можно ли крестить человека в бессознательном состоянии

Чудеса совершает Бог, а мы только Ему помогаем

можно ли крестить человека в бессознательном состоянии

12 октября состоялась очередная лекция в рамках проекта «Не дать уйти без любви». Опытом пастырского окормления тяжелобольных и умирающих людей поделился иерей Дионисий Каменщиков — настоятель храма во имя святого пророка Божия Илии, руководитель миссионерского отдела Саратовской епархии. В недавнем прошлом отец Дионисий был настоятелем храма во имя святого великомученика Пантелеимона на территории 1-й городской больницы.

Прежде всего — о тех надеждах, которые могут в этих тяжелых ситуациях возлагаться на священника. Людям порой кажется, что он сейчас совершит чудо. Но мы не совершаем чудес. Чудеса творит Господь, когда есть на то Его воля. Да, в моей практике были случаи, когда тяжелобольной после Причастия, после соборования вопреки прогнозам врачей шел на поправку, или, по крайней мере, его состояние улучшалось, Господь давал ему еще какое-то время на земле. Но не нужно думать, что это будет всегда и с любым человеком.

Когда я служил еще в больничном храме, к нам однажды буквально ворвалась женщина: «Где у вас тут отец Дионисий, который людей из комы выводит?». Пришлось объяснять, что людей из комы я не вывожу. Если был какой-то случай, то это не моя заслуга, а воля Отца нашего Небесного. Нужно понимать: от нас зависит многое, но отнюдь не все. Мир спасает Господь, а мы по мере наших сил должны Ему помогать.

Наши сестры милосердия — это, безусловно, подвижницы, но иногда мне приходилось их останавливать, потому что у них будто цель такая была: найти в больнице как можно больше тех, кто желает причаститься. Но каждый ли из этих желающих причаститься понимает, чего именно он желает? Я прихожу к этому человеку, спрашиваю: «Вы хотите причаститься?». — «Ну да, мне тут сказали, что можно, давайте». Я говорю: «Нет, подождите. Если Вы действительно хотите принять в себя Святые Дары, Вам по мере Ваших возможностей нужно к этому подготовиться». Больной человек должен готовиться к Причастию настолько, насколько ему это по силам. Если по силам одну молитву прочитать — пусть одну прочитает. Но главное — он должен понимать, что и зачем он делает. Иногда бывает так: ты готовишься к таинству, молишься, поворачиваешь голову к больному, которого тебе сейчас предстоит причащать — а он лежит со своим смартфоном и с кем-то переписывается.

Еще один пример, более яркий, пресекший навсегда мои колебания относительно подготовки для тяжелобольных. Я причащал женщину в палате, и ее соседка, наблюдая за этим, сказала сестрам милосердия, что тоже хотела бы причаститься. Сестры подозвали меня к ней. Но оказалось, что она ни малейшего понятия не имеет о том, что это такое и для чего это делается. В этих случаях объяснить — задача сестер. И они пытались объяснить, но женщина не слушала их объяснения, она твердила: «Мне ничего этого не нужно, мне нужно только одно: чтоб стало полегче. Чтоб перестало так болеть». И в конце концов сестра милосердия задала ей вопрос: «А если бы Вам предложили отречься от Христа, чтобы Вам стало легче, Вы бы согласились?» — «Конечно!» Ну и о каком участии в таинстве тут можно говорить? Я знаю, что многие сейчас скажут: «Вы не понимаете, человек так страдает, неужели нельзя ему простить эти слова. » Простить и молиться за этого человека — можно и нужно; но приобщать его Святых Таин нельзя.

А иногда бывает так, что сестры работали с человеком, объясняли ему, что могли, а человек ничего не усвоил. Я спрашиваю: «Вы понимаете, что такое Причастие?» — «Ну, это когда грехи отпускают». — «Грехи отпускают на исповеди перед Причастием, а Причастие что такое, в чем его смысл?» Человек не может ответить. Он крещеный, но он ни разу не исповедовался, не причащался. И вовсе не так просто решить вопрос о его участии в таинстве. Универсальных рецептов, которые тебе мог бы кто-то выдавать, здесь нет. Каждый раз нужно подходить индивидуально. И это самое трудное, наверное, в нашей миссии у постели умирающего.

Очень сложными бывают случаи, когда человек в силу болезни, интоксикации — например, цирроза печени в глубокой стадии — не вполне адекватен, не до конца осознает, что с ним происходит, не может поддерживать диалог со священником. Причащать ли такого человека? Если известно, что это человек верующий, воцерковленный, то, безусловно, да. Если нет — тогда Причастие человека в таком состоянии невозможно.

Но это все о Причастии, то есть о таинстве, в котором участвуют крещеные уже люди. А теперь поговорим о крещении тяжелобольных и умирающих. Это очень непростой на самом деле вопрос — именно потому, что речь идет о людях, которые могут уйти в любой момент, и ты всегда боишься, что по какой-то твоей вине, например, из-за излишней твоей требовательности человек уйдет в вечность некрещеным.

Применима ли в больнице практика огласительных бесед? В том виде, в котором мы ее применяем в храмах — конечно, нет. Но из этого не следует, что можно крестить человека автоматически, на основании одного только его желания или желания его близких. Здесь надо сказать, что больничный священник служит вообще в тяжелых очень условиях, он за год насмотрится такого, что иной человек не увидит, может быть, за всю свою жизнь. Вы знаете, что такое паллиативное отделение? Это самое тяжелое место в больнице и постоянное место нашего служения. И вот, ты приходишь к человеку, который вроде бы изъявил желание креститься. Подходишь, а он уже настолько плох, что и говорить толком не может. «Вы хотите креститься?» — «Ну, наверное, да». — «Вы верите во Христа?» — «Нет, не верю». И вот тут можно развернуться и уйти — формально ты имеешь на это право, ведь человек сам сказал, что не верит. А можно поступить иначе. Этого человека я крестил в итоге. Объяснил ему, что Христос — это истинный Бог и наш Спаситель; человек вроде бы согласился, принял это, и я смог его крестить, хотя уверенности в том, что он до конца понимал, что я с ним делаю, у меня нет. Нет и уверенности в том, что я поступил правильно. Но здесь надо помнить: человек находился в очень тяжелом состоянии, и физически, и психологически.

Конечно, в решении всех этих вопросов принимают участие родственники больного. И вот что касается родственников — здесь две крайности. Первая — это безразличие: «Батюшка, мама моя вон там лежит, что-то ей от Вас надо, я сам не очень в этом понимаю, Вы уж подойдите, сделайте, что там у вас положено». Подходишь, а женщина давно уже тебя ждет, ей надо исповедоваться, надо причаститься, и она, главное, прекрасно понимает, что это такое и зачем. И другая крайность — это когда родственники проявляют рвение не по разуму, когда тебя буквально тащат к больному, не задаваясь вопросом, хочет ли этого он сам. Помню, привели меня вот так к одному дедушке. Я его спрашиваю: «Хотите исповедоваться? Какие у Вас грехи?» Он: «Да нет у меня никаких грехов! Дочка, да зачем ты его привела ко мне, нет у меня грехов, ничего этого мне не нужно!»

Последнее время я стал требовать, чтоб родные приходили и находились рядом, когда их близкий человек принимает Крещение или причащается Святых Таин. Во-первых, человеку важно знать, что близкие рядом; во-вторых, я считаю, что это важно для них самих; в-третьих, для того, чтобы они оказали необходимую помощь, ну хотя бы воды принесли для запивки.

Наконец, мы подошли к такому таинству, которое совершается над больным с целью укрепления его духовного и телесного здравия — к таинству Соборования. Что нам здесь важно понять? Заболевший человек или его родственники в большинстве случаев слышали, что в Церкви существует такое таинство, и, оказавшись в трудной ситуации, стараются как можно больше об этом таинстве узнать и очень хотят к нему прибегнуть. Что здесь нужно людям объяснить, как вы думаете? В чем опасность, когда человек хочет собороваться? В том, что он, находясь в тяжелейшей ситуации, хотеть способен только одного — чтобы ему в его болезни помогли. Нужно быть очень осторожным, чтобы объяснить этому человеку — не испугав его, не сделав так, чтобы он совсем закрылся — что ему необходима исповедь, покаяние в грехах, приобщение Святых Христовых Таин, и что именно это сейчас для него главное. Это не отменяет таинства Соборования. Но соборовать человека, даже не попытавшись привести его к покаянию, на мой взгляд, нельзя.

Можно ли соборовать человека, находящегося в бессознательном состоянии? Вообще, мы с вами знаем, что никакие таинства не совершаются над человеком без его сознательного волеизъявления. Исключение составляет лишь крещение младенцев, которое совершается, как вы знаете, по вере родителей, под их ответственность перед Богом. Но взрослый человек — это не младенец, за его спиной жизнь, в которой он мог сделать выбор: со Христом жить или без Него. Мы не совершаем таинства Соборования над человеком по вере его сродников именно потому, что речь идет о взрослом человеке, о его собственной ответственности; но мы можем, полагаю, соборовать человека, находящегося в бессознательном состоянии, в коме, если нам известно, что это был человек верующий и воцерковленный.

Но знаете, что самое страшное. Самое страшное — наблюдать нелюбовь меж людьми, которые в норме должны любить друг друга очень сильно; когда родители не любят детей, дети родителей, жена мужа, муж жену. Болезнь, беда, угроза смерти обнажает эту жуткую дисгармонию, страшное уродство отношений. Потому что тяжелобольному, обреченному человеку только очень большая любовь близких может помочь. Поддержать человека, лишенного любви, непросто. Но надо хотя бы пытаться и это сделать.

Материал подготовлен в рамках проекта «Не дать уйти без любви: уход близких из земной жизни как подготовка к встрече с Богом». При реализации проекта используются средства, выделенные в качестве гранта фондом поддержки гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничество» на основании Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива».

Газета «Православная вера» № 20 (615)

Источник

Форум сайта Memoriam.ru

Можно ли крестить человека в бессознательном состоянии?

можно ли крестить человека в бессознательном состоянии

Сообщение Svetlana72 » 17 авг 2012, 19:59

можно ли крестить человека в бессознательном состоянии

Re: прав ли священник

Сообщение свящ.Антоний » 18 авг 2012, 00:23

Уважаемая Светлана 72! Соболезную Вашему горю. Не хочу оправдывать грубость и хамство своих коллег по служению, у этого нет оправдания, обьяснить можно, наверное профессиональной деформацией или выгоранием. Думаю, что хотя бы прийти и на месте осмотреться священнику было необходимо, иногда состояние пациента резко меняется,иногда люди даже на корткое время в себя приходят. Вы правы стоило сходить в больницу хотя бы ради дочери, которая очень переживала за папу. Но без сознания, действительно, нельзя крестить, А сейчас стоит сосредоточиться на том, чем мы можем помочь Вашему мужу. Это домашняя молитва, так как церковное поминовение совершается только над крещенными людьми, но не стоит думать, что Господь не принял его только по тому, что он не успел креститься. Если Вы любите своего мужа и желаете ему добра, то почму же Бог, который есть Любовь, должен его отвергнуть? Церковное предание хранит имя святого мученика Уара, который получил от Бога дар помогать умершим, не принявшим святое крещение. Можно почитать канон этому святому и молитву. https://boguslava.ru/viewtopic.php?id=118 Нашел вот еще вот такую молитву на сайте Саратовской епархии:Молитва о человеке, умершем вне церкви

Помяни, Господи, аще возможно есть, душу (имя), отшедшего от жизни сей в отступлении от Святой Твоей Православной Церкви! Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя!
Помощи Вам Божией и Вечная память Вашему супругу!
С уважением свящ.Антоний

Источник

Подготовка к Крещению тяжелобольных, психически больных и умирающих – священник Георгий Кочетков

Ано­ма­лии и осо­бен­но­сти душевно-физи­че­ского состо­я­ния (тяже­ло­боль­ные, пси­хи­че­ские боль­ные и уми­ра­ю­щие) при под­го­товке к Крещению.

1) Гос­подь наш Иисус Хри­стос Духом Свя­тым при­зы­вает к по­каянию, воз­рож­де­нию и оправ­да­нию через веру в Него, Сына Чело­ве­че­ского и Сына Божьего, всех и вся. Но есть усло­вия, огра­ни­чи­ва­ю­щие воз­мож­ность свое­вре­мен­ного и пол­но­цен­ного вос­приятия пол­ноты бла­го­дати. Если свое­вре­мен­ность ее вос­при­я­тия, в том смысле «бла­го­вре­мен­но­сти», о кото­рой гово­рится, напри­мер, в молит­вах 1‑го, 8‑го и 40-го дней или в чинах и литур­гийных молит­вах огла­ше­ния, в боль­шой сте­пени зави­сит от воз­раста про­све­ща­е­мого, о чем речь уже шла, то пол­но­цен­ность усво­е­ния чело­ве­ком спа­си­тель­ных даров таин­ства Про­све­ще­ния может сильно зави­сеть и от дру­гих его душевно-физи­че­ских состояний.

2) Именно исходя из жела­ния при­об­щить ко Хри­сту всех, даже при­шед­ших «в две­на­дца­тый час», т. е. нахо­дя­щихся уже на смер­тном одре, а также тяже­ло­боль­ных, стре­мясь, в меру сил и воз­можностей их веры, «про­по­ве­дуя Еван­ге­лие Цар­ства, исце­лять вся­кую болезнь и вся­кую немощь в людях» ( Мф 4:23, 9:35 ; подчер­кнем, что все­гда все-таки в людях, а не в чело­ве­ко­об­раз­ных суще­ствах), Цер­ковь уде­ляла боль­ным и немощ­ным осо­бое внимание.

[Поэтому неуди­ви­тельно, что посе­ще­ние боль­ных изна­чально рас­смат­ри­ва­лось Цер­ко­вью как одно из уни­вер­саль­ных еван­гель­ских тре­бо­ва­ний, кото­рое рас­про­стра­ня­лось и на огла­ша­е­мых. Так, согласно св. Иппо­литу Рим­скому ( ок. 215 г.), одним из вопро­сов, выяс­няв­шихся у гото­вя­щихся к Кре­ще­нию, был вопрос об уча­стии их в слу­же­нии боль­ным: «Когда будут опре­де­лены наме­ри­ва­ю­щи­еся при­нять кре­ще­ние, пусть иссле­ду­ется их жизнь: жили ли они честно, пока были огла­ша­е­мыми, почи­тали ли вдов, посе­щали ли они боль­ных, совер­шали ли доб­рые дела» [1, с. 288]. – Прим. авт.].

Она все­гда шла путем пре­дель­ного и жерт­вен­ного мило­сер­дия и снис­хож­де­ния, часто сводя свои самые есте­ствен­ные и необходи­мые тре­бо­ва­ния до мини­мума, хотя никому и нико­гда не позво­ляла этот мини­мум перейти.

3) При под­го­товке к Кре­ще­нию тяже­ло­боль­ных, в том числе пси­хи­че­ски, и уми­ра­ю­щих, в силу осо­бой огра­ни­чен­но­сти их соб­ствен­ных телес­ных и душев­ных сил и воз­мож­но­стей, значи­тельно воз­рас­тает роль пору­чи­те­лей, их духовно-душев­ных цер­ковных качеств, ответ­ствен­но­сти и под­го­тов­лен­но­сти нести бремя пору­чи­тель­ства в более слож­ных усло­виях, ведь пас­тырю ино­гда при­хо­дится дове­рять их пору­чи­тель­ству больше, чем сво­ему ви­зуальному впе­чат­ле­нию, чем меди­цин­ским и про­чим доку­мен­там. Для этого он дол­жен уде­лить этим пору­чи­те­лям сугу­бое внима­ние, что, впро­чем, еще не обя­за­тельно озна­чает сугу­бое время.

4) Сама под­го­товка к Кре­ще­нию в этих слу­чаях неиз­бежно должна быть более инди­ви­ду­аль­ной [«Пас­тырь все­гда дол­жен быть гото­вым видеть в чело­веке воз­мож­ность раз­ных про­ти­во­ре­чий. Чело­век – это загадка, иеро­глиф, кото­рый тре­бует сво­его вни­ма­тель­ного наблю­де­ния и кото­рый не так-то легко может быть рас­шиф­ро­ван» [7, с. 240]. – Прим. авт.], в зави­си­мо­сти от состо­я­ния и обсто­ятельств жизни кре­ща­е­мого, сил и воз­мож­но­стей пас­тыря и его помощ­ни­ков. Также она должна быть более дина­мич­ной и трез­венно-радост­ной, т. е. ста­вя­щей боль­шой акцент на своей свет­лой цели, на надежде и ее дей­ствии, и только в связи с этим – на необ­хо­ди­мо­сти пока­я­ния, даль­ней­ших аске­ти­че­ских уси­лий и т. д.

5) Созна­ние опас­но­сти опоз­дать с кре­ще­нием, хотя и не должно ни на миг поки­дать пас­тыря, кате­хи­за­то­ров и пору­чи­теля, однако не должно и давить на них и застав­лять идти на ком­про­мисс, по рас­суж­де­ниям типа «а вдруг», «хуже не будет» и «на вся­кий слу­чаи». Надо знать, что и по смерти у хри­стиан оста­ется надежда.

К тому же, поскольку чело­век сам осо­знанно выра­зил жела­ние кре­ститься [А если и не бук­вально сам, и не очень осо­знанно, то и тогда еще не беда, ведь мини­мум лич­ной созна­тель­но­сти в этом реше­нии, лишь при усло­вии сво­бод­ного испо­ве­да­ния им веры в Бога и Сына Божия Иисуса Хри­ста, можно при­ве­сти его уси­лием пер­вой же встречи и беседы-обще­ния, не при­бе­гая, конечно, при этом ни к какому обману и дав­ле­нию, а тем более наси­лию. – Прим. авт.], постольку все­гда можно сде­лать его огла­ша­е­мым 1‑го или 2‑го огла­ше­ния, что, как мы знаем, сразу делает некре­ще­ного хри­сти­а­нина непол­ным чле­ном Церкви, а зна­чит, и сни­мает остроту вопроса.

