мне легче что либо сделать чем объяснить почему я так сделал

Тип мышления и уровень креативности по Брунеру

«Любого человека в любом возрасте можно обучить основам любой науки, если найти правильную форму преподавания» — Джером Сеймур Брунер.

Основная идея крупнейшего специалиста в области исследования когнитивных процессов Джерома Брунера заключалась в том, чтобы найти источники разумного мышления человека и обнаружить то, что этому процессу мешает. Именно эта идея психолога и педагога и способствовала тому, что Брунера часто обвиняли в разбрасывании и метании из стороны в сторону из одной области психологи в другую.

Брунер никогда не ограничивался узкой областью специализации, чем и отличался от большинства психологов. Напротив, он ставил новаторские эксперименты, бросая вызов принятым теориям, бесстрашно шёл в неисследованные области, и, указав новое направление движения, предоставлял возможность другим учёным заниматься деталями.

мне легче что либо сделать чем объяснить почему я так сделалИсточник: google.com.

Джером Брунер внёс значительный вклад в развитие когнитивной психологии, подробно на этом останавливаться не будем. С идеями автора можно познакомиться в его книгах. Предлагаем пройти тест на мышление и креативность, основанного на методе Брунера. Диагностика позволит определить базовый тип мышления и измерить уровень креативности у взрослого человека.

Прохождение диагностики по методике Джерома Брунера позволит не только определить свой тип мышления, но и поможет выбрать подходящее профессиональное направление, в котором больше шансов преуспеть. Прежде чем приступим к опроснику, напомним о понятии «мышление» и на какие виды делил его Джером Брунер.

мне легче что либо сделать чем объяснить почему я так сделалИсточник: google.com.

В психологии существует множество определений понятия, например, мышление — это высший этап обработки информации человеком, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира. Джером Брунер рассматривал процесс мышления как перевод с одного языка на другой и выделял шесть вариантов перевода:

— практический или предметно-образный;
— гуманитарный или предметно-знаковый;
— художественный или образно-знаковый;
— операторный или предметно-символический;
— технический или образно-символический;
— теоретический или знаково-символический.

Каждый человек обладает определённым типом мышления и данный опросник поможет его определить, достаточно ответить утвердительно или отрицательно на 75 высказываний. Обработку и анализ данных проводим следующим образом: за каждый утвердительный ответ на высказывание в опроснике ставим плюс и выводим общую сумму опираясь на табличку, представленную после опросника. Подсчитав сумму утвердительных ответов выбираем свою интерпретацию результатов.

мне легче что либо сделать чем объяснить почему я так сделалИсточник: google.com.

Каждый человек обладает определённым типом мышления и данный опросник поможет его определить, достаточно ответить утвердительно или отрицательно на 75 высказываний. Обработку и анализ данных проводим следующим образом: за каждый утвердительный ответ на высказывание в опроснике ставим плюс и выводим общую сумму опираясь на табличку, представленную после опросника. Подсчитав сумму утвердительных ответов выбираем свою интерпретацию результатов. Для удобства прохождения диагностики опросник выведен в отдельный файл.

Определение типов мышления и уровня креативности.
Диагностика по методике Джерома Брунера.

1. Мне легче что-либо сделать, чем объяснить, почему я так сделал(а).
2. Я люблю настраивать программы для компьютера.
3. Я люблю читать художественную литературу.
4. Я люблю живопись (скульптуру).
5. Я не предпочел(а) бы работу, в которой всё четко определено.
6. Мне проще усвоить что-либо, если я имею возможность манипулировать предметами.
7. Я люблю шахматы, шашки.
8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.
9. Я хотел(а) бы заниматься коллекционированием.
10. Я люблю и понимаю абстрактную живопись.

11. Я скорее хотел(а) бы быть слесарем, чем инженером.
12. Для меня алгебра интереснее, чем геометрия.
13. В художественной литературе для меня важнее не что сказано, а как сказано.
14. Я люблю посещать зрелищные мероприятия.
15. Мне не нравится регламентированная работа.
16. Мне нравится что-либо делать своими руками.
17. В детстве я любил(а) создавать свою систему слов/знаков/шифр для переписки с друзьями.
18. Я придаю большое значение форме выражения мыслей.
19. Мне трудно передать содержание рассказа без его образного представления.
20. Не люблю посещать музеи, так как все они одинаковы.

21. Любую информацию я воспринимаю как руководство к действию.
22. Меня больше привлекает товарный знак фирмы, чем её название.
23. Меня привлекает работа комментатора радио, телевидения.
24. Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины.
25. Люблю фантазировать.
26. Когда я слушаю музыку, мне хочется танцевать.
27. Мне интересно разбираться в чертежах и схемах.
28. Мне нравятся художественная литература.
29. Знакомый запах вызывает всю картину событий, происшедших много лет назад.
30. Pазнообразные увлечения делают жизнь человека богаче.

мне легче что либо сделать чем объяснить почему я так сделалИсточник: google.com.

31. Истинно только то, что можно потрогать руками.
32. Я предпочитаю точные науки.
33. Я за словом в карман не лезу.
34. Люблю рисовать.
35. Один и тот же спектакль/фильм можно смотреть много раз, главное — игра актёров, новая интерпретация.
36. Мне нравилось в детстве собирать механизмы из деталей конструктора.
37. Мне кажется, что я смог(ла) бы изучить стенографию.
38. Мне нравится читать стихи вслух.
39. Я согласен(а) с утверждением, что красота спасёт мир.
40. Я предпочел(а) бы быть закройщиком, а не портным.

41. Лучше сделать табуретку руками, чем заниматься её проектированием.
42. Мне кажется, что я смог(ла) бы овладеть профессией программиста.
43. Люблю поэзию.
44. Прежде чем изготовить какую-то деталь, сначала я делаю чертёж.
45. Мне больше нравится процесс деятельности, чем её конечный результат.
46. Для меня лучше поработать в мастерской, нежели изучать чертежи.
47. Мне интересно было бы расшифровать древние тайнописи.
48. Если мне нужно выступить, то я всегда готовлю свою речь, хотя уверен(а), что найду необходимые слова.
49. Больше люблю решать задачи по геометрии, чем по алгебре.
50. Даже в отлаженном деле пытаюсь творчески изменить что-то.

51. Я люблю дома заниматься рукоделием, мастерить.
52. Я смог(ла) бы овладеть языками программирования.
53. Мне нетрудно написать сочинение на заданную тему.
54. Мне легко представить образ несуществующего предмета или явления.
55. Я иногда сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.
56. Я предпочел(а) бы сам(а) отремонтировать утюг, нежели нести его в мастерскую.
57. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.
58. Люблю писать письма.
59. Сюжет кинофильма могу представить как ряд образов.
60. Абстрактные картины дают большую пищу для размышлений.

61. В школе мне больше всего нравились уроки труда, домоводства.
62. У меня не вызывает затруднений изучение иностранного языка.
63. Я охотно что-то рассказываю, если меня просят друзья.
64. Я легко могу представить в образах содержание услышанного.
65. Я не хотел(а) бы подчинять свою жизнь определенной системе.
66. Я чаще сначала сделаю, а потом думаю о правильности, решения.
67. Думаю, что смог(ла) бы изучить китайские иероглифы.
68. Не могу не поделиться только что услышанной новостью.
69. Мне кажется, что работа сценариста/писателя интересна.
70. Мне нравится работа дизайнера.

71. При решении какой-то проблемы мне легче идти методом проб и ошибок.
72. Изучение дорожных знаков не составило / не составит мне труда.
73. Я легко нахожу общий язык с незнакомыми людьми.
74. Меня привлекает работа художника-оформителя.
75. Не люблю ходить одним и тем же путем.

мне легче что либо сделать чем объяснить почему я так сделалИсточник: google.com.

Ключ к тесту и интерпретация результатов

Вычисляем сумму баллов основываясь на таблице, представленной на изображении ниже. Уровень креативности и базового типа мышления разбивается на три интервала:

— низкий уровень (от 0 до 5 баллов),
— средний уровень (от 6 до 9 баллов),
— высокий уровень (от 10 до 15 баллов)

Читаем результат согласно подсчётам далее.

Предметное мышление формируется у людей с практическим складом ума, для которого характерны неразрывная связь с предметом в пространстве и времени, осуществление преобразования информации с помощью предметных действий, последовательное выполнение операций. Существуют физические ограничения на преобразование. Результатом такого типа мышления становится мысль, воплощенная в новой конструкции.

мне легче что либо сделать чем объяснить почему я так сделалИсточник: tapigo.ru.

Символическое мышление формируется у людей с математическим складом ума, когда происходит преобразование информации с помощью правил вывода (в частности, алгебраических правил или арифметических знаков и операций). Результатом является мысль, выраженная в виде структур и формул, фиксирующих существенные отношения между символами.

Знаковое мышление присуще людям с гуманитарным складом ума, которое характеризуется преобразованием информации с помощью умозаключений. Знаки объединяются в более крупные единицы по правилам единой грамматики. Результатом является мысль в форме понятия или высказывания, фиксирующего существенные отношения между обозначаемыми предметами.

Образное мышление предпочитают люди с художественным складом ума, когда происходит отделение от предмета в пространстве и времени, осуществление преобразования информации с помощью действий с образами. Нет физических ограничений на преобразование. Операции могут осуществляться как последовательно, так и одновременно. Результатом служит мысль, воплощённая в новом образе.

Креативность — творческие способности человека, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей. Креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для развития творческого мышления используются обучающие ситуации, которые характеризуются незавершённостью или открытостью для включения новых элементов.

Источник

Тест на мышление и креативность Дж. Брунера

Содержание

Опросник определения типа мышления и уровня креативности Джерома Брунера определяет какой тип мышления доминирует у взрослого человека, а также каков его уровень креативности (низкий, средний или высокий).
Он состоит из 75 вопросов. Примерное время тестирования 15-20 минут.

Соответственно, в опросник включены следующие шкалы: предметное мышление, символическое мышление, образное мышление, знаковое мышление, креативность.

Джером Брунер рассматривал мышление как перевод с одного языка на другой. Таким образом, при четырех базовых языках возникает шесть вариантов перевода:
— предметно-образный (практический);
— предметно-знаковый (гуманитарный);
— предметно-символический (операторный);
— образно-знаковый (художественный);
— образно-символический (технический);
— знаково-символический (теоретический).

Стимульный материал

Инструкция к опроснику Брунера

Данный опросник поможет вам определить тип своего мышления. Если вы согласны с высказыванием, в бланке поставьте «+», если нет, то «–».

Вопросы методики

Ключ к тесту «Определение типов мышления и уровня креативности»

Обработка и анализ данных проводится следующим образом: подсчитывается сумма «+» по каждому столбцу.

Предметное мышлениеСимволическое мышлениеЗнаковое мышлениеОбразное мышлениеКреативность
1,6, 11, 16, 21, 26, 31, 36, 41, 46, 51, 56, 61, 66, 712, 7, 12, 17, 22, 27, 32, 37, 42, 47, 52, 57, 62, 67, 723, 8, 13, 18, 23, 28, 33, 38, 43, 48, 52, 58, 63, 68, 734, 9, 14, 19, 24, 29, 34, 39, 44, 49, 54, 59, 64, 69, 745, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50, 55, 60, 65, 70, 75
сумма =сумма =сумма =сумма =сумма =

Интерпретация результатов теста на мышление и креативность

Уровень креативности и базового типа мышления разбивается на три интервала: низкий уровень (от 0 до 5 баллов), средний уровень (от 6 до 9 баллов), высокий уровень (от 10 до 15 баллов).

Предметное мышление

Люди с практическим складом ума предпочитают предметное мышление, для которого характерны неразрывная связь с предметом в пространстве и времени, осуществление преобразования информации с помощью предметных действий, последовательное выполнение операций. Существуют физические ограничения на преобразование. Результатом такого типа мышления становится мысль, воплощенная в новой конструкции.

Символическое мышление

Люди с математическим складом ума отдают предпочтение символическому мышлению, когда происходит преобразование информации с помощью правил вывода (в частности, алгебраических правил или арифметических знаков и операций). Результатом является мысль, выраженная в виде структур и формул, фиксирующих существенные отношения между символами.

Знаковое мышление

Личности с гуманитарным складом ума предпочитают знаковое мышление. Оно характеризуется преобразованием информации с помощью умозаключений. Знаки объединяются в более крупные единицы по правилам единой грамматики. Результатом является мысль в форме понятия или высказывания, фиксирующего существенные отношения между обозначаемыми предметами.

Образное мышление

Люди с художественным складом ума предпочитают образный тип мышления. Это отделение от предмета в пространстве и времени, осуществление преобразования информации с помощью действий с образами. Нет физических ограничений на преобразование. Операции могут осуществляться как последовательно, так и одновременно. Результатом служит мысль, воплощенная в новом образе.

Креативность — это творческие способности человека, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей. По мнению П. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для развития творческого мышления используются обучающие ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для включения новых элементов, поощряется к формулировка множества вопросов.

Бесплатно скачать опросник определения типа мышления и уровня креативности и бланк:

Источник

Часть 3. Диагностика профессиональных способностей Методика определения типа мышления и уровня креативности

(«Профиль мышления», В.А. Ганзен, К.Б. Малышев, Л.В. Огинец)

Данный опросник – это самооценочная профориентационная методика.

Опросник содержит 75 вопросов, на которые оптант отвечает «да» – «нет». Он не занимает много времени при тестировании (15 минут) и очень прост в обработке и интерпретации результатов. Данные этой методики в сочетании с результатами общих способностей (вербальные и числовые интеллектуальные способности) могут помочь ученику и его родителям определиться с профилем 10-го класса.

Тип мышления – это индивидуальный способ аналитико-синтетического преобразования информации. Профиль мышления отображает доминирующие способы переработки информации и уровень креативности и является важнейшей личностной характеристикой человека, определяющей его стиль деятельности, склонности, интересы и профессиональную направленность.

Независимо от типа мышления человек может характеризоваться определенным уровнем креативности (творческих способностей). Креативность – это общая способность к творчеству, характеризует личность в целом и проявляется в различных сферах активности.

Инструкция: в бланке ответов отметьте свое согласие или несогласие рядом с номером утверждения соответственно знаками «+» или «-». Тест может проводиться как в индивидуальном, так и в групповом варианте.

Мне легче что-либо сделать, чем объяснить, почему я так сделал.

Я люблю составлять программы для компьютера.

Я люблю читать художественную литературу.

Я люблю живопись (скульптуру).

Я предпочел бы работу, в которой предоставлена свобода действий.

Мне проще усвоить что-либо, если я имею возможность манипулировать с предметами.

Я люблю шахматы, шашки.

Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.

Я хотел бы заниматься коллекционированием.

Люблю и понимаю абстрактную живопись.

Я скорее хотел бы быть слесарем, чем инженером.

Для меня алгебра интереснее, чем геометрия.

В художественной литературе для меня важнее не что сказано, а как сказано.

Я люблю посещать зрелищные мероприятия.

Мне не нравится регламентированная работа.

Мне нравится что-либо делать своими руками.

В детстве я любил создавать свой шифр для переписки с друзьями.

Я придаю большое значение форме выражения мыслей.

Мне трудно передать содержание рассказа без его образного представления.

Не люблю посещать музеи, так как все они одинаковы.

Любую информацию я воспринимаю как руководство к действию.

Меня больше привлекает товарный знак фирмы, чем ее название.

Меня привлекает работа комментатора радио, телевидения.

Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины.

Когда я слушаю музыку, мне хочется танцевать.

Мне интересно разбираться в чертежах и схемах.

Мне нравятся уроки литературы.

Знакомый запах вызывает всю картину событий, происшедших много лет назад.

Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче.

Истинно только то, что можно потрогать руками.

Я предпочитаю точные науки (математику, физику).

Я за словом в карман не лезу.

Мне нравилось в детстве собирать механизмы из деталей конструктора.

Мне кажется, что я смог бы изучить стенографию.

Мне нравится читать стихи вслух.

Я согласен с Ф.М. Достоевским, что красота спасет мир.

Я предпочел бы быть закройщиком, а не портным.

Лучше сделать табуретку руками, чем заниматься ее проектированием.

Мне кажется, что я смог бы овладеть профессией программиста.

Прежде чем изготовить какую-то деталь, сначала я делаю чертеж.

Мне больше нравится процесс деятельности, чем ее конечный результат.

Для меня лучше поработать в мастерской, нежели изучать чертежи.

Мне интересно было бы расшифровать древние тайнописи.

Если мне нужно выступить, то я всегда готовлю свою речь, хотя уверен, что найду необходимые слова.

Больше люблю решать задачи по геометрии, чем по алгебре.

Даже в отлаженном деле пытаюсь творчески изменить что-то.

Я люблю дома заниматься рукоделием, мастерить.

Я смог бы овладеть языками программирования.

Мне нетрудно написать сочинение на заданную тему.

Мне легко представить образ несуществующего предмета или явления.

Сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.

Я предпочел бы сам отремонтировать утюг, нежели нести его в мастерскую.

Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.

Люблю писать письма.

Сюжет кинофильма могу представить как ряд образов.

Абстрактные картины дают большую пищу для размышлений.

В школе мне больше всего нравились уроки труда, домоводства.

У меня не вызывает затруднений изучение иностранного языка.

Я охотно что-то рассказываю, если меня просят друзья.

Я легко могу представить в образах содержание услышанного.

Я не хотел бы подчинять свою жизнь определенной системе.

Я чаще сначала сделаю, а потом думаю о правильности решения.

Думаю, что смог бы изучить китайские иероглифы.

Не могу не поделиться только что услышанной новостью.

Мне кажется, что работа сценариста интересна.

Мне нравится работа дизайнера.

При решении какой-то проблемы мне легче идти методом проб и ошибок.

Если бы у меня была машина, то изучение дорожных знаков не составило бы труда.

Я легко нахожу общий язык с незнакомыми людьми.

Меня привлекает работа художника-оформителя.

Не люблю ходить одним и тем же путем.

В бланке ответов подсчитывается сумма «+» для каждого фактора (5 вертикальных столбцов):

креативность (творческие способности).

Шкала оценки выраженности креативности (творческих способностей) и базового типа мышления разбивается на три интервала:

• низкий уровень – от 0 до 5 баллов;

• средний уровень – от 6 до 9 баллов;

• высокий уровень – от 10 до 15 баллов.

Интерпретации подвергаются только результаты, достигшие высокого уровня выраженности. Результаты низкого уровня не участвуют в интерпретации. Данные, относящиеся к среднему уровню, могут говорить лишь о тенденции, не могут служить основанием для серьезных выводов и требуют дополнительной диагностики.

Можно выделить 4 типа мышления, каждый из которых обладает специфическими характеристиками.

Предметное мышление. Мыслительный процесс осуществляется с помощью предметных действий, манипуляций с предметом. Практическое действие частично заменяет мыслительную операцию по предвидению и предварительному учету некоторых последствий, вытекающих из проблемы. Существуют физические ограничения на преобразование: возможности самого предмета (материал, особенности конструкции и т.д.), а также наглядность ситуации, наличие или отсутствие предмета в данный момент. Мыслительные операции выполняются только последовательно друг за другом. Результатом является мысль, воплощенная в новой конструкции. Этим типом мышления обладают люди с практическим складом ума. Часто встречается у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.

Символическое мышление. Преобразование информации (чисел, символов, кодов) осуществляется с помощью правил вывода (в частности, алгебраических правил или арифметических знаков и операций). Результатом является мысль, выраженная в виде структур, формул, программ, фиксирующих существенные отношения между символами. Этим мышлением обладают люди с математическим складом ума.

Знаковое мышление. Преобразование информации осуществляется с помощью понятий, суждений, умозаключений. Знаки объединяются в более крупные единицы по правилам единой грамматики. Все мыслительные операции производятся без опоры на реальный предмет. Результатом является мысль в форме понятия или высказывания, фиксирующего существенные отношения между обозначаемыми предметами. Этим мышлением обладают люди с гуманитарным складом ума.

Образное мышление. Преобразование информации осуществляется с помощью действий с образами. Образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением, поэтому оно отделено от предмета в пространстве и времени. Нет физических ограничений на преобразование. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования ими человек может найти решение интересующей его задачи. Мыслительные операции можно осуществлять последовательно и одновременно. Результатом является мысль, воплощенная в новом образе. Этим мышлением обладают люди с художественным складом ума.

Согласно Д. Брунеру, мышление можно рассматривать как перевод с одного языка на другой. Следовательно, при четырех базовых языках возникает 6 вариантов перевода в ситуации одновременной выраженности двух типов (высокий уровень):

Высокие показатели по шкале «креативность» говорят о предпочтении данным человеком творчески подходить к делу. Креативный человек – это творческий человек, склонный к нестандартным способам решения задач, способный к оригинальным и нестандартным действиям, открытию нового, созданию уникальных продуктов.

Результаты данной методики в сочетании с результатами диагностики общего интеллектуального уровня развития, математических и вербальных способностей и профессиональных интересов могут лежать в основе выбора профильного класса учащимся и будущей профессии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *