻧﻤﺎ ﺭﺃﻳﻨﺎ ﻓﻲ ﻣﺨﺘﺼﺮ اﻟﺤﻴﻮاﻥ ﺃﻧﻬﺎ الضربان (الظرﺑﺎﻥ) ﺃﺧﺬا ﻣﻦ ﺃﻭﺻﺎﻑ ﺫﻛﺮﻫﺎ ﻣﻮﺟﻮﺩﺓ ﻓﻲ اﻟﻐﺮﻳﺮاء، ﻭﺃﻧﻬﺎ ﻻ ﺗﺤﻞ.
Он ответил: «Я не нашел животного с таким названием в книгах исламских правоведов. Однако я видел, что автор книги «Мухтасар аль-Хайаван», называет животное с подобными характеристиками «зарибан», и что это животное нельзя употреблять в пищу».
[См.: Фатава аль-Халили, т. 2, с. 168].
Из источников арабского языка понимается, что «г’урайра»— это барсук, а «зарибан» —это скунс».
Ученые-зоологи так определяют нижеследующие виды:
Ску́нсовые (лат. Mephitidae) — семейство млекопитающих отряда хищных. До недавнего времени скунсов относили к семейству куньих на правах подсемейства Mephitinae, однако молекулярные исследования дали основания выделить их в отдельное семейство, возможно, ближе к пандовым, чем к куньим и енотовым.
Барсу́к, или обыкнове́нный барсу́к (лат. Melesmeles) — вид млекопитающих из рода барсуков семейства куньих.
Куньи, или куницевые (лат. Mustelidae) — семейство млекопитающих отряда хищных. К куньим относятся куница, норка, выдра, барсук, ласка и хорёк и т. д.
Мухаммад ар-Рамли в своей книге «Нихаят аль-Мухтадж» пишет:
«Также дозволено употреблять ласку»
[См.: Нихаят аль-Мухтадж, т. 8, с. 153].
Египетский Муфтият вынес следующую фатву относительно норки:
«Норка — млекопитающее, более похожее на хорька и белку, которые относятся к животным, чьё мясо дозволено в пищу, согласно шафиитскому и маликитскому мазхабам. Биологи относят этих животных к одному семейству. И согласно мнению о его дозволенности в пищу в соответствии с принципом шафиитского мазхаба «животное, в дозволенности употребления мяса, которого нет ясности, относят к более похожему (дозволенному)», и его жир является чистым, пригодным для употребления и использования, если оно заколото по нормам Ислама».
• Из вышесказанного следует, что употребление мяса и жира не только барсука, но и остальных представителей семейства куньих дозволено, если их закололи по нормам Ислама.
Дозволено ли шариатом мясо барсука?
Ассаламу алейкум, братья! У меня есть к Вам вопрос: дозволено (халяль) или запрещено (харам) употреблять в пищу мясо барсука, обитающего в лесу? В лечебных целях барсучий жир мы принимаем внутрь, а когда простужаемся, то растираем тело. В прошлый раз в мечети сказали, что барсучий жир является запретным (харам). Я раньше не слышал об этом. В сельских местностях люди даже употребляют в пищу мясо барсука. Значит ли, что мясо барсука дозволено (халяль)?
Уаалейкум ассалам! В нескольких хадисах говорится, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запрещал есть мясо хищных животных и хищных птиц.
В одном из них, приведенный Сахих Муслимом, сподвижник Абу Саглаба аль-Хушани говорит: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запрещал есть мясо хищных животных»[1].
Опираясь на эти хадисы, ученые решили, что «мясо хищных животных (имеющих длинные и острые клыки), хищных птиц (разрывающих свою добычу когтями) не употребляют в пищу»[2].
Барсук относится к млекопитающим семейства куньих, отряда «хищных», поэтому, в основном, наряду с растительной пищей питается мелкими насекомыми. Весной охотится на птиц и на их птенцов. Животные, относящиеся к семейству куньих, по характеру питания — хищники[3].
Итак, так как барсук относится к отряду «хищных», употреблять в пищу его мясо и принимать внутрь его жир не допустимо[4]. Для лечения лучше выбрать другие лекарства.