6) При под­го­товке к Кре­ще­нию и при кре­ще­нии соб­ственно тяже­ло­боль­ных, т. е. стра­да­ю­щих от тяже­лых хро­ни­че­ских и изну­ри­тель­ных болез­ней, надо учи­ты­вать харак­тер болезни знать насколько она опасна для дру­гих, а в слу­чае нужды сми­ренно и забот­ливо при­нять меры предо­сто­рож­но­сти, кото­рых не надо стес­няться, знать и есте­ствен­ные пер­спек­тивы ее тече­ния [«Зна­ком­ство с науч­ными дан­ными сде­лает пас­тыря более осторож­ным в своих нрав­ствен­ных оцен­ках. Мно­гое узнав, он не будет делать лож­ных шагов и давать поспеш­ные советы в слу­чаях сомни­тель­ных и тре­вож­ных» [7, с. 251]. – Прим. авт.].

Боль­шое зна­че­ние имеет то, изле­чима ли болезнь, не приво­дит ли она к внеш­нему урод­ству, не огра­ни­чи­вает ли уже сей­час или в буду­щем семей­ную, соци­аль­ную, про­фес­си­о­наль­ную и цер­ковную жизнь и т. д. Если подоб­ные огра­ни­че­ния суще­ственны, то надо помочь чело­веку изба­виться от ком­плекса неполноцен­ности, особо тща­тельно объ­яс­нив ему, что пол­нота чело­ве­че­ской жизни про­ис­те­кает в первую оче­редь от жизни в пол­ноте бла­годати Духа Свя­того, кото­рую и надо стя­жать любо­вью к Богу и ближ­нему и верою в них.

Нельзя допус­кать, чтобы целью Кре­ще­ния боль­ного были иные, одни инди­ви­ду­а­ли­сти­че­ские и даже цели­тель­ские мотивы. Конеч­но, если чело­век, осо­бенно пона­чалу, имеет внут­рен­нюю установ­ку на исце­ле­ние, то в этом ничего пло­хого нет, но ему не надо ее путать с целью и смыс­лом самого таин­ства Кре­ще­ния. Исце­ле­ние может про­изойти, и так или иначе про­изой­дет, именно тогда, когда такой пута­ницы не будет. Боль­ному, гото­вя­ще­муся к Кре­щению, необ­хо­димо дать понять, что всем надо верить во все­мо­гу­ще­ство Божье, но не свое, и наде­яться на исце­ле­ние по нашей вере и мило­сти Божьей, ибо любая болезнь – зло, даже если она ино­гда слу­жит пово­дом к обра­ще­нию и спа­се­нию человека.

Помо­га­ю­щим боль­ному под­го­то­виться к Кре­ще­нию хорошо еще осо­бым обра­зом, тайно или явно, молиться о его исце­ле­нии. [При этом с самого боль­ного, пока он лишь под­хо­дит к вере, нельзя тре­бо­вать ника­кой молитвы. Вера явля­ется необ­хо­ди­мым усло­вием поло­жи­тель­ного резуль­тата молитвы, но и она совер­шен­ству­ется и креп­нет в про­цессе молитвы [4, с. 40]. В связи с этим еще надо пом­нить мет­кое, сме­лое и очень вер­ное заме­ча­ние св. Иоанна Сер­ги­ева Крон­штадт­ского о духов­ном состо­я­нии боль­ных. Он пишет: «В болезни и вообще в немощи телес­ной, равно как и в скорби, чело­век пона­чалу не может гореть к Богу верою и любо­вью, потому что в скорби и в болезни сердце болит, а вера и любовь тре­бует здра­вого сердца, покой­ного сердца; поэтому и не надо очень скор­беть о том, что в болезни и в скорби мы не можем, как бы сле­до­вало, веро­вать в Бога, любить Его и усердно молиться Ему. Всему время. Ино­гда и молиться не бла­го­при­ят­ное время» [2, с. 82]. Это надо учи­ты­вать при кате­хи­за­ции любого рода боль­ных и страж­ду­щих. – Прим. авт.]. Надо сле­дить лишь за тем, чтобы оно вновь не стало корыст­ной целью Кре­ще­ния [По спра­вед­ли­вому заме­ча­нию архим. Кипри­ана (Керна), «пас­тырь не дол­жен созда­вать у боль­ного меха­ни­че­ского, маги­че­ского представле­ния о Боге. Речь должна идти не о том, что Бог может сде­лать то, что не может сде­лать самый луч­ший врач, а о том, что Бог все­гда с нами, в выздо­ров­ле­нии и в смерти» [7, с. 157]. – Прим. авт.].

При этом не сле­дует про­ти­во­по­став­лять духов­ные сред­ства «лече­ния» и исце­ля­ю­щую милость Божью сред­ствам обык­но­вен­ным, тра­ди­ци­он­ным (таб­лет­ками и проч.) и нетра­ди­ци­он­ным (даже, может быть, с эле­мен­тами «экс­тра­сен­сор­ными», «пси­хо­тре­нинга», «йоги» и т. д.). Важно только, чтобы эти сред­ства не про­ти­во­ре­чили по духу хри­сти­ан­ским, т. е. не явля­лись бы чер­но-маги­че­скими, кол­дов­скими или темно-зна­хар­скими, что, как известно, зави­сит в боль­шей сте­пени не от самих при­ме­ня­е­мых средств, а от поро­див­шего их духов­ного направ­ле­ния, для опре­деления кото­рого нередко тре­бу­ется боль­шой опыт, осо­бые зна­ния и бла­го­дат­ный дар «раз­ли­че­ния духов», т. е. спе­ци­аль­ное и, в иде­але, обще­цер­ков­ное усилие.

7) Придя к тяже­ло­боль­ному, нельзя излишне утом­лять его лю­быми впе­чат­ле­ни­ями, раз­го­во­рами и спо­рами, тем более фило­соф­ско-апо­ло­ге­ти­че­скими [«Раз­но­об­разны слу­чаи обра­ще­ния неве­ру­ю­щих к живой вере и молитве, – пишет митр. Анто­ний (Хра­по­виц­кий) в своей книге «Уче­ние о пас­тыре, пастве и об испо­веди», – но нередко они явля­ются пло­дом посте­пен­ного опро­вер­же­ния всех вос­при­ня­тых ими воз­ра­же­ний про­тив бытия Божия или бес­смер­тия души… Ясно, что неве­рие только под­пи­ра­лось ими, а исхо­дило от озлоб­ле­ния или непо­кор­ства…» [5, с.326]. – Прим. авт.].

