мне стали слишком малы твои тертые джинсы нас так долго учили любить твои запретные плоды
Последнее письмо (Гудбай, Америка) – Наутилус Помпилиус
«Последнее письмо» («Гудбай, Америка») – песня группы «Наутилус Помпилиус» из альбома «Невидимка». Авторы текста – Вячеслав Бутусов и Дмитрий Умецкий, композитор – Вячеслав Бутусов. Композиция также входит в альбом «Князь Тишины». В 2000 году песня стала главной музыкальной темой художественного фильма Алексея Балабанова «Брат-2».
Наутилус – Гудбай, Америка – слушать
Интересные факты о песне
Как вспоминал Вячеслав Бутусов в различных интервью, песню «Гудбай, Америка» «Наутилус» сделал для добивки материала альбома, который по мнению музыкантов получался слишком коротким. В студии, где записывали «Невидимку», был современный синтезатор, в котором были забиты готовые мелодии. Под одну из них Вячеслав Геннадьевич и записал вокал.
Изначально песня задумывалась как реггей, однако в синтезаторе не оказалось нужного ритма, поэтому музыканты использовали румбу. Объясняя смысл композиции, Бутусов говорил, что таким образом он прощается с «Америкой своего детства». Под этим подразумевались фильмы и истории об индейцах с Гойко Митичем в главной роли. Однако, публика уловила в песне иной смысл.
В 1988 году песня была переведена на английский язык и в таком виде исполнена на концерте в Финляндии. К разочарованию музыкантов, никто из финских коллег даже не заметил перехода вокалиста с русского на английский язык. Как курьёз Бутусов вспоминал случай, произошедший во время выступления «Наутилуса» в Нью-Йорке на фестивале NMS, когда к нему подошла девушка-финка и поинтересовалась, почему не прозвучала песня «Гудбай, Америка».
Наутилус Помпилиус – Гудбай Америка – текст песни
Когда умолкнут все песни,
Которых я не знаю
В терпком воздухе крикнет
Последний мой бумажный пароход:
«Гуд-бай Америка – о,
Где я не был никогда,
Прощай навсегда,
Возьми банджо сыграй мне на прощанье!»
Мне стали слишком малы
Твои тертые джинсы.
Нас так долго учили
Любить твои запретные плоды.
Гуд-бай Америка – о,
Где я не буду никогда.
Услышу ли песню,
Которую запомню навсегда?
История одной песни: «ГУД-БАЙ, АМЕРИКА», Nautilus Pompilius
Песня, успех которой — до сих пор загадка для Вячеслава Бутусова. Участники группы говорят, что не догадывались, когда сочиняли «Последнее письмо», что на самом деле записывают настоящий гимн перестроечного поколения. Во всяком случае, той части населения, которая тогда смотрела на Запад.
У этой песни два названия. Второе появилось позже, когда группа гастролировала в США, и одна из зрительниц попросила спеть песню «Гуд-бай, Америка». Это название и закрепилось за композицией.
Популярность песне обеспечил текст. На пластинке «Князь тишины» указаны два соавтора — Бутусов и бас-гитарист группы Дмитрий Умецкий. Каков именно его вклад в «Последнее письмо», сложно сказать — текст у композиции не слишком сложный и очень короткий. Позже Бутусов объяснял это так: «Я даже не понимал, о чем я пишу. Я писал интуитивно. У меня было ощущение такого рода: по тем временам я воспринимал Америку как легенду, как миф какой-то. Миф, который мы сами себе и придумали, потому что реально мы не представляли себе, что там».
Когда умолкнут все песни,
Которых я не знаю,
В терпком воздухе крикнет
Последний мой бумажный пароход
Гуд-бай, Америка, о-о-о,
Где я не был никогда,
Прощай навсегда,
Возьми банджо, сыграй мне на прощанье
Мне стали слишком малы
Твои тертые джинсы
Нас так долго учили
Любить твои запретные плоды
Гуд-бай, Америка, о-о-о,
Где я не буду никогда
Услышу ли песню, которую запомню навсегда?
Можно сказать, что песня существует в двух вариантах, хотя это и будет некоторым преувеличением. Первый раз песня появилась на альбоме «Невидимка». Записывали ее в некоторой спешке, так как только что подготовленный альбом оказался слишком коротким. Пришлось взять еще одну композицию. По словам Бутусова, у него были заготовки «Последнего письма», поэтому их и решили использовать: «Мы тогда записывали альбом, и он получался какой-то ну очень короткий, какой-то недобитый, и мы его добили…».
Иными словами записывали на скорую руку. Здесь, пожалуй, стоит добавить еще одну цитату от Бутусова: «У меня был набросок, который я хотел сделать в стиле raggae — это было модно тогда. Хотел, но не смог: времени не было. А тут взял ПС-55-ю — была у нас такая клавишная, в ней были заложены уже ритмические эффекты, звуки всякие. Врубили мы эту румбу, и думаем, во как круто — все играет, как в шарманке. И я под эту румбу записал вокал».
Однако в первой версии отсутствует знаменитая саксофонная партия, которая звучит на протяжении всей песни, и именно ею и заканчивается. В течение длительного времени концерты «Наутилуса» завершала именно эта композиция. Причем во время ее исполнения участники группы постепенно, один за другим покидали сцену. В конце оставался один саксофонист.
На волне популярности композицию не раз использовали в отечественных фильмах. Так, она дважды звучит в фильме «Брат-2», причем один раз в исполнении детского хора, что, как говорят, вызвало активное неодобрение со стороны Бутусова.