можно ли крестить ребенка если крестная другой веры
Крещение — не защита, а крест
О том, что должны знать крёстные
Приблизительное время чтения: 14 мин.
Многие из нас крещены во младенчестве. У всех есть крестные, хотя мы можем даже не знать, кто они. «Крестный» часто превращается в современном сознании в некое почетное звание, культурный рудимент. И все же как быть, если вас зовут стать им? Кто может быть крестным, а кто — не может ни при каких обстоятельствах? Ограничивается ли его роль участием в Таинстве, и что он должен делать после? Обычай крестить младенцев — какой в нем смысл? И должен ли быть крестный у взрослого? Своим взглядом на тему Крещения и крестных родителей делится протоиерей Алексей Уминский.
Отжившая традиция или необходимость?
— Отец Алексей, верующие родители, посещающие храм, в принципе ведь сами могут воспитать детей в вере. Зачем нужны крестные?
— Сегодня необходимость института крестных родителей не очевидна.
Действительно, с одной стороны, мы просто лишились существовавшей раньше традиции, когда крестные родители были продолжением семьи и подспорьем в воспитании детей. Не знаю, сможем ли мы переосмыслить и заново сформировать сегодня этот институт. А пока действительно бывает так, что родители должны быть способны воспитать своих детей в вере без помощи крестных.
С другой стороны, если крестные все же есть, родители иногда и сами не знают, как правильным образом выстраивать отношения с ними! Это проблема и, мне кажется, довольно серьезная.
— А что это была за традиция и откуда она пошла?
— Я не могу вам сказать со всей очевидностью, как это было, потому что живу, как и вы, в XXI веке. Но известно, что традиция восприемников шла из древней Церкви и касалась прежде всего взрослых людей, приходящих ко крещению — тех людей, которых надо было катехизировать, готовить к таинству Святого Крещения. Соответственно, слово восприемников было свидетельством перед христианской общиной о готовности, об искренности намерений новых членов Церкви.
Когда Церковь пришла к практике крещения с младенческого возраста, институт крестных стал претерпевать изменения — свидетельство превратилось в обещание будущей верности младенца Христу.
— В чем состояла главная функция восприемников первоначально?
— Главная функция крестных — быть живым примером христианской веры для своих крестников. Потому что то, что ребенок видит в своих родителях, — это одно, а то, что он видит вне своей семьи, это немножечко другое: ему нужен авторитет вне родительского дома, особенно в подростковом возрасте.
— Неужели на крестных больше ответственности за воспитание детей в вере, чем у родителей?
— Ответственность — в первую очередь на родителях. И всегда так было. Восприемники — нечто дополнительное, они не могут полностью нести ответ за духовное становление чужих детей. Но определенная ответственность, без сомнения, есть. Она заключается прежде всего в том, что крестный должен молиться за своих подопечных и, как я уже сказал, быть им примером.
Но отношения крестных и крестников складываются по-разному, потому что не всегда это бывают близкие люди, не всегда — единомысленные. Чаще всего в современном мире крестные, к сожалению, отдалены от своих крестников. И сами не понимают, что они должны делать.
— Если все же к этому относиться со всей серьезностью, какие требования должны предъявляться к крестным?
— Только одно требование: они должны быть настоящими православными христианами. И, естественно, любить своих крестников. Больше ничего.
— Говорят, что муж и жена не могут быть крестными или что крестные, соответственно, не могут вступать между собой в брак.
— В Русской Церкви у одного ребенка обычно бывает двое крестных — мужчина и женщина. Так сложилось, хотя в православном мире существуют и другие традиции. Канонически допускается, что крестный может быть и только один — одного пола с ребенком. Крестных может вообще не быть. И на самом деле нет никаких церковных канонов, запрещающих мужу и жене быть крестными родителями. И нет никаких канонов, воспрещающих крестному и крестной вступать в брак. Но так как в русской традиции это достаточно жестко закрепилось, в XIX веке были специальные постановления, согласно которым подобные браки совершаются только с благословения епископа.
Вера — единственное условие
— К слову, сколько у человека может быть крестников? Вот он наберет себе десяток.
— Ну вот как я. И ничего с ними сделать не может. И в конечном итоге у него внимания хватает на двух-трех. Но он может за них всех каждый день молиться, как за своих собственных детей.
— Может ли человек отказаться быть крестным из страха, что на него ляжет слишком большая ответственность?
— Знаете, мне кажется, если человек не чувствует сил, желания или любви — лучше пусть откажется. И если он думает только о себе, а не о другом человеке — лучше от таких крестных держаться подальше: хорошим восприемником он точно не будет. Восприемник все-таки должен любить своего крестника прежде всего, и стараться показать свою любовь к нему, а через свою любовь к нему — показать любовь ко Христу. Самое главное, мне кажется, это.
— Если вопрос стоит так: я откажусь, а крестным станет человек неверующий, что станет просто формальностью.
— Неверующий человек не может быть крестным. Даже если его позовут. Он может так называться, но восприемником он не будет. Это нонсенс. Это и надо постараться объяснить родителям, а еще лучше привести их с этими вопросами к священнику.
— Если священник знает, что пришедший человек, будущий крестный, не исповедует Христа, он должен отказать в крещении?
— Священник должен объяснить, что это невозможно, пока родители и крестные не станут Евангелие читать, к Богу обращаться, как-то жизнь свою хотя бы немножечко исправлять, делать ее христианской. Иначе какой смысл крестить детей, если они не будут воспитываться в христианской вере?
— Давайте разберемся, почему же вообще стало возможным крещение младенцев?
— Церковь крестит детей не как правило, а как исключение, ставшее правилом. Крещение — это Таинство, которое должно приниматься как шаг личной веры во Христа. Так что по простой логике крестить ребенка не должно — у него еще нет сознательной веры. Но если у него есть родители и крестные, способные воспитать его в Православии — Церковь, доверяя их вере, совершает это Таинство.
— Но по какой причине это исключение стало правилом?
— По той причине, что со временем появлялись христианские семьи, где вера передавалась из поколения в поколение, и родители брали на себя ответственность за воспитание своих детей по Евангелию. Надо сказать, что такая трансформация произошла в Церкви далеко не сразу: к примеру, святые IV века Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст были крещены в возрасте около тридцати лет, хотя воспитывались в христианских семьях.
Кстати, жесткого установления крестить только взрослых в Церкви не было никогда. Детей Церковь крестила всегда, просто постепенно эта практика закрепилась как преобладающая. Но и то, и другое — традиция.
Сегодня принципиально важно помнить, откуда пошли эти традиции, помнить, что крещение младенцев — это именно акт доверия родителям и крестному. А если те о Церкви, о Христе и знать не хотят, как же можно им доверить наставление детей в вере? Какое это таинство будет, если никто не верит? Кому это таинство преподается? Кто будет за слова присяги Богу отвечать, если с самого начала в ответ на вопрос священника к крестным и к родителям «И веруешь ли Ему?» они будут врать? И говорить «верую Ему как Царю и Богу», а при этом не верить. Что это за таинство, в котором заложена ложь?
— То есть такое таинство считается недействительным?
— Надо понимать, что Крещение — это не какой-то магический обряд. Это встреча человека с Богом и ответ Бога на веру человека, на его открытое сердце. Это действие Духа Святого, преображающего этого человека в его личном стремлении к Богу.
Крестить ребенка, когда нет никакой надежды на его христианское воспитание, — это все равно, что исповедоваться без малейшего желания покаяния и исправления. Кому нужна такая исповедь? Что мы получим в результате? За 20 лет религиозной свободы мы покрестили большую часть нашего российского населения, которое благополучно сейчас может пинать Матерь-Церковь и плевать на Нее со своей колокольни.
Караул! Позвали быть крестным.
— Если случилось, что ты уже крестный и только постфактум осознал всю серьезность этого. Как поступать? Скажем, «воевать» с родителями, которые ни в какую не хотят причащать своего ребенка — твоего восприемника.
— Один раз «повоюешь», а потом родители просто тебя не подпустят к ребенку. И останется за него только молиться в течение всей своей жизни. Впрочем, так часто и бывает.
На самом деле, инициатива эта должна исходить не от крестных, а от родителей: родители должны приглашать крестных к себе домой, давать им возможность общаться с детьми, водить их в храм. Иначе это будет навязывание себя, что некрасиво и нехорошо: как крестник будет верить своему крестному, если родители того не пускают на порог?
— Другими словами, с самого начала это необходимо оговаривать?
— С самого начала родители должны понимать, что, когда они просят кого-то быть крестным, они приглашают его в свою семью, завязывают родственные отношения. В большинстве случаев, к сожалению, ни родители, ни крестные этого не понимают. Потому я и говорю, что институт восприемников сейчас фактически лишен смысла.
— Если все же есть, из кого выбирать, каков критерий?
— Критерий тот же: православный, верующий человек, духовно близкий к этой семье — родной, друг, родственник, человек, разделяющий ваши взгляды, для которого ваш дом открыт.
Для взрослого тут проще: взрослый может сам себе выбрать крестного. Вот приходит человек в Церковь, начинает готовиться к крещению, проходит долгий путь катехизации — несколько месяцев. За это время он может познакомиться с кем-то из прихода, между ними налаживаются отношения, и один ведет другого, передает ему часть своей веры, своего опыта. Ты можешь позвонить ему и спросить: «А как мне к Причастию готовиться? А что мне сейчас делать?»
Сейчас считается, что взрослому крестный не нужен — дескать, сам не дурак. Это не так. Потому что сегодня человеку со стороны войти в Церковь очень тяжело. Церковь, к величайшему сожалению, сейчас настолько закрыта для мира, такие преграды ставит людям внешним. Люди очень напуганы: им страшно, что в храме их отругают, что они не так себя поведут, что на них возложат «бремена неудобоносимые», что вообще они там ничего не поймут и окажутся чужими. Им нужен посредник, который бы их провел в Церковь — хороший, настоящий христианин, который будет с ними по-доброму разговаривать, спокойно им объяснять какие-то вещи, поддержит их в трудную минуту, защитит от какой-нибудь злой старушки. Он свой, он рядом, — понимаете?
А младенцев надо крестить только у верующих родителей или у тех, которые хотя бы готовы на этот путь становиться, тогда и у них появится возможность выбрать хороших крестных.
Родные Богу
— Как бы Вы объяснили людям, пока далеким от Церкви, смысл Таинства Крещения простыми словами?
— В Крещении человек рождается в Боге, как Его дитя. Он непостижимым образом становится родным Богу. А родным — это значит родным до конца. Вот от своих родителей мы воспринимает их плоть и кровь, а также их мировосприятие, язык, на котором они говорят, — так и здесь: когда человек рождается в Боге, он воспринимает от своего Отца все самое главное. И взгляд на мир, и жизнь — такую, какую заповедал Бог.
Так что крещение — это не какой-то особый статус человека, вдруг наделенного некими особенными преференциями. Совершенно нет! Это крест, который дает Христос. И, прежде всего, это готовность жить по Евангелию.
— Можно ли крестить ребенка по тем соображениям, что он с младенческих лет получит возможность причащаться?
— Причастие — это не таблетка, не магический акт, оно не является чем-то таким, что можно впихнуть, всунуть человеку, как соску. Я много раз видел эту неутешительную картину: когда родители в храм не ходят, живут совершенно безобразной жизнью, а бедные бабушки и крестные пытаются отбивающегося ребеночка причащать. Он воспитывается своими родителями в совершенно ином ключе, и, хотят они того или нет, их собственное бытие, мировосприятие в него вливается. и вдруг его приносят в Церковь, чтобы причастить! Этот мир ему уже чужд, он уже отбивается от него. Поэтому причащаться ребенку лучше вместе с родителями.
— Страх смерти может быть аргументом, чтобы крестить и причащать ребенка из неверующей или невоцерковленной семьи?
— Человек в состоянии болезни, опасности должен быть крещен немедленно.
— Но если крещение — не магический обряд, то в чем смысл такого экстремального крещения — ради страха смерти?
— В уповании на милость Божью. В житии Амвросия Медиоланского упоминается такой эпизод: его еще не крещенный брат Сатир попал в шторм, и, терпя кораблекрушение, из страха привязал себе к шее Святые Дары и бросился в море, надеясь на Бога. Он спасся. Его спасла его вера, хотя для ее проявления понадобилась вот такая экстремальная ситуация.
Понимаете, какая штука: если родители о смерти думают, если они понимают, что и их дети, и сами-то могут умереть в любой момент и предстать на суд Божий. значит они уже недалеко от Церкви. А самое малое упование на Бога — пусть с горчичное зерно — это уже определенное исповедание веры. То же касается бабушек, тайно крестивших своих внуков, хотя те воспитывались у родителей-атеистов: это надежда на бесконечную милость Божью. А вот когда такие внуки вырастают и уже сознательно приходят ко Христу, Таинство наполняется содержанием, исполняется, считается завершенным, я считаю.
Имя, «раскрещение» и Ангел-хранитель
— Обычно принято считать, что лучше всего крестить младенцев на 40-й день. Это жесткое правило?
— Это только традиция. Христа на 40-й день по иудейскому обычаю принесли в храм посвятить Богу. В ветхозаветные времена ребенка приносили в храм именно через 40 дней после рождения, когда проходили дни очищения женщины после родов.
— Иногда крестят в 3-4 года — чтобы ребенок не капризничал, не дрыгал ногами-руками, хоть что-то уже понимал. В этом есть смысл?
— Во-первых, как раз в этом-то возрасте дети капризничают больше всего, а объяснить им еще ничего нельзя. Во-вторых, при такой логике зачем ждать 3-4 года? Надо подождать, пока ребенку исполнится 18 лет и он сам решит, идти ему в Церковь или не идти! Я думаю, если семья верующая, родители — воцерковленные люди, они вряд ли таким аргументом будут пользоваться. Что же — самим причащаться, а ребенка дома оставлять?
— А в 18 лет случается, у крещенного во младенчестве возникает желание «раскреститься». Мол, выбор тогда сделали за меня, а я с этим выбором не согласен.
— Раскреститься невозможно. Таинство — это не игрушки.
Зачастую такие протестные настроения бывают у детей, которые воспитывались в «новоцерковных» семьях. Вот есть «новые русские», а есть категория «новоцерковных» людей. Это все мы — люди, которые стали христианами за последние 20 лет и попытались «оттянуться» на своих собственных детях. Переборщили с «воспитанием в вере».
— Другой протест: человеку категорически не нравится имя, с которым его крестили. Он может его сменить?
— У человека, как вы знаете, может быть много разных имен. Вот нашего Патриарха зовут Кирилл — это его монашеское имя, а в крещении он Владимир. Человек может в крещении иметь одно имя, в иночестве — другое, в мантийном монашестве — третье, в схиме — четвертое.
Сейчас довольно часто бывает, что человека в детстве крестили под одним именем, а живет он совершенно под другим. По паспорту — одно, в Церкви — другое. В этом нет ничего дурного.
— Допустим, мы заглядываем в святцы, смотрим на день, в который родился ребенок, а там — Дормидонт, Мамант, Гервасий, Протасий. Ничего нам не нравится! Обязательно ли строго привязывать имя ребенка к святцам?
— По святцам крестили, в основном, только в Русской Православной Церкви. Я не видел, чтоб так серьезно относились к святцам в другим поместных церквах. В Греции, Сербии, Болгарии каких только имен не услышишь! А в Сербии святой покровитель — не тот, чье имя ты носишь, а покровитель рода: человек может называться Милорадом, а праздновать именины на день памяти святого Николая.
У нас же во многих храмах бабушки ни за что не примут записку с именем не из святцев, поэтому, например, бедные грузины или болгары очень могут «пострадать».
Все это — из разряда традиций: такие правила не являются обязательными и жесткими, это не каноны.
— Святой, в честь которого крестят человека, какое отношение имеет к крещаемому?
— Считается, что это его небесный покровитель, к которому человек обращается в молитве; особенно близкий ему святой. И мне кажется, что жизнь этого святого каким-то образом может являться примером, каким-то указанием человеку в пути.
— Почему же именины называются Днем ангела, а не Днем святого?
— Потому что мы считаем наших небесных покровителей земными ангелами и небесными человеками. Они уже в Царствии Небесном пребывают, как ангелы, и служение их подобно ангельскому. Так что с ангелом-хранителем именины не связаны.
— Кстати, вспомнился еще один аргумент в пользу крещения детей в неверующих семьях: говорят, ангел-хранитель появляется у человека в момент этого Таинства, а, значит, будет его охранять всю жизнь.
— А бес будет его искушать. Евангелие говорит, что у каждого человека в мире есть ангел-хранитель — каждый человек в этом мире храним Богом, храним ангелами. Просто, я думаю, Крещение дает возможность особенно глубокого и серьезного общения человека и ангела; возможность ангелу вести человека ко спасению, оберегать его и наставлять. Человек становится способен к некоему духовному слышанию, духовному разговору со своим небесным покровителем. И заметьте, опять же, это не оберег, не заговор какой-то: «я крестился — теперь давай-ка охраняй меня». Это живые отношения. Человека и его ангела, человека и святого. Человека и Бога.
Фото: Юлии Маковейчук, Владимира Осинцева
Можно ли крестить ребенка у своей кумы
Каждый православный человек должен пройти через Таинство Крещения. Это самое главное событие в жизни. Пройдя Таинство Крещения душа младенца становится на первую ступень к приобщению до христианства и посещению храма Божьего. Родители выбирают православное имя своему новорожденному, в честь Святого, который становится его личным Ангелом-Хранителем. Выбор имени это важное событие, так как этот Святой будет вести малыша по православной тропинке, защищать его душу. Чаще всего православное имя младенца совпадает с гражданскими, в качестве исключений будут старословянские и иностранные имена. Большинство старословянских имен уже перевели в современные. Немаловажно правильно выбрать крестную маму и папу для ребенка. Ведь эти люди будут всю жизнь отвечать за духовное развитие младенца, и в тяжелое время помогать родителям. Поэтому прежде чем сделать выбор родители колеблются, задаются вопросами и терзаются сомнениями, так как крестные должны быть настолько близкими, чтобы могли пройти весь жизненный путь радом с ребенком.
Чаще всего в крестные родители берут людей, с которыми давно дружат или работают, а может и учились вместе. Но бывают ситуации, что такие друзья уже являются кумовьями, и что же тогда делать? Можно ли в таком случае крестить малыша у своего кума или кумы? По этому поводу мнение священников расходиться: одни категорически запрещают такое крещение, и не допускают в своем Храме, а другие наоборот разрешают, дабы укрепить узы между крестными и родителями, во благо ребенку. Для более точного ответа необходимо обратиться с этим вопросом к священнику, у которого вы хотите крестить ребенка. Служитель Божий даст точный и исчерпывающий ответ, заглушит сомнения и наставит на путь истинный.
Кому запрещено крестить ребенка:
Немаловажно, чтобы будущие крестные родители были готовы взять на себя ответственность за мирское и духовное развитие ребенка. Бытует мнение, что грехи, которые крестник совершит до совершеннолетия ложатся на плечи его духовных родителей. Поэтому чаще всего берут родственников или друзей, обязательно они должны быть православной веры. Некрасиво будет, если выбранные люди откажутся крестить малыша. Существует несколько случаев, которые позволяют становиться крестными, состоя в близком родстве. К примеру, семейная пара может крестить детей в одной семье, но обязательно разных. Один крестник может быть у отца и дочери, матери и сына. Разрешено крестить одним и тем же крестным несколько детей у одного мужа с женой. Разрешено крестить родных брата или сестру старшим детям. Дядя, тетя, бабушка и дедушка могут крестить племянников или внуков соответственно.
В соответствии с традициями крестный папа оплачивает крестины и покупает крестик для малыша. Выбирая между золотом и серебром лучше всего отдать предпочтение последнему, так как считается, что именно этот металл защищает от сглаза и зависти. Многие священники не рекомендуют брать золотые изделия для Таинства Крещения, так как это нечистый металл. Каждому крещенному человеку необходимо носить крестик, так как именно он напоминает, какие муки претерпел Спаситель за грехи человечества.
От крестной матери требуется крыжма (полотенце) и костюмчик для Таинства Крещения. Некоторые приобретают красивые кружевные пеленки. Обязательно костюмчик или рубашечка для обряда должны быть белого цвета. Этот цвет символизирует чистоту перед Христом, что младенец смыл с себя все грехи. Хранить вещи, в которых крестился ребенок необходимо всю оставшуюся жизнь. Чаще всего кумовья дружат семьями долгие годы. Пара, которая крестит ребенка всегда близка по духу с его родителями. Церковь не запрещает такое родство. Это скорее закономерность нежели исключение из правил. Н вот, что делать, когда у крестных родителей рождается ребенок? Можно ли в таком случае крестить детей своих кумовей? Возможно ли перекрещивание детей в таких случаях?
Сталкиваясь с такой ситуацией начинаются серьезные дебаты. Такие случаи возможны, хоть и редко, по народному такие крестины называются перекрещиваниями. Служители церкви не сошлись во мнении на такие ситуации. Никто не знает, почему так. Тут возникают противоречия, так как кумовья не являются кровными родственниками, тогда же откуда запреты? Для того чтобы поступить в соответствии с религиозными правилами, обязательно необходимо спросить совета у духовного отца. В народе бытует мнение, что если перекрещивать детей, то между парами начнутся разногласия и они перестанут общаться. Но это нельзя назвать веской причиной, так как поверья не имеют никакого отношения к религии. Со стороны церкви, есть лишь запрет на крещение ребенка семейной парой. Следуя за этим запретом можно разобраться, что женщина крестит лишь дочь подруги, а мужчина сына друга. В соответствии с законами вполне возможен обратный вариант. Выходит, что отец уже крещенного малыша, не состоит в кровном родстве с ребенком друзей, вполне может его покрестить. Этот ответ однозначный и недвусмысленный. Отказ в перекрещивании детей с такой точки зрения не подтвержден никакими фактами, и держится только на слухах. Со стороны священнослужителей нет официальной версии почему в перекрещивании отказывают.
Не разумно прочитав информацию в интернете строить свою точку зрения, тем, более не имея для этого весомых оснований. Не секрет, что современная молодёжь редко посещает Храм, и уж тем, более мало разбирается в тонкостях религии. Постоянные прихожане храма даже не обращают внимания на подобные слухи, так как часто сталкиваются с различными противоречиями мирского и духовного миров на практике. Получить информацию о том, стоит ли куме крестить малыша кума можно даже у матушки (жены священника) или у бабушек продающих иконки и свечки в церкви. Они все могут дать исчерпывающий ответ, даже порекомендуют какую литературу стоит прочесть. Но это не стоит брать за правило, лучше всего получить консультацию у священника.
Не стоит понапрасну беспокоится, если семье перекрещивают детей. Не стоит лишать своего малыша благодати, которая снизходит только во время Таинства Крещения из-за глупых суеверий и отсутствия прямых запретов со стороны церкви. Так можно ли перекрещивать детей между кумовьями? Один из главных обрядов в жизни малыша являются его крестины, а вот проводить его или нет, решают только родители. Некоторые пары придерживаются мнения, что ребенок должен сознательно выбрать религию, но это не значит, что они не будут духовно его сопровождать. Именно мама и папа выбирают крестных своим детям. Если пара готова крестить ребенка, значит она берет ответственность за него. Пара отвечает за его духовное развитие и помогает родителям в воспитании малыша. Желательно, чтобы крестные подготавливали детей к Таинству Причастия или водили его в церковь хотя бы раз в неделю или по большим праздникам. У девочки крестная мама забирает грехи до 17 лет, а у мальчика – крестный папа.
Ссылаясь на этот Канон родители должны правильно выбрать пару, чтобы они смогли взять такую ношу. Часто выбор колеблется между родственниками и близкими друзьями. Но не стоит забывать о запретах приведенных выше для проведения Таинства Крещения, по поводу выбора крестных. Когда родители взвесили все за и против, они сообщают весть выбранной паре, которая в свою очередь не вправе отказаться. Но, если кто-то не готов брать такую ответственность не стоит настаивать и давить на этого человека. Многие будущие крестные не решаются взять ответственность за духовное воспитание малыша, в силу тех или иных обстоятельств. Чаще всего они просто не готовы морально.
На плечи духовного отца возлагается материальная ноша, он обязан оплатить Крестины. При выборе крестика за ним решающее слово. Крыжма приобретенная крестной должна сохраниться. Если малыш будет болеть или капризничать, достаются крестильные вещи и прикладываются к его телу.
Делая выводы из выше сказанного можно точно сказать лишь одно, что кумовьям можно перекрещивать детей, так как они не состоят в кровном родстве. Не стоит верить народным домыслам и суевериям. Стоит полагаться только на не прикрытые факты и мнение духовного отца (священнослужителя). Бывают индивидуальные случаи, когда возможен запрет на перекрещивание. Об этом священник должен сообщить заранее. Однако мать с отцом самостоятельно принимают это нелегкое решение, поэтому не стоит им мешать и торопить. Стоит взять во внимание, что ваш ребенок будет ровняться на крестных родителей, на их моральные качества и поведение. Лучше всего спросить мнение священника, который хорошо знает обе пары.