можно ли использовать чужие логотипы у себя на сайте
Можно ли использовать логотип чужой компании без разрешения
Когда вам не нужно разрешение на использование логотипов другого владельца?
По закону вам не нужно запрашивать разрешение на использование товарного знака, принадлежащего другому владельцу, если он используется в редакционных или информационных целях.
Закон о товарных знаках защищает отличительные слова, фразы, логотипы, символы, слоганы и любые другие средства, используемые для идентификации и различения продуктов или услуг на рынке.
Когда товарный знак зарегистрирован в Патентном Бюро, владелец товарного знака может официально использовать свой знак на всей территории.
Однако «право собственности» на товарный знак не является абсолютным.
Существуют ли обстоятельства, при которых вам будет разрешено использовать товарный знак без предварительного разрешения его владельца?
Короткий ответ заключается в том, что вы можете использовать товарный знак, принадлежащий другому лицу или компании, если вы используете этот знак:
Основы нарушения прав на товарный знак
Например, если вы хотите начать производство электронных гаджетов и решили нанести на свою продукцию узнаваемый логотип Apple в форме фрукта, это будет достаточно очевидным нарушением товарного знака.
Покупатели, скорее всего, будут путаться в происхождении товаров, а вы, по сути, будете наживаться на репутации, которую Apple создавала на протяжении многих десятилетий.
Иными словами, потребители ошибочно купят ваш товар, полагая, что это «настоящий» продукт Apple.
В такой ситуации Apple может подать иск о нарушении прав на товарный знак.
Она может не только получить судебный приказ, обязывающий вас прекратить нарушение, но и получить денежную компенсацию.
Законодательное исключение в рамках закона о нарушении прав на товарные знаки
Некоторые из положений закона разрешают определенные виды использования товарных знаков.
К ним относятся ситуации, когда «использование названия, термина или устройства, обвиняемое в нарушении, является использованием, иначе чем в качестве знака, индивидуального имени стороны в его собственном бизнесе, или индивидуального имени любого лица, находящегося в отношениях с такой стороной, или термина или устройства, которое является описательным и используется честно и добросовестно только для описания товаров или услуг такой стороны или их географического происхождения….».
Другими словами, использование товарного знака не обязательно квалифицируется как нарушение, если пользователь фактически не использует товарный знак в качестве обозначения.
В каких случаях вы не используете товарный знак как знак?
Рассмотрим сценарий, в котором вы пишете статью об Apple.
Ваша ссылка на «Apple» в заголовке и тексте статьи использует товарный знак, но вы не используете товарный знак для продажи или идентификации компьютеров.
Информационное использование товарного знака допустимо
Информационное (или «редакционное») использование товарного знака не требует разрешения его владельца.
Например, не требуется разрешение на использование логотипа Chevrolet в статье, описывающей грузовики Chevrolet, даже если в статье содержится критика компании.
Вы можете (очевидно) использовать словесный знак «Chevrolet», а также знаменитый золотой знак-логотип «плюс».
Это будет справедливо независимо от того, публикуете ли вы новостную статью или статью в научном журнале.
Аналогично, если вы снимаете документальный фильм об истории американских грузовиков, вам не потребуется разрешение на использование логотипа Chevrolet.
Однако использование логотипа должно иметь какое-то отношение к работе.
Например, было бы неразумно публиковать статью, критикующую зарубежные методы производства автомобилей, и включать в нее логотип Chevrolet, если только Chevrolet действительно не упоминается в статье.
Наконец, вам также разрешено использовать товарные знаки в целях пародии или комментария.
Например, если вы пишете сценку о том, что молодые люди постоянно пользуются своими телефонами, вы можете наклеить логотип Samsung на бутафорские телефоны актеров, не опасаясь обвинения в нарушении товарного знака.
Использование чужих логотипов для сравнения
Обычно вам разрешается использовать товарный знак в качестве средства сравнения.
В Российской Федерации вы не имеете права использовать чужие торговые знаки в рекламе своего продукта.
В других странах, например США, вы можете создать газетную рекламу, включающую ваш знак и знаки ваших конкурентов, чтобы описать разницу между компаниями.
Представьте, что вы производите сорт кофе, который, по вашему мнению, вкуснее и дешевле, чем продукт любой другой компании.
Вы можете разместить на своей рекламе логотип Starbucks вместе с ценой на сопоставимый напиток другой кофейной компании.
Однако здесь действуют две важные оговорки.
Во-первых, вы не можете изменять товарные знаки ваших конкурентов таким образом, чтобы это было унизительно или вводило в заблуждение. (Например, вы не можете наряжаться в костюм Рональда Макдональда и делать его непривлекательным!)
Такие действия могут привести к тому, что против вас будет выдвинуто обвинение в унижении товарного знака.
Во-вторых, любая сравнительная информация, которую вы используете, должна быть точной.
Если вы говорите, что Apple использует в своих iPhone смертельно опасные химикаты, которые могут просочиться в руки пользователей, это тоже должно быть правдой.
Другими словами, любая ложь, связанная с использованием товарного знака конкурента, может стать основанием для иска о нарушении прав на товарный знак или дискредитации.
Однако, если предположить, что ваши заявления о конкуренте правдивы, закон о товарных знаках предоставляет определенную свободу действий для использования зарегистрированных знаков, даже без разрешения.
Подводим итоги
Надеемся данная статья оказалась для вас полезной!
В любом случае, мы советуем обратиться к юристам за профессиональной консультацией, прежде чем использовать чужие логотипы в своих целях.
Кстати, мы не обсудили ваш собственный логотип.
Если у вас его еще нет, или вы хотите освежить уже существующий лого, вы можете воспользоваться нашим онлайн конструктором логотипов.
Чужой товарный знак в контекстной рекламе: законно или нет?
Идея использования чужого товарного знака для «раскрутки» своих товаров или услуг стара, как мир, однако, ничуть не утратила своей популярности. В современной российской судебной практике рассмотрение дел, связанных с нарушением прав на товарный знак, не редкость. И, надо сказать, суды с такими делами знакомы и, при наличии достаточных доказательств, выносят решения в пользу владельца товарного знака. Однако, в основном рассматриваются случаи использования чужого товарного знака на сайте в виде логотипа, заголовка или в доменном имени. Что же касается дел об использовании чужих словесных товарных знаков в html-коде сайта и в ключевых словах контекстной рекламы, то их можно буквально пересчитать по пальцам, и решения их достаточно противоречивы. Некоторые из них — под катом.
Но, прежде всего, давайте поговорим, какие положения относительно защиты прав на товарный знак существуют в российском законодательстве.
Напомним, товарным знаком может быть графическое или словесное обозначение, либо их совокупность (комбинированное), служащее для «индивидуализации» товара, т.е., выделения его из ряда себе подобных. Это может быть название, например, «Apple» или «Яндекс», либо рекламный девиз («Летайте самолетами Аэрофлота!»). Понятно, что товарный знак, как словесное обозначение, может быть использован в качестве ключевого слова в SEO-оптимизации, а также «зашит» в html-коде страницы сайта. Но статья 1484 Гражданского кодекса говорит нам, что никто не вправе использовать такой же или очень похожий на него товарный знак без разрешения его собственника. Причем, по той же статье ГК РФ, это касается и использования знака в сети Интернет. Нарушителя авторских прав суд обычно карает рублем, причем довольно строго. Таким образом, законные основания для защиты нарушенных прав на товарный знак в судебном порядке есть. Но насколько успешна эта судебная защита на практике? Ведь ни ключевое слово, ни html-код не являются указанными в законе способами адресации.
Согласно п.2 ст.1484 Гражданского кодекса Российской Федерации:
Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности, путем размещения товарного знака … в объявлениях, на вывесках и в рекламе, а также в сети «Интернет», в том числе в доменном имени и при других способах адресации
Дело долго ходило по судам различных инстанций, но, в конце концов, после двух лет споров требования компании «А» были удовлетворены Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа. По вопросу самого понятия «html-код» истец и ответчик предоставили в суд заключения экспертов, в качестве которых выступили преподаватели высших учебных заведений, а также компания «Рамблер Интернет Холдинг». На основании пояснений специалистов и представителя «Rambler» суд пришел к выводу, что использование товарного знака в html-коде не является способом адресации.
Тем не менее, судом было установлено, что использование компанией «Б» спорного товарного знака при разработке html-кода своего сайта, при обращении потребителей к поисковой системе приводило к возможности смешения потребителями компаний, предлагающих однородные товары. Действия организации «Б», таким образом, были признаны неправомерными.
Из постановления от 22.03.2010г. ФАС Северо-Западного округа по делу № А56-1580/2008:
…нарушение прав владельца товарного знака может иметь место не только при использовании сходного до степени смешения обозначения в доменном имени и других способах адресации, но и иным способом в сети Интернет, если в результате такого использования у потребителей возникнет вероятность смешения производителей этих товаров и услуг. Использование в доменном имени и при других способах адресации не является единственно возможным способом использования товарного знака в сети Интернет, о чем говорит употребленное законодателем словосочетание «в частности
Что касается использования чужого товарного знака в ключевых словах в контекстной рекламе, то здесь суды, как ни странно, придерживаются противоположного мнения. Так, к примеру, организация «Т», являющаяся правообладателем товарного знака (наименования производимой ей продукции), при вводе этого наименования в поисковой строке в системе «Яндекс», обнаружила в результатах поиска рекламное объявление на сервисе «Яндекс.Директ». Это объявление содержало ссылку на сайт некоего индивидуального предпринимателя, распространяющего схожую продукцию. При этом товарный знак в заголовке или тексте объявления использован не был. Организация «Т» обратилась в суд, где в качестве заинтересованной стороны была привлечена компания «Яндекс». Согласно представленному в суде от «Яндекс» письму, «ключевые слова и фразы никак не связаны с рекламной ссылкой. Они не являются частью рекламного объявления, не размещаются в общем доступе в сети Интернет, не демонстрируются пользователем сети Интернет каким-то иным образом, и не имеют отношения к переадресации пользователя, осуществляемой с использованием рекламной ссылки. Это всего лишь технический параметр, устанавливаемый рекламодателем в интерфейсе рекламной кампании (доступном только самому рекламодателю)». Основываясь на этих доводах, суды первой и апелляционной инстанций в удовлетворении иска отказали.
В другом аналогичном деле компания «М» в результатах поиска в «Яндексе» по наименованию своей продукции – зарегистрированному за «М» товарному знаку, обнаружила объявление компании «П», ведущее на сайт этой организации, где предлагалась похожая продукция. Как и в предыдущем случае, сам текст и заголовок объявления не содержали товарный знак. Компания «М» обратилась в суд, который отказал в удовлетворении требований в части признания незаконным размещения товарного знака в ключевых словах контекстной рекламы. «М» обжаловала решение и дошла до кассационной инстанции, которая направила дело на новое рассмотрение. Однако, суд первой инстанции вновь отказал в удовлетворении иска, мотивируя это тем, что ключевые слова не являются частью самого рекламного объявления и не направлены на индивидуализацию товара.
Из решения Арбитражного суда города Москвы от 13.12.2012 г. по делу № А40-36511/11:
…Исходя из смысла пунктов 2, 3 ст. 1484 ГК РФ, предоставление правовой охраны товарным знакам связано с необходимостью осуществления индивидуализации товаров среди аналогичных в ходе гражданского оборота и обосновано необходимостью предотвращения смешения товаров (услуг). …При этом, как видно, ключевые слова не являются частью самого рекламного объявления, не входят в его содержание и не демонстрируются пользователям. В связи с этим пользователи не обладают информацией о том, по каким ключевым словам размещается показанное им системой Яндекс.Директ рекламное объявление, а также не могут соотнести определенное объявление с конкретными ключевыми словами.
Как видно, именно такое указание товарного знака без преследования цели индивидуализации товаров осуществляется рекламодателями в сервисе «Яндекс.Директ», в технических целях, и не может привести к смешению товаров (услуг)
К чему же мы пришли? Если с использованием чужого товарного знака в html-коде все более-менее понятно, то вопрос ключевых слов остается открытым.
На наш взгляд, вопрос о применении товарного знака в ключевых словах контекстной рекламы должен решаться однозначно, с учетом мнения ФАС Северо-Западного округа: любое использование товарного знака в сети Интернет, приводящее к «смешению» товаров или услуг у пользователей, без разрешения собственника является неправомерным. Ведь, фактически, при использовании одной организацией в ключевых словах контекстной рекламы словесного товарного знака другой организации, пользователь при поиске товара определенной марки получает в самом заметном месте поисковой выдачи ссылку на аналогичный товар другого производителя. То есть, в действительности создается ситуация, когда одна организация, воспользовавшись «техническим параметром», приобретает за счет использования товарного знака другой организации конкурентные преимущества – привлекает пользователей к своей продукции. А это, согласитесь, нехорошо.
Компания опубликовала у себя на сайте чужой логотип, а тот оказался товарным знаком
Один комбинат решил открыть кондитерский магазин в московском торговом центре. Заключили договор аренды, завезли оборудование, открылись. Комбинат у себя на сайте опубликовал адрес нового магазина, а торговый центр разместил на своем сайте, на странице «Наши магазины», логотип комбината.
Спустя пару лет магазин съехал, а вот товарный знак на сайте торгового центра остался. Комбинат это заметил и потребовал, чтобы центр убрал знак с сайта, а заодно выплатил 1,5 млн рублей в качестве компенсации за его использование. Торговый центр логотип удалил, но компенсацию платить не стал. Тогда юристы комбината вооружились нотариальными протоколами осмотра сайта и пошли в суд.
Это дело не откроет Америку юристам по интеллектуальной собственности, но будет интересно предпринимателям, которые публикуют на своих сайтах и в портфолио чужие логотипы. Спор между комбинатом и центром — это, по сути, спор о том, может ли одна компания без спроса публиковать товарный знак другой компании в информационных целях. Давайте разберемся.
Аргументы сторон
Комбинат продавал кондитерские изделия под логотипом «Добрынинский». Этот логотип — зарегистрированный товарный знак. Причем довольно известный: у комбината больше сотни своих магазинов. Один из них был расположен и в торговом центре ответчика.
Торговый центр без разрешения использовал у себя на сайте товарный знак комбината. Чтобы зафиксировать нарушение, комбинат заверил сайт у нотариуса. Нарушение зафиксировано, владелец домена установлен, поэтому комбинат потребовал 1,5 млн рублей компенсации за нарушение права на товарный знак.
Торговый центр действительно опубликовал товарный знак комбината у себя на сайте. И это было вполне логично: в этом ТЦ есть еще несколько десятков магазинов, поэтому центр сделал у себя на сайте рубрикатор. В нем есть логотипы всех компаний, которые арендуют там помещения.
Когда торговый центр получил претензию от комбината, логотип с сайта удалили. Но компенсацию платить не стали, так как решили, что нарушения нет: ТЦ же не продавал сам никаких товаров под товарным знаком комбината — а значит, ничего не нарушал. Товарный знак использовали в информационных целях, а не для того, чтобы продавать контрафактные товары и обманывать покупателей.
Что сказали суды
Арбитражный суд, первая инстанция: 😡
Товарный знак охраняется не сам по себе, а только в отношении тех товаров, на которые он зарегистрирован. Товарный знак истца зарегистрирован на кондитерские изделия и услуги розничной торговли. Получается, чтобы нарушить право комбината на товарный знак, нужно продавать свои торты или вообще открыть магазин под его вывеской.
В этом деле такого не было. Торговый центр сам не продавал ничего под маркой истца. Он опубликовал товарный знак у себя на сайте, только чтобы покупатели знали, что в ТЦ вообще есть такой магазин.
Само по себе упоминание чужого товарного знака — это не использование, а значит, и не нарушение. Об этом еще в 2009 году говорил Президиум Высшего арбитражного суда. С тех пор ничего не изменилось.
Мы отказываем в удовлетворении исковых требований.
Комбинат не согласился с решением суда и подал апелляцию.
Апелляционный суд, вторая инстанция: 😡😡
Коллеги из первого суда вынесли абсолютно правильное решение. ТЦ не использовал товарный знак истца для продажи каких-то своих товаров. Он использовал логотип комбината, только чтобы проинформировать покупателей, что в центре есть такой магазин.
Оставляем предыдущее решение в силе.
Это решение тоже не устроило комбинат. Его юристы решили обратить внимание суда на то, что их магазин уже съехал из торгового центра. Они хотели доказать, что центр специально не стал удалять логотип комбината с сайта, чтобы привлечь больше покупателей.
Суд по интеллектуальным правам, третья инстанция: 😡😡😡
В торговом центре кроме этого кондитерского магазина была еще сотня разных магазинов. Нельзя утверждать, что именно бренд комбината привлекал покупателей в торговый центр.
Чтобы доказать нарушение права на товарный знак, нужно доказать, что нарушитель продавал под этим знаком какие-то товары или услуги. Если это не доказано, значит, и нарушения нет. Упоминать товарный знак в письменной или устной речи может кто угодно — и это не будет нарушением. Главное, чтобы упоминание товарного знака не вводило покупателей в заблуждение, когда они покупают товары или услуги.
Все предыдущие решения оставляем в силе. В удовлетворении кассационной жалобы отказываем.
Что в итоге
Компенсацию с торгового центра так и не взыскали. Зато с проигравшего дело истца взыскали 114 600 Р на оплату услуг юристов, которые защищали торговый центр.
Магазин комбината съехал из торгового центра. На сайте торгового центра больше нет товарного знака комбината, а у комбината больше нет магазина в этом районе.
Какие выводы можно сделать из этой истории
Чтобы нарушить чужое право на товарный знак, мало просто где-то этот знак опубликовать. Нужно еще что-то под ним продавать или по крайней мере рекламировать. Если вы используете чужой логотип у себя на сайте для того, чтобы привести пример, рассказать историю или похвастаться известным брендом в портфолио, — это не нарушение.
Однако лучше не доводить до конфликта. На защиту в судах почти всегда уходит больше денег, чем суд взыскивает в качестве компенсации. Например, в этом деле торговый центр потратил на суды триста тысяч рублей, а суды компенсировали только сто.
Чтобы избежать таких историй, заранее согласуйте с заказчиком публикацию работы в портфолио. Если заказчик согласится, в договор можно будет добавить пару строк в таком ключе: «Заказчик не возражает против публикации Исполнителем средств индивидуализации Заказчика в информационных целях при демонстрации выполненных Исполнителем работ третьим лицам».
Авторское право в интернете: как наполнить сайт и не нарушить закон
Интернет — неисчерпаемый источник бесплатного контента. Но у каждой единицы контента есть автор. А у каждого автора есть права, которыми он не всегда готов делиться. В этой статье мы расскажем, как наполнить сайт и не нарушить ничьи права.
В России за «заимствования» на сайтах пока преследуют не так активно, как, например, в Германии, где пожаловаться на конкурента за использование чужого контента стало распространенной практикой. Но в любом случае брать чужое плохо, и в России институт защиты авторского права в интернете набирает силу. Чтобы избежать проблем, нужно подготовиться.
Все тексты на сайте должны быть уникальными. Этого требует закон и алгоритмы поисковых систем. Где взять уникальный контент? Либо писать тексты и снимать фото самостоятельно, либо поручить эту работу компетентным лицам — индивидуальным исполнителям или агентству. В любом случае ваши отношения должны быть задокументированы, а в договоре должен быть пункт о том, что после оплаты все права на контент переходят к вам. Иначе вы не будете защищены от требований со стороны авторов.
Таскать картинки и тексты из интернета точно не стоит. Во-первых, у всех этих материалов есть автор. Во-вторых, у посетителей вашего сайта может возникнуть déjà vu, что вряд ли хорошо скажется на вашей репутации. Мало того, что использование чужих фото-, видеоматериалов, текстов и прочего не вашего — это нарушение закона. Так еще за это карают поисковики и провайдеры хостинга — в лучшем случае сайт снизится в поиске, в худшем — его заблокируют.
Некоторые фотографии для оформления страниц и баннеров можно взять в фотобанках. Скачивая изображение из фотостока, обязательно удостоверьтесь, что его разрешено использовать для коммерческих целей. На платных площадках установлена разная цена за разные лицензии, на бесплатных обычно размещают картинки не для коммерческого использования.
А что если взять часть чужого изображения или «доработать» чужую фотографию в PhotoShop? Переработка авторского произведения без согласия автора не допускается. Это все равно кража. Не делайте так.
Чего точно не стоит делать, так это наполнять каталог и портфолио такими изображениями. Им не верят. Посмотрите в глаза Гарольду — он тоже устал от стоковых фото на коммерческих сайтах.
Если вы сотрудничаете с производителями, обычно они не возражают (а некоторые даже настаивают на этом), чтобы дилеры и дистрибьюторы использовали их промоматериалы. Просто спросите у своего поставщика, нет ли у него материалов по продуктам.
Например, вы делаете окна из профилей REHAU и являетесь партнером бренда. Специально для вас REHAU сделали сайт с маркетинговыми материалами dev.rehau-reklama.ru, которые можно скачать и использовать на сайте — какие-то бесплатно, какие-то за деньги.
Есть контент, который не купишь. И он обычно вызывает больше доверия у посетителей сайта. Например, фотографии сотрудников покажут, что вы реальная компания и у вас работают реальные люди. Но вы не можете использовать фото без разрешения.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» к биометрическим персональным данным относятся «сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность и которые используются оператором для установления личности субъекта персональных данных». Изображение человека (фотография) позволяет установить личность человека и потому относится к биометрическим персональным данным. Обработка биометрических данных должна осуществляться только в письменного согласия работника.
Если сотрудник против, вы не сможете использовать его фото на сайте.
В WebCanape мы предлагаем новым сотрудникам подписать разрешение на использование их фотографий прямо при приеме на работу. Мы объясняем, какие фотографии и для чего мы можем использовать, и если работник против, он вправе отказаться и не подписывать предлагаемый документ. Большинство не возражают.
Согласие должно включать следующие реквизиты:
ВАЖНО! Согласие не нужно, если сотрудник позировал за плату. Но этому должно быть подтверждение — например, служебное задание на фотосессию и доказательства выплаты вознаграждения с указанием его цели.
Отзывы расскажут о качестве вашего сервиса лучше любых дифирамбов в разделе «Наши преимущества». Но можно ли брать отзывы клиентов из их аккаунтов в соцсетях?
Если ваш клиент опубликовал пост с отзывом о вашем продукте или услуге в своем аккаунте в соцсетях, вы можете использовать его отзыв. Но только с его согласия. Обработка таких данных допускается в случаях, когда они доступны неопределенному кругу лиц, имеется согласие владельца данных и сведения предоставлены непосредственно самим субъектом — так говорит закон (п. 1, п. 10 ч. 1 ст. 6 Закона № 152-ФЗ от 27.07.2006 г.).
Но вы можете попросить клиента оставить отзыв на сайте или на вашей странице в соцсетях. Такой контент можете использовать свободно, отдельное разрешение не требуется.
Скриншот с нашей страницы в Facebook. Подписывайтесь, там мы делимся полезными материалами и новостями WebCanape.
Согласие клиента на использование отзывов и упоминание его как клиента компании лучше указать в договоре. Например:
«Заказчик согласен с упоминанием его Исполнителем в качестве своего клиента, в том числе в сети Интернет, рекламных и информационных носителях, а также не возражает против размещения его (Заказчика) логотипа и(или) отзывов в материалах и на сайте Исполнителя с соблюдением законодательства Российской Федерации».
Мы часто пишем кейсы по разработке и продвижению сайтов. За основу берем наш реальный опыт работы с проектами наших клиентов. Такие материалы мы публикуем у себя в блоге и на внешних площадках. Это хорошо работает для PR нашего агентства и косвенно расширяет охват брендов наших клиентов. Но практика показывает, что не все клиенты готовы к публичности, ведь наиболее убедительные кейсы содержат описание проблем и цифры.
Чтобы избежать недопонимания и конфликтов, мы прописываем пункт о кейсах в договоре. Если клиент возражает на старте, мы не настаиваем и исключаем это условие. Бывает, что в общем и целом клиент не возражает, но какие-то вещи обнародовать не хочет. Чтобы не удалять эту информацию из кейса после публикации (на внешних площадках это трудно сделать), мы сначала согласуем тему статьи, а когда материал написан, отдаем его на согласование. Вносим правки, добавляем и удаляем то, что не понравилось, и только после получения зеленого света публикуем.
На страницах услуг обычно используют стоковые или схематичные изображения, а в каталогах — отфотошопленные фото товаров из рекламных буклетов или брошюр. Но где же увидеть товар лицом, в реальных условиях? Для этого на сайтах создают раздел «Портфолио». Стоковым фотографиям там не место. Как и с кейсами, вам нужно получить разрешение заказчика на публикацию вашей работы по его заказу.
Вот как это реализовано в нашем типовом договоре:
Например, если вы занимаетесь остеклением квартир, добавьте в договор пункт о том, что можете использовать фотографии с места монтажа у себя на сайте с описанием работ и указанием цены. Если в договоре такого пункта нет, спросите разрешения у заказчика лично. Может быть достаточно согласия по электронной почте, если ее использование предусмотрено в договоре. Если же электронная почта в договоре не названа, лучше возьмите письменное согласие с подписью заказчика. Если фотографии делал сам заказчик, обязательно укажите авторство.
Короткий ответ — да. А теперь подробнее. Пункт 3 ст. 1484 ГК гласит: «Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения». Если же знак используется в иных целях, не связанных с товарами (работами, услугами) владельца знака, то нарушения законодательства о товарных знаках не будет.
Например, ваша организация не продает такой же товар, работы или услуги (или однородные им), что и ваш партнер, а просто оказывает ему какие-либо услуги (рекламные, дизайнерские, транспортно-экспедиционные, информационные) или продает ему свою продукцию. В этом случае вы вполне можете указывать товарный знак партнера у себя на сайте.
Не будет считаться нарушением и простое упоминание товарного знака в статьях, интервью, новостях или иных материалах на сайте, даже если вы продаете похожую продукцию. Но есть условие: отсутствует риск ее смешения с продукцией владельца знака, и вы не допускаете некорректного сравнения между товарами.
На сайте есть формы? Поздравляем, вы (ваша компания) — оператор персональных данных. Это значит, что у вас в компании должны быть внедрены особые процедуры обработки персональных данных посетителей сайта. Эти процедуры должны быть изложены в Политике обработки персональных данных. Этого требует Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ. Заполняя форму на вашем сайте и отправляя вам номер своего телефона или адрес электронной почты, посетитель должен согласиться с положениями Политики. Или не согласиться и не отправлять вам никакие сведения. Свое согласие он должен продемонстрировать в явной форме, поставив галочку при отправке заявки. Без отметки о согласии с политикой конфиденциальности посетитель сайта не должен иметь возможности отправить вам свои персональные данные. Это касается в том числе случаев, когда он передает вам только имя, номер телефона или адрес электронной почты (это все относится к персональным данным — ст. 3 Закона № 152-ФЗ).
Файлы cookie тоже считаются персональными данными. Именно поэтому многие сайты запрашивают ваше согласие на их хранение и использование. Вам тоже стоит запрашивать такое разрешение у посетителей вашего сайта.
Перед тем как поставить отметку о своем согласии, посетитель должен иметь возможность прочитать текст политики, поэтому не забудьте разместить ее на сайте и дать на нее ссылку на видном месте.