можно ли иметь несколько бизнесов
Два бизнеса в одном помещении: как организовать по закону
Предприниматель может реализовать сразу две идеи в одном пространстве.
💐➕🍩 Например, цветочный магазин плюс кондитерская с кофе. Покупатель может съесть эклер за столиком, пока ждёт композицию из цветов. В этом примере торговля цветами и кофейня — два разных вида деятельности. Пусть даже для предпринимателя это один бизнес-проект.
Рассказываем, что нужно сделать предпринимателю с несколькими бизнесами в одном помещении, чтобы защититься от налоговой, арендодателя и Роспотребнадзора.
На каждый бизнес нужен ОКВЭД
По коду ОКВЭД государство понимает, чем занимается предприниматель. Они записаны в государственном реестре, который ведёт налоговая.
Предприниматель заявляет ОКВЭДы при регистрации. Коды берут из общероссийского классификатора. Один ОКВЭД выбирают основным — это деятельность, от которой по плану будет самый большой доход. И дополнительные — их число не ограничено.
В нашем примере цветочного с кофе предпринимателю нужны минимум два ОКВЭДа. Какой из них основной, решать ему:
— для торговли цветами — 47.76 Торговля розничная цветами и другими растениями;
— для кофейни — 56.10.1 Деятельность ресторанов и кафе.
Заявить ОКВЭД при регистрации, а потом не заниматься этим бизнесом — не страшно. Предприниматель может в любой момент свернуть цветочный и развивать только кофейню. Убирать ОКВЭД из реестра не надо.
А вот работать без ОКВЭДа — нарушение. Если у предпринимателя есть только ОКВЭД по цветам, а идея с кофейней появилась позже, он должен добавить новый код не позднее семи рабочих дней — ч. 5 ст. 5 Закона о госрегистрации № 129-ФЗ.
Семь дней считают с даты первой выручки от нового бизнеса. Для добавления ОКВЭДа в налоговую подают заявление Р24001. Его можно заполнить онлайн на сайте налоговой, потом распечатать и сдать в инспекцию своего района.
За опоздание с заявлением налоговая может вынести предупреждение или оштрафовать на 5000 ₽. Если совсем забить на обновление кодов, будет штраф от 5000 до 10 000 ₽ — ст. 14.25 КоАП РФ.
Налоги: патент покупают на каждый бизнес или совмещают с УСН
Если предприниматель выбрал патентную систему, покупать патент надо на каждую деятельность. В налоговую придётся подать два заявления. А на новый бизнес надо докупать ещё один патент. Заявление на второй патент подают за 10 рабочих дней до начала деятельности. Патент нельзя взять на помещение в целом — ст. 346.43 НК РФ.
Как вариант — один бизнес на патенте, а второй на УСН. Тут учёт доходов по каждому бизнесу ведут раздельно. Вариант подходит, когда один бизнес попадает под патент, а второй нет. К примеру, патент не дадут, если площадь зала для кофейни больше 150 квадратных метров.
Онлайн-кассу можно поставить одну на оба вида деятельности.
О каждом бизнесе уведомляют Роспотребнадзор
О начале бизнеса, от которого могут пострадать люди, надо сообщать Роспотребнадзору. Так предприниматель подтверждает, что знает санпины, имеет помещение и обученный персонал. Отправить сообщение надо, если ОКВЭД бизнеса есть в перечне Постановления правительства.
Предприниматель заполняет бланк уведомления и сдает его в Роспотребнадзор своего города или МФЦ. Сделать это нужно до начала работы с клиентами.
При запуске двух бизнесов сразу сдают один бланк со всеми ОКВЭДами. Если второй бизнес запускают позже, отправляют ещё одно уведомление.
Если уведомление не отправить, Роспотребнадзор оштрафует по ст. 19.7.5-1 КоАП РФ. Штраф для ИП — от 3 000 до 5 000 ₽, для ООО — от 10 000 до 20 000 ₽.
В договоре аренды прописать все виды бизнеса
В своём помещении предприниматель не ограничен числом проектов. В арендованном помещении всё по-другому.
В договор аренды обычно записывают цель использования помещения. Если арендатор организовал в помещении другой бизнес, арендодатель имеет право выгнать его. И часто в договоре есть пункт, что при съезде за нарушения арендатор теряет депозит. Правило — из ст. 615 ГК РФ.
Арендатор тоже может съехать досрочно, если помещение не годится для его бизнеса. К примеру, в помещении под кафе отключили воду, а работать на привозной воде общепиту нельзя — ст. 612 ГК РФ.
В договор аренды надо записать оба бизнеса.
Вот пример формулировки:
По настоящему договору Арендодатель обязуется передать, а Арендатор принять во временное возмездное пользование помещение по адресу: г. Екатеринбург, ул. Ленина, д. 1, общей площадью 50 квадратных метров.
Помещение передаётся под организацию розничной торговли цветами и кафе.
Если у предпринимателя был один бизнес, а второй появляется потом, с арендодателем надо подписать допсоглашение. И только тогда переставлять мебель, вешать новую вывеску и принимать клиентов.
Кальяны и вейпы не получится совмещать с другим бизнесом
В магазинах, барбершопах и других точках бытовых услуг нельзя курить кальян и вейп. С 28 января 2021 года кальяны и вейпы подают только в общепите — ст. 12 Закона № 15-ФЗ.
За курение штрафуют по ст. 6.25 КоАП РФ. Штраф для ИП — от 30 000 до 40 000 ₽, для ООО — от 60 000 до 90 000 ₽.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Обустроить помещение и организовать персонал по санпинам
Для каждого рода деятельности есть свой санпин. С 1 января 2021 года санпины новые:
💅 Для бытовых услуг населению и магазинов непищевых товаров — СП 2.1.3678-20;
🍏 Для продуктовых магазинов — СП 2.3.6.3668-20.
Задача предпринимателя — соблюдать санпины для каждого бизнеса, если они разные. Санпины придётся читать, готовых решений расстановки мебели и оборудования нет. Специально разделять помещение перегородкой не нужно, только зонировать. Вот основные правила:
— В помещении, где подают еду и напитки, должно соблюдаться правило поточности процессов. То есть официант с сэндвичем в руках не должен сталкиваться с продавцом, несущим шампунь, или парикмахером с ножницами.
— Место для приготовления еды надо организовать так, чтобы в неё не попали посторонние предметы и мусор. К примеру, кофе варят и разливают на достаточном расстоянии от стола флориста.
— Если администратор или продавец контактирует с едой и напитками для клиентов (пусть даже это не его основная обязанность), ему нужна медкнижка и регулярные медосмотры. Официанту и продавцу продуктов книжка нужна в любом случае.
— Для еды и непродовольственных товаров в помещении делают разные зоны или как минимум разные стеллажи. В подсобке еда и товары тоже хранятся в раздельных зонах.
За нарушение санпинов в помещении Роспотребнадзор может оштрафовать или закрыть на три месяца.
Магазины, парикмахерские и ателье Роспотребнадзор штрафует по ст. 6.3 КоАП РФ. Штраф для ИП — от 500 до 1 000 ₽, для ООО — от 10 000 до 20 000 ₽.
Общепит штрафуют по ст. 6.6 КоАП РФ. Штраф для ИП — от 5000 до 10 000 ₽, для ООО — от 30 000 до 50 000 ₽.
Статья актуальна на 25.06.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Деньги, команда, талант: как развивать несколько бизнесов одновременно
«Если ежедневно заниматься одним проектом – это утомляет»
IT-инструменты, которые использует Михаил Болотин
Тут есть два варианта. Первый – выходить на новую высоту с этим успешным проектом. Но проблема в том, что у каждого бизнеса есть потолок в развитии. И рано или поздно собственник компании в него упрётся.
Второй вариант – вложить средства в новый бизнес-проект. Здесь надо быть очень осторожным. Нередко «перенос» денег из успешного проекта и вложение их в новый приводит к катастрофе и того, и другого бизнеса. Можно остаться вообще ни с чем. При этом успех того или иного проекта бывает сложно предсказать. Например, проект нам кажется гениальным, но в силу обстоятельств он буксует. А есть проекты, которые мы придумали и создали буквально «на коленке» – и они успешно развиваются.
В этом нет ничего нового, всё уже придумано до нас. Хочу рассказать, как к запуску каждого нового проекта подхожу я.
Пока в голове у инициатора и участников проекта не будет общего понимания, как и в какой последовательности должна реализовываться их идея, бизнес невозможно контролировать. А когда есть план и ключевые показатели его жизнеспособности, они и являются точками контроля проекта.
Первый совет при запуске нового бизнеса – трезво оценить свои финансовые возможности. Задайте себе вопрос: «Хватит ли у меня денег на несколько проектов?» Все новые идеи должны быть подкреплены финансово. Без денег невозможно построить бизнес.
Подавляющее большинство российских стартапов не имеют финансирования, необходимого для реализации их бизнес-идей. К примеру, у меня есть проект, и для его запуска нужно 10 тысяч долларов. В кармане у меня 3 тысячи долларов, ещё 4 тысячи я возьму у товарищей, ещё что-то мне даст банк. И я начинаю запускать проект, не имея нужной мне суммы. Дальше обычно происходит так: свои накопления я уже потратил на запуск, товарищи дали всего две тысячи долларов вместо четырёх, а банк вообще отказал в средствах.
Без качественной команды развивать бизнес невозможно. Даже если основатель проекта гениален, он не может выполнять каждую функцию хорошо и вовремя. Поэтому важно сформировать крепкую и надёжную команду.
Собственник на старте должен непосредственно участвовать в подборе людей, с которыми будет развивать проект. Конечно, можно делегировать проведение собеседований, но хотя бы присутствовать на них нужно обязательно. Так предприниматель сможет понять, чего ожидать от того или иного кандидата. Лично я во время собеседований пытаюсь разглядеть, способен ли кандидат на большее, чем просто выполнение своей функции.
У разных бизнесов – разные системы планирования и контроля. У некоторых я видел в офисе огромное количество людей. Все бегают, кричат, непонятно, кто за что отвечает. Но люди давали результат! Как это происходило – для меня загадка. Но если есть результат – значит, именно такой стиль работы подходит данной компании. А можно делать всё правильно, «по книге», и ничего не добиться.
Если у предпринимателя несколько бизнесов, то он может выстроить в них процессы таким образом, что его личное участие в делах компании будет необязательным. По крайней мере, он может не заниматься операционкой каждый день.
Но в этом вопросе многое зависит от уровня подготовки предпринимателя, его жизненного опыта, обучения и образования. А главное – от его модели ведения бизнеса. Если он, как Чапаев, впереди всех на белом коне и всех бойцов знает в лицо – вся его система построена именно на личном участии. Второй вариант – собственник делегирует довольно серьёзные полномочия ключевым сотрудникам. В этом случае он контролирует эффективность работы, выстраивает различные системы мотивации.
Невозможно сказать, что какой-то стиль управления однозначно лучше или хуже. Это зависит от специфики компании, рынка, размера и вида деятельности проекта. Когда в компании 50-60 сотрудников, то владелец в состоянии контролировать многие внутренние процессы. Здесь «чапаевский» стиль нередко бывает уместным.
Но если в штате компании более 100 сотрудников, это физически невозможно. И если владелец такого бизнеса пытается выстроить тотальную систему контроля – это выглядит очень грустно и нелепо. Собственник начинает контролировать расход бумаги в принтере, считать пакетики чая. К сожалению, такое бывает часто. На мой взгляд, это не имеет ничего общего с настоящим контролем – я бы назвал такой стиль управления «стрельба из пушки по воробьям».
Когда компаний несколько, и в каждой больше 100 сотрудников, знать всех в лицо и контролировать работу каждого специалиста просто физически невозможно. Тут не обойтись без делегирования.
Если в одном из проектов что-то идёт не так, собственник должен быть честен с командой. Нужно сразу сказать: «Ситуация тяжёлая, будет задержка по зарплате. Но у меня есть план, как пережить эту ситуацию». Затем надо изложить этот план, хотя бы в общих чертах.
Нанятым сотрудникам следует честно рассказать о своём решении. Не надо поддерживать иллюзию, что «сейчас мы привлечём инвестора, и с неба упадут деньги». Если денег нет – мы или расходимся, или пересматриваем условия сотрудничества.
Мои бизнес-проекты обычно связаны или горизонтально, или вертикально. Например, мы производим чашки. Потом начинаем делать новый материал для чашки, а затем – подбираем чай, который надо заваривать в этой чашке. Это горизонтальное развитие. Проекты разные, но стратегически все они связаны с чашкой. Вертикальное развитие – это когда мы делаем какое-либо устройство, а потом начинаем сами изготавливать для него компоненты.
Горизонтальное движение медленнее и сложнее, но интереснее. В нашем примере с кружкой и чаем мы изучили чай. Скорее всего, после этого мы не откроем никакого бизнеса. После получения первых знаний о чае нам станет ясно, что жизни не хватит придумать в этой сфере что-то новое и полезное. Но мы стали специалистами в чае, и возможно, используем эти знания в каких-то других проектах.
Я стараюсь реализовывать одновременно бизнесы в разных направлениях. Когда дела в каком-то из проектов налажены, мой уровень нагрузки снижается и появляется свободное время. Один бизнес уже не обеспечивает мне загрузку на весь день. Обычно я даю поручение по одному бизнесу, жду результата, а в это время занимаюсь другими проектами. Сейчас у меня в работе 12 проектов. Если ежедневно на протяжении долгого времени развивать единственный бизнес – это утомляет. Предприниматель постепенно теряет к нему интерес, и у него замыливается глаз.
Как вести сразу два бизнеса просто и выгодно?
Допустим, вы уже имеете своё дело, приносящее стабильную прибыль. Все бизнес-процессы налажены таким образом, что у вас даже остаётся свободное время. Пришла пора задуматься об увеличении доходов.
Увеличить прибыль можно двумя основными способами:
Существует ряд случаев, когда целесообразна именно регистрация второго юридического лица:
Сохранение налоговых льгот
Вы можете открыть второе ИП или ООО и получить две компании с одним перечнем видов деятельности, но разными названиями, юридическими адресами, расчётными счетами и номерами телефонов. При этом обе компании относятся к малому бизнесу и пользуются положенными по статусу налоговыми льготами.
Управление двумя бизнесами в этом случае столь же просто, как и одной компанией. Включаете переадресацию входящих вызовов на свой телефон или номер вашего call-центра и принимаете заявки как раньше.
Для справки: Переадресация вызовов – услуга автоматического перевода входящего звонка между двумя и более номерами. Например, входящий вызов на указанный в рекламе номер компании переводится на номера филиалов в регионах или домашний/мобильный номер сотрудника. Услуга предоставляется провайдерами телефонии.
Однако иметь две совершенно одинаковых компании полезно только с точки зрения увеличения общей прибыли. Попробуем более интересную и выгодную схему.
Создание сопутствующего бренда
Открытие новой компании может иметь дополнительную цель – расширение пакета услуг. Допустим, ваша компания занимается бурением скважин. Как эксперт, вы точно знаете, что клиенту после вашей работы обязательно потребуются бетонные кольца для колодца и мощный насос. Почему бы не продать ему это оборудование, а заодно и его монтаж?
Или у вас интернет-магазин «Всё для загородного дома». Наймите специалистов и откройте студию ландшафтного дизайна. У вас уже есть весь нужный инструмент, а также связи с поставщиками декоративных растений и расходных материалов. Предложите клиенту «сад под ключ» по лучшей цене и купите всё необходимое… у себя.
Здесь кроется главное преимущество открытия второго юридического лица.
Снижение налоговой нагрузки на бизнес
Существует вполне законная схема извлечения дополнительной прибыли из регистрации второго юридического лица.
Метод сводится к регистрации новой компании на имя человека, не имеющего с вами близких родственных связей. Например, на друга или хорошего знакомого, разумеется, с его согласия и при его непосредственном участии. По сути, вы приглашаете друга на работу учредителем и генеральным директором, заверяя договор об этом у нотариуса.
Важно! Номинальное или формальное управление без участия в деятельности компании преследуется по закону. Поэтому лучше найти знакомого, действительно готового трудиться, и предложить ему приличную зарплату.
Итак, ваша студия ландшафтного дизайна заключает с клиентом контракт на оказание комплексной услуги «под ключ». Всё оборудование и расходные материалы вы закупаете по партнёрской цене в «компании друга», а по сути – у самого себя. Разумеется, вы предлагаете лучшую цену среди конкурентов и доставку, а дополнительный доход получаете на производстве работ. При известной сноровке так можно удвоить ценник на комплекс услуг по сравнению с их набором у разных поставщиков. При этом пакет останется самым выгодным на рынке.
Секрет в том, что закупленные материалы и оборудование попадают в статью текущих расходов вашей студии ландшафтного дизайна и её налогооблагаемый доход существенно снижается. С «магазином друга» происходит примерно то же, ведь доставку и установку товаров произвела фирма-партнёр, разумеется, за деньги.
Хороший бухгалтер и 2-3 дня разрыва в сроках подачи налоговой декларации позволят вашей «двуглавой» компании до 50% сократить издержки бизнеса, оставаясь полностью в правовом поле.
Подводим итоги
Вести два бизнеса сразу очень выгодно. А одним из удобных и эффективных инструментов управления ими может стать переадресация вызовов на другой номер.
Функция переадресации звонков, наряду с целым рядом других полезных для бизнеса сервисов, входит в пакет услуг «Виртуальная АТС» от YouMagic.Pro.
Проведите бесплатный недельный тест-драйв виртуальной АТС. С первой минуты вы оцените открывшиеся перед вашим бизнесом новые возможности и перспективы.
Бизнес на троих: как партнерам себя обезопасить
Читатель Михаил спрашивает:
Как оформить бизнес, в котором три партнера? Какие риски надо предусмотреть?
Отвечаем: придется прописать много деталей
Партнеры по бизнесу могут быть самыми дружелюбными и сговорчивыми в мире людьми, но даже для таких лучше заранее прописать, как поступать в случае конфликта. Хорошо, если не пригодится.
Сосредоточимся на деталях, которые нужно заранее обговорить с партнерами и прописать в уставе, учредительном и корпоративном договорах.
Юридическая справка. Когда партнеры планируют вместе бизнес и регистрируют ООО, на юридическом языке они называются учредителями. Как только зарегистрировали, становятся участниками. Суть одна, а названия разные.
Доли в уставном капитале
Как открыть ООО. Спойлер: запаситесь нитками и иголками
Если несколько учредителей открывают ООО, они заключают договор об учреждении общества и составляют устав. Для простоты будем называть «договор об учреждении общества» учредительным договором. В учредительном договоре они прописывают размер уставного капитала, кто и в каких долях вносит в него вклады. В уставе пишут размер уставного капитала.
Уставный капитал может быть каким угодно по сумме, даже миллион. Но главное — не меньше 10 000 рублей. Эту сумму обязательно оплатить деньгами, а всё, что сверху, — можно деньгами или имуществом. Имущество — это недвижимость, ценные бумаги, вещи, имущественные права. Например, вкладом может быть здание, где будет работать компания; склад или офисный стол; право требования долга.
Чтобы вложить имущество дороже 20 000 рублей, его нужно оценить у независимого оценщика. То есть узнать, сколько имущество стоит в деньгах. Оценщик выдаст акт со стоимостью, но этого мало. Партнеры должны организовать собрание и утвердить стоимость имущества: составить протокол и все его подписать.
Доля партнера в компании оценивается по его вкладу в уставный капитал.
Три партнера открывают ООО с уставным капиталом 100 000 рублей.
Анатолий вкладывает 45 000 рублей, его доля — 45%;
Георгий вкладывает 5000 рублей, его доля — 5%;
Светлана вкладывает 50 000 рублей, ее доля — 50%
Партнеры должны внести свои вклады в уставный капитал в срок, который обозначен в учредительном договоре, но не позднее четырех месяцев после регистрации компании. Размер уставного капитала пишут в уставе и учредительном договоре.
Мы не рекомендуем делать уставный капитал по минимальной сумме в 10 000 рублей. У налоговой к такой компании могут быть вопросы. Если к тому же компания не работает по юридическому адресу или нарушает законы, налоговая может заподозрить, что это фирма-однодневка. А там — проверки, вопросы, нервы.
Условия работы компании в уставе
Устав — обязательный документ для регистрации ООО. В нем учредители прописывают правила, по которым будет работать компания: кто будет директором, как будут проходить собрания и распределяться прибыль, у кого сколько голосов. Мы не будем касаться всех положений устава, об этом будет отдельная статья. Расскажем, что важно указать, если три партнера начинают бизнес.
Порядок избрания директора и срок работы. У компании должен быть генеральный директор. Им может стать один из партнеров или человек со стороны.
Директор — главный в компании. Он подписывает договоры и отвечает за решения. В договорах так и пишут: «В лице генерального директора Анатольева Г. Г., который действует на основании устава».
В учредительном договоре пишут, кто директор. А в уставе участники определяют, на какой срок назначить директора. Например, они могут написать, что директор работает три года, а потом его переизбирают.
По закону для избрания директора нужна половина голосов участников. Но в уставе можно прописать другие условия:
«Генеральный директор избирается на срок 3 года. Решение об избрании генерального директора принимается единогласно всеми участниками общества».
Партнеры могут решить, по каким сделкам решения будет принимать директор, а по каким нужно советоваться с ними. Например, так:
Суммы могут быть любыми. Можно даже прописать, что директор будет согласовывать с партнерами даже покупку канцтоваров в офис, но для бизнеса это опасно.
Внешние инвесторы. Лучше до старта бизнеса определить, можно ли приглашать в компанию инвестора и давать ли ему долю. А то может получиться, что один участник хочет получить дополнительное финансирование от инвестора, а другие — против. И между ними возникает конфликт.
Если решают, что приглашать можно, формулировка такая:
«Увеличение уставного капитала общества может осуществляться за счет имущества общества и (или) за счет дополнительных вкладов участников общества».
«Увеличение уставного капитала общества за счет вклада третьих лиц запрещено».
Даже если кто-то из участников предложит пригласить инвестора, без изменения устава ничего не получится.
Выход из бизнеса. По закону партнер может выйти из бизнеса в любой момент и продать свою долю. Вот собрались трое партнеров делать бизнес, а через полгода один говорит: «Понял, что мне это неинтересно, я уезжаю на год к тибетским монахам постигать истины».
Для бизнеса это может быть опасно, например, если этот участник занимался привлечением клиентов или владел зданием, где работает компания. Он продает свою долю — у компании ни клиентов, ни здания.
Партнеры могут прописать в уставе, что выйти из компании нельзя в течение какого-то срока:
«Выход участника из общества запрещен в течение двух лет после регистрации Общества».
Если в уставе нет условия, что участник не может выйти из компании, он сначала предлагает купить ее другим партнерам. Если за месяц они не согласятся купить, он может продать ее любому человеку со стороны. И тогда в компании может появиться посторонний человек.
Продажу доли людям со стороны тоже можно запретить в уставе:
«Переход доли или части доли в уставном капитале Общества третьим лицам не допускается».
Подробнее об этом расскажем в отдельной статье об уставах.
Распределения прибыли. Не обязательно распределять прибыль пропорционально долям. Партнеры могут вложить в уставный капитал по десять тысяч рублей, но делать разные вклады в управление компанией:
Анатолий → привлекает клиентов;
Георгий → нанимает и обучает сотрудников, следит за их работой;
Светлана → приходит на общие собрания, голосует за решения и забирает свои дивиденды.
Получается, двое партнеров каждый день работают с утра до вечера, а третий ходит на собрания. Вклад неравный, поэтому справедливо распределить прибыль в зависимости от него.
«Часть прибыли общества, которая предназначена для распределения между его участниками, распределяется непропорционально их долям в уставном капитале общества:
Вся прибыль после распределяется между участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале».
Вместо даты можно поставить любой срок или прописать, как будет распределяться прибыль после этой даты.
Порядок голосования и количество голосов на собраниях. По закону у каждого участника столько голосов, какой вклад в уставный капитал:
Анатолий с долей 40% → 40 голосов;
Георгий с долей 5% → 5 голосов;
Светлана с долей 50% → 50 голосов.
Получается, голос Светланы всегда будет самым весомым.
В уставе можно прописать, что каждый участник владеет только одним голосом:
«Каждый участник Общества имеет на общем собрании один голос, независимо от его доли в уставном капитале Общества».
Теперь Светлана не будет ущемлять в решениях остальных.
Как быть, если участники умирают или делят имущество с супругами. Лучше заранее предусмотреть такие ситуации:
В обоих случаях в компании может появиться посторонний человек, который будет участвовать в решениях компании.
В жизни бывает всякое, поэтому лучше перестраховаться:
«Доли в уставном капитале общества переходят к наследникам граждан и правопреемникам юридических лиц, которые являются участниками Общества, только с согласия всех остальных участников общества».
«При разделе доли или части доли в уставном капитале Общества в натуре между участником и его супругом (-ой), в том числе бывшим (-ей), по любым основаниям права и обязанности участника Общества по такой доле или части доли переходят с согласия всех остальных участников общества».
«В натуре» — термин из закона. Это значит, что участник получает свою долю не деньгами, а имуществом. Например, ООО принадлежит две коровы. Участник с долей 50% выходит из ООО и получает свою долю одной коровой.
Корпоративный договор
Устав — обязательный документ для регистрации ООО, а корпоративный договор — по желанию. Но мы рекомендуем его составить.
Корпоративный договор — как брачный договор, только между партнерами. Его главная функция — решать спорные ситуации. Без корпоративного договора партнеры могут громко ругаться, ходить в полицию, судиться годами. Обычно спор заходит в тупик, никто не хочет уступать, поэтому в конце истории бизнес приходится ликвидировать.
В договоре можно прописать такие условия: