можно ли ип работать без расчетного счета в 2021 году
Может ли работать ИП без расчетного счета?
Законодательство о расчетном счете для ИП в 2021 году
Может ли быть ИП без расчетного счета (р/с)? Этот вопрос волнует многих предпринимателей. Для ответа на него обратимся к российскому законодательству 2021 года.
ИП при регистрации своего статуса в ИФНС самостоятельно решает, открывать ему р/с либо нет. Об этом свидетельствует:
Наглядный пример: ИП заключил договор аренды на год с ежемесячной оплатой 9 000 руб. Сумма платежей за весь год в рамках этого договора составляет 108 000 руб. Она превышает лимит 100 000 руб., следовательно, подлежит выплате посредством безналичного расчета.
Обратите внимание! Ст. 23 НК РФ до 2014 года содержала пункт, который запрещал использовать ИП личный счет для предпринимательской деятельности. Несмотря на то что этот пункт утратил силу, данное ограничение фактически действует в 2021 году. Основание: п. 2.2 гл. 2 Инструкции ЦБ РФ № 153-И (ред. от 24.12.2018).
Работа ИП без открытия расчетного счета в 2021 году
ИП без расчетного счета обладает ограниченными возможностями, а используя личный счет, сталкивается с определенными рисками. При этом он осуществляет полноценную предпринимательскую деятельность и отвечает по всем обязательствам как ИП.
Р/с предусматривает платное обслуживание и указывает на прозрачность операций. Поэтому многие предприниматели отдают предпочтение наличным платежам либо открывают личный счет физического лица. Последний намного дешевле и предоставляет больше возможностей, в том числе по лимиту на снятие наличных.
Без р/с предприниматель принимает только наличные деньги, так как в этом случае исключаются все остальные способы расчетов. Невозможны и расчеты, которые производятся посредством банковских карт, интернета (онлайн-платежи). Действуют также иные ограничения:
Внимание! «Наличный» лимит 100 000 руб. не распространяется на выплаты работникам и платежи клиентов (покупателей) — физических лиц.
Когда лучше открывать расчетный счет для ИП
Итак, расчетный счет для ИП нужен либо нет — предприниматель решает самостоятельно. Открыть его можно только при наличии свидетельства о государственной регистрации ИП. Без него банк расчетный счет не откроет, так как оснований для открытия нет и его могут оштрафовать.
Важно! Банк обязан сообщать в ИФНС информацию об открытии, закрытии и изменении счета ИП, физического лица (не предпринимателя) в течение трех дней. Такая норма закреплена в п. 1.1 ст. 86 НК РФ. Сообщение составляется и направляется банком по форме 1114301, утвержденной действующим приказом ФНС России от 28.05.2020 № ЕД-7-14/354@.
Если речь идет об оптовой торговле, где расчеты проводятся с юридическими лицами и другими предпринимателями, то оптимальным вариантом будет использование р/с. Без него не обойтись при расчетах с поставщиками и заказчиками, в случае оказания услуг юридическим лицам, когда речь идет о крупных сделках и в других ситуациях.
Если ИП, к примеру, оказывает услуги населению либо продает товары и не использует при этом безналичные расчеты, то работа без открытия р/c в этом случае будет уместной. Несмотря на то что Инструкция ЦБ № 153-И, по сути, запрещает использование личных счетов для целей предпринимательства, многие ИП вместо р/с применяют в работе именно личный счет.
Какие риски несет ИП при использовании личного счета в предпринимательской деятельности? Ответ на этот вопрос есть в «КонсультантПлюс». Получите бесплатный демодоступ к К+ и переходите к подсказкам экспертов.
Личный счет физического лица в работе ИП в 2021 году
Те, кто считает, что не всегда обязательно открывать расчетный счет для ИП, зачастую используют в работе личный счет. ФНС РФ в письме от 07.05.2020 № БС-4-11/7522@ оговаривает, что налоговое законодательство не запрещает ИП получать оплату за услуги на личную карту, обналичивать ее и затем вносить на р/с.
Между тем последствия такого использования могут оказаться негативными:
Когда деятельность ИП (юридических лиц) может заинтересовать ИФНС и стать объектом налоговой проверки, читайте в статье «Налоговые проверки в 2021 году — список организаций».
Расчетный счет и НПД в 2021 году
Нужен ли расчетный счет для ИП на НПД? Нет, не нужен, если соблюдается лимит по наличным платежам. Не требуется и ККТ, поскольку чек формируется в мобильном приложении «Мой налог». Там же можно создать справку, подтверждающую доход.
Применять данный режим на протяжении 10 лет вправе лица, которые не подпадают под исключения, определяемые ст. 4 и ст. 6 закона «О проведении эксперимента…» от 27.11.2018 № 422-ФЗ, а также:
ИП переходит на новый специальный режим для самозанятых добровольно, но при соблюдении условий, установленных ФЗ № 422 от 27.11.2018. Предприниматель на НПД применяет налоговую ставку 6% (или 4% при работе с физлицами), пользуется вычетом, освобождается от уплаты:
Важно! Применять НПД можно до тех пор, пока совокупный доход нарастающим итогом на протяжении года не достигнет 2,4 млн руб. После превышения лимита предприниматель должен подать уведомление в ИФНС о применении иного соответствующего его ситуации режима. В новом году ИП вновь обретает право на применение НПД при условии прохождения регистрации и отказа от иных режимов.
О порядке перехода ИП на НПД, преимуществах и недостатках нового режима для него читайте в статье «Как ИП перейти на самозанятость».
Итоги
Отвечая на вопрос, обязательно ли открывать расчетный счет для ИП, однозначно можно ответить: нет, необязательно. Законодательство РФ не запрещает работать без него, но устанавливает лимит. Наличные платежи не должны превышать 100 000 руб., иначе на ИП наложат административный штраф.
Личный счет физического лица не предназначен для предпринимательской деятельности и ограничивает бизнес. Банк может отказать в подозрительных операциях по нему и закрыть счет. ИФНС в рамках своих полномочий осуществляет контроль над доходами и расходами предпринимателей. Она вправе запросить информацию по счетам ИП у банка и взыскать долги, списав средства, которые на нем значатся.
Можно ли ип работать без расчетного счета в 2021 году
Любая деятельность, которая приносит прибыль и не является работой по трудовому договору, считается предпринимательской. Чтобы она была законной, нужно зарегистрировать бизнес. Открыв ИП, вы сможете сохранить статус физического лица и легально получать прибыль от продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Кто может зарегистрировать ИП?
Зарегистрировать ИП может практически любой желающий. Существует несколько ограничений: дееспособность будущего предпринимателя не должна быть ограничена законом или судом, он не должен состоять на государственной или военной службе. Если гражданин не достиг 18 лет, он может стать ИП только в одном из случаев:
Открыть ИП могут даже иностранцы и лица без гражданства, если у них оформлено разрешение на временное проживание или вид на жительство в РФ.
Сколько длится регистрация ИП?
3 рабочих дня со дня подачи заявления. Точную дату готовности решения о регистрации инспекторы указывают в расписке, которую выдают при подаче пакета документов.
Подробнее о процедуре регистрации читайте в статье «Как открыть ИП».
Какое наименование ИП может использовать для работы?
Официальным наименованием ИП может быть только его реальное ФИО с припиской «индивидуальный предприниматель». Например, ИП Иванов Иван Иванович.
Именно имя указывается во всех документах, имеющих юридическую силу: договорах, чеках, отчётности и т.д. Конечно, можно, например, придумать название с логотипом для своего магазина и зарегистрировать его как товарный знак, но это название не будет официальным.
Можно ли зарегистрировать ИП не по месту прописки?
Можно, если у вас нет прописки (постоянной регистрации). Во всех остальных случаях регистрация ИП осуществляется только по адресу постоянного местожительства, указанному в паспорте. По этому же адресу определяется налоговая инспекция, в которую нужно будет подавать документы для регистрации, а впоследствии — отчётность.
Даже если гражданин прописан в одном регионе, а ведёт деятельность в другом, регистрация ИП и постановка его на учёт в налоговой всё равно проводятся по месту прописки. Если у вас нет прописки, зарегистрировать ИП можно по месту временного пребывания или фактического проживания, что придётся подтверждать документами.
Бывает ли у ИП юридический адрес?
ИП регистрируется по месту жительства, поэтому его единственным юридическим адресом является адрес постоянной регистрации (прописки). Адрес фактического ведения деятельности потребуется указывать лишь в отдельных случаях. Например, при работе на ЕНВД или при оформлении документов на приём товара.
Должен ли ИП регистрировать устав?
Нет, для деятельности ИП устав, договор и иные учредительные документы не нужны — их регистрируют только юридические лица.
Куда подавать документы для регистрации ИП?
Документы для регистрации ИП подаются в налоговую инспекцию: лично, через представителя или онлайн.
В некоторых регионах есть налоговые инспекции, которые занимаются только постановкой на учёт и закрытием субъектов предпринимательской деятельности. Например, в Москве таковой является Межрайонная ИФНС № 46. Зарегистрировав ИП, налоговая сама сообщит о новом предпринимателе в районную инспекцию, отделения Росстата и Пенсионного фонда.
Если отдельной инспекции по регистрации предпринимателей в вашем регионе нет, документы на регистрацию ИП нужно передать в районную ИФНС по месту прописки.
Какие налоги платить?
Это зависит от режима налогообложения, который вы выберете. По умолчанию применяется общая система налогообложения (ОСНО), предполагающая выплату налогов на доходы физических лиц (НДФЛ), на добавленную стоимость (НДС) и на имущество.
На спецрежимах, которые доступны не всем ИП, вместо вышеперечисленных выплачивается один или два налога. Подробнее можно узнать в статье «Всё о налоговых режимах».
Выбор системы налогообложения также влияет на график сдачи отчётности.
Когда и как можно выбрать налоговый режим?
Для выбора ОСНО предпринимать ничего не нужно — её применят автоматически.
Перейти на ЕНВД можно в течение 5 рабочих дней с момента фактического начала работы, подав в налоговую инспекцию заявление по форме № ЕНВД-2.
Для перехода на патентную систему нужно подать в налоговую инспекцию заявление по форме № 26.5-1 сразу вместе с документами на регистрацию или позднее — за 10 дней до начала работы по патенту.
Для применения УСН в налоговую инспекцию подается уведомление по форме № 26.2-1. Чтобы сразу работать на «упрощенке», уведомление нужно подать вместе с документами на регистрацию ИП или в течение 30 дней после фактической регистрации. Если не уложиться в эти сроки, перейти на УСН можно будет только с нового года.
Как получить регистрационные номера ФСС и ПФР?
Регистрация в ФСС потребуется предпринимателю, только если он решит нанять работников. При приеме первого сотрудника нужно встать на учёт в территориальном органе фонда в качестве работодателя — не позднее 30 дней с момента заключения трудового договора.
В Пенсионный фонд регистрирующая инспекция сама направляет сведения о новом ИП. Уведомление с регистрационным номером фонд направит почтой по адресу регистрации ИП.
Как получить коды статистики?
Коды статистики нужны для открытия счёта в банке, для заполнения отчетности и уплаты налогов. Эти коды оформляются в виде информационного письма Росстата. Получить такое письмо можно самостоятельно на официальном сайте территориального подразделения Росстата по номеру ОГРНИП или ИНН.
Нужна ли предпринимателю печать?
Законодательного требования иметь печать для ИП нет. Заверять документы можно просто подписью. Из этого правила есть только одно исключение: печать нужна, если ИП принимает деньги за свои услуги по бланкам строгой отчётности.
Тем не менее, если бизнесмен хочет, можно завести печать. Для этого достаточно обратиться в фирму, предоставляющую услуги по изготовлению штампов. Регистрировать печать в каких-либо ведомствах или реестрах не нужно.
Обязательно ли открывать счёт в банке?
Нет, необязательно. ИП может получать оплату от клиентов наличными, а оплачивать налоги или платить поставщикам — по квитанции в отделении банка.
Несмотря на это, расчётный счёт в банке — это удобно, потому что можно:
Кроме того, на наличные расчёты с другими ИП и организациями установлен лимит: не более 100 000 рублей по каждому договору, в то время как для безналичных расчётов нет таких ограничений.
Может ли ИП иметь сотрудников?
Предприниматель может нанимать сотрудников по трудовым договорам. Ограничения по максимальной численности персонала устанавливает только применяемая система налогообложения. Например, на УСН или ЕНВД число работников не должно превышать 100 человек, а при работе по патенту — 15. Если численность персонала станет выше лимита, ИП утратит право на применение режима и должен будет перейти на общую систему налогообложения.
Наём работников потребует от ИП регистрации в статусе работодателя в ПФР и в ФСС. Заранее делать это не нужно, оповестить фонды нужно будет при подписании трудового договора с первым из сотрудников.
Как платить фиксированные взносы?
Платить фиксированные взносы нужны на протяжении всего существования ИП. Они состоят из двух частей: обязательной и дополнительной.
Обязательная часть взносов не зависит от фактического получения доходов и ежегодно индексируется. Её важно оплатить до 31 декабря текущего года. В рамках этого срока платить можно, как удобно: разовым платежом или по частям и в любое время года. В год регистрации ИП и в год прекращения деятельности обязательный взнос пропорционален количеству дней, в течение которых статус ИП был действителен.
Дополнительная часть фиксированного взноса зависит от полученного предпринимателем дохода без учёта расходов. Дополнительный взнос выплачивается в размере 1 % от с суммы доходов в год, превышающей 300 000 рублей, до 1 апреля года, следующего за расчётным.
Временная приостановка деятельности (например, на подготовительных этапах деятельности или в случае сезонного бизнеса) не освобождает ИП от оплаты взносов.
Кого и как оповещать о начале деятельности?
В большинстве случаев, о фактическом начале деятельности никого уведомлять не нужно. Обязанность сообщать об этом предусмотрена лишь для небольшого перечня видов деятельности — в целях защиты прав потребителей.
Например, о начале работы в сфере социальных услуг нужно уведомить Росздравнадзор, при оказании транспортных услуг — Ространснадзор, об оказании бытовых услуг и начале торговой деятельности следует сообщить в Роспотребнадзор.
Уведомления в контролирующие органы направляется до начала фактической деятельности.
Надо ли ИП открывать расчетный счет
Нужен ли расчётный счёт для ИП? Не смотря на то, что требование об открытии счета не входит в перечень обязательных при регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя на практике многие ИП предпочитают открыть расчетный счет, посредством которого планируют осуществлять необходимые расчетные операции.
В этой статье подробно рассмотрим вопрос зачем ИП нужен расчётный счёт, а также расскажем, что нужно для его открытия.
Зачем открывать расчётный счёт
Есть определённые условия, при которых обязательно надо открывать расчетный счет.
Если деятельность предпринимателя предполагает что-либо из перечисленного, следует обратиться в банк с заявлением об открытии расчетного счета.
Можно ли ИП работать, без открытия расчётного счёта
Индивидуальный предприниматель может работать без расчётного счёта в банке, если:
В остальных случаях гораздо удобнее работать через расчётный счёт.
Плюсы от использования расчётного счёта
Минусы использования расчётного счёта
Работа ИП при разных системах налогообложения
Перед регистрацией в качестве ИП гражданин выбирает для себя налоговый режим. Сделав выбор, необходимо подать заявление в налоговую инспекцию. То, на какой системе налогообложения работает индивидуальный предприниматель, влияет на принятие решения о расчётном счёте:
Для находящихся на Упрощенной системе налогообложения (УСН)
При такой системе применяется схема «доходы минус расходы». В этом случае все расходы по бизнесу необходимо обосновать. На расчётном счёте, все затраты предпринимателя зафиксированы.
Если применяется Единый налог на временный доход (ЕНВД)
На таком режиме, как правило, находятся ИП, работающие в торговле. Трудно себе представить торговую точку без онлайн-кассы или платёжного терминала. Но использовать всё это могут только структуры, подключенные к эквайрингу. Это возможно только при наличии расчетного счета.
При работе по Патенту
В случае работы по патенту следует обратить внимание:
Предприниматель сам решает работать ему без расчётного счёта, или вести все расчеты через банк.
Что требуется для открытия р/с
Необходимые документы
Каждый банк утверждает свой список требований для открытия ИП. Предлагаем ознакомиться с основным перечнем, общим для большинства организаций:
С полным списком документов можно ознакомиться на сайте банка.
Вывод
Открывать счет в банке для ИП или нет, решает каждый предприниматель самостоятельно. Если Вы планируете расширять бизнес и увеличивать количество партнёров, наличие расчётного счёта будет нелишним. С помощью этого эффективного инструмента гораздо надежнее и проще вести расчеты.
Нужен ли расчетный счет для ИП?
Без расчетного счета бизнес не может работать с большим объемом выручки, совершать безналичные платежи и принимать к оплате пластиковые карты. Но что, если речь идет о предпринимательстве и небольшом обороте средств? Bankiros.ru разбирается, нужен ли расчетный счет ИП и в каких случаях можно развивать свое дело, не обращаясь в банк.
Обязательно ли ИП открывать расчетный счет?
В отличие от юридических лиц, закон не обязывает предпринимателей заводить р/с. В своей деятельности ИП вполне может обойтись без банковского обслуживания — при условии, что сумма сделки по одному договору с контрагентом не превышает 100 000 рублей (это порог, определенный Центробанком).
Например, вы даете частные уроки английского языка, делаете портретные фото или пишете рекламные тексты для строительной компании — в каждом из этих случаев стоимость услуги запросто составит меньше лимита ЦБ. Также без расчетного счета можно обойтись, если вы принимаете оплату бумажными деньгами.
Получается, что реальнее всего заниматься предпринимательством без РКО, если ваши клиенты — это физлица, которые рассчитываются наличкой. Но с фирмами и предприятиями будет сложнее договориться: они предпочитают безналичные платежи. Да и у частных лиц сегодня основной инструменты оплаты — пластиковые карты. Поэтому ИП стоит задуматься о расчетном счета по нескольким причинам.
Для чего ИП нужен расчетный счет?
Как ИП пользоваться расчетным счетом?
Расчетный счет — это возможность полноценно вести бизнес и расширять его: планировать доходы и расходы, оперативно платить налоги, работать с контрагентами в безналичном порядке, принимать к оплате дебетовые и кредитные карты. Еще благодаря расчетно-кассовому обслуживанию в банке вы сможете:
Это основной набор возможностей, который дает р/с. Но в зависимости от специфики бизнеса в банке можно подключить дополнительные услуги — по желанию предпринимателя и за отдельную плату. В том числе:
Всё о переходе на онлайн‑кассы в 2021 году
Заканчивается двухлетняя отсрочка для ИП без работников. С 1 июля они обязаны применять контрольно-кассовую технику (ККТ) для расчетов с клиентами. Эксперты Контура ответили на вопросы, которые бизнесмены задавали на вебинаре.
Ответы мы разделили на четыре темы:
Кому необходима касса
Перейти на ККТ обязаны предприниматели без наемных сотрудников, которые применяют ОСНО, УСН, ЕСХН или патент. Это могут быть:
Если ИП на УСН оказывает услуги по онлайн-обучению, оплату принимает только безналичным путем на расчетный счет и при этом есть один работник — нужно ли подключать онлайн-кассу?
Да, предприниматель обязан применять ККТ с момента трудоустройства сотрудника.
Освобождены от ККТ только организации, которые имеют лицензию на образовательную деятельность или оказывают населению услуги в сфере образования (п.13 ст. 2 54-ФЗ).
ИП без сотрудников на УСН оказывает услуги по проведению и организации детских праздников. Нужна касса?
Организация детских праздников не входит в список исключений из ст. 2 54-ФЗ, поэтому онлайн-касса нужна.
Нужна ли ККТ предпринимателю-таксисту на УСН, если он работает от агрегатора Яндекс.Такси?
Если клиенты платят наличными, то нужна. При безналичных оплатах платежным агентом выступает Яндекс, он же формирует чеки.
ИП на УСН оказывает услуги покраски автомобилей. Установлен платежный терминал. Необходимо ли докупать кассу?
Терминал эквайринга не заменяет кассу, вам нужно купить и контрольно-кассовую технику (ККТ).
ИП на патенте, микроавтобус на заказ. Нам нужна касса?
Нужна, предприниматели на патенте, которые занимаются перевозками грузов или пассажиров, обязаны применять кассы. Для расчетов в дороге подходит мобильная касса MSPOS-E.
ИП без работников на патенте, парикмахерские услуги. Покупать кассовый аппарат?
Покупать, парикмахеры на патентной системе налогообложения обязаны применять ККТ. Какая касса подходит парикмахерской.
ИП занимается экспортом леса в Республику Казахстан. Нужно ли нам применять кассу?
Для ответа важно знать, кому и как предприниматель продает древесину. Если покупатели — физлица, то касса обязательна. А если это ИП или юрлица, которые переводят безналичные деньги без предъявления банковской карты, например банковским переводом, применять ККТ не требуется.
Я ИП, торгую на рынке фруктами и овощами. Мне стоит покупать онлайн-кассу?
Смотря как обустроена торговая точка. Если место обеспечивает сохранность товара, то ККТ нужна, а если торговля идет вразвал или с открытого прилавка, можно обойтись без кассы. Подробнее о том, когда применять кассу на рынках.
Не планируется продление отсрочки для ИП без сотрудников?
Предпосылок к очередной отсрочке нет и не предвидится.
У меня ИП, занимаюсь установкой окон (монтаж). В основном заказчики юрлица. Физлица (максимум 10 раз в год) переводили мне деньги всегда через банк на мой р/с. Возникает вопрос рациональности покупки этой кассы и ее обслуживания, или мне проще отказаться от частников? Ии что будет, если физлицо переведет мне деньги на счет через банк, как прежде?
На патенте деятельность по оказанию услуг монтажа освобождена от применения ККТ. В случае если у вас другая система, то необходимость применения ККТ будет зависеть от способа перевода денег на расчетный счет. Например, если перевод осуществляется через онлайн-банк, то это будет электронный способ платежа, а значит применять ККТ нужно.
ИП, патентная система налогообложения без сотрудников, маленькая фитнес-студия. Установить онлайн-кассу? Работаю с физлицами.
Да, касса нужна. ИП на ПСН с видом деятельности «проведение занятий по физкультуре и спорту» применяют кассы с 1 июля 2021 года.
Краткосрочная аренда апартаментов. Все расчеты через р/с или через площадки бронирования. Нужна ли нам онлайн-касса?
Касса нужна. Если оплаты принимают площадки, то кассу обязаны применять они. Но надо смотреть условия договора, зачастую — это обязанность владельцев жилья.
Если же вы на патенте, то сдача в аренду жилых и нежилых помещений разрешена без кассы.
На патенте ИП без работников, грузовые перевозки по месту, в основном через р/с. С физлицами работаем очень редко. Выгоднее, наверное, купить кассу, чем платить за ее аренду банкам? И вообще, почему патентщикам без сотрудников не работать с физлицами как самозанятым, через приложение?
Касса нужна для оплат от физлиц однозначно, для юрлиц и ИП — только если оплата наличными или картой через терминалу. Но можно и самозанятым стать, если вы не подпадаете под ограничения (например, доход не более 2,4 мл в год).
ИП, патент + УСН, детский досуговый центр. Какая касса оптимальна? По кассе пробивать только услуги на УСН или все?
Рекомендуем кассы MSPOS-K или MSPOS-E-Ф (если нужен эквайринг). Смотреть комплекты касс для сферы услуг. От применения кассы освобождены организации и ИП, осуществляющие деятельность по присмотру и уходу за детьми и больными, престарелыми и инвалидами. Если ваша деятельность попадает под данную категорию, то применять кассу не нужно вообще. В противном случае применять кассу нужно и для УСН и для ПСН.
ИП по УСН (доходы) без сотрудников. Продаю товары собственного производства. В основном покупают юрлица. Физлиц мало. Обязательно ли покупать кассу?
ИП без сотрудников (услуги, работы, продажа товаров собственного производства) должны применять ККТ с 1 июля 2021 года. Применение ККТ при расчетах с юрлицами зависит от того, какой способ расчета используется: если безнал (кроме оплаты банковской картой в торговой точке), то применять ККТ не нужно, если наличные, применять ККТ нужно. При всех расчетах с физлицами кассу нужно применять.
ИП на УСН, оказываю услуги для физлиц по психологическому консультированию. Нужна ли мне онлайн-касса?
Услуги по психологическому консультированию не входят в перечень видов деятельности, освобожденных от применения ККТ, поэтому применять кассу нужно.
ИП без сотрудников, УСН 6%, страховой агент. Касса нужна?
ИП, которые работают страховыми агентами, обязаны применять кассу с 01.07.2019.
ИП по изготовлению мягкой мебели, нужна ли онлайн-касса?
Да, нужна. Освобождены от применения кассы ИП на ПСН, которые ремонтируют мебель и предметы домашнего обихода. Изготовление мебели не входит в перечень исключений.
Можно ли купить ККТ на алиэкспрессе и ее использовать?
Касса должна быть внесена в реестр касс, составленный ФНС. Если на алиэкспрессе продаются именно одобренные налоговой модели, можно купить там, но заранее подумайте, какое программное обеспечение будете на нее устанавливать, могут быть трудности с совместимостью.
Мне сейчас нужна касса. Срочно. Как можно связаться с менеджерами по обсуждению условий?
Вы можете перейти на сайт и оставить заявку на подходящую вам кассу. С вами свяжется специалист и ответит на вопросы.
Нужна помощь с подбором кассы?
Закажите бесплатную консультацию специалистов Контура или позвоните по номеру 8 800 500-00-92
Кто освобожден
В Законе о ККТ предусмотрены исключения. Кому разрешено работать без онлайн-кассы:
Я ИП на патенте, оказываю услуги репетиторства. Обязательно ли мне использовать онлайн-кассу?
Нет, касса не нужна. Среди освобожденных предпринимателей на патенте есть те, кто занимается репетиторством и обучением населения на курсах.
Если ООО или некоммерческая организация оказывают услуги только юрлицам через расчетный счет, нужно ли подключать онлайн-кассу?
Нет, юрлица не используют ККТ при безналичных расчетах друг с другом. Но при оплате наличными или с предъявлением банковской карты касса понадобится.
ИП без сотрудников оказывает физлицам услуги по разработке дизайна и проводит фотосессии. Нужна ли онлайн-касса с 1 июля 2021 года?
Имеет значение система налогообложения:
Вручную изготавливаю кованые изделия и продаю — нужна ли касса? Раньше была УСН, с 1 июня переходим на патент.
Если вы куете изделия народных художественных промыслов, касса не понадобится. Если же речь об изготовлении кованых изделий хозяйственного назначения по индивидуальным заказам, ККТ можно не использовать, но выдать клиенту документ, который подтвердит расчет обязательно.
ИП на УСН + ПСН без сотрудников — детский центр по уходу и присмотру от 1 до 12 часов в день. Касса нужна?
Услуги по присмотру и уходу за детьми разрешается оказывать без онлайн-кассы.
ИП на УСН сдает в аренду собственные нежилые помещения. Оплата только по безналу на расчетный счет, плательщики — юрлица и ИП. Применять ККТ?
Нет, п. 9 ст. 2 54-ФЗ освобождает таких предпринимателей от использования кассы.
ИП на УСН. Оплата поступает на расчетный счет от Яндекс.Деньги. Покупать кассу?
Если оплата за товары или услуги поступает от физлица, купить кассу нужно обязательно. А если платежи приходят только от ИП или юрлиц, ККТ можно не покупать.
Я ИП, переводчик. Нужна ли мне касса, если я работаю только с юрлицами?
Ответ зависит от того, как происходят расчеты между ИП и юрлицом. При безналичной оплате на расчетный счет ККТ не применяется (если только это не оплата банковской картой с ее предъявлением). Если расчеты проводятся наличными, применять ККТ нужно. А если вы работаете на патенте, то деятельность по письменному и устному переводу на патенте освобождена от применения ККТ совсем.
ИП на патенте без сотрудников (оказание услуг). Работаю с юрлицами через р/с. Нужно ли мне писать заявление в налоговую, чтобы проинформировать ФНС, что я не работаю с физлицами?
Нет, информировать ФНС о том, что вам не нужно применять ККТ, не требуется.
Насколько я понимаю, переводчикам на ПСН касса не нужна, «при условии выдачи (направления) покупателю (клиенту) документа, подтверждающего факт осуществления расчета». Что это за документ?
Требования к такому документу описаны в п. 2.1. ст. 2. Закона 54-ФЗ.
Документ должен содержать:
ИП, языковой клуб. УСН 6%. Работаем без сотрудников. ОКВЭД 90.04.3: деятельность учреждений клубного типа. Мы от освобождены от кассы?
Контрольно-кассовая техника может не применяться при осуществлении расчетов домами и дворцами культуры, домами народного творчества, клубами, центрами культурного развития, этнокультурными центрами, центрами культуры и досуга, домами фольклора, домами ремесел, домами досуга, культурно-досуговыми и культурно-спортивными центрами при оказании услуг населению в области культуры.
ИП на УСН, предоставление услуг по видеомонтажу, расчет только с юрлицами по безналу.
При безналичных расчетах между ИП и юрлицом применять ККТ не требуется, за исключением электронных средств платежа с предъявлением банковской карты.
Передавайте данные из Контур.ОФД в Эльбу
Дарим год интернет-бухгалтерии на тарифе Премиум всем ИП младше 3 месяцев, а более опытным ИП и ООО — 30 дней. Ведите учет на УСН и патенте без бухгалтера.
Что купить кроме кассы
Чтобы не нарушить закон понадобится:
У меня есть терминал эквайринга и я выдаю чек. Зачем мне касса?
Терминал эквайринга дает возможность продавцу принимать оплату по банковским картам. Он печатает слип-чек, его часто путают с фискальным (кассовым) чеком. Но по 54-ФЗ выдача слип-чека не освобождает от применения онлайн-кассы. После оплаты обязательно сформировать и передать покупателю еще и кассовый чек.
Если по терминалу оплата прошла, а чек на кассе не сформировали, это нарушение закона. За него ИП могут выписать штраф от четверти до половины суммы расчета, осуществленного без кассы, но не менее 10 000 рублей (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ).
Мне сейчас переводят на карту, разве я нарушаю закон?
Если оплата поступает от физлица, ККТ использовать обязательно.
А еще ИП следует учитывать, что использование текущего счета для предпринимательской деятельности не предусмотрено п. 2.2 Инструкции Банка России № 153-И. Обслуживание такого счета банк вправе прекратить. Для совершения расчетов с предпринимателем банки открывают расчетные счета (п. 2.3 Инструкции № 153-И).
Можно ли передавать чеки в налоговую без посредников?
Для передачи чеков в налоговую ОФД получают разрешение на обработку фискальных данных. Согласно п.3 ст.5 закона 54-ФЗ, пользователь ККТ обязан иметь договор с оператором фискальных данных. Исключение — расчеты, которые происходят в местностях, отдаленных от сетей связи. На таких территориях ККТ работает в автономном режиме, без подключения к ОФД, и пользователь передает данные с кассы в ФНС самостоятельно, например на флешке.
А зачем подключать товароучетный сервис?
Сервис помогает вести каталог товаров и услуг, передавать их на кассу и печатать в чеке. Наименование проданных позиций — это обязательные реквизиты кассового чека. А еще сервис помогает тратить меньше времени на ежедневные рутинные задачи: приемку накладных, пересчет остатков, списания, передачу данных в систему бухучета.
ИП без работников, услуги. ФН брать на 15 или 36 месяцев?
ФН на 36 месяцев, а если работаете в местности, отдаленной от сетей связи, то на 15 месяцев.
Хотите сэкономить на покупке кассы и сервисов?
Закажите выгодный комплект «Всё по цене кассы» в Контуре
Как правильно формировать чеки
Продавцы и поставщики услуг обязаны указывать в чеках обязательные реквизиты из ст. 4.7 54-ФЗ и передавать чек клиентам в печатной форме и электронной, если нужно клиенту.
Если оплата приходит на расчетный счет от физлиц или юрлиц, нужно ли формировать чек на ККТ?
При получении оплаты на расчетный счет от физлиц фискальный чек нужно формировать обязательно. При получении оплаты на расчетный счет от юрлица ККТ не применяется (п. 9 ст. 2 54-ФЗ).
Турагентство. Проводим по кассе предоплату и аванс. Полный расчет с туристом происходит за месяц до тура. Нужно ли пробивать еще один чек по окончании тура? Некоторые бухгалтера называют его нулевым чеком.
Когда внесли предоплату, формируют первый чек. А после оказания услуги или отгрузки товара продавец обязан выдать второй чек. Подробнее о том, что указать в этих чеках мы рассказали в статье.
На кассе нужно каждый день открывать/закрывать смену, если оплаты не часто проходят?
Каждая смена может длиться не более 24 часов. Если у вас по какой-то причине нет возможности закрыть смену в пределах суток, касса принудительно это сделает при следующем использовании.
Павел, добрый день! В п. 2.1 ст. 54-ФЗ перечислены подпункты с видами деятельности, при которых ИП на патенте могут не применять ККТ, при условии что будут выдавать клиентам документ, который подтверждает расчет.
Если заглянуть в п. 2 ст. 346.43 НК РФ о патенте, парикмахерские и косметические услуги — это подпункт № 3. А в исключениях 54-ФЗ подпункт № 3 не упоминается. То есть парикмахеры и косметологи не входят в число освобожденных, поэтому с 1 июля такие ИП без сотрудников обязаны применять онлайн-кассы.
Светлана, добрый день.
В вашем случае, по ККТ нужно проводить только деятельность по УСН.
Если деятельность на Патенте попала в список исключений (а услуги по обучению населения на курсах и по репетиторству в списке есть), то чеки по этой деятельности не нужно формировать. Обратите внимание: обязательным условием для освобождения является выдача покупателю (клиенту) документа, подтверждающего факт расчета между ИП и клиентом.
Требования к такому документу описаны в п. 2.1. ст. 2. Закона 54-ФЗ.