можно ли коню ходить через пешку
Как ходит и бьёт конь в шахматах
Ход коня похож на кириллическую (русскую) букву «Г» или латинскую букву «L». Конь перемещается на два поля вверх или вниз, а затем на поле вбок, либо на два поля вбок, а затем на одно поле вверх или вниз. Конь меняет цвет поля, на котором стоит, с каждым ходом. Например, если конь стоит на белом поле, после хода он окажется на чёрном поле.
Посмотрите на стрелки и постарайтесь запомнить, как ходит конь в шахматах. Конь может попасть на любое из восьми полей отмеченных красным цветом. Если на поле находится вражеская фигура или пешка, то конь может её забрать. В данном случае белый конь может забрать чёрного коня или ладью
В книге «Куда идет король» Виктор Хенкин рассказал забавный случай:
— Как вы оцениваете мою игру? — спросил однажды у чемпиона мира X. Капабланки какой-то молодой человек.
— Вы играли неплохо, — вежливо ответил Капабланка. — Но почему вы не сделали ни одного хода конями?
— А я не знаю, как они ходят, — признался «шахматист»…
Конь — удивительная шахматная фигура, он может перепрыгивать через другие фигуры и пешки!
Белый конь находится в окружении друзей и врагов, но это никак не может помешать ему сходить на любое из восьми полей отмеченных зелёным цветом
Манёвренность коней
Ни одна другая фигура, переставленная на угловое поле, не теряет в подвижности столько, сколько теряет конь.
Сравните маневренность обоих коней на диаграмме. Конь с h1 обстреливает всего два поля, то есть в четыре раза меньше, чем его напарник с d5. Поэтому сила коня, находящегося в центре доски, резко возрастает, и это обстоятельство необходимо во время игры учитывать
Если коня с поля h1 переместить на h4, то он будет контролировать 4 поля, но это все равно в два раза меньше, чем в центре. В этой связи вспомним высказывание знаменитого немецкого шахматиста Зигберта Тарраша:
«Конь на краю доски всегда стоит плохо».
Из любого правила бывают исключения — иногда конь на краю доски расположен идеально.
Что любят кони?
Мы уже знаем, что слоны любят открытые диагонали, т.е. открытые позиции. Поскольку кони могут прыгать через другие фигуры, их сила возрастает в закрытых позициях, где дальнобойность других фигур (ферзей, ладей и слонов) ограничена.
В книге «Учебник шахматной игры» Хосе Рауль Капабланка написал:
Сила коней падает по мере размена фигур на доске.
Кроме закрытых позиций, кони любят безопасность, поэтому они всегда рады занять форпост — поле в лагере противника, где коня не могут атаковать вражеские пешки.
Белый конь занял форпост на поле e6 и доставляет много хлопот чёрным
Вилка конём
В отличие от других фигур, конь не действует прямолинейно, поэтому коневая вилка зачастую оказывается полной неожиданностью. Много партий было проиграно после нападения коня одновременно на несколько фигур.
Белый конь напал на две фигуры (двойная вилка) — короля и ладью. Король вынужден спасаться от шаха и белые забирают ладью
Позиция из партии Греко — NN (1620). Конь напал сразу на три фигуры (тройная вилка): короля, ферзя и ладью. После отхода короля, конь заберет наиболее ценную фигуру чёрных, т.е. ферзя
Задачи на тему «Вилка конём»
Настала пора опробовать на практике полученные знания и решить десять интерактивных задач на тему «Вилка конём». Будьте внимательны при решении задачи №10.
Что мы знаем о коне?
В заключение добавим, что именно конём ставится спёртый мат.
Можно ли коню ходить через пешку
Вот что нужно знать о конях:
Кони на своих начальных позициях.
Кони уникальны по двум причинам: 1) это единственные фигуры, способные перепрыгивать через другие фигуры и 2) каждом прыжком конь переходит с черного поля на белое и с белого на черное.
Конь считается легкой фигурой (как и слон) и оценивается в три балла. Он намного ценнее пешки (которая стоит один балл), примерно равен слону (по три балла), но уступает ладье (пять баллов) или ферзю (девять баллов).
Как ходит конь
За один ход конь преодолевает несколько полей. Он проходит на два поля в одном направлении и далее на одно поле под углом 90 градусов. Например, на два поля вперед и на одно вправо, или на два поля влево и на одно назад. Можно запомнить, что конь ходит «буквой Г», потому что его ход похож на большую букву «Г».
Конь ходит буквой «Г»!
Другая особенность коня заключается в том, что он всегда делает ход с поля одного цвета на поле другого цвета. Если он стоял на белом поле, то окажется на черном. Если он стоял на черном поле, то окажется на белом. Это поведение противоположно слонам, всю партию ходящим по полям одного цвета.
На диаграмме показаны все возможные ходы коня. Заметим, что сейчас он расположен на белом поле, а после любого хода окажется на черном.
Покидая белое поле, конь всегда оказывается на черном.
В отличие от любых других фигур, кони могут перепрыгивать через другие фигуры. На этой диаграмме белый конь, расположенный на поле b1, может перепрыгнуть через пешки, занимающие вторую горизонталь, и оказаться на поле a3 или c3. Все остальные фигуры в начальной позиции заперты со всех сторон и могут сделать ни одного хода.
Конь может перепрыгивать через другие фигуры!
Помним, что конь берет ту фигуру, чье место он занимает, а не ту, которую он перепрыгивает! Что еще надо знать о конях? Они могут создавать угрозы вилки и спертого мата!
Вилка и спертый мат
Вилка конем!
Конь дает спертый мат!
Проверим себя
Проверим, разобрались ли мы в ходах коня. Может ли в этой позиции белый конь, расположенный на поле f7, взять черного ферзя?
Может ли белый конь с поля f7 взять черного ферзя?
Да, конь может взять черного ферзя, расположенного на поле d8! Решим другую задачу: может ли белый конь пойти с поля e4 на d6?
Может ли белый конь пойти с поля e4 на поле d6?
Да! Конь может занять поле d6, и что случится тогда? Все верно! На доске будет спертый мат! Заметим, что пешка e7 не может взять коня на d6, потому что она связана защитой короля от нападения белого ферзя, расположенного на поле e2.
Спертый мат!
Заключение
Теперь мы знаем, как расположены кони в начале партии, как они ходят, и что такое вилка и спертый мат. Используем коня для нападения на фигуры противника в интерактивном уроке шахмат!
Смотрим видео
Как ходит конь в шахматной партии?
Добрый вам день, дорогой друг!
Полагаю, вы слышали выражение «ход конем». Нет, не по голове :), а именно в первозданном смысле, — хитрый, не очевидный ход. Как ходит конь в шахматах? Именно уникальный способ ходить отличает коня от других фигур.
Вначале небольшое отступление. Если вы хотите научиться играть в шахматы с нуля, то получите от нас вот этот бесплатный материал и научитесь играть в шахматы уже через 48 минут:
Любимчик Таля
У каждого шахматиста есть свои предпочтения. Нынешний обладатель чемпионского титула Магнус Карлсен любит слонов. Михаил Таль отменно умел управлять кавалерией. Умел и любил это делать. Его искрометные атаки с участием конницы давно вошли в учебные пособия.
Давайте разберем, какими особенностями обладает шахматный конь, ставший любимчиком одного из гениальных шахматистов всех времен.
Теперь подробнее об этих и некоторых других способностях коня в шахматах, вом числе в картинках.
Ходы конем
Схема движения коня не совсем обычна и в корне отличается от других фигур:
Обычно говорят так: конь ходит буквой Г. Зеленым помечены клетки, на которые может пойти конь, расположенный на поле е4. Как видите, назад конь может ходить также легко, как и вперед.
Еще одна уникальная особенность коня, которой его наделили правила шахмат — он может прыгать как через свои, так и через чужие фигуры:
В данной позиции белый конь может побить черного слона, несмотря на препятствия из пешек. Он их попросту перепрыгивает.
Вилка
Вилка в шахматах – одновременная атака конем двух фигур противника. Почему этот термин применим именно к коню? Дело в том, что двойное нападение коня часто неочевидно и неожиданно, особенно для начинающих шахматистов.
Иногда вилка венчает красивые тактические удары. Например:
Белые играют 1. Фв3:g8+ и после 1… Кh8:g8, следует 2.Кd7:f6+ Вилка!
Еще один пример вилки, связанный с неожиданным превращением пешки в коня.
Этот пример мы разбирали в статье о пешке. Однако и возможности коня, подчас совсем неочевидные, — он характеризует наилучшим образом:
Белые играют 1.d7-d8 K!!
Превращают пешку в коня и делают вилку с шахом. Следующим ходом забирают ферзя и выигрывают партию. Традиционное превращение пешки в ферзя ведет только к ничьей.
Справедливости ради отмечу, что выгодное превращение пешки в коня встречается крайне редко.
Закоренелый центрист
Теперь давайте посмотрим на хмурого конягу, поставленному в угол.
Как видите, бедолага контролирует только 2 поля –с2 и в3. По сути использует только четверть своего потенциала.
Полагаю вывод напрашивается сам собой: Коней следует развивать в сторону центра доски.
«Вечный» конь
Когда конь удачно расположен в центре доски и его невозможно побить или разменять на слона, шахматисты называют такого коня вечным.
В этой позиции конь доминирует над слоном. Его невозможно побить или разменять. По сути он контролирует весь центр доски. Черный слон ограничен собственными пешками и вынужден выполнять только защитные функции.
Удастся ли черным устоять на ничью – вопрос. Несмотря на ограниченное количество фигур и материальное равенство. Конь в данной позиции сильнее слона и белые имеют значительно лучшую игру.
Упряжка
На шахматной доске кони как и в жизни, умеют работать в одной упряжке. Как бы поддерживают друг друга.
Белые имеют виды на атаку и нацелились на пункт h7 батареей ферзя и слона. Пешку h7 защищает конь f6. А значит, чтобы оставить пешку и соответственно короля без защиты, коня надобно побить. И белые играют 1. Сg5:f6.
Теперь проигрывает как 1… С:f6?? так и 1… g7:f6?? Из-за очевидного 2.Фd3:h7Х. Однако, надеждам белых завершить партию эффектным матом не суждено сбыться.
Черные играют 2… Kd7:f6. На место павшего на поле боя коня становиться его коллега и продолжает выполнять защитные функции. Пункт h7 защищен, партия продолжается.
Спертый мат конем
Конь, как и другие фигуры, за исключением короля, не обделен умением поставить мат. Случается это не так часто, как например мат ферзем или ладьей, но зато как красиво!
Позиция обоюдоострая со взаимными угрозами. Но ход белых. Они играют 1.Kg5-f7+ Kрh8-g8
Что дальше? Вскрытый шах 2. Kf7-d6+ выглядит эффектно, но не более. После 2… Kg8-h8 по сути ничего не изменилось. Также как и после 2. Kf7-g5+ Kg8-h8.
Белые играют 2.Kf7-h6+ Kg8-h8 (на 2… Kg8-f8 – 3.Фв3-f7X)
И что они добились? Конь под боем, снова играть 3.Kh6-f7+?. Есть идея получше!
3.Фb3-g8+!! Ла8:g8 4.Kh6-f7X
На шахматном сленге такой мат называется спертым. Черный король в окружении своих же фигур получает мат. По сути дела дистанционно. Эта заключительная позиция как нельзя лучше характеризует неординарные возможности коня.
И в заключение подытожим:
И пожалуйста, — не называйте коня лошадью. Это уж совсем по-детски или по-дилетантски. Уважайте коня, правильно управляйте им, и конь направит свой гордый норов на благо ваших успехов в шахматах!
Благодарю за интерес к статье.
Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:
Шахматная фигура конь
Как ходит конь в шахматах
Ход коня необычен, потому что он перемещается не по одной линии (как ладья, слон или ферзь, которых поэтому называют линейными фигурами). Есть два способа запомнить прыжок коня:
Скок, скок и вбок! (Две клетки по прямой и клетка в сторону).
Скок и наискосок! (Клетка по прямой и клетка наискосок).
На диаграмме представлены оба варианта.
Конь, стоящий в центре доски, контролирует 8 клеток. А вот если конь будет стоять на краю доски или в углу, ему будут доступны только 2 или 4 клетки. Делаем вывод: лучше всего ставить своего коня ближе к центру, где он будет более активен.
У коня есть еще одна особенность, которая делает его самой необычной фигурой: конь — единственная шахматная фигура, которая умеет перепрыгивать через свои фигуры и фигуры соперника!
