можно ли креститься в православной церкви двумя перстами
Почему миряне благословляют троеперстием, а священники двумя перстами?
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Вопрос читателя:
Иерей Виктор НИКИШОВ
Отвечает иерей Виктор Никишов:
Крестное знамение мирян и благословение священников, хоть и внешне немного похожие, имеют разную смысловую нагрузку и разное исполнение.
Обыкновенное крестное знамение означает молитвенное обращение к Распятому на Кресте Господу и является выражением веры всех христиан.
Крестное знамение упоминается еще в апостольские времена. Тертуллиан писал, «мы ограждаем свое чело крестным знамением при всех обстоятельствах жизни: входя в дом и выходя из него, возжигая светильник, одеваясь, ложась спать, садясь за какое-либо занятие».
Из истории Церкви Христовой известно, что вначале христиане крестились одним перстом, подчёркивая этим веру в единого Бога, и крестились они малым крестом, осеняя крестом только чело. К IV веку христиане стали осенять крестом все свое тело, то есть появился «широкий крест». После IV Вселенского собора (451 г.), сформулировавшего догмат о единстве двух природ во Христе, к IX веку единоперстие постепенно заменило двуперстие, что было обусловлено широким распространением на Ближнем Востоке и Египте ереси монофизитства. Когда Русь была крещена, в Византии крестились ещё двумя перстами. Поскольку к XII веку борьба с монофизитами уже закончилась, то двоеперстие утратило свой демонстративный и полемический характер. Приблизительно в XI-XII веках в грекоязычных Поместных Православных Церквях (Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Кипрской) двоеперстие было заменено троеперстием, так как двоеперстие уравнивало православных христиан с несторианами, которые также употребляли двоеперстие. Православные греки начали осенять себя троеперстным крестным знамением, подчеркивая свое почитание Пресвятой Троицы..
Устоявшаяся практика нанесения двумя перстами (пальцами) с прижатыми тремя пальцами к ладони крестного знамения, существовала в Русской Православной Церкви до раскола, который произошел при патриархе Никоне (1605-1681) (подробнее об этом Как крестились до раскола в 1054 году?).
В современности для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: большой, указательный и средний слагаем вместе концами ровно, а безымянный и мизинец пригибаем к ладони (Как творить крестное знамение?).
И вот теперь мы возвращаемся к Вашему вопросу.
Когда нас осеняют крестным знамением священнослужители, это называется благословением. Силу священнического благословения Господь указал еще в Ветхом Завете. Облекая священников властью благословлять народ, он говорит им: «Пусть призывают Имя Мое на сынов Израилевых, и Я благословлю их».
Ветхозаветное благословение для сынов Новозаветной Церкви получило силу и значение с того времени, когда Господь Иисус Христос в день Вознесения на горе Елеонской поднял руки и благословил Своих учеников.
Подражая Спасителю, христианские пастыри также стали поднимать руки для преподания благословения верующим. Действуя властью и Именем Спасителя, они складывают пальцы так, чтобы в этом сложении изображалось Имя Иисуса Христа «Иисус Христос».
Сложенную руку православный священник поднимает вверх и благословляет изображением креста пред ним стоящих. Так вся сила благословения и освящения подается нам крестом. Во время богослужения, священник, осеняя народ крестообразно, желает ему мира, по примеру Христа: «Мир всем». В ответ на это верующие должны поклониться без крестного знамения.
На иконах некоторых святых используется именословное благословение, которым благословляют архиереи и священники. С таким жестом изображаются святители (то есть святые епископы, митрополиты и патриархи), а также преподобные и праведные, имевшие священный сан. Например, святитель Иоанн Златоуст, который был архиепископом Константинопольским; святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских; преподобный Серафим Саровский…
Резюмируем: миряне крестятся и благословляют пищу, родственников, складывая определенным образом пальцы, где три пальца сложенные обозначают Троицу, а два пальца прижатые к ладони – природу Христа: Божественную и человеческую. Священник же благословляет не двумя пальцами. Когда священник или епископ благословляет нас рукой, то он складывает пальцы так, что они изображают буквы IC XC, то есть Иисус Христос. Это значит, что через священника благословляет нас Сам Господь наш Иисус Христос. Также часто на иконах изображаются святые с благословляющей десницей, символично обозначая то, что при жизни они так же благословляли людей и сейчас продолжают это делать с любовью о Христе.
Можно ли креститься двумя перстами?
Можно ли креститься двумя перстами, если такое перстосложение больше нравится? Вроде бы старый обряд признан РПЦ на равне с новым.
Похожие вопросы
4 Ответа
Поместным Собором 1971 года сняты все запреты обрядового толка, вызванных старообрядчеством, в числе которых двуперстие.
Если Вы являетесь старообрядцем, желающим прийти, или находящимся в Русской Церкви, то нет ограничений для участия в подобных общинах при РПЦ.
Но если желаете особо выделить себя на службе в рядовом приходе, используя атрибуты старообрядчества, то это будет проявлением гордости, что не есть хорошо.
В самом по себе использовании двуперстия греха не будет, но если Вы будете использовать его в храме, это может вызвать соблазн у окружающих. К тому же, для православных христиан Церковь признала нормативным трехперстное крестное знамение, этого и нужно держаться, если Вы не единоверец (см. Православное исповедание, Ч. 1, вопрос 51).
Важно понимать Вашу цель. Если для того, чтобы эпатировать окружающих, то лучше не надо. Если другие пальцы травмированы, то значения не имеет.
Конечно, это неуместно, т.к. является непослушанием Православной Церкви. Вот почитайте из «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» о прп. Серафиме Саровском:
О двуперстном крестном знамении
Евгений-15
р.Б. Андрей
Евгений-15
р.Б. Андрей
Так ответа не было.
Что бы ответить на ваш вопрос надо понять, что собственно вы хотите узнать?
Если вы идете в православный храм лишь только для того, чтобы ПОКАЗАТЬСЯ, что вы не согласны с существующим СЕГОДНЯ правилам совершать крестное знамение троеперстно, а именно:
«Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы – Божескую и человеческую.»
— тогда ЗАЧЕМ вы идете в храм?
Вы должны бы определиться изначально сами:
— Вы идете, что бы учиться и спасаться
— Или, вы идете учить Церковь.
Если же вам не понятно почему, СЕГОДНЯ. в православной Церкви трехперстное сложение пальцев при крестном знамении, то об этом можно спросить и это можно обсудить (кстати, уже обсуждалось)
И потом, ваш вопрос, извините, есть некая провокация.
Вы как бы желаете узнать заранее реакцию прихожан на ваш демарш, так сказать.
Могу вам сказать, что многие просто не заметят: КАК вы креститесь, если вы не будете это выставлять на всеобщее обозрение.
Потому как люди верующие погружены в молитву и службу. Бывают правда, и люди ГЛАЗЕЮЩИЕ по сторонам. Но это скорее всего новоначальные или случайные: они не понимают службы, а потому отвлекаются на все вокруг.
И это есть как раз так группа людей, кто больше всех » БЛЮДИТ» окружающих.
Андрей.
Константин Борисович
Вот почитал ответы на тему. что то мало-то любви к ближнему. Это к слову.
Я рекомендую крестится (накладывать на себя Крестное знамение) так как установлено преданием и постановлением Православной Церкви. За много вековую историю существует много сложных и интересных вопросов. Вот например внешность, личность и иконографическое изображение Св Мч Христофора http://www.pravoslavie.ru/48431.html
и многие другие. Главное выполнять заповеди о любви ко Господу и ближнему, все остальное что нам необходимо и полезно знать приложится, милосердием Бога.
р.Б. Андрей
Вот почитал ответы на тему. что то мало-то любви к ближнему. Это к слову.
Я рекомендую крестится (накладывать на себя Крестное знамение) так как установлено преданием и постановлением Православной Церкви. За много вековую историю существует много сложных и интересных вопросов. Вот например внешность, личность и иконографическое изображение Св Мч Христофора http://www.pravoslavie.ru/48431.html
и многие другие. Главное выполнять заповеди о любви ко Господу и ближнему, все остальное что нам необходимо и полезно знать приложится, милосердием Бога.
Евгений-15
Спасибо за ответы и пояснения. Не ожидал, что мой вопрос приведет к столь активной дискуссии. Не хотел никого провоцировать, не собирался ни перед кем выпендриваться.
р.Б. Андрей
Константин Борисович
Спасибо за ответы и пояснения. Не ожидал, что мой вопрос приведет к столь активной дискуссии. Не хотел никого провоцировать, не собирался ни перед кем выпендриваться.
Допустимо ли ходить в православную церковь (РПЦ) и креститься двоеперстием?
Я крещен при рождении дома, родственниками отца, староверами. Однако мама крестила меня еще и в православной церкви, поскольку все по материнской линии православные. С детства меня бабушка, мать моего отца, учила молиться и креститься двумя перстами. И сейчас я хожу в православную церковь и крещусь двоеперстием. Допустимо ли такое?
Уважаемый Иван! То, что Вы креститесь двоеперстием — замечательно. Это истинное крестное знамение, переданное нам от Христа апостолами. Не изменяйте ему! Изучите историю раскола в русской Церкви — и вы поймете, какая Церковь действительно является православной и в какую надо ходить. Но раз Вы спрашиваете уже сейчас, допустимо ли это, то заранее отвечу. С точки зрения старообрядца это недопустимо. Мы не сообщаемся в молитве с еретиками.
С точки зрения новообрядцев (РПЦ) — это допустимо. Собор РПЦ 1971 года признал старые обряды «равноспасительными». Хотя практика на местах различна, и всё зависит от настоятеля и его отношения к расколу и старообрядчеству. От этих различий происходит и то, что некоторые священники заново крестят крещеных старообрядцами (как и вас), другие же — нет, но совершают чиноприем (миропомазание). Третьи просто принимают в свои приходы старообрядцев без всяких чиноприемов.
Но вы должны знать, что РПЦ хулила двоеперстие, благословляла жесточайшие гонения на древлеправославных и до сих пор иногда печатает хулу на старые чины и предания. Поэтому еще раз советую вам разобраться в этом принципиальном вопросе, тем более, что ваши предки были староверами. С Вас и спрос будет строже, чем с тех, кто никогда не знал о старой вере. А дальше — Господь Сам направит.
О разделе
Вопрос священнику — раздел сайта «Русская вера», который пользуется особенной популярностью. Мы получаем новые вопросы православному батюшке практически каждый день и особенно много их поступает от начинающих христиан, которые только слышали о старообрядчестве, а познакомиться с ним ближе не имели возможности.
Мы знаем как это бывает сложно, — переступить порог храма и задать свой вопрос священнику вживую. И конечно, личная беседа и живое слово утешения никогда не заменят электронной переписки. Тем не менее, нам нужен духовный совет.
Мы верим, что все старания наших пастырей будут не напрасны даже в том случае, если хотя бы один из спросивших получит некую духовную пользу!
Русская вера и русские традиции: старообрядчество и староверы вчера и сегодня
Последние годы в Росиии, в силу известных политических и экономических событий, растет интерес к своим корням и самоопределению русской нации. Идет поиск тех незыблемых, родных ценностей, которыми так богата наша история, наш народ. Русская культура, русские традиции, русская истрия и русская вера — вот основные тематики, которыми все чаще интересуются наши соотечественники, настоящие русские люди! Старообрядчество является живым примером того созидательного мировоззрения, на котором можно построить прочную и незыблемую патриотическую основу для духовной, культурной и научно-экономической жизни общества.
Сама история старообрядчества показывает невероятные примеры стойкости и патриотизма, защиты делом своей веры и традиций, истории и культуры своей Родины — святой Руси. Уже сейчас многие как светские, так и церковные авторы публикуют материалы, посвященные духовному и культурному наследию, истории и современности старообрядчества. Однако сам феномен старообрядчества, его философия, мировоззрение и особенности терминологии исследованы до сих пор слабо. «Кто такие староверы?» — на этот вопрос пока нет однозначного ответа, понятного для каждого нашего соотечественника.
Сайт «Русская вера» является самым обновляемым источником информации, рассказывающий об истории и современной жизни старообрядчества в целом и старообрядческих согласий в частности, таких как: РПСЦ, РДЦ, ДПЦ, Старопоморы-федосеевцы и другие, а также Старообрядные приходы в лоне РПЦ. Наш проект дает возможность читателю отслеживать актуальные новости старообрядчества, найти прямую дорогу и посетить старообрядческий храм, вспомнить прекрасные русские традиции, прикоснуться к архивным документам и памятникам культуры, каковым является Лицевой Летописный свод (Лицевой свод Ивана Грозного). Сайт первым начал собирать истории и биографии из жизни особо значимых деятелей прошлого (протопоп Аввакум, Митрополит Амвросий) и наших современников (Агафья Лыкова, Митрополит Алимпий). На страницах нашего ресурса можно задать вопрос священнику и побеседовать с единомышленниками. Мы приглашаем всех небезразличных патриотов поддержать нашу идею и объединиться в деле восстановления нашей общей родины — святой Руси!
filaretuos
Реалии нашей жизни
Друзья и враги
ПОЧЕМУ СТАРОВЕРЫ КРЕСТЯТСЯ ДВУМЯ ПЕРСТАМИ
До 1656 года на Руси все крестились двумя перстами и этим Русская Церковь отличалась от всех Православных Церквей.
В 1656 году Патриарх Никон в Москве созвал Собор Русской Православной Церкви, на который прибыли четыре Восточные иерарха:
Макарий, Патриарх Антиохийский
Гавриил, Патриарх Сербский
Григорий Митрополит Никейский
Гедеон, Митрополит всей Молдавии.
В соборе приняло участие и русское духовенство числом 40 митрополитов, архиепископов и епископов, а так же архимандритов и игуменов русских монастырей.
Ещё за три года до собора, Патриарх Никон призвал русское духовенство креститься тремя перстами по примеру Византии. В русском духовенстве возникло недовольство и именно тогда Патриарх Никон решил и собрать этот собор, чтобы разрешить вопрос, как же правильно нужно креститься.
Этому собору предшествовал собор 1654 года, когда с патриархом Никоном в спор вступил епископ коломенский Павел. Считается, что отец епископа Павла был учителем грамматики Патриарха Никона.
В 1652 году был одним из двенадцати претендентов на престол патриарха. Патриархом по настоянию Царя Алексея Михайловича стал Никон.
Был без Соборного суда (вопреки всем церковным правилам) лишён Никоном епископской кафедры и сослан в Палеостровский монастырь. После этого Никон написал клеветническое письмо патриарху Константинопольскому Паисию I — якобы он и Иоанн Неронов составили новые молитвы и чины церковные, и развращают людей, и отделяются от соборной церкви. Введённый в заблуждение патриарх Константинопольский осудил «сторонников новшеств». Епископ Павел был сослан Никоном на Онежское озеро, в Палеостровский Рождественский монастырь, где пробыл полтора года. Условия содержания были довольно тяжёлыми, но у святителя и исповедника была возможность общаться со стекавшимися к нему мирянами и священниками, получавшими от него советы, утешение и архипастырское благословение.
Среди последователей старого обряда почитание епископа Павла как святого началось сразу же после его кончины и продолжается до сих пор.
На соборе патриарх Никон обратился с вопросом к четырём восточным иерархам о том, как надо креститься, двумя или тремя перстами, ему ответил патриарх Антиохийский Макарий:
== Предание прияхом сначала веры от святых апостол, и святых отец, и святых седьми соборов, творити знамение честнаго креста, с треми персты десные руки, а кто от христиан православных не творит крест тако, по преданию восточныя Церкви, еже держа с начала веры даже до днесь, есть еретик и подражатель арменов, и сего имамы его отлучена от Отца и Сына и Святаго Духа и проклята ==
Этот ответ и стал решением собора, все остальные иерархи поставили под ним свои подписи.
В этом же году Великим постом анафема на двоеперстников была провозглашена в церквях в Неделю Торжества Православия. Решения собора были напечатаны в книге «Скрижаль», которая была принята на соборе.
Решение собора 1656 года о проклятии всех крестящихся двоеперстно было подтверждено на Большом Московском соборе 1666—1667 года, на котором была принята подобная анафема не только на двоеперстие, но и на все старые обряды и на тех, кто ими пользуется.
Анафемы соборов 1656 года и Большого Московского собора 1666—1667 года стали главным причинами раскола XVII века Русской Церкви на старообрядцев и на новообрядцев.
Вопрос сложение перстов был одной из причин раскола.
На Поместном Соборе Русской православной церкви 31 мая 1971 года все решения соборов XVII века, в том числе и решение собора 1656 года, против старых обрядов были отменены:
== Утвердить постановление … об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православно верующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие ==
При двуперстном сложении большой палец, мизинец и безымянный палец складываются вместе; каждый палец символизирует одну из трёх ипостасей Бога: Отца, Сына и Святого Духа; а их соединение едино Божество — Святую Троицу.
Вместе с двуперстием, по мнению современных старообрядцев пришёл обычай поднимать руку ко лбу, опускать на живот и затем переносить её на правое, а потом на левое плечо. Движение руки со лба на живот символизирует сошествие Господа на землю; нахождение руки на чреве показывает вочеловечение Христа; подъём руки от живота на правое плечо изображает Вознесение Господне, а нахождение руки на левом плече — воссоединение Христа с Богом-Отцом.
Нет документальных сведений ранее IV века о том, какое перстосложение в раннехристианскую эпоху использовалось при начертании знака креста, но на основе косвенных сведений полагают, что для совершения крестного знамения использовался один палец.
Изображение двоеперстия мы находим на мозаиках римских храмов: образ Благовещения в Усыпальнице св. Прискилы (III век), изображение Чудесного лова в церкви св. Аполлинария (IV век) и т. д Однако, часть историков, начиная с Евгения Голубинского, считает древние изображения двоеперстия не перстосложением для совершения крестного знамения, а одним из ораторских жестов.
Двуперстие при совершении крестного знамения, по мнению русских исследователей XIX — начала XX века, закрепляется после Четвёртого Вселенского собора (V век), когда был выражен догмат о двух природах во Христе, — в качестве контраргумента против монофизитства.
В Русской церкви двуперстие отменено в 1653 году патриархом Никоном.
24 февраля 1656 года, в Неделю Православия, патриарх Антиохийский Макарий, патриарх Сербский Гавриил и митрополит Григорий торжественно в Успенском соборе прокляли тех, кто знаменовался двумя перстами.
Двоеперстие было допущено к употреблению в конце XVIII века в Российской церкви как икономия, когда было введено единоверие. На Поместном соборе Русской православной церкви 1971 года все дониконовские русские обряды, включая двоеперстное крестное знамение, были признаны «равночестными и равноспасительными».
Тем самым РПЦ в Советское время отменила те свои же постановления за несаблюдение которых был сожжён епископ Павел и протопоп Аввакум и тем самым отделив себя от Вселенской полноты Православия, где двуперстное сложение при крещении недопустимо.