молочный брат кто такой в исламе
Что делать супругам, которые узнали, что являются молочными братом и сестрой?
Можно ли вступать в брак, если есть молочное родство? (Источник фото: freepik.com)
Чтобы молочное родство между мужчиной и женщиной было действительным, они должны быть уверенными, что кормление грудью имело место быть на самом деле. Молочное родство возникает в том случае, если ребенок до двух лет был вскормлен грудью, и нет разницы, сколько он выпил молока. Пусть даже это будет один раз. Поэтому женщина и мужчина, которых вскормила одна женщина, не могут жениться друг на друге (ас-Сарахси, «аль-Мабсут», 5 том, 137; Касани «Бадаи», 4 том, 8).
Согласно мнению шафиитов и ханбалитов, чтобы молочное родство было действительным, младенец до двух лет должен быть вскормлен 5 раз полноценно (Ибн Кудама, «аль-Мугни», 11 том, 309; Ширбини, «Мугни аль-Мухтадж», 3 том, 546).
Если так случилось, что муж с женой достоверно узнали о том, что являются молочными братом и сестрой, то их брак аннулируется. Достоверно они могут узнать об этом в том случае, если их кормлению были свидетелями двое справедливых мужчин или же один мужчина и две женщины. Также брак будет аннулирован, если муж, даже без свидетелей, станет утверждать, что они со своей супругой являются молочными братом и сестрой.
Если до того, как узнать о родстве, между ними было соитие, то жена обязана получить «махр мисль» (то есть, минимальный размер махра, который получали ее родственницы по отцовской линии). Если же между ними не было соития, то муж не должен выплачивать никакого махра («аль-Фатава аль-хиндия», 1 том, 380-381).
«Фатвалар», Высший комитет по делам религии Турции, стр. 439
Молочное родство
Молочное родство возникает в результате вскармливания женщиной грудным молоком чужого ребенка при наличии следующих условий:
1 – необходимо, чтобы молоко было женским. К примеру, если мальчик и девочка выпьют молоко одного и того же животного, молочное родство не устанавливается.
2 – чтобы кормилице было не менее девяти лет, а ребенку – не более двух. Также необходимо, чтобы вскармливание проходило в пять приемов. Например, один прием засчитывается, даже если ребенок оторвался от груди и сразу же вернулся, либо оторвался, чтобы перейти на другую грудь. А если ребенок несколько раз оторвался, отказываясь, то сколько раз он оторвался, столько приемов и засчитывается. Если все молоко выцедили одним разом, но кормили пять раз, либо наоборот, а кормили всего один раз, то засчитывается только одно кормление.
А если кормилица засомневается в том, сколько раз она кормила ребенка или сколько лет было ребенку во время кормления, то тогда молочного родства не будет.
Брак между молочными родственниками по Шариату запрещается. Грудное молоко или любой другой продукт, полученный из подобного молока. В том случае, если при кормлении будут соблюдены все вышеупомянутые обстоятельства, кормилица становится молочной матерью ребенка, а он ее молочным сыном или дочерью. А муж кормилицы – молочным отцом. Его дети – молочными братьями и сестрами этого ребенка. Кровные либо молочные родители кормилицы становятся молочными дедушками и бабушками. А дети кормилицы – его братьями и сестрами. Ее (кормилицы) братья и сестры (ребенка) – дядями и тетями. Отец мужа кормилицы дедушкой, а его (мужа кормилицы) брат дядей тому ребенку и так далее все остальные родственники.
Брак между молочными родственниками по Шариату запрещается. В том случае, если муж даст развод жене или скончается, то любой ребенок, которого вскормит его бывшая жена (или вдова во 2-й ситуации), становится молочным ребенком не только кормилицы, но и ее бывшего мужа. Молочного родства между ребенком и бывшим мужем кормилицы не возникает только тогда, когда кормилица в момент кормления ребенка будет только что родившей, либо беременной от другого мужа и с момента беременности пройдет столько времени, за которое начинается процесс выработки молока.
Если мужчина будет утверждать, что некая женщина – его молочная сестра (или любая другая близкая родственница, с которой ему запрещено вступать в брак), то ему запрещается на ней жениться, но при условии правдивости его признания. Например, он утверждает, что некая женщина его дочь, а она оказалась старше его по возрасту, тогда брак между ними не запрещен. А если оба супруга признают, что между ними есть молочное родство, препятствующее продолжению брака, они должны расстаться. Следовательно, муж дает жене калым (махр), соответствующий ее уровню и статусу вместо оговоренного при заключении брака, если у них была половая связь. Если же связи не было, то ничего не должен. В случае, если муж утверждает, что они с супругой молочные родственники, а она это опровергает, то брак расторгается. Он обязан дать жене оговоренный махр, если у них была половая связь, а если нет, то половину махра. Если же жена утверждает, что они молочные родственники, а муж отрицает, то принимают слово мужа, подкрепленное клятвой, что ее выдали замуж по ее согласию. Если ее выдал замуж муджбир (отец или дедушка) без ее согласия на то, то оправдывают ее. Брак расторгается и муж обязан дать ей махр, соответствующий ее уровню и статусу, если у них была половая связь, а если нет – то не должен. Кормление грудью подтверждается свидетельством двух мужчин или одного мужчины и двух женщин, либо свидетельством четырех женщин. Кормилица тоже может выступать в качестве свидетеля, если не требует платы за оказанные ею услуги. Свидетели должны помнить точную дату кормления, количество кормлений, попадание молока в желудок ребенка.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Молочный брат кто такой в исламе
Почему в исламе запрещено жениться на кормилице и на молочных братьях и сёстрах? (Фото: obislame.info).
В Священном Коране чётко определены границы того, с какими людьми мусульманину не дозволяется вступать в брак. И одним из препятствий для создания семьи двумя верующими является их молочное родство: запрещено жениться на кормилице и на молочных братьях и сёстрах:
«Не женитесь на женщинах, на которых были женаты ваши отцы, если только это не произошло прежде (ниспослания данного запрета). Воистину, это является мерзким и ненавистным поступком и скверным путем. Вам запретны ваши матери, ваши дочери, ваши сестры, ваши тетки со стороны отца, ваши тетки со стороны матери, дочери брата, дочери сестры, ваши матери, вскормившие вас молоком, ваши молочные сестры, матери ваших жен, ваши падчерицы, находящиеся под вашим покровительством, с матерями которых вы имели близость, но если вы не имели близости с ними, то на вас не будет греха; а также жены ваших сыновей, которые произошли из ваших чресл. Вам запретно жениться одновременно на двух сестрах, если только это не произошло прежде. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный!» (Ан-Ниса, 22-23).
Однако в чём кроется мудрость такого запрета, тогда как изначально гены молочных родственников абсолютно разные?
«Генетика предполагает, эпигенетика располагает» (Фото: shutterstock.com).
Прогресс современной генетики и знаний о физиологии человека приблизил учёных к разгадке сего запрета. Не вдаваясь в излишние подробности, простым языком это можно объяснить следующим образом:
Грудное молоко женщины является весьма богатым питательными веществами, которые насыщают малыша. А благодаря антителам, содержащимся в молоке, ребенок находится под защитой от различных инфекций, пока не сформируется его собственная иммунная система.
Для благополучного исхода жизнь верующих должна быть тесно связана со своим Господом (Фото: elements.envato.com).
Изначальная генетическая структура человека остаётся неизменной всю его жизнь. Однако, помимо этого, существует механизм, именуемый эпигенетикой, который изменяет активность генов во время дальнейшего роста и деления клеток.
Суть в том, что такие изменения наследуются и сохраняются в ряде митотических делений* соматических** клеток, а также могут передаваться следующим поколениям. То есть, это влияет на формирование характера, психологическую структуру личности и другие его данные. Или, как сказал выдающийся английский биолог Питер Медавар: «Генетика предполагает, эпигенетика располагает».
Вещества, находящиеся в грудном молоке женщины, оказывают прямое влияние на РНК*** и ДНК**** вскормленного ею ребёнка. Например, микроРНК, содержащиеся в грудном молоке одной женщины отличается от микроРНК другой.
Грудное молоко трансформирует когнитивную и психологическую структуру ребёнка (Фото: shutterstock.com).
МикроРНК происходят из генов матери, а значит, ребенок, пьющий молоко кормилицы, находится под влиянием её генов, которые перестраивают его гены на эпигенетическом уровне.
«Матери должны кормить своих детей грудью два полных года, если они хотят довести кормление грудью до конца…» (Аль-Бакара, 233)
Согласно последним исследованиям, первые два года жизни человека, то есть период грудного вскармливания, являются временем, в течение которого эпигенетические изменения наиболее активны.
Грудное молоко трансформирует когнитивную и психологическую структуру ребёнка благодаря этим эпигенетическим характеристикам.
В течение двух лет грудного вскармливания эпигенетические факторы молока кормящей матери способны подвергнуть изменению более 146 генов!
Молочные родственники приобретают те же характеристики, что имеют между собой и кровные братья и сестры (Фото: shutterstock.com).
Если учесть, что даже один ген способен вызвать серьёзные изменения в физическом и психологическом характере человека, – можно представить насколько огромную роль играет грудное вскармливание!
Как было сказано, эпигенетические изменения, передаваемые от молока к ребенку, не ограничиваются лишь психологией, постоянно регулируя все его физиологические характеристики. Поэтому молочные родственники приобретают те же характеристики, что имеют между собой и кровные братья и сестры.
Среди прочего, у кормилицы развиваются материнские чувства по отношению к ребёнку, которого она вскармливает своим молоком, так же, как и у ребенка развивается ответное чувство по отношению к ней.
Принимая во внимание этот регулирующий и гомогенизирующий эффект грудного молока на генетическую структуру молочных родственников, запрет ислама на браки между ними соответствует мудрости, интересу, научному подходу и является правильным.
Бесконечная хвала Господу, Который сотворил нас из ничего и оповестил о Своём существовании!
_____________________________________________________
*Митотическое деление – особый способ упорядоченного деления клеток, при котором каждая из двух дочерних клеток получает хромосомы в точно таком же количестве и точно такого же строения, что и хромосомы, которые имела материнская клетка.
**Соматические клетки – клетки, составляющие тело многоклеточных организмов и не принимающие участия в половом размножении. То есть, это все клетки, кроме гамет.
***РНК – рибонуклеи́новая кислота́ – одна из трёх основных макромолекул, которые содержатся в клетках всех живых организмов и играют важную роль в кодировании, прочтении, регуляции и выражении генов.
****ДНК – дезоксирибонуклеиновая кислота́ – макромолекула, обеспечивающая хранение, передачу из поколения в поколение и реализацию генетической программы развития и функционирования живых организмов.
Молочное родство
Имам ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-Мухтадж» пишет:
«Необходимым условием для установления молочного родства является полноценное пятикратное грудное кормление ребенка, не достигшего двухлетнего возраста».
ﻭ ﺑﺎﻟﺮﺿﺎﻉ اﻟﻤﺴﺘﻮﻓﻲ ﻟﻠﺸﺮﻭﻁ (ﺗﺼﻴﺮ اﻟﻤﺮﺿﻌﺔ ﺃﻣﻪ) ﺃﻱ اﻟﺮﺿﻴﻊ (ﻭاﻟﺬﻱ ﻣﻨﻪ اﻟﻠﺒﻦ أباه ﻭﺗﺴﺮﻱ اﻟﺤﺮﻣﺔ) ﻣﻦ اﻟﺮﺿﻴﻊ (ﺇﻟﻰ ﺃﻭﻻﺩﻩ) ﺃﻱ اﻟﺮﺿﻴﻊ ﻧﺴﺒﺎ ﺃﻭ ﺭﺿﺎﻋﺎ ﻭﺇﻥ ﺳﻔﻠﻮا
«В результате вскармливания, полностью отвечающего необходимым требованиям, кормилица становится молочной матерью этого ребенка, а её муж, являющийся отцом её родного ребенка, при рождении которого у неё и появилось это молоко, становится молочным отцом. Молочное родство распространяется в будущем и на детей и внуков этого ребенка, будь они кровными или же молочными».
ﻭﺁﺑﺎء اﻟﻤﺮﺿﻌﺔ ﻣﻦ ﻧﺴﺐ ﺃﻭ ﺭﺿﺎﻉ ﺃﺟﺪاﺩ ﻟﻠﺮﺿﻴﻊ ﻭﻓﺮﻭﻋﻪ ﻓﺈﺫا ﻛﺎﻥ ﺃﻧﺜﻰ ﺣﺮﻡ ﻋﻠﻴﻬﻢ ﻧﻜﺎﺣﻬﺎ (ﻭﺃﻣﻬﺎﺗﻬﺎ) ﻣﻦ ﻧﺴﺐ ﺃﻭ ﺭﺿﺎﻉ (ﺟﺪاﺗﻪ) ﻓﺈﺫا ﻛﺎﻥ ﺫﻛﺮا ﺣﺮﻡ ﻋﻠﻴﻬﻢ ﻧﻜﺎﺣﻪ (ﻭﺃﻭﻻﺩﻫﺎ ﻣﻦ ﻧﺴﺐ ﺃﻭ ﺭﺿﺎﻉ ﺇﺧﻮﺗﻪ ﻭﺃﺧﻮاﺗﻪ ﻭﺇﺧﻮﺗﻬﺎ ﻭﺃﺧﻮاﺗﻬﺎ) ﻣﻦ ﻧﺴﺐ ﺃﻭ ﺭﺿﺎﻉ (ﺃﺧﻮاﻟﻪ ﻭﺧﺎﻻﺗﻪ ﻭﺃﺑﻮ ﺫﻱ اﻟﻠﺒﻦ ﺟﺪﻩ ﻭﺃﺧﻮﻩ ﻋﻤﻪ ﻭﻛﺬا اﻟﺒﺎﻗﻲ )
«Кровные или же молочные отец и дед кормилицы становятся дедом и прадедом ребенка, а в последующем и для его детей. И если этот ребенок– девочка, то им запрещено на ней жениться. Кровные или же молочные мать и бабушка кормилицы становятся бабушкой и прабабушкой для этого ребенка. И если этот ребенок– мальчик, то им нельзя в последующем вступить с ним в брак. Кровные или же молочные дети кормилицы становятся братьями и сестрами этого ребенка, а её кровные или же молочные братья и сестры становятся дядями и тетями этого ребенка. Отец мужа кормилицы становится его дедом, брат–дядей и т. д. »
[См.: Тухфат аль-Мухтадж, т. 8 с. 285-291].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
• Если женщина накормит грудным молоком приёмного ребенка пять раз до достижения им двух лет, то её сестра становится ему молочной тётей, уединение с которой в Исламе дозволено.
Молочное родство
Молочное родство возникает в результате вскармливания женщиной грудным молоком чужого ребёнка при наличии следующих условий:
1) необходимо, чтобы молоко было женским. К примеру, если мальчик и девочка выпьют молоко одного и того же животного, молочное родство не устанавливается;
2) чтобы кормилице было не менее девяти лет, а ребёнку – не более двух. По мнению некоторых учёных ханафитского мазхаба, молочное родство устанавливается до исполнения ребёнку двух с половиной лет, однако более весомым является вышеупомянутое мнение, т. е. до двух лет, как по шафиитскому мазхабу.
Согласно шафиитскому мазхабу также необходимо, чтобы вскармливание проходило в пять приёмов. Например, один приём засчитывается, даже если ребёнок оторвался от груди и сразу же вернулся, либо оторвался, чтобы перейти на другую грудь. А если ребёнок несколько раз оторвался, отказываясь, то сколько раз он оторвался, столько приёмов и засчитывается. Если всё молоко выцедили одним разом, но кормили пять раз, либо наоборот, а кормили всего один раз, то засчитывается только одно кормление. Согласно ханафитскому мазхабу молочное родство возникает даже при одном приёме молока, в каком бы малом количестве оно ни было, например хоть с каплю.
А если кормилица засомневается в том, сколько раз она кормила ребёнка или сколько лет было ребёнку во время кормления, то тогда молочного родства не будет.
Брак между молочными родственниками по Шариату запрещается. По мазхабу имама аш-Шафии молочное родство возникает и при употреблении ребёнком не только самого молока, но и любого другого продукта, в который попало женское молоко или который образовался из этого молока. Согласно ханафитскому мазхабу молочное родство возникает только при проникновении молока именно в жидком виде в утробу ребёнка. В том случае, если при кормлении будут соблюдены все вышеупомянутые обстоятельства, кормилица становится молочной матерью ребёнка, а он – её молочным сыном или дочерью. А муж кормилицы – молочным отцом. Его дети – молочными братьями и сёстрами этого ребёнка. Кровные либо молочные родители кормилицы становятся ему молочными дедушками и бабушками. А дети кормилицы – его братьями и сёстрами. Её (кормилицы) братья и сёстры – дядями и тётями (ребёнка). Отец мужа кормилицы – дедушкой, а его (мужа кормилицы) брат – дядей тому ребёнку, и так далее все остальные родственники.
Брак между молочными родственниками по Шариату запрещён. В том случае, если муж даст развод жене или скончается, то любой ребёнок, которого вскормит его бывшая жена (или вдова во 2-й ситуации), становится молочным ребёнком не только кормилицы, но и её бывшего или покойного (во 2-й ситуации) мужа. Молочного родства между ребёнком и бывшим мужем кормилицы не возникает только тогда, когда кормилица в момент кормления ребёнка будет только что родившей, либо беременной от другого мужа и с момента беременности пройдёт столько времени, за которое начинается процесс выработки молока.
Если мужчина будет утверждать, что некая женщина – его молочная сестра (или любая другая близкая родственница, с которой ему запрещено вступать в брак), то ему запрещается на ней жениться, но при условии правдивости его признания. Например, он утверждает, что некая женщина – его дочь, а она оказалась старше его по возрасту, тогда брак между ними не запрещён. А если оба супруга признают, что между ними есть молочное родство, препятствующее продолжению брака, они должны расстаться. Следовательно, муж даёт жене калым (махр), соответствующий её уровню и статусу, вместо оговорённого при заключении брака, если у них была половая связь. Если же связи не было, то ничего не должен.
В случае если муж утверждает, что они с супругой – молочные родственники, а она это опровергает, то брак расторгается. Он обязан дать жене оговорённый махр, если у них была половая связь, а если нет, то половину махра. Если жена утверждает, что они молочные родственники, а муж отрицает, то принимают слово мужа, подкреплённое клятвой, что её выдали замуж по её согласию. Если её выдал замуж муджбир (отец или дедушка) без её согласия на то, то оправдывают её. Брак расторгается, и муж обязан дать ей махр, соответствующий её уровню и статусу, если у них была половая связь, а если нет – то не должен.
Кормление грудью подтверждается свидетельством двух мужчин или одного мужчины и двух женщин, а в шафиитском мазхабе подтверждается не только вышеупомянутыми категориями лиц, но и свидетельством четырёх женщин. Кормилица тоже может выступать в качестве свидетеля, если не требует платы за оказанные ею услуги. Свидетели должны помнить точную дату кормления, количество кормлений, попадание молока в желудок ребёнка.
Ислам не запрещает кормить чужих детей, ведь у самого Пророка (мир ему и благословение) были кормилицы. Работникам роддомов, в которых имеется практика сбора молока у всех рожениц, необходимо прекратить её либо информировать всех матерей о том, кого и сколько раз кормили их молоком. В противном случае им (работникам роддома) придётся держать суровый ответ перед Всевышним на Том свете за каждую супружескую пару, которая имела близкие отношения, не имея на то право по Шариату (мусульманское право).
Надеемся, что эта статья не останется без внимания. У меня убедительная просьба к руководителям и работникам родильных домов, чтобы те не допускали подобных случаев.