можно ли кружить малышей

Чего нельзя делать с младенцами: шесть ошибок родителей

Когда в семье появляется ребенок, родители часто сомневаются, все ли правильно они делают. Но есть и такие, кто не задумываются над последствиями своих действий и решений. Педиатр клиники «Палитра» Ирина Моржанова рассказала, почему важно делать детям прививки в пандемию коронавируса, как правильно вводить прикорм и бороться с температурой. И почему, подкидывая малыша, родители подвергают его реальной опасности.

можно ли кружить малышей

Педиатр Ирина Моржанова. Фото из личного архива

Ошибка № 1. Трясти и подбрасывать

Когда ребенок долго плачет, нервы родителей иногда не выдерживают. В состоянии аффекта они начинают резко встряхивать ребенка, могут кинуть его на кровать или изо всех сил трясти в коляске, чтобы успокоить. Многие взрослые любят подкидывать малыша, играя с ним! Малышу нравится, он смеется, родители счастливы.

можно ли кружить малышей

Педиатры предупреждают: такие подбрасывания и встряхивания могут стать причиной травмы у ребенка, привести к кровоизлиянию в мозг, разрыву нервных волокон! Дело в том, что у малышей до года голова – это самая большая и тяжелая часть тела (до 15% от общей массы). Косточки черепа не сросшиеся. На фоне большой головы мышцы шеи крайне слабые, они еще плохо держат голову.

Во всем мире пик травм приходится на 6-8 недель, когда дети больше всего плачут.

Так называемый синдром детского сотрясения (СДС) может быть обнаружен и у детей до 5 лет, хотя средний возраст заболевания — 3-5 месяцев.

Ирина Моржанова также не советуют поднимать маленького ребенка за ладони или за ступни:

— Это создаёт огромную нагрузку на суставы, и они могут не выдержать. В результате малыш получит растяжение и вывих. Осторожно кружите ребенка за руки. В этом случае есть угроза плечевому суставу, он в маленьком теле самый подвижный и незащищённый. Играть с детьми можно и нужно, но не забывайте, что дети больше подвержены травматизму, чем взрослые, будьте аккуратны!

Ошибка № 2. Вводить/не вводить прикорм

15-20 лет назад врачи рекомендовали начинать прикорм детей яблочным или грушевым соком. Сегодня педиатры едины в своем мнении: начинать прикорм соками нельзя, так как в них много сахара и кислоты, что вредно для желудка, эмали зубов. Соки не рекомендовано давать детям до 12 месяцев, после года количество сока — 120-180 мл в день, после 4 лет – до 250 мл.

Но самый лучший вариант для питья – вода!

С чего и когда начинать прикорм? Большинство мировых экспертов считают, что первое блюдо прикорма может быть любым: злаковые, овощи, мясо или фрукты. Российские педиатры рекомендуют вводить сначала овощи, потом злаковые, а дальше молочные продукты и мясо. Исследования показывают, что нет принципиальной разницы в нутритивном статусе, если последовательность введения продуктов в возрасте 6-8 месяцев изменяется.

можно ли кружить малышей

Например, если ребенок плохо набирает вес, то сначала вводятся каши, а если у ребенка анемия (дефицит железа), то овощи. Прикормом (каша, овощное пюре, кисломолочные продукты) заменяется кормление, поэтому ребенку сначала предлагается прикорм, а потом уже мамино молоко или молочная смесь из бутылочки.

Смысл любого прикорма – это не накормить ребенка любой ценой (как часто поступают родители, стремясь, чтобы он все съел), а познакомить его с разнообразием вкусов, консистенций, цветов, запахов. Если у родителей возникают проблемы с введением прикорма, то необходимо посоветоваться с педиатром, он поможет разобраться в ошибках, подсказать, что поменять в схеме прикорма.

Ирина Моржанова обращает внимание на распространенную ошибку родителей при введении творога в рацион ребенка:

— Большинство детей хорошо едят творог, родители этому рады, готовы давать по пачке, по две за один прием пищи, но это неправильно. Творог вводят с третьим прикормом, с 8 месяцев. Творог не заменяет кормление! Малышам в 8 месяцев нужно 20 г творога, в год — 50 г (всего 2 столовые ложки), но не 150 г (пачка творога). Не забывайте также добавлять в рацион ребенка кефир, йогурт, ацидофилин.

Ошибка № 3. Сбивать невысокую температуру

Родители считают, что нормальная, правильная температура – 36,6 Но у детей она может быть и 37, и даже 37,5 (до года). Возраст, пол, время суток, уровень активности, эмоциональная нагрузка, количество одежды на ребёнке, условия окружающей среды, а также части тела, где измеряется температура, — от всех этих факторов зависит, насколько сильно ребенок будет «нагрет».

можно ли кружить малышей

У детей старше двух лет температура может колебаться в зависимости от времени суток: с утра она ниже, а к вечеру немного повышается. Детей часто кутают, это тоже может быть причиной повышения температуры тела.

Повышенной считается температура в 38 градусов и выше. У врачей нет единого подхода к вопросу о том, при какой температуре (в 38 или 39 градусов) детям нужны жаропонижающие лекарства. Если ребёнок играет, хорошо ест и в целом чувствует себя комфортно, у него нет сопутствующих заболеваний, то температуру до 39 градусов врачи сбивать не рекомендуют.

Но бывает и так, что дети плохо переносят температуру уже в 38 градусов, тогда не нужно ждать дальнейшего повышения, чтобы дать жаропонижающее лекарство.

Нельзя при высокой температуре обтирать ребенка уксусом или спиртом.

Ирина Моржанова рекомендует не кутать ребенка, давать почаще пить, проветривать квартиру и отслеживать сопутствующие температуре симптомы. Если самочувствие ребенка позволяет, то можно сполоснуть его в душе.

Ошибка № 4. Пустышка и крестики на шнурке

Некоторые родители вешают на шею грудничка шнурок с пустышкой или крестик. Шнурок или цепочка могут стать опасными: малыш может в них запутаться. При благоприятном стечении обстоятельств на коже образуются потертости или порезы, при неблагоприятном — удушение. Потому для фиксации соски правильнее использовать мягкий ремешок на клипсе, которая отстегивается. А крестик ребенку можно начать носить чуть позже, когда повзрослеет.

можно ли кружить малышей

Ошибка № 5. Опасное пространство

Не оставляйте ребенка одного на столе для пеленания, на диване, на кровати. Еще не умея переворачиваться, но уже отталкиваясь ножками, малыш может в мгновение ока оказаться на краю и упасть. Укрепляйте мебель (например, книжные шкафы, комоды), ребенок, взбираясь по ним, может уронить мебель на себя.

Не забывайте всегда пристегивать ребенка в стульчике для кормления, в коляске, в переноске.

Поставьте заглушки в розетки, уберите провода от электроприборов. Будьте осторожны с чайниками, кастрюлями с кипятком, не оставляйте их на краю. Родители часто берут ребенка на руки к себе за стол, а там чашка с горячим чаем, отставляйте ее как можно дальше от ребенка.

можно ли кружить малышей

Если у вас животные дома, то не оставляйте маленького ребенка и питомца одних. Общение животных с детьми должно происходить только в присутствии родителей, так вы сможете обеспечить безопасность обоих.

Ошибка № 6. Отказ от прививок

Календарь прививок постоянно меняется, в него добавляют новые вакцины. Некоторые дорогостоящие прививки уже стали доступны по системе ОМС.

Ирина Моржанова считает, что младенцам и детям младшего возраста необходимо продолжать проводить плановую вакцинацию, несмотря на эпидемию коронавируса:

— Не пропускайте плановые прививки. Да, сейчас сложная ситуация с коронавирусной инфекцией, но другие болезни никуда не исчезли. Плановая вакцинация позволяет предотвратить возможность возникновения в будущем вспышек и эпидемий различных болезней, убережет вашего ребенка от смертельных и опасных заболеваний.

можно ли кружить малышей

Дети коронавирусной инфекцией болеют мало (1-5% от всех случаев), в большинстве своем переносят ее легко. Но дети могут заразить родителей! Старайтесь поменьше бывать в общественных местах вместе с детьми. Помните, у ребенка должна быть индивидуальная маска, она должна закрывать рот и нос. Маски не рекомендованы детям до 2 лет.

Не забывайте мыть руки себе и ребенку как можно чаще. А антисептики храните вне зоны доступа маленьких детей. Будьте здоровы! И не паникуйте, если ребенок заболел, обращайтесь вовремя к врачу.

Источник

Почему нельзя подбрасывать малыша, тянуть и кружить его за руки?

Немногие родители дошкольников задумываются, что, если покрутить ребенка, держа за руки, или потянуть за одну из них, когда торопишься, либо подкинуть малыша и поймать, можно причинить ему вред. А ведь в такие моменты он буквально находится в шаге от травмы! Почему не стоит так делать, «Литтлвану» рассказал травматолог Олег Сажников.

можно ли кружить малышей

Олег Сажников — травматолог-ортопед, стаж более 10 лет. Специализация: детская и взрослая травматология и ортопедия. Экстренная травматологическая помощь. Ортопедия. Ведет прием в клиниках Москвы.

Что будет, если тянуть ребенка за руку (полуволоком), крутить за руки, раскручивать вокруг себя?

можно ли кружить малышей

Чаще всего при таких видах активности возникает ротационный подвывих/вывих головки лучевой кости. Встречается у детей до 3–4 лет, старше — редко. Такую травму трудно не заметить: ребенок предъявляет жалобы на боли в области локтевого сустава, при этом его рука прижата и полусогнута в локтевом суставе. Это не естественное, а вынужденное положение. Ребенок не использует руку при игре в игрушки, не берет ложку, движения в локтевом суставе резко ограничены.

Если не устранить вывих головки лучевой кости, можно получить стойкую контрактуру, то есть резкое ограничение или отсутствие движений в суставе. Это впоследствии может привести к хирургическому лечению.

Также любым из перечисленных действий можно спровоцировать растяжение связок. Оно проявляется локальными болями и ограничением движений в суставе.

Что делать с вывихом и растяжением?

Если вы отметили вышеназванные симптомы у ребенка, не стоит самостоятельно пытаться устранить вывих, необходимо обратиться за консультацией травматолога-ортопеда. Можно дать обезболивающее, рассчитав дозировку по инструкции, приложить холод. Перевязывать или менять положение конечности не надо. При вывихе врач выполняет его закрытое вправление. Обезболивание при этом не требуется, процедура занимает несколько секунд. Последующая реабилитация также не нужна.

Растяжение связок не нуждается в лечении, если нет сильного болевого синдрома и движения в суставе не ограничены. Если же оно сильно беспокоит ребенка, иногда требуется иммобилизация сустава в виде гипса или ортеза, то есть бандажа. Оперативное лечение будет необходимым в крайне редких случаях, когда требуется открытое вправление вывиха головки лучевой кости.

Что будет, если подбрасывать в высоту младенца с высоты своего роста?

можно ли кружить малышей

В целом, если мы рассматриваем здорового ребенка, который растет и развивается соответственно возрасту, навредить тем, что вы его подбрасываете, нельзя. Если вы полностью уверены, что ни при каких обстоятельствах не уроните и сможете в любом случае поймать малыша, то это не опасно. Но важно помнить, что лучше это делать с того момента, когда ребенок будет самостоятельно ходить, когда опорно-двигательный аппарат достаточно окрепнет.

В младенческом возрасте мышцы не настолько развиты, чтобы удержать, например, голову в вертикальном положении, а уж тем более при дополнительных нагрузках. Поэтому перед тем, как подбрасывать, важно убедиться, что малыш может достаточно уверенно держать голову. В противном случае можно травмировать его шею.

Источник

Сдержите гнев! Что такое синдром детского сотрясения?

Почему нельзя трясти и подбрасывать ребёнка? К каким последствиям могут привести подобные действия?

О синдроме детского сотрясения (синдроме встряхнутого ребёнка), о том, когда его можно получить, мы поговорили с детским неврологом «Клиники Эксперт» Тула Юлией Александровной Эбергард.

