можно ли кремировать в исламе
Кремация и ислам
Кремация и ислам. Кремация считается исламом как «харам» или нечистая практика. Мусульманам запрещается участвовать в акте кремации каким-либо образом, в том числе наблюдать за событием или даже заявлять о его одобрении.
В Исламе похоронные обряды предписываются божественным законом. Хоронить мертвых — это предписание. Исламские убеждения утверждают, что только Аллах знает, что хорошо или плохо для них. А так же, что к телу следует относиться с предельным уважением к жизни и смерти.
Сжигание мертвых считается определенной формой наносимых увечий, запрещенные Аллахом. Существует ряд событий, последовательный ряд ритуальных обрядов, в том числе купание, покрытие тела тканью или саваном, прием друзей и семьи, а затем сбор мусульманской общины для молитв о прощении. Затем тело готовится к похоронам, а голова должна быть повернута на Мекку.
Некоторые из конкретных принципов ислама, препятствующие кремации:
Однако также считается, что Аллах может снова сделать кремированное тело целым для воскресения, независимо от того, остались ли какие-либо физические остатки, поэтому, если человек кремирован, это не исключает его попадание в рай или ад.
В отличие от иудаизма или христианства, исламский закон Шариата предлагает мало мнений относительно приемлемости кремации. Единственным исключением из запрета на кремацию является эпидемия заболеваний, когда доказан риск распространения болезни, и получено разрешение от мусульманских властей.
Жизнь каждого человека уникальна и неповторима. Похороны близкого человека – последняя дань уважения, которую вы можете оказать ему. Мы знаем, как вам важно проводить родного человека в последний путь с наибольшим почтением. Поэтому наша компания всегда выполняет свои обязанности максимально добросовестно. Мы предлагаем вам самый достойный и высококачественный сервис во время проведения последней церемонии, с уважением к семейным ценностям и религиозным традициям.
Востоковеды допустили смену похоронного обряда мусульман в условиях эпидемии
В Коране нет прямого запрета кремации, а необходимость сохранения здоровья и жизни людей может изменить сложившиеся исламские традиции, прокомментировали противоречие в позициях ДУМ России и Дагестана по захоронению умерших от коронавируса опрошенные «Кавказским узлом» востоковеды.
Как писал «Кавказский узел», муфтият Дагестана в правилах захоронения умерших от коронавируса напомнил, что кремация в исламе запрещена, тогда как ДУМ России назвал допустимым сжигание тел умерших в исключительных случаях. Это противоречие вызвало недоумение у пользователей соцсети.
Первый случай заражения коронавирусом в Дагестане был зафиксирован 27 марта. По данным на 20.00 мск 13 апреля, число подтвержденных случаев инфицирования достигло 84. При этом 10 апреля в дагестанской инфекционной больнице умерли три пациентки с подозрением на коронавирус. На главной странице «Кавказского узла» не реже, чем шесть раз в сутки обновляется карта с указанием числа зараженных на юге России и Южном Кавказе. О динамике распространения вируса можно прочитать в обновляемой справке «Кавказского узла» «Коронавирус добрался до Кавказа».
Позиция муфтията Дагестана по поводу кремации умерших от коронавируса соответствует всем предписаниям Корана, отмечает старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Михаил Рощин.
По рекомендации ДУМ России мечети в Адыгее, Краснодарском крае и Кабардино-Балкарии закрыты с 24 марта из-за угрозы распространения коронавируса. 29 марта ДУМ Чечни объявил, что 3 апреля коллективная пятничная молитва не состоится, а на следующий день пятничные молитвы в мечетях отменили и ингушские богословы. Муфтий Дагестана 1 апреля призвал верующих не посещать мечети. 3 и 10 апреля верующие Северного Кавказа совершили пятничный намаз вне мечетей.
При этом он добавил: «То, что предложил ДУМ России, это нечто новое в исламской традиции». Несогласованность позиции муфтията Дагестана с ДУМ России Сюкияйнен объясняет, в том числе количеством зараженных коронавирусом жителей в регионах и в столице.
В России, по данным сайта Стопкоронавирус.рф на 20.00 мск 13 апреля, выявлено 18 328 случаев заражения коронавирусом, летальных исходов — 148. Наибольшее количество инфицированных COVID-19 наблюдается в Москве – 11 513 человек, 82 больных умерли.
Новых разъяснений относительно кремации, учитывающих позицию ДУМ России, на сайте ДУМ Дагестана, а также на его странице в Instagram, по данным на 20.30 мск 13 апреля, нет. На сайтах Духовных управлений мусульман Чечни, Кабардино-Балкарии, на их страницах в Instagram, а также на странице Духовного центра мусульман Ингушетии в соцсетях «ВКонтакте» и Facebook указаний по поводу погребальных обрядов и кремации, в частности, по данным на 20.30 мск 13 апреля, нет.
Материалы о распространении коронавируса на юге России и Южном Кавказе «Кавказский узел» размещает на тематической странице «Коронавирус рвется на Кавказ».
Автор: Гор Алексанян источник: корреспондент «Кавказского узла»
Дозволяет ли ислам кремацию тела покойного?
Разрешено ли кремировать тело покойного?
Кремация тела покойного, с точки зрения Ислама считается запрещенной.
«Аллах послал ворона, который стал разгребать землю, чтобы показать ему, как спрятать труп его брата. Он сказал: «Горе мне! Неужели я не могу поступить, как этот ворон, и спрятать труп моего брата?» Так он оказался одним из сожалеющих» (аль-Маида 5/31).
В следующих аятах содержится косвенное указание на необходимость предания земле тела покойного:
«Мы сотворили вас из нее (земли), в нее Мы вас вернем и из нее выведем еще раз» (Та-Ха 20/55).
«Разве Мы не сделали землю вместилищем для живых и мертвых?» (аль-Мурсалят 77/25-26).
«. потом умертвил его и поместил в могилу. Потом, когда пожелает, Он воскресит его» (Абаса 80/21-22).
Захоронение умершего в земле, заключает в себе глубокую мудрость, в частности это обеспечивает чистоту окружающий среды, сохраняет достоинство человека, и напоминает живым людям о смерти.
Кроме того, в одном из хадисов, касающихся того, что необходимо бережно и аккуратно обращаться с останками покойного, говорится: «Сломать кость мертвого человека, подобно тому, как сломать кость живому человеку» (Муватта, Джанаиз, 15; Абу Давуд, Джанаиз, 58-60).
То есть так же как категорически запрещено ломать кость живому человеку, точно так же категорически запрещено ломать кости умершего человека. То же самое можно сказать и о кремации тела умершего.
Кремация у мусульман
Кремация – это один из древнейших погребальных обрядов. Кремацию активно применяли еще со времен как минимум бронзового века, и она была основным средством распоряжения мертвыми телами в Древней Греции и Древнем Риме. Разные религиозные и культурные традиции современности относятся к кремации по-разному: все авраамические религии изначально выступали резко против, в то время как в Японии или Индии кремация была и остается основным способом погребения по сей день. Так или иначе, со второй половины 19 века кремация стала приемлема у христиан (хотя и не у всех), однако остается под запретом у их соседей – иудеев и мусульман.
Изначально кремация была неприемлема у мусульман по тем же причинам, что и у христиан: сожжения тела противоречит идее «воскресения во плоти» и «загробной жизни», которые, согласно обоим вероучениям, ждут их последователей. Были и другие богословские обоснования. Согласно исламскому вероучению, в Коране Всевышний отмечает особый статус человека по отношению к иным творениям:
وَلَقَدْ كَرَّمْنَا بَنِي آدَمَ وَحَمَلْنَاهُمْ فِي الْبَرِّ وَالْبَحْرِ وَرَزَقْنَاهُمْ مِنَ الطَّيِّبَاتِ وَفَضَّلْنَاهُمْ عَلَى كَثِيرٍ مِمَّنْ خَلَقْنَا تَفْضِيلا
«Мы оказали почет потомкам Адама и перемещаем их по суше и морю. Мы наделили их благами и вознесли над многими другими творениями».
В другом хадисе Пророк Мухаммед писал: «Сломать кость умершему человеку подобно тому, что её сломают живому». Толкуется вышесказанное обычно так: человеческое тело драгоценно и в живом, и в мертвом виде, а потому осквернение трупа недопустимо. Также ранние исламские богословы полагали, что душа человека содержится в копчике и что воскресение человека во время Апокалипсиса происходит именно благодаря копчику: истлевшее в земле человеческое тело восстанавливается, начиная с копчика, после чего человек во плоти восстает из могилы. При кремации же кости сгорают вместе с другими тканями, а значит появляется риск, что у человека будут проблемы с воскрешением из мертвых. По этим и некоторым другим причинам у мусульман издревле есть строго предписанный погребальный обряд, отступление от которого может быть опасно.
Исключительные обстоятельства
Разумеется, на практике соблюдать нормы с точностью до буквы удается далеко не всегда. Ислам зародился в пустынных регионах Ближнего Востока и по мере движения на север, юг и восток сильно менялся, приспосабливаясь к географии региона. Достаточно будет вспомнить, что многие мусульмане Российской империи, как и прочие ее жители, были вынуждены оставлять непогребенными умерших зимой до самой весны или хотя бы до оттепели – похороны «одним днем» круглый год возможны в пустыне, но не там, где земля промерзает на метры вглубь. С давних пор люди понимали, что могут быть исключительные обстоятельства, при которых общие предписания просто невозможно исполнить, и необходимо изобретать некие альтернативы сложившемуся порядку вещей. Но тогда необходим кто-то, кто будет решать, наступили ли уже исключительные обстоятельства, или еще нет. Таким образом, издревле в исламе были институты, которые контролировали отступление от писаных норм. Иными словами, в каждой стране, где распространялся ислам, образовывался некий совет духовных лидеров, который принимал решение о том, достаточно ли силен кризис, чтобы можно было отступить от норм в ту или иную сторону. И в том, что касается вопросов кремации, исламские духовные лидеры во всех странах неоднократно принимали положительное решение в тех случаях, когда речь шла об опасных эпидемиях, возбудители которых продолжали жить в мертвых телах и могли заразить живых.
Похороны у мусульман в условиях пандемии
Начавшаяся в декабре 2019 года пандемия нового коронавируса COVID-19 очень быстро охватила сотни стран – в том числе с преобладающим мусульманским населением. Муфтии некоторых из этих стран издали фетвы, в которых признали допустимым кремацию покойных при условии, что те были больны новым коронавирусом, а значит традиционная погребальная церемония могла оказаться опасной для членов их семей, а также для работников кладбищ, священнослужителей, ритуальных агентов и иных лиц, вовлеченных в церемонию. Аналогичным образом, во многих странах духовные лидеры мусульманских общин рекомендовали сделать поминки более скромными и не приглашать на них десятки и сотни человек (что является нормой во многих странах исламского мира), а также приглашать как можно меньше людей на погребальные церемонии в целом, чтобы уменьшить риск заражения.
В особо тяжелом положении оказались мусульмане в тех странах, где в принципе не предусмотрено создание кладбищ в больших масштабах – например, в Японии. В течение 2020 и 2021 годов мусульманам Японии приходилось хоронить своих мертвых на католических и протестантских христианских кладбищах, потому что это хотя были и не мусульманские кладбища, но все-таки кладбища – в противном случае им пришлось бы кремировать своих мертвых. Тем не менее следует понимать, что избежать кремации мусульманам удается не всегда, и если власти того или иного государства издают санитарные распоряжения, обязывающие к кремации, религиозные лидеры, как правило, призывают мусульман исполнять эти распоряжения и уверяют их, что поскольку они были вынуждены кремировать своих родных, а не желали этого делать, то Господь им это простит.
Кремация мусульман в России
Еще в самом начале эпидемии в нашей стране, 9 апреля 2020 года Совет улемов Духовного управления мусульман России подписал документ, в котором регулировался особый порядок погребения мусульман в период эпидемии. В этом документе, в частности, было прописано, что ввиду чрезвычайных обстоятельств допускается кремация тел и их вскрытие, также можно не совершать традиционные омовения и не использовать саван при погребении, если того требуют рекомендации врачей или нормативы организаций.
«Омытие покойного является обязательным. Однако, ввиду опасности распространения коронавирусной инфекции и заражения им других людей, в первую очередь тех, кто участвует в омовении тела покойного, Совет считает допустимым захоронение тела без омытия и без совершения таяммума, если совершение этого становится невозможным», – так была прокомментирована данная мера непосредственно в постановлении Совета улемов ДУМ. Более того, Совет улемов также допустил похороны мусульман на немусульманском кладбище, если лучшее решение окажется невозможным. Также в документе был установлен порядок чтения заупокойных молитв при кремации мусульманина.
Примечательно, что уже через несколько лет в России должен появиться первый крематорий, который будет заведомо приспособлен в том числе для оказания погребальных услуг мусульманам – это стало ясно из ставших известными планов нового погребального комплекса в Казани. Этот комплекс местные власти обещают запустить в 2024 году, и на его территории будет функционировать как православная церковь, так и мечеть.
Возможно, вам будет интересно:
Мусульманам из-за COVID-19 разрешили кремировать и хоронить в гробах
Читайте нас в Google Новости
Совет улемов Духовного управления мусульман России (ДУМ) допустил кремацию тел и захоронение в гробах умерших от коронавируса, что запрещено нормами ислама. Исключительные меры возможны в случае, если традиционные похороны в саване и омовение будут представлять опасность для окружающих.
В фетве (богословском заключении), опубликованном на сайте Совета муфтиев России, сказано, что региональным духовным управлениям следует подготовить обращения к главам регионов и городов с просьбой предоставить возможность хоронить мусульман, умерших от коронавируса, согласно религиозным предписаниям, предав тела земле. Однако в случае отказа кремация тела покойника будет считаться вынужденным обстоятельством и допустимой шариатом.
В тексте указано, что Минздрав отнёс коронавирус ко второй группе патогенности, что предполагает допустимость захоронения тела умершего от данного вируса и предания его земле без кремации. Однако авторы обращения отмечают опасность распространения коронавирусной инфекции и заражения им людей, которые участвуют в похоронном ритуале. В связи с этим Совет улемов также считает допустимым захоронение без омовения.
Погребальная молитва над умершим, согласно фетве, должна быть прочитана в присутствии минимально возможного количества людей — его ближайших родственников. По возможности следует соблюдать дистанцию в два метра и как можно скорее захоронить покойного.