можно ли использовать новые технологии во внеурочной деятельности да или нет

«Современные педагогические технологии во внеурочной работе как средство оптимизации образовательной деятельности»

В настоящее время в школьном образовании отмечается снижение заинтересованности учащихся в обучении. Вызвано это высокой информативностью предметов и дефицитом времени, отведенного на их изучение. Возникает необходимость в оптимизации учебного процесса с применением эффективных технологий, которые обеспечивали бы понимание и усвоение этого большого объема информации без потери интереса к предмету.

Просмотр содержимого документа
««Современные педагогические технологии во внеурочной работе как средство оптимизации образовательной деятельности»»

«Современные педагогические технологии во внеурочной

работе как средство оптимизации образовательной деятельности»

В настоящее время в школьном образовании отмечается снижение заинтересованности учащихся в обучении. Вызвано это высокой информативностью предметов и дефицитом времени, отведенного на их изучение. Возникает необходимость в оптимизации учебного процесса с применением эффективных технологий, которые обеспечивали бы понимание и усвоение этого большого объема информации без потери интереса к предмету.

Для того чтобы мотивировать учеников к изучению математики, устранить какие-либо методические недостатки учителю необходимо постоянно стремиться к оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Что же такое оптимизация?

Как мы видим, оптимизация в общем виде означает выбор наилучшего, самого благоприятного варианта из множества возможных условий, средств, действий. Если оптимизацию перенести на процесс обучения, то она будет означать выбор такой его методики, которая обеспечивает достижение наилучших результатов при минимальных расходах времени и сил учителя и учащихся в данных условиях.

В настоящее время у учителя есть возможность выбрать методы и технологии обучения, которые, по его мнению, наиболее оптимальны для построения и конструирования внеурочного процесса. Одним из средств сохранения и получения радости, создания эмоционально–благоприятной ситуации во внеурочное время является использование игровой технологии.

Использование игр помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу во внеурочной деятельности, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.

Игровые технологии актуальны во внеурочной деятельности:

Во-первых, потому, что ученику по своей природе нравится играть. Игра — это мощный стимул обучения, это разнообразная и сильная мотивация учения. Подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои потенциальные возможности и способности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, решить свои коммуникативные проблемы.

Во-вторых, игра позволяет расширить границы собственной жизни ребенка, вообразить то, чего он не видел. В игре активизируются такие психические процессы как внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление.

В-третьих, в игре возможно вовлечение каждого в активную работу. Игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся.

2. Технология проблемного обучения.

Для развития познавательных интересов учащихся и оптимизации учебной деятельности используется технология проблемного обучения.

Проблемное обучение осуществляю посредством четырех факторов:

через содержание образования;

через методы и формы обучения;

через использование случайно возникших и специально созданных воспитывающих ситуаций;

через личность самого учителя (прежде всего и в наибольшей степени).

Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах внеклассного занятия. Учитель создаёт проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует поиск решения.

Таким образом, на занятии создаётся атмосфера сотрудничества, совместного поиска ответа на проблемные вопросы.

Приведу примеры использования “проблемных ситуаций”.

Пример 1. При изучении темы 5 класса «Объёмы и единицы объёмов» предлагаю следующие задачи:

1. Длина аквариума 80 см, ширина 45 см, а высота 55 см. Сколько воды надо влить в этот аквариум, чтобы уровень воды был ниже верхнего края аквариума на 10 см?

Проблема: не знают понятие объема и формулу для нахождения объема параллелепипеда.

Учащиеся выбирают необходимую им информацию, используя текст учебника. Обсуждают решение задачи, делают вывод, записывают формулу в тетради.

2.Длина плавательного бассейна 200 м, а ширина 50 м. В бассейн налили 2 000 000 л воды. Можно ли плыть в этом бассейне?

Проблема: несоответствие единиц измерения.

Учащиеся ищут пути решения задачи, используя повествование учителя о единицах измерения объемов.

Творческое задание по теме «Координатная плоскость», 6 класс.

Задание: На координатной плоскости изобразить Большую и Малую Медведицу и записать координаты точек.

Для выполнения этого задания ребята должны сначала найти картинку Большой и Малой Медведицы, чтобы вспомнить, как они выглядят, а затем выполнить этот рисунок на координатной плоскости.

можно ли использовать новые технологии во внеурочной деятельности да или нет

можно ли использовать новые технологии во внеурочной деятельности да или нет

Сведения из истории развития математики в России. Задача, пришедшей к нам с картины Николая Петровича Богданова-Бельского «Устный счет».

А мне кажется, что на первое место ставилась задача показать тот мыслительный процесс, который происходит при поиске решения задачи. Именно на уроке математики можно проявить в полной мере нестандартность мышления.

Рассказ детям об учителе. На картине изображен Сергей Александрович Рачинский(10 июня 1833 г.–2 мая 1902 г). История его жизни такова: получает великолепное образование, является профессором Московского Университета, возглавляет кафедру ботаники. И … в какой-то момент (в 1868 г.) оставляет должность профессора, открывает школу для крестьянских детей в селе Татево Смоленской области, и становится в ней учителем. Он поднимает школу на необычайный уровень. В школу набираются обычные сельские дети, а выпускники поступают в городские институты и становятся известными людьми. А считать просто:

можно ли использовать новые технологии во внеурочной деятельности да или нет

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которая реализуется в течение определённого отрезка времени. При выполнении проекта учащиеся решают поставленную проблему, учатся применять знания из различных областей науки, техники.

Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода учащиеся не только получают сумму тех или иных знаний, но и учатся приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач.

Проектная деятельность активно используется и во внеклассной работе. Для расширения кругозора по математике, для мотивации углубленного изучения отдельных разделов геометрии. Можно выполнять следующие проекты “Старинные меры” в 5-м классе, “Человек и координаты” в 6-м классе, “Теорема Пифагора” в 8-м классе. Ценным в подобной работе является сам процесс: сбор и систематизация информации, попытка самостоятельно разобраться в незнакомом вопросе, сориентироваться, учащиеся выступают активными участками процесса обучения, а не пассивными статистами.

4. Информацинно – коммуникационные технологии

Информационные технологии активно входят в жизнь современного общества, оказывая все большее влияние на все сферы жизнедеятельности человека, образование не стало исключением. Информационно – коммуникационные технологии применяются не только в современной школе, они заняли достойное место и в начальном профессиональном образовании.

Не секрет, что ИКТ не смогут в полной мере заменить живого учителя, но они помогут облегчить его труд, обеспечив новое восприятие традиционного материала, а так же активизировав познавательную деятельность учащихся.

Применение ИКТ на уроках математики позволяет:

сделать урок разнообразным и наглядным;

вовлекать учащихся в активную познавательную деятельность, за счет динамичной подачи материала;

развивать творчество и самостоятельность учащихся;

экономить время урока за счет использования всевозможных ресурсов.

ИКТ – это отличный помощник в проведении внеклассных мероприятий будь – то викторина, сопровождаемая мультимедийной презентацией, или презентация проекта, над которым учащиеся работали самостоятельно. Применение ИКТ позволяет реализовать весь потенциал личности учащегося – познавательный и творческий, морально – нравственный и эстетический, способствует развитию интеллекта и информационной культуры.

Применение компьютерных технологий в обучении математике объясняется необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.

5. Дистанционные образовательные технологии

В последние года ФГОС акцентирует внимание на использование инновационных методов обучения. Одним из таких направлений является развитие дистанционного обучения.

Дистанционное обучение предполагает взаимодействие педагога и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами.

Использование дистанционных технологий предполагает принцип самостоятельной деятельности. Каждый ребенок получает возможность развиваться и обучаться в удобном для него темпе, в удобное время.

Дистанционные технологии являются особенно эффективными во внеурочной деятельности при проведении как массовых, так и групповых форм работы.

Дистанционные технологии дают возможность получить более глубокое изучение предмета. Школьники могут, не выходя из дома, искать интересующую их информацию и углублять свои знания по интересным для них темам.

Предметные дистанционные конкурсы, игры являются формой внеурочной деятельности для эффективного формирования ИКТ компетентности, они способствуют развитию интереса школьников к предмету. /Учи.ru/

К плюсам дистанционных образовательных технологий можно отнести: доступность, индивидуализация, получение образования независимо от места проживания, состояния здоровья, творческое самовыражение.

6. Здоровьесберегающие технологии

Неоспорим тот факт, что весь процесс образования и воспитания должен строиться на принципах здоровьесбережения. Сохранять и укреплять здоровье учащихся помогают здоровьесберегающие технологии.

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями понимают все те технологии, использование которых идет на сохранение здоровья учащихся.

Математика – это достаточно сложный предмет, на котором учащимся приходится много писать, размышлять, что ведет их к утомляемости и к перегрузкам, поэтому во избежание усталости учащихся надо чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), работа в группах, творческие задания. На уроках и во внеурочной работе надо повышать двигательную активность, проводить динамические паузы, физические минутки, которые проводятся в разнообразных формах, перерыв необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц туловища (особенно спины) и мелких мышц кистей рук. Например:

1) Гимнастика для глаз по методу Г.А. Шичко.

2. Круг. Представьте себе большой круг. Обводите его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

1.Волны. Пальцы сцеплены в замок. Поочередно открывая и закрывая ладони дети имитируют движение волн.

2. Здравствуй. Дети поочередно касаются подушечками пальцев каждой руки большего пальца этой руки.

Для того чтобы научить детей заботиться о своем здоровье. На занятиях можно рассмотреть задачи, которые основаны на фактическом материале. Все это способствует тому, что учащиеся привыкают, ценить, уважать и беречь свое здоровье.

Рассмотрим одну из таких задач:

1. Масса витамина С, ежедневно необходимая человеку, относится к массе витамина Е, как 4:1. Какова суточная норма в витамине Е, если витамина С мы в день должны употреблять 60 мг.? Ответ:15 мг.

Соблюдать гигиенические условия в кабинете: температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски; места и длительность применения ТСО; позы учащихся и чередование их; психологический климат на уроке. Стараться на каждом уроке применять эмоциональные разрядки: шутки, улыбки, поговорки, афоризмы с комментариями, и т.д. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.

Внеурочные занятия по математике призваны решить целый комплекс задач по углубленному математическому образованию, всестороннему развитию индивидуальных способностей школьников и максимальному удовлетворению их интересов и потребностей.

Дети участвуют в различных конкурсах, олимпиадах, выполняют задания по различным темам.

Подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод, что использование вышеперечисленных современных образовательных технологий позволяет повысить эффективность учебного процесса, помогают достигать лучшего результата в обучении математике, повышают познавательный интерес к предмету, но, на мой взгляд выбор той или иной технологии зависит от состава учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д. Самым рациональным является использование на уроке нескольких технологий. Традиционные и инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга, поэтому не стоит отказываться от старого и полностью переходить на новое. Следует вспомнить высказывание – «Все новое – хорошо забытое старое».

Свое выступление хочется закончить словами Конфуция «Учитель и ученики растут вместе». Так пусть современные технологии позволяют расти как ученикам, так и учителю.

Источник

ПРИМЕНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ И ВНЕШКОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ПРИМЕНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ И ВНЕШКОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Время не стоит на месте. Обновление качества образования требует от нас новых подходов в обучении, новых технологий. С введением новых стандартов в российских школах радикально изменилось место внеурочной деятельности, т. к. она получила статус практически равноправного члена образовательного процесса наряду с классической учебной программой. Кроме того, она стала обязательной, что подчёркивало её значимость в новой образовательной концепции.

Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Внеурочная деятельность организуется в следующих формах: кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики, военно- патриотические объединения и т. д.

Школа после уроков — это мир творчества, проявление и раскрытие каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Важно заинтересовать ребёнка занятиями, чтобы школа стала для него вторым домом, что даёт возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Целью программ внеурочных занятий является интеллектуальное развитие учащихся, формирование и развитие логического мышления. Задачи, выдвигаемые для достижения этой цели, формулируются следующим образом:

научить ребенка обобщать искомый материал; логически рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать;

развивать гибкость мышления учащихся;

– на учить овладевать приемами поисковой и исследовательской деятельности;

воспитывать трудолюбие и стремление к достижению своей цели.

Для реализации поставленных задач используются различные педагогические технологии:

Технология проблемного обучения;

Проектная иисследовательская деятельность

Технология сотрудничества (командная, групповая работа)

Рассмотрим данные технологии немного подробнее.

Технология проблемного обучения

Проблемное обучение выявление учащимися проблемы с помощью учителя, совместное нахождение ее и применение этого решения в различных ситуациях.

Игра — незаменимый помощник в нахождении индивидуального подхода к каждому ребенку.В игре дети учатся познавать новое, пополняя накопленный запас понятий и представлений; ориентироваться в необычных ситуациях, находя тем самым нужные решения; развивают свою фантазию.

Проектная иисследовательская деятельность

Данная технологияоснована на личностно-ориентированном обучении, которое позволяет ребенку самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения проблем, что способствует развитию познавательного интереса к предмету, умению систематизировать материал, выдвигать идеи и т. п. Итогом данной деятельности становятся детские проекты, которые ребята обязательно защищают.Разнообразие исследований позволяет учащимся расширить свои знания по ряду вопросов, проникнуть вглубь изучаемых проблем, рассматривая ее с самых разных сторон.

Проектная деятельность основана, прежде всего, на развитии самостоятельности учащихся, гибкой организации процесса обучения.

Работа в направлении исследовательской деятельности принесла ребятам много восхищения, воображения и конечно же положительных эмоций и заслуженных результатов их работы. А это, в свою очередь, важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

Технология сотрудничества (командная, групповая работа)

Технология сотрудничества основана на принципах демократизма, равенства, партнерства. Благодаря этому возникает новый стиль общения ребёнка со взрослыми. Основная идея этой технологии — создать условия для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе.

Одна народная мудрость гласит: « У одного человека есть яблоко и у другого есть яблоко. Если они поменяются яблоками, то у каждого так и останется только одно яблоко. Но если у одного есть идея и у другого есть идея, то после обмена у каждого становится по две идеи ». Эта мудрость полностью отвечает идее сотрудничества.

Медиа-технологии в нашей жизни оказывают все большее влияние на человека, особенно на ребенка. Наша задача – сделать медиа-средства инструментом интеллектуального развития ребенка.

Применение здоровьесберегающих технологий позволяет равномерно во время занятий распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную и физическую деятельность, создавать комфортные психолого-педагогические условия для всестороннего раскрытия и реализации творческих способностей учащихся. Результатом использования этих технологий –повышенный интерес к обучению.

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. А значит, школа должна готовить своих учеников к жизни. Эффективным педагогическим инструментарием для этого – это системная организация внеурочной деятельности учащихся, которая способствует повышению мотивации детей к самостоятельному и осознанному учению, создает условия для открытия ребенком секретов своей успешной учёбы, позволяет системно формировать универсальные учебные действия, повысить качество образования в соответствии с новыми целями и задачами, поставленными ФГОС ООО.

Таким образом, активно внедряя внеурочную деятельность в образовательный процесс, мы, учителя, получаем возможность планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня познавательной деятельности: от приобретения социального знания, формирования положительного отношения к базовым знаниям, общественным ценностям, до приобретения самостоятельного развития общего кругозора.

Источник

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗНООБРАЗИЕ ПРОГРАММ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. (ДОКЛАД)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

РАЗНООБРАЗИЕ ПРОГРАММ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

учитель начальных классов

МБОУ «Опольевская школа»

В нашей школе определена модель внеурочной деятельности как модель

дополнительного образования, которая предполагает интеграцию возможностей

В новом стандарте внеурочная деятельность рассматривается в 2 планах. Во

первых – как сфера индивидуализации образования. Сфера, где ребенок может

выстроить свои образовательные траектории. А во вторых – как важнейшая сфера

Главной целью инновационных технологий образования является

социализация ребёнка к жизни в постоянно меняющемся мире.

Использование современных инновационных технологий во внеурочной

деятельности является обязательным условием интеллектуального, творческого и

нравственного развития обучающихся. Внеурочная деятельность позволяет нашим

детям определить область своих интересов, развить свои способности.

В нашей школе внеурочная деятельность организуется по следующим

Для успешной реализации данных направлений необходимо использование

современных инновационных технологий во внеурочной деятельности, таких

— книги словари, справочники, методическая литература, газеты, журналы в

— электронные библиотеки, базы данных, информационные системы;

— обучающие и другие имеющие отношение к педагогике электронные книги,

Меня очень волнует состояние здоровья моих учеников. Вот почему я решила принять участие в программе «Разговоре о правильном питании».

Здоровый человек встречает меньше преград на дороге, ведущей к счастью. Однако чтобы не оступиться в пути, человек должен быть обучен.

В меру своих скромных способностей, я попытаюсь собрать для вас узелок полезных знаний и умений, потому что очень хочу, чтобы все люди, а особенно дети, были здоровы и счастливы.

Само здоровье ничем не является без его содержания, без диагностики здоровья, средств его обеспечения. К наиболее важным средствам обеспечения здоровья относят правильное рациональное питание.

Пища является одним из важнейших факторов окружающей среды, оказывающее влияние на состояние здоровья, работоспособности, умственного и физического развития, а также на продолжительность жизни человека.

Инициатором программы «Разговор о правильном питании» выступает компания «Нестле Россия», а авторами являются директор Института возрастной физиологии, академик Российской Академии Образования М. Безруких, к.б.н. Т. Филиппова, к.п.н. А. Макеева.

Программа «Разговор о правильном питании» содержит 2 части (модуля):

1 часть «Разговор о правильном питании» предназначена для детей 6 – 8 лет, т. е. учеников 1 или 2 классов;

2 часть «Две недели в лагере здоровья» предназначена для детей 9-11 лет – учеников 3 или 4 классов.

Понимание младшими школьниками важности правильного питания может стать эффективным способом профилактики и предупреждения неинфекционных заболеваний желудочно-кишечного тракта, развития различных соматических заболеваний

Цель программы: формирование у младших школьников основ рационального питания; воспитание культуры здоровья; осознание здоровья как главной человеческой ценности.

Формирование знаний о влиянии различных продуктов питания на состояние здоровья детей.

Ознакомление с историей происхождения народной кухни.

Формирование умения излагать состав продуктов, объяснять их полезность или вред.

Развитие интеллектуальных, творческих, организаторских способностей.

Формирование мотивации здорового образа жизни.

Побуждение детей к формированию и сохранению здоровья собственными силами.

Укрепить здоровье за счет повышения знаний о питании.

Воспитание нравственных качеств личности: любовь к Родине и ее народу, традициям, доброжелательное отношение к товарищам, умение сотрудничать, коллективизм.

Развитие мотивации к исследовательской деятельности.

В учебно – методический комплект «Разговор о здоровье и правильном питании» входят рабочие тетради для учащихся, плакаты, информационные плакаты для родителей.

Содержание всех тем представлено небольшим по объему текстом с красочными иллюстрациями и многочисленными практическими заданиями, выполняя которые ребенок самостоятельно закрепляет материал. Практика показала, что заполнение дневника, способствует не только закреплению навыков гигиены, но и развитию самооценки, что не менее важно.

Большой интерес вызывает у детей чтение по ролям, разыгрывание сценок, соответствующих представленному сюжету; отгадывание кроссвордов; раскрашивание, рисование, отгадывание загадок, использование наклеек при выполнении заданий, а также для оценивания своих поступков.

Для достижения результатов применяются образовательные технологии: викторины, игры, тематические праздники, сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры и др.

Использование этого комплекта направлено на достижение следующих результатов:

полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;

дети смогут оценивать себя (рацион, режим питания, режим дня) с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *