можно ли крутить мотоцикл до отсечки
МотоФорум.RU/Форум
#1 Сообщение Gonshik » Ср янв 30, 2013 18:29
#2 Сообщение Vikom » Ср янв 30, 2013 18:41
#3 Сообщение Сибивод » Ср янв 30, 2013 18:46
#4 Сообщение serjlavrov » Ср янв 30, 2013 18:47
#5 Сообщение Handsome » Ср янв 30, 2013 18:53
#6 Сообщение Vikom » Ср янв 30, 2013 18:55
#7 Сообщение Gonshik » Ср янв 30, 2013 19:11
#8 Сообщение Maxel » Ср янв 30, 2013 19:12
#9 Сообщение Ташка Ведьмочка » Ср янв 30, 2013 19:15
#10 Сообщение Gonshik » Ср янв 30, 2013 19:16
#11 Сообщение ustas77 » Ср янв 30, 2013 19:18
#12 Сообщение Димм » Ср янв 30, 2013 19:18
#13 Сообщение Gonshik » Ср янв 30, 2013 19:27
#14 Сообщение $Первый Еретик$ » Ср янв 30, 2013 19:29
#15 Сообщение Halfwolf » Ср янв 30, 2013 19:33
Вообще да, слышал, что полезно крутить мот иногда в красную зону. Слышал от начальника автосервиса, и про машины. но типа полезно для движка. Там демонские температуры, сгорают все говна, и ты грубо говоря даешь всему там просраца) Главное не злоупотреблять!
МОЙ МОТОЦИКЛ
1. Крутите мотор, как можно больше и чаще.
При конструировании моторов, инженеры предполагают усреднённую эксплуатацию. Например, если красная зона начинается с 10 тыс. оборотов, то самые оптимальные обороты с точки зрения ресурса – 5 тыс. Плюс-минус 2 тыс. и мы получим оптимальный диапазон – от 3 до 7 тыс.
об. Но, нафиг этого говно! Раскручивайте мотор до отсечки на каждой передаче и почаще катайтесь со стрелкой тахометра в «красной зоне». Рано или поздно мотор умрёт ввиду сверхнагрузок и у вас будет повод поменять мотоцикл.
2. Не прогревайте мотор перед тем, как «отжечь».
В нутре холодного мотора, топливо сгорает неэффективно, загрязняя камеру сгорания и клапана. Кроме того, холодное масло имеет большую вязкость и хуже прокачивается маслонасосом. Поэтому, на высоких оборотах мотор будет работать почти «всухую» и очень быстро склеит ласты. Ну и хрен с ним…
3. Переключайте передачу как можно раньше или, наоборот, как можно позже.
Ничто так не насилует двигатель, как выбор неправильной передачи. Слишком высокая передача создаёт огромные нагрузки на кривошипно-шатунный механизм. Слишком низкая передача – означает более высокие обороты, к чему это приводит, мы говорили выше. Зато какой звук! Да и того хама на Porshe обогнать нужно!
4. Лужи и мойки.
Не упустите случая пронестись по луже в куче брызг – это так красиво! Да и на мойку потом заехать не помешает.
Даже небольшого количества попавшей в двигатель воды через воздушный фильтр более чем достаточно, чтобы поршень, не дойдя до верхней мертвой точки, резко остановился. Сзади поршень подбадривает коленвал, спереди этому движению сопротивляется вода – для мотора приятного мало. Исправить последствия гидроудара можно лишь сделав капремонт.
Кроме того, потоки воды, попадая на горячий двигатель, быстро охлаждают некоторые его элементы, вызывая резкое температурное сжатие металла. Возникающие ввиду этого локальные деформации рано или поздно прикончат мотор. Особо опасно это для «воздушников». Впрочем, туда им и дорога! – Реальные пацаны ездят на «водянке».
5. Катайтесь на старом масле до усрачки
Около 70% мотоциклистов ездят либо с пониженным уровнем масла, либо со старым маслом, засранным продуктами сгорания отечественного топлива, либо просто не с тем маслом, которое рекомендовано инженерами данного мотора. Кажется, это даже не нужно комментировать. Разумнее было бы залить в мотор простую, но качественную синтетику и менять чаще, чем надеяться на очень-важную-магию, содержащуюся в скоксовавшемся Мотюле. Но это не тру.
6. Криворукий сервис
Болты, забитые молотком, лохмотья герметика в маслосистеме мотора, забытые в двигателе отвёртки и тому подобные прелести. Потому что хорошее мото-СТО – это дорого.
7. Вилли.
Если ваш мотор не оборудован системой смазки с «сухим» картером, как на KTM 990 Super Duke например, то вы должны ездить на заднем колесе как можно дольше и чаще.
Масло отливает от маслозаборника насоса в задней стенке картера и мотор начинает работать «в сухую», вследствие чего, быстро идёт по шарабану. Выход есть: можно перенести маслозаборник и наварить перегородки, которые будут удерживать масло. Но, как-то лень…
Почему не стоит раскручивать двигатель до отсечки на нейтрали
тахометр не успевает за ростом оборотов и отсечка срабатывает заметно позже обычного
Вот в это че то не верится, что на ходу, что на нейтрали отсечка должна на одних и тех же оборотах срабатывать..
Ко всему вышенаписанному добавлю одну корректировку.
Основная причина, помимо эксплуатационного износа, это инертность деталей.
Все высокооборотистые моторы делаются с максимально облегчёнными деталями, имеющими возвратно- поступательное движение. Поршни, шатуны, клапана, пружины клапанов. Зачем? Чтобы максимально снизить их инерционные качества при максимальных оборотах. Чем больше масса, скажем поршня, тем большее усилие приходится на шатун и его вкладыши при остановке в ВМТ и НМТ. Так же и с другими деталями.
В двигателе, при раскрутке до максимума без нагрузки, колено по инерции кратковременно набирает бОльшие обороты, чем под нагрузкой. Естественно инерция деталей, ничем не сдерживаемых, выбирает все зазоры, а клапаны даже могут зависнуть, получив слишком большой импульс от кулачка распреда.
Именно от инерционных перегрузок и случается бОльшая часть «сталинградов». Рвет шатуны, встречаются клапаны с поршнем, разбивает пошни об головку, обрывает стяжные болты НГШ, со всеми последующими проблемами.
Как поршень может разбиться о головку?? Как клапан может получить мегаимпульс и подвиснуть? Если чо распред крутится в два раза медленнее колена. Какие зазоры в нормальных подшипниках скольжения, когда там маслом все заполнено?жидкость, как известно, не сжимается, во всяком случае, при таких давлениях. Движки убивают кривые руки и наплевательское отношение, а не кручение на холостых до отсечки.
Отправлено с моего iPhone используя Tapatalk
И кста. С какой бы силой поршень не «бился» о стенки цилиндра, он их не пробьёт ни на каких оборотах. Да и чтобы он начал «биться» движок надо предварительно ушатать неимоверно. Блок пробивают шатуны.
Отправлено с моего iPhone используя Tapatalk
На холодном и не новом движке, с большими зазорами, как это сказано выше, очень часто всё заканчивается фатально
На холодном и не новом движке, с большими зазорами, как это сказано выше, очень часто всё заканчивается фатально
что и требовалось доказать. Холодный движок + кручение до отсечки= наплевательское отношение. Из исправного не выдавит. И масло тут играет не первую роль. А давление масла на прогретом движке что на холостых, что на максималке примерно одинаковое, так что «инерция» масла тоже отпадает. Ещё варианты?
Отправлено с моего iPhone используя Tapatalk
Как поршень может разбиться о головку?? Как клапан может получить мегаимпульс и подвиснуть? Если чо распред крутится в два раза медленнее колена. Какие зазоры в нормальных подшипниках скольжения, когда там маслом все заполнено?жидкость, как известно, не сжимается, во всяком случае, при таких давлениях. Движки убивают кривые руки и наплевательское отношение, а не кручение на холостых до отсечки.
Отправлено с моего iPhone используя Tapatalk
В нормальных подшипниках с минимальными зазорами и нормальным давлением насоса утечка минимальна и вал не прогибается. Чем больше износ, тем больше зазоры и утечка (выдавливание) масла, соответственно, больше. Насос тоже не молодеет и даёт меньшее давление и производительность.
Да, кривые руки и наплевательское отношение убивают моторы.
Но не меньше моторов убито наплевательским отношением к знаниям об их конструкции, правильной технической эксплуатации и дурацкими понтами.
Блин. Интересные вы люди. Я вам говорю, что на исправном движке от отсечки ни чего не произойдёт. Вы утверждаете что произойдет и начинаете приводить примерыушатанных дрыгателей! Ибо в нормальном исправном не будет не изношенных вкладышей, ни блин нагара, ни какой либо другой уйни, которая появляется. от чего?? Так же хрен подвиснет нормальный клапан.Ну вот рассчитаны движки на такие обороты и все тут! Другое дело если у тебя с твоей прогрессивной пружиной косяк случился или натяжителю хана или движок греется или. Да сколько хочешь можно вероятные траблы перечислять! Залил паленого масла из красивой дорогущий банки и приехал!! Тут тебе хоть из титана клапан, хоть из лунного железа.. Как то так
Отправлено с моего iPhone используя Tapatalk
Ну так никто не запрещает оставаться при своём мнении, оправдывая отсутствие знаний.
Зачем все технические усовершенствования делаются на стадии проектирования?
P.S. Знаете чем отличается хороший специалист от плохого. Хороший может всё то же и так же как и плохой, но хороший точно знает, чего нельзя делать ни в коем случае.
Отправлено с моего iPhone используя Tapatalk
Я не считаю себя богом, боже упаси! Но много повидал «спецов» не знающих элементарных вещей и отсутствующим логическим мышлением. Хорошо, если хотя бы часть поймёт о чем мы спорим.
Форум читают много народа и чем проще и доступнее будет изложена информация, тем вернее будут выводы, сделанные на её основе.
Обороты на нейтрали растут слишком быстро, масляный насос не справляется, возникает голодание, из-за которого и происходят задиры/провороты и закусывания
Значит, если плавно поднимать, то можно и до отсечки!
Давайте не будем спорить!
Когда я писал этот пост, я понимал, что начнутся жаркие споры в области этой темы! Каждый имеет право на своё мнение!
Суть была в том, чтобы простым и понятным для всех языком изложить мысль о том, что не стоит носиловать свой мотоцикл, который чаще всего трепетно ухаживался и эксплуатировался.
Главная суть в том, что, к сожалению в нашей стране очень мало мотоциклов, которые приобретаются новыми. По большей части это мотоциклы привезенные из зарубежа. И в большинстве это мотоциклы, которые исчерпали некоторый свой ресурс.
Но боюсь, что и новый мотоцикл можно запороть за несколько минут.
Я не считаю себя богом, боже упаси! Но много повидал «спецов» не знающих элементарных вещей и отсутствующим логическим мышлением. Хорошо, если хотя бы часть поймёт о чем мы спорим.
Форум читают много народа и чем проще и доступнее будет изложена информация, тем вернее будут выводы, сделанные на её основе.
Давайте не будем спорить!
Когда я писал этот пост, я понимал, что начнутся жаркие споры в области этой темы! Каждый имеет право на своё мнение!
Суть была в том, чтобы простым и понятным для всех языком изложить мысль о том, что не стоит носиловать свой мотоцикл, который чаще всего трепетно ухаживался и эксплуатировался.
Главная суть в том, что, к сожалению в нашей стране очень мало мотоциклов, которые приобретаются новыми. По большей части это мотоциклы привезенные из зарубежа. И в большинстве это мотоциклы, которые исчерпали некоторый свой ресурс.
Но боюсь, что и новый мотоцикл можно запороть за несколько минут.
если честно меня вообще некоторые посты с призывами о помощи удивляют! большинство взывающих не удосуживаются :
а- почитать юзер мануал хотябы
Ну а если мот ресурс выработал это будет ясно. Я КЛЕ чекушку брал воВладике по фотке, был готов ко всяким неожиданностям, посему проверил все, что мог(компрессию, давление масла, свечки и проч) и заменил все, что нужно. теперь я знаю, что если с движком что-то произойдет, то только из-за моего раздолбайства. Кста, на нем до красной зоны крутил.
тупо стоять и газовать. даже смешно))
по ходу, изначально для всех страждущих надо написать инструкцию по эксплуатации и первым делом при регистрации заставлять читать))) а еще лучше сделать раздел типа «ОНЕ КРУТИЛИ ДО ОТСЕЧКИ НА НЕЙТРАЛИ» и выкладывать там фотки разрухи
предупреждён. вооружён. тема отличная. и обсуждение вполне норм.
полагаю, что большинство юзеров останутся при своём мнении. ответ всегда прост. мот-то уже прогрелся!
каждый, конечно, сам решает дёргать газульку или нет.
крутить можно, да. только надо понимать для чего.
здесь имеет смысл обозначить. тема накручивать газульку на нейтрали (когда мот заведён, осёдлан/или нет, но уж точно не едет) пошла именно от олдовых мотиков. далее уже: от незнания и непонимания. иными словами: сие явление (дёрганье) на сегодняшний день абсолютно ненужно в современной мототехнике.
есть ещё тема такая. открытие / закрытие мотосезона в спб. питер, надо понимать, это город фонтанов, каменных львов и мостов. так, вот, эти празднующие мотоциклисты двигаясь в колонне, когда под любой мост въезжают (по ходу движения), то реально каждый 2ой устраивает врррум, браппп или что ещё хуже. а там эхо. чрезвычайно шумно получается. с какой целью эти люди делают это непонятно до сих пор.
Можно ли крутить двигатель до отсечки на Z1000 03-06
Всем привет, данный вопрос у меня стоял уже давно все хотел спросить,Можно ли крутить двигатель до отсечки на Z1000 03-06, вредно это или нет? Какие последствия могут быть после этого.Спасибо.
Давай включим логику.
Двигатель крутится в определённом диапазоне оборотов. Понятно, что есть номинальный и экстремальный режим работы двигателя. Экстремальный режим характеризуется тем, что во время работы в этом режиме идёт интенсивный износ деталей, многие параметры начинают отклоняться от нормальных, что в конечном итоге может привести к разрушению или отказу каких-то агрегатов.
Вот чтобы исключить это и сделана отсечка.
Давай не будем брать в расчёт спортивный режим, в котором из движка надо выжать всё, на что он способен, невзирая на ресурс. На несколько заездов хватит уже хорошо, главное победа а не ресурс. Речь идёт о повседневной эксплуатации. Так вот, если рассуждать логически, можно сказать, что весь диапазон до отсечки позволяет работать двигателю в номинальном режиме.
А последствия в виду неумеренного кручения движка на высоких оборотах могут быть самые разные и непредсказуемые, от проворота вкладышей до загнутых клапанов и вылетевших в белый свет, как копеечку, через прямоток поршней.
А что такое отсечка?
За исключением Дукати, где применяется десмодромный механизм газораспределения для открытия, а главное закрытия клапанов.
В обычных моторах типа нашего, закрытие клапанов происходит под действием клапанных пружин.
Понятно что визуально пружина распрямляется после сжатия практически мгновенно, но при оборотах двигателя ближе к 9000, этой скорости уже недостаточно.
Клапан начинает запаздывать. Фазы газораспределения сбиваются так как запаздывающие клапана меняют углы открытия и закрытия клапанов. Двигатель начинает тупить. Кривая мощности стремительно падает. Так, как будто метки на цепи газораспределительного механизма перескочили сначала на один, а потом и на два зуба. Ты бы стал ездить на моторе со сбитыми метками ГРМ? Думаю вряд ли.
Вопрос я полагаю ты хотел задать другой, можно ли ездить на оборотах близких к отсечке? Т.е до того момента пока фазы ГРМ не начинают съезжать. Безусловно да. Кроме того, на карбованных версиях это даже необходимо время от времени для продувки каналов и очистки свечей.
Как поймать этот момент? Удобнее всего поставить блинкер. Лампу загорающуюся на пороге предельных оборотов. Тахометр на зетках никакой, да ещё и с запаздыванием, поэтому без блинкера вылететь на отсечку на первых передачах проще простого. А тут ориентируешься по вспышке лампы и сразу переключаешься. Себе такой поставил, правда ещё не обкатал пока.
это было вчера, я просто решил дать ему просратся))), т.к. не разу этого не делал. Вот видео.
На холостых так можно иногда баловаться.
Пламя из глушителей это как раз запаздывающие клапана, то что я писал выше.
В прямотоке, газы не натыкаются на препятствие/демпфирование перегородок глушителя, поэтому этот процесс ярче выражен.
каждый дергает ручку газа как ему нравится))))
Ну какой тут ответ? Одни вопросы.
Уровень масла и его марка неизвестны.
Температура тоже за кадром.
Был ли мотор исправен или уже стучал на этот момент не сообщается.
Сам режим работы абсолютно другой, тупо зафиксировали ручку газа и бежать.
При перегазовке, даже с отсечкой топливная смесь охлаждает ЦПГ, попробуй на кроссаче подержать высокие обороты без перегазовок. а тут.
В общем попробую дать ответ на вопрос топикстартера.
Если даже нельзя, но очень хочется, то можно.
Дамир, да я имел ввиду масло в ролике про запоротое двигло))).
Кто его знает, было ли в том несчастном байке масло и не стучал ли уже мотор?
Иначе трудно объяснить такое варварство.
А так, если они контрактный мотор уже прикупили по причине появления стука в старом, то умирающее двигло могли так прикончить.
Что касается твоего мота, то нормально ты открутил.
Не ты первый и не ты последний, в общем я и не такое видел)))
А с такими комментами можно дойти до того, что байк вообще заводить вредно.
красавчик)) спс за ответ. приятно поговорить с адекватными людьми))
Внесу свои 5 копеек. Такое пламя на отсечке не говорит ли о том что топливо сгорает не полностью? Т.е. смесь богатая сильно и остатки догорают в выхлопе?
эта болезнь была у меня с самого начала, когда он приехал тока со штатов, после первой езды на нем по городу он на понижении движения на скорости строчил как пулемет, народ думал что где то перестрелка))), а потом внезапно перестал и начал тока на холостых так делать. Но мне сказали что это норм, когда стоит прямоток от начала)))
поддерживаю богатая смесь, впрыск идет бешенный, и топливо с хлопками и огнем догарает в прямотке
Что такое отсечка на мотоцикле
Отсечка оборотов — это процедура блока управления, препятствующая дальнейшему набору оборотов двигателем. Обычно, отсечка устанавливается за 5% до оборотов, на которых мотор может разрушиться. Например, если отсечка срабатывает на 12000 RPM, мотор может крутиться как до 12600 без повреждений.
Езда на оборотах до оборотов отсечки считается безопасной и не приводящей к повреждению двигателя. На японских двигателях рабочий диапазон работы мотора, в котором он достигает максимальной мощности, от 75% до 100% от оборотов отсечки. Если отсечка срабатывает на 12000 оборотах, то, при агрессивной манере езды — работу мотора нужно удерживать в диапазоне 9000 — 12000 оборотов. Высокие обороты не приведут к повреждению мотора.
Спортивные блоки управления могут отодвигать обороты отсечки. Без изменений конструкции двигателя можно отодвинуть отсечку не более чем на: максимальные обороты + 5% от максимальных оборотов.
Если вы привыкли крутить мотор — не забывайте проверять уровень масла.
1. Крутите мотор, как можно больше и чаще.
При конструировании моторов, инженеры предполагают усреднённую эксплуатацию. Например, если красная зона начинается с 10 тыс. оборотов, то самые оптимальные обороты с точки зрения ресурса – 5 тыс. Плюс-минус 2 тыс. и мы получим оптимальный диапазон – от 3 до 7 тыс.
об. Но, нафиг этого говно! Раскручивайте мотор до отсечки на каждой передаче и почаще катайтесь со стрелкой тахометра в «красной зоне». Рано или поздно мотор умрёт ввиду сверхнагрузок и у вас будет повод поменять мотоцикл.
2. Не прогревайте мотор перед тем, как «отжечь».
В нутре холодного мотора, топливо сгорает неэффективно, загрязняя камеру сгорания и клапана. Кроме того, холодное масло имеет большую вязкость и хуже прокачивается маслонасосом. Поэтому, на высоких оборотах мотор будет работать почти «всухую» и очень быстро склеит ласты. Ну и хрен с ним…
3. Переключайте передачу как можно раньше или, наоборот, как можно позже.
Ничто так не насилует двигатель, как выбор неправильной передачи. Слишком высокая передача создаёт огромные нагрузки на кривошипно-шатунный механизм. Слишком низкая передача – означает более высокие обороты, к чему это приводит, мы говорили выше. Зато какой звук! Да и того хама на Porshe обогнать нужно!
4. Лужи и мойки.
Не упустите случая пронестись по луже в куче брызг – это так красиво! Да и на мойку потом заехать не помешает.
Даже небольшого количества попавшей в двигатель воды через воздушный фильтр более чем достаточно, чтобы поршень, не дойдя до верхней мертвой точки, резко остановился. Сзади поршень подбадривает коленвал, спереди этому движению сопротивляется вода – для мотора приятного мало. Исправить последствия гидроудара можно лишь сделав капремонт.
Кроме того, потоки воды, попадая на горячий двигатель, быстро охлаждают некоторые его элементы, вызывая резкое температурное сжатие металла. Возникающие ввиду этого локальные деформации рано или поздно прикончат мотор. Особо опасно это для «воздушников». Впрочем, туда им и дорога! – Реальные пацаны ездят на «водянке».
5. Катайтесь на старом масле до усрачки
Около 70% мотоциклистов ездят либо с пониженным уровнем масла, либо со старым маслом, засранным продуктами сгорания отечественного топлива, либо просто не с тем маслом, которое рекомендовано инженерами данного мотора. Кажется, это даже не нужно комментировать. Разумнее было бы залить в мотор простую, но качественную синтетику и менять чаще, чем надеяться на очень-важную-магию, содержащуюся в скоксовавшемся Мотюле. Но это не тру.
6. Криворукий сервис
Болты, забитые молотком, лохмотья герметика в маслосистеме мотора, забытые в двигателе отвёртки и тому подобные прелести. Потому что хорошее мото-СТО – это дорого.
7. Вилли.
Если ваш мотор не оборудован системой смазки с «сухим» картером, как на KTM 990 Super Duke например, то вы должны ездить на заднем колесе как можно дольше и чаще.
Масло отливает от маслозаборника насоса в задней стенке картера и мотор начинает работать «в сухую», вследствие чего, быстро идёт по шарабану. Выход есть: можно перенести маслозаборник и наварить перегородки, которые будут удерживать масло. Но, как-то лень…
От автомобилистов часто можно услышать, как они крутят двигатель до отсечки или же их силовой агрегат упирается в отсечку. В основном подобное происходит, когда возникает необходимость или желание разогнать транспортное средство до максимальных скоростей, либо же когда стрелка от тахометра входит в красную зону на различных скоростях.
Важно понимать, что отсечка вовсе не является поломкой или сбоем в работе мотора. Это достаточно полезная функция, заложенная в автомобиль инженерами. Фактически с её помощью удаётся дополнительно защищать силовой агрегат от чрезмерных нагрузок, и обеспечивать его работу в оптимальных и безопасных режимах.
Если говорить простым языком, когда двигатель достигает своих пиковых показателей нагрузки, происходит отсечка. Она не даёт двигателю раскручиваться ещё больше, поскольку мотор и так перегружен. В такие моменты водители ощущают, как силовой агрегат не тянет, работает с рывками, в тяге наблюдаются паузы.
Что это и как работает
Как уже удалось выяснить, отсечкой называют специальную, заложенную ещё инженерами-конструкторами, защиту для двигателя, которая ограничивает максимальную частоту вращения коленвала. Из-за этого водитель имеет возможность поднимать обороты исключительно до предусмотренной штатной отсечки, но не выше. Это помогает сохранить мотор и уберечь его от экстремальных перегрузок.
То есть отсечка двигателя является сугубо защитной функцией, а не какой-то неполадкой, сбоем или нарушением в работе ДВС.
Теперь интересно узнать, как работает эта отсечка для двигателя. В случае с современными инжекторными двигателями всё выглядит примерно следующим образом. Когда при эксплуатации двигатель достигает заданного ещё при производстве предела, электронный управляющий блок отключает или блокирует топливоподачу в рабочие цилиндры, что способствует снижению частоты вращения вала.
Уже понимая, что значит отсечка и зачем она нужна в работе двигателя, стоит поговорить о некоторых не менее важных параметрах. Есть несколько характеристик, применимых к мотору, которые определяют величину значений пиковой нагрузки, активирующей отсечку. Здесь учитывают:
Стоит отдельно рассмотреть существующие разновидности отсечек, которые отличаются между собой по принципу действия, но преследуют одинаковую цель. Это сохранение целостности двигателя и его отдельных компонентов.
Скорость
Существует отсечка, которая срабатывает при достижении определённых максимальных скоростей. С помощью такой функции автопроизводители ограничивают максимальную скорость своих автомобилей. Обычно отсечку по максималке используют совместно с отсечками, которые реагируют на обороты двигателей.
В случае отсечки по скорости она используется для того, чтобы машина не могла разгоняться сильнее определённых заданных параметров. А отсечка по оборотам уже непосредственно защищает сам двигатель при передвижении на разных скоростях и передачах.
Если на автомобиле предусмотрен ограничитель по скорости, то при достижении максимального значения электронный блок также отключает подачу горючего в рабочие цилиндры. Это не даёт возможности автомобилю разгоняться дальше. Как только автотранспортное средство начинает ехать в пределах установленного лимита, то есть стрелка спидометра опускается ниже пиковой отметки, ЭБУ снова подаёт команду, и подача топлива возобновляется.
На деле это выглядит так. Машина разгоняется до 250 километров в час, что является наиболее распространённым пиковым значением для большинства современных автомобилей с достаточно мощными двигателями. В этот момент активируется отсечка. Водитель попросту не может набирать скорость дальше, поскольку топливо не поступает в цилиндры. Когда скорость условно падает на 5-15 километров в час, ЭБУ включает топливоподачу, и автомобилист вновь может набирать скорость. Но стоит ему опять достичь пикового значения, блок опять отключает подачу горючего.
Такая система придумана для того, чтобы водитель не может ехать на своем автомобиле быстрее, нежели это предусмотрено отсечкой.
Некоторых автовладельцев не устраивает тот факт, что скорость его машины искусственным путём ограничивается. Отсечку по скорости также часто называют электронным браслетом. Фактически это программный код, который вносится в управляющий электронный блок. Чтобы снять эти искусственные ограничения, электронный мозг двигателя перепрошивают, избавляются от лимитатора, что позволяет автомобилю выходить за пределы отсечки. Насколько в этом есть необходимость, сказать сложно.
Турбина
Существует и другой тип отсечки. Она реагирует на давление отработавшего газа в турбокомпрессоре, а также на скорость вращения турбонагнетателя. Как вы понимаете, такая отсечка применяется только на турбированных двигателях. Причём подобное решение считается более эффективным, нежели просто отсечка по оборотам вала. Тут дело в том, что обороты самого коленчатого вала могут ещё не достигать пиковых максимальных значений, то есть они не угрожают целостности двигателя.
Но эти же показатели становятся критичными для турбонагнетателя. Работа под такими нагрузками может спровоцировать серьёзные негативные последствия и привести к поломке турбины. А это достаточно дорогостоящий элемент турбомотора, который требуется беречь.
Отсечка на турбодвигателях позволяет несколько ограничивать скорость вращения турбонагнетателя, что способствует обеспечению дополнительной защиты от разрушения элемента.
Коленчатый вал
Самым распространённым и активно применяемым вариантом отсечки считается лимитатор, который берёт за основу частоту вращения коленчатого вала. То есть здесь речь идёт о контроле оборотов двигателя. Здесь отсечка имеет определённые лимиты, выше которых она не даёт валу подниматься.
Не только иномарки оснащаются подобными лимитаторами по оборотам силовой установки. Многие даже не знали и не догадывались, но и отечественные автомобили также комплектуются с завода отсечками. Та же Лада Калина (Lada Kalina) срабатывает на 6500 оборотах в минуту. Это примерно такое же значение предела оборотов, как предусмотрено для корейских популярных в России автомобилей Hyundai Solaris и Kia Rio.
Значение в 6500 оборотов в минуту, при которых в дело вступает лимитатор (отсечка), стало неким устоявшимся стандартом, носящий скорее условный характер. То есть он не является одинаковым и обязательным для всех, но на стандартных двигателях с относительно небольшими показателями мощности и крутящего момента именно отсечка на 6500 оборотах в минуту оказывается наиболее приемлемой и подходящей.
При этом существует широкий перечень автомобильных двигателей, где производителями предусматриваются совершенно другие параметры оборотов для срабатывания отсечки. Просто есть силовые агрегаты, которые изначально позиционируются как высокооборотистные, из-за чего в стандартном режиме работы их коленчатый вал вращается со скоростью около 7-8 тысяч оборотов за минуту. И ставить здесь лимит на отметке в 6,5 тысяч оборотов в минуту не совсем правильно и корректно.
В случае со спортивными автомобилями, гиперкарами и прочими сверхмощными автотранспортными средствами с высокопроизводительными моторами, отсечка располагается на ещё более высоких значениях.
Активация отсечки всегда происходит после подачи соответствующей команды со стороны управляющего электронного блока. Он не даёт автомобилю возможность дальше продолжать набирать обороты, если коленчатый вал уже достиг своего предельного, хоть и искусственно заданного, значения.
Автопроизводители стараются устанавливать отсечку на таком уровне, при котором двигатель крутится до 95-100% от своих максимальных значений рабочих оборотов. Инженеры стараются оставлять около 5% в качестве запаса и перестраховки от предельных значений оборотов, при которых двигатель способен работать без потерь и серьёзного ущерба для себя.
К примеру, если на силовом агрегате предусмотрено стандартное ограничение на 6,5 тысячах оборотов, то в действительности такой двигатель может крутиться примерно до 7 тысяч оборотов, но не находясь при этом на своих пиковых нагрузках, способствующих разрушению, быстрому износу и возникновению поломок. Такой запас позволяет создать оптимальные условия функционирования, продлить срок службы силового агрегата.
Предел по оборотам, при котором будет срабатывать отсечка, легко определить самостоятельно. Для этого достаточно просто взглянуть на приборную панель. А если быть точнее, то на свой тахометр. Черта, откуда белая полоса меняется на красную, и является тем самым пределом. Когда водитель доводит обороты до красной линии тахометра, активируется отсечка, ЭБУ подаёт сигнал и подача топлива в цилиндры прекращается. Как только стрелка тахометра опустится в белую зону, и значения оборо тов коленчатого вала будут соответствовать значениям, прописанным в памяти ЭБУ, горючее снова начнёт поступать в рабочие цилиндры.
Полезные советы
Стоит отметить, что современные автомобили активно оснащаются различными лимитаторами. Причём довольно часто можно встретить сразу несколько разных отсечек на двигателе, использующихся одновременно. Это касается форсированных и мощных атмосферных и турбированных моторов.
От отсечки оборотов двигателя объективно больше пользы, нежели вреда. Назвать ограничитель каким-то недостатком сложно, поскольку фактически он не ограничивает мощность или динамику автотранспортного средства. Но зато позволяет сохранить мотор в целостности, предотвратить преждевременный износ и защитить от возникновения серьёзных поломок, обусловленных перегрузкой.
Многих интересует, можно ли крутить свой двигатель, доходя до отсечки, и не пострадает ли от этого сам движок. Делать это разрешается. Причём здесь речь не идёт о каких-то угрозах повреждения силовой установки. Просто не выходите за красную линию на тахометре.
В частой эксплуатации автомобиля на высоких оборотах, когда стрелка тахометра постоянно находится в красной зоне, ничего хорошего действительно нет. Это способствует сокращению ресурса мотора и возникновению тех или иных неисправностей, вызванных чрезмерными нагрузками на ДВС.
Но суть в том, что доводить обороты до красной зоны нет никакой необходимости. От этого мощность или максимальная скорость не увеличиваются, а только уменьшаются. Инженерами было задумано так, что двигатель выходит на свою максимальную мощность именно при определённых и достаточно высоких оборотах коленвала. Это около 90-97% до момента срабатывания отсечки. Допустим, на машине стоит лимитатор по оборотам на стандартной отметке в 6,5 тысяч оборотов в минуту. Это означает, что максимальной мощности своего мотора вам удастся достичь примерно на 6-6,3 тысячах оборотов. То есть вы ещё не дошли до отсечки, но при этом приблизились к ней на небольшое расстояние.
Стоит вам выйти за пределы отсечки, и мощность сразу же упадёт, набор скорости прекратится, поскольку в цилиндры уже не поступает топливо. Вы лишь напрасно будете пытаться выдавить педаль газа, разрушая сам педальный узел и провоцируя дополнительные неприятности своими совершенно ненужными и неоправданными действиями.
Если хотите получить максимум эффективности от своего двигателя, ощутить его производительность, держите обороты недалеко от отсечки, но не переходите эту грань. Работа мотора в таком режиме совершенно безопасная, нет никаких рисков повреждения или чрезмерного износа от перегрузки. Сейчас двигатель работает в оптимальном режиме, под который он изначально был адаптирован конструкторами.
При проведении тюнинга двигателя предельные значения отсечки иногда смещают в сторону увеличения, чтобы повысить отдачу двигателя. Иногда лимитатор отключается полностью, что даёт доступ к полной мощности и максимальной скорости, на которую способен автомобиль.
Блоки, где можно сдвинуть отсечку, теоретически дают прирост мощности и повышают максимальную скорость. Но подобный тюнинг увеличивает нагрузку на двигатель, который начинает быстрее изнашиваться и выходить из строя. Чтобы отключать отсечку или сдвигать её, требуется специально подготовленный автомобиль, в конструкции двигателя которого используются прочные, износоустойчивые и надёжные компоненты, способные выдержать повышенные нагрузки. В противном случае вы лишь навредите мотору, спровоцируете существенное сокращение его ресурса.
Что же касается обычных двигателей, то отключать на них лимитаторы настоятельно не рекомендуется. Если сделать это и крутить двигатель выше установленных конструкторами предельных значений, поломки начнут возникать крайне быстро. Максимально можно извлечь те самые 5% запаса. Ведь зачастую отсечка срабатывает при 95% от своих максимальных рабочих оборотов. 5% нужны сугубо для перестраховки. Такое смещение отсечки действительно происходит без существенных рисков, поскольку тогда значения всё равно не выходят за свой лимит.
А вот пытаться вывести отсечку на более чем 5% настоятельно не рекомендуется. Это приведёт к непредсказуемым, но наверняка негативным последствиям.
Напоследок стоит дать один простой совет всем тем, кто любит эксплуатировать автомобиль на высоких оборотах. Подобные условия приводят к повышенному расходу не только топлива, но и масла. Потому тут важно постоянно следить за количеством смазочной жидкости в двигателе, по мере необходимости подливать её и своевременно менять. Такая эксплуатация уменьшает срок службы масла, плюс предъявляет повышенные требования к его качеству. При высоких постоянных оборотах крайне важно применять высококачественные смазочные материалы, чтобы минимизировать износ элементов двигателя и защитить его от возможных серьёзных поломок.