можно ли клясться собой
Почему нельзя клясться?
Потому что если не сдерживаешь слова, то попадаешь под проклятие в конкретной ситуации.
«А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;
35 ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;
36 ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
37 Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.»
(Матф.5:34-37)
«Клянется только тот, кто не может просто выполнить что-либо»
Не думаю что нельзя этого делать.
Просто некоторым это помогает сделать то, что без обещанной клятвы они не сделают. Служит энтузиазмом или пинком под зад.
Другие считают, что клястся это грех или типа того. И они тоже правы. Но только для себя самих, так как верят в этот стереотип.
Еще кому то этого и не надо. Так как они зная себя, могут сделать и без клятвенного обещания.
Клятву просят те, кто не уверен в другом. А значит в себе.
» Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.
34 А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;
35 ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;
36 ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
37 Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.»
Что будет, если нарушила данную самой себе клятву? Переживаю, что-то ((
«Или если кто безрассудно устами своими поклянется сделать что-нибудь худое или доброе, какое бы то ни было дело, в котором люди безрассудно клянутся, и он не знал того, но после узнает, то он виновен в том.
Если он виновен в чем-нибудь из сих, и исповедается, в чем он согрешил,
то пусть принесет Господу за грех свой, которым он согрешил, жертву повинности из мелкого скота, овцу или козу, за грех, и очистит его священник от греха его». (Лев 5:4-6)
Так что просто покайтесь пред Богом в своей клятве и Он простит Вам это.
Никогда и ни от кого не требуй клятвы, ибо Бог запретил клятися всяко (Мф. 5:34): но объяви, что в том деле нужна клятва; а потому, если хотите подтвердить его клятвою, это состоит в вашей воле. Если же от высшей власти получишь повеление производить суд, то потребуй, чтобы дали клятву, то есть тщательно рассмотри, полезно ли сие будет – и тогда потребуй клятвы, нимало не сомневаясь.
Святой Иустин, философ-мученик рассказывая об учении Иисуса Христа в своей первой апологии о клятве, писал так: “О том чтобы совсем не клясться а говорить истину, Он так заповедовал: Вовсе не клянитесь! Но да будет слово ваше Да-да и нет-нет. А что сверх этого, то от лукавого”.
Святой Василий Великий производил уговоры сборщиков податей о том, чтобы они не принуждали плательщиков произносить клятвы. Эти же мысли Василий Великий изложил в письме к правителю области: «Как скоро люди научатся нарушать клятву, то думаю что клятва изобретена для них в орудие обмана», “кто связал себя клятвою на злое дело, тот пусть принесет покаяние за опрометчивость в клятве, но да не поддерживает своего лукавства под видом благоговения. Сохранение клятвы не принесло пользы Ироду, который чтобы не нарушить клятвы сделался убийцею Пророка. Клятва вообще запрещается, тем более достойна осуждения клятва, данная в злом деле” (Творения, том 7, правило 29).
Кроме проклятий и «слов-убийц» существуют такие слова, сказав которые, можно нанести непоправимый вред своей судьбе, особенно если произносить их сгоряча, необдуманно. Ими являются «слова-клятвы». Люди клянутся своей жизнью, родителями, здоровьем, детьми, удачей, Богом, накладывая на все эти дорогие понятия незримую печать запрещения, которая работает до тех пор, пока они не выполнят клятву. И не важно, дал ее человек шутя, вовсе не придавая особого значения сказанным им словам, или ее «вырвали» у него окружающие. Как только человек клянется, по словам экстрасенсов, в его кармическом теле безвозвратно нарушается ход событий. Ведь недаром у слова «клятва» и слова «проклятие» один корень.
Люди клянутся, не думая о последствиях. Например, говоря: «пусть у меня не будет денег», они не подозревают, что тем самым убивают собственную финансовую удачу. И до тех пор, пока не снимут с себя эту клятву, данную, скорее всего, по глупости, у них в жизни ничего не изменится к лучшему.
Фраза типа: «больше никогда не выйду замуж», которую может сказать в сердцах измученная в несчастливом браке женщина, сразу же накладывает на эту женщину венец безбрачия.
Страшнее всего, как говорят исследователи, на жизнь человека влияет клятва, в которой он отдает часть своей судьбы какому-нибудь человеку. Так, экстрасенсам известно немало примеров того, когда родители, у которых болеют дети, в сердцах просят забрать у них здоровье и отдать его ребенку. Детям от этого, как правило, легче не становится, тогда как сами родители начинают болеть, порой очень сильно. Как ни хочется помочь близкому человеку, нужно помнить: у каждого своя судьба, и, жертвуя своей судьбой, никому не удавалось приносить благо ни близкому, ни тем более себе.
Когда люди говорят, что отдадут жизнь или душу за кого-то, то они, как правило, долго не живут. А если кто-то клянется здоровьем собственных детей, то за нарушение клятвы расплачиваются дети, причем самым дорогим – здоровьем. Если человек клянется своими родителями и нарушает данный обет, то несчастья наваливаются на самых старших в семье, а значит, через них наказывается и сам дающий клятву.
Слово «клятва», согласно В. Далю, происходит от «клясть», означающего «проклинать» или «бранить». В других словарях клятвой определено обещание или долг, взятый на себя. Но одно очевидно: клятва, будучи нравственной категорией, накладывает на людей конкретно определенные ограничения.
В давние времена, когда человек давал клятву Богу и нарушал ее, то на воротах его дома свечой выжигали огромное распятие. Клятвопреступник целовал крест и произносил специальную молитву. После чего он съедал землю, столько горстей, сколько концов у распятья. Считалось, что если клятвопреступник оставался жив, то это означало, что Бог его простил, а если нет – значит не было ему прощения.
Пословица гласит: «Где клятва, там преступление!». На Руси клятвопреступление или клятвонарушение издавна считалось тяжким преступлением и большим грехом.
В Священном писании говорится о том, что, давая обет Богу своему, нужно немедленно исполнить его, поскольку Бог обязательно взыщет с человека и на нем будет грех. Пророк Экклезиаст же говорил, что лучше не клясться, нежели клясться и нарушать.
Христианина-клятвопреступника, даже покаявшегося, подвергали десятилетнему отлучению от церкви. Кстати, клятвопреступление Православным христианством относится к смертным грехам, за которые несут ответственность даже потомки грешников.
Недавно в одной из московских газет была напечатана история М., которая вызвала у читателей самые разные мнения. М., которому сегодня тридцать, пять лет назад потерял свою любимую девушку, с которой был вместе еще со школы. Девушка страдала эпилепсией. Она скончалась после очередного приступа. Стоя у гроба, М., будучи в состоянии прострации, поклялся умершей девушке, что никого не полюбит так, как её, и что всю жизнь будет один. Однако после двух лет одиночества он понял, что это состояние начинает его тяготить, уходит молодость, а он не женат. Но странным образом он не мог связать свою жизнь ни с одной из понравившихся ему девушек, у него ничего не получалось. Но и это было не все: М., к которому каждую ночь во сне приходила его первая любовь, стал чахнуть, потерял блеск в глазах, стал слаб и потерян. Однажды, когда он дома был один, ему послышался стук в дверь. Открыв ее, М. увидел свою девушку – бледную, с локонами ниже пояса, она уверенным голосом попросила оставлять на ночь открытой дверь на балкон, чтобы ей легче было к нему приходить. М. отчетливо помнил, как держал ее за руку, а утром, проснувшись, увидел, что дверь на балкон открыта, а на столе стоят две чашки с чаем и фантики от любимых конфет его девушки. Постепенно состояние молодого человека настолько усугубилось, что родители его насильно отвели к психологу. Специалист провел с ним несколько сеансов и посоветовал мысленно отпустить свою любимую. Однако ничего не помогало. Сколько бы М. не старался, у него ничего не получалось. А однажды девушка во сне пригрозила ему отомстить, если он нарушит свою клятву. Видя гаснущее состояние сына, мама М. отвела его к экстрасенсу. Та провела какой-то обряд и наказала каждый день в течение определенного времени молиться и произносить определенные слова. Постепенно М. стало намного легче. У него все начало налаживаться. А однажды девушка во сне попросила принести ей на кладбище кольцо и несколько ее вещей, которые остались у возлюбленного. Через год М. женился. Перед свадьбой он в последний раз видел во сне свою бывшую девушку, которая пожелала ему счастья. Через газету, в которой был напечатан его рассказ, М. настоятельно советовал и просил всех читателей не давать клятвы, не клясться ничем дорогим, особенно у гроба, поскольку выполнить ее удается не всегда, и тогда жизнь превращается в мучение.
Клятву многие дают и сегодня. Правда, клятвопреступникам на дверях крест не выжигают, зато сами клятвопреступники, осознавая, что нарушили клятву, обращаются за помощью к знахаркам, ведуньям и гадалкам, чтобы те помогли бы им и освободили от клятвы.
«Клянусь своими детьми», «клянусь Господом», «клянусь здоровьем»…
Подобные обеты часто играют роль своего рода ударного козыря при выяснении отношений с супругом, возлюбленным и т.д. С их помощью некоторые пытаются произвести желаемое впечатление на человека и выиграть спор. Спор, может, и выигрывают, но войну с судьбой проиграют однозначно. Ведь такие клятвы всегда оборачиваются против того, кто их произносит, а также против его близких.
Почему нельзя клясться: одна фраза Христа, отменившая традицию
«Да клянусь тебе, так и было», — говорит один собеседник другому. Неужто он сейчас совершает страшный грех? Конечно, нет.
Есть фигуры речи, а есть настоящие клятвы, в которых вложен особый смысл. В древности правоверные иудеи соблюдали традицию клятв, но Иисус Христос отверг её. Почему это так важно для нас? И что грозит тому, кто всё-таки поклянётся чем-либо? И грозит ли вообще? Давайте узнаем.
Ветхозаветный обычай позволял иудеям клясться, так делал Иосиф
Клятва — это торжественное обещание сделать или не делать чего-либо в зависимости от ситуации. Также клятва — это заверение в подлинности того или иного факта.
Клятва подразумевает, что если слова человека разойдутся с делом, его постигнет некая кара. Обычно — это лишение того, чем клялись, поэтому клянутся чем-то дорогим, чтобы, опираясь на взятый на себя риск, подтвердить серьёзность своего высказывания.
В Ветхом Завете есть масса примеров того, когда люди клялись:
«И пришло время Израилю умереть, и призвал он сына своего Иосифа и сказал ему: если я нашел благоволение в очах твоих, положи руку твою под стегно мое и клянись, что ты окажешь мне милость и правду, не похоронишь меня в Египте».
Клятва имела больший вес, чем обещание. Фактически, взятие клятвы с Иосифа было самым надёжным вариантом, доступным умирающему Израилю. А его желание быть похороненным на родной земле — это старая традиция, известная с доисторических времён.
Случалось, путешественники даже перевозили с собой родную землю, либо кости предков. Захоронение рядом с родителями и дедами было для древних народов важнейшей кульминацией жизни.
Престарелый Иаков взял со своего сына Иосифа клятву похоронить его на родной земле. На картине Рембрандта Иаков благословляет сыновей Иосифа Манассию и Ефрема незадолго до смерти
Поэтому Израиль и походит столь жёстко, требуя от Иосифа клятвы, чтобы умереть спокойным за свою посмертную участь.
Но в то же время симптоматично, что Израиль не удовлетворился простым обещанием, а посчитал нужным поставить сына в жёсткие условия клятвы. Впрочем, он сам, как мы помним, был не сильно искренним с отцом, когда обманом получил его благословение, и с таким же отношением столкнулся от детей.
Иудеи клялись перед Богом
Как ясно из Нового Завета, клятву давали перед Богом:
«Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои».
Однако очевидно, что опирается Иисус не на тот ветхозаветный текст, которым обладаем мы. Таких выражений дословно в нём нет. Есть похожие:
«Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь».
Иудеям можно было клясться именем Бога, но только если они говорили правду:
«Если кто даст обет Господу, или поклянется клятвою, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать слова своего, но должен исполнить все, что вышло из уст его».
«Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех; если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха. Что вышло из уст твоих, соблюдай и исполняй так, как обещал ты Господу Богу твоему добровольное приношение, о котором сказал ты устами своими».
Иисус Навин выполнил клятву, которую давал Моисей
В двенадцатой главе книги Иисуса Навина к нему приходит потомок Иуды, Халев. Он сообщает, что Моисей некогда дал клятву:
«Земля, по которой ходила нога твоя, будет уделом тебе и детям твоим навек, ибо ты в точности последовал Господу, Богу моему».
Но Моисей мёртв, так что можно понять опасения Халева. Пророк скончался, так и не сдержав клятвы. Вся надежда Халева — на порядочность Иисуса Навина.
При этом мы можем увидеть, что слова Моисея приравнены к словам Бога. Иисус Навин выполняет обещание, которое дал Моисей и выделяет Халеву требуемую землю.
В Ветхом Завете клятву даёт Сам Бог
Но не только человек клянётся, когда требуется. В книге Иисуса Навина Бог сообщает пророку:
«Будь тверд и мужествен; ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им».
Мы знаем, что клятву эту Бог сдержит. Примечательно, что клятва Бога не содержит ничего, чем бы конкретно клялся Всевышний. Очевидно, что в Его положении в этом нет нужды. Бог ничего не ставит на кон, ибо никогда не нарушит свою клятву.
Уже само по себе слово Бога должно выступать в качестве не просто данной, но и уже сбывшейся клятвы, потому что Всевышний всесведущ, и если Он сегодня обещает что-то завтра, то потому что точно знает, что так всё и произошло.
Бог никогда не нарушает клятвы. На иллюстрации он показывает Аврааму звёзды и обещает произвести от него столь же бесчисленное потомство
Это же подтверждает и автор послания к евреям:
«Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою, говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя. И так Авраам, долготерпев, получил обещанное. Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их».
Иудеям положено было клясться именем Божьим, но это не разрешается христианам
Интересный стих на тему клятвы можно обнаружить в Библии:
«Царь же возвеселится о Боге, восхвален будет всякий, клянущийся Им, ибо заградятся уста, говорящие неправду».
Отсюда мы понимаем, что на вопрос, можно ли клясться Богом, некогда человечеству был дан ответ: «Да». Впрочем, этот момент не освящён большинством комментаторов. А те толкования, что есть, противоречат друг другу.
Учитель богословия Уильям МакДональд исходит из того, что речь в этом стихе о том, чтобы поклясться Богу в верности:
«Я же буду жить дальше, получая радость от общения с Богом. На самом деле, всякий, кто поклянется Ему в верности, будет ликовать, тогда как те, кто любит неправду, умолкнут».
А вот Новая Женевская Библия, напротив, уверена, что речь о клятве Богом. И даже даёт более точный перевод — «клятва Божьим именем»:
«Царь же возвеселится о Боге, восхвалит Его всякий, клянущийся именем Его. Справедливость Божия восторжествует. Любящие Бога вознесут свои хвалы Ему, тогда как нечестивые умолкнут».
А вот блаженный Феодорит Кирский понимает стих так, что клясться надо не Богом, а царём Давидом:
Евфимий Зигабен согласен с Феодоритом Кирским и даже ссылается на древний обычай:
«У подвластных народов было обыкновение клясться царем своим и говорить: здоровье царя! что я этого не делал, с произношением и других подобных слов. Но доколе Саул был в живых, кто дерзнул клясться жизнью и здоровьем Давида, тот делался виновным и подвергал жизнь свою опасности; а по смерти Саула, кто клялся жизнью и здоровьем царя Давида, тот весьма похвалялся, как обнаруживавши содружество с ним».
Возможно, в этом случае он прав. Но традиция клясться именем Божьим иудеев действительно существовала:
«Господа, Бога твоего, бойся, и Ему [одному] служи, [и к Нему прилепись,] и Его именем клянись».
В любом случае давать клятвы — это обычай ветхозаветных иудеев. Для христиан многое изменилось. Так что опираться на эти традиции нет смысла.
Иисус учил не клясться
Корни христианского отношения к клятве нужно искать в свидетельствах о ессеях. Что значит это утверждение? Просто дело в том, что из учения ессеев, по всей видимости, происходили убеждения Иоанн Предтечи. Очень многое указывает на это. А известные сегодня идеи ессеев действительно нашли своё отражение в христианстве.
Иудейский историк Иосиф Флавий сообщает:
«Они известные своей верностью и точностью, и они проповедуют мир. Все, что они говорят, вернее всякой клятвы. Они избегают клятв и считают их хуже лжесвидетельства. Они говорят, что человек, которому нельзя верить на слово (без клятвы), уже осужден».
Идеи ессеев повлияли на христианское неприятие клятв
И это действительно христианский взгляд на клятвы. Достаточно посмотреть на слова Иисуса Христа по поводу клятв:
« Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или чёрным. Но да будет слово ваше: «да, да»; «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого ».
Клясться не запрещено, просто эта традиция устарела, она бессмысленна
На вопрос, почему клясться нельзя, ответить невозможно. Нет такого представления, что клятва — это грех. Это обряд, причём не языческий, а входящий в библейскую традицию. Но ему на смену пришёл новый подход — призвание Бога в свидетели.
Рассказывает священник Афанасий Гумеров:
Призыв Бога в качестве беспристрастного свидетеля во многом параллелен иудейскому обычаю клясться лишь Его именем во имя правды. Но смысловая нагрузка здесь похожая. То есть мы имеем перед собой трансформацию обычая в новую форму.
Главное отличие здесь — подчёркивание того, что Бог присутствует здесь и сейчас, в каждом из нас. Продолжая клясться просто именем Бога, мы как бы пренебрегаем богословским наследием христианства и снова дистанцируемся от Бога.
Да, это не грех. Но и практической пользы в этом нет. Как верно замечают даже самые поверхностные комментарии на эту тему: или клянись тем, что имеешь, или не клянись вовсе.
Клятва Богом, матерью, жизнью и т.д. — это дело пустое, потому что ни что из этого в реальности не принадлежит человеку.
Грех ли клясться согласно Библии — в ЗАГСе и суде, например?
Грех ли клясться согласно Библии? Можно ли христианам давать клятвы и обещания при заключении брака в ЗАГСе или клясться говорить правду в суде с рукой на Библии? В Нагорной проповеди Иисус повелевает христианам не клясться ничем:
Слышали вы также, что предкам нашим сказано было: «Не нарушай клятвы своей, соблюдай клятву, данную Господу». Я же скажу вам: не клянитесь вовсе. Не клянитесь небом, ибо оно-престол Божий. И не клянитесь землёй, потому что она принадлежит Богу. И Иерусалимом не клянитесь, ибо он-город великого Царя. И головой своей не клянитесь, ибо ни один волос не можете вы сделать ни чёрным, ни белым. Если хотите сказать «да», то и скажите просто «да», а если хотите сказать «нет», то и скажите просто «нет». Всё остальное-от дьявола. (От Матфея 5:33-37)
Грех ли клясться согласно Библии в этих ситуациях?
Это спорный момент. Я считаю, что мы должны сделать, так это понять контекст иудаизма в первом веке, чтобы действительно узнать, кому адресованы слова Иисуса Христа о клятве. Это называется «герменевтика отрывка из Библии». Для того, чтобы понять его контекст, мы должны признать, что евреи имели привычку клясться Храмом или предметами в Храме, а также присутствием Бога в Храме и многими другими вещами. Это был взрослый вариант того, что делают дети, когда говорят: «Пусть мое сердце разорвется, пусть я умру, пусть мне попадет игла в глаз».
Я считаю, что Иисус говорит здесь о том, что мы должны избегать любых видов суеверия, включая клятвы конкретной вещью в Храме, ошибочно полагая, что это каким-то образом усиливает клятву. Такие вещи представляют христианство глупым. Мы должны делать то, что здесь сказал Иисус, и пусть наши «да» будут просто «да». Например, на свадьбе достаточно сказать «да». Для христианина не является необходимым говорить на свадьбе: «Я буду, да поможет мне Бог» или «Клянусь Богом, я буду». Что касается принятия присяги в соответствии с требованиями государственного органа — это серая область.
Лично я легко могу сказать «клянусь», говоря правду в суде, потому что в глубине души я знаю, что просто объявляю всем, что я буду говорить только правду, но я делаю это в форме, требуемой правительством. Возможно, поднятие правой руки или размещение нашей руки на Библии является еще одним примером того, что можно назвать суеверием и, следовательно, находящимся вне установленного Иисусом. Прекрасно. В этом случае люди могут отказаться принять эту клятву, полагаясь на голос своей совести. Однако, на мой взгляд, выполнение этого необходимо не для того, чтобы действительно доказать, что вы действительно, действительно, действительно, честно имеете это в виду (вы поняли о чем я?), но просто потому, что правительство просит нас использовать эту форму. Я не рассматриваю это как нарушение наставления Иисуса Христа.
Я не вижу ни одной библейской причины, согласно которой христианин не может клясться на Библии, если об этом попросят в суде. Да, вы правы насчет отрывка из Матфея 5 главы, где Иисус говорит не клясться вовсе. Но нам всегда важно рассматривать подобные места в Библии в их контексте. В контексте 5 главы Евангелия от Матфея Иисус говорит о человеке, который говоря что-то, пытается убедить другого в том, что это правда. При этом человек клянется храмом (Библией и т. д.). Другими словами, Иисус говорит своим последователям, чтобы те просто сказали правду, не прибегая к клятвам.
Что касается ситуации в суде, мы подразумеваем, что христиане говорят правду, но в суде могут попросить поклясться на Библии. Это сильно отличается от ситуации, когда мы сами прибегаем к клятвам, чтобы убедить кого-то, что мы говорим правду.
Давайте рассмотрим такую альтернативу. Мы находимся в суде, а судья просит нас поклясться на Библии в знак доказательства того, что мы говорим правду. И вот в этой ситуации мы говорим «нет, я не буду клясться на Библии». Если бы речь шла о разговоре между двумя христианами, то клятва была бы не нужна. Но суд имеет дело с другим типом людей, и ему приходится прибегать к такому методу, прося людей давать клятвы. Это отличается от ситуации, когда нечестный человек пытается убедить другого, давая клятвы на храме или Библии.
Некоторые люди воспринимают этот отрывок из Библии (Матфея 5 глава), как доказательство того, что для христиан клясться — это грех в любых ситуациях, и что христиане вовсе не могут давать клятвы. Если совесть какого-то человека не позволяет давать клятвы в суде, то ему не стоит их давать (Римлянам 14:23). Но не стоит на основе этого отрывка стоить доктрину, согласно которой христиане не могут давать клятвы вовсе. Это моя точка зрения.
Подводя итог, в общественной или частной христианской обстановке мы должны просто сказать что-то вроде «Я буду» или «Да». Но в культурной среде, в пределах разумного, мы можем принимать «присягу» до тех пор, пока в наших сердцах и умах мы знаем, что просто говорим: «Да, я буду», но делаем это обычным для нашей культуры способом. Тем не менее я, безусловно, не буду клясться именем Будды или Небесного Отца, или Кришны.
Надеюсь, это поможет.
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».