можно ли кандидату в депутаты размещать агитацию в соцсетях
Закон об агитации в соцсетях оказался драконовским: наказания несоразмерные
Про кандидатов в депутаты в интернете лучше молчать
В преддверии выборов в Госдуму власти продолжают ужесточать избирательное законодательство. Незаконной агитацией может быть признано множество высказываний в Интернете. Сайты, блоги и страницы в соцсетях за это будут блокировать во внесудебном порядке, а их хозяев сурово штрафовать. Такой законопроект готов ко второму чтению и скоро станет законом.
Фото: Алексей Меринов
«Единый подход» будет выглядеть так. Центризбирком, получив жалобу от участников федеральных кампаний (выборы в Госдуму или президента) или от озабоченных граждан о том, что некто в Интернете позволяет себе незаконно агитировать, обратится в Роскомнадзор с представлением «об ограничении доступа» к проштрафившимся информационным ресурсам. Аналогичным правом в отношении региональных и муниципальных выборов наделяются избирательные комиссии субъектов РФ. Роскомнадзор «незамедлительно» предпишет оператору связи заблокировать ресурс, определит, кто разместил незаконную агитацию и потребует её удалить. Если в течение суток владелец ресурса требование выполнил, он должен уведомить об этом Роскомнадзор, и тот, проверив, так ли это, даст команду нарушителя разблокировать.
За какие именно слова, картинки или ролики можно будет попасть под раздачу?
Традиционные и сетевые СМИ должны заявлять избиркому о намерении размещать агитационные материалы кандидатов и публиковать расценки на этот вид услуги. А агитировать, по большому счету, имеют право сами кандидаты, партии, их выдвинувшие и доверенные лица кандидатов. Если речь и правда идет об одинаковом подходе, должен ли, как и СМИ, регистрироваться в избиркоме владелец любого сайта, блогер или любой пользователь соцсетей, если он, сам в выборах не участвуя, решит высказаться по поводу тех или иных кандидатов или разместить какой-то связанный с выборами ролик? Непонятно. В худших традициях последних лет многие важные детали нам обещают прояснить потом: «особенности» подготовки и распространения информационных материалов в Интернете должен будет определить Центризбирком…
Специалист по избирательному праву Андрей Бузин (Движение «Голос») тоже считает, что «поскольку применять этот закон ко всем будет очень трудно, он будет применяться избирательно: власти озаботились агитацией в Интернете как раз потому, что «очень активно и изобретательно несистемная оппозиция научилась этим ресурсом пользоваться, ведь к СМИ, которые в основном государственные или провластные, доступ для нее затруднен». А протестные настроения в обществе растут…
В ЦИК разъяснили, какая агитация в Сети будет считаться незаконной
Добавим, что под запрет попадут также материалы, изготовленные с нарушением законодательства. Например, если к агитации привлекут несовершеннолетних или иностранцев.
Новый механизм будет выглядеть следующим образом: в случае обнаружения незаконной агитации соответствующий избирком обращается в Роскомнадзор, где принимается решение о незамедлительной блокировке через оператора связи, провайдера или владельца сайта. Ограничения будут действовать в течение всего периода агитации, во время голосования и еще пять дней с момента определения результата выборов. При этом ресурс может быть разблокирован сразу после удаления незаконного контента.
Штрафы за нарушение правил агитации поднимут до полумиллиона
Инициативы были внесены группой депутатов, среди которых глава комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн, председатель комитета по контролю и регламенту Ольга Савастьянова.
В настоящее время штрафы за аналогичные нарушения варьируются от одной тысячи до ста тысяч рублей.
Таким же образом предлагается увеличить штраф за размещение печатной агитации в местах, где это запрещено федеральным законом, или без разрешения собственников зданий. В настоящее время штрафы существенно ниже и составляют от пятисот до 30 тысяч рублей.
Социальные сети, в том числе Twitter и Facebook, ждут от Госдумы «правил игры» по выборам, поэтому поправки своевременны, заявил первый зампред комитета ГД по информационной политике Сергей Боярский.
Статья 56. Ограничения при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ в статью 56 настоящего Федерального закона внесены изменения
Статья 56. Ограничения при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 56 настоящего Федерального закона
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ в пункт 1 статьи 56 настоящего Федерального закона внесены изменения
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 5 декабря 2006 г. N 225-ФЗ статья 56 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 1.1
Изменения не распространяются на правоотношения, возникшие в связи с проведением выборов, назначенных до дня вступления в силу названного Федерального закона
1.1. При проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума также не допускается злоупотребление свободой массовой информации в иных, чем указанные в пункте 1 настоящей статьи, формах. Запрещается агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.
2. Кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума и их уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, участников референдума, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, участников референдума, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, кампании референдума; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей, участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.
3. В период избирательной кампании, кампании референдума не допускается проведение лотерей и других основанных на риске игр, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависит от итогов голосования, результатов выборов, референдума либо которые иным образом связаны с выборами, референдумом.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 9 марта 2016 г. N 66-ФЗ в пункт 4 статьи 56 настоящего Федерального закона внесены изменения, применяющиеся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона
4. Оплата рекламы коммерческой и иной не связанной с выборами, референдумом деятельности с использованием фамилии или изображения кандидата, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, а также рекламы с использованием наименования, эмблемы, иной символики избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов, в период избирательной кампании, кампании референдума осуществляется только за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. В день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама, в том числе оплаченная за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума, не допускается. На этих же условиях могут размещаться объявления (иная информация) о связанной с выборами деятельности избирательного объединения, кандидата при условии указания в объявлении (иной информации) сведений, из средств избирательного фонда какого избирательного объединения, какого кандидата оплачено их размещение.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 5 декабря 2006 г. N 225-ФЗ статья 56 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 5.1
Изменения не распространяются на правоотношения, возникшие в связи с проведением выборов, назначенных до дня вступления в силу названного Федерального закона
5.1. Агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 5 декабря 2006 г. N 225-ФЗ статья 56 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 5.2
Изменения не распространяются на правоотношения, возникшие в связи с проведением выборов, назначенных до дня вступления в силу названного Федерального закона
5.2. Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение не вправе использовать эфирное время на каналах организаций, осуществляющих телевещание, предоставленное им для размещения агитационных материалов, в целях:
а) распространения призывов голосовать против кандидата, кандидатов, списка кандидатов, списков кандидатов;
б) описания возможных негативных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен к распределению депутатских мандатов;
в) распространения информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с негативными комментариями;
г) распространения информации, способствующей созданию отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
6. Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, в случае обнародования (опубликования) ими агитационных и информационных материалов (в том числе содержащих достоверную информацию), способных нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидата, деловой репутации избирательного объединения, обязаны предоставить соответствующему кандидату, избирательному объединению возможность до окончания агитационного периода бесплатно обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту своих чести, достоинства или деловой репутации. Для обнародования указанного опровержения или иного разъяснения эфирное время должно быть предоставлено кандидату, избирательному объединению в то же время суток, в которое была обнародована первоначальная информация, и его объем не должен быть меньше, чем объем эфирного времени, предоставленного для изложения первоначальной информации, но не менее двух минут. При опубликовании указанного опровержения или иного разъяснения его текст должен быть набран тем же шрифтом, помещен на том же месте полосы и по объему должен быть не меньше, чем опровергаемый текст. Непредоставление кандидату, избирательному объединению возможности обнародовать (опубликовать) указанное опровержение или иное разъяснение до окончания агитационного периода является основанием для привлечения таких организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, и их должностных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установленные настоящим пунктом требования не распространяются на случаи размещения агитационных материалов, представленных зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, в рамках использования ими в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом бесплатного и платного эфирного времени, бесплатной и платной печатной площади.
7. Комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации, агитации при проведении референдума и принимают меры по устранению допущенных нарушений.
Информация об изменениях:
Изменения применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 9 марта 2021 г.
8. В случае распространения подложных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований настоящего Федерального закона, а также в случае нарушения организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания, редакцией сетевого издания установленного настоящим Федеральным законом порядка проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума соответствующая комиссия обязана обратиться в правоохранительные органы, суд, федеральный орган по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, об изъятии незаконных агитационных материалов и о привлечении организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания, редакции сетевого издания, их должностных лиц, а также иных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. Правоохранительные и иные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления подложных и незаконных предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источник их оплаты, а также незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума о выявленных фактах и принятых мерах.
Разъяснение по вопросу административной ответственности за изготовление, распространение, размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах
Вопрос административной ответственности за изготовление, распространение, размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах регулируется статьей 5.12 КоАП РФ «Изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах».
Часть 1 статьи 5.12 предусматривает административную ответственность за изготовление или распространение в период подготовки и выборов, референдума печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований, установленных законодательством о выборах и референдумах, и влечет наказание в виде штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц – от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Агитационные материалы — это печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума) и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании (кампании референдума).
Печатные материалы — это листовки, плакаты, газеты, брошюры, календари и т.п. материалы, выполненные, как правило, на бумажном носителе. Аудиовизуальные материалы — изготовленные с помощью технических средств и сохраненные на кассетах, дисках и т.п. носителях произведения либо материалы, состоящие из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенные для зрительного и слухового восприятия (кинематографические произведения, теле- и видеофильмы, диафильмы, слайды и т.п.).
Изготовление агитационных материалов можно рассматривать как завершенный технологический процесс, результатом которого является конечная продукция — партия агитационных материалов. Под распространением понимается доведение агитационных материалов до широкого круга избирателей (участников референдума) с использованием разнообразных способов (раздача в руки, расклеивание, вывешивание на вертикальной поверхности, раскладывание по почтовым ящикам, на горизонтальной поверхности и т.п.).
В соответствии со статьей 54 Федерального закона РФ от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» все агитационные материалы должны изготавливаться на территории Российской Федерации. Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума.
Агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу. Использование изображения физического лица, высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении в агитационных материалах возможно только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий такое согласие, представляется в комиссию вместе с экземплярами агитационных материалов. В случае нарушения данного требования относительно агитационных материалов, размещаемых на каналах организаций телерадиовещания или в периодических печатных изданиях, ответственность наступает по ст. 5.8 КоАП РФ «Нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах порядка и условий проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях».
Часть 2 статьи 5.12. КоАП РФ предусматривает ответственность за размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено федеральным законом, либо размещение этих материалов в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственников или владельцев указанных объектов и влечет наказание в виде штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати до тридцати тысяч рублей.
Органы местного самоуправления по предложению соответствующей комиссии не позднее чем за 30 дней до дня голосования обязаны выделить специальные места для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого избирательного участка, участка референдума. Такие места должны быть удобны для посещения избирателями, участниками референдума и располагаться таким образом, чтобы избиратели, участники референдума могли ознакомиться с размещенной там информацией. Площадь выделенных мест должна быть достаточной для размещения на них информационных материалов комиссий и агитационных материалов зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума должна быть выделена равная площадь для размещения печатных агитационных материалов. Перечень указанных мест доводится комиссиями, по предложениям которых выделены эти места, до сведения кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума.
Печатные агитационные материалы могут размещаться в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах (за исключением мест, выделенных органами местного самоуправления по предложению соответствующей комиссии) только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов. Размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, имеющей на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, регистрации инициативной группы по проведению референдума в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, превышающую (превышающий) 30 процентов, осуществляется на равных условиях для всех кандидатов, избирательных объединений, для инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума. При этом за размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, плата не взимается.
Запрещается размещать агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность. Запрещается размещать агитационные материалы в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.
Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи (ст. 23.1 КоАП РФ) в пятидневный срок (ч. 3 ст. 29.6 КоАП РФ). Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, комиссиями референдума (ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ), а также должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
Материал подготовлен старшим юрисконсультом правового направления ЛО МВД России на станции Мичуринск
Можно ли кандидату в депутаты размещать агитацию в соцсетях
Статья 48. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума
1. Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума.
2. Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:
а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);
б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона);
в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;
г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ; в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума может проводиться:
а) на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях;
(в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) посредством проведения агитационных публичных мероприятий;
(пп. «б» в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Ст. 48 (в ред. ФЗ от 09.03.2021 N 43-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 09.03.2021.
в) посредством изготовления и распространения, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть «Интернет», печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;
(в ред. Федерального закона от 09.03.2021 N 43-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
г) иными не запрещенными законом методами.
3.1. Особенности изготовления и (или) распространения агитационных материалов могут быть установлены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации с учетом требований законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах.
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 09.03.2021 N 43-ФЗ)
4. Кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
П. 5 ст. 48 признан частично не соответствующим Конституции РФ Постановлением КС РФ от 14.11.2005 N 10-П.
5. Расходы на проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов, фондов референдума в установленном законом порядке. Агитация за кандидата, избирательное объединение, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов, избирательных объединений, запрещается.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Запрещается привлекать к предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет, в том числе использовать изображения и высказывания таких лиц в агитационных материалах.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 05.04.2016 N 92-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Запрещается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы:
а) федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления;
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 05.04.2016 N 92-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) воинским частям, военным учреждениям и организациям;
г) благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациям, а также членам и участникам религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;
(пп. «г» в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
д) комиссиям, членам комиссий с правом решающего голоса;
е) иностранным гражданам, за исключением случая, предусмотренного пунктом 10 статьи 4 настоящего Федерального закона, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам;
е.1) международным организациям и международным общественным движениям;
(пп. «е.1» введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
ж) представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, и представителям редакций сетевых изданий при осуществлении ими профессиональной деятельности;
(в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
з) лицам, в отношении которых решением суда в период проводимой избирательной кампании, кампании референдума установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона.
(пп. «з» введен Федеральным законом от 05.12.2006 N 225-ФЗ)
8. Лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, запрещается проводить предвыборную агитацию на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, за исключением случаев, если указанные лица зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты или на выборные должности.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8.1. Лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, вправе проводить агитацию по вопросам референдума, в том числе на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, выпускать и распространять агитационные материалы, но не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
(п. 8.1 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
8.2. Использование в агитационных материалах высказываний физического лица, не имеющего в соответствии с настоящим Федеральным законом права проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, об избирательном объединении, выдвинувшем список кандидатов, кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, о кандидате (кандидатах), по вопросу референдума не допускается.
(п. 8.2 введен Федеральным законом от 05.04.2016 N 92-ФЗ)
9. Использование в агитационных материалах высказываний физического лица, не указанного в пункте 8.2 настоящей статьи, о кандидате, об избирательном объединении, по вопросу референдума допускается только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий такое согласие, представляется в избирательную комиссию, комиссию референдума вместе с экземплярами агитационных материалов, представляемых в соответствии с пунктом 3 статьи 54 настоящего Федерального закона. В случае размещения агитационного материала на канале организации телерадиовещания либо в периодическом печатном издании указанный документ представляется в избирательную комиссию, комиссию референдума по ее требованию. Представление указанного документа не требуется в случаях:
а) использования избирательным объединением на соответствующих выборах высказываний выдвинутых им кандидатов;
б) использования обнародованных высказываний о кандидатах, об избирательных объединениях с указанием даты (периода времени) обнародования таких высказываний и наименования средства массовой информации, в котором они были обнародованы;
в) цитирования высказываний об избирательном объединении, о кандидате, обнародованных на соответствующих выборах иными избирательными объединениями, кандидатами в своих агитационных материалах, изготовленных и распространенных в соответствии с законом.
(п. 9 в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 92-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9.1. При проведении выборов использование в агитационных материалах изображений физического лица допускается только в следующих случаях:
а) использование избирательным объединением изображений выдвинутых им на соответствующих выборах кандидатов (в том числе в составе списка кандидатов), включая кандидатов среди неопределенного круга лиц;
б) использование кандидатом своих изображений, в том числе среди неопределенного круга лиц.
(п. 9.1 введен Федеральным законом от 05.04.2016 N 92-ФЗ)
9.2. В случаях, указанных в пункте 9.1 настоящей статьи, получение согласия на использование соответствующих изображений не требуется.
(п. 9.2 введен Федеральным законом от 05.04.2016 N 92-ФЗ)
9.3. При проведении референдума использование в агитационных материалах изображений физического лица допускается только с письменного согласия этого физического лица. Документ, подтверждающий такое согласие, представляется в комиссию референдума вместе с экземплярами агитационных материалов, представляемых в соответствии с пунктом 3 статьи 54 настоящего Федерального закона. В случае размещения агитационного материала на канале организации телерадиовещания либо в периодическом печатном издании указанный документ представляется в комиссию референдума по ее требованию.
(п. 9.3 введен Федеральным законом от 05.04.2016 N 92-ФЗ)
Ст. 48 (в ред. ФЗ от 20.04.2021 N 91-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 20.04.2021.
9.4. Агитационный материал кандидата, являющего физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, кандидата, аффилированного с выполняющим функции иностранного агента лицом, должен содержать информацию о том, что данный кандидат является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, либо кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом. Агитационный материал избирательного объединения, выдвинувшего на соответствующих выборах кандидата (в том числе в составе списка кандидатов), который является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, либо кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом, должен содержать информацию о том, что избирательным объединением выдвинут (в том числе в составе списка кандидатов) такой кандидат. Данная информация должна быть ясно видимой (ясно различаемой на слух) и занимать не менее 15 процентов от площади (объема) агитационного материала.
(п. 9.4 введен Федеральным законом от 20.04.2021 N 91-ФЗ)
10. Политическая партия, выдвинувшая кандидатов, список кандидатов, которые зарегистрированы избирательной комиссией, не позднее чем за 10 дней до дня голосования публикует свою предвыборную программу не менее чем в одном государственном или муниципальном (соответственно уровню выборов) периодическом печатном издании, а также размещает ее в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Для такой публикации используется бесплатная печатная площадь, предоставляемая избирательным объединениям, кандидатам в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом, либо такая публикация оплачивается из средств избирательного фонда политической партии, избирательного фонда кандидата, выдвинутого этой политической партией.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 05.12.2006 N 225-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ)