можно ли крестьянам кушать свинину
Почему христиане едят свинину?
Похожие вопросы
5 Ответов
Данный запрет был дан иудеям, т. к. Господь таким образом отвращал их от зла идолопоклонства.
«Ибо пока израильтяне жили в Египте, они научились от египтян приносить жертвы идолам и бесам, веселиться, танцевать и услаждать себя музыкальными инструментами. Когда же Бог захотел освободить их из египетского рабства, они уже привыкли приносить жертвы идолам. И когда они, желая приносить жертвы, сотворили тельца в пустыне и принесли жертвы бесам, тогда Бог попустил им, из-за их слабости, совершать жертвоприношения. Но не всякое животное Он разрешил приносить в жертву: лишь вола, овцу, козу, голубя, горлицу и некоторых других; ведь Бог повелел приносить жертвы не идолам, но Единому истинному Богу, – а египтяне считали богами вола, овцу, козу, голубя, горлицу и многих других съедобных животных. Бог повелел приносить в жертву животных, обожествляемых египтянами, чтобы, закалая их, иудеи отвыкли бы называть их богами; а есть свиное мясо Бог запретил израильтянам потому, что египтяне только его употребляли в пищу, – поэтому Бог и узаконил его как нечистое, повелев есть обожествляемых в Египте животных, чтобы они не почитались как священные».
(Св. Иосиф Волоцкий. Просветитель. Слово 3).
Поскольку, с пришествие Христа люди были готовы принять закон Нового Завета, то смысла в старых запретах не был, поскольку закон вел нас ко Христу, а приведши он потерял над нами власть:
«Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя».
( Гал. 3:24-25 ).
Во времена Нового Завета человечество идет за Христом, потому вместе с Апостолом Павлом умерло для закона:
Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу.
( Гал. 2:19 ).
«Этим слова имеют двоякий смысл: или он говорит о законе благодати, потому что и благодать он обыкновенно называет законом, например, когда говорит: «закон Духа жизни. освободил меня» ( Рим. 8:2 ), или же разумеет здесь великий закон, желая показать, что через этот же самый закон он умер закону, то есть: «Самый закон убедил меня больше не следовать ему. И если после этого буду следовать ему, то этим самым нарушу его». Как же и каким образом? Моисей, предсказывая о Христе, говорит: «Пророка воздвигнет вам Господь Бог из братьев ваших, как меня, – Его слушайте» ( Втор. 18:15 ). Таким образом, те, которые не повинуются Христу, преступают закон. Но мы можем и иначе понимать слова: «Законом я умер для закона» (законом закону умрох). Ведь закон повелевает исполнять все написанное в нем, а не исполняющего наказывает. Поэтому мы все умерли для закона, так как никто не исполнил его».
(Толкование святого Иоанна Златоуста на этот текст).
Поэтому, никакие пищевые запреты для христиан не актуальны.
«Сие же достойным смеха мне представилось, яко некто обещался воздерживатися от свинаго мяса. Посему благоволи поучати таковых, чтобы воздерживались от неразсудительных зароков и обетов, и допусти употребление вещей неразнственных. Ибо никое же создание Божие отметно, со благодарением приемлемо ( 1Тим.4,4 ). Посему, как обет достоин смеха, то и воздержание не нужно».
(28 правило св. Василия Великого).
«В крещении спогреблись вы со Христом, стали мертвы для закона. Почему же терпите у себя учащих сему, и думаете, что одни из яств законны, а другие противозаконны, и не принимаете во внимание, что в них ничего нет постоянного? Ибо все превращается в гной. «Заповедями» же и «учениями» назвал Апостол не закон, но неблаговременное их учение».
(Св. Блаженный Феодорит. Толкование на послание Колосянам).
Можно ли православным есть свинину
Религиозные пищевые запреты
Исторически почти в каждой религии существуют запреты на те или иные виды пищи. В основном пищевые запреты содержались в священных религиозных книгах. Со временем некоторые религии упрощали или отменяли религиозные пищевые запреты. Другие же до сих пор строго следят за соблюдением традиций. Поэтому вопрос о пищевых запретах в христианстве сохраняется. Например, можно ли православным есть свинину?
Ветхозаветное учение о чистоте
В Ветхом Завете весь животный мир был разделен на чистый и нечистый. Нечистых животных нельзя было употреблять в пищу и приносить в жертву Богу. Запрещено было даже прикасаться к ним. Закон о чистоте был установлен пророком Моисеем и входил в число заповедей. Запрет на употребление нечистых животных носил дисциплинарный, воспитательный характер. Его целью являлось ограждение иудейский народ от языческого влияния. Дело в том, что еврейский народ легко поддавался соблазнам и развращению. Иудеи неоднократно отступали от Единого Бога и поддавались языческому влиянию. Они перенимали языческие традиции и ритуалы. При этом многие из этих обычаев были связаны с едой и посвящением пищи идолам.
Поэтому пищевые запреты, с одной стороны, дисциплинировали иудеев. С другой — препятствовали свободным взаимоотношениям с язычками. Иудейский народ скрупулезно относился ( и относится до сих пор) не только к потребляемой еде. Это характерно и в общем к внешним проявлениям телесной чистоты.
“Учение о чистоте теснейшим образом связано с ветхозаветным пониманием святости. Те и другие законы обращены к человеку, составляющему единство тела и души. Напротив, всякая нечистота, имевшая прямое отношение к телу, ассоциировалась с грехом, нравственной немощью” (архимандрит Иов (Гумеров)).
Христианство корнями уходит в ветхозаветные времена. Так что закономерен вопрос: можно ли православным есть свинину и другие виды “нечистой” пищи?
Запрет на употребление свинины в Библии
Бог разрешил Моисею и всему еврейскому народу есть животных, у которых раздвоены копыта и которые жуют жвачку (Лев.11:3). Нельзя было вкушать тушканчика, верблюда, зайца. Также нечистым животным считалась свинья:
“потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас” (Лев.11:7).
Из животных, обитающих в воде, запрещалась есть тех, “у которых нет перьев и чешуи” (Лев. 11: 10). Запрет также распространяется на ряд птиц. Среди них орел, гриф, сокол, ворона, чайка, филин, ибиса, лебедь, пеликан и другие (Лев.11:13-19).
Все пресмыкающиеся, крылатые животные, ходящие на четырех ногах (кроме животных, у которых голени выше ног), а также четвероногие животные, ходящие на лапах, считались нечистыми.
Однозначного ответа, почему Бог запретил есть именно эти категории животных, нет. Некоторые исследователи предполагают, что этот запрет основывался на исторически сложившихся вкусовых предпочтениях евреев. Другие считают, что оказали гигиенические и медицинские причины. Римский историк первого века Тацит утверждал, что закон о чистоте установил непреодолимую преграду между иудеями и другими народами.
Отсутствие пищевых запретов в христианстве
Но ветхозаветные пищевые предписания потеряли свою актуальность в Новом Завете и были отменены апостольским Собором:
“Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите” (Деян. 15: 28-29).
С приходом Спасителя закон о чистоте изжил себя. Ведь Иисус Христос проповедовал соблюдение в первую очередь чистоты души, помыслов. Он отдавал главенствующее место духовности человека, а не слепому следованию ветхозаветным предписаниям. К тому же христианами становились не только евреи. Обращались в христианство и другие народы, которые никогда не жили по Законам Моисея.
Остро встал вопрос: нужно ли язычникам, принявшим христианство, соблюдать Законы Моисея. Был собран Собор, где апостолами было принято решение о снятии запрета на “нечистую” пищу. Если человек принял веру во Христа и не являлся иудеем, он может есть запрещенную в Ветхом Завете пищу. Так что вопрос, можно ли православным есть свинину, не актуален. Можно есть всё — кроме:
Сохранившиеся пищевые ограничения в Новом Завете
Идоложертвенное – продукты питания, которые приносились в жертву богам и идолам. Но с исполнением предписания апостолов не есть идоложертвенное первых христиан, возникли сложности. В продажу поступали продукты, которые были принесены в жертву божествам. Не всегда можно было узнать, является ли еда идоложертвенной или нет. С такой же ситуацией сталкивались верующие, пришедшие в гости к язычникам.
Поэтому апостол Павел указывал в посланиях, что купленную еду не нужно исследовать на предмет “нечистоты”. Но если христианин был уведомлен, что еда приносилась в жертву, от такого угощения нужно было отказаться (1Кор.10:25-28).
В наши дни к идоложертвенной пище можно отнести так называемую “пищу жизни”, которую раздают кришнаиты. Они всю приготовленную еду вначале предлагают божеству Кришне. Идоложертвенное также можно встретить в буддийских храмах.
Удавленина и мертвечина – мясо трупных животных, а также животных, которые были умерщвлены с помощью удавления. Животных, которые не были зарезаны и в них сохранилась кровь, употреблять в пищу было запрещено.
Запрет на такое мясо был зафиксирован также в 63 правиле святых апостолов:
“Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священнаго чина, будет ясти мясо в крови души его, или звероядину, или мертвечину: да будет извержен. Ибо сие закон запретил (Деян. 15, 29). Аще же сие соделает мирянин: да будет отлучен”.
Ответ священника: можно ли православным есть свинину
Протоиерей Андрей Ефанов:
“На своем Первом соборе апостолы обсуждали, нужно ли христианам соблюдать закон ветхозаветных пищевых запретов. И постановили, что для новообращенных из язычников (то есть для тех, кто принял Христа, до этого не будучи иудеем) нет необходимости в соблюдении пищевых запретов. Апостол Иаков, брат Господень, сказал об этом так: «Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе» (Деян. 15, 19-20). Таким образом, пищевые запреты, актуальные для Ветхого Завета, в Новом уже не соблюдаются. То есть разделения на нечистых и чистых животных нет”.
Протоиерей Андрей Кордочкин
“В некоторых культурах есть свои барьеры. Однако в Новом Завете понятия «чистого» и «нечистого» относятся только к нравственной сфере: «Неужели и вы еще не разумеете? еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? а исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления — это оскверняет человека» (Мф., 15. 16-20)”.
Христиане.Онлайн
Христианский сайт, статьи, проповеди, видео
МОЖНО ЛИ ХРИСТИАНАМ ЕСТЬ СВИНИНУ?
Мир вам друзья, Бог да благословит Вас. Надеюсь вас привел не праздный интерес на этот сайт и вы действительно обеспокоены тем, чтобы не огорчить Бога не соблюдением какой либо заповеди. Но подумайте сначала о том, что весь закон был дан для того чтобы хорошо было в первую очередь человеку, а не Богу. В мире всё течет и меняется и от того что одной хрюшки станет меньше или одной коровы станет больше глобально ничего не изменится. Бог больше обеспокоен не тем, что человек будет есть, а тем что у человека в душе и верит ли он. Обижает ли он своего ближнего или делает ему добро. И мне кажется что если ты спасаешь голодного от смерти голодной, то Богу без разницы накормишь ты его шашлычком или окорочками. Но люди они такие, склонны к ко всякого рода табу и запретам. И им людям, очень важно не вникать в глубокий смысл действий и последствий, а просто знать что они поступают правильно. Люди склонны к правилам, традициям, запретам и не понимают, что то что нельзя иногда необходимо, а то что можно иногда нельзя.
Вопрос о свинине возник не просто так. С самого начала священного писания мы видим что животные были разделены на чистых и не чистых. И всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского;
Бытие 7:2
С самого начала мира были известны человечеству животные пригодные в пищу и для жертвоприношения и не пригодные. И Ной знал эту систему различий, которую потом записал Моисей в Законе. Но сохранили ли потомки ноя знания об этом? Далеко, далеко не все. Благословен Бог Сима и да вселится он в широкие шатры Иафета и да проклят будет Ханаан. Так в кратком виде звучит благословение Ноя, в котором мы видим будущее всего мира и наше настоящее. Симиты( я специально так пишу) евреи – последовали за Богом, Иафет( европейские народы) тоже приобщился к вере через Христа, а ханаан там всё плохо( африка).
Евреям Бог даёт закон- свинину не есть, и не только свинину, но и кролика, зайца, креветок, крабов, раков, устриц, мидий, и многие другие животные не дозволены в пищу. Зачем Бог даёт такой закон? Он Бог ему виднее, значит так надо было для евреев. Возможно чтобы сохранить евреев от ассимиляции с другими народами, возможно потому что часть животных этих питается не самой чистой едой и имеет паразитов, которые вредят здоровью нации. Мы этого знать не можем, но что евреи благословенный Богом народ мы можем заметить, хотя бы по тому, какое позитивное влияние на мир они оказывают своими знаниями и своими научными открытиями. Конечно есть к ним вопросы, и не на пустом месте Иисус сказал фарисеям: Ваш отец дьявол. Но о том как евреи примут антихриста за Мессию в другой раз. В итоге они покаются и уверуют во Христа, когда пострадают от того кем будут обмануты. Но Это не скоро.
И Хотя Иисус свинину не ел, и даже уничтожил стадо свиней, как бы намекая сквозь века, Иисус говорил что очень много людей придут в Царствие Божие не из евреев, потому что евреи отвергнут Его.
Можно или нет есть православным свинину
Главным событием в жизни человечества стало пришествие в мир Спасителя, Его проповедь, страдания и Воскресение. Учение Нового Завета уделяло внимание внутреннему миру человека, его мыслям. Тем не менее у людей и по сей день возникают разногласия, связанные с внешними проявлениями и обычаями, такими как употребление свинины в пищу.
История появления запрета
Человеку в Эдемском Саду не нужна была пища животного происхождения. Адам и Ева питались растениями и практически не нуждались в пище, так как были они идеальными и тела их значительным образом отличались от тела современного человека.
После великого потопа Господь разрешил Ною употреблять в пищу все, кроме человека.
Важно! И только евреям, избранному народу, было запрещено употреблять свинину, чтобы этим самым отличаться от язычников.
В Левите и Второзаконии сказано, что евреям запрещалось употреблять мясо верблюда, свиньи, тушканчика и зайца. Мясо жвачных животных с раздвоенными копытами разрешалось. Такое постановление иудеи должны были исполнять, дабы очиститься, понять свою греховность и достойно принять в мир Спасителя.
В Новом Завете Спаситель делает акцент на том, что оскверняет человека не пища, а то, что исходит от сердца человеческого. Господь открыл апостолу Павлу, что даже язычники и всякое животное перестало быть нечистым. А что Бог освятил и очистил, то нельзя считать нечистым. Следовательно, употреблять в пищу свинину православным можно.
Интересно! Апостол Иаков в книге Деяний в письме к язычникам главным образом советовал, чтобы они не употребляли в пищу кровь животных. По сей день не употребляют кровь животных и православные христиане.
Цитаты из Священного Письма
В современном мире православные люди держат пост, в большинстве своем, отказываясь от рыбы, мяса и молочных продуктов.
Пост должен сопровождаться усердной молитвой, иначе такой пост по свойству своему будет подобен обычной диете. Но и злоупотреблять им тоже не стоит.
Именно поэтому монахам и запрещено употреблять в пищу мясо. Запрещается христианам употреблять кровь животных, так как сказано, что в крови животного его душа. Иных запретов на пищу в Новом Завете для христиан нет.
Как доказательство, можно привести цитаты из книг Священного Писания. Например, для ритуальной чистоты, евреям запрещалось употреблять мясо таких животных:
«Не ешь никакой мерзости. Вот скот, который вам можно есть: волы, овцы, козы, олень и серна, и буйвол, и лань, и зубр, и орикс, и камелопард. Всякий скот, у которого раздвоены копыта и на обоих копытах глубокий разрез, и который скот жует жвачку, тот ешьте; только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта с глубоким разрезом: верблюда, зайца и тушканчика, потому что, хотя они жуют жвачку, но копыта у них не раздвоены: нечисты они для вас; и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены, но не жует жвачки: нечиста она для вас; не ешьте мяса их, и к трупам их не прикасайтесь (Второзаконие 14:3-8)».
Уже в Новом Завете мы видим, как Христос относится к подобным вещам: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека (Мф. 15:11)».
Далее, святые апостолы по благодати Господа проповедуют и поучают другие народы: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем (1 Коринфянам 8:8)».
«Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть (Титу 1:15)».
Как и было сказано ранее, единственное, о чем предупреждали апостолы, было: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите (Деян.15:28-29)». Здесь говориться, что нельзя употреблять кровь животных и мясо умершего животного, которому не спустили кровь.
Последнее доказательство того, что православным христианам разрешено употреблять в пищу все: «Всё, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет её. Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то всё, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести (1 Коринфянам 10:25-27)».
Естественно, у любого человека, а особенно у православного, должна быть понимание меры в употреблении пищи. Нужно рассчитывать, что и в каком количестве нужно съесть, чтобы позже не исповедоваться в грехе чревоугодия.
Почему иудеи и мусульмане не едят свинину, а христиане едят
Не какая-то прихоть верующих фанатиков, а реальные меры предосторожности
Всем известно, что у мусульман и иудеев существует религиозный запрет на употребление свинины. Почему же христиане избежали этой участи? Обывательские объяснения запрета для мусульман и иудеев во многом сходны. Оказалось, что этот запрет заинтересовал даже ученых. Они говорят, что каждое пищевое табу в религии легко объясняется с точки зрения здравого смысла. Это не какая-то прихоть верующих фанатиков, а реальные меры предосторожности!
Обе религии формировались в жарких странах, где такое скоропортящееся и «грязное» мясо, как свинина опасно для здоровья человека. Известно, что свиньи всеядны – они способны переварить все, что найдут: от падали до собственных экскрементов. Сами животные от этого не страдают, а вот для человека накапливающиеся в свинине токсины – настоящий яд.
Кроме того, ученые доказали, что свиньи являются весьма подходящим местом для обитания паразитического червя «трихинеллы», и при плохой термической обработке мяса личинки паразита вполне могут попасть в организм употребившего его человека. А это очень серьезно: трихинеллёз – заболевание, нередко приводящее к смертельному исходу.
В итоге мудрецы прошлого додумались, что гораздо проще и быстрее внушить своим близким, что свинья чуть ли не исчадие ада, чем объяснять, что это мясо может быть опасно для здоровья. В конце концов, мы ведь тоже не учим детей основам электродинамики, а просто объясняем, что нельзя совать пальцы в розетку.
Однако и евреи, и арабы в первую очередь руководствуются не столько заботой о своем здоровье, сколько исполнением религиозных заповедей. На страницах Торы и Корана неоднократно затрагиваются вопросы правильного питания, разрешенных и запрещенных продуктов. В числе последних – свинина. Однако у каждой религии свои нюансы.
Одной из важнейших составляющих ислама являются такие понятия как «халяль» (все, что дозволено Аллахом) и «харам» (находящееся под запретом). Они распространяются и на пищу. В Коране (сура 5, аят 3) написано: «Вам запрещено [есть] мертвечину, кровь, свинину, а также то, что заколото без упоминания имени Аллаха».
Как известно, свинина – тяжелый продукт, а с точки зрения ислама избыточное питание – грех. Об этом речь в другом аяте: «Не вкушайте много, а будьте умеренны, чтобы не повредить себе и не обделить бедных. Аллах не любит расточительных и недоволен их неумеренными деяниями!» (Коран. 6:141). У мусульман также запрещены продукты, появившиеся на рынке относительно недавно и содержащие в себе добавки, в состав которых входит свиной жир. Этим грешат отдельные производители сыра, шоколада, хлебобулочных изделий, газированных напитков, мыла и зубных паст. Современные исламские ученые здесь руководствуются не только религиозными заповедями, но и медициной, объясняя, что свиной жир плохо усваивается человеческим организмом.
Примечательно, что в исламе к свинине может быть приравнена и баранина, если она была приготовлена не по канонам халяля. К примеру, баран был убит в мучениях или перед смертью он видел, как погибает другое животное.
В Торе, как и в Коране, также содержится очевидный запрет на употребление свинины: «И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им: скажите сынам Израилевым: вот животные, которых можно вам есть из всего скота на земле: всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте» (Левит. 11:2-3).
Оба эти признака есть у оленей, коров, коз, овец – их мясо кошерное. Свинья, даже несмотря на наличие раздвоенного копыта с глубоким разрезом, животное не жвачное, а поэтому для евреев запретное – «трефовое». (Второзаконие. 14:8). Кроме того, иудаизм разрешает употребление птицы, однако она, как и жвачные копытные, должна быть приготовлена соответствующим образом. Животное забивается специальным остро наточенным ножом (чтобы причинить ему как можно меньше страдания), затем из туши удаляется вся кровь. Но даже правильно забитое животное может стать не кошерным, если, к примеру, будет приготовлено с молочными продуктами.
А почему же в христианстве, для которого, как и для иудаизма, одной из главных Книг является Ветхий Завет, не существует запрета на употребление свинины? Более того, для многих христиан (например, русских или немцев) свинина – одно из любимейших мясных блюд.
Ответ на этот вопрос можно найти в Новозаветных книгах. Вот, к примеру, слова апостола Павла: «Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя» (Гал. 3:24,25).
Другими словами, Ветхий Завет исполнил свою роль – подготовил приход Мессии, и отныне следование некоторым его заповедям не является непременным условием вхождения в Царство Небесное. А ведь изначально наставления Бога о пище не содержали никаких запретов. «Всё движущееся, что живет, будет вам в пищу» (Быт. 9:3).
Вот еще одно место из Евангелия, уже в полной мере раскрывающее отношение Христа к этому столь щепетильному в иудаизме и исламе вопросу. «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем».
Шойгу и Лавров работают в Париже на заседании российско-французского Совета сотрудничества
Почему иудеи и мусульмане не едят свинину, а христиане едят
Министр обороны поздравил всех причастных с Днём разведчика
Avia.pro: артиллерия ДНР уничтожила новый понтонный мост ВСУ у Старомарьевки вместе с украинскими военными
Эстония: православие и вера
Онлайн-урок «Осторожно, поезд!» провели для волгоградских школьников
Жителей Челябинской области просят быть осторожными на железной дороге
Лекарство от COVID-19 существует, и было создано российским ученым в 2016 году?
Православные верующие отмечают сегодня один из главных церковных праздников Покров Пресвятой Богородицы
Сайт Avia.pro: военные Украины отступили на запасные позиции после ответной атаки реактивной артиллерии ДНР
Министры обороны стран СНГ обсудили вопросы военного строительства
В Хабаровске построят первую Армянскую апостольную церковь
Почему в России так много одиноких женщин
Avia.pro: армия Украины может попытаться отрезать ДНР от Азовского моря и границы с Россией
Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.