При этом надо не забы­вать сле­дить за появ­ле­нием с его сто­роны даже пер­вых при­зна­ков пере­воз­буж­де­ния и переутомления.

К боль­ным все­гда, даже если они неопрятны и почему-либо вызы­вают чув­ства брезг­ли­во­сти и оттал­ки­ва­ния, а эти чув­ства лучше пре­одо­ле­вать сразу, необ­хо­димо отно­ситься с любо­вью сочув­ствием, с осо­бым так­том, с лас­кой и мяг­ко­стью, вни­ма­нием и духов­ной чут­ко­стью [Архи­епи­скоп Костром­ской Пла­тон в своей книге «Напо­ми­на­ние свя­щеннику об его обя­зан­но­стях при совер­ше­нии таин­ства пока­я­ния» пишет: «Дело попе­че­ния о боль­ных и уми­ра­ю­щих тре­бует от пас­тыря мно­гой любви, тер­пе­ния, бла­го­ра­зу­мия и муже­ства духа, чтобы он мог ска­зать только то, что нужно и как нужно, чтобы рас­по­ло­жить к себе боль­ного, уте­шить его, тро­нуть, обра­тить к Богу – одним сло­вом, чтобы сде­лать в несколько часов то, на что боль­ной дол­жен был упо­тре­бить всю свою жизнь» [10, с. 256]. – Прим. авт.].

Нельзя пре­не­бречь даже малой их прось­бой (дру­гое дело – испол­нять ее бук­вально или нет, решать это надо особо), как нельзя не выпол­нить даже малое дан­ное им обещание.

Боль­ной чело­век обычно повы­шенно тре­бо­ва­те­лен, воз­бу­дим и раз­дра­жи­те­лен, но в то же время – слиш­ком легко подавля­ется. Поэтому важно, не впа­дая в согла­ша­тель­ство, поста­раться ничем его не омрачить.

Пока­я­ние такого чело­века часто слиш­ком затруд­нено или на­оборот – аффек­тивно и внешне эмо­ци­о­нально, а потому или духовно неглу­боко, или абстрактно, «не во имя Хри­ста», поэтому оно тре­бует осо­бой про­верки «по пло­дам» и «по духу» и, сле­довательно, снова осо­бого внимания.

Усво­е­ние боль­ным каких-либо зна­ний затруд­нено, и потому их объем, как и объем молит­вен­ных чинов, надо минимизиро­вать, по воз­мож­но­сти вообще избе­гая труд­ных мест и слож­ных форм изложения.

Если боль­ных несколько, то надо уде­лить осо­бое вни­ма­ние и всем, и каждому.

Если у пас­тыря или кате­хи­за­тора на все это не хва­тает време­ни, сил или тер­пе­ния, то им лучше самим за такое дело не браться, а про­сить помощи у дру­гих, осо­бенно у более спо­соб­ных, достой­ных и под­го­тов­лен­ных мирян, начи­ная с пору­чи­теля. Не слу­чайно еще в «Памят­ной книжке для свя­щен­ника, или размыш­лении о свя­щен­ни­че­ских обя­зан­но­стях» гово­рится: «Если по мно­жеству дел не можешь посе­щать боль­ного, то ста­райся, чтобы сию помощь ока­зы­вал кто-либо из бла­го­че­сти­вых и бла­го­ра­зум­ных и сооб­щал тебе о состо­я­нии боль­ного чтобы, по край­ней мере, ты мог быть при нем во время боль­шей опас­но­сти» [9, с. 246].

8) В тяже­лых слу­чаях у боль­ных может воз­ни­кать боль­шая склон­ность к край­но­стям, подо­зри­тель­но­сти и отча­я­нию, к безрассуд­ным реше­ниям и дей­ствиям, к болез­нен­ным фан­та­зиям и капри­зам. Пас­тырю и его помощ­ни­кам надо поста­раться пре­одо­леть это еще в про­цессе под­го­товки к Крещению.

9) Чин и форма кре­ще­ния тяже­ло­боль­ных должны выби­раться по обста­новке, как и все про­чие чины. Тра­ди­ци­онно это может быть почти неот­ли­чи­мое в насто­я­щее время от обыч­ного так называ­емое «кли­ни­че­ское кре­ще­ние», часто в постели в доме, боль­нице и т. д., без пол­ного обна­же­ния и без погру­же­ния. Если, согласно канону о кли­ни­че­ском кре­ще­нии, оно было совер­шено до окон­чания под­го­товки и науче­ния вере, то по воз­мож­но­сти все это должно быть довер­шено позже, при улуч­ше­нии состо­я­ния или по выздо­ров­ле­нии больного.

10) Осо­бое вни­ма­ние должно быть уде­лено цер­ков­ной жизни тяже­ло­боль­ных и после их Кре­ще­ния. Глав­ное здесь – их уча­стие в Евха­ри­стии и какое-то посиль­ное лич­ное цер­ков­ное дело или слу­же­ние. Хорошо, чтобы среди чле­нов цер­ков­ной общины были такие дру­зья и близ­кие боль­ного, кото­рые могли бы быть свя­зующим зве­ном между ним и общи­ной и кото­рые могли бы инфор­ми­ро­вать свя­щен­ника и дру­гих о состо­я­нии его здо­ро­вья, духов­ном росте и воз­мож­ных труд­но­стях, тре­бу­ю­щих совместно­го преодоления.

11) Суще­ствует кате­го­рия боль­ных, с кото­рой свя­щен­нику в совре­мен­ном мире при­хо­дится осо­бенно трудно. Это боль­ные пси­хи­че­ски. Мы имеем в виду как носи­те­лей соб­ственно психи­ческой болезни (пси­хо­па­то­ло­гии), так и людей, не столько пси­хи­че­ски боль­ных, сколько пси­хи­че­ски болез­нен­ных, не обла­да­ю­щих устой­чи­вой пси­хи­кой, т. е. не вполне на дан­ный момент (период) здоровых.

Это раз­ли­чие, при всей его услов­но­сти, надо обя­за­тельно пом­нить, осо­бенно если отно­ше­ния с боль­ным чело­ве­ком выхо­дят за рамки еди­но­вре­мен­ной встречи, что прак­ти­че­ски почти неиз­бежно в любом слу­чае серьез­ной под­го­товки к таин­ству Про­све­ще­ния. Тогда пси­хо­бо­лез­нен­ность надо учи­ты­вать как труд­ность про­ти­во­ре­чи­вого харак­тера, как душев­ную немощь и «сла­бое место» чело­века, сами по себе вполне про­сти­тель­ные и тре­бу­ю­щие лишь осто­рож­но­сти, помощи и снис­хож­де­ния. Пси­хоболезнь же надо не только учи­ты­вать, но еще и лечить, для чего бывает нужен врач-спе­ци­а­лист, к кото­рому, осо­бенно, если пас­тырь или кате­хи­за­тор лично знают его духовно-душев­ные каче­ства, не зазорно вовремя напра­вить сво­его под­опеч­ного (ко­нечно, лишь в форме рекомендации).

12) Кроме того, не сле­дует путать пси­хи­че­ски боль­ного, а тем более болез­нен­ного чело­века, с одер­жи­мым, т. е. под­линно бесно­ватым, какими бы «бесами» он ни был одер­жим, – страха, сомне­ния, уны­ния, нетер­пе­ния, блуда, подо­зре­ния, гор­дыни, среб­ролюбия, осуж­де­ния, ниги­лизма, двой­ни­че­ства, т. е. рефлексив­ного «бури­да­нова» раз­дво­е­ния, ино­гда веду­щего прямо к шизо­френии, и т. д. [Инте­ресно, что Ф.М. Досто­ев­ский, кото­рый, как известно, был гени­альным писа­те­лем «не бла­го­даря, а вопреки» своей пси­хи­че­ской болезни [8, с. 57], счи­тал, что «эта черта свой­ственна чело­ве­че­ской при­роде вообще. Чело­век может, конечно, век дво­иться и, конечно, будет при этом стра­дать… надо найти в себе исход в какой-то дея­тель­но­сти, спо­соб­ной дать пищу духу, уто­лить жажду его… Я имею у себя все­гда гото­вую писа­тель­скую дея­тель­ность…» (из письма, напи­сан­ного неза­долго до смерти [цит. по: 8, с. 64]. – Прим. авт.]. Это – уди­ви­тельно точ­ная и трез­вен­ная оценка, и вна­чале, когда Досто­ев­ский видит духовно пад­шую и потом бес­но­ва­тую человечес­кую при­роду, и потом, когда пред­ви­дит пути ее вос­ста­нов­ле­ния, искуп­ле­ния, спа­се­ния и оправ­да­ния пре­об­ра­жа­ю­щим чело­ве­че­ское суще­ство­ва­ние твор­че­ским духом в Духе. Не то же ли самое можно уви­деть и ска­зать в отно­ше­нии всех осталь­ных «бесов»?

Если есть вер­ные при­знаки одер­жи­мо­сти, тогда надо осо­бое вни­ма­ние уде­лить экзор­циз­мам – «запре­ти­тель­ным» молит­вам чина оглашения.

13) Уста­но­вить и выявить жест­кое раз­ли­чие между бес­но­ва­нием или какой-либо иной духов­ной болез­нью и пси­хо­па­то­ло­гией очень трудно, но все­гда это есть раз­ли­чие духов­ного и душев­ного [Кон­такт с боль­ными часто помо­гал пас­ты­рям выде­лять болезни духов­ные, когда пас­тырь сам мог ока­зы­вать помощь, и душев­ные, когда тре­бо­ва­лась ком­пе­тент­ность врача-спе­ци­а­ли­ста. В 1920‑е годы ста­рец архим. Геор­гий из Дани­лов­ского мона­стыря очень четко раз­ли­чал эти болезни и одним гово­рил: «Ты, деточка, иди к врачу», а дру­гим: «Тебе у врача делать нечего». Бывали слу­чаи, когда ста­рец, нала­див духов­ную жизнь, реко­мен­до­вал схо­дить к пси­хи­атру или, наобо­рот, брал от пси­хи­атра людей к себе на духов­ное лече­ние [8, с. 5]. По поводу того же раз­ли­че­ния духов­ного и душев­ного сам проф. Меле­хов писал, что этап уста­нов­ле­ния «духов­ного диа­гноза» – момент очень ответ­ствен­ный. Заклю­ча­ется он в опре­де­ле­нии духов­ного уров­ня, кото­рого достиг чело­век, выяс­не­нии глу­боко скры­того в тай­ни­ках души его отно­ше­ния к Богу и ко греху, а также его спо­соб­но­сти сопро­тивляться силе греха. По его мне­нию, именно здесь необ­хо­дима ком­пе­тент­ность опыт­ного духов­ника (эту функ­цию издревле в Церкви выпол­няли еще пору­чи­тели и кате­хи­за­торы), осо­бый духов­ный дар (харизма) как при­су­щая ему спо­соб­ность духов­ной про­зор­ли­во­сти, или как резуль­тат обоб­ще­ния духов­ного опыта, кото­рый апо­стол Павел назы­вал «раз­личением духов» ( 1 Кор 12:10 ) (8, с. 26]/ – Прим. авт.].

Един­ствен­ной рас­счи­тан­ной на пас­ты­рей высокопрофесси­ональной совре­мен­ной, но, к сожа­ле­нию, более чем напо­ло­вину неза­вер­шен­ной рабо­той на эту тему оста­ется цен­ней­ший труд извест­ного пси­хи­атра проф. Д.Е. Меле­хова (1899–1979) [8, c. 4–73]. [Можно еще вос­поль­зо­ваться кан­ди­дат­ской дис­сер­та­цией дья­кона (а ныне – прот.) Алек­сандра Анд­ро­сова [4], где хорошо обра­бо­тан и пред­став­лен мате­риал работы Мелехова].

В част­но­сти, в нем совер­шенно верно утвер­жда­ется, что чело­век может быть пси­хи­че­ски боль­ным и в то же время духовно здо­ро­вым. [На при­мере болезни Ф.М.Достоевского в пол­ной мере может быть пока­зано зна­че­ние борьбы за сохра­не­ние кри­ти­че­ского отно­ше­ния к болезни, духов­ного ядра лич­но­сти и глу­бины пока­я­ния. «Пока это у боль­ного не исче­зает, – пишет Меле­хов, – можно гово­рить о духов­ном здо­ро­вье. Чело­век духовно здо­ров даже при нали­чии ду­шевной болезни, если она не мешает ему сохра­нять основ­ные при­знаки «духа в чело­веке» (по еп. Фео­фану Затвор­нику): 1) жажду Бога, поиск и стрем­ле­ние к Нему; 2) бла­го­го­ве­ние и страх Божий; 3) совесть, при­во­дя­щую чело­века к пока­я­нию [3, с. 32–33]. При этих усло­виях болезнь душев­ная, даже и вры­ва­ясь в область духов­ных пере­жи­ва­нии, может сохра­нить боль­ного от лож­ной мистики, от бреда, от пре­ле­сти» [8, с. 71]. – Прим. авт.]. Пас­тырь или его помощ­ники должны помочь чело­веку «найти глу­бину пока­я­ния, пра­виль­ное отно­ше­ние к сво­ему греху и к сво­ему бес­смет­ному чело­ве­че­скому досто­ин­ству, кото­рое под­вер­га­ется таким дра­ма­ти­че­ским испы­та­ниям» [8, с. 65–66; см. с. 56 наст. сбор­ника]].

Но пас­тырю нужно знать и пом­нить, что и наобо­рот, можно быть пси­хи­че­ски здо­ро­вым (отно­си­тельно и внешне, конечно) и в то же время духовно боль­ным – одер­жи­мым. А если чело­век бес­но­ва­тый, то ему при этом нельзя быть бого­нос­цем и хри­сто­нос­цем, а потому до исхож­де­ния завла­дев­шего им злого духа кре­стить его не сле­дует (соот­вет­ству­ю­щий канон – Тим 2 – делает исклю­че­ние, и то без доста­точно выяв­лен­ных осно­ва­ний, только для умирающих).

Конечно, во всех слу­чаях, когда кре­стить одер­жи­мого или пси­хи­че­ски боль­ного ока­зы­ва­ется пока невоз­можно, молит­венно огла­сить его, сде­лав огла­ша­е­мым 1‑го или 2‑го огла­ше­ния со всеми про­ис­те­ка­ю­щими отсюда послед­стви­ями, не только не вредно, но и про­сто жела­тельно, если только им не поте­рян окон­ча­тельно чело­ве­че­ский образ.

14) Абсо­лют­ным пре­пят­ствием к Кре­ще­нию явля­ется абсо­лютно бес­со­зна­тель­ное состо­я­ние чело­века и (или) состо­я­ние пол­ной невме­ня­е­мо­сти. Тогда нельзя кре­стить даже уми­ра­ю­щего, ибо такой чело­век или уже не чело­век, или, если чело­век, то не спо­соб­ный реально под­твер­дить свою сво­бод­ную волю к Креще­нию и соеди­не­нию с Богом. Кре­ще­ние такого чело­века было бы актом наси­лия, кото­рое, в отли­чие от тре­бу­е­мого от нас еванге­лием посто­ян­ного уси­лия, в хри­сти­ан­стве ничем и нико­гда не может быть до конца оправдано.

Эти усло­вия не отно­сятся, по понят­ным при­чи­нам, к христи­анским мла­ден­цам. Однако если и мла­де­нец совсем не про­яв­ляет свой­ствен­ных его воз­расту адек­ват­ных чело­ве­че­ских реак­ций, то даже «страха ради смерт­ного» нельзя кре­стить и его, ограничи­ваясь в луч­шем слу­чае (т. е. если есть реаль­ная надежда на обре­те­ние им чело­ве­че­ского образа в буду­щем) молит­вами чина 40-го дня – 1‑го оглашения.

15) Самая труд­ная задача пас­тыря и (или) кате­хи­за­тора с пору­чителем, начи­на­ю­щих под­го­товку к Кре­ще­нию тяжело и осо­бенно пси­хи­че­ски боль­ного, – верно опре­де­лить, не утра­чен ли в нем чело­ве­че­ский образ. В эмпи­рии жизни это зна­чит – чело­ве­че­ское «лицо», его харак­тер­ная «пер­сона» и, что еще важ­нее, его «ипо­стась», т. е. пусть и в мини­маль­ной сте­пени, и вре­мен­ное, но ответ­ствен­ное созна­ние, совест­ли­вое само­со­зна­ние и язык, дар слова, чле­но­раз­дель­ная речь, хотя бы только внут­рен­няя [Как близко этому пра­во­слав­ному антро­по­ло­ги­че­скому опыту выска­зывание совре­мен­ного немец­кого като­ли­че­ского бого­слова и фило­софа-пер­со­на­ли­ста Романо Гвар­дини (1885–1968), бле­стяще выра­зив­шего то же, лишь на дру­гом языке. Он писал: «В чем состоит реша­ю­щий факт бытия чело­века? В том, что он – лицо. Что он оклик­нут Богом; поскольку спо­со­бен отве­чать за себя и из внут­рен­ней силы почина участ­во­вать в дей­стви­тель­но­сти. Един­ственно этот факт делает чело­века чело­ве­ком» [6, с. 199]/ – Прим. авт.].

За несо­хра­нив­ших этот образ можно лишь молиться, как мы молимся о сте­на­ю­щей в раб­стве вся­кой твари и обо всем мире. Сохра­нив­ший же свой образ чело­век будет как-то спо­со­бен и к вере, пока­я­нию и лич­ност­ной любви к Богу, миру и чело­веку, т. е. будет спо­со­бен вос­при­нять бла­го­дать таин­ства в чело­ве­че­ском достоинстве.

Если же поже­лав­ший кре­ститься чело­век поте­рял свой облик только на время, то сле­дует подо­ждать (но не про­пу­стить!) улуч­шения его состо­я­ния и хотя бы крат­кого обре­те­ния им его вновь. Для этого есть и объ­ек­тив­ное осно­ва­ние, ибо хотя «дезоргани­зация лич­но­сти при вся­ком пси­хи­че­ском забо­ле­ва­нии весьма зна­чи­тельна, а при неко­то­рых болез­нях даже раз­ру­ша­ется кон­такт лич­но­сти с дей­стви­тель­но­стью, но все же этот кон­такт стре­мится к сохра­не­нию» [4, с. 96].

Ника­кие ком­про­миссы здесь недо­пу­стимы, как и ссылки на бла­го­по­луч­ное про­шлое или непод­креп­лен­ные серьезно надежды на буду­щее. Надо пом­нить, что таин­ство может быть совер­шено «в суд и во осуж­де­ние», что оно – не один только сакраменталь­ный акт и тем более не лекар­ство и не маги­че­ское дей­ство, хотя и может подей­ство­вать исце­ля­юще на состо­я­ние и души, и тела боль­ного чело­века. Надо быть во всех слу­чаях духовно трезвен­ным и вни­ма­тель­ным, ответ­ствен­ным как в своей любви и ми­лосердии, так и в своей прин­ци­пи­аль­но­сти и строгости.

16) Сте­пень вме­ня­е­мо­сти чело­века часто выяс­ня­ется в самом про­цессе под­го­товки к Кре­ще­нию. Для этого огла­ше­ние должно быть пре­дельно лич­ным, но также пре­дельно щадя­щим внеш­ние силы чело­века. В про­цессе же таин­ство­вод­ства уже новопросве­щенных пси­хи­че­ски болез­нен­ных и боль­ных надо осо­бым обра­зом рас­крыть кон­кретно для каж­дого из них необ­хо­ди­мые именно ему сто­роны мно­го­гран­ного аске­ти­че­ского опыта Церкви.

Проф. Меле­хов пишет, что пред­ста­ви­телю церкви «необ­хо­димо учи­ты­вать инди­ви­ду­аль­ные осо­бен­но­сти харак­тера и темперамен­та людей и вни­ма­тельно отно­ситься к про­яв­ле­нию пси­хи­че­ских забо­ле­ва­нии, помня, что чело­век сво­бо­ден только в своей духов­ной сфере и созна­тель­ном выборе сво­его пути к Богу или отвер­же­нии Его, но в сфере душев­ной он детер­ми­ни­ро­ван (совре­мен­ная наука как раз и рас­кры­вает био­хи­ми­че­ские, эндо­крин­ные, гене­ти­че­ские и цере­браль­ные меха­низмы, кото­рые обу­слав­ли­вают душев­ный склад чело­века). Об этом же гово­рит и весь подвиж­ни­че­ский опыт, сви­де­тель­ствуя, что изме­нить свой харак­тер, эффекты, стра­сти и при­стра­стия можно только дли­тель­ной и упор­ной рабо­той над собой, систе­мой аске­ти­че­ских при­е­мов вли­я­ю­щих как на пси­хику, так и на сома­тику, как на душу, так и на тело. Вся­кая мысль о про­из­воль­но­сти и лег­ко­сти изме­не­ния своей при­родной орга­ни­за­ции при­зна­ется необос­но­ван­ной, про­дик­то­ван­ной только отсут­ствием духов­ного опыта» [8, с. 29–30].

17) Итак, в каж­дом отдель­ном слу­чае душев­ного рас­строй­ства пас­тырь и его помощ­ники должны дей­ство­вать с осо­бой осто­рожностью, про­ник­шись духом состра­да­ния, вни­ма­ния и внут­реннего такта. Без лож­ного опти­мизма и само­уве­рен­но­сти, разре­шая вопросы и сомне­ния, они должны спо­соб­ство­вать воцер­ко­в­ле­нию боль­ного и гото­вить его к пра­вильно пони­ма­е­мому и осоз­нанному уча­стию в таин­ствах цер­ков­ной жизни и веры [4, с. 101].

Лите­ра­тура

1. Св. Иппо­лит Рим­ский. Апо­столь­ское пре­да­ние // Бого­слов­ские труды. №5.

2. Прот. Иоанн Ильич Сер­гиев. Моя жизнь во Хри­сте. Т. 2. М., 1894. (Балто-сла­вян­ское обще­ство куль­тур­ного раз­ви­тия и сотруд­ни­че­ства – МИИП Вне­ш­тор­гиз­дат «Дейта-Пресс». 1991: Полн. coбp. соч. СПб.: Изда­тель­ство Л.С.Яковлевой, 1994.)

3. Eп. Фео­фан. Что есть духов­ная жизнь и как на нее настро­иться? М., 1914. (Л., СПб., 1991.)

4. Диа­кон Алек­сандр Анд­ро­сов. Пас­тыр­ское душе­по­пе­че­ние о боль­ных и уми­ра­ю­щих, согласно уче­нию и прак­тике пра­во­слав­ной церкви Ленин­град­ская духов­ная ака­де­мия, 1984 (ркп.).

5. Митр. Анто­ний (Хра­по­виц­кий). Уче­ние о пас­тыре, пастве и об испо­веди. Нью-Йорк: Изд. Сев.-Американской и Канад­ской епар­хии, 1966.

6. Романо Гуар­дини. Конец нового вре­мени. Попытка найти свое место. Пер. с нем. С.С. Аве­рин­цева // Совре­мен­ные кон­цеп­ции куль­тур­ного кри­зиса на Западе: Реф. сб. АН СССР, ИНИОН, Ин‑т фило­со­фии. М., 1976 (Сер. Про­блемы совре­мен­ной бур­жу­аз­ной культуры).

7. Архим. Киприан (Керн). Пра­во­слав­ное пас­тыр­ское слу­же­ние. Париж: Изд. жур­нала «Веч­ное», 1957. (Есть репринт­ное изд. мос­ков­ского Свято-Вла­ди­мир­ского братства.)

8. Проф. Д.Е.Мелехов. Пси­хи­ат­рия и про­блемы духов­ной жизни. М., 1979 (ркп). См. также: «Синакс», 1992, №1.

9. Памят­ная книжка для свя­щен­ника, или раз­мыш­ле­ния о свя­щен­ни­че­ских обя­зан­но­стях. М., 1860.

10 Архиеп. Костром­ской Пла­тон (Фивей­ский). Напо­ми­на­ние свя­щен­нику об его обя­зан­но­стях при совер­ше­нии таин­ства Пока­я­ния. Ч.2. М., 1861.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *