можно ли иконки хранить в коробке
Когда икон слишком много. Что советуют духовные отцы о количестве икон в доме
Количество икон в доме увеличивается порой незаметно для вас. Побывали на православной выставке, съездили в паломническую поездку в одну-другую. Услышали что-то от знакомых, а потом ищете в интернете нужные сведения, или читая поучения и наставления старцев, находите советы или примеры действия святых икон. И т.д. и т.п. И вы втягиваетесь в эти поиски, ваши мысли заняты не только делами, но и мыслями о ликах святых, которые могут помочь, по вашему сложившемуся убеждению, вам и вашим родным, решат ваши проблемы. Так было и со мной.
Поделиться статьей с друзьями:
Чем больше — тем лучше?
Часто бывая в паломнических поездках по монастырям и храмам Сибири и России, замечала за собою, что находясь в святом месте, глядя на образы, не хочется с ними расставаться. Ощущаешь мир в душе, появляется надежда, испытываешь необычное чувства милости Божией. И хочется увезти с собой частичку того, где ты побывала. Да и не только. Каждая икона связана с историей данной обители, храма. Появляется желание купить в православном ларьке хоть некоторые.
Святитель Игнатий Брянчанинов:
«Святые иконы приняты Святой Церковью для возбуждения благочестивых воспоминаний и ощущений, а отнюдь не для возбуждения мечтательности. Стоя пред иконою Спасителя, стой как бы пред Самим Господом Иисусом Христом, вездесущим по Божеству и иконою Своею присутствующим в том месте, где она находится. Стоя пред иконою Божией Матери, стой как бы пред Самой Пресвятой Девой. »
Но мы забываем, что незаметно создаём себе и нашим близким, живущим рядом с нами в одном доме, в одной квартире, проблемы и мнение о себе в не лучшую иногда сторону, удаляясь от своих близких.
Начинаем размещать иконы сначала в спальне, затем постепенно перебираемся в другие комнаты, вешаем иконы над дверями, расставляем их на окнах не спрашивая мнения близких и не советуясь с ними.
Получается, мы учитывали только свои желания и стремления. Увлекаясь покупкой икон, мы забываем главное: не помешать, не навредить, не навязать. Всё хорошо в меру.
Муж начал высказывать свои недовольства. Говорил: «Уже как в церкви». Получилось, что я невольно стала навязывть свой образ жизни мужу, влезла в его пространство. Он не ходит в церковь и на эту тему не любит разговаривать. Священик нашей церкви Ксении Петербургской, иерей Иоанн, дал совет относительно сложившейся ситуации: «Думать в первую очередь о других. Не стараться всё изменить. Не мешать».
Святитель Феофан Затворник:
«Иконы не содержат чудодейственной силы, а Господу угодно являть чудо от них или в присутствии их: или для возбуждения веры, кем-либо проявляемой, или для того и другого вместе. Затем высокое чествование сих икон уже последует естественно, как ради того, что Господу угодно было чрез эту икону явить милость Свою, так и потому, что чают и себе сподобиться той же милости пред сею иконою. »
Услышав совет священника, навела порядок: уменьшила количество икон в доме, чтобы они слишком часто не попадались на глаза мужу и моим близким. Когда я собирала в коробки любимые иконы, муж задал только один вопрос: «Куда?». Я ответила: «В церковь». Ведь есть люди, которые не имеют возможности купить для себя даже небольшую иконку. А дома спокойно поговорила с мужем, попросила прощения. И постепенно обстановка изменилась в лучшую сторону. Пришло понимание.
Об этом хорошо сказал клирик храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы протоиерей Александр Немчинов: «Православный христианин должен лучше других понимать, что желание накопительства без определенной цели — это страсть. И если эта страсть распространяется на святыню, в частности на иконы, то в этом уже присутствует некоторое кощунство. Хотя, в большинстве случаев, это, скорее всего, не страсть, а некая инерция».
Какие иконы должны быть в доме
Выбор икон для дома всегда индивидуален и здесь стоит прислушиваться к голосу вашего сердца. Бывает, что подвиг того или иного святого очень глубоко западает в душу, побуждает подражать ему в своей жизни.
Иконы можно и нужно разместить в разных комнатах. Икона должна быть и на кухне. Обязательно должен быть святой образ и в детской комнате. Например, икона Ангела-хранителя или икона Небесного Покровителя ребенка.
Над входом в дом или квартиру по традиции принято вешать икону Покрова Пресвятой Богородицы. Хотя это может быть любая другая икона или крест.
Размещение икон относительно друг друга в домашнем иконостасе
Главное место занимает икона Спасителя. Часто является и самой большой по размеру. Обычно это Спас Нерукотворный или Спас Вседержитель. Рядом с образом Христа размещают икону Богородицы с Младенцем. Если встать лицом к домашнему иконостасу, то икона Спасителя должна находиться справа от вас, а икона Богородицы — слева. Это основные иконы, они должны быть в красном углу обязательно. Выше этих икон можно поместить только икону Святой Троицы или икону Тайная вечеря.
Архиепископ Константинопольский Мефодий:
«Как многие в домах своих делают изображения человеков, родители — детей своих, дети — родителей своих, по причине любви и взаимной между собою связи, и для незабвенной памяти, так что и лобызают их — впрочем, не как богов, а ради памяти и любви к ним, так надлежит разуметь и об иконах святых, что для напоминания и для нашей любви, и для исправления жизни нашей. »
Ниже двух главных икон или сбоку от них можно расположить именные иконы, т.е. иконы святых, чьи имена носят члены семьи, а также другие иконы — покровителей профессий, особо чтимых вами святых и проч.
В любом случае следует помнить и о принципе иерархии. К примеру, икону святого нельзя поместить выше иконы Троицы, Спасителя, Богородицы и апостолов. Желательно увенчать домашний иконостас православным крестом.
Не стоит гнаться за количеством икон в домашнем иконостасе. Здесь важнее «качество» — лучше иметь всего две иконы — Спасителя и Богородицы, но написанные так, что перед ними действительно хотелось бы молиться.
Православная Жизнь
Об умеренности и хорошем вкусе, страсти к накопительству и святотатстве, щедрости и социальной работе – руководитель курсов катехизации Днепропетровской епархии, клирик храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы протоиерей Александр Немчинов.
Количество икон в доме православного христианина с годами увеличивается. Икона в церковной среде считается безошибочно правильным подарком. Причем дарят их порой даже людям, которые еще и перекреститься-то правильно не научились. Иконы привозят из паломнических поездок, покупают в связи с особыми событиями в жизни, но мало кто задумывается над тем, что жилплощадь наша не безразмерна. И хотя обычай дарить иконы существует издавна, ни крестьянские избы, ни богатые особняки наших боголюбивых предков никогда не были так переполнены святыми образами.
В дореволюционную эпоху иконы писали традиционно: красками по дереву. Понятно, что такая работа стоит дорого, и покупать такие иконы по любому поводу у большинства православного населения попросту не было возможности.
Производство литографических икон, даже в начале ХХ века, было еще довольно ограниченным, да и качество той продукции было совсем не высоким. В советское время иконопись была сведена к минимуму (о коллекционировании и спекуляции старинными иконами мы сейчас говорить не будем), иконная литография более-менее приличного качества тоже была редкостью.
Зато чёрно-белые фотографии икон, разукрашенные «ядовитыми» красками, можно было встретить в продаже не только в храме, но даже на базаре, рядом с такими же фотографиями рисунков пухленьких девочек, целующихся голубей и котят.
Разумеется, такие иконы верующие люди не могли рассматривать как подарок.
Под действием инерции
Но вот ушли в прошлое годы воинствующего атеизма. Производство церковной утвари, православной литературы, богослужебных книг и, конечно же, икон стало индустрией. Будем откровенны: сегодня реализация церковного товара — это бизнес, которым часто руководят люди очень далёкие от Церкви. Иконные лавки размещаются в супермаркетах, на вокзалах и в подземных переходах. Как и в любом другом бизнесе, здесь действуют рыночные законы, конкуренция, а значит и реклама. Витрины и товар оформляются и упаковываются таким образом, чтобы у потенциального покупателя возникло подсознательное желание прикоснуться к товару, взять его в руки и, не задумываясь, купить.
Но православный христианин должен лучше других понимать, что желание накопительства без определенной цели — это страсть. И если эта страсть распространяется на святыню, в частности на иконы, то в этом уже присутствует некоторое кощунство. Хотя, в большинстве случаев, это, скорее всего, не страсть, а некая инерция. Например, побывал в паломнической поездке – привозишь икону.
Как определить, когда количество икон в доме или на месте работы уже является чрезмерным? Строгих канонических предписаний здесь не существует. Так что если возникли такие сомнения, то лучше всего посоветоваться с духовником. А также руководствоваться чувством меры и вкуса.
Впрочем, как бы мы ни старались держать этот вопрос под контролем, бывают ситуации, когда мы не можем выйти за рамки традиций. Например, каждый священник, совершая паломничество на Святую Землю, понимает, что когда он вернется к своей пастве, как-то неправильно, да и не прилично будет не раздать людям иконки, крестики, освященные на Гробе Господнем или в Пещере Рождества Христова.
Прекрасный православный обычай
Сегодня у Церкви, слава Богу, есть возможность социальной и миссионерской работы. Это, прежде всего, служение в домах престарелых, инвалидов, детских домах и в местах заключения. На Светлой Седмице в этом году я был приглашен на соборное богослужение в нашем Днепропетровском СИЗО. После Литургии мы ходили по камерам, поздравляли с Пасхой, кропили Святой водой. И, без преувеличения, в каждой камере люди просили подарить им крестик или иконочку.
Во всех епархиях есть священники, которые занимаются окормлением пенитенциарной системы. Можно им предложить иконы для раздачи заключенным.
Резюмируя, хочется сказать, что большое количество икон отнюдь не является признаком благочестия. Древние монахи – пустынники, затворники, столпники — молились денно и нощно, чаще всего перед единственной иконой, да и то если таковая имелась.
Людям, не имеющим пока еще молитвенного опыта, перенасыщенность молитвенного уголка может мешать сосредоточиться. Кроме того, чрезмерное количество икон может быть свидетельством простой безвкусицы. Поэтому совершенно правильно поступают те настоятели, которые не перегружают храм множеством икон и соблюдают единый иконописный стиль.
Как разместить иконы в современной квартире: правила и запреты
В наше время иконы служат, скорее, украшением квартир, нежели предметом для общения с Богом. Многие держат святые образа в шкафах, ставят на телевизоры или компьютерные столы. Иногда встречается соседство икон с эзотерическими предметами, различными денежными жабами или ловушками снов. Поэтому стоит поговорить о правильности размещения образов в доме.
Издавна иконы располагались в «красном» углу таким образом, дабы вошедший человек мог сразу же перекреститься на образа. Только после этого гость приветствовал хозяев дома. Отсюда мы можем сделать вывод, что иконы вешались напротив входа в дом.
Современные квартирные планировки редко позволяют вешать образа напротив входа. Однако существует выход из данного положения: иконы размещаются в восточном углу помещения. Для наиболее удобного размещения образов приобретается специальная иконная полка. Размеры полки зависят от количества образов, которые будут размещены на ней.
Куда нельзя вешать иконы?
Еще один животрепещущий вопрос, ответ на которой предстоит дать в материале. Существуют ли запреты на размещение образов? Да, таковые имеются. В первую очередь, иконы нельзя ставить в закрытые книжные шкафы. Особенно нехорошо, если святые образа размещены рядом с любовными романами, детективами, книгами по эзотерике, фен-шую, иными оккультными литературными произведениями. В случае нахождения в шкафу православной литературы иконы можно размещать в нем.
Зачастую встречаются образа, стоящие на телевизорах (при наличии таковых старого образца). Это типичное неуважение к Спасителю, Матери Божьей и святым. Телевизор показывает много передач и фильмов достаточно греховного типа. Опять же, кино с эротическими сценами, сериалы, в которых употребляется мат, передачи, где «разбирают на косточки» личную жизнь известных людей. По большому счету, православные люди не должны смотреть это, не говоря уже о том, чтобы ставить иконы на телевизор.
То же самое относится к компьютерному столу и стене над ним. Лучше разместить образ в восточном углу комнаты наряду с остальными и перед тем, как сесть за компьютер, дабы поработать, помолиться перед иконами, попросить помощи в труде у Господа и Святых угодников Его.
Еще один момент, просто на всякий случай. Размещение икон в ванной комнате и туалете совершенно недопустимо. Думаю, всем понятно, почему так.
Что касается нахождения образов на кухне, вариант довольно неплохой. Икона размещается над столом или в восточном углу помещения, а хозяева дома молятся перед едой и просят благословения пищи.
Заключение
Вот такие нехитрые правила размещения икон в доме или квартире. Следует понимать, что красный угол необходимо содержать в чистоте, протирать в нем пыль. Перед образами желательно затеплить лампадку.
Правила хранения православных икон
Наверняка хотя бы раз в жизни каждый православный христианин задавался вопросом, как правильно хранить иконы. Имея дома свой иконостас, хочется сохранить образы в хорошем состоянии и, возможно, передать их своим детям. В храмах тоже вопрос сохранности стоит остро — большой поток людей, копоть свечей и перепады температур могут негативно сказываться на изображениях. Попробуем разобраться, как же сохранить в надлежащем виде почитаемые святыни.
Свод правил от специалистов Свято-Тихоновского гуманитарного университета
На кафедре реставрации Свято-Тихоновского гуманитарного университета были разработаны специальные правила хранения икон. Они подходят как для храмовых святынь, так и для тех, которые используются дома. Речь идет об образах, которые написаны красками на холсте, дереве или других материалах — именно они наиболее подвержены порче. Типографские изображения, напечатанные на принтерах, в меньшей степени нуждаются в особых условиях хранения.
Из всего перечня правил можно выделить основные:
Соблюдение таких достаточно простых и логичных правил поможет сохранить православные святыни на долгие годы без потери качества краски и яркости изображенных святых ликов.
Другие особенности хранения икон
Основные правила сохранности икон направлены на устранение чисто физических негативных факторов, могущих привести к порче изображения. Однако святая икона — это не просто картина, предмет искусства или украшение. Прежде всего, это большая святыня. И главное правило хранения иконы, как святыни — это благоговение.
О некоторых почитаемых иконах:
Совершенно недопустимо складывать иконы вместе с книгами, журналами, картинами или вообще какими-либо другими предметами.
Важно. Святые лики — носители образов Господа, Пресвятой Богородицы, святых мучеников и подвижников благочестия. Глядя на них, наш ум призван возвышаться к первообразу.
Хорошо, если святые изображения не пылятся в столе, а находятся у верующих людей. Поэтому всегда предпочтительнее подарить лишнюю икону верующему христианину, чем хранить ее у себя. Исключением могут быть старинные родовые образа, которые передаются по наследству как семейная реликвия.
Многие изображения святых сегодня расцениваются как произведения искусства и могут иметь значительную ценность как финансовую, так и художественно-историческую. Тем не менее, не следует забывать, что перед образом нужно прежде всего молиться.
Небольшие иконки, напечатанные на бумаге или пластике, очень удобно хранить в молитвословах. Достаточно просто прикрепить образок на страницу с молитвой тому, кто изображен. В таком случае, читая эту молитву, образ всегда будет перед глазами и проще будет вознести свой ум к Богу.
Что же касается храмов, то в большинстве из них оборудованы специальные помещения для хранения икон, которые не используются постоянно в богослужениях. Эти образа могут выноситься на аналой в дни особых праздников или на молебны по просьбе прихожан. Те же лики, которые постоянно висят на стенах храма, чаще всего закрываются стеклом.
Прикладываясь к святому изображению, спрятанному за стеклом, многие думают, что лишаются благодати, поскольку не касаются непосредственно изображения. Такой подход чужд христианству, поскольку благодать исходит не от доски с краской как таковой, а от Господа нашего Иисуса Христа, святых. И разве может обыкновенное стекло стать препятствием для благодати всемогущего Бога?
Еще одной благочестивой традицией является украшение иконостасов вышитыми рушниками или красивой тканью. Особенно часто такое встречается дома у верующих людей пожилого возраста. Действительно, покрывало из ткани убережет лик от пыли и копоти от свечей и облегчит уход за святыней.
Благоговейное отношение к изображению святого лика — это, прежде всего, молитва. Можно завесить весь дом самыми красивыми иконами, но если перед ними не читают искреннюю сердечную молитву, то это совершенно бессмысленно.
Как не потерять домашнюю икону
Беседа с реставратором Виктором Капитанчуком
Виктор Афанасьевич Капитанчук по образованию химик (окончил химический факультет МГУ) и именно как химик в 1971 году был приглашен на работу в Научно-реставрационный центр им. академика И. Грабаря, где проработал почти 20 лет. Общение с реставраторами дало свои плоды, и когда Виктор Афанасьевич из-за тяжелой болезни вынужден был длительное время находиться дома, он увлекся реставрацией икон и иконописанием. А потом Божием Промыслом был приведен к отцу Артемию Владимирову в храм в Красном селе. Здесь он проработал 21 год как иконописец и реставратор, заведующий иконописной и реставрационной мастерской. «Счастливое время!» – отзывается Виктор Афанасьевич об этом своем служении. Как профессиональный химик, практик-реставратор и художник-иконописец, он знает многие секреты икон. И потому его советы о том, как обращаться с иконами и ухаживать за ними, что делать, если образ уже поврежден, и чего делать ни в коем случае нельзя, будут особенно полезны нашим читателям.
– В ваши руки отдавали иконы, которые пострадали от неправильного обращения. Какие элементарные вещи надо знать владельцу написанной иконы, чтобы ее не испортить?
– Никаких жестких воздействий: растворителей, чистящих средств. Знаете, как, бывало, иконы чистили? Кирпичом толченым, песком!
– Дерзновенно придумано…
– Представляете, что оставалось. Или чистили иконы золой, то есть щелочным раствором.
Очень вредно, когда икону чистят, не снимая оклада. Чистящие средства забиваются в щели, каменеют, их потом трудно удалить.
Максимум, что может человек делать дома, – удалять пыль ваткой, тряпочкой, салфеточкой. Не мокрой, а влажной. Со всеми остальными проблемами лучше идти к реставратору.
Обычно иконы темнеют из-за осаждения копоти, жирной. В крайнем случае можно и дома удалять жирные наслоения – детским мылом, потому что оно не щелочное.
– А если икона начинает осыпаться?
– По традиции иконы пишут на доске. Доски даже столетия спустя – живые, нестабильные, реагируют на влагу. За исключением очень смолистых досок. Мне приходилось реставрировать иконы, которые «повело», и они стали выпуклыми или даже вогнутыми. Исправить это сложно. Или при высыхании доска «садится», как ткань после стирки и сушки. А это приводит к вздутиям и осыпям левкаса.
Нужно выбирать такое место для иконы, чтобы были минимальные колебания температуры и влажности. Отчего случаются колебания? Летом идут дожди. Зимой сильно высыхает воздух в квартире. Открываем форточки, мороз «тянет влагу» из квартир.
– Как бороться с сухим воздухом?
– В Эрмитаже (я был как-то давно) клали тряпки на батареи, еще вешали на них самодельные банки с водой. Сейчас продаются увлажнители, влагомеры. Но кто ж это дома будет делать.
После дождя сквозняк может икону попортить. Поэтому не надо вешать икону там, где сквозняки. Проверить отсутствие сквозняков можно просто – зажигалкой.
Не надо вешать там, где попадают прямые лучи солнца, иначе будут большие колебания температуры, икона начнет выкрашиваться. Систему отопления в комнате тоже приходится учитывать, когда подыскиваешь место для иконы.
Мы как-то отреставрировали икону. Через неделю приходит хозяйка: «У меня икона пополам треснула». Встречный вопрос: «Где она у вас была?» Хозяйка говорит: «В углу висела». Дальше выясняем: «Там случайно трубы отопления не было?» Она утвердительно кивает. Всё ясно! «Что вы хотите? Вы ее высушили. Древесина села, возникло напряжение, икона треснула. В полном соответствии с законами физики».
– Сопротивление материалов…
– И еще не надо иконы мазать маслом! Со временем в икону пыль въедается, она мутнеет, люди к празднику протрут подсолнечным маслицем – икона ярче становится. Заиграла. А потом на нее опять села пыль, стало еще хуже.
Подсолнечное масло – невысыхающее. Льняное масло, которое используют в живописи, через три дня высыхает. Но и его не надо лить, потому что оно темнеет.
– Потемнение иконы относится к числу классических проблем.
– Иконы покрывали олифой – это вареное льняное масло. При старении идут процессы полимеризации и окисления. При этом образуются хромофорные группы (окрашенные), за счет чего олифа со временем темнеет (помимо потемнения из-за копоти).
Под действием ультрафиолетового излучения солнца хромофорные группы разрушаются. На Руси это явление знали. И в марте, когда солнце наиболее жесткое, иконы выносили из храма на солнечный свет. Так иконы высветлялись.
Состав олифы старинной до конца не известен. Ясно, что в ней было льняное масло. Но мастер мог добавлять и еще что-то, плавленый янтарь например.
– Что еще нам надо знать по реставрации икон?
– Иногда икону отдают на реставрацию «знакомому художнику». Мне попадались целиком записанные плохим художником иконы. Это не реставрация. Я смывал верхний слой, под ним открывалась приличная иконопись.
Бывает, написанную икону подгоняют по размеру – отпиливают Младенцу ножку. Чистое варварство!
– У меня икона была, из которой шпонка выпадала. Шпонка ведь препятствует выгибанию доски. Как к этому относиться?
– Чтобы предохранить иконы от коробления, врезали шпонки с обратной стороны иконы. После XVII века шпонки стали врезать в торец. Если шпонка сделана плохо, то напряжения такие большие, что шпонка вылетает. Это хорошо. Коробление доски всё равно идет, но шпонка в процессе уже не участвует. Если шпонка сделана надежно, не вылетает, то она может разорвать доску.
Доска усыхает быстрее с тыльной стороны. Потому что с лицевой стороны положен левкас, он играет роль влажностного барьера.
– От этого икона становится «выпуклой».
– Да. Большемерные иконы делают из нескольких досок, которые по-разному могут вести себя при высыхании. В Третьяковке я видел икону: одна половина плоская, а другая – полубочкой.
– Каждая доска иконы своей жизнью живет.
– Своей жизнью… Бывают еще повреждения такие: плесень съедает связующий клей в левкасе, и левкас начинает рассыпаться. Дунешь – он пылит. Это трудная ситуация, требуется специальная методика пропитки яичной эмульсией или жидким клеем.
Хуже всего, если владелец иконы начинает сам ее укреплять. Потому что процесс укрепления иконы – самый опасный. Даже опаснее, чем расчистка.
– Еще опаснее?
– Ну, есть, конечно, «умельцы» расчищать икону чрезвычайно жестко. Они нашатырным спиртом или ацетоном расчищают и… смывают краски.
Если икона начала шелушиться, то другие «умельцы» ее укрепляют каким-нибудь синтетическим клеем, например ПВА. Корпускулы этих клеев очень крупные, они в глубину левкаса не проходят и создают на поверхности левкаса пленку, которую просто так не снимешь. Пленка эта очень прочно связывается с олифой и красочным слоем и удаляется – вместе с ними.
У меня был однажды тяжкий случай с реставрацией. Я осторожно помещал каплю воды на икону, кончиком разогретого утюга кипятил каплю. Вода нагревала клеевую пленку, та становилась более податливой, и я скальпелем по миллиметру удалял пленку, расчищал.
– Понятно, ПВА в укреплении иконы не поможет.
– Вообще расчистка иконы должна начинаться с протирки слабым водным раствором детского мыла. Я это не всегда делал, и зря.
Важный момент для правильного хранения иконы: надо стремиться к тому, чтобы икона была в киоте. Он защищает икону от копоти, от пыли, от сквозняков и даже от температурно-влажностных колебаний.
Все эти разговоры: «Передавать ли Церкви ценные старинные иконы? Не пострадают ли они?» – чушь. При современной технике икону можно так запечатать, что ей в храме никакие внешние воздействия не страшны. С другой стороны, у нас в музеях иконы подчас хранятся жутко. На одной конференции хранитель рассказал, как у них прорвало канализацию, и сотрудники ведрами воду выносили из хранилища икон.
Везде следить нужно за иконами. В один храм меня пригласили реставрировать иконостас: с икон левкас отлетал. Почему? У них вверху фонарь открыт был. Поток воздуха шел от входа в храм и кверху через центр иконостаса – центральные иконы больше всего и пострадали. От сквозняка.
– Хотелось бы вернуться к проблеме киота. Икона без киота лучше видна, стекло ведь бликует.
– Правильно. У меня тема в «Грабаре» была – небликующие стекла. Теоретически небликующие стекла есть в наличии. В музеях нет – это проблема финансовая. В Саратове завод выпускает модифицированные стекла, кажется небликующие тоже. Можно у них узнать, как с этой проблемой справиться.
– У нас небликующие мониторы давно не редкость, а на киотах стекла…
– Человек подходит к иконе и любуется на самого себя…
– Точно. Последний вопрос: горящая лампада и живые цветы перед иконой какое-то воздействие на нее оказывают?
– Думаю, малосущественное воздействие. От лампады, которая на расстоянии 15 см висит, проблем не будет. А вот когда горящие свечи ставят перед иконой и они на икону падают… С этим тоже приходилось работать. Приносят мне одну икону, а там несколько выгораний от свечей. Следить же необходимо!
– Спасибо вам за напоминание очевидных вещей и еще за те сведения об иконах, которые совсем не очевидны.