мне легче что либо сделать чем объяснить почему я так сделал
Тип мышления и уровень креативности по Брунеру
«Любого человека в любом возрасте можно обучить основам любой науки, если найти правильную форму преподавания» — Джером Сеймур Брунер.
Основная идея крупнейшего специалиста в области исследования когнитивных процессов Джерома Брунера заключалась в том, чтобы найти источники разумного мышления человека и обнаружить то, что этому процессу мешает. Именно эта идея психолога и педагога и способствовала тому, что Брунера часто обвиняли в разбрасывании и метании из стороны в сторону из одной области психологи в другую.
Брунер никогда не ограничивался узкой областью специализации, чем и отличался от большинства психологов. Напротив, он ставил новаторские эксперименты, бросая вызов принятым теориям, бесстрашно шёл в неисследованные области, и, указав новое направление движения, предоставлял возможность другим учёным заниматься деталями.
Источник: google.com.
Джером Брунер внёс значительный вклад в развитие когнитивной психологии, подробно на этом останавливаться не будем. С идеями автора можно познакомиться в его книгах. Предлагаем пройти тест на мышление и креативность, основанного на методе Брунера. Диагностика позволит определить базовый тип мышления и измерить уровень креативности у взрослого человека.
Прохождение диагностики по методике Джерома Брунера позволит не только определить свой тип мышления, но и поможет выбрать подходящее профессиональное направление, в котором больше шансов преуспеть. Прежде чем приступим к опроснику, напомним о понятии «мышление» и на какие виды делил его Джером Брунер.
Источник: google.com.
В психологии существует множество определений понятия, например, мышление — это высший этап обработки информации человеком, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира. Джером Брунер рассматривал процесс мышления как перевод с одного языка на другой и выделял шесть вариантов перевода:
— практический или предметно-образный;
— гуманитарный или предметно-знаковый;
— художественный или образно-знаковый;
— операторный или предметно-символический;
— технический или образно-символический;
— теоретический или знаково-символический.
Каждый человек обладает определённым типом мышления и данный опросник поможет его определить, достаточно ответить утвердительно или отрицательно на 75 высказываний. Обработку и анализ данных проводим следующим образом: за каждый утвердительный ответ на высказывание в опроснике ставим плюс и выводим общую сумму опираясь на табличку, представленную после опросника. Подсчитав сумму утвердительных ответов выбираем свою интерпретацию результатов.
Источник: google.com.
Каждый человек обладает определённым типом мышления и данный опросник поможет его определить, достаточно ответить утвердительно или отрицательно на 75 высказываний. Обработку и анализ данных проводим следующим образом: за каждый утвердительный ответ на высказывание в опроснике ставим плюс и выводим общую сумму опираясь на табличку, представленную после опросника. Подсчитав сумму утвердительных ответов выбираем свою интерпретацию результатов. Для удобства прохождения диагностики опросник выведен в отдельный файл.
Определение типов мышления и уровня креативности.
Диагностика по методике Джерома Брунера.
1. Мне легче что-либо сделать, чем объяснить, почему я так сделал(а).
2. Я люблю настраивать программы для компьютера.
3. Я люблю читать художественную литературу.
4. Я люблю живопись (скульптуру).
5. Я не предпочел(а) бы работу, в которой всё четко определено.
6. Мне проще усвоить что-либо, если я имею возможность манипулировать предметами.
7. Я люблю шахматы, шашки.
8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.
9. Я хотел(а) бы заниматься коллекционированием.
10. Я люблю и понимаю абстрактную живопись.
11. Я скорее хотел(а) бы быть слесарем, чем инженером.
12. Для меня алгебра интереснее, чем геометрия.
13. В художественной литературе для меня важнее не что сказано, а как сказано.
14. Я люблю посещать зрелищные мероприятия.
15. Мне не нравится регламентированная работа.
16. Мне нравится что-либо делать своими руками.
17. В детстве я любил(а) создавать свою систему слов/знаков/шифр для переписки с друзьями.
18. Я придаю большое значение форме выражения мыслей.
19. Мне трудно передать содержание рассказа без его образного представления.
20. Не люблю посещать музеи, так как все они одинаковы.
21. Любую информацию я воспринимаю как руководство к действию.
22. Меня больше привлекает товарный знак фирмы, чем её название.
23. Меня привлекает работа комментатора радио, телевидения.
24. Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины.
25. Люблю фантазировать.
26. Когда я слушаю музыку, мне хочется танцевать.
27. Мне интересно разбираться в чертежах и схемах.
28. Мне нравятся художественная литература.
29. Знакомый запах вызывает всю картину событий, происшедших много лет назад.
30. Pазнообразные увлечения делают жизнь человека богаче.
Источник: google.com.
31. Истинно только то, что можно потрогать руками.
32. Я предпочитаю точные науки.
33. Я за словом в карман не лезу.
34. Люблю рисовать.
35. Один и тот же спектакль/фильм можно смотреть много раз, главное — игра актёров, новая интерпретация.
36. Мне нравилось в детстве собирать механизмы из деталей конструктора.
37. Мне кажется, что я смог(ла) бы изучить стенографию.
38. Мне нравится читать стихи вслух.
39. Я согласен(а) с утверждением, что красота спасёт мир.
40. Я предпочел(а) бы быть закройщиком, а не портным.
41. Лучше сделать табуретку руками, чем заниматься её проектированием.
42. Мне кажется, что я смог(ла) бы овладеть профессией программиста.
43. Люблю поэзию.
44. Прежде чем изготовить какую-то деталь, сначала я делаю чертёж.
45. Мне больше нравится процесс деятельности, чем её конечный результат.
46. Для меня лучше поработать в мастерской, нежели изучать чертежи.
47. Мне интересно было бы расшифровать древние тайнописи.
48. Если мне нужно выступить, то я всегда готовлю свою речь, хотя уверен(а), что найду необходимые слова.
49. Больше люблю решать задачи по геометрии, чем по алгебре.
50. Даже в отлаженном деле пытаюсь творчески изменить что-то.
51. Я люблю дома заниматься рукоделием, мастерить.
52. Я смог(ла) бы овладеть языками программирования.
53. Мне нетрудно написать сочинение на заданную тему.
54. Мне легко представить образ несуществующего предмета или явления.
55. Я иногда сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.
56. Я предпочел(а) бы сам(а) отремонтировать утюг, нежели нести его в мастерскую.
57. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.
58. Люблю писать письма.
59. Сюжет кинофильма могу представить как ряд образов.
60. Абстрактные картины дают большую пищу для размышлений.
61. В школе мне больше всего нравились уроки труда, домоводства.
62. У меня не вызывает затруднений изучение иностранного языка.
63. Я охотно что-то рассказываю, если меня просят друзья.
64. Я легко могу представить в образах содержание услышанного.
65. Я не хотел(а) бы подчинять свою жизнь определенной системе.
66. Я чаще сначала сделаю, а потом думаю о правильности, решения.
67. Думаю, что смог(ла) бы изучить китайские иероглифы.
68. Не могу не поделиться только что услышанной новостью.
69. Мне кажется, что работа сценариста/писателя интересна.
70. Мне нравится работа дизайнера.
71. При решении какой-то проблемы мне легче идти методом проб и ошибок.
72. Изучение дорожных знаков не составило / не составит мне труда.
73. Я легко нахожу общий язык с незнакомыми людьми.
74. Меня привлекает работа художника-оформителя.
75. Не люблю ходить одним и тем же путем.
Источник: google.com.
Ключ к тесту и интерпретация результатов
Вычисляем сумму баллов основываясь на таблице, представленной на изображении ниже. Уровень креативности и базового типа мышления разбивается на три интервала:
— низкий уровень (от 0 до 5 баллов),
— средний уровень (от 6 до 9 баллов),
— высокий уровень (от 10 до 15 баллов)
Читаем результат согласно подсчётам далее.
Предметное мышление формируется у людей с практическим складом ума, для которого характерны неразрывная связь с предметом в пространстве и времени, осуществление преобразования информации с помощью предметных действий, последовательное выполнение операций. Существуют физические ограничения на преобразование. Результатом такого типа мышления становится мысль, воплощенная в новой конструкции.
Источник: tapigo.ru.
Символическое мышление формируется у людей с математическим складом ума, когда происходит преобразование информации с помощью правил вывода (в частности, алгебраических правил или арифметических знаков и операций). Результатом является мысль, выраженная в виде структур и формул, фиксирующих существенные отношения между символами.
Знаковое мышление присуще людям с гуманитарным складом ума, которое характеризуется преобразованием информации с помощью умозаключений. Знаки объединяются в более крупные единицы по правилам единой грамматики. Результатом является мысль в форме понятия или высказывания, фиксирующего существенные отношения между обозначаемыми предметами.
Образное мышление предпочитают люди с художественным складом ума, когда происходит отделение от предмета в пространстве и времени, осуществление преобразования информации с помощью действий с образами. Нет физических ограничений на преобразование. Операции могут осуществляться как последовательно, так и одновременно. Результатом служит мысль, воплощённая в новом образе.
Креативность — творческие способности человека, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей. Креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для развития творческого мышления используются обучающие ситуации, которые характеризуются незавершённостью или открытостью для включения новых элементов.
Тест на мышление и креативность Дж. Брунера
Содержание
Опросник определения типа мышления и уровня креативности Джерома Брунера определяет какой тип мышления доминирует у взрослого человека, а также каков его уровень креативности (низкий, средний или высокий).
Он состоит из 75 вопросов. Примерное время тестирования 15-20 минут.
Соответственно, в опросник включены следующие шкалы: предметное мышление, символическое мышление, образное мышление, знаковое мышление, креативность.
Джером Брунер рассматривал мышление как перевод с одного языка на другой. Таким образом, при четырех базовых языках возникает шесть вариантов перевода:
— предметно-образный (практический);
— предметно-знаковый (гуманитарный);
— предметно-символический (операторный);
— образно-знаковый (художественный);
— образно-символический (технический);
— знаково-символический (теоретический).
Стимульный материал
Инструкция к опроснику Брунера
Данный опросник поможет вам определить тип своего мышления. Если вы согласны с высказыванием, в бланке поставьте «+», если нет, то «–».
Вопросы методики
Ключ к тесту «Определение типов мышления и уровня креативности»
Обработка и анализ данных проводится следующим образом: подсчитывается сумма «+» по каждому столбцу.
Предметное мышление | Символическое мышление | Знаковое мышление | Образное мышление | Креативность |
1,6, 11, 16, 21, 26, 31, 36, 41, 46, 51, 56, 61, 66, 71 | 2, 7, 12, 17, 22, 27, 32, 37, 42, 47, 52, 57, 62, 67, 72 | 3, 8, 13, 18, 23, 28, 33, 38, 43, 48, 52, 58, 63, 68, 73 | 4, 9, 14, 19, 24, 29, 34, 39, 44, 49, 54, 59, 64, 69, 74 | 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50, 55, 60, 65, 70, 75 |
сумма = | сумма = | сумма = | сумма = | сумма = |
Интерпретация результатов теста на мышление и креативность
Уровень креативности и базового типа мышления разбивается на три интервала: низкий уровень (от 0 до 5 баллов), средний уровень (от 6 до 9 баллов), высокий уровень (от 10 до 15 баллов).
Предметное мышление
Люди с практическим складом ума предпочитают предметное мышление, для которого характерны неразрывная связь с предметом в пространстве и времени, осуществление преобразования информации с помощью предметных действий, последовательное выполнение операций. Существуют физические ограничения на преобразование. Результатом такого типа мышления становится мысль, воплощенная в новой конструкции.
Символическое мышление
Люди с математическим складом ума отдают предпочтение символическому мышлению, когда происходит преобразование информации с помощью правил вывода (в частности, алгебраических правил или арифметических знаков и операций). Результатом является мысль, выраженная в виде структур и формул, фиксирующих существенные отношения между символами.
Знаковое мышление
Личности с гуманитарным складом ума предпочитают знаковое мышление. Оно характеризуется преобразованием информации с помощью умозаключений. Знаки объединяются в более крупные единицы по правилам единой грамматики. Результатом является мысль в форме понятия или высказывания, фиксирующего существенные отношения между обозначаемыми предметами.
Образное мышление
Люди с художественным складом ума предпочитают образный тип мышления. Это отделение от предмета в пространстве и времени, осуществление преобразования информации с помощью действий с образами. Нет физических ограничений на преобразование. Операции могут осуществляться как последовательно, так и одновременно. Результатом служит мысль, воплощенная в новом образе.
Креативность — это творческие способности человека, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей. По мнению П. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для развития творческого мышления используются обучающие ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для включения новых элементов, поощряется к формулировка множества вопросов.
Бесплатно скачать опросник определения типа мышления и уровня креативности и бланк:
Часть 3. Диагностика профессиональных способностей Методика определения типа мышления и уровня креативности
(«Профиль мышления», В.А. Ганзен, К.Б. Малышев, Л.В. Огинец)
Данный опросник – это самооценочная профориентационная методика.
Опросник содержит 75 вопросов, на которые оптант отвечает «да» – «нет». Он не занимает много времени при тестировании (15 минут) и очень прост в обработке и интерпретации результатов. Данные этой методики в сочетании с результатами общих способностей (вербальные и числовые интеллектуальные способности) могут помочь ученику и его родителям определиться с профилем 10-го класса.
Тип мышления – это индивидуальный способ аналитико-синтетического преобразования информации. Профиль мышления отображает доминирующие способы переработки информации и уровень креативности и является важнейшей личностной характеристикой человека, определяющей его стиль деятельности, склонности, интересы и профессиональную направленность.
Независимо от типа мышления человек может характеризоваться определенным уровнем креативности (творческих способностей). Креативность – это общая способность к творчеству, характеризует личность в целом и проявляется в различных сферах активности.
Инструкция: в бланке ответов отметьте свое согласие или несогласие рядом с номером утверждения соответственно знаками «+» или «-». Тест может проводиться как в индивидуальном, так и в групповом варианте.
Мне легче что-либо сделать, чем объяснить, почему я так сделал.
Я люблю составлять программы для компьютера.
Я люблю читать художественную литературу.
Я люблю живопись (скульптуру).
Я предпочел бы работу, в которой предоставлена свобода действий.
Мне проще усвоить что-либо, если я имею возможность манипулировать с предметами.
Я люблю шахматы, шашки.
Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.
Я хотел бы заниматься коллекционированием.
Люблю и понимаю абстрактную живопись.
Я скорее хотел бы быть слесарем, чем инженером.
Для меня алгебра интереснее, чем геометрия.
В художественной литературе для меня важнее не что сказано, а как сказано.
Я люблю посещать зрелищные мероприятия.
Мне не нравится регламентированная работа.
Мне нравится что-либо делать своими руками.
В детстве я любил создавать свой шифр для переписки с друзьями.
Я придаю большое значение форме выражения мыслей.
Мне трудно передать содержание рассказа без его образного представления.
Не люблю посещать музеи, так как все они одинаковы.
Любую информацию я воспринимаю как руководство к действию.
Меня больше привлекает товарный знак фирмы, чем ее название.
Меня привлекает работа комментатора радио, телевидения.
Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины.
Когда я слушаю музыку, мне хочется танцевать.
Мне интересно разбираться в чертежах и схемах.
Мне нравятся уроки литературы.
Знакомый запах вызывает всю картину событий, происшедших много лет назад.
Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче.
Истинно только то, что можно потрогать руками.
Я предпочитаю точные науки (математику, физику).
Я за словом в карман не лезу.
Мне нравилось в детстве собирать механизмы из деталей конструктора.
Мне кажется, что я смог бы изучить стенографию.
Мне нравится читать стихи вслух.
Я согласен с Ф.М. Достоевским, что красота спасет мир.
Я предпочел бы быть закройщиком, а не портным.
Лучше сделать табуретку руками, чем заниматься ее проектированием.
Мне кажется, что я смог бы овладеть профессией программиста.
Прежде чем изготовить какую-то деталь, сначала я делаю чертеж.
Мне больше нравится процесс деятельности, чем ее конечный результат.
Для меня лучше поработать в мастерской, нежели изучать чертежи.
Мне интересно было бы расшифровать древние тайнописи.
Если мне нужно выступить, то я всегда готовлю свою речь, хотя уверен, что найду необходимые слова.
Больше люблю решать задачи по геометрии, чем по алгебре.
Даже в отлаженном деле пытаюсь творчески изменить что-то.
Я люблю дома заниматься рукоделием, мастерить.
Я смог бы овладеть языками программирования.
Мне нетрудно написать сочинение на заданную тему.
Мне легко представить образ несуществующего предмета или явления.
Сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.
Я предпочел бы сам отремонтировать утюг, нежели нести его в мастерскую.
Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.
Люблю писать письма.
Сюжет кинофильма могу представить как ряд образов.
Абстрактные картины дают большую пищу для размышлений.
В школе мне больше всего нравились уроки труда, домоводства.
У меня не вызывает затруднений изучение иностранного языка.
Я охотно что-то рассказываю, если меня просят друзья.
Я легко могу представить в образах содержание услышанного.
Я не хотел бы подчинять свою жизнь определенной системе.
Я чаще сначала сделаю, а потом думаю о правильности решения.
Думаю, что смог бы изучить китайские иероглифы.
Не могу не поделиться только что услышанной новостью.
Мне кажется, что работа сценариста интересна.
Мне нравится работа дизайнера.
При решении какой-то проблемы мне легче идти методом проб и ошибок.
Если бы у меня была машина, то изучение дорожных знаков не составило бы труда.
Я легко нахожу общий язык с незнакомыми людьми.
Меня привлекает работа художника-оформителя.
Не люблю ходить одним и тем же путем.
В бланке ответов подсчитывается сумма «+» для каждого фактора (5 вертикальных столбцов):
креативность (творческие способности).
Шкала оценки выраженности креативности (творческих способностей) и базового типа мышления разбивается на три интервала:
• низкий уровень – от 0 до 5 баллов;
• средний уровень – от 6 до 9 баллов;
• высокий уровень – от 10 до 15 баллов.
Интерпретации подвергаются только результаты, достигшие высокого уровня выраженности. Результаты низкого уровня не участвуют в интерпретации. Данные, относящиеся к среднему уровню, могут говорить лишь о тенденции, не могут служить основанием для серьезных выводов и требуют дополнительной диагностики.
Можно выделить 4 типа мышления, каждый из которых обладает специфическими характеристиками.
Предметное мышление. Мыслительный процесс осуществляется с помощью предметных действий, манипуляций с предметом. Практическое действие частично заменяет мыслительную операцию по предвидению и предварительному учету некоторых последствий, вытекающих из проблемы. Существуют физические ограничения на преобразование: возможности самого предмета (материал, особенности конструкции и т.д.), а также наглядность ситуации, наличие или отсутствие предмета в данный момент. Мыслительные операции выполняются только последовательно друг за другом. Результатом является мысль, воплощенная в новой конструкции. Этим типом мышления обладают люди с практическим складом ума. Часто встречается у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.
Символическое мышление. Преобразование информации (чисел, символов, кодов) осуществляется с помощью правил вывода (в частности, алгебраических правил или арифметических знаков и операций). Результатом является мысль, выраженная в виде структур, формул, программ, фиксирующих существенные отношения между символами. Этим мышлением обладают люди с математическим складом ума.
Знаковое мышление. Преобразование информации осуществляется с помощью понятий, суждений, умозаключений. Знаки объединяются в более крупные единицы по правилам единой грамматики. Все мыслительные операции производятся без опоры на реальный предмет. Результатом является мысль в форме понятия или высказывания, фиксирующего существенные отношения между обозначаемыми предметами. Этим мышлением обладают люди с гуманитарным складом ума.
Образное мышление. Преобразование информации осуществляется с помощью действий с образами. Образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением, поэтому оно отделено от предмета в пространстве и времени. Нет физических ограничений на преобразование. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования ими человек может найти решение интересующей его задачи. Мыслительные операции можно осуществлять последовательно и одновременно. Результатом является мысль, воплощенная в новом образе. Этим мышлением обладают люди с художественным складом ума.
Согласно Д. Брунеру, мышление можно рассматривать как перевод с одного языка на другой. Следовательно, при четырех базовых языках возникает 6 вариантов перевода в ситуации одновременной выраженности двух типов (высокий уровень):
Высокие показатели по шкале «креативность» говорят о предпочтении данным человеком творчески подходить к делу. Креативный человек – это творческий человек, склонный к нестандартным способам решения задач, способный к оригинальным и нестандартным действиям, открытию нового, созданию уникальных продуктов.
Результаты данной методики в сочетании с результатами диагностики общего интеллектуального уровня развития, математических и вербальных способностей и профессиональных интересов могут лежать в основе выбора профильного класса учащимся и будущей профессии.