— Юлия Александровна, что такое синдром детского сотрясения? Почему и как он возникает?

— Синдром детского сотрясения, или синдром встряхнутого ребёнка, – это совокупность симптомов, свидетельствующих о повреждениях головного мозга и сосудов головного мозга. Синдром возникает у детей при определённых видах травмы (чаще всего это поступательно-колебательные движения, которые возникают при тряске ребёнка).

— В каких ситуациях ребёнок может получить синдром детского сотрясения?

— В большинстве случаев причиной синдрома детского сотрясения является недостаточно бережное отношение к ребёнку со стороны родителей и/или ухаживающих за ним. Это встряхивание, жёсткие укачивания и иногда подбрасывания вверх. И редкий случай, но это тоже описано, когда ребёнок в результате дорожно-транспортных происшествий получает травму, если ехал не в автолюльке.

— Дети какого возраста находятся в группе риска?

— По данным литературы, этому синдрому чаще всего подвержены дети до 1,5 лет. Это связано с анатомическими особенностями ребёнка: размер головы относительно поверхности тела больше, слабый мышечный корсет шеи (ребёнок не может удерживать голову в пространстве), особенность строения черепа и мозговых сосудов.

— Какие симптомы у синдрома встряхнутого ребёнка и когда они проявляются?

— В зависимости от тяжести синдрома детского сотрясения и полученных повреждений симптомы могут быть разными. Чаще всего возникает рвота, срыгивание, необоснованное беспокойство ребёнка. Очень грозные симптомы – нарушение дыхания, когда ребёнок бледнеет, и утрата сознания. В любом случае нужно обращаться к врачу. Признаки синдрома встряхнутого ребёнка могут возникать непосредственно сразу после травмы. При этом нет внешних повреждений, черепная коробка цела. Т. е. повреждения, кровоизлияния возникают именно внутри головного мозга.

— Как диагностируется синдром детского сотрясения?

— Во-первых, ребёнка осматривает офтальмолог. Кровоизлияния в сетчатку глаза – характерный симптом, с высокой вероятностью подтверждающий факт синдрома детского сотрясения. Для диагностики также применяется нейросонография (УЗИ головного мозга), которая показывает гематомы, и в тяжёлых случаях проводят РКТ (рентгеновскую компьютерную томографию, также известную как КТ) или МРТ головного мозга.

— Какой врач лечит синдром встряхнутого ребёнка?

— Невролог. А в совсем тяжёлых случаях, если есть гематомы, требующие оперативных вмешательств, подключается нейрохирург.

— Как лечат синдром детского сотрясения?

— Лечат в зависимости от того, что нашли. По факту это черепно-мозговая травма. Просто вопрос, какой степени тяжести. Если это разрывы и кровоизлияния, то проводится длительное неврологическое, гемостатическое лечение (остановка кровотечений).

Понимаете, синдром так назвали с целью показать механизм получения травмы. Фактически при этом происходит далеко не сотрясение головного мозга, а более тяжёлые вещи: либо ушибы головного мозга, либо гематомы. Часто это приводит к летальному исходу.

— Расскажите подробнее, какие могут быть последствия? Можно ли полностью вылечить синдром детского сотрясения?

— Вылечить полностью этот синдром довольно сложно. Но на что мы всегда надеемся? Головной мозг ребёнка (и здоровый, и повреждённый) до двух лет очень активно развивается. Т. е. в этом возрасте даже окончательно не ставятся диагнозы аномалий развития головного мозга, не делаются прогнозы, потому что головной мозг до двух лет способен на практически полную компенсацию. Если вовремя диагностировать синдром и начать лечение, то прогнозы, как правило, хорошие. Исход зависит от тяжести полученных повреждений. Проблема в том, что очень часто родители вовремя не обращаются за медицинской помощью, и диагностика происходит тогда, когда уже развились судороги. Впоследствии, при тщательном сборе всей клинической картины, выясняется, что имело место такое воздействие на ребёнка.

Инвалидизация при получении синдрома детского сотрясения – до 30–40 % с исходом в эпилепсию, в двигательные нарушения.

— Как можно предотвратить синдром детского сотрясения?

— Можно перенять опыт зарубежных стран, в которых каждому родителю при выписке из роддома показывают на специальном манекене, что происходит с головным мозгом ребёнка при тряске. Т. е. надо говорить о последствиях, чтобы избежать этих моментов. Активно пропагандировать использование автолюлек при перевозке детей в машине, а также рассказывать о том, что в семье все должны помогать друг другу. Не надо оставлять уставшую маму наедине с ребёнком, если она с ним не справляется, не может его успокоить обычным способом. Нужно дать ей отдохнуть. От того, что ребёнок просто поплачет, последствий будет гораздо меньше, чем если мама в отчаянии и усталости начнёт его трясти с силой большей, чем нужно для его успокоения.

— Что ещё вы могли бы посоветовать родителям и всем тем, кто работает с детьми?

— Каждый взрослый человек должен понимать, что его ребёнок – это только его ответственность, и обращаться с ним нужно бережно. Это необходимо прежде всего для себя самого и для своего спокойствия.

Все члены семьи, родственники должны помогать маме, чтобы она имела возможность отдохнуть, успокоить свою нервную систему. И если ребёнок очень беспокойный, имеется необходимость в постоянном его укачивании, то нужно понимать, что это тоже не совсем нормально. Обычно здоровый младенец, которого ничего не беспокоит, не требует такого пристального к себе внимания. Т. е. лучше обратиться к специалисту. Тем более сейчас их масса, и педиатрическая помощь представлена достаточно широко. Есть горячие линии по грудному вскармливанию, по уходу, кормлению, по обращению с ребёнком. Специалисты дадут советы, как максимально избежать дискомфорта в уходе за ребёнком.

Беседовала Марина Воловик

Записаться на приём к врачу-детскому неврологу можно здесь

Редакция рекомендует:

Для справки:

Эбергард Юлия Александровна

В 2008 г. окончила педиатрический факультет Ивановской государственной медицинской академии.
2009 г. – интернатура по специальности «Неврология».
2014 г. – интернатура по специальности «Детская психиатрия».
В настоящее время – детский невролог в «Клинике Эксперт» Тула.
Принимает по адресу: ул. Болдина, д. 74.

Источник

«Каждая тряска — это сотрясение мозга ребенка». Что не так с «динамической гимнастикой» в скандальном видео

можно ли кружить малышей

Доктор рассказал о том, почему термин «динамическая гимнастика» не вполне корректный, как правильно держать ребенка вниз головой и к чему могут привести резкие движения при обращении с младенцем.

С малышом надо обращаться бережно

— Что такое динамическая гимнастика?

можно ли кружить малышей

— Давайте сначала определимся с терминами, а то у нас получится «масло масляное». Любая гимнастика с ребенком первого года жизни — все равно динамическая, сложно представить маленького ребенка в статичном положении.

Гимнастика — это система упражнений, уже в Древней Греции занятия физкультурой были очень популярны, отдельные элементы применялись и у младенцев. Применительно к раннему возрасту принято разделять лечебную гимнастику и общеразвивающую (общеукрепляющую).

Моя позиция как специалиста в двигательной сфере — здоровому ребенку на первом году жизни не нужна специальная гимнастика. Но, по сути, — любое действие, которое мы совершаем с новорожденным ребенком — это упражнение, поэтому важно понимать, что, как и для чего мы делаем.

— На днях в сети появилось видео, как родитель держит своего ребенка вниз головой и раскачивает его. Такие упражнения действительно физически развивают ребенка?

— То, что происходит на этом видео, выглядит страшно, такие трюки с малышами проделывать нельзя. Отец держит ребенка вверх ногами за стопу и трясет его, совершая резкие движения с большой амплитудой и постоянной сменой направления.

Но интересно другое: я смотрел репортаж по ТВ, где отец ребенка говорит, что у него, оказывается, есть свой взгляд на двигательное развитие. Вот это, если честно, больше всего пугает и расстраивает. Это вообще проблема современного общества, каждый может позволить себе не просто высказать свое мнение, а даже транслировать его и давать советы.

Почему он вдруг решил, что разбирается в этом вопросе? Может, у него есть профильное образование? Или пусть образования нет, но, к примеру, он воспитал уже несколько детей, которые обладают выдающимися физическими качествами?

— Как Никитины в свое время? Их система была когда-то довольно популярна.

— Никитины — очень интересная семья. Я читал про них книгу, но все же для меня там многое спорно. Надо быть мягче с детьми и дарить им, в первую очередь, любовь. Ну и многое в методике Никитиных все же связано с физкультурой/тренировками для детей старше 3-х лет, а мы сейчас говорим о малышах.

Я считаю, неправильно уделять много внимания улучшению моторики здорового ребенка на первом году жизни. Ведь малыш и так проделывает большую работу, направленную на формирование моторики.

С маленьким ребенком нужно обращаться бережно, знаете, есть такой термин «синдром встряхнутого ребенка», он проявляется неврологической симптоматикой. А причиной обычно служат ситуации, когда родители трясут ребенка, например, если он плачет и не может успокоиться.

— Если мама просто неаккуратно трясет плачущего ребенка, она может навредить ему? Возможно, женщина просто устала, вымотана, она делает это не со зла.

— Совершенно верно: может навредить. Я бы даже сказал — точно навредит, если будет делать это регулярно. И тут не имеет значения, умышленно она это делает или нет.

Каждая такая тряска — это, по сути, сотрясение мозга. У ребенка в раннем возрасте пропорции тела отличаются от взрослого, размер головы больше относительно размеров туловища, соответственно она тяжелая. И если трясти ребенка за плечи, голова трясется намного сильнее и мозг бьется о стенки черепа.

Это даже хуже, чем если ребенок ударяется головой при падении, тут природа подстраховалась — чаще всего такие падения случаются, когда малыш учится ходить. А в этом возрасте рост и масса тела еще невелики, а значит и кинетической энергии немного, соответственно вероятность серьезного повреждения небольшая.

Не ставьте ребенка на ножки, пока он не научится сам

— Аккуратность, плавность, бережность — главное при обращении с младенцем?

— Да, это важно. Но, как ни странно, даже с этим не стоит перебарщивать. Я также вижу и ситуации, когда родители, скажем так, «гиперопекают» ребенка, держат его на руках очень осторожно, прижимают к себе, таким образом фиксируя в определенном положении и не давая возможности двигаться, а, значит, развиваться.

Прекрасно понимаю, долгожданный любимый малыш, тут нет ничего странного. Но в такой ситуации я прошу родителей быть «чуть более небрежными» в обращении с ребенком, показываю различные варианты как лучше держать его, давая больше степеней свободы движения.

Поэтому свои три тезиса я сформулировал бы так: разумность, дозированность, соответственность.

— Разумному человеку не придет в голову делать с ребенком заведомо опасные вещи. Если он сомневается, можно это или нельзя, скорей всего, не будет этого делать. Также очень разумно и логично, к примеру, не делать с ребенком резких движений.

Дозированность — имеет значение не только, что именно мы делаем, но и продолжительность — как долго. Перевернуть ребенка вниз головой можно, а вот долго держать его в таком положении опасно.

И, наконец, соответственность — это, пожалуй самое главное. Принимать решение о том, что можно, а что нельзя в зависимости от уровня развития навыков ребенка. Категорически запрещено делать вещи, опережающие фактическую моторику, пытаясь таким образом ускорить двигательное развитие. Нельзя присаживать и ставить ребенка на ножки, пока он сам не научился этого делать.

— И как же все-таки правильно брать ребенка на руки, способствуя развитию?

— Это, конечно, правильнее показывать, что я и делаю на своих консультациях. Попробую объяснить, в чем здесь суть.

Пока ребенок находился внутри мамы, плавал в околоплодных водах, он был в состоянии, близком к невесомости. В таких условиях проще двигаться, он шевелится, принимает различные позы, переворачивается, кувыркается. А после рождения попадает в среду, где сила тяжести действует сильнее, появляется опорная поверхность, относительно которой ему нужно шевелиться.

Поэтому, когда родители, беря ребенка на руки, держат его в разных позах и различных положениях в пространстве, это для него очень естественно, это как бы повторение уже знакомой моторики, что позволяет лучше адаптироваться к жизни в новых условиях.

Подкидывать детей и ловить — тоже рискованно

— Получается, крутить и вертеть ребенка все же можно? А переворачивать его вниз головой, держа за обе ноги или одну — можно или нельзя?

— При адекватном подходе можно вертеть, но нужно понимать, как правильно взять ребенка, чтобы сделать с ним то или иное движение, а самое главное — уметь это реализовать. Мы обучаем этому родителей, если ребенок только родился, то даже поднимать его с поверхности, на которой он лежит, необходимо очень аккуратно, придерживая головку, поскольку сам он еще не умеет ее держать.

Конечно, в этом возрасте только и можно, что просто бережно держать свое чадо на ручках. По мере роста и развития малыша, у него постепенно формируются моторные навыки, появляется контроль позы, тогда можно уже говорить о разнообразии действий с ним.

Что же касается того, чтобы переворачивать ребенка вниз головой и удерживать в таком положении, то это в принципе тоже можно, если знать, как правильно. Есть даже такой двигательный тест, когда мы берем ребенка за область тазобедренного сустава и поднимаем вниз головой. Это абсолютно безопасно, но одно дело, когда это выполняет обученный человек и совсем другое, когда родитель на свой страх и риск размахивает ребенком, держа его за ногу.

— Что же все-таки категорически запрещено делать с малышом?

— Вы знаете, очень сложно ответить на этот вопрос однозначно. С одной стороны, нет смысла прописывать очевидные вещи — не ронять ребенка, не ударять о предметы, не делать каких-то неестественных или избыточных движений в суставах.

А с другой — нереально ведь составить полный перечень того, что нельзя, найдется какой-нибудь читатель, который придумает что-то свое и, не найдя этого в списке запретов, решит, что это означает — можно. Люди иногда такое выдумывают (причем не только вредное и опасное, а иногда и что-то интересное), что удивляешься. Тут важно все же руководствоваться здравым смыслом.

— Не ускоряем двигательное развитие и избегаем резких движений?

— Да. Дать возможность ребенку реализовать свой собственный путь построения моторики.

Форсирование вертикализации — довольно частая проблема. Бывает, что родители делают это неосознанно или просто не замечают этого. Мы все время говорим родителям о том, что вертикализация должна происходить постепенно, в этом особенность человека как вида и это связано со сложным двигательным стереотипом. Ребенок тратит много времени на построение моторики, но получает и много возможностей.

А иногда родители берут ребенка за ручки, за запястья и крутят вокруг себя. Так можно?

— Учитывая, что осуществить это возможно лишь, когда ребенок довольно уверенно ходит, то можно считать это довольно безобидным занятием. Но нельзя сказать, что это абсолютно безопасно, бывают случаи, когда во время таких игр случаются вывихи в плече, падения и травмы.

Точно так же, как с любимым занятием всех отцов в мире (моим в том числе) — подкидывать ребенка вверх и ловить. Это интересно весело, можно сказать, что полезно, дети в восторге, но случаются неприятности, когда папа не поймал ребенка или подкинул слишком высоко в помещении и малыш стукнулся о потолок.

— В идеале перед подобными играми с ребенком хорошо бы получить консультацию специалиста?

— В идеале, да. Ну я повторюсь и вернусь к тому, с чего мы начали: здоровому ребенку не требуется никаких специальных упражнений для развития. Он знает много способов вертикализоваться и выберет свой. Если уж очень хочется делать что-то целенаправленное в плане моторики или просто убедиться, что двигательное развитие ребенка в норме, то лучше обратиться к специалисту.

На своих консультациях я вижу, что на самом деле у родителей очень много вопросов по той теме, которую мы сегодня обсуждаем, да и вообще касательно развития двигательных навыков здорового ребенка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *