можно ли крестить ребенка дедушке
Вопрос священнику
— Можно ли матери или отцу, бабушке или дедушке быть крестными у своего ребенка, внука?
— Мать и отец по канонам и традициям Православной Церкви не могут стать крестными своего собственного ребенка. На них и без того возложена обязанность духовного воспитания своего чада. Задача крестных — помочь кровным родителям в христианском воспитании восприемника, а в случае смерти родителей постараться заменить их, насколько это возможно. Дедушки и бабушки могут стать крестными родителями внуков.
— Католики в своих костёлах, соборах во время службы сидят на скамьях, мусульмане молятся, сидя на коврах… Почему христиане выстаивают долгие службы?
— Этому есть несколько объяснений. Во-первых, православные христиане на богослужении также могут в определенные моменты (например, во время чтения Псалтири) сидеть. Но дело в том, что в наших храмах просто нет места, чтобы расставить там лавочки или стулья. Тогда просто не смогут войти в храм все желающие помолиться. В православной Греции есть стулья в храмах, но там гораздо больше храмов, чем в России. Например, на греческом острове Корфу на 110 тыс. человек населения приходится 800 храмов. Как правило, это небольшие храмы, в которые ходят постоянные прихожане из близлежащих домов. Потому там у каждого есть, условно говоря, свое место. Теперь сравните с ситуацией в Покровске, где население вдвое больше, а храмов в 100 раз меньше.
В православных храмах есть скамейки, и немощные, больные или просто очень уставшие люди могут всегда присесть. Однако ревностные прихожане стараются простоять всю службу, не разговаривая и без нужды не перемещаясь по храму. Ведь это наша небольшая жертва Богу. Если мы не всегда можем отдать Богу свое сердце, внимательную молитву, тогда постараемся посвятить Ему хотя бы часть своего времени, свой труд. Кроме того, богослужение в греческих и русских монастырях, в которых монахи могут часть времени сидеть, продолжается от 5 до 9 часов. А мы приходим в храм на 1,5–2 часа. Это время можно и постоять.
По опыту знаю, что стоя молиться легче: чувствуешь себя более собранным, сосредоточенным на молитве, и как это ни покажется странным, более свободным. Наверное, поэтому у постоянных прихожан не возникает такого вопроса.
— Когда идешь в храм, около него всегда есть просящие милостыню, и часто это люди пьющие, бомжи, цыгане с малышами. Как к этому относится Церковь и надо ли им подавать?
— Относиться к этому нужно по-разному, потому что разные жизненные обстоятельства доводят человека до нищеты. У кого-то это следствие большого горя, несчастного случая, сломавшего человека. А кто-то просит милостыню, опускается из-за собственной лени, из-за нежелания трудиться или бороться со своими страстями (например, с алкоголизмом). И решить с первого взгляда, какой случай перед Вами, как правило, невозможно. Потому если есть желание помочь человеку, но Вы сомневаетесь, что деньги пойдут на благие цели, а не на очередную порцию спиртного, подайте ему лучше булку хлеба. Кстати «профессиональные» нищие, для которых милостыня — постоянный источник дохода, а не жест отчаяния, скорее всего откажутся от еды и попросят денег (а порой и сумму назовут). Таким людям подавать, я думаю, не стоит вовсе.
Если же Вы хотите кому-то по-настоящему помочь (не ограничиваясь 50 копейками, случайно найденными в кармане), обратитесь в социальную службу Свято-Троицкого собора. Руководитель этой службы Наумова Нина Алексеевна расскажет Вам о людях, у которых есть дети-инвалиды, которые сами тяжело и серьезно больны. Эти люди, как правило, никогда не встанут около храма с протянутой рукой, но их нужда не менее острая, чем у тех, кого Вы перечислили. Ваша помощь обязательно дойдет до адресата и не принесет Вам столь мучительных раздумий.
— Как часто надо исповедоваться и причащаться?
— Этот вопрос личный, ответ на него зависит от вопрошающего: как часто ходит он в храм, насколько воцерковлен? В настоящее время сложилась практика, согласно которой постоянные прихожане, которые регулярно посещают богослужение, стараются причащаться и исповедоваться не реже чем два раза в месяц, а также в дни двунадесятых, великих праздников. Но в любом случае следует спросить благословения у священника, который и определит для Вас, с какой регулярностью следует приступать к Причастию.
Что касается исповеди, тут сложно определить какую-то закономерность. Нужно исповедоваться каждый раз, как только почувствуешь, что совершил поступки, в которых следует покаяться. Причем делать это нужно довольно часто: чем чаще человек задумывается о своих поступках, приносит в них покаяние, тем внимательнее его жизнь и тем больше вероятность, что он будет реже грешить. Ведь в Таинстве Покаяния Господь не только прощает человеку грехи, но и дает силы исправить свою жизнь.
—У нас родился ребенок, я хотела его покрестить, а муж говорит, что он еще мал для этого, обряд крещения нужно совершать в сознательном возрасте. Так ли это?
— В Православной Церкви в настоящее время совершается Таинство Крещения и над взрослыми, и над детьми. При этом взрослый человек должен быть знаком с основами христианской веры, которую собирается принять, и с правилами жизни христианина. Для этого в наши дни люди, собирающиеся принять Таинство Крещения, обязательно должны пройти огласительные беседы.
Ребенок, особенно младенец, ни узнать, ни понять этого не может. Но Церковь крестит его по вере и молитвам родителей и восприемников. Это значит, что родители — и крестные, и кровные — дают обещание Богу, Церкви воспитать ребенка в Православии.
Конечно, есть доля истины в словах мужа. Вера осознанная, порой выстраданная, воспринимается как личный выбор. В то время как вера, приобретенная, так сказать, по традиции, не всегда ценится. Но все же если Вы с супругом люди верующие, лучше покрестись ребенка в младенчестве. Ведь тогда за него будет молиться Церковь, Вы сможете поминать его во время Литургии. А молитвы матери, соединенные с общецерковной молитвой, могут спасти ребенка от многих бед.
— Сейчас много смешанных браков, когда супруги являются представителями разных вероисповеданий. Как Православная Церковь относится к переходу из одной веры в другую? Как совершается этот обряд?
— Православная Церковь исповедует, что христианство есть единственно истинная религия из всех мировых религий. Это не снобизм, не пренебрежительное отношение к инакомыслящим, а просто честная позиция. Если мы внимательно познакомимся с основными положениями мировых религий, то увидим, что во многом они противоположны. Например, в христианстве есть учение о Боге-Личности, а в буддизме его вовсе нет. Христианство учит, что Бог есть Любовь, а Христос есть Сын Божий и Господь, в исламе доминирует представление о Боге — строгом Судии, а Христос воспринимается как один из пророков. Нельзя говорить на одну и ту же вещь, что она и черная и белая одновременно, также нельзя сказать, что Вы христианин и мусульманин в одном лице. Нужно что-то выбирать.
Поэтому к переходу из других религий в Православие Церковь относится хорошо. Мусульмане, буддисты, а также люди, исповедующие всевозможные оккультные представления о мире, должны познакомиться с основами христианства, исповедоваться и принять Таинство Крещения. Протестанты традиционных деноминаций и католики переходят в Православие через покаяние и участие в Таинстве Причастия, перед которым исповедуют православный Символ веры.
Когда, напротив, христиане отрекаются от исповедания Христа как Бога, Церковь относится плохо в силу выше означенных причин. Здесь никакого обряда со стороны Церкви быть, конечно, не может. Человек по своей воле отпадает от церковного общения и может быть принят обратно через покаяние.
Что касается браков, то, наверное, можно утверждать, что сейчас много семей, в которых супруги, формально принадлежа к определенной религии, жизнью своей не исповедуют ни одну из них.
— Сейчас очень популярны поездки по святым местам, в частности, в Дивеево, которые всегда сопровождаются купанием в святых источниках. Хотелось бы узнать, существуют ли какие-то каноны для такого омовения? Говорят, например, что окунаться в источник надо непременно с головой.
— По благочестивой традиции в источник окунаются с головой, трижды, с молитвой «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Однако следует отметить, что купание в святых источниках не является непременным и обязательным атрибутом посещения святых мест, а служит лишь дополнением к паломнической поездке.
Если Вы отправляетесь в Дивеево или другое почитаемое место — в монастырь или храм, в первую очередь там стоит посетить богослужение, по возможности исповедоваться и причаститься, познакомиться с историей обители, почитать канон или акафист чтимому святому. А потом, если у Вас есть решимость, позволяет состояние здоровья, окунуться в источник. Нужно внимательно следить, чтобы купание, приобретение иконочек, маслица не заслонили в Вашем сердце главного — молитвенного обращения к Богу и святым.
Можно ли покрестить внуков без согласия их родителей?
Здравствуйте. У моей знакомой дочь и зять отказываются крестить своих детей (два мальчика 4 г. и 1 г. 6 мес.). Они считают, что в 21 веке это не нужно. Можно ли без их согласия покрестить детей? Если нельзя, то подскажите пожалуйста, какие аргументы из каких источников можно привести.
Похожие вопросы
7 Ответов
Можно (и нужно) покрестить без согласия.
Со мной так было. Отец коммунист, бабушка по настоянию её подруги тайком от родителей меня крестила. Я не помнил о крещении, но присутствие Бога в моей жизни я чувствовал с детства.
Как бы там ни было, но нужно сделать так, чтобы в дальнейшем эти дети знали, что они крещены, и с какими именами.
Нет, не нужно. Крещение по учению Церкви это не языческо-магический обряд. По Евангелию Христову ему должно предшествовать научение. Если научение нельзя обеспечить, то и крестить не следует. Христиане древней Церкви не крестили детей не только в таких случаях, но даже когда выкупали детей на невольничем рынке не делали этого, а ждали их свободного решения после совершеннолетия, ибо вдруг обьявятся родители, заберут ребенка и не дадут ему христианского научения.
Крещение в младенчестве предполагает наличие воцерковлённых родителей и восприемников. Даже если родители не воцерковлены, но и не богоборцы, то здесь есть большая опасность того, что ребёнок будет считать своё Крещение некой «религиозной инициацией», достаточной для спасения в вечности. Если же он не будет Крещён, то вероятнее всего задумается о Крещении, которое ныне предваряют беседы об основах веры.
Священник не имеет права крестить детей без согласия родителей. Согласно определению Священного Синода от 2011 года:
«При совершении таинства Крещения над младенцами и детьми до 7 лет необходимо помнить, что крещение детей совершается в церкви по вере их родителей и восприемников. В этом случае минимальную огласительную подготовку должны пройти как родители, так и восприемники, кроме тех случаев, когда они научены основам веры и участвуют в церковной жизни».
Детей желательно покрестить, т. к. мы не знаем, сколько кому отмерил лет жизни Бог. Но в дальнейшем необходимо, чтобы их кто-то наставлял в вере.
Помоги в этом Бог!
Статья 63 Семейного кодекса РФ. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей:
Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
Без согласия родителей бабушка с дедушкой даже из детского сада ребенка забрать не имеют права. Без согласия родителей родственники не могут отвести детей даже на кружок танцев и т.п.
А Церковь – это ведь не кружок. Это гораздо более серьезный жизненный выбор. И даже если никто не будет обращаться в полицию, если родители сочтут этот выбор неприемлемым, то может возникнуть глобальный конфликт в отношениях, вплоть до полного разрыва и запрета общаться с детьми. Такие случаи бывают.
Но нередко под словами «без согласия» предполагают «тайком». Можно ли крестить детей тайком от родителей?
И вот здесь важно понять – зачем?
Крещение – это великое Таинство, необходимое для спасения души. Однако есть большое «НО». В логике и математике в таких случаях говорят: это «условие необходимое, но недостаточное».
Нельзя воспринимать Крещение как магический обряд, который приносит пользу сам по себе, без внутреннего перерождения человека.
Господь сказал о двух необходимых условиях Спасения:
«Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет».
( Мк 16:15-16 ).
То есть необходимо не только Крещение, но и вера.
«С помощью Господа Бога будем усердно остерегаться впредь давать людям ложную уверенность, говоря им, что если только они будут крещены во Христа, то независимо от того, как они будут жить в вере, они достигнут вечного спасения» (Блаженный Августин).
Однако когда речь идет о малолетних детях, то мы не можем требовать от них веры.
Поэтому условием Крещения младенца является либо вера родителей, либо готовность и обязательство крестных родителей или близких родственников воспитать ребенка в православной вере, привить ему культуру церковных Таинств.
«Младенцев крестят по вере родителей и восприемников, которые при этом обязаны научить их вере, когда они будут приходить в возраст» (Пространный катехизис, п. 289).
И вот тут очень важно понять – если несогласие родителей на Крещение категорично настолько, что речь идет о тайном Крещении младенцев, то позволят ли затем православной бабушке обучать внуков азам Православия, водить их в храм, причащать? Получится ли у нее воспитывать детей в вере?
Успешность такого намерения весьма сомнительна.
А если после Крещения жизнь детей останется столь же далека от Православия, как и жизнь их родителей, то есть
«жизнь по тайнодействии сходна с жизнию до тайнодействия, — то, хотя смело будет сказать, однако же скажу и не откажусь, что для таковых вода остается водою» (свт. Григорий Нисский).
Поэтому в подобном случае наиболее верным будет беседовать с родителями, пытаясь получить их согласие на совершение Таинства и на попытку дать возможность детям ходить с бабушкой в храм, причащаться, слушать ее рассказы, то есть дать шанс узнать о вере.
Если же подобное согласие получено не будет, разумным поведением станет приложить усилия для того, чтобы, когда дети станут совершеннолетними и получат право выбора, они могли осознанно выбрать Православие. То есть быть для них примером и образцом такой жизни, которую они захотят разделить с бабушкой.
И вот еще материал о том, зачем нужно Крещение, и всем ли оно нужно.
Крестные родители: кому можно быть крестным?
Крестные родители: кто может стать крестным? Что нужно знать крестной матери и крестному отцу? Сколько крестников можно иметь? Ответы в статье!
Крестные родители
Кратко:
Многие из нас были крещены во младенчестве и уже не помнят, как это происходило. И вот однажды нас приглашают стать крестной или крестным, а может, еще радостнее — у нас рождается собственный ребенок. Тогда мы еще раз задумываемся о том, что такое Таинство Крещения, можем ли мы стать кому-то крестными и как нам выбрать восприемников для своего ребенка.
Ответы прот. Максима Козлова на вопросы об обязанностях крестных с сайта «Татьянин День«.
— Меня пригласили стать крестным. Что я буду должен делать?
— Быть крестным — и почетно, и ответственно.
Крестные мать и отец, участвуя в Таинстве, принимают на себя ответственность за маленького члена Церкви, поэтому они обязательно должны быть православными людьми. Крестным, конечно, следует становиться человеку, который к тому же обладает некоторым опытом церковной жизни и поможет родителям вырастить младенца в вере, благочестии и чистоте.
Во время совершения Таинства над младенцем крестный (того же пола, что и ребенок) будет держать его на руках, произносить от его лица Символ веры и обеты отречения от сатаны и соединения со Христом. Подробнее о порядке совершения Крещения читайте здесь.
Главное, в чем может и должен помочь крестный и в чем он берет на себя обязательство, — это не в том только, чтобы присутствовать на Крещении, но и потом помочь воспринятому от купели возрастать, укрепляться в церковной жизни, и ни в коем случае не ограничить свое христианство только фактом Крещения. По учению Церкви, за то, как мы позаботились об исполнении этих своих обязанностей, с нас так же спросится в день последнего суда, как и за воспитание наших собственных детей. Поэтому, конечно, ответственность очень и очень большая.
— А что подарить крестнику?
— Безусловно, вы можете подарить крестнику крестик и цепочку, при этом неважно, из чего они сделаны; главное, чтобы крест был традиционной формы, принятой в Православной Церкви.
В старые времена был традиционный церковный подарок на крестины — это серебряная ложечка, которая называлась «подарок на зубок», она была первой ложечкой, которая употреблялась при кормлении ребенка, когда он с ложки начинал есть.
— А как мне выбрать крестных для своего ребенка?
— Во-первых, крестные должны быть крещеными, воцерковленными православными христианами.
Главное, чтобы критерием вашего выбора крестного или крестной было то, сможет ли этот человек впоследствии помогать вам в добром, христианском воспитании воспринятого от купели, а не только в практических обстоятельствах. И, конечно, важным критерием должна быть степень нашего знакомства и просто приязненность наших отношений. Подумайте о том, будут ли выбранные вами крестные церковными воспитателями ребенка или нет.
— Можно ли, чтобы у человека был только один крестный родитель?
— Да, это возможно. Важно только, чтобы крестный родитель был того же пола, что и крестник.
— Если один из крестных не может присутствовать на Таинстве Крещения, можно ли провести обряд без него, но записать его в крестные?
— До 1917 года существовала практика заочных крестных, но она применялась только по отношению к лицам императорской семьи, когда они в знак монаршей или великокняжеской милости соглашались считаться крестными того или иного младенца. Если речь идет о сходной ситуации, поступайте так, а если нет, то, пожалуй, лучше исходить из общепринятой практики.
— А кто не может быть крестным?
— Разумеется, не могут быть крестными нехристиане — атеисты, мусульмане, иудеи, буддисты и так далее, сколь бы близкими друзьями родителей ребенка и сколь бы приятными в общении людьми они ни были.
Исключительная ситуация — если нет рядом близких людей, расположенных к Православию, а в добрых нравах инославного христианина вы уверены — тогда практика нашей Церкви разрешает одному из крестных быть представителем другого христианского исповедания: католического или протестантского.
По мудрой традиции Русской Православной Церкви муж и жена не могут быть крестными одного и того же ребенка. Поэтому стоит подумать, если вас и человека, с которым вы хотите создать семью, приглашают стать восприемниками.
— А кто из родственников может быть крестным?
— Тетя или дядя, бабушка или дедушка могут стать восприемниками своих маленьких родственников. Следует только помнить, что муж и жена крестными одного ребенка быть не могут. Однако стоит подумать и вот о чем: наши близкие родственники все равно будут заботиться о ребенке, помогать нам воспитывать его. Не обделяем ли мы в таком случае маленького человека любовью и заботой, ведь у него могли бы быть еще один или два взрослых православных друга, к которым он мог бы обращаться в течение всей жизни. Особенно это важно в тот период, когда ребенок ищет авторитета вне семьи. Крестный в это время, ни в коем случае не противопоставляя себя родителям, мог бы стать тем человеком, кому доверяет подросток, у кого спрашивает совета даже о том, о чем не решается сказать своим близким.
— Можно ли отказаться от крестных родителей? Или перекрестить ребенка с целью нормального воспитания в вере?
— Ребенка в любом случае перекрещивать нельзя, ибо Таинство Крещения совершается единожды, и никакие грехи ни крестных, ни родных его родителей, ни даже самого человека не отменяют всех тех благодатных даров, которые даны человеку в Таинстве Крещения.
— Меня пригласили быть крестной мамой у девочки, но мне все говорят, что первого обязательно надо крестить мальчика. Так ли это?
— Суеверное представление о том, что девушка первым крестником должна иметь мальчика и что воспринятая от купели девочка-младенец станет препятствием для ее последующего замужества, не имеет никаких христианских корней и является абсолютным измышлением, которым православная христианка руководствоваться никак не должна.
— Говорят, что один из крестных должен обязательно состоять в браке и иметь детей. Так ли это?
— С одной стороны, мнение о том, что один из крестных обязательно должен состоять в браке и иметь детей, является суеверием, так же как идея, что девушка, воспринявшая девочку от купели, либо сама замуж не выйдет, либо это на ее судьбу наложит какой-то отпечаток.
С другой стороны, в этом мнении можно увидеть и определенного рода трезвость, если не подходить к нему с суеверной трактовкой. Конечно, будет разумно, если в крестные младенцу будут выбраны люди (или хотя бы один из крестных), которые обладают достаточным жизненным опытом, которые сами уже имеют навык воспитания детей в вере и благочестии, которым есть чем делиться с физическими родителями младенца. И поискать такого крестного было бы весьма желательно.
— Может ли крестной матерью быть беременная женщина?
— Уставы церковные не препятствуют беременной женщине быть крестной матерью. Единственное, я призываю вас подумать: хватит ли у вас сил и решимости разделить любовь к собственному ребенку с любовью к воспринятому младенцу, останется ли у вас время для попечений о нем, для советов родителям младенца, для того, чтобы иной раз потеплей за него помолиться, довести до храма, каким-то образом быть добрым старшим другом. Если вы более или менее уверены в себе и обстоятельства позволят, то ничто не мешает стать крестной, а во всех иных случаях, может быть, лучше семь раз отмерить, прежде чем один раз отрезать.
О крестных родителях
«Недавно разговорилась в электричке с женщиной, вернее, даже заспорили мы с ней. Она утверждала, что крестные родители, как родные отец с матерью, обязаны воспитывать своего крестника. А я не согласна: мать есть мать, кому это она разрешит вмешиваться в воспитание ребенка. У меня тоже был когда-то по молодости крестник, но наши пути давно разбежались, не знаю, где и живет он сейчас. А она, женщина эта, говорит, что мне теперь отвечать за него придется. За чужого ребенка отвечать? Что-то не верится…»
(Из письма читательницы)
Так получилось, и мои жизненные тропки вильнули совсем в другую сторону от крестных родителей. Где они сейчас, как живут, да и живы ли вообще, не знаю. Даже имен их не удержала память, давно крестили меня, в младенчестве. Спрашивала родителей, а они и сами не помнят, пожимают плечами, говорят, жили в то время по соседству люди, их и пригласили в крестные.
А где они теперь, как их звать-величать, разве упомнишь?
Честно говоря, для меня это обстоятельство никогда изъяном не было, росла себе да росла, без крестных. Нет, слукавила, было один раз, позавидовала. Школьная подруга выходила замуж и получила в свадебный подарок тоненькую, как паутинка, золотую цепочку. Крестная подарила, похвалилась она нам, которые о таких цепочках и мечтать не могли. Вот тогда и позавидовала. Была бы у меня крестная, может, и мне бы…
Теперь, конечно, пожив да поразмыслив, очень сожалею о случайных моих «отце с матерью», которые и в уме не держат, что вспоминаю их сейчас в этих строках. Без упрека вспоминаю, с сожалением. И, конечно, в споре своей читательницы с попутчицей в электричке полностью я на стороне попутчицы. Права она. Держать нам ответ за разлетевшихся из родительских гнезд крестников и крестниц, потому что не случайные они в нашей жизни люди, а дети наши, духовные дети, крестные.
Кому не знакома такая картинка?
Принаряженные люди стоят в стороне в храме. Центр внимания – младенец в пышных кружевах, его передают с рук на руки, выходят с ним на улицу, отвлекают, чтобы не плакал. Ждут крестин. Поглядывают на часы, нервничают.
Крестных мать с отцом можно узнать сразу. Они как-то особенно сосредоточенны и важны. Торопятся достать кошелек, чтобы расплатиться за предстоящие крестины, отдают какие-то распоряжения, шуршат пакетами с крестильными одеждами и свежими пеленками. Маленький человечек ничего не понимает, таращит глазенки на стенные фрески, на огоньки паникадила, на «сопровождающих его лиц», среди которых лицо крестного – одно из многих. Но вот батюшка приглашает – пора. Засуетились, заволновались, крестные изо всех сил стараются сохранить важность – не получается, ведь и для них, как и для их крестника, сегодняшний выход в Божий храм – событие знаменательное.
— Когда последний раз были в церкви?- спросит батюшка. Они в смущении пожмут плечами. Он может и не спросить, конечно. Но даже, если и не спросит, все равно по неловкости и по напряжению можно определить без труда, что крестные – люди не церковные, и только событие, в котором пригласили их участвовать, привело их под своды церкви. Станет батюшка задавать вопросы:
— Праздники церковные чтите?
И начнут крестные бормотать что-то невнятное, виновато опускать глаза. Священник обязательно усовестит, напомнит о долге крестных отцов и матерей, вообще о христианском долге. Поспешно и охотно будут кивать крестные головами, принимать смиренно обличение во грехе, и то ли от волнения, то ли от смущения, то ли от серьезности момента мало кто запомнит и впустит в сердце главную батюшкину мысль: все мы в ответе за своих крестников, и ныне, и присно. А кто запомнит, тот скорее всего превратно поймет. И от случая к случаю, памятуя о своем долге, начнет вкладывать в благополучие крестника посильную лепту.
Первый вклад сразу после крещения: конверт с хрустящей солидной купюрой – на зубок. Потом к дням рождения по мере возрастания чада – шикарный комплект детского приданого, дорогую игрушку, модный ранец, велосипед, фирменный костюм, и так вплоть до золотой, на зависть неимущим, цепочки к свадьбе.
Мы очень мало знаем. И не то беда, а то, что не очень и хотим знать. Ведь если бы хотели, то перед тем, как идти в храм в качестве крестного, заглянули бы туда накануне и распросили бы батюшку, чем «грозит» нам этот шаг, как достойнее к нему подготовиться.
Крестный – по-славянски восприемник. Почему? После погружения в купель священник из своих рук передает младенца в руки крестного. А тот принимает, воспринимает его в свои руки. Смысл этого действа очень глубок. Восприимством крестный отец берет на себя почетную, а главное, ответственную миссию вести крестника по пути восхождения к Небесному наследию. Вот куда! Ведь крещение – это духовное рождение человека. Помните, в Евангелии от Иоанна: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие».
Серьезными словами – «хранители веры и благочестия» – называет Церковь восприемников. А ведь чтобы хранить, надо знать. Поэтому только верующий православный человек может быть крестным, а не тот, кто вместе с крещаемым младенцем первый раз выбрался в храм. Крестные должны знать хотя бы основные молитвы «Отче наш», «Богородице Дево», «Да воскреснет Бог…», они должны знать «Символ веры», читать Евангелие, Псалтирь. И уж, конечно, носить крест, уметь креститься.
Один батюшка рассказывал: пришли крестить ребенка, а крестный без креста. Батюшка ему: крест надень, а он – не могу, некрещеный. Прямо анекдот, а ведь сущая правда.
Вера и покаяние – два основных условия соединения с Богом. Но от младенца в кружевах нельзя требовать веры и покаяния, вот крестные и призваны, имея веру и покаяние, передать их, научить им своих восприемников. Именно поэтому они произносят вместо младенцев и слова «Символа веры», и слова отречения от сатаны.
— Отрицаешься ли сатаны и всех дел его? – спрашивает священник.
— Отрицаюсь,- отвечает восприемник вместо младенца.
На священнике светлая праздничная риза как знак начала новой жизни, а значит, духовной чистоты. Он обходит вокруг купели, кадит ее, всех стоящих рядом с зажженными свечами. Горят свечи и в руках восприемников. Совсем скоро батюшка троекратно опустит малыша в купель и мокрого, сморщенного, совсем не понимающего, где он и зачем, раба Божия, передаст в руки крестных. И его оденут в белые одежды. В это время поется очень красивый тропарь: «Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом, яко ризою…» Принимайте свое чадо, восприемники. Отныне ваша жизнь наполнится особым смыслом, вы взяли на себя подвиг духовного родительства, и за то, как понесете вы его, держать вам теперь ответ перед Богом.
На Первом Вселенском Соборе было принято правило, по которому женщины становятся восприемницами для девочек, мужчины для мальчиков. Проще говоря, для девочки нужна только крестная мать, мальчику только крестный отец. Но жизнь, как это часто случается, внесла и сюда свои коррективы. По древней русской традиции, приглашают и того, и другого. Оно, конечно, кашу маслом не испортишь. Но и здесь необходимо знать вполне определенные правила. Например, муж и жена не могут быть крестными одному малышу, так же как и родители ребенка не могут быть ему одновременно и крестными родителями. Крестные родители не могут вступать в брак со своими крестными детьми.
… Позади крещение малыша. Впереди у него большая жизнь, в которой отведено нам место, равное родившим его отцу с матерью. Впереди наш труд, наше постоянное стремление подготовить крестника к восхождению на духовные высоты. С чего начать? Да с самого малого. На первых порах, особенно если ребенок первый, родители сбиваются с ног от свалившихся на них забот. Им, как говорится, ни до чего. Вот тут самое время протянуть им руку помощи.
Носить малыша к Причастию, позаботиться, чтобы над колыбелью его висели иконки, подавать за него записочки в храме, заказывать молебны, постоянно, как и своих кровных детей, поминать в домашних молитвах. Конечно, не надо делать это назидательно, дескать, вы в суете погрязли, а я вот какой весь из себя духовный – о высоком думаю, к высокому стремлюсь, вашего ребенка окормляю, чтобы вы без меня делали… Вообще духовное воспитание малыша возможно только в том случае, если крестный в доме свой человек, желанный, тактичный. Не надо, конечно, перекладывать на себя все заботы. С родителей обязанности духовного воспитания не снимаются, но помогать, поддерживать, где-то заменять, если необходимо, это обязательно, без этого перед Господом не оправдаться.
Вот уж действительно непростой крест. И, наверное, надо хорошенько подумать, прежде чем на себя его возлагать. Смогу ли? Хватит ли у меня здоровья, терпения, духовного опыта, чтобы стать восприемником вступающему в жизнь человеку? А родителям хорошенько вглядеться в родственников и друзей – кандидатов на почетный пост. Кто из них сможет стать по-настоящему добрым помощником в воспитании, кто сумеет одарить ваше чадо истинными христианскими дарами – молитвой, умением прощать, способностью любить Бога. А плюшевые зайчики размером со слонов – это, может, и неплохо, но совсем не обязательно.
Если в доме беда – тут другие критерии. Сколько несчастных, неприкаянных детишек страдают от пьяниц-отцов, непутевых матерей. А сколько просто недружных, озлобившихся людей живут под одной крышей и заставляют жестоко страдать детей. Стары, как мир, и банальны такие сюжеты. Но если в этот сюжет впишется человек, который стоял с зажженной свечой перед крещенской купелью, если он, этот человек, рванется, как на амбразуру, навстречу крестнику, он может и горы свернуть. Посильное добро тоже добро. Не в наших силах отвадить от пол-литры дурня-мужика, вразумить заблудшую дщерь или пропеть «мирись, мирись, мирись» двум насупленным половинкам. Но в наших силах увезти к себе на денек на дачу истомившегося по ласке мальчонку, записать его в воскресную школу и взять на себя труд водить его туда, и – молиться. Молитвенный подвиг во главе угла крестных всех времен и народов.
Священники хорошо понимают тяжесть подвига восприемников и не благословляют набирать себе в дети много детворы, хорошей и разной.
Но я знаю человека, у которого больше пятидесяти крестных детей. Эти мальчики и девочки как раз оттуда, из детского одиночества, детской печали. Из большой детской беды.
Зовут этого человека Александр Геннадьевич Петрынин, он живет в Хабаровске, директорствует в Центре реабилитации детей, а проще – в детском приюте. Как директор, он делает очень много, пробивает средства на оборудование классов, подбирает кадры из совестливых, некорыстных людей, вызволяет своих подопечных из милиции, собирает их по подвалам.
Как крестный отец – водит их в храм, рассказывает о Боге, готовит к Причастию и – молится. Много молится, очень много. В Оптиной Пустыни, в Троице-Сергиевой Лавре, в Дивеевском монастыре, в десятках храмов по всей России читаются написанные им длинные записки о здравии многочисленных крестников. Он очень устает, этот человек, он иногда почти падает от усталости. Но у него нет другого выхода, он крестный, и его крестники особый народ. Его сердце – редкое сердце, и батюшка, понимая это, благословляет его на такое подвижничество. Педагог от Бога, говорят про него те, кто знает его в деле. Крестный от Бога – можно ли так сказать? Нет, наверное, все крестные от Бога, но он умеет страдать, как крестный, умеет любить, как крестный, и умеет спасать. Как крестный.
Для нас, чьи крестные дети, как дети лейтенанта Шмидта, разбросаны по городам и весям, его служение детям – образчик настоящего христианского служения. Думаю, многим из нас до его высот не дотянуться, но если уж делать жизнь с кого, то как раз с тех, кто понимает свое звание «восприемник», как серьезное, а не случайное дело в жизни.
Можно, конечно, сказать: я человек немощный, занятый, не ахти какой церковный и самое лучшее, что могу сделать, дабы не грешить, это вообще отказаться от предложения быть крестным. Так честнее и проще, правда? Проще – да. Но честнее…
Мало кто из нас, особенно когда незаметно подошло время остановиться, оглянуться, может сказать про себя – я хороший отец, хорошая мать, я ничего не задолжал собственному ребенку. Мы задолжали всем, и безбожное время, в котором произрастали наши запросы, наши прожекты, наши страсти, и есть результат наших друг другу долгов. Мы уже не отдадим их. Дети выросли и обходятся без наших истин и наших открытий Америки. Родители состарились. Но совесть – глас Божий – свербит и свербит.
Совесть требует выплеска, и не на словах, а на деле. Разве не может быть таким делом несение крестных обязанностей?
Жаль, мало среди нас образчиков крестного подвига. Слово «крестный» почти исчезло из нашего лексикона. И большим и неожиданным подарком стало для меня недавнее венчание дочери моего детского друга. Вернее, даже не венчание, что само по себе большая радость, а застолье, сама свадьба. И вот почему. Сели, разлили вино, ждем тоста. Все как-то смущаются, родители невесты пропускают вперед с речами родителей жениха, те наоборот. И тут встал высокий и красивый мужчина. Он встал как-то очень по-хозяйски. Поднял бокал:
— Я хочу сказать, как крестный отец невесты…
Все притихли. Все слушали слова о том, чтобы молодые жили долго, дружно, многодетно, а главное, с Господом.
— Спасибо, крестный, – сказала очаровательная Юлька и из-под роскошной пенящейся фаты одарила крестного благодарным взглядом.
Спасибо крестный, подумала и я. Спасибо, что ты пронес любовь к своей духовной дочери от крестильной свечи до венчальной. Спасибо, что напомнил нам всем о том, о чем мы напрочь забыли. Но у нас есть время вспомнить. Сколько – Господь знает. Поэтому надо торопиться.
Источник: Н.Е. Сухинина. Укажите мне край, где светло от лампад.