Например, в начальной позиции конь со всех сторон окружен своими фигурами и пешками. Тем не менее, он может сделать ход уже на первом ходу — первый «скок» он делает прямо по клетке с пешкой, а затем перелетает на клеточку наискосок. Конь, стоящий на поле g1, может в начале партии выйти на поле f3 или h3. Как мы уже запомнили, коня нужно ставить не на край, а ближе к центру, поэтому лучше выбрать поле f3.
Точно так же конь может перепрыгивать фигуры соперника. Обратите внимание: конь не съедает ту фигуру, которую он перепрыгнул — съесть он может только ту фигуру, которая находится на клетке, где конь завершает ход. В позиции на диаграмме конь, стоящий на поле е5, может перелететь через вражеские пешки и съесть ферзя на поле f7. А вот остановиться на поле, где находится своя фигура, конь, конечно, не может: свою фигуру можно только перепрыгнуть.
Тактические приемы
Необычный ход коня и умение перепрыгивать через препятствие позволяет ему делать особенные хитрости, которые называются тактическими приемами.
Вилка
Первый тактический прием, который умеет делать конь, называется вилка. Вилка — это нападение конем сразу на две или более фигуры соперника.
Конь может атаковать сразу в разные стороны, поэтому ему часто удается поймать фигуры соперника в вилку. Интересное название приема связано с тем, что нападения коня немного похожи на вилку для тортика (когда он атакует две фигуры, как на диаграмме ниже), или даже на трезубец (если он нападает сразу на три фигуры).
Спертый мат
Еще один прием, который умеет ставить только конь, называется спертый мат. Спертый мат — это конструкция, в которой конь ставит мат королю соперника, который полностью окружен своими фигурами и пешками.
Обратим внимание на диаграмму: черный король думал, что надежно спрятался, окружив себя защитниками со всех сторон, но белый конь прыгает с клетки c5 на клетку d7, атакуя черного короля через все препятствия. И на доске мат: собственные фигуры загородили черному королю все пути отступления.
Идея спёртого мата была изучена еще очень давно: в трактате Луиса Рамиреса Лусены XV века (1497 год) можно найти позицию, иллюстрирующую эту идею. На диаграмме — задача Лусены, тот самый пример, который был известен более пятисот лет назад. Белые начинают и ставят мат в 4 хода:
Kh6++ (двойной шах!) Kph8
Фg8+!! (жертва ферзя, с помощью которой белые вынуждают соперника заблокировать своей ладьей своего короля) Л:g8
Рассмотрим еще один пример, когда конь ставит спертый мат в самом начале партии. Чтобы не получить мат в начале игры, нужно изучить правила игры в дебюте и соблюдать их. Партия начиналась так:
e4 c6 (защита Каро-Канн)
Фе2 (хитрый ловушечный ход, ферзь оказывается на одной линии с черным королем) Кbd7??
Ужасная ошибка. В позиции на диаграмме после пятого хода черных белые ставят спертый мат в один ход.
Конечно, белые завершают партию ходом 6. Кd6!! Конь атакует окруженного своими фигурами черного короля, а пешка не может съесть коня из-за связки, которую ставит ферзь (пешка не может покинуть линию е, так как в таком случае открылся бы шах на короля от белого ферзя).
Подведем итог: конь — особенная фигура с необычным ходом, который позволяет коню проводить идеи, которые не умеют делать другие фигуры. Сила коня примерно равна силе слона (3 пешки), но конь особенно силен:
в закрытых позициях — потому что умеет перепрыгивать через пешки и хорошо маневрирует в ситуациях, где слоны оказываются ограниченными;
когда находится на укрепленном своими пешками поле в центре доски или лагере соперника (такое положение коня называется форпост).
Отточить тактические приемы на основе хода коня можно на занятиях по шахматам в онлайн-школе Skysmart. Ученики играют с тренером на интерактивной доске, могут смотреть историю ходов и отменять неудачные ходы, а тренер помогает самостоятельно прийти к лучшему решению. Запишитесь и получите до 3 уроков в подарок!
Правила игры в шахматы: полное руководство
Дата публикации: 2021-07-03
Как и в любом другом виде спорта или игре, в шахматах есть свои правила и этикет, которым должны следовать игроки. Так каковы правила игры в шахматы?
Законы шахмат или правила игры определяют, как следует вести игру. Правила шахмат можно разделить на:
Хотя происхождение шахмат несколько туманно, современные правила игры в шахматы впервые появились в средние века. До этого они постоянно менялись, но затем Всемирная шахматная организация ФИДЕ установила универсальные стандартизированные правила.
Быстрые шахматы, различные варианты шахмат, онлайн шахматы и заочные шахматы имеют свои собственные небольшие дополнения к правилам.
Шахматная партия необязательно заканчивается матом. Часто игроки видят своё поражение и заранее добровольно сдаются. Кроме того, иногда игра может закончиться в ничью, так называемым «Патом».
Игроки ходят по очереди. Игрок имеет право перемещать по одной фигуре за каждый ход. Если перемещаемая вами фигура заканчивает свой ход на поле, занятом фигурой противника, то вы можете взять или «съесть» фигуру соперника. Для этого нужно убрать фигуру соперника с доски и на её поле поставить свою фигуру, которой вы ходили.
Помимо основных ходов шахматных фигур к правилам игры в шахматы относится: регламент по времени игры, этика и поведения игроков, записывание ходов в специальной шахматной нотации, устранение любых возможных нарушений и правильное использование оборудования.
Стартовая позиция в шахматах
В шахматы играют на клетчатой доске с 64 полями и 32 фигурами:
Название шахматной фигуры | Обозначение | Количество |
Король | 1 | |
Ферзь | 1 | |
Ладья | 2 | |
Слон | 2 | |
Конь | 2 | |
Пешки | 8 |
Фигуры начинают игру с этих позиций:
Правила таковы, что каждый игрок играет по очереди. Белые ходят первыми. На каждом ходу фигура перемещается с клетки на другую клетку. Если она приземляется там, где у противника есть фигура, то эта фигура забирается и ее убирают с доски.
Всего существует шесть видов фигур, и каждая из них ходит по-своему:
Диаграмма, показывающая, как ходят фигуры
Особые правила для пешек
Двойной прыжок
Нормальный ход пешкой занимает одно поле за раз, но все пешки могут ходить на два поля вперёд при первом ходе. Если пешка раньше не ходила, у неё есть выбор пойти на одно или два поля. Пешкам никогда не разрешается брать на два поля по диагонали.
Превращение пешки
Пешки идут только вперёд. Все остальные фигуры могут ходить назад. Когда пешка достигает последней горизонтали, она превращается в любую фигуру. Пешка может стать ферзём, ладьёй, слоном или конём, но не королём. Можно иметь более одного ферзя. Новая фигура заменяет пешку на «поле превращения».
Взятие на проходе
Если пешка делает двойной прыжок и проходит через поле, где она может быть взята пешкой противника, то пешка противника может взять ее, как если бы пешка только что переместилась на одно поле, но только на следующем ходу.
Шахматные ходы
Ферзь, Ладьи, а также Слоны перемещаются по открытым линиям на любое количество полей. Но они не могут перепрыгивать через другие фигуры. Любые фигуры, стоящие на пути, свои или соперника, не дают им двигаться. На диаграмме у ладьи 7 возможных ходов, включая взятие чёрной пешки. Она не может идти на поле за пешкой или забрать ферзя.
Коней нельзя заблокировать. Они могут перепрыгивать через любые фигуры, стоящие между ними и полем, на которое они движутся. Кони не забирают фигуру, когда перепрыгивают через неё.
Правила взятия шахматных фигур
Фигура забирается или «съедается», когда игрок перемещает фигуру на то же поле, где стоит фигура соперника. Взятые фигуры снимаются с доски и исключаются из игры. Если есть возможность взятия фигуры, то игрок не обязан её забирать. А также нельзя брать свои фигуры.
Здесь чёрный ферзь может взять белую пешку на d2.
Правила шаха
Король находится под шахом, когда противник может взять его на следующем ходу. Короля нельзя оставлять под шахом. Он должен быть немедленно спасён текущим ходом, который выведет его из-под шаха. Игрокам запрещено оставлять своего короля под шахом или делать ход, ставящий его под шах. В игре нельзя выиграть, взяв короля, который идёт под шах или не выходит из-под шаха. В товарищеских играх принято говорить «шах», когда королю сделан шах, но на этот счёт нет никаких правил.
Выход из-под шаха
Есть три способа выйти из-под шаха:
Король может взять фигуру, если после взятия он не находится под шахом. Король не может ходить рядом с другим Королём.
Правила Мата
Когда король находится под шахом и нет возможности выйти из него, ему ставится «мат». Король не может избежать своей судьбы, и игра окончена. Фактический захват короля никогда не происходит на шахматной доске, даже если это цель игры! В этом примере белый король находится под шахом от одной из ладей.
Нет возможности заблокировать шах или забрать атакующую ладью. И нет безопасного места, чтобы убежать. Все пять полей вокруг белого короля атакованы ладьями. Это Мат. Чёрные побеждают!
Шахматные правила рокировки
Во время игры каждый игрок может сделать специальный ход, называемый рокировкой. Это единственный случай в шахматах, когда две фигуры могут двигаться за один ход. Рокировка выполняется королём и ладьёй и может быть сыграна только после того, как фигуры между ними убраны. Сначала король перемещается на два поля вправо или влево, а затем ладья из этого угла «перепрыгивает» на поле, которое пересёк король.
Когда король идёт к ближайшему углу, он делает короткую рокировку (Рокировка на Королевский фланг). Другой вариант называется длинной рокировкой или рокировка на Ферзевый фланг.
Рокировка не допускается когда:
Третий пункт означает, что рокировка невозможно, если противник атакует поле, которое король должен пересечь.
Диаграмма, показывающая рокировку белых на королевский фланг и рокировку чёрных на ферзевый фланг
Правила ничьи
Не в каждой шахматной партии есть победитель. Когда нет победителя, это называют ничьей. Есть пять способов сделать ничью в шахматах:
1. Пат.
Игра заканчивается вничью, если у игрока в свой ход нет разрешённых ходов. Пат отличается от мата, потому что у короля нет шаха.
2. Нет материала, чтобы поставить мат.
Партия считается ничьей, если для мата не хватает фигур. Есть три ситуации, когда мат невозможен:
Предложение ничьи действительно только на один ход. После того как противник сделал ход, предложение отменяется, и игра продолжается. Если игрок предлагает ничью перед тем, как сделать ход, противник может подождать, пока игрок сделает ход, чтобы решить, принимать её или нет. Если игрок предлагает ничью, пока очередь оппонента, предложение остаётся в силе и может быть принято.
4. Правило 50-ти ходов.
Каждый игрок сделал 50 ходов, не ходил пешками и не брал фигуры.
5. Тройное повторение.
Позиция была достигнута трижды.
Правила соревнований по шахматам
Основные правила соревнований такие же, как и в обычной шахматной игре. Вы должны использовать только одну руку, чтобы перемещать фигуру, и вы должны убрать её, как только сделаете соответствующий ход. Как только вы переместили фигуру, отменять ход незаконно. Если игрок делает рокировку, он должен сначала переместить короля одной рукой, а затем той же рукой переместить ладью.
После того как вы превратили пешку или походили фигурой, то не разрешается повторно прикасаться к этим фигурам, чтобы изменить ход. Однако, если превращение не закончено, вы можете изменить фигуру превращения.
В игре игрок, успешно поставивший мат королю соперника, объявляется победителем, и игра заканчивается. Игрок должен следить за тем, чтобы все ходы были возможные и законные. Если в процессе партии игрок считает, что он в итоге проиграет, то у него есть возможность сдать партию и позволить сопернику выиграть.
Игра также заканчивается ничьей, когда ни один из игроков не может поставить мат королю соперника. В такой момент игра зашла в «мёртвую позицию». В этой ситуации никто не может претендовать на победу.
Игра также заканчивается вничью, если фигуры были перемещены на одинаковую позицию на доске не менее трёх раз. Другая ситуация ничьей возникает, если оба игрока сделали по пятьдесят ходов подряд, не двигая пешки и не производя захваты фигур.
Давайте посмотрим на некоторые основные правила соревнований с которыми вы столкнётесь.
Правило пятидесяти ходов
Любой из игроков может потребовать ничью, если пятьдесят ходов подряд сделаны без взятия или ходов пешками. Это означает 50 ходов для каждого игрока (всего 100). Каждый раз, когда идёт пешка или взята фигура, счётчик возвращается к нулю.
Игрок может потребовать ничью только в свой ход, либо после того, как противник только что сделал 100-й ход или до того, как игрок собирается сделать 100-й ход. Это правило обычно применяется только в конце игры, когда один из игроков пытается поставить мат одинокому королю своего оппонента.
Смотрите также: Правило пятидесяти ходов
Трёхкратное повторение
Любой из игроков может претендовать на ничью, если одна и та же позиция была достигнута три раза. Чтобы позиция была заявлена как «одинаковая», фигуры одного и того же типа должны находиться на одних и тех же полях с одинаковыми возможными ходами (включая рокировку и взятия на проходе). А также должен быть ход того же игрока. Позиция не должна повторяться три раза подряд, и она не должна возникать в результате повторения одних и тех же ходов.
Игрок может потребовать ничью только в свой ход и до того, как сделает ход. Ничья может быть заявлена для текущей позиции или для позиции, которая появится после предполагаемого хода.
Вечный шах
Другие правила шахмат
Правила расстановки шахматной доски
Доска размещается так, чтобы у обоих игроков было белое поле в правом углу. Ферзь стоит на поле своего цвета. Белый ферзь на белом поле, чёрный ферзь на чёрном поле.
Цвета
Игроки должны случайным образом решить, у кого будут белые и чёрные фигуры. Распространённый метод, известный как «пешечное угадывание», заключается в том, что один игрок прячет за спиной в каждой руке по пешке разного цвета. Оппонент выбирает руку и получает её цвет. Если играется более чем одна игра, цвет фигур меняются каждый раз.
Сдача партии
Игрок может сдаться в любой момент, сказав: «Я сдаюсь». На этом игра заканчивается, и противник побеждает.
Завершённый ход
Ход завершён и не может быть возвращён, если игрок отпускает фигуру.
Незаконные ходы
Если сделан неправильный ход, игрок должен вернуть его и вместо этого сделать разрешённый ход этой же фигурой, если у неё есть возможный ход. Если у неё нет возможного хода, то игрок делать ход любой другой фигурой.
Если замечено, что ранее в игре произошёл неправильный ход, игроки должны вернуться на позицию, где он произошёл, и продолжить игру оттуда. Если это невозможно или игроки не могут договориться о позиции, они должны вернуться к последней законной позиции, с которой они согласились, при необходимости следует начать игру заново.
Поведение
Игрокам не разрешается каким-либо образом отвлекать или раздражать соперника. Это включает в себя разговоры или неоднократные предложения ничьей.
Помощь
Игроки не могут обращаться к книгам, заметкам или компьютерам во время игры. А также они не могут получать советы от других людей, не зависимо от того просили они это или нет.
Правило тронул-ходи
Если игрок касается одной из своих фигур, он должен ей ходить. Если он касается одной из фигур соперника, он должен её забрать. Чтобы выровнять фигуры на своих полях без необходимости их перемещения, игрок должен сначала сказать: «Я поправляю».
Смотрите также: Правило тронул-ходи
Шахматные часы
Есть много специальных правил для игр, в которых используются шахматные часы. Некоторые правила применяются только к определённым временным рамкам (классика, рапид или блиц). Турнирные правила, касающиеся часов и ограничений по времени, сложны и часто меняются.
Здесь приведены лишь несколько основных правил:
Игрок проигрывает, если он не сделает необходимое количество ходов в отведённое время. Исключение составляют случаи, когда у оппонента остался только король. В этом случае игра заканчивается вничью. Игрок не может выиграть по времени, имея только короля.
Точное правило: Партия заканчивается вничью, когда у игрока заканчивается время, и противник не может поставить мат даже с помощью плохих ходов оппонента.
Правильный способ предложить ничью:
Игроки должны нажимать кнопку на часах той же рукой, которой они делают ход. Они не могут брать часы или сильно нажимать кнопку. Часы могут быть остановлены только в том случае, если судья отсутствует, и игрок собирается его найти.
Итоги
Изучение основных правил шахмат займёт у вас долгий путь. Правила игры в шахматы были созданы для обеспечения честной игры и спортивного духа.
Шахматы должны доставлять удовольствие обоим игрокам. Конечный результат — это не главное. Победите вы или проиграете – неважно, главное — быть хорошим спортсменом